Научная статья на тему 'АКЦЕЛЕРАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ '

АКЦЕЛЕРАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКЦЕЛЕРАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ »

в а Н. А. К вопросу о совместном действии на организм бензола и ацетона. Дисс. канд. М., 1960. — Киселева Н. Н. Влияние триэтиленимнда тиофосфорной кислоты на организм в производственных и экспериментальных условиях. Дисс. канд. М., 1964. — Козлова Т. А. К вопросу о действии на организм бензола в условиях высокой температуры воздуха. Дисс. канд. М., 1955. — Кореневская Е. И. К вопросу о влиянии высокой температуры воздуха на токсическое действие окиси углерода. Днсс. канд. М., 1953. — Митина Л. С. Совместное действие на организм малых концентраций окислов азота и сернистого ангидрида. Дисс. канд. М., 1962. — Прохоров Ю. Д. Экспериментальные данные по совместному действию окиси углерода и сернистого газа на организм. Дисс. канд. М., 1963. — Ревазова Ю. А. Гигиеническое значение исследования генетической активности промышленных соединений. Дисс. канд. М., 1967.

Поступила I4/VII 1970 г.

УДК 612.65-063:613.95

АКЦЕЛЕРАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

Проф. С. М. Г ромбах Институт гигиены детей н подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В настоящее время накоплено огромное количество материалов, свидетельствующих о том, что за последние десятилетия почти повсеместно произошло и еще происходит ускорение постнатального, а по некоторым данным, и внутриутробного онтогенеза человека. Оно проявляется в том, что сейчас в более раннем возрасте достигаются определенные размеры тела, раньше наступают прорезывание и смена зубов, половое созревание и т. п. (В. В. Бунак; В. Г. Властовский; В. С. Соловьева, 1967; Ю. П. Лисицин и Л. И. Владимирова; Г. П. Сальникова; Ahrbeck-Wothge).

Это ускорение (акцелерация) развития представляет существенное звено в цепи явлений, отражающих вековую тенденцию (секулярный тренд) к некоторому изменению биологии человека и включающих укрупнение окончательных размеров тела, «омоложение» некоторых болезней, отсрочку менопаузы и т. д. Как бы ни было существенно ускорение развития, как бы ярко оно ни проявлялось, оно представляет только одно из звеньев этой цепи. Поэтому неправомерно подменять целое частью и присваивать, как это делают некоторые авторы; наименование акцелерации-всему комплексу феноменов секулярного тренда.

Само значение слова «акцелерация» — ускорение — заставляет нас ограничить круг явлений, характеризуемых этим термином, включая в него только действительное ускорение (роста, развития), а не то, что, входя в секулярный тренд, имеет иногда даже противоположный ускорению характер (например, отсрочка менопаузы, т. е. замедление инволюции).

Ускорение развития привело к тому, что на каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее своих сверстников прежних лет. В течение долгого времени это трактовалось как улучшение физического развития, что, однако, далеко не всегда правильно. Не говоря уже о том, что у нас нет никаких оснований ни с биологических, ни с социальных позиций считать более крупные размеры тела преимуществом перед меньшими, сравнивать их и оценивать (лучше-хуже) можно только у субъектов, находящихся на одной ступени возрастного развития. Но если мы сравниваем детей 60-х и, скажем, 30-х годов, находящихся в одном и том же календарном возрасте, то это по существу дети разного биологического возраста, т. е. стоящие на разных ступенях возрастного развития. Если же уравнять детей по степени развития, например по отношению к возрасту menarche (за столько-то лет до menarche или через столько-то лет после menarche), то размеры тела современных детей и их сверстников прошлых десятилетий чаще всего почти совпадают. Иначе говоря, никакого «улучшения» не наблюдается.

В известные периоды (после резкого или длительного влияния неблагоприятных эндо- или экзогенных факторов, тормозящих развитие) и до известных пределов (до приближения к оптимальным размерам) ускорение развития действительно приводит к его улучшению. Но поскольку интенсивность неблагоприятного влияния, необходимая для того, чтобы стать тормозом развития, трудно определима, а оптимальные (не средние, а именно оптимальные) для каждого возраста размеры тела нам вообще неизвестны, констатировать действительное улучшение физического развития очень трудно. В связи с тем что истинное улучшение физического развития растущего организма происходит через его ускорение, то правильнее говорить не об улучшении, а об ускорении физического развития детей и подростков (тем более сейчас, когда у нас в стране давно ушли в прошлое такие факторы торможения развития, как война, голод, разруха и т. п.).

Непреложный факт ускорения развития детей и подростков ставит перед наукой ряд кардинальных вопросов. Первый из них — причины этого явления.

Несмотря на большое количество гипотез и теорий (можно назвать радиационную и электромагнитную, гелиогенную, нутритивную, теорию урбанизации или «урбанизационной травмы», теорию влияния гетеролокальных браков и т. д.), причина акцелерации до конца еще не выяснена. Ни одна, даже самая правдоподобная, теория не объясняет всех явлений акцелерации и ее почти повсеместного проявления. Видимо, следует согласиться с В. В. Бунаком (1968), что все (или почти все) выдвигаемые авторами в качестве причины акцелерации факторы служат ее условиями, но не причиной. Причина лежит в комплексе явлений, причем, по-видимому, в разных местах и в разное время на первый план выступает то один, то другой фактор.

Предоставив биологам и социологам дальнейшие поиски причин акцелерации, мы, гигиенисты, должны принять ее как данность, сосредоточив все свое внимание на тех задачах, которые она выдвигает перед нами.

Нам кажется, не следует обсуждать и вопрос, постоянно возникающий в связи с проблемой акцелерации, — хорошо это или плохо? Как бы мы ни отвечали на него (а есть полярные мнения по этому поводу), секулярный тренд не изменит своего направления по нашему желанию, и поэтому споры на эту тему носят в значительной степени схоластический характер.

Но есть вопрос, самым тесным образом связанный с фактом акцелерации, практически очень важный и направленный непосредственно к работникам в области гигиены детей и подростков. И главное не в том, как думают некоторые, что нужно пересматривать размеры детской одежды и обуви и менять габариты школьной мебели — это само собой разумеется и никаких сомнений и трудностей не вызывает. Более сложно другое.

Если ускорение развития привело к тому, что все этапы созревания наступают в растущем организме на 1—2 года раньше, то логично считать, что биологический возраст, а стало быть и функциональные возможности современных детей и подростков соответствуют тем, какие 30—40 лет назад были присущи лицам, на 1—2 года более старшим. Из этого вытекают практические выводы: если раньше признавалось, что все дети функционально подготовлены к школьному обучению в 7 лет, то теперь эта готовность должна наступать в 6 лет; если раньше подростками считались лица до 18 лет, то теперь можно считать до 16 лет и т. п. В этом есть логика, и нам приходится довольно часто встречаться с подобными рассуждениями и вытекающими из них практическими предложениями. По этому поводу нам нужно иметь определенное, научно обоснованное мнение, определяющее врачебную, гигиеническую позицию в этом вопросе.

Особое значение приобретают вопросы о сроках начала школьного обучения и о границах подросткового возраста, особенно последнее.

Более раннее начало обучения в школе может сопровождаться соответствующим изменением учебных программ и режима занятий. Границы же подросткового возраста тесно связаны с законодательством по труду, в част-

ности с допуском молодых людей'к трудовой деятельности, в том числе и к деятельности, связанной с воздействием неблагоприятных, а подчас и вредных производственных условий.

При этом нужно помнить, что если в биологической литературе возрастная периодизация числит перед наступлением полной биологической зрелости после подросткового еще и юношеский возраст, то законодательство такого деления не знает, и по окончании подросткового возраста считает человека вполне зрелым. Настаивать же на том, чтобы законодательство различало подростковый и юношеский возраст, мы не можем, так как наука не имеет четких критериев для разграничения этих возрастных групп между собой. Следовательно, в гигиене, как и в законодательстве, мы должны говорить только о подростковом возрасте. Им в Советском Союзе считается возраст от разрешенного начала трудовой деятельности (14—15 лет) до окончания трудовых льгот (18 лет). Можно ли и нужно ли снизить верхнюю границу подросткового возраста (в его биосоциальном понимании) с вытекающим из этого более ранним прекращением действия трудовых льгот, присвоенных подросткам? Положительному ответу на этот вопрос препятствуют два соображения.

Первое заключается в том, что и 18-летние молодые люди достигают окончательной зрелости, завершения роста и развития. Если рост в узком смысле слова, т. е. приращение длины тела, к этому моменту, а иногда и раньше, заканчивается, то развитие ряда органов и тем более функций продолжается и после 18 лет. Об этом свидетельствуют как непосредственные данные возрастной морфологии и физиологии, так и косвенные показатели—сравнительные данные о реакции организма, его выносливости и утомляемости под влиянием разных воздействий у подростков 17—18 лет и у взрослых (А. 3. Белоусов и соавт.; Л. И. Стогова; В. А. Доскин; ТИ. НеНЬги^е, Л. Игйег^гапг, ТЬ НеШгщег, и др.)

Все эти данные относятся к тому периоду, когда акцелерация развития проявила себя уже в полной мере. Это говорит о том, что 18 лет — граница условная, отражающая не столько научные данные, сколько социальные завоевания. Следовательно, если считать подростковый возраст периодом между детством и зрелостью, то речь могла бы идти не только о снижении, а о повышении границ этого возраста. Напомним, что Комитет экспертизы ВОЗ (1964) считает границами подросткового возраста от 10 до 20 лет.

Второе соображение заключается в следующем. Мы имели бы полное право считать, что современные дети и подростки по функциональным возможностям «старше» своих сверстников прежних лет, и согласиться со всеми вытекающими отсюда последствиями, если бы были уверены, что это «повзросление» гармонично, что оно распространяется на все органы, системы и функции. Некоторые авторы утверждают это. Так, НеИЬги^е и соавт. считают, что «вопреки широко распространенному мнению, ускорение развития охватило в равной степени все органы тела. Оно распространяется на все соматические преобразования и должно быть трактовано как гармонический процесс».

Между тем для такой уверенности у нас нет достаточных оснований. Имеющиеся по этому поводу утверждения нередко бездоказательны, а фактические данные противоречивы.

Есть указания на более раннее, примерно с тем же опережением, что и в физическом развитии, развитие моторики (В. Н. Куликова и Е. В. Шаги-нян), фонетики (В. П. Теленчи), на «омоложение» на 1—2 года показателей динамо- и спирометрии (В. Г. Властовский и соавт.), физической подготовленности и спортивных достижений (Ю. М. Арестов; Н. А. Лупандина). Вместе с тем мы не можем не отдавать себе отчета в том, что «омоложение» результатов физических проб объясняется не только ускорением развития, но и более ранним и более совершенным физическим воспитанием. В. В. Бу-нак же (1962) утверждает, что ускоренное нарастание размеров тела не сопровождается адекватным повышением физической дееспособности.

Многочисленны также указания на значительное учащение ранних родов, причем, по данным ряда авторов (Шаш и Ковач; Peter и Vesely; Erkrath; Lehar), беременность и роды у несовершеннолетних протекают легче и дают меньше осложнений, чем у взрослых женщин. Поэтому ранние роды, по мнению этих авторов, представляют проблему не медицинского, а чисто этического и социального характера.

С другой стороны, есть указания, что только у 18-летних девушек размеры таза соответствуют принятым в акушерстве нормальным размерам (А. Н. Самойличенко) и что у рожениц моложе 17 лет чаще возникают преждевременные роды и эклампсии (Flatow). И. Н. Богоров сообщает, что у девушек моложе 18 лет при родах значительно чаще наблюдаются токсикозы, выкидыши, слабость родовой деятельности и т. д. Не установлено также, не удлинился ли с омоложением menarche период относительно частых ановуляторных циклов и дисменоррей, всегда наблюдающихся некоторое время после menarche (Heald), и не стали ли они чаще, что свидетельствовало бы о недостаточной зрелости генеративной функции; не говоря уже о том, что не прослежена достаточно долго дальнейшая судьба юных матерей и их детей — степень лактации, ход физического и психического развития детей, их заболеваемость и т. д.

Чрезвычайно важно установить, насколько акцелерации физического развития соответствует ускорение психического развития. Однако именно в этом вопросе, пожалуй, больше всего категорических утверждений и меньше всего научно установленных данных. Ahrbeck — Wothge, ссылаясь на высказывания многих авторов, констатировала широкий диапазон мнений по этому вопросу — от признания полного психофизического параллелизма до утверждения полного расхождения и даже противоречия между физическим и психическим развитием. Следует также отметить, что в подавляющем большинстве работ сравнивается психическое развитие детей с разным физическим развитием, принадлежащих к одному поколению. Сравнение же психического развития детей разных поколений проводится в малом количестве исследований и базируется в основном на материалах об учебной успеваемости. В качестве примера можно указать, что в Бельгии в 1938 г. доходили до 4-го класса, не оставаясь ни разу на второй год, 45,7% детей, а в 1955г.—61,6% (цит. А. Зельцлер); цо данным Е. Шмидт-Кольмер по ГДР: в 1887—1897 гг. своевременно окончили школу около 30%учащихся, в 1957—1958 гг.—90%, хотя школьные требования за это время повысились.

Нужно помнить при этом, что сдвиги в обучении и в выполнении психометрических тестов могут быть вызваны не только (а может быть, и не столько) истинным ускорением психического развития, но и лучшей постановкой школьного дела и, главное, более обильным потоком информации, который, вооружая современных детей большим количеством сведений, стимулирует тем самым развитие мозга и его функциональных возможностей. Как показали доклады на специальном симпозиуме XVIII Международного конгресса психологов, проблема критериев умственного развития находится сейчас еще лишь на самом начальном этапе ее изучения (Н. А. Менчин-ская и Г. Г. Сабурова). Психологи, правда, утверждают, что самый «факт усвоения ребенком определенных знаний является наиболее существенным показателем его интеллектуальных возможностей» (Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов 1966). Однако нельзя не согласиться с В. В. Бунаком-(1968), который отмечает, что умственное развитие по самому существу своему не может быть значительно ускорено, ибо для него необходимо не только усвоение знаний, но и приобретение опыта.

Все это не позволяет пока утверждать, что ускорение развития охватило в равной степени все органы и системы, не нарушая гармоничности в развитии, привело к более раннему достижению полной функциональной готовности подрастающего поколения к труду, спорту, учению. Этот вопрос нуждается еще в разностороннем и очень глубоком изучении, которое, однако, наталкивается, на существенную трудность. Мы не располагаем до-

статочно точными и объективными данными об уровне функциональной зрелости большинства физиологических систем на разных возрастных этапах у детей и подростков прошлых десятилетий. А если такие данные и есть, их сравнение с нынешними показателями затруднено, так как чаще всего имеется разница в методике исследования, лишающая эти данные возможности ф сопоставления.

Поэтому совершенно естественно стремление исследователей искать модель вековой акцелерации в различиях в развитии отдельных детей и подростков внутри современных популяций. Насколько правомерны такие попытки?

На первый взгляд они вполне законны. Поскольку разница в размерах 1 тела и в уровне полового созревания современных детей по сравнению с их сверстниками в прошлые десятилетия, вызванная ускорением развития, аналогична разнице, наблюдаемой между отдельными детьми одной и тон же популяции, можно считать, что последнее различие — также результат ускоренного (или замедленного) развития части детей. В связи с этим наряду с эпохальной (временной, вертикальной, продольной) акце- ^ лерацией говорят об акцелерации внутригрупповой (внутрипопуляционной, горизонтальной, поперечной, индивидуальной). И чтобы быть последовательными, физическое развитие отдельных детей должно характеризоваться не категориями выше или ниже среднего, неизбежно воспринимаемыми как «лучше-хуже», а как развитие либо ускоренное (опережающее возраст), либо соответствующее возрасту, либо замедленное (запаздывающее).

Но применение единой терминологии приводит к представлению и об идентичности 2 процессов — акцелерации во времени и акцелерации внутрипопуляционной. Правильно ли это? Вполне ли идентичны эти 2 вида акцелерации?

Нам кажется, что вполне идентичными, во всяком случае в нашей стране, их считать нельзя. Уже тот факт, что акцелерация во времени захватывает всю популяцию (сегодняшние дети все, даже с замедленным развитием, выше ростом и находятся на более высоком уровне полового развития, чем их свер- -стники 30—40 лет назад), акцелерация же внутри нынешней популяции * распространяется только примерно на 20% детей — одно это говорит о разных причинах, а стало быть, и о разном характере этих явлений. Вероятно, в сложном комплексе факторов внешней среды и генетических факторов, обусловливающих темпы развития, в эпохальной акцелерации преобладают факторы экзогенные, действующие в более или менее равной степени на все население, а во внутригрупповой, когда социальные различия в значительной мере сгладились, — факторы генетические, присущие только части популяции. Степень гармоничности ускорения роста и развития, вызванного теми или другими факторами, может оказаться весьма различной.

Проведенные пока в очень малом количестве специальные исследования, посвященные сравнению проявлений эпохальной и внутригрупповой акцелераций, выявили как общие черты, так и вполне заметные отличия.

Вместе с тем тщательные исследования уровня развития и функциональ- Ь ных возможностей различных органов и систем у детей одинакового возраста, находящихся на разных уровнях физического развития, внутри одной популяции чрезвычайно полезны. Они позволят в известной мере уяснить степень гармоничности развития различных систем организма при ускорении физического развития и тем самым помогут хотя бы приближенно распознать влияние акцелерации на растущий организм. Кроме того, эти исследования имеют и практическое значение, так как позволят проверить и обосновать необходимость дифференцированного нормирования нагрузки для детей, находящихся на разных степенях биологического развития.

Такие исследования ведутся, но убедительных данных пока не получено, так как не все они поддаются логической трактовке и полученные разными научными коллективами результаты противоречивы. Это не позволяет сделать определенных выводов, и подобные исследования необходимо про- ~

должить. Наряду с этим необходимы широкие исследования детей и подростков с определением уровня ряда функций, по которым имеются возрастные нормативы, установленные до широкого проявления акцелерации, для выяснения сдвигов, происшедших в уровне этих функций за последнее время.

Только результаты всех этих исследований, основанные на массовом материале и совпадающие у разных исследователей, дадут возможность объективно судить о степени общего повзросления подрастающего поколения под влиянием акцелерации роста и развития и позволяют сделать на этой основе практические выводы, направленные на охрану и укрепление здоровья молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

Арестов Ю. М. Теория и практика физкультуры, 1968, № 8, с. 44. — Белорусов А. 3., Кардашенко В. Н., Кондакова-Варламова Л. П. и др. В кн.: Материалы симпозиума по изучению состояния здоровья детей и подростков 13—14 октября 1965 г. М., 1965, с. 84. — Б о г о р о в И. Н. Гинекология детского возраста. Л., 1966.— Б у н а к В. В. Труды Пятой научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1962, с. 37.— Б у н а к В. В. В кн.: Вопросы антропологии. М., 1968, в. 28, с. 36.— В л а с т о в с к и й В. Г., У ж в и В. Г., Я м п о л ь -■екая Ю. А. В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1970, в. 2, с. 197. — В ластов-с к и й В. Г. Физическое развитие. Акцелерация роста и развития детей. Ежегодник БМЭ, 1969, т. 2, с. 1065. — Возрастные возможности усвоение знаний. Под. ред. Д. Б. Э л ь -конина и В. В. Давыдова. М., 1966. — Доскин В. А. Изменения в системе крови у лиц юношеского возраста при воздействии комплекса углеводородов. Автореф. дисс. канд., 1969. — Зельцлер А. Причины и формы проявления ускоренного роста детей. М., 1968. — Куликова И. В., Шагинян Е. В. В кн.: Материалы научной конференции молодых научных работников и санитарных врачей по гигиене детей и подростков 13—14 октября 1970 г. М., 1970, с. 31. — Л и с и ц ы н Ю. П., В л а д и м и -р о в а Л. И. Здравоохр. РСФСР. 1970, № 7, с. 22. — Лупандина Н. А. Физическая культура в школе, 1967, № 11, с. 5. — Менчинская H.A., Сабурова Г. Г. В кн.: Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов. М., 1969, с. 57. — Сальникова Г. П. В кн.: Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков М., 1969, с. 561. — С а м о й л и ч е и -ко А. Н. Вопр. охр. мат., 1967, № 9, с. 83. —Соловьева В. С. В кн.: Вопросы антропологии. М., 1966, в. 24, с. 3.—Она ж е. Т а м же. М., 1967, в. 26, с. 99. — С т о г о в а Л. И. В сб.: Проблемы физического воспитания и спорта. Челябинск, 1965, в. 2, с. 55. — Т е л е н ч и н В. П. В сб.: Актуальные вопросы оздоровления внешней среды. М., 1969, с. 141. — Шаш М., Ковач Л. Гинекология детского возраста. М., 1967. — 111 м и д т - К о л ь м е р Е. Труды Седьмой научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1967, с. 31.—Ahrbeck — W о t h ge R. Zur Problem der Akzeleration Zeitsch. f. die gesamte Hygiene und ihre Grenzgebiete, 1969, Bd. 15. S. 715,— Erkrath F. A. Zeitsch. f. ärztliche Fortbildung, 1967, Bd 61, S. 36.— Fla tow H. Zeitsch. f. ärztlich. Fortbildung, 1967, H. 23, S. 1212. — H e a 1 d F. P. Adolescen gynecology. Baltimore, 1966. - Hei-1 b r u g g e Th. Vorsorgeuntersuchungen bei Jngendlichen, Köln — Berlin, s. a. — H e 1 -1 b r u g g e Th., Rutenfranz J. A., Grap O. Gesundheit und Leistungsfähigkeit im Kindes und Jugendalter. Stuttgart, 1960. — Lehar A. Schwangerschaft. Geburstver-lauf und Wochenbett bei jugendlichen Erstgebärenden (13—18 Jahre) im Vergleich zu Erst-geberenbärenden der mittleren Altersstufe (19—29 Jahre). München, 1964.— Peter R., V e s e 1 у К. Detska gynekologie. Praha, 1966. — Rutenfranz J., Hellbrugg e Th. Zeitschrift fur Kinderheilkunde, 1959, Bd. 83, H. I.

Поступила I/II 1971 r.

УДК 613.648:613.6931:629.78

ИОНИЗИРУЮЩАЯ РАДИАЦИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЕТЫ

Ю. Г. Григорьев, В. И. Ефимов, В. М. Петров, E. Е. Ковалев (Москва)

При оценке радиационной обстановки в космосе должны учитываться постоянные и спорадически действующие источники радиационного воздействия (см. рисунок). К ним относится постоянно действующее галактическое космическое излучение (ГКИ), обязанное, по-видимому, своим происхождением взрывам так называемых сверхновых звезд нашей Галактики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.