PEDAGOGICAL SCIENCES
ACTIVIZATION OF INDEPENDENT EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF A STUDENT OF A MEDICAL UNIVERSITY THROUGH THE CASE METHOD
Garanina R.
PhD in education, Associate Professor of the Department of Medicinal Chemistry Samara State Medical University, Samara, Russian Federation
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-МЕТОДА
Гаранина Р.М.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской химии Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация
Abstract
Activation of the student's educational activity and formation of his subjective position at all stages of higher education is an urgent task of pedagogical science. One of the most effective tools not only for transmitting, but also for actively learning new knowledge in higher education, forming the student's subjective position is the case method, so its application is relevant and quite effective. Learning by case method allows you to increase motivation of a student and combine all external and internal components of successful socialization of students in the educational space of the University. Case study is the best method of teaching students, which helps to expand the horizons and level of education at the stage of higher education, because when solving cases, students can develop the most important skills necessary for the quality performance of professional duties.
Аннотация
Активизация учебной деятельности студента и формирование его субъектной позиции на всех этапах обучения в высшей школе является актуальной задачей педагогической науки. Одним из эффективных инструментов не только передачи, но и активного усвоения новых знаний в высшей школе, формирования субъектной позиции обучающегося является кейс-метод, поэтому его применение актуально и достаточно эффективно. Обучение кейс-методом позволяет повысить мотивацию студента и объединить все внешние и внутренние составляющие успешной социализации студента в образовательном пространстве вуза. Кейс-стади - это наилучший метод обучения студентов, который способствует расширению кругозора и уровня образованности на этапе вузовского обучения, поскольку при решении кейсов студенты могут развивать наиболее важные навыки необходимые для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
Keywords: Higher school, medical education, chemistry, case method, activation of student's educational activity, cognitive activity, cognitive independence, formation of the student 's subject position.
Ключевые слова: Высшая школа, медицинское образование, химия, кейс-метод, активизация учебной деятельности студента, познавательная активность, познавательная самостоятельность, формирование субъектной позиции студента.
Актуальной задачей педагогической науки в современных условиях является активизация учебной деятельности студента и формирование его субъектной позиции на всех этапах обучения. Формирование и развитие личности студента как субъекта учебной деятельности, как правило, происходит в образовательном пространстве вуза в процессе самостоятельной учебной и учебно-исследовательской деятельности.
Вовлечение студентов в совместную с преподавателем работу по активизации учебной деятель-
ности, опирающейся на возможности интерактивной технологии обучения кейс-методом, является главной задачей и педагогического коллектива, и студенческого актива, и каждого студента в частности.
Интенсификация познавательной активности студентов является одной из важных педагогических задач вуза, решение которой требует системного подхода, умелого руководства, применения активных и иных инновационных методов обучения, творческого подхода к работе. Все перечисленные средства достижения обозначенной задачи мы
объединяем в единую концепцию проблемно-алгоритмизированного обучения.
Оптимизация учебной деятельности студента и формирование его субъектности происходит посредством активизации процесса саморазвития обучающегося в учебной деятельности, поэтому появляется возможность направить образовательный процесс на повышение его познавательного интереса и познавательной активности, на воспитание его познавательной самостоятельности, а усилия педагогического коллектива - на качественную профессиональную подготовку специалиста при условии осуществления систематического мониторинга и контроля ее результативности.
Педагогическая целесообразность применения кейс-метода заключается в возможности реализации умений и навыков обучающихся в решении поисковых, исследовательских задач, для развития умений по обработке большого объема информации, систематизации знаний, коммуникативных умений, фундаментализации знаний по химии, развития общего кругозора студентов, повышения мотивации к учению.
Принимая непосредственное и активное участие в составлении учебного кейса, студенты вовлекаются в сотрудничество с преподавателем, другими студентами, учатся вести информационный поиск, анализировать и систематизировать полученный информационный материал, создавать информационные блоки, готовят презентации.
Целесообразность использования кейс-метода, как правило, определяется темой занятия, необходимостью выработки системного представления о содержании учебного материала, проведения мысленного или воображаемого эксперимента, изучения большого объема информации, решения оценочных задач. Оптимальным представляется использование мини-кейсов, структура которого позволяет студенту в сжатый промежуток времени ознакомиться с теоретическим содержанием, получить задание и ответить на вопросы. Например, предлагаемые нами на занятиях по дисциплине «биоорганическая химия» учебные мини-кейсы содержат: название биологически активного вещества (как правило, являющегося лекарственным препаратом), небольшая историческая справка о препарате (воспитание познавательного интереса), краткая характеристика его фармакологических свойств и показания к применению (обеспечивается междисциплинарный характер обучения и мотивирующий настрой). Затем студенту предлагается написать формулы вещества и его наиболее известных производных, назвать их по международной номенклатуре.
Добавление в содержание кейса теоретического материала по смежным дисциплинам (биохимия, фармакология, история медицины) не только способствует укреплению междисциплинарных знаний, более глубокому осмыслению и усвоению информации, но и обеспечивает целостное единство научного познания, развитие когнитивных навыков (любознательность, критическое мышле-
ние), цифровых навыков (обработка и анализ данных), овладение научным типом мышления (объективность, универсальность), умения быстро ориентироваться в ситуации и включаться в поисково-исследовательскую деятельность.
Мониторинг процесса и анализ результатов самостоятельной работы студента по составлению учебного кейса показали, что в процессе творческой самостоятельной деятельности создаются оптимальные условия для проявления активности, ответственности, инициативности, овладения оценочно-рефлексивными навыками и навыками адекватной самооценки. Все это позволило преподавателю объективно оценить уровень знаний студентов, познавательных способностей, эффективность поисковой деятельности и интеллектуальной активности, умение дискутировать, уровень развития коммуникативных навыков.
Наблюдения показали, что метод case-study развивает у обучающихся следующие навыки:
1) аналитические. Способность четко, сжато и логично формулировать свои мысли и выделять главное, уметь работать с большими объемами данных, уметь классифицировать и комплексно анализировать статистические данные, оперировать убедительными аргументами, делать доказательные выводы;
2) практические. Способность умело применять теоретические знания на практике, умение работать с информацией, справочным материалом, проводить наблюдение, простейшие эксперименты; владение цифровой грамотностью, приобретение навыков исследовательской работы, повышение познавательного интереса к изучаемым дисциплинам, формирование познавательной самостоятельности. «Присутствие в структуре личности познавательных ценностей обеспечивает стремление человека к дальнейшему самообразованию, саморазвитию и профессиональному росту» [1, с. 9];
3) творческие. Способность к наглядно-образному мышлению, умение анализировать, сопоставлять, генерировать идеи, предлагать оптимальные пути решения проблемы, обладание развитой интуицией, эстетическими ценностями, гибкостью и скоростью мышления, способность к инновационной деятельности, умение презентабельно подавать оригинальные варианты выполнения задания;
4) коммуникативные. Способность устанавливать личные контакты, управлять процессом общения, обладание грамотной и выразительной речью, коммуникабельность, умение адекватно интерпретировать информацию, вести диалог, слушать, оппонировать, убеждать, защищать собственную точку зрения, находить компромиссы; умение работать в команде;
5) социальные. Способность брать на себя ответственность, умение управлять своими эмоциями, контролировать себя, способность к самомотивации и самомобилизации, готовность к обучению и построению межличностных отношений, приобретению опыта делового общения, умение от-
стаивать свои интересы в социальной среде, способность к саморегуляции, самоорганизации и самоконтролю. Студент «должен выступать активным субъектом образовательной деятельности и межъсубъектного взаимодействия, субъектом собственной жизнереализации» [2, с. 108];
6) самоанализ. Способность к самопознанию, самодиагностике, саморефлексии, сознательному самоанализу, проявление интереса к собственной личности и личности окружающих, умение адекватно оценивать свои действия.
Приобретенный студентами опыт способствует углублению знаний, активизирует познавательную активность, выводит на новый качественный уровень познавательную самостоятельность, позволяет структурировать знания, оценивать уровень собственной подготовки к изучению клинических дисциплин. Студент овладевает навыками анализа лекарственного препарата с точки зрения его химических свойств, оценки возможности взаимодействия различных функциональных групп, образования осадков, прогнозирования эффективности или отсутствия эффективности одновременного назначения двух разных препаратов. Уровень знаний студента приобретает научный характер, поскольку грамотное назначение препарата будет обусловлено не только доступной информацией из аннотации (инструкции по применению лекарственного средства), но и пониманием химических процессов, протекающих во внутренней среде организма.
В процессе обсуждения кейса активизируется мыслительная деятельность, развивается логическое мышление, совершенствуются навыки публичного выступления и т.д. К отрицательному результату применения кейс-метода можно отнести, пожалуй, сложность поиска подходящего по тематике кейса, разный уровень знаний, познавательной и субъектной активности студентов.
В эксперименте по исследованию познавательной самостоятельности (основным показателем процесса активной самостоятельной учебной деятельности) приняли участие 82 студента лечебного и педиатрического факультетов. У студентов, привлекаемых для выполнения работы по поиску информации, формированию учебного кейса (творческое задание) и его структурированию (экспериментальные группы), на уровне находится способность «принятие риска» (по критерию Крас-кела—Уоллиса Н=4,60, р<0,1) и способность к це-леполаганию и программированию самостоятельной деятельности (Н=5,77, р<0,06); у них значимо выше самоэффективность (Н=7,30, р<0,05) и самостоятельность (Н=8,36, р<0,05) по сравнению с контрольными группами студентов.
Таким образом, проведенная нами работа способствовала решению поставленных нами задач, подтвердила эффективность применения метода кейсов при изучению дисциплины «химия». Практическая значимость кейс-метода для активизация познавательной самостоятельности, качественного улучшения учебной деятельности студента, несомненно, является очевидной, поскольку в процессе
решения кейса обсуждаются абсолютно реальные ситуации (свойства вещества, его химическое поведение в организме, фармакологическое назначение и т.п.), актуализируются междисциплинарные связи, студент учится искать информацию, обдумывать ее, узнает много нового, а его знания становятся прочными и осмысленными: то, что он сам изучил, обобщил, применил (при написании реакций), он запомнит надолго и всегда сможет применить на практике. Более того, работа по составлению учебного кейса ориентирована на активизацию учебной и учебно-исследовательской деятельности студента и может служить отправной точкой для дальнейшей поисково-исследовательской деятельности.
К несомненным достоинствам кейс метода следует отнести применение элементов проблемного обучения, в процессе которого происходит активизация учебной деятельности студента (рост познавательной активности в экспериментальных группах составил 21%) и формирование его субъектной позиции. Кроме того, ценностно-смысловое содержание самостоятельной деятельности студента сочетает в себе следующие возможности: 1) проявление таких субъектных качеств, как познавательная активность и познавательная самостоятельность, ответственность, инициативность, коммуникативная компетентность, информированность, способность к адекватной самооценке; 2) формирование начальных профессиональных навыков, общекультурных компетенций; 3) использование ресурсов образовательной среды для приращения субъектного потенциала, личностно-профессио-нального саморазвития; 4) приобретение навыков самоорганизации, самообучения и самообразования.
Метод кейсов является весьма эффективным методом обучения, но требует затраты большого количества времени преподавателя для подготовки к занятию, что впрочем, компенсируется и показателями обученности (рост в экспериментальных группах на 19,3%), и возможностью участия самих студентов в процедуре составления кейса и его обсуждения, позитивным ростом качественных субъектных характеристик каждого студента. Метод кейс-анализа наиболее полно отвечает задачам управленческого образования, поскольку развивает такие квалификационные характеристики, как способность к анализу и диагностике проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме [3, с. 107]. Кейс-метод обучения, однозначно, имеет несомненные преимущества при обучении студентов благодаря своему интерактивному формату и практической направленности, однако наиболее целесообразным и оптимальным решением является его использование в единстве с другими методами обучения.
Выполненные в рамках данной работы научно-практические исследования не исчерпывают весь спектр возможностей, связанных с использованием
кейс-метода при обучении студентов, но имеют позитивную перспективу востребованности для дальнейшего изучения адекватности и обоснованности применения метода кейс-стади в педагогической практике преподавателя высшей школы как эффективного средства, способного усиливать интерес к изучению химических дисциплин, к сопредельным клиническим дисциплинам, и оптимизировать процесс обеспечения фундаментальности медицинского образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гаранина Р.М., Гаранин А.А. Методические рекомендации по формированию медицинских кейсов: учеб.-метод. пособие / Р.М. Гаранина, А.А. Гаранин. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. - 61 с.
2. Амиров, А.Ф., Амирова, Л.А. Трехпарадиг-мальная основа системы профессиональной социализации студентов в высшей школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. -№4. - С. 108-113.
3. Гаранин, А.А., Гаранина, Р.М. Классификация медицинских кейсов // Педагогика. - 2015г. -№5. - С. 106-110.
GYMNASTICS OF AWAKENING AS A MEANS OF ENRICHMENT OF THE DICTIONARY OF
CHILDREN OF THE 4TH YEAR OF LIFE
Sakharova E.
Lecturer of the Separate Structural Subdivision of the Professional College
of V.O. Sukhomlynskyi National University ofMykolaiv" Mykolayiv, Ukraine
Г1МНАСТИКА ПРОБУДЖЕННЯ ЯК ЗАС1Б ЗБАГАЧЕННЯ СЛОВНИКА Д1ТЕЙ 4-ГО РОКУ
ЖИТТЯ
Сахарова О.
викладач Вiдокремленого структурного тдроздшу "Фахового коледжу Миколшвського нацiонального yHieepcumemy iMeHi В. О. Сухомлинського "
м. Миколшв, Украта
Abstract
The article is devoted to the problem of enriching the vocabulary of children of primary school age in the process of physical education. The author demonstrates the theoretical aspect of the problem; the concept of awakening gymnastics is defined; the importance of awakening gymnastics for the harmonious development of personality is substantiated; the basic tasks and principles of construction of exercises, a technique of carrying out gymnastics of awakening for the purpose of enrichment and activation of the vocabulary of children of younger preschool age are characterized.
Анотащя
Стаття присвячена проблемi збагачення словника дггей молодшого дошкшьного вшу в процес фГзи-чного виховання. Автором продемонстровано теоретичний аспект проблеми; визначено поняття пмнас-тики пробудження; обгрунтовано значення пмнастики пробудження для гармоншного розвитку особис-тостц схарактеризовано основш завдання i принципи побудови вправ, методику проведення пмнастики пробудження з метою збагачення та активiзацii словника дггей молодшого дошшльного вГку.
Keywords: physical education, awakening gymnastics, children's dictionary, junior preschool age, physical exercises.
Ключовi слова: фГзичне виховання, пмнастика пробудження, словник дней, молодший дошшльний вж, фГзичш вправи.
У концептуальних положениях Нацiональноi доктрини розвитку освгги Украiни у XXI столiттi йдеться про гуманiзацiю освiти в Укрш'ш, визнання людини як найвищо! цшносл суспiльства. Нацюна-льне вiдродження Украши потребуе розв'язання проблеми нацiональноi освгги, оновлення системи дошкiльноi освiти. Ознакою будь-я^' держави та ii наци е рщна мова. Вивчення рщно!' мови, рiдного
слова розпочинаеться з раннього дитинства в ам% серед рщних i близьких людей, а вдосконалення ii ввдбуваеться в закладi дошкiльноi' освiти, школi й тривае протягом усього життя.
Проблема словниково)! роботи з дiтьми на етат дошкiльного дитинства дослвджувалась у рiзних напрямах багатьма вченими. Зокрема, збагачення словника дней дошкiльного вшу вивчалося такими