Научная статья на тему 'Активные методы обучения студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку'

Активные методы обучения студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / SIMULATION-ENHANCED MOTIVATION / MEASURING PERFORMA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Н.И., Белогаш М.А.

В статье определяется прямая связь между использованием активных методов в обучении студентов иностранному языку и развитием их критического мышления, а также необходимостью критериев оценки и самооценки результатов работы студентов в деловых и ролевых играх для повышения их мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

He article features the importance of simulation-enhanced critical thinking, motivation, and measuring the performance of English learners in non-linguistic universities.

Текст научной работы на тему «Активные методы обучения студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку»

will gain autonomy only when they are not replaced by others in their functioning, but only stimulated and encouraged.

The time which the children spend outside is conducive to their health. Moving and gymnastics are favourite activities for 33 of the surveyed children. This kind of activity is not enjoyed by 7 respondents and as many as 5 could not give a definite opinion in this aspect. Movement supports good health in children.

30 of the surveyed children enjoy classes about health and healthy lifestyle. 5 preschoolers were of the opposite opinion Another 15 gave the "do not know" answer.

This kind of activities constitute a source of knowledge about healthy nutrition, movement in the open air and active forms of recreation.

The children were also asked whether they always brushed their teeth after a meal. Out of all the surveyed, 42 did it every time, and 6 children admitted that they only sometimes did it. Brushing the teeth is the basis of correct hygiene of the mouth.

As for washing their hands before a meal, 34 children stated that they always did so. Another 11 sometimes did it, 1 claimed that he never washed his hands before eating and 4 did not give their opinions.

To conclude, it must be stated that children in pre-schools are gradually introduced to the healthy life style. Education for health is realized on the basis of the syllabus basics and a special curriculum written by the preschool teachers.

Conclusions

Modelling healthy attitudes in the early stage of the child's life gains a special meaning which is substantive from the point of view of the formation of health awareness and general care for the development of health capabilities in a person.

After conducting the research, it must be noted that children in preschools are introduced to health behaviours by taking active part in the health education classes and activities.

The preschoolers show correct hygienic, health and nutrition habits; they prefer active forms of spending their free time.

Every teacher faces a personal choice of the educational way as it is not possible to impose the one and only theory. It is worth making endeavour towards new quality of work in the field of education for health by learning about educational innovations and by using the suggestions for preventive measures towards children of preschool ages [6, 2013, p.58].

References

1. Wojnarowska B., Edukacja zdrowotna, PZWL, War-szawa 2007; Szarfenberg R., Kwestia zdrowia, [in:] A. Rajkiewicz, J. Supinska, M. Ksiçzopolski (ed.) Poli-tyka spoleczna. Materialy do studiowania, Katowice 1999; Sarzala D., Edukacja ekologiczna w aspekcie et-yki srodowiskowej, [in:] J. W. Czartoszewski (ed.), Et-yka srodowiskowa wyzwaniem XXI wieku, Warszawa 2002.

2. Wiçckowski R., Pedagogika zdrowia czy edukacja zdrowotna, „Zycie Szkoly", nr 10/1998.

3. Piestrzynski W., Family implications of the educations of young generation, [in:] Conferentia stiintifica inter-nationala:,,Tineretul si globalizarea. Probleme si opor-tunitati", Chisinau 11-12 aprile 2014. (ed.) S. Lewinta, V. Constatninov, J. Bartoszewski, N. Pikula, Wyd. Ministerul Educatiei Moldova Universitatea de Stat Tiraspol cu sediul la Chisinau Catedra Stiinte Sociale 2014; Sarzala D., Rodzina jako srodowisko ksztaltuj^ce postawy prospoleczne, Zeszyty Naukowe Gdanskiej Szkoly Wyzszej, nr 13, 2014.

4. Kubinska Z., Lichota M., Wychowane zdrowotne w przedszkolu, „Wychowanie w Przedszkolu" nr 1/2001.

5. Koscinska E., Zachowania antyzdrowotne podej-mowane przez seniorow, „Acta Pomerania" nr 1/ 2008.

6. Ciupinska B., Uwarunkowania konfliktow w srodowisku szkolnym, [in:] K. Denek, A. Kaminska, P. Olesniewicz (ed.), Edukacja jutra. Uwarunkowania wspolczesnej szkoly, Sosnowiec 2013.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Соколова Н. И., Белогаш М. А.,

доценты кафедры «Иностранные языки - 2», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

АННОТАЦИЯ

в статье определяется прямая связь между использованием активных методов в обучении студентов иностранному языку и развитием их критического мышления, а также необходимостью критериев оценки и самооценки результатов работы студентов в деловых и ролевых играх для повышения их мотивации.

ABSTRACT

the article features the importance of simulation-enhanced critical thinking, motivation, and measuring the performance of English learners in non-linguistic universities.

Ключевые слова: имитационное моделирование, мотивация, критическое мышление, деловая игра, оценка результативности.

Key words: simulation-enhanced motivation, critical thinking, business game, measuring performance.

Большое внимание в методической литературе, посвященной проблемам лингвистической подготовки студентов в неязыковом вузе, уделялось применению активных методов обучения, которые позволяют повысить уровень профессионального языкового образования выпускников вузов, развить необходимые деловые качества

и компетенции и повысить их возможности успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся спросу на рынке труда. Имитационное моделирование, как метод активного обучения и педагогическая технология, занял достойное место в педагогической практике, так как является эффективным средством познания студентами осо-

бенностей своей профессии и необходимых для нее компетенций, определения адекватности профессиональной подготовки студента и мотивации к самообразованию и саморазвитию. Разделяем мнение многих учёных (Черни-левский Д.В., Сибирская М.П., Левитес Д.Г. и др.) о том, что в основе имитационных технологий лежит игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Активные методы обучения, такие как дидактические игры, дискуссии, моделирование производственных ситуаций формируют профессиональные качества специалиста в том случае, если они будут отражать суть их профессии, будут максимально приближены к реальности, содержать актуальные на данный момент проблемы.

Среди вышеперечисленных активных имитационных методов обучения особого внимания в сфере изучения иностранного языка заслуживает деловая игра и, как ее творческий этап, ролевая игра. Для ролевой игры характерны наличие задачи или проблемы и распределение ролей между участниками её решения. Деловая игра представляет собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. При этом знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе обеспечения игровых действий. Следует выделить, что качество знаний, получаемое в игровой форме, значительно зависит от личности и авторитета преподавателя. Преподаватель должен иметь хороший контакт с обучающимися, вызывать у них доверие своими знаниями, человеческими качествами, мастерством. В противном случае деловая игра не будет иметь ожидаемого результата или, возможно даже, будет иметь противоположный результат, так как при активном обучении формируются субъект-субъектные отношения, а, следовательно, роль педагога претерпевает изменения, которые выражаются в субъек-тивизации роли педагога. Очевидно, что необходимым условием проявления субъектности учащимися является субъектность педагога, процесс ее развития в профессиональном образовании. Субъектность педагога является также фактором развития демократического общества, целью педагогического образования, ведущим условием реформирования современной школы, объективной необходимостью сложившейся социокультурной ситуации. Только наличие таких условий, как субъектность педагога, субъект-субъектные отношения между педагогом и студентами, позволят качественно и результативно проводить имитационные методы обучения в высшей школе.

Поскольку оценка результатов деловой игры фиксирует качество принятых управленческих решений, для повышения эффективности обучения студентов и их мотивации к изучению иностранного языка ролевая игра имеет особое значение, так как оценка ее результатов сфокусирована на качестве проигрывания ролей.

Качество исполнения ролей в процессе имитационного моделирования ситуаций профессионально-ориентированного общения зависит от множества факторов, среди которых достигнутый студентом уровень владения языковыми компетенциями и качество инструкций, разработанных преподавателем, педагогически целесообразное распределение ролей, правильная постановка целей перед участниками игры. Существенным нам видится то, что при организации обучения коммуникативным навыкам следует выбирать для обучения такие проблемные ситуации, которые могли бы активизировать мыслительную деятельность обучаемых, вызвать потребность в их обсуждении и таким образом мотивировать их к изучению иностранного языка.

Особенно остро вопрос мотивации изучения иностранного языка возникает у студентов неязыковых вузов, где язык не является профилирующей дисциплиной. В этой связи важно напомнить, что мотивация может быть, как внутренняя, так и внешняя. Подразделение мотивации на внутреннюю, порожденную самой учебной деятельностью, и внешнюю, являющуюся как бы внешней по отношению к деятельности обучающегося на занятии, можно найти в работах Л.И. Божович, П.Я. Гальперина и др.

Такие мотивы, как стремление быть высококвалифицированным и компетентным специалистом, найти работу с достойным заработком, использовать знание иностранного языка в своей будущей карьере, становятся в наши дни всё более частым и сильным мотивом познавательной деятельности. Ещё одним существенным вектором профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе является функционально-понятийный подход к организации языкового материала, который, по мнению С.Ф. Шатилова, «позволяет использовать языковой материал для решения более творческих коммуникативных задач с минимальным количеством переводных ситуаций и с меньшим количеством речевых ошибок».

Наиболее важной развивающей целью в использовании активных имитационных методов в изучении иностранного языка является совершенствование навыков критического мышления студентов, в основе которых лежит рефлексивное мышление. Критическое мышление определяется как «способности человека видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению, нормам поведения или собственному представлению о них; осознавать истинность или ложность положения; умение отделять неверное от правильного; анализировать, доказывать или опровергать; оценивать задачу и т.д.» [Вьюгина С.В.] Именно перечисленные в определении умения и навыки являются необходимыми при проведении «проблемного обучения». Именно включение в обучение иностранному языку проблемных ситуаций способно сформировать такой тип мышления, который необходим для решения нестандартных профессионально-ориентированных задач.

Очевидна тесная взаимосвязь критического мышления с проблемным и творческим «креативным» мышлением. Творчество является реализацией внутреннего побудительного мотива деятельности. Творческое мышление и творческие способности составляют психологическую основу креативной педагогики, так широко популярной в наши дни. Чёткого определения творческому мышлению нет, но это понятие часто определяется как высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях; способность нестандартно мыслить, создавать новое. Помимо логических операций (обобщение, синтез, анализ и др.), творческое мышление характеризуется ещё и наличием инсайта, интуиции, порождающей новый продукт (способ решения задачи, проблемы и др.), оно даёт возможность давать оценку полученной информации и предпринятых действий, в том числе и самооценку.

Как технология развития критического мышления имитационное моделирование активизирует образовательный процесс, позволяет преподавателю осуществить индивидуальный подход в обучении студентов и повысить их самостоятельность в использовании лексико-грамматических средств, языковых стилей, терминологической базы.

Для того чтобы описанные методы, технологии, виды активного обучения в сочетании с развитием навыков критического мышления студентов и их мотивацией к обучению достигли синергетического эффекта, необходимо разработать критерии оценки работы студентов и их самооценки, включить в обучение контрольно-оценочный компонент. Это позволит усовершенствовать, распространить и повысить эффективность использования методов имитационного моделирования в обучении студентов неязыковых вузов иностранному языку. Контрольно-оценочный компонент связан с периодической проверкой хода педагогического процесса и оценкой его результатов. «Данный компонент входит в структуру модели профессионального обучения иностранному языку наряду с мо-тивационным, содержательным, целевым и процессуальным компонентами».[Образцов П.И., Иванова О.Ю.]. При этом результаты контроля являются основой для оценивания успеваемости студентов. Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета целесообразно различать следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный и итоговый. Именно данным видам контроля и целесообразно отдавать предпочтение при обучении студентов иностранному языку.

Система критериев оценки результативности проведения деловых и ролевых игр должна учитывать разнообразные аспекты изучения иностранного языка в группе, качество самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к имитационному моделированию речевых ситуаций, количественное соотношение часов с использованием традиционных форм и активных форм обучения, уровень познавательной активности и мотивации студентов и другие факторы.

Использование оценки и самооценки результатов работы студентов по итогам деловых и ролевых игр на ос-

нове системы критериев позволит преподавателю благоприятно повлиять на мотивацию студентов на основе признания студентом приращения знаний и определения целей дальнейшего развития его языковых компетенций.

Таким образом, деловые и ролевые игры как виды имитационного моделирования и, следовательно, как средства развития критического мышления повышают мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Самооценка, как элемент критического мышления, является для студентов сильнейшим стимулом для повышения уровня своих языковых компетенций.

Литература

1. Богданова О. Образовательная деятельность как условие развития когнитивных оснований межкультурной компетентности личности: на материале лингвистического образования: дис. ...канд. пед. наук. Томск, 2009. 231 с.

2. Вьюгина С.В. Роль критического мышления студентов при проблемно-развивающем обучении. -Казань: КНИТУ, 2010, с.4.

3. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учеб. пособие / под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. -114 с.

4. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения [Текст] // Материалы научной конференции. - СПб., 2006.

5. Шатилов С.Ф., Агафонова Л.И. Некоторые проблемы создания петербургского учебника иностранного языка на осонове усовершенствованного варианта учебной программы: Сб.материалов научно-практической конференции. - СПб., 1994.-с.31-35

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО ВУЗА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РАЗГОВОРНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Файзиева Галина Владимировна

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английского языка и технического перевода ЕИ и ФМИ

Астраханского государственного университета Стародубцева Татьяна Александровна Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета летной эксплуатации и управления воздушным движением, аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования Астраханского государственного университета

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается разнообразие форм самостоятельной работы, способствующих повышению ее эффективности, и предлагается алгоритм организации самостоятельной работы курсантов в контексте интерактивного обучения разговорному английскому языку в авиационном вузе

ABSTRACT

The article deals with a variety offorms of enhancing self-directed learning and presents the algorithm for the cadet's self-directed learning in the context of interactive Spoken English teaching at an aviation school.

Ключевые слова: Интерактивное обучение, самостоятельная работа, разговорный английский язык

Keywords: Interactive teaching, self-directed learning, Spoken English

Дисциплина «Разговорный английский язык» относится к базовой части гуманитарного цикла и предусматривает 54 часа аудиторных занятий и 54 часа самостоятельной работы. При реализации программы учебной дисциплины «Разговорный английский язык» использу-

ются интерактивные образовательные технологии, удельный вес которых составляет не менее 30% аудиторного занятия [4, 5]. Интерактивный компонент в преподавании разговорного английского языка в авиационном вузе особенно важен в силу того, что профессия пилота и авиадис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.