Научная статья на тему 'Активные методы проблемного обучения иностранному языку в высшем учебном заведении'

Активные методы проблемного обучения иностранному языку в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ACTIVE METHODS / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROBLEM TEACHING / ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / ПРОЕКТЫ / PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратуева Ольга Николаевна

Рассмотрены вопросы о значимости активных методов проблемного обучения для формирования профессионально-значимых качеств будущих высококвалифицированных специалистов в высшем учебном заведении; дана обобщенная характеристика методов, необходимых для активизации обучения студентов на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active Methods of a Foreign Language Problem Teaching at a Higher Educational Institution

The problems of active methods of problem teaching in higher educational institution for formation of professionally significant qualities of future highly qualified specialists are discussed. General characteristic of some methods required to activate the teaching process in foreign language classes is provided.

Текст научной работы на тему «Активные методы проблемного обучения иностранному языку в высшем учебном заведении»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

УДК 378.147 ББК 74.480.26

О.Н. Ратуева

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Рассмотрены вопросы о значимости активных методов проблемного обучения для формирования профессионально-значимых качеств будущих высококвалифицированных специалистов в высшем учебном заведении; дана обобщенная характеристика методов, необходимых для активизации обучения студентов на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: активные методы, проблемное обучение, деловая игра, проекты.

Давно известно, что содержание обучения, а также прогнозируемые результаты обучения, формирование профессионально-значимых и личностно-значимых качеств требуют адекватных методов, форм и средств обучения. Несмотря на то, что репродуктивные методы способствуют усвоению знаний, они не позволяют в полной мере развивать у студентов самостоятельность, творческую активность, навыки поисковой деятельности. Оптимальный выбор методов обучения помогает сформировать не только профессиональные умения и навыки у студентов, но и способствует развитию их творческих и коммуникативных способностей, усиливает познавательный интерес и стремление узнать как можно больше.

Использование в вузовском обучении активных методов, создающих основу проблемного обучения, является важным условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. В основе проблемного обучения лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность обучающихся, находящихся в «зоне ближайшего развития» студентов и требующих от них

максимальной активации интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала.

Так что же понимать под термином «активные методы обучения»? Активные методы обучения - методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем [3]. Задачей данных методов является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Активные методы обучения делятся на два типа. Первый тип включает проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, курсовое и дипломное проектирование, практику,

>1

I

го

н о о

ф

т ^

ю о

Ф С1

Ю ш О го

.0 о

ч: I

0 ю I- ф

Ф т

^ ^

ф ^

2 ф

1 3 ш о

н 2

Е ш

< ш

го

ш

ф

^

н го о.

11

О

стажировку, обучающие и контролирующие программы, конференции, олимпиады и т. п. Все они ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, проблемность. Но в них отсутствует имитация реальных обстоятельств в условной ситуации.

Активные методы обучения второго типа (имитационные) подразделяются на неигровые и игровые. К неигровым активным методам относятся: метод анализа конкретных ситуаций, тренажеры, имитационные упражнения на нахождение известного решения. Здесь есть моделирование реальных объектов и ситуаций, но отсутствует свободная игра с ролевыми функциями.

К игровым методам относятся: деловые (управленческие) игры, метод разыгрывания ролей, индивидуальные игровые занятия на машинных моделях. Эти методы имеют высокую эффективность в учебном процессе и применяются в ведущих учебных заведениях всего мира.

Суть применения активных методов обучения студентов иностранному языку состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все участники группы оказываются вовлечёнными в учебно-познавательную деятельность, в ходе которой каждый студент вносит свой личный вклад в совместную деятельность: делится своими знаниями, идеями, осваивает навыки взаимодействия в коллективе. Выполняя задания, студенты учатся логически мыслить, анализировать и обобщать информацию, принимать адекватные учебным ситуациям решения, участвовать в дискуссиях, учитывать мнение других людей, выстраивать межличностное взаимодействие и т. д. С этой целью на занятиях по иностранному языку используется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, ведется работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы и другие методы активизации студентов.

Познавательная активность и самостоятельность мысли студентов формируется через преодоление трудностей, создаваемых постановкой проблем и вопросов, которые требуют поиска ответов на них. С помощью творческих заданий развиваются их интеллектуальные способности. Проблемные ситуации имеют огромное значение в развитии личности, которое обусловлено активизацией мышления и духовными переживаниями, стимулированием самостоятельной работы студентов по преодолению возникающих затруднений, формированием потребности и навыка саморазвития, для чего используются проблемные вопросы, незавершенное изложение, создание творческих микрогрупп для решения поставленной проблемы, творческие задания и т. д.

Методы проблемного обучения носят диалогический характер. Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной - подробный анализ явлений, научный поиск истины [3]. С помощью проблемных и информационных вопросов, выдвижения гипотез и их подтверждения или опровержения преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению или дискуссии, в ходе которых студенты пробуют найти решение проблемной ситуации, и в конечном итоге становятся соавторами в их решении.

Изменения, происходящие в Российской образовательной системе в последние годы, ведут к поиску новых эффективных методов обучения, позволяющих активизировать познавательный интерес студентов к изучаемым дисциплинам, способствующих развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. Среди таких методов особую значимость представляют дискуссии, деловые игры, конференции и другие не менее эффективные методы.

Для активизации обучения студентов на занятиях по иностранному языку

активно используются деловые, сюжет-но-ролевые, организационно-деловые и другие игры.

Деловая игра способствует систематизации знаний, полученных ранее. В активном творческом процессе знания студентов активизируются, у них формируются навыки коллективной деятельности и общения. Игры обладают рядом преимуществ: во-первых, они носят деятельностный характер обучения, благодаря которому формируются общение, мышление, рефлексия, а во-вторых, коллективная деятельность способствует развитию индивидуальности каждого участника коллектива на основе самооценки и самоконтроля.

В процессе деловой игры все участники коллектива сообща стремятся достичь общих целей и решить общие задачи. Игра развивает логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь и умение общаться в процессе дискуссии [1].

Игры проводятся такими методами, как анализ конкретной ситуации и решение ситуаций. Метод конкретных ситуаций или case-study (от английского case - ситуация, случай), сущность, которого заключается в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере [2]. Обучаемым предлагается осмыслить ситуации профессиональной деятельности, которые предусматривают необходимость решения проблемы. В процессе разрешения возникшей проблемы, обучаемые вынужденно актуализируют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволяет учитывать профессиональную подготовку студентов, интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что даёт возможность широко использовать его для обучения иностранному языку профессии.

При этом одна из основных функций метода case-study заключается в том, чтобы научить студентов анализировать информацию и выбирать из множества альтернативных решений наиболее оптимальное, соответствующее конкретной ситуации, при этом особое внимание уделяется совершенствованию у них умений слушать и понимать других людей, развитию навыков межличностного взаимодействия.

Проведение споров и дискуссий учит студентов соблюдению правил и норм поведения, принятых в обществе. Метод кейсов способствует развитию умения мыслить ясно и логически, умению работать в коллективе, слушать и убеждать окружающих, отстаивать свою точку зрения, и успешно осваивать информационные технологии.

В последние годы в образовании широко распространяется метод проектов [4]. Суть метода проекта заключается в том, чтобы посредством проектной деятельности стимулировать самостоятельную работу студентов и получить результат, имеющий реальный практический интерес. Чтобы добиться такого результата, необходимо развивать у студентов познавательные, творческие навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления.

Метод проектов предполагает не только осознание какой-то проблемы, но и поиск ее решения, что требует четкого планирования действий, выдвижения гипотезы решения этой проблемы, распределения заданий. Метод проектов применяют в случае, когда возникает исследовательская или творческая задача, для решения которой необходимы интегрированные знания из различных областей.

При изучении иностранного языка использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные технологии имеют много преимуществ перед традиционны-

>1

I

го

н о о

ф

т ^

ю о

ф d

Ю ш О го

.0 о

ч: I

0 ю I- ф Ф т S ^ Ф S 2 ф

1 3 m о

н 2

Е ш

< m

ми методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента.

Безусловно, использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без преподавателя, поскольку эти технологии - только способы обучения, эффективность которых зависит от умения преподавателя использовать их для достижения определенных педагогических целей. Необходимо понимание того, что компьютер в учебном процессе - не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Таким образом, активные методы обучения должны способствовать реализации образовательной, воспитательной

и развивающей функции, стимулировать познавательные интересы, мотивы учения. Они должны быть научными, доступными и способствовать результативности обучения в высшем учебном заведении.

Библиографический список:

1. Гусарева И.В. Деловая игра как один из методов, интегрированных в кейс-технологию / Идеи. Поиски. Решения: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30 нояб. 2011 г. В2т,- Минск: РИВШ, 2012. Т. 1. -С. 104-106.

2. Кошкарова Л.С., Ярулина Л.П., Александрова Л.Д. Индивидуализация как гуманистическая ценность образования в высшей школе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. № 4. С. 66-73.

3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Интерактивные методы обучения в современном вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 3. С. 56-62.

4. Ярулина Л.П. Проектный метод: профессиональное и социальное значение педагогических результатов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 4. С. 11-17.

го со

<и ^

н го о.

I

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.