НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
АКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
М. А. Горшкова
26
Аннотация. Динамическое развитие общества предъявляет новые требования к современному учителю и его профессиональной подготовке в вузе. Новые ориентиры в подготовке будущих учителей выдвигают в ряд актуальных проблему формирования активной профессиональной позиции учителей, отношения к педагогической деятельности. В статье дается определение понятия «активная профессиональная позиция», определяются показатели активной профессиональной позиции.
Ключевые слова: активная профессиональная позиция, педагогическая деятель ность, компетентность, профессиональная подготовка студентов.
Summary. Dynamic development of the society makes new demands for the modern teacher and their training at the university. New guidelines in preparing future teachers makes it a topical problem the issue of teachers' active professional position development, as well as their attitude towards teaching. The article defines the concept of 'active professional position,' and explains the indicators of an active professional position.
Keywords: active professional position, teaching, competence, students training.
Динамическое развитие граждан- модифицировать свою профессионального общества, интенсивная меж- ную деятельность в соответствии с со-культурная коммуникация и глобальная циальным заказом, преодолевая про-информатизация предъявляют новые фессиональные затруднения за счет ак-требования к современному учителю и тивизации внутренних ресурсов. его профессиональной подготовке. Как В этой связи не удивительно, что отмечается в аналитическом обзоре «Развитие учительского потенциала» 2003 г. «Реформы образования», «...в является одним из ключевых направле-условиях глобализации мировой эконо- ний Национальной образовательной мики смещаются акценты с принципа инициативы «Наша новая школа». С адаптивности на принцип компетент- этой целью в учебный процесс, в орга-ности выпускника образовательных низацию университетского уклада обя-учреждений». Меняющемуся обществу зательно привносятся такие понятия, требуются квалифицированные специ- как индивидуальная образовательная алисты, способные оперативно реаги- активность, выбор, смысл, индивиду-ровать на происходящие изменения, альный рост, опыт. В данном контексте
Преподаватель XX
4 / 2010
Актуальные проблемы образования
формирование активной профессиональной позиции обучающегося определяется нами как придание учебному действию осмысленности за счет возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения студентом своих образовательных перспектив.
Для формирования профессионализма будущего педагога необходимо выявление и развитие интегральной личностной характеристики, которая служила бы показателем профессионального развития, характеризовала готовность студента к проявлению педагогического мастерства. Такой личностной характеристикой будущего педагога в современных концепциях педагогического образования выступает профессионально-педагогическая позиция.
Б. Г. Ананьев, рассматривая сущность понятия «позиция», определяет последнюю как устойчивую систему отношений человека к определенным сторонам действительности [1, с. 152]. Когда говорят о жизненной позиции, то имеют в виду отношение человека или группы людей ко всему комплексу жизненно важных условий их существования и деятельности. Уровень обобщенности социальных явлений выступает в качестве критерия иерархии позиции: от простейшей - через ситуативную и базовую - к жизненной позиции в целом.
Ряд исследователей полагают, что позиция личности может быть представлена основными жизненными отношениями, регулирующими проявления личности в жизнедеятельности. Так, А. Н. Леонтьев (1995) рассматривает «позицию» через категорию «отношение» и подчеркивает, что занять ту или иную «позицию» значит определиться в своем отношении к жизни [2,
с. 121]. Теория отношений раскрывает механизм трансформации объективных отношений во внутренние, субъективные, которые и составляют центральное ядро личности (А. Н. Леонтьев, 1975; И. Я. Лернер, 1981). В исследованиях А. М. Захарычевой (2000) сформировано понятие «позиция личности» [3, с. 85]. Позиция личности, по ее мнению, это устойчивое отношение к различным сторонам деятельности и самому себе (высший уровень индивидуального самопознания), регулирующее поведение личности. Ш. А. Амо-нашвили (1990) определил педагогическую позицию как личностно-гуманный подход к ребенку, основанный на профессиональных знаниях, профессиональном опыте, творческом подходе к педагогическому труду [4, с. 234].
В. П. Бедерханова рассматривает позицию как ценностно-смысловую самореализацию личности, интегра-тивную характеристику личности и ее деятельности, которая является также «характеристикой активности личности, ее субъектности» [5, с. 40].
Понятие «профессиональная позиция педагога» не эквивалентно понятию «компетентность». В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (22.12.2009), утверждается, что компетенция - суть способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. При этом в определении компетентности внимание уделяется степени овладения специалистом нужными умениями и навыками; юридическому соответствию специалиста; опыту специалиста для ведения профессиональной деятельности. Понятие «компетентность» весьма емкое, поскольку не
27
4 / 2010
Преподаватель XXI
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
28
определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. В общем контексте российской психолого-пе да го гической науки компетентность трактуется как актуальное, формируемое личностное качество, как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социаль но-професси о наль ная характеристика человека, проявляющаяся в деятельности (И. А. Зимняя). При этом современное образование обеспечивает не только необходимую подготовку выпускника, но и его базу умений и навыков для продолжения учебы в течение всей профессиональной жизни. В самом общем плане выпускник может быть представлен в качестве мобильного субъекта, способного к самоопределению и саморазвитию в условиях подвижного, альтернативного и открытого общества, субъекта, у которого на основе многопланового и разностороннего образования сформирована личностная позиция свободного выбора вида, способов и форм деятельности, причем усвоенных им на достаточно высоком профессиональном уровне (обладать деловой компетентностью). Наконец, этот субъект должен быть подготовлен к постоянной смене своей профессиональной ориентации (иметь высокий уровень профессиональной мобильности).
Таким образом, профессиональная позиция личности - это устойчивое отношение ко всему комплексу профессионально важных задач и условий профессиональной деятельности и самому себе, регулирующее поведение личности. Уровень обобщенности профессиональных дей-
ствий выступает в качестве критерия иерархии позиции: от простейшей -через ситуативную к базовой - к активной позиции в целом.
Критериальная характеристика профессиональной позиции будущего педагога включает следующие компоненты.
1. Учебно-профессиональная мотивация - уровень сформированности профессиональной мотивации педагога; мотивационная и практическая готовность к различным профессиональным функциям, включая стремление к непрерывному профессиональному росту; интерес к определенным научным проблемам.
2. Деятельностный показатель -эффективное владение педагогическими технологиями (обучения, воспитания, педагогического анализа, проектирования, диагностики, экспертизы); активность на занятиях, практике и в общественной работе опыт исследовательской деятельности; успешность прохождения педагогической практики, личностная направленность, формы общественной работы.
3. Социально-психологический показатель - ценностные ориентации педагога, его социальный статус.
4. Личностный показатель - самооценка; педагогические способности, индивидуальные личностные черты.
Становлению активной профессиональной позиции будущего педагога в процессе обучения в вузе способствует включение в учебный план специальных дисциплин по выбору. Так, на занятиях по педагогике и психологии студенты вовлекаются в деловые игры («Наша новая школа»), тренинги («Формирование эмоциональной уравновешенности», «Развитие коммуникативной компетентности», «Формирование
Преподаватель XX
4 / 2010
Актуальные проблемы образования
профессиональной компетентности»), процедуры самообследования.
Актуализация личностно-профес-си о наль ных отношений студентов происходит во время педагогических практик и при подготовке к ним через решение творческих профессиональных задач и выполнение проектных заданий, во внеаудиторной деятельности в научных кружках, исследовательских объединениях. При этом индивидуальная образовательная активность студента обеспечивается скоординированным руководством куратора, преподавателя и научного руководителя.
Еще одним из средств формирования и развития активной профессиональной позиции студентов является система воспитательной работы педагогического вуза. Студент, находясь в центре воспитательного пространства, включается в совместную деятельность преподавателей и студентов, в традиционные общеинститутские творческие дела, с одной стороны, и в работу различных малых студенческих групп, с другой. Первым звеном в этой системе управления воспитательной работой с целью формирования активной профессиональной позиции будущего учителя является институт кураторов. Куратор призван оказать студенческому коллективу помощь в переходе от неорганизованного состояния в организованное, при этом взаимодействие студент-куратор направлено на постепенную активизацию студента и вывод его на степень реальной самостоятельности и осознанности своих профессиональных выборов, а схемой их взаимоотношений является не диагностико-рекомендательная, а диалоговая, событийная.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева и др. - М., 1980. - 168 с.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Изд. 2-е. - М.: Республика, 1977. - 304 с.
3. Захарычева А. М. Формирование эстетической позиции будущего учителя: Дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2000. - 184 с.
4. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990. - 560 с.
5. Бедерханова В. П. Становление лично стно ориентированной позиции педагога. -Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2001. - 220 с.
6. Болотов В. А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2001. - 48 с.
7. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Н. К. Сергеева. - М.: ППРО, 2005. - 120 с.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. -№ 5. - С. 34-42.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Изд-во «Фе- 29 никс», 1997. - 480 с.
10. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. - 2002. - С. 11-42.
11. Лернер И. Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. - 1987. - № 11. -С. 60-65.
12. Липский В. И., Мордкович С. В. Активная жизненная позиция: факторы и их взаимосвязь // Формирование активной жизненной позиции / Под ред. В. И. Липско-го. - Челябинск, 1981. - 185 с.
13. Соловьева Н. В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань: КГПУ, 1993. - 380 с. ■
4 / 2010
Преподаватель XXI