нарушений — 21 % (вегетососудистая дистония). Больные с висцеральным синдромом — 34 % (дискинезии органов желудочно-кишечного тракта, дуоденогастральные и гастроэзофагеальные рефлюксы). Больные с синдромом патологии органа зрения — 16,4 % (миопия различной степени выраженности, астигматизм). Больные с вер-теброгенным синдромом — 9,5 % (ювенильный остеохондроз позвоночника, межпозвонковые грыжи) и с бронхолегочным синдромом — 7 % (трахеобронхиальная дискинезия, вентиляционные нарушения).
Анализ показал высокую частоту синдромов «недифференцированной дисплазии соединительной ткани» у пациенток, что свидетельствует об определенной ее роли в развитии пролапса гениталий.
Заключение
При выполнении реконструктивно-пластических операций на тазовом дне в план реабилитации пациенток в послеоперационном периоде необходимо включать комплекс лечебной физкультуры, препараты метаболического действия и коллагенстимулирующую терапию.
АКТИВНОСТЬ ФЕРМЕНТОВ ФАЗЫ II СИСТЕМЫ ДЕТОКСИКАЦИИ (NAT2, GST)
как независимый фактор риска пто
© Ю. А. Дегтярева 1, Т. Э. Иващенко 1, Ю. А. Насыхова 2, В. Ф. Беженарь 1, В. С. Баранов1
1 НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта СЗО РАМН;
2 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
Актуальность проблемы
Наиболее частым проявлением патологии тазового дна является пролапс тазовых органов (ПТО), состояние, при котором органы малого таза (мочевой пузырь, тело и шейка матки, влагалище и передняя стенка прямой кишки) образуют грыжевое выпячивание в просвет влагалища, выходящее на поздних стадиях за пределы половой щели.
Несмотря на многочисленные теории развития ПТО, ни одна из них полностью не объясняет этиологию и патогенез заболевания. Нами высказано предположение, что в генезе данного заболевания имеет значение активность ферментов фазы II системы детоксикации эндо- и экзогенных соединений.
Цель исследования
Выявить особенности полиморфизма генов фазы II системы детоксикации эндо- и экзогенных соединений (NAT2, GST T1 и GST M1) у пациенток с ПТО.
Материал и методы
В период с 2007 по 2008 гг. обследовано 70 женщин в возрасте от 32 до 87 лет, жителей Северо-Западного региона России, представителей европеоидной расы. Все женщины обследованы и проходили лечение в отделении оперативной гинекологии НИИ акушерства и гинекологии имени Д. О. Отта СЗО РАМН.
Образцы ДНК, полученные стандартным методом из лимфоцитов периферической крови,
были использованы для проведения ПЦР генов NAT-2, GST T1 и GSTM1.
Контрольную группу для анализа полиморфизма гена NAT2 составили 89, а для анализа генотипов GST T1 и GST M1 62 здоровых женщин, проживающих в Северо-Западном регионе России.
Результаты
Достоверных различий в распределении генов GST T1 и GST М1 и частоте возможных вариантов их комбинации между популяционной выборкой и группой ПТО выявлено не было. Анализ распределения исследуемых генов GST в зависимости от стадии ПТО также не обнаружил достоверных различий. В то же время отмечено достоверное преобладание среди пациенток с III и IV стадиями ПТО сочетанной делеции обоих исследуемых генов семейства GST.
Также, в группе пациенток с ПТО отмечено повышение соотношения «медленные/быстрые ацетиляторы» практически в 2 раза по сравнению с популяционной выборкой. При этом среди пациенток — «медленных ацетиляторов», страдающих тяжелой стадией ПТО, отмечено достоверное преобладание частоты делеции обоих генов GST по сравнению с пациентками, имеющими начальные стадии заболевания.
Заключение
Генетически обусловленная активность ряда ферментов фазы II системы детоксикации (NAT2, GST) является дополнительным независимым фактором формирование ПТО.
■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ
ТОМ LVIII ВЫПУСК 5/2009
ISSN 1684-0461