Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / САМОКОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фукс Игорь Владимирович

В статье на основе системного анализа теории и практики самостоятельной работы слушателей факультетов переподготовки и повышения квалификации (далее ФППК) военных вузов представлены основные принципы (правила), методы, приемы и средства активизации самостоятельного учебного труда слушателей в процессе обучения. На основе обобщающих теоретических выводов обоснованы варианты вооружения слушателей ФППК методикой и техникой планирования и организации самостоятельного учебного труда как одного из действенных инструментов активизации их самостоятельной работы. С учетом изучения педагогического опыта и специального исследования представлены технологические особенности самостоятельной работы с различными источниками информации, самостоятельного выполнения различных учебных заданий, сформулированы рекомендации слушателям по вопросам самоконтроля и самооценки самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фукс Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE COURSE OF STUDY AT FACULTIES OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF MILITARY HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Article on the basis of a systematic analysis of the theory and practice of independent work of students in the Faculties of Retraining and Advanced Training (hereinafter FRFT) of military universities the basic principles (rules), methods, methods and means of activating independent learning activities of students in the course of study are presented. On the basis of the above-mentioned theoretical conclusions, the options of equipping FRFT participants with methods and techniques for planning and organizing independent training as one of the effective tools for intensifying their independent work are substantiated. In the light of the study of pedagogical experience and special research, the technological features of working independently with various sources of information and independently carrying out various training tasks are presented, formulated recommendations to participants on self-monitoring and self-assessment.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

Педагогика

УДК 378

начальник факультета переподготовки и повышения квалификации, соискатель кафедры педагогики Фукс Игорь Владимирович

Военный университет Министерства обороны РФ (г. Москва)

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье на основе системного анализа теории и практики самостоятельной работы слушателей факультетов переподготовки и повышения квалификации (далее ФППК) военных вузов представлены основные принципы (правила), методы, приемы и средства активизации самостоятельного учебного труда слушателей в процессе обучения. На основе обобщающих теоретических выводов обоснованы варианты вооружения слушателей ФППК методикой и техникой планирования и организации самостоятельного учебного труда как одного из действенных инструментов активизации их самостоятельной работы. С учетом изучения педагогического опыта и специального исследования представлены технологические особенности самостоятельной работы с различными источниками информации, самостоятельного выполнения различных учебных заданий, сформулированы рекомендации слушателям по вопросам самоконтроля и самооценки самостоятельной работы.

Ключевые слова: педагогический процесс, принципы обучения, методы педагогического стимулирования самостоятельной работы, личностно-ориентированное самосовершенствование, технологии организации самостоятельной работы, самоконтроль и самооценка самостоятельной работы.

Annotation. Article on the basis of a systematic analysis of the theory and practice of independent work of students in the Faculties of Retraining and Advanced Training (hereinafter FRFT) of military universities the basic principles (rules), methods, methods and means of activating independent learning activities of students in the course of study are presented. On the basis of the above-mentioned theoretical conclusions, the options of equipping FRFT participants with methods and techniques for planning and organizing independent training as one of the effective tools for intensifying their independent work are substantiated. In the light of the study of pedagogical experience and special research, the technological features of working independently with various sources of information and independently carrying out various training tasks are presented, formulated recommendations to participants on self-monitoring and self-assessment.

Key words: pedagogical process, teaching principles, methods of pedagogical stimulation of independent work, personal-oriented self-improvement, technologies of organization of independent work, self-control and self-esteem of independent work.

Введение. Известная народная мудрость гласит, что каждый образован настолько, насколько занимался сам. Развитие способностей человека является результатом его личных, длительных усилий. Направленных на собственное самосовершенствование.

В полной мере это относится и к обучающимся на факультетах переподготовки и повышения квалификации (далее ФППК) военных вузов. Как показывает анализ практики подготовки слушателей в условиях ФППК, нередко они приобретают привычку длительное время не предпринимать активных усилий в освоении программы обучения, предпочитая пассивное усвоение получаемой информации.

Исходя из этого, проведенное нами целенаправленное исследование показало, что одним из ведущих путей совершенствования переподготовки и повышения квалификации слушателей ФППК военных вузов и руководства -организация эффективной самостоятельной работы, включающей современные формы и методы, максимально способствующие активизации познавательной деятельности.

В ходе работы по реализации этого пути и обосновании условий его успешного воплощения в практику был использован опыт педагогических коллективов ряда вузов под эгидой Министерства обороны РФ. Так же в процессе экспериментальной работы были тщательно проанализированы материалы наблюдений, бесед, опросов слушателей, преподавателей и сотрудников ФППК.

Изложение основного материала статьи. При всем многообразии научных подходов к пониманию сущности самостоятельной работы и педагогических возможностей активизации слушателей ФППК в процессе её реализаци, представляется возможным понимать и видеть ее, прежде всего, в достижении качественно новых образовательных целей через придание всему учебно-воспитательному процессу проблемно-деятельностного характера, мотивирующего обучающихся на отношение к ней (самостоятельной работе) как к основополагающему средству, способствующему эффективному формированию профессиональных компетенций у слушателей [6; 8].

И, как показала проведённая нами опытная работа, наличие тех или иных условий, использование различных методов, приемов и средств в зависимости от конкретных педагогических ситуаций, могут играть приоритетную роль. В данной статье представляется возможным представить наиболее общие и значимые из них.

Так, педагогическая практика показала, что ведущим условием повышения эффективности переподготовки и повышения квалификации слушателей ФППК военных вузов является организация самостоятельной работы слушателей ФППК в строгом соответствии с общими и частными дидактическими принципами, вытекающими из устоявшихся закономерных зависимостей развития образовательного процесса на ФППК военных вузов и являющихся определенной системой требований к организации, содержанию и методике самостоятельной работы слушателей [6].

Приоритетными из них выступают:

- принцип научной целесообразности, предполагающий представление учебной информации в соответствии с современной наукой и ее освоение в процессе научной организации занятий и самостоятельной работы;

- принцип системности, рассматривающий процесс самостоятельной работы слушателей как целостную педагогическую систему, все структурные и функциональные компоненты которой взаимосвязаны и направлены на взаимодействие для достижения конечной цели обучения [8];

- принцип оптимальности, реализующий требования оптимального и рационального сочетания временных, материальных затрат и результатов обучения при организации самостоятельной работы;

- принцип развития, обосновывающий поступательные изменения способностей, психических познавательных процессов, качеств и привычек деятельности и поведения в процессе самостоятельной работы обучающихся;

- принцип руководства, определяющий целеполагание, планирование, организацию самостоятельной работы, ее нормирование, контроль и стимулирование работы слушателей, их самоконтроль и самокоррекцию [8];

- принцип информативности [3], выступающий необходимой мерой для обеспечения процесса самостоятельной работы необходимой информацией, в том числе с использованием современных информационных технологий [7];

- принцип индивидуализации и дифференциации, характеризующий личностно-ориентированный подход к каждому слушателю и к каждой учебной группе в процессе выполнения ими задач самостоятельной работы;

- принцип сознательности и активности, ориентирующий на глубокое понимание слушателями учебного материала, последовательности его освоения в процессе самостоятельной работы и доминирование самостоятельной роли слушателей в учебной деятельности;

- принцип воспитывающего обучения, отражающий неразрывную связь обучения и воспитания слушателей в процессе всех видов учебных занятий, в том числе в процессе организации самостоятельной работы слушателей.

Результаты, полученные по итогам опытной работы, показывают, что использование рекомендаций по построению образовательного процесса, в том числе самостоятельной работы в соответствии с закономерностями физической и психологической активности обучающихся в режиме учебного дня, недели, месяца, срока обучения, позволяет строить целостный педагогический процесс без перегрузок, а учение слушателей без элементов "штурмовщины".

С этой целью в военном вузе необходимо обеспечить такой подход к обучению слушателей на курсах повышения квалификации, при котором будет создана такая развивающая активизирующая обучающая среда, которая будет способствовать сознательному усвоению знаний и формированию соответствующих компетенций со стороны слушателей.

Поэтому следующим проверенным условием активизации самостоятельной работы слушателей ФППК - использование в образовательном процессе способов и приемов стимулирования познавательной активности слушателей в процессе выполнения ими самостоятельной работы.

В процессе выполнения данного исследования нами было установлено, что наиболее действенными из них являются следующие (табл. 1):

Таблица 1

Система способов активизации слушателей курсов ФППК военных вузов

1. - с целью повышения осознанности в процессе освоения учебного материала - разъяснение слушателям содержания квалификационных требований к выпускникам ФППК военных вузов Министерства обороны РФ, согласно специальности, по которой идёт обучение и занимаемой должности слушателя;

2. - разработка профессорско-преподавательским составом методических рекомендаций, направленных на самостоятельное изучение слушателями учебных материалов, на решение кейсовых заданий и др.;

3. - оказание слушателям курсов повышения квалификации преподавателями и сотрудниками факультетов методической помощи в процессе определения ведущих образовательных и воспитательных целей и задач обучения, а так же в процессе организации самостоятельной работы слушателей;

4. - реализация преподавателями и сотрудниками факультетов коррекции самостоятельной деятельности слушателей на основе диагностики их индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, интересов и др.;

5. - определение и последовательная реализация объективных мер поощрения и одобрения, принуждения и порицания, предъявления требований в оценке работы слушателей в процессе самостоятельной работы и т.д.

Изучение педагогического опыта активизации самостоятельной работы слушателей ФППК военных вузов свидетельствует, что значимым условием достижения ее успеха выступает обоснованное, проверенное применение определенных приемов и методов, положительно себя зарекомендовавших в условиях повышения квалификации [4; 5].

Наиболее действенными из них, как показала педагогическая практика, являются:

- итоговый отчет, представляющий письменную либо публичную информацию о результатах, достигнутых за определенный период времени, обозначенный программой самостоятельной работы слушателя. (Его предназначение -повышение ответственности слушателя за точное и полное выполнение взятого обязательства. Периодическое использование такого приема играет роль стимулятора, активизирующего работу слушателей) [9; 10];

- разъяснительные и убеждающие беседы с обучающимися, предполагающие формирование у них глубокой уверенности в необходимости регулярной самостоятельной работы на основе глубокой личной убежденности самого преподавателя или сотрудника в справедливости, истинности того, в чем убеждает других;

- ободрение, одобрение и поддержка слушателей при выполнении задач самостоятельной работы, реализующиеся как приемы воздействия, связанные с оптимизацией психического состояния слушателей и мобилизующие их на достижение поставленных целей.

Как показывает теоретический анализ научно-методической литературы [1; 2; 5; 7 и др.], важным условием повышения эффективности самостоятельной работы слушателями курсов повышения квалификации является их вооружение техниками и методиками самостоятельной работы.

Практика показывает, умело спланированная и организованная самостоятельная работа является основой для получения высоких результатов в образовательном процессе, что благотворно сказывается на профессионально-личностном развитии слушателей, формировании у них необходимых компетенций [3].

При составлении личных планов слушателей необходимо учитывать расписание занятий, а так же общий график рубежного, текущего и итогового контроля знаний слушателей и сформированных у них компетенций.

Как рекомендуют учёные-практики [5], личные планы слушателей, в которых будет прописано содержание самостоятельной работы, целесообразнее составлять на месяц вперёд, при этом, в процессе обучения слушателей, осуществлять еженедельную коррекцию (а, при необходимости, и ежедневную).

Согласно методическим рекомендациям учёных, в ежедневный план (на время одной самоподготовки) нужно включать не менее четырёх - пяти пунктов.

Приведём наиболее типичные виды заданий в рамках самостоятельной подготовки (табл. 2):

Таблица 2

Виды заданий для самостоятельной подготовки слушателей курсов повышения квалификации

№ виды самостоятельных заданий Часы, отведённые на их выполнение Периодичность данного вида работ

1. Работа с конспектом прослушанных лекций, доработка конспекта (при необходимости). 1 час ежедневно

2. Анализ и конспектирование первоисточников, а так же нормативных документов. 1,5 часа ежедневно

3. Подготовка к семинарским и другим видам занятий. 1 час за 3-4 дня до их проведения

4. Знакомство с дополнительной литературой, и. на их основе, подготовка к новым лекциям, составление вопросов в преподавателю по уточнению неясных моментов. 0,5-1 час ежедневно

Выводы. Таким образом, согласно проведённому нами исследованию, большой и существенный вклад в увеличение общей эффективности повышения квалификации и переподготовки слушателей ФППК подведомственных МО ввузов, вносит такое направление работы, как совершенствование самостоятельной работы слушателей с целью активизации их познавательных процессов, а так же выработке необходимых компетенций.

Как показал опыт проведённой работы, ведущими условиями реализации вышеобозначенного пути являются следующие:

- самостоятельная работа слушателей факультетов переподготовки и повышения квалификации (ФППК) военных вузов должна быть организована в строгом соответствии с общими дидактическими и частными принципами организации учебного процесса с данной категории обучаемых с учётом их уже имеющимся уровнем подготовки, личного опыта и индивидуальными особенностями;

- самостоятельная работа должна быть организована в соответствии с цикличностью работоспособности слушателей факультетов переподготовки и повышения квалификации (ФППК) военных вузов и на основе расписания занятий конкретных учебных групп;

- применение при организации самостоятельной работы слушателей различных способов и приемов стимулирования их познавательной деятельности, положительно зарекомендовавших себя в образовательной практике;

- вооружение слушателей ФППК новейшими методиками и технологиями организации самостоятельной познавательной деятельности.

Литература:

1. Гревцева, Г.Я. Воспитание студентов вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы / Г.Я Гревцева, С.А. Чичиланова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - № 1. - 2011.

2. Ерастов, Н.П. Методика самостоятельной работы. Уч.-метод. пособие. - М.: Мысль, 1985. - 79 с.

3. Никитина, А.В. Характеристики системы инфокоммуникационного взаимодействия субъектов образовательного процесса // Синергия. - № 1. - 2015.

4. Ростовцева, П.П., Гусева Н.В. Развитие творческого потенциала будущих экономистов с помощью современных технологий // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 316-318.

5. Теория обучения и педагогические технологии: Учебник. - М.: ВУ, 2019. - 472 с.

6 Технологии профессионально-ориентированного обучения: Учебник. - М.: ВУ, 2019. - 299 с.

7. Титова, Г.Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 2. - 2010.

8. Тихомирова, Н.В., Минашкин В.Г., Дубейковская Л.Н. Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации // Высшее образование. - № 2. - 2011.

9. Федорова, М.А. Теория и методологическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: Дисс. ... док. пед. наук. - Орел, 2011. - 476 с.

10. Фомин, Н.В. Организационное и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в бакалавриате и магистратуре // Вестник Брянского государственного университета. - № 3. - 2012.

Педагогика

УДК 378.015.311 (043.3)

кандидат педагогических наук, доцент Фунтикова Надежда Валентиновна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Луганской Народной Республики «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» (г. Луганск); доктор педагогических наук, профессор Дзундза Алла Ивановна Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» (г. Донецк)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассматривается и обосновывается комплекс педагогических условий как содержание мотивационного компонента модели процесса воспитания интеллигентности у студентов университета. Проанализировано понятие «педагогические условия» в контексте взглядов современных исследователей. Выделены три группы педагогических условий: организационно-педагогические (внешние, объективные), психолого-педагогические (внутренние, субъективные) и социально-педагогические (интегрирующие). Сделан вывод о том, что конструирование данного комплекса педагогических условий и их реализация в образовательном процессе позволят сформировать содержательный вектор развития культурно-образовательного пространства университета, направленный на формирование личности студентов как носителей общей и профессиональной культуры, на воспитание у них качеств интеллигентного человека.

Ключевые слова: воспитание, интеллигентность, студенты, качества интеллигентного человека, педагогические условия, организационно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, социально-педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.