Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ФТИЗИАТРИИ'

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ФТИЗИАТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные методы обучения / компетентностно-ориентированное образование / фтизиатрия / медицинское образование / неотложная противотуберкулезная помощь / междисциплинарная интеграция / active teaching methods / competence-based education / phthisiology / medical education / emergency tuberculosis care / interdisciplinary integration

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ж Мутайхан, Н С. Табриз, К Скак, М Т. Кожамуратов, Ж Б. Нуртазина

Статья рассматривает применение активных и компетентностных методов обучения в области фтизиатрии, подчеркивая их значимость для современного медицинского образования. Основная цель курса – формирование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков среди интернов для диагностики и лечения неотложных состояний при туберкулезе легких. Методика обучения включает интеграцию знаний по радиологии и туберкулезу, а также использование Case-Based Learning (CBL) и других интерактивных форм работы, таких как ролевые игры и деловые игры. Результаты показывают повышение интереса и успеваемости студентов, а также развитие их клинического мышления. Статья подчеркивает важность мультидисциплинарного подхода и активных методов обучения в подготовке специалистов, способных эффективно реагировать на сложные медицинские задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ж Мутайхан, Н С. Табриз, К Скак, М Т. Кожамуратов, Ж Б. Нуртазина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE TEACHING METHODS IN PHTHISIOLOGY

The article examines the application of active and competency-based teaching methods in the field of phthisiology, emphasizing their importance for modern medical education. The main purpose of the course is to form a set of professional knowledge, skills and abilities among interns for the diagnosis and treatment of emergency conditions in pulmonary tuberculosis. The teaching methodology includes the integration of knowledge on radiology and tuberculosis, as well as the use of Case-Based Learning (CBL) and other interactive forms of work such as role-playing and business games. The results show an increase in students' interest and academic performance, as well as the development of their clinical thinking. The article emphasizes the importance of a multidisciplinary approach and active teaching methods in training specialists who are able to respond effectively to complex medical tasks.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ФТИЗИАТРИИ»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ФТИЗИАТРИИ

Ж. Мутайхан, канд. мед. наук, ассоциированный профессор Н.С. Табриз, д-р мед. наук, профессор К. Скак, PhD, ассоциированный профессор М.Т. Кожамуратов, ассистент профессора Ж.Б. Нуртазина, ассистент профессора А.А. Тайшыкова, ассистент профессора Карагандинский медицинский университет (Казахстан, г. Караганда)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-168-171

Аннотация. Статья рассматривает применение активных и компетентностных методов обучения в области фтизиатрии, подчеркивая их значимость для современного медицинского образования. Основная цель курса - формирование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков среди интернов для диагностики и лечения неотложных состояний при туберкулезе легких. Методика обучения включает интеграцию знаний по радиологии и туберкулезу, а также использование Case-Based Learning (CBL) и других интерактивных форм работы, таких как ролевые игры и деловые игры. Результаты показывают повышение интереса и успеваемости студентов, а также развитие их клинического мышления. Статья подчеркивает важность мультидисциплинарного подхода и активных методов обучения в подготовке специалистов, способных эффективно реагировать на сложные медицинские задачи.

Ключевые слова: активные методы обучения, компетентностно-ориентированное образование, фтизиатрия, медицинское образование, неотложная противотуберкулезная помощь, междисциплинарная интеграция.

В современных условиях качество оказания медицинской помощи напрямую связано с инновационными методами преподавания. Компетентностный подход и активные методы обучения - это пути обновления медицинского образования в страны. «Компетенция» является системным понятием, объединяющим свойства всех уровней опыта. Ориентация на компетентностный подход (КП) позволяет совместить требования как к узкопредметным, так и к метапредметным знаниям, умениям и навыкам специалиста в единой компетенции и в их ансамбле [1]. Академик И.А. Зимняя трактует компетенции как некие внутренние потенциальные психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в актуальной деятельности человека как компетентности [1].

Целью курса явилось формирование у интернов с помощью интегрированных средств комплекса профессиональных

знаний, умений и навыков по диагностике неотложные состояния при туберкулезе легких на основе компетентностного подхода применения знаний, полученных в процессе изучения базовых дисциплин.

Одной из распространенных форм междисциплинарной интеграции являются интегрированные учебные занятия [1-3]. В плане интеграции мы объединили знания и навыки по «Неотложной помощи при легочном туберкулезе» и проблемам двух дисциплин - туберкулеза и радиологии, которые не укладываются в одну специальность с большим объемом информации.

По данным рентгенографии органов грудной клетки можно локализовать сторону кровотечения в 46-60% случаев и установить причину легочного кровотечения в 35%. Диагностическая значимость компьютерной томографии (КТ) значительно выше, она позволяет в 77% случаев установить источник кровотечения. КТ с внутривенным контрастным усилением позволяет не только с высокой точностью

установить сторону поражения и источник кровотечения, но также даёт возможность одномоментно оценить состояние системы бронхиальных артерий и системы артерий малого круга. В случае если патологический очаг чётко локализуется по данным КТ, необходимость выполнения фиб-робронхоскопии с целью локализации источника кровотечения отпадает, так как её информативность в первичной диагностике причины легочного кровотечения, кровохарканья является спорной и не превышает 50% [4].

Педагогическая технология Case Based Learning (CBL) - обучение на основе клинического случая широко применяется на кафедре. Экспериментально был получен вывод о том, что использование в преподавании активных методов обучения: ситуационных задач, дидактических ролевых игр, наглядных пособий и муляжей - позволяет повысить интерес студентов к изучению предмета и текущую успеваемость [1]. Важен мультидисциплинарный подход к лечению тяжёлых легочных кровотечений. Специалисты, участвующие в оказании помощи больным должны быть ознакомлены со всеми возможными вариантами лечения, а также их преимуществами и недостатками. Применение одного метода, в большинстве случаев обречено на провал и считается недостаточным.

Для методики CBL были выбраны наиболее актуальные темы, посвященные «легочному кровотечению». Это связано как с необходимостью знать этиопатоге-нез, симптоматику острых состояний во фтизиатрии, уметь дифференцировать, диагностировать, так и адекватно оказывать экстренную помощь и выбрать правильную тактику ведения больного.

Интерны с большой ответственностью подходят к решению клинического случая. Для более глубокого понимания проблемы проводится дифференциальный диагноз, что полезно для формирования клинического мышления. Интерн реально оценивает связь больного состояния с больным организмом: не может легочное кровотечение развиться самостоятельно само по себе, что влечет за собой и необходимость комплексного системного и местного под-

хода к лечению фтизиатрии. Игровые имитационные методы (деловые игры, ролевые ситуации) широко применяются на кафедре в процессе обучения. Так, на практическом занятии «неотложные состояния при туберкулезе легких» при разборе клинического случая пострадавшего с легочным кровотечением и кровохарканьем перед интернами ставится задача постановки диагноза и оказания неотложной помощи на уровне врача общей практики и дальнейшей тактики ведения больного. После получения роли (врач общей практики в сельской больнице при отсутствии врача-фтизиатра) студенты достаточно активно обсуждают каждый на своем уровне создавшуюся ситуацию.

Каждый участник игры соответственно своей роли высказывает мнение. После самостоятельного принятия решения и его озвучивания обсуждаются ошибки на этапах оказания помощи. В зависимости от правильности или неправильности решений, что скажется на здоровье пациента, результаты игровой деятельности при подведении итогов объективно оцениваются. Занятие всегда проходит живо, интересно, активно работает вся группа. Таким образом, через деловые игры отрабатываются будущие профессиональные навыки студентов.

Отдельные практические занятия проводятся по форме: «Групповая мыслительная деятельность - Мозговой штурм». В основном это касается дифференциального диагноза таких заболеваний, как «Патологические изменении бронхолегочных сосудов», «Воспалительные заболевания», «Идиопатическое кровотечение», «Туберкулез и другие причины». Студенты распределяются соответственно на две подгруппы и дифференцируют заболевания, начиная от жалоб, анамнеза, клинической картины и до оказания помощи и принципов дальнейшего ведения больных. При этом прослеживаются как сходные признаки, так и отличительные, акцентируя особое внимание на последних. Время обсуждения строго лимитировано, что стимулирует умственную деятельность. Проведенное занятие на основе междисциплинарного взаимодействия способствовало

целостному формированию оценки патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач; позволило установить качество сформированных у студента компетенций и степень готовности студента к профессиональной деятельности. На основании данных клинических исследований пациенту необходимо пройти диагностическое обследование и заключение эксперта, пришедшего к выводу о необходимости дифференциальной диагностики, можно назвать преимуществом компетентностного метода обучения.

Выступая в роли фтизиатров, по рентгеновским снимкам с легочным кровотечением обучающиеся проводят рентгенло-кализацию. На уровне представления данных со стороны студентов может быть самонадеянно применять идеи, основанные на результатах одного клинического исследования с ограниченной достоверностью и рандомизированных данных, которые считаются нестандартными. В раздаточном материале интерн использует правильные и ошибочные варианты диагностики и лечения. Построение программы максимально приближено к реальной ситуации. Обучающийся приходит к верному решению поставленной проблемы, пройдя и ошибочные варианты. Практический эффект данного вида обучения оценен с помощью анкетирования студентов. Оценка интереса учащихся к обучению и их

клинического мышления и совершенствования педагогических навыков, а также проявления высокого стремления к решению задач, связанных с познавательной деятельностью. Также, переход от вузовских методов контроля к двойным слепым письменным тестам исключает риск со стороны преподавателя и уравнивает субъективный подход к студенту.

Выводы

1. Активные методы обучения, используемые на кафедре инфекционных болезней и фтизиатрии, не только дают обучающимся знания и навыки, необходимые для профессиональной деятельности, но и позволяют нашим интернам приобрести навыки клинического мышления и очень ответственно подходить к принятию решений.

2. Образовательный процесс кафедры фтизиатрии направлен на совершенствование и обеспечение качества образования, развитие клинического мышления и профессиональной деятельности у обучающихся, формирование интереса к постоянному самосовершенствованию и гордости за будущую профессию.

3. Активные методы обучения повышают интерес, качество, эффективность и продуктивность работы с пациентами, развивают их творческие способности, приближают студентов к реальности, помогают самостоятельно мыслить, анализировать и повышают уверенность в себе.

удовлетворенности важна для развития

Библиографический список

1. Русина Н.А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 2. - С. 100-107.

2. Мандриков В.Б. Междисциплинарная интеграция в образовательном пространстве медицинского вуза / В.Б. Мандриков, А.И. Краюшкин, А.И. Перепелкин // Матер. ХХ межрегион. учеб.-метод. конф. «Медицинское образование в XXI веке: традиции и инновации». - Архангельск, 2015. - С. 63-65.

3. Пшенникова Е.В. Междисциплинарная интеграция в рамках модульного образования в медицинском институте / Е.В. Пшенникова, Н.В. Борисова, И.Ш. Малогулова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Медицинские науки. - 2017. - №1 (06). - С. 123-126.

4. Клинические рекомендации по тактике лечения больных легочным кровотечением // Матер. V Международном конгрессе «Актуальные направления современной кардио то-ракальнойхирургии». - Санкт-Петербург, 2014.

ACTIVE TEACHING METHODS IN PHTHISIOLOGY

J. Mutaikhan, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor

N.S. Tabriz, Doctor of Medical Sciences, Professor

K. Skak, PhD, Associate Professor

M.T. Kozhamuratov, Assistant Professor

J.B. Nurtazina, Assistant Professor

A.A. Taishykova, Assistant Professor

Karaganda Medical University

(Kazakhstan, Karaganda)

Abstract. The article examines the application of active and competency-based teaching methods in the field of phthisiology, emphasizing their importance for modern medical education. The main purpose of the course is to form a set of professional knowledge, skills and abilities among interns for the diagnosis and treatment of emergency conditions in pulmonary tuberculosis. The teaching methodology includes the integration of knowledge on radiology and tuberculosis, as well as the use of Case-Based Learning (CBL) and other interactive forms of work such as role-playing and business games. The results show an increase in students' interest and academic performance, as well as the development of their clinical thinking. The article emphasizes the importance of a multidisciplinary approach and active teaching methods in training specialists who are able to respond effectively to complex medical tasks.

Keywords: active teaching methods, competence-based education, phthisiology, medical education, emergency tuberculosis care, interdisciplinary integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.