Научная статья на тему 'АКЦЕНТУАЦИИ И ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ'

АКЦЕНТУАЦИИ И ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ / ВЗАИМОСВЯЗИ / АКЦЕНТУАЦИИ / COLOR PREFERENCES OF TEENAGERS / RELATIONSHIPS / ACCENTUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дудорова Е.В., Горовец А.А.

Основная цель данной работы заключалась в выявлении взаимосвязи между акцентуациями и цветовыми предпочтениями подростков с академической успеваемостью по гуманитарным и естественнонаучным предметам. Достижение данной цели предполагало постановку соответствующих задач. С целью проверки выдвинутых гипотез было организовано эмпирическое исследование, в ходе которого были обработаны количественные данные 50 испытуемых в возрасте 14-15 лет. В частности, был использован пакет диагностических методик, позволяющих выявить выраженные акцентуации характера и цветовые предпочтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCENTUATIONS AND COLOR PREFERENCES OF TEENAGERS IN CONNECTION WITH ACADEMIC PERFORMANCE IN THE HUMANITIES AND NATURAL SCIENCES

The main target of this work was to identify the relationship between accentuations and color preferences of teenagers with academic performance in humanitarian and natural science. Achieving this target implied the formulation of relevant tasks. In order to verify the hypotheses an empirical study was organized, during which quantitative data of 50 subjects aged 14-15 years were processed. In particular, a package of diagnostic techniques was used to identify pronounced character accentuations and color preferences.

Текст научной работы на тему «АКЦЕНТУАЦИИ И ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ»

АКЦЕНТУАЦИИ И ЦВЕТОВЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СВЯЗИ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И ЕСТЕСТВЕННО_НАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ._

Дудорова Е.В., Горовец А.А.

Пермь, Россия

ACCENTUATIONS AND COLOR PREFERENCES OF TEENAGERS IN CONNECTION WITH ACADEMIC PERFORMANCE IN THE HUMANITIES AND NATURAL SCIENCES.

Dudorova E.V., Gorovets A.A.

Perm, Russia

ANNOTATION

The main target of this work was to identify the relationship between accentuations and color preferences of teenagers with academic performance in humanitarian and natural science. Achieving this target implied the formulation of relevant tasks.

In order to verify the hypotheses an empirical study was organized, during which quantitative data of 50 subjects aged 14-15 years were processed. In particular, a package of diagnostic techniques was used to identify pronounced character accentuations and color preferences.

АННОТАЦИЯ

Основная цель данной работы заключалась в выявлении взаимосвязи между акцентуациями и цветовыми предпочтениями подростков с академической успеваемостью по гуманитарным и естественнонаучным предметам. Достижение данной цели предполагало постановку соответствующих задач.

С целью проверки выдвинутых гипотез было организовано эмпирическое исследование, в ходе которого были обработаны количественные данные 50 испытуемых в возрасте 14-15 лет. В частности, был использован пакет диагностических методик, позволяющих выявить выраженные акцентуации характера и цветовые предпочтения.

Ключевые слова: цветовые предпочтения подростков, взаимосвязи, акцентуации.

Keywords: color preferences of teenagers, relationships, accentuations.

Исследования цветовых предпочтений разноплановы, поскольку варьируются от изучения связи цветовой символики с сознанием и мировоззрением подростков, до анализа психодиагностического аспекта цветового символизма в учебном процессе (например, Закирова, Х.Д. [9], Самарина Л.В. [32], Базыма Б.А. [5],

В настоящей работе, вслед за А.Е. Личко акцентуация рассматривается, как

«дисгармоничное развитие характера, проявляющееся в усиленной выраженности отдельных его черт» [15]. При этом личность становится более уязвимой к внешним и внутренним воздействиям и испытывает адаптационные сложности в некоторых условиях.

Успешность школьного обучения находится в прямой зависимости от способностей, творческого потенциала и личностных свойств человека. Данная проблема активно разрабатывалась в исследованиях отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.Ф. Бурлачук, Р. Бернс, Л.И. Божович). С.И. Гужова отмечает, что учебная деятельность связана со становлением личности подростка [6, с. 102]. В связи с этим проблема зависимости академической успеваемости от акцентуаций характера и цветовых предпочтений остается в настоящее время одной из ключевых в психологии. Под академической успеваемостью в нашей работе понималась продуктивность учебной

деятельности по естественно-научным и гуманитарным дисциплинам.

Цветовые предпочтения понимаются нами в контексте подхода М. Люшера [22]. Согласно его теории цветовыбора, восприятие цвета универсально, однако выбор цвета субъективен, и это позволяет производить измерения субъективных состояний [22]. Во второй половине 20 века в психологии утвердился подход анализа эмоциональных состояний посредством выявления цветовых предпочтений.

В настоящее время имеются эмпирические подтверждения наличия различий в акцентуациях, цветовых предпочтениях подростков и академической успеваемости. В частности, в работах С.М Смолиной [26] описаны положительные корреляции между гипертимной акцентуацией, предпочтением красного и синего цвета и неустойчивой академической успеваемостью, варьирующейся от

неудовлетворительной до отличной; обратные связи между лабильной акцентуацией, синим, желтым цветом и академической успеваемостью, определяемой отношением подростка к школьному предмету. В работах И.П. Дубровиной и П.В. Симонова представлены различия в проявлении академической успеваемости в зависимости от учебной мотивации [17, с. 115]. Однако данные результаты не дифференцируют академическую успеваемость по гуманитарным и естественнонаучным предметам. Поэтому, дефицит научных

сведений относительно специфики академической успеваемости по естественно-научным и гуманитарным предметам в связи с цветовыми предпочтениями и акцентуациями характера, определяют актуальность этой научной проблематики.

В нашей работе было поставлено два исследовательских вопроса:

1) Существует ли специфика взаимосвязей проявлений акцентуаций и цветовых предпочтений подростков относительно академической успеваемости по гуманитарным предметам и естественно-научным предметам?

2) Выяснить, существуют ли различия в особенностях акцентуаций, цветовых предпочтений и академической успеваемостью по гуманитарным и естественно-научным предметам? Для решения исследовательских вопросов были выдвинуты исследовательские гипотезы. Основываясь на эмпирических результатах, подтверждающих наличие взаимосвязи между акцентуациями, цветовыми предпочтениями подростков и академической успеваемостью [17], [26, с. 85-90].

Были выдвинуты две исследовательские гипотезы.

Гипотеза 1. Акцентуациии и цветовые предпочтения красного и синего цвета специфически корреллируют с академической успеваемостью по гуманитарным и естественнонаучным предметам.

Гипотеза 2. Существуют различия в проявлении акцентуаций и цветовых предпочтений подростков в связи академической успеваемостью по гуманитарным и естественно-научным предметам.

Метод.

Выборку эмпирического исследования составили 50 учащихся средней образовательной школы, в возрасте 14-15 лет, включая 25 девочек и 25 мальчиков. Для диагностики акцентуаций характера использовался модифицированный патохарактерологический опросник А.Е. Личко [15]. Цветовые предпочтения изучались посредством теста «Метод цветовых выборов» М. Люшера [22]. Академическая успеваемость по гуманитарным предметам измерялась посредством вычисления среднего балла в результате суммирования оценок с последующим вычислением средних баллов по литературе, русскому языку и обществознанию за полугодие. Академическая успеваемость по естественнонаучным предметам измерялась посредством вычисления среднего балла в результате суммирования оценок по математике, геометрии, химии за полугодие. Для тестирования гипотез применялся корреляционный анализ по Спирмену. Сравнение показателей осуществлялось с помощью критерия Манна-Уитни для независимых выборок. Расчеты производились с помощью программы SPSS.

Результаты.

Результаты корреляционного анализа выявили, что повышение академической успеваемости по гуманитарным предметам у подростков было связано с повышением выраженности демонстративной (г=0,641 р=0,019), гипертимной (г=-0,723 р=0,035), , интровертированной (г=0,928 р=0,041), лабильной (г=0,506 р=0,025), тревожно-педантичной (г=-0,477 р=0,032) акцентуаций. Кроме того, выявленная прямая взаимосвязь между педантичным типом акцентуации и синим цветом (г=0,652), свидетельствует о том, что чем выше уровень выраженности пунктуальности, добросовестности, усидчивости, ориентированности на высокий результат и качество выполняемой работы, а также потребность в спокойствии и удовлетворении, тем выше академическая успеваемость по гуманитарным предметам.

Прямые взаимосвязи между демонстративной акцентуацией и красным (г=0,319) и желтым цветом (г=0,564), позволяют сделать вывод, что выраженность стремления к лидерству, потребности в признании, восхищении, похвалы, в активной деятельности и перспективе соотносятся с высокой академической успеваемости.

Прямая связь не гипертимной акцентуации и черного цвета (г=0,701) свидетельствует о том, что выраженность самостоятельности,

коммуникабельности, энергичности, деловитости и инициативности связана с высокими показателями академической успеваемости по гуманитарным предметам (0,38).

Таким образом, по результатам нашего эмпирического исследования позволили установить, что между демонстративным, гипертимическим, интровертированным,

лабильным, тревожно-педантическим типами акцентуаций и красным, желтым, синим, зеленым цветом и высоким уровнем академической успеваемости по гуманитарным предметам существуют достоверные связи.

Лабильный тип акцентуации отрицательно коррелирует с зеленым цветов (г=-0,438) как причинами академической успеваемости по гуманитарным предметам. Следовательно, чем выше уровень выраженности показателей общительности, добродушия, искренней привязанности и социальной отзывчивости, а также наличия потребности в перспективах, тем выше уровень академической успеваемости (0,39). При этом, чем ниже уровень выраженности перечисленных характеристик и потребность в самоутверждении, тем ниже уровень академической успеваемости (-0,47).

Выявлена обратная связь между неустойчивым типом акцентуации и серым цветом. Это свидетельствует о том, что чем ниже выражены характеристики страха наказаний, трусливости, а также потребность в спокойствии, устойчивой привязанности и уровень внутренних переживаний, тем ниже уровень академической успеваемости (0,64).

Существующая обратная связь между гипертимным типом и черным цветом (г = -0,723) указывает на то, что чем меньше выражены такие черты характера как оптимизм, стремление к лидерству, коммуникабельность, объективность при оценке ситуации и потребность в самоконтроле, тем ниже уровень академической успеваемости (-0,59).

Между тревожно-педантичным типом акцентуации существует обратная связь с коричневым цветом (г=-0,477) говорит о том, что чем менее выражены представленные черты характера, импульсивность, потребность в комфорте и безопасности, тем ниже уровень успеваемости по гуманитарным предметам.

Итоги применения критерия Манна-Уитни показали наличие значимых различий по трем шкалам. В частности, для академической успеваемости у подростков по гуманитарным предметам в сравнении с академической успеваемостью по естественно-научным предметам характерно статистически более высокие показатели педантичной (1=2,821 при р<0,05), дистимической (1=19,5 при р<0,001), и гипертимической акцентуации характера (1=3,411 при р<0,001).

В результате анализа различий цветовых акцентуаций было установлено, что для академической успеваемости по естественно -научным предметам характерны высокие значения коричневого цвета (1=0,877 при р<0,01), в то время как для академической успеваемости по гуманитарным предметам - синего (1=0,960 при р<0,05) и красного цветов (1=0,672 при р<0,01).

Установлено, что подростки с выраженной сенситивной, тревожно-педантичной, астено-невротической, демонстративной, возбудимой, педантичной, застревающей, эмотивной акцентуацией с предпочтением синего, зеленого, красного, серого цветов характерен высокий уровень академической успеваемости по естественно-научным предметам. Подростки, характеризующиеся низкой выраженностью представленных акцентуаций, предпочитающих серый, синий, желтый, красный, отличаются низкой академической успеваемостью по естественно-научным предметам.

Таким образом, результаты исследования позволили установить наличие достоверных различий проявлений акцентуаций и цветовых предпочтений в связи с академической успеваемостью. На статистически значимом уровне академическая успеваемость по гуманитарным предметам характеризуется выраженностью педантичной, дистимической и гипертимической акцентуации, а также синего и красного цвета. Академическая успеваемость по естественно -научным предметам характеризуется высокими значениями показателей коричневого цвета и выраженностью застревающей акцентуации (1=0,895, при р<0,05).

Существуют различия в акцентуациях, цветовых предпочтениях подростков и с

академической успеваемости по гуманитарным и естественно-научным предметам. Академическая успеваемость подростков по гуманитарным предметам характерна для подростков с выраженной педантичной, дистимической и гипертимической акцентуации, а также предпочтением синего и красного цвета. Академическая успеваемость по естественнонаучным предметам характерна для подростков с выраженной застревающей акцентуацией, и предпочитающих коричневый цвет.

Как можно объяснить эти данные? По результатам эмпирического исследования с применением методов математической статистики можно констатировать, что наиболее выраженными акцентуациями характера в группе испытуемых являются лабильный, гипертимный, демонстративный и неуравновешенный. При этом наиболее предпочитаемыми цветами выступают синий, красный, желтый и зеленый. Между демонстративным, гипертимическим,

интровертированным, лабильным, тревожно -педантическим типами акцентуаций и красным, желтым, синим, зеленым цветом и высоким уровнем академической успеваемости по гуманитарным предметам существуют

достоверные связи. При этом для педантичной, тревожной, эмотивной и демонстративной акцентуации характера и предпочитаемыми зеленым, синим, желтым цветом и высоким уровнем академической успеваемости по естественно-научным предметам также характерны достоверные взаимосвязи.

Анализ данных эмпирических исследований, раскрывающих взаимосвязи между чертами личности и цветовыми предпочтениями позволил установить, что существует связь эмоционального состояния личности и чертами характера, а также выбором предпочитаемой цветовой гаммы. Иными словами, определенные цветопредпочтения предоставляют информацию об индивидуальных и типологических качествах личности, в числе которых характер, темперамент.

Кроме того, анализ исследований, посвященных изучению взаимосвязей между акцентуациями характера, цветовыми

предпочтениями и академической успеваемостью, продемонстрировал наличие значимых связей, проявляющихся в определении высокого или низкого уровня академической успеваемости в зависимости от характерологических черт и цветовых предпочтений.

Литература

1.Абдрахманова, Э.В. Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование» / Э.В. Абдрахманова // Педагогика: традиции и инновации: мат. XI межд. науч. конф. - Казань: Молодой ученый, 2019. -С. 5-7.

2.Айрапетова, М.В. Исследование акцентуаций характера и склонности к отклоняющемуся поведению у подростков с низкой

школьной успеваемостью [Электронный ресурс] / М.В. Айрапетова // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LXXXI межд. студ. Науч.-практ. конф. N° 22. - URL: https://sibac.info/studconf/science/lxxxi/158454 (дата обращения: 14.04.2020 г.)

3.Андриевич, А.И. Влияние цветовой гаммы учебных помещений на работоспособность студентов / А.И. Андриевич // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2018. - № 2. - С. 7-8.

4.Бадиев, И.В. Типология акцентуаций характера у подростков / И.В. Бадиев // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015.

- № 5. - С. 60-65.

5.Базыма, Б.А. Цветовые предпочтения подростков с акцентуациями характера / Б.А. Базыма, И.И. Кутько // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2003.- № 1. - С. 24-28.

6.Гужова, С.И. Особенности уровня притязаний учащихся с разной академической успеваемостью / С.И. Гужова // International scientific review.- 2017. - № 3.- С. 99-104.

7.Дудорова, Е.В. Взаимосвязи параметров качества жизни и цветовых предпочтений у мужчин и женщин / Е.В. Дудорова, Е.А. Шалагина // Вестник Пермского университета. - 2019. - № 3. -С. 372-378.

8.Закирова, Х.Д. Психологический феномен цветоощущения в учебно-познавательной деятельности студентов / Х.Д. Закирова // ГеоСибирь. - 2010. - № 6. - С. 240-242.

9.Закирова, Х.Д. Психофизическое воздействие цветоощущения на эффективность познавательной деятельности личности / Х.Д. Закирова // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2009. - № 2.

- С. 45-47.

10.Киреева, З.А. Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями / З.А. Киреева // Вестник Курганского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 102-104.

11.Кондратьева, Н.П. Особенности самооценки подростков с разной академической успеваемостью / Н.П. Кондратьева // Актуальные проблемы и перспективы современной психологии. - 2019. - № 1. - С. 204-208.

12.Копылов, В.В. Цветовые предпочтения и характер [Электронный ресурс] / В.В. Копылов. -URL: http://astrosymbols.ru/colour/ (дата обращения: 15.04.2020 г.)

13.Круглова, Т.Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Т.Е. Круглова // Молодой ученый. - 2017. - № 9. - С. 281284.

14.Личко, А. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии [Электронный ресурс] / А. Личко. -URL:

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Article /lichk_akc.php (дата обращения: 14.04.2020 г.)

15.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО).

— СПб.: Речь, 2013. — 251 с.

16.Марченко, А.В. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью / А.В. Марченко, Н.С. Борзилова // Молодой ученый.

- 2016. - № 24. - С. 292-296.

17.Мильченко, Л.В. Индивидуально-психологические особенности старшеклассников с разным уровнем успеваемости: дисс. канд. псих. наук: 19.00.07: защищена 27.04.2004: утв. 18.08.2004 / Мильченко Л.В. - Спб., 2004. - 202 с.

18.Моисеева, Т.А. Акцентуированные черты характера / Т.А. Моисеева, Ю.О. Юртаева // Молодой ученый. - 2019. - № 4. - С. 161-164.

19.Островская, Н.О. Акцентуации характера у подростков / Н.О. Островская, Н.А. Фомина // Личность в природе и обществе. - М.: Российский университет дружбы и народов, 2017. - С. 94-96.

20.Парамонова, Ю.А. Специфика акцентуаций характера в подростковом возрасте / Ю.А. Парамонова // Международный научный журнал «Наука через призму времени». - 2018. - № 6. - С. 56-59.

21.Пирожкова, Е.В. Влияние цвета на успеваемость школьников [Электронный ресурс] / Е.В. Пирожкова. - URL: https://multiurok.ru/blog/vliianiie-tsvieta-na-uspievaiemost-shkol-nikov.html (дата обращения: 09.04.2020 г.)

22.Поварова, Е.М. Связь цветовой гаммы и успеваемости учеников / Е.М. Поварова / Синергия науки и творчества: сб. мат. межд. конк. курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ.- Кемерово: ООО «Западно-Сибирский научный центр», 2018. - С. 165-166.

23.Попрядухина, Н.Г. Изучение понятия «акцентуации характера» в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях: материалы межд. заоч. науч.-практ. конф. 11 апреля 2018 г. Психологическое благополучие современного человека. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. - С. 273-279.

24.Проскурякова, Л.А. Сравнительный анализ акцентуаций характера с гендерной идентичностью у студентов / Л.А. Проскурякова, С.В. Полилов // Молодой ученый. - 2019. - № 44. - С. 300-302.

25.Связь эмоциональных состояний с успешностью учебной деятельности. -Электронный ресурс. - Режим доступа: https://sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_ lekcii_psihologia_12/335.htm (дата обращения: 15.05.2020 г.)

26.Смолина, С.Н. Взаимосвязь личностных особенностей подростков и их учебной успеваемости / С.Н. Смолина // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 3. - С. 85-90.

27.Спасенников, В.В. Феномен цветовосприятия в эргономических исследованиях

и цветоконсультировании / В.В. Спасенников // Эргодизайн. - 2019. - № 2. - С. 51-60.

28.Тремаскина, Е.В. К проблеме взаимосвязи цвета и характера человека / Е.В. Тремаскина, Е.П. Разбежкина // Молодой ученый. - 2016. - № 20. - С. 659-663.

29.Трофимкина, Е.А. Изучение акцентуаций характера в подростковом возрасте / Е.А. Трофимкина // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3. - С. 1-6.

30.Хакимова, Г.А. Психология и символика цвета / Г.А. Хакимова // Молодой ученый. - 2018. -№ 9. - С.107-109.

31.Цвета и их воздействие на подростков [Электронный ресурс]. - URL:

УДК 1.

ГРНТИ 15.41.43.

http://www.hintfox.com/article/tsveta-i-ih-vozdejstvie-na-podrostka.html (дата обращения: 10.04.2020 г.)

32.Самарина Л.В. Традиционная этническая культура и цвет (основные направления и проблемы зарубежных исследований) С.147-156

Сведения об авторах:

Дудорова Екатерина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии развития Пермского государственного университета

Горовец Анна Александровна, студентка 5-го курса Философско-социологического факультета Пермского государственного университета

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКО-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ_

Еремеева Анастасия Алексеевна

студентка факультета психологии ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»,

Россия, г. Омск Коротеева Елена Михайловна кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»,

Россия, г. Омск

THE CONNECTION BETWEEN PARENTS' EMOTIONAL INTELLIGENCE AND PARENT-CHILD RELATIONSHIPS

Yeremeyeva Anastasia Alekseyevna

A student of the faculty of psychology, Dostoevsky Omsk State University, Russia, Omsk Koroteeva Elena Mihajlovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена обсуждению результатов исследования эмоционального интеллекта и его роли в детско-родительских отношениях. Эмпирически доказано, что эмоциональный интеллект родителей взаимосвязан с особенностями детско-родительских отношений: чем выше эмоциональный интеллект, тем реже родители допускают ошибки при воспитании подростков и тем гармоничнее их взаимоотношения.

ABSTRACT

The article is devoted to a discussion of the results of a study of emotional intelligence and its role in parent-child relationships. It has been empirically proven that the parents' emotional intelligence is interconnected with the characteristics of parent-child relationships: the higher the emotional intelligence, the less often parents make mistakes in upbringing of adolescents and the more harmonious their relationships.

Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения, подростковый возраст.

Keywords: Emotional intelligence, parent-child relationships, adolescence

Актуальность работы обусловлена как тем, что эмпирического материала в целях более изучение эмоционального интеллекта ещё подробного изучения данного феномена, так и продолжает набирать свои обороты для сбора особенностями подросткового периода, который

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.