Научная статья на тему 'Активные методы формирования профессионализма будущих учителей литературы в двуязычной среде'

Активные методы формирования профессионализма будущих учителей литературы в двуязычной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ДВУЯЗЫЧНАЯ СРЕДА / PEDAGOGIC / EDUCATION / PROFESSIONALISM / ACTIVE METHODS / FUTURE TEACHERS OF LITERATURE / BILINGUAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тархан Ленуза Запаевна, Акмуллаева Ление Рустемовна

Статья посвящена краткой характеристике активных методов обучения, влияющих на профессионализм будущих учителей литературы в двуязычной среде. В работе рассматриваются такие активные методы, как: дискуссия, эвристическая беседа, коллективное решение творческих задач, проблемное изложение, интерпретация литературных произведений, кейс, чтение по ролям, обсуждение и озвучивание видеоматериала, деловой театр, "мозговой штурм", подбор примеров. Описывается специфика активных методов, направленных на активизацию и актуализацию литературоведческих знаний, умений, навыков в пространстве поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active methods of formation of professionalism of future teachers of literature in a bilingual medium

The article is devoted to the theoretical analysis of active methods, that affect the professionalism of future teachers of literature in a bilingual environment. A brief description of such active methods as: discussion, heuristic conversation, collective solution of creative tasks, problematic exposition, interpretation of literary works, case, role reading, discussion and scoring of video material, business theater, brainstorming, selection of examples. The specifics of active methods aimed at the activation and updating of literary knowledge, skills, skills in the space of multicultural education are described.

Текст научной работы на тему «Активные методы формирования профессионализма будущих учителей литературы в двуязычной среде»

A CT/VE METHODS OF FORMA HON OF PROFESSIONALISM OF FUTURE TEA CHERS OF UTERA TURE IN A BILINGUAL MEDIUM

Tarkhan Lenuza Zapaevna, DSc ofPedagogical sciences, Professor Akmullaeva Lenie Rustemovna, Seniorlecturer

Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol, Republic of Crimea

The article is de voted to the theoretical analysis of active methods, that affect the professionalism of future teachers of literature in a bilingual environment. A brief description of such active methods as: discussion, heuristic 05 conversation, collective solution of creative tasks, problematic exposition, interpretation of literary works, case, role q reading, discussion and scoring of video material, business theater, brainstorming, selection of examples. The OJ specifics of active methods aimed at the activation and updating of literary knowledge, skills, skills in the space of

multicultural education are described. 0-

<

Keywords: pedagogic; education; professionalism; active methods; future teachers of literature; bilingual environment. 2

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРА ТУРЫ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена краткой характеристике активных методов обучения, влияющих на профессионализм будущих учителей литературы в двуязычной среде. В работе рассматриваются такие активные методы, как: дискуссия, эвристическая беседа, коллективное решение творческих задач, проблемное изложение, интерпретация литературных произведений, кейс, чтение по ролям, обсуждение и озвучивание видеоматериала, деловой театр, "мозговой штурм", подбор примеров. Описывается специфика активных методов, направленных на активизацию и актуализацию литературоведческих знаний, умений, навыков в пространстве поликультурного образования. Ключевые слова: педагогика; образование; профессионализм, активные методы, будущие учителя литературы, двуязычная среда.

УДК 378:147.008 О

ВАК РФ 13.00.08 —

© ТарханЛ.З., 2019 © А кмуллаева Л. Р., 2019

кд" У

113

Поликультурная среда, в которой находятся субъекты образовательного пространства, требует толерантности, уважения к культурной идентичности каждой личности. А это означает, что перед образованием стоит ряд новых задач по формированию и развитию этих качеств у современной молодежи.

Специфика профессионализма будущего учителя литературы в двуязычной среде (на примере русского и крымско-татарского языков) заключается в сформированности у него высокого профессионализма, который помогает работать в специфических условиях многонационального контингента обучающихся Крыма.

Компетентностный подход в образовании, утвержденный нормативно-законодательными документами, делает необходимым профессиональную подготовку будущего учителя литературы к использованию различных активных методов в преподавании предметов языкового цикла.

Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость специальной подготовки учителя литературы "широкого профиля", реализованной на глубоких и разносторонних междисциплинарных основах. Современному учителю русского языка и литературы, работающему в двуязычной среде, необходим научный фундамент для эффективной педагогической деятельности. Тесное взаимодействие двух языков (русский, крымско-татарский) в полиэтничном Крыму во всех сферах предполагает определенную подготовку будущего учителя литературы к работе в таких условиях.

Значительный вклад в изучение проблемы формирования профессионализма будущих учителей внесли С.С. Витвицкая, Н.В. Гузий, И.А. Зязюн, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.П. Подласый, В.А. Сласте-

ТАРХАНЛЕНУЗА Запаевна,

доктор педагогических наук, профессор

АКМУЛЛАЕВА Ление Рустемовна, старший преподава гель

Крымский инженерно-педагогический университет, Симферополь, Республика Крым

нин. Следует отметить ученых, исследования которых посвящены профессионализму в различных сферах жизнедеятельности: Н.Е. Астафьева, Р.Г. Бабанский, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, И.А. Богачек, Н.Ф. Гейжен, Б.С. Гершунский, E.H. Головаха, Г.О. Ковальчук. В.Ю. Кричевский, Н.Т. Соколова, Л.З. Тархан, В.И. Юдин.

В работах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, уу Н.В. Имедадзе, Л.Ю. Кулиша, A.A. Сиденко, Л.М. Синельниковой, С.Н. Цейтлина раскрыва-< ются общие теоретические и практические воп-X росы языкового образования. Исследования I j | профессиональной подготовки в культурно-С образовательном пространстве региона, эт-нопсихологии и межкультурном взаимодей-СЭ ствии, билингвальном образовании и jf обучении освещается в работах: Р.З. Богоуди-новой, У.М. Вайнрайх, В.Ф. Габдулхакова, I В.Г. Крысько, М.Н. Певзнера, Л.Л. Салеховой, О Н.К. Туктамышова, Г.Ф. Хасановой, Л.В. Щербы. U- Необходимо обозначить, что методика препо-давания литературы рассматривается в рабо-тах М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.Д. Мол-р- давской, Н.И. Кудряшева, С.А. Гуревича, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой, С.А. Леоновой, В.Ф. Чертова. Исследования, касающиеся 14 активных методов, освещаются учеными:

A.A. Балаевым, М.Н. Гаруновым, A.A. Вербицким, П.Б. Гребенюк, Г.И. Ибрагимовым, Е.А. Лит-виненко, В.Я. Платовым, В.В. Подиновским,

B.И. Рыбальским.

Следует констатировать, что, несмотря на возрастающий интерес ученых-лингвистов, лингводидактов, психологов, педагогов к вопросу использования активных методов, влияющих на формирование профессионализма будущих учителей литературы в двуязычной среде, остается все же недостаточно исследованным.

Эффективность учебного процесса во многом определяется уровнем соответствия методов и средств обучения поставленным целям и задачам. Цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки кадров на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предполагают, в частности, увеличение объема и роли самостоятельной работы студентов, широкое применение активных методов обучения, широкий спектр оценочных средств [3, 5-8].

Учитывая тот факт, что профессиональная подготовка будущего учителя литературы в

двуязычной среде (крымско-татарской, русской) не сводится только к получению совокупности знаний и умственных навыков, будущему учителю литературы необходимо совокупное формирование умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, которые формируют профессионализм.

Принимая во внимание исследования разных ученых (М.Ю. Кунц, Е.С. Быков, К.В. Майбо-рода, И.А. Зязюн, Л.К. Гребенкина, В.Я. Синен-ко, Л.В. Красюк), под профессионализмом мы рассматриваем совокупность психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений, личностно-творческого потенциала и самосознания у учителя, позволяющую на высоком уровне осуществлять образовательную деятельность [5; б].

Исходя из того, что профессиональная подготовка предполагает освоение как теоретических, так и практических основ изучаемого материала, охватывающая двуязычную среду, эффективным становится формирование умения через использование в учебном процессе активных методов, формирующих в двуязычной среде у будущих учителей литературы профессионализм [1,101].

Активные методы обучения - это методы, которые стимулируют познавательную деятельность обучающихся. Данные методы строятся в основном на диалоге, а также предпола-гают свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы. Активные методы в обучении характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производствен-ной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Отсюда каждый метод активным делает тот, кто его применяет [4].

К активным методам, которые формируют профессионализм будущего учителя литературы в двуязычной среде, относятся: дискуссия, эвристическая беседа, коллективное решение творческих задач, проблемное изложение, интерпретация литературных произведений, кейс, чтение по ролям, обсуждение и озвучивание видеоматериала, деловой театр, подбор примеров. Вышеперечисленные активные методы направлены на активизацию и актуализацию литературоведческих знаний, умений, навыков в образовательном поликультурном пространстве.

Охарактеризуем представленные активные методы, формирующие профессионализм будущих учителей литературы в двуязычной среде.

Самый распространённый метод в профессиональной подготовке - это дискуссия. Данный метод предусматривает обсуждение како-го-либо вопроса, сопровождающегося обменом суждений, мнений, идей в составе группы. С помощью дискуссии можно мотивировать студентов к чтению и анализу произведений, которые сопровождаются поиском истины и решением проблемной ситуации.

Следующий активный метод - это проблемное изложение, эффективен тем, что студенты получают знания через проблемность вопроса или ситуации. При этом процесс познания происходит в сотрудничестве и диалоге студентов с преподавателем, что приближает их к исследовательской деятельности. Суть проблемного вопроса или проблемной ситуации раскрывается путем организованного поиска ответа, решения или анализа традиционных и современных точек зрения. Такой метод помогает будущим учителям литературы глубже понять суть произведения, а также тему и идею заложенную автором.

Очередной активный метод, формирующий профессионализм будущих учителей, - коллективное решение творческих задач. Под творческими заданиями понимаются задания, требующие от будущих учителей литературы не простого воспроизведения информации, а творческого ответа. Поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов, например: найдите сходство русского литературного героя в произведениях крымс-ко-татарской литературы, определите общность взглядов героев произведения крымс-ко-татарской литературы с произведением русской литературы и т. д.

Заметим, что метод делового театра или метод инсценировки, характеризуется тем, что разыгрывается ситуация, взятая из крымскотатарского произведения, а постановка осуществляется на русском языке или наоборот. Задача студента - вжиться в образ определенного литературного героя, понять все его действия, оценить ситуацию и найти правильную линию поведения на другом языке. Данный метод учит студента ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку не только поступкам героя, но и своим, а также дает возможность наработать навык переключаться с одного языка на другой и лучше изучить сам язык.

Активный метод чтение по ролям представляет собой определенный вид деятельности, направленный на активизацию будущих учи-

телей. Этот метод характеризуется образным обучением, то есть каждый обучающийся получает определенную роль, в которой с помощью интонации доносит до слушателей все эмоции и чувства того или иного персонажа. Чтение по ролям сплачивает группу и учит студентов работать в коллективе.

Эвристическая беседа, которая также относится к активному методу, где с помощью коллективного мышления или беседы отыскивается ответ на проблемный вопрос. Данный метод предполагает наличие у обучающихся определенного запаса знаний языков (крымс-ко-татарского, русского), традиций, элементов культуры, описываемых в произведениях.

Следующий активный метод, который формирует профессионализм, - обсуждение и озвучивание видеоматериала. Видеоматериал подбирается на изучаемое произведение. Перед показом фильма преподавателю необходимо студентам задать несколько вопросов, которые в дальнейшем послужат основой для последующего обсуждения. Можно фильм останавливать на определенных отобранных моментах и проводить беседу. В конце занятия необходимо совместно со студентами подвести итоги и озвучить полученные результаты. Также следует отметить, что, если изучаемое произведение просматривалось на русском языке, обсуждение необходимо проводить на крымско-татарском языке и наоборот.

Часто применяемый и эффективный метод, формирующий профессионализм - метод кейсов, который представляет собой анализ, изучение и принятие решений по определенной ситуации (проблеме) в изучаемом произведении. Задача обучающихся - проанализировать в предложенном произведении одну из ситуаций, связанную страдициями, обычаями крым-ско-татарской культуры, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения, выбрать лучшее из них и сравнить с русской культурой. Это в итоге предоставляет студентам возможность глубже изучить русскую и крымско-татарскую культуры.

Следующий метод - подбор примеров, который необходимо использовать для детального чтения произведений. Этот метод помогает студентам аргументировать свой ответ. Подбор примеров из произведений обогащает словарный запас обучающегося, учит приводить доводы и доказывать свою точку зрения.

Особый интерес вызывает у студентов метод интерпретации литературных произведений, то есть истолкование, объяснение значе-

05

1-Н

О

со

а. <

о

со

КД" У

115

> <

X

LU S X

о

LU T

<

CI

LU

с

■к 116

ния текста. Данный активный метод необходимо использовать для целостного понимания переведенного произведения, где переводчик передает мысли автора через свое виденье. Задача студента заключается в том, чтобы выявить через перевод суть произведения.

К распространенным и непринужденным активным методам относится мозговой штурм. Основная задача интерактивного метода "мозговой штурм"- это сбор различных точек зрений, мнений, идей, ответов, в результате чего студенты освобождаются от инерции мышления в непринужденной обстановке. Во время мозгового штурма будущие учителя обмениваются своими идеями, находят примеры в произведениях и обосновывают свой ответ, что мотивирует студентов к анализу произведений, а также помогает выявить подготовленность аудитории в течение короткого периода времени [2,86-95].

Рассмотренные выше активные методы, которые формируют профессионализм будущих учителей литературы в двуязычной среде, помогают приобрести опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой в двуязычной среде, а также развить личностную рефлексию как будущего профессионала в своей профессии.

Таким образом, охарактеризованные активные методы влияют на эффективность и результативность учебного процесса и сказываются на успеваемости обучающихся. Приме-

нение активных методов в конечном итоге способствует формированию профессионализма будущих учителей литературы в условиях двуязычия (русский и крымскотатарский). Соответственно, перспективой дальнейших исследований является разработка и описание комплекса заданий, формирующих профессионализм в двуязычной среде у будущих учителей литературы.

Литература:

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/2/0131/2_0131-

1.shtml

2. Гончаренко С.У. Методика как наука / С.У. Гон-чаренко // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:- http://lib.iitta.gov.ua

3. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению : учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина, H.A. Логинова, М.М. Новик. - СПб. : СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.

4. Коростелева Н.М. Активные методы обучения / Н.М. Коростелева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/ 5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya

5. Тархан Л.З. Дидактическая компетентность ин-женера-педагога: теоретические и методические аспекты: монография Л.З. Тархан. - Симферополь : Крымучпедгиз, 2008 - 423 с.

6. Умерова Л.Р.(Акмуллаева Л.Р.) Суть понятия "профессионализм будущего учителя" / Л.Р. Умерова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М., 2015 г. - №6 (77). - 4.2. - С. 124-127.

IMPLEMENTA TION OF THE MODEL OF FORMA HON OF IN FORM A T/ON CUL TÜRE OF UNIVERSITY STUDENTS Tlekkabylova Dinara Zharkmovna, Senior lecturer, Department of Informatics, West Kazakhstan State University named after Makhambet Utemisov, Uralsk, Republic of Kazakhstan

In the article on the basis of the analysis of researches devoted to a problem, the psychological and pedagogical bases of process of formation of information culture of the person are theoretically proved; criteria, levels, definitions formed information culture of students are specified; the course "Bases of information culture "directed on formation of information culture of students is developed and tested.

Keywords: culture; information; information culture; information culture of the person; model of formation of information culture of students of higher education institution.

УДК 378.4 ВАК РФ 13.00.08

© Тлеккабылова Д.Ж., 2019

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬ ТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье на основе анализа исследований, посвященных проблеме, теоретически обоснованы психолого-педагогические основы процесса формирования информационной культуры личности;уточнены критерии, уровни, определения сформированные информационной культурой студентов;разработан и апробирован курс "Основы информационной культуры", направленный на формирование информационной культуры студентов. Ключевые слова: культура; информация; информационная культура; информационная культура личности; модель формирования информационной куль-

туры студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.