Казанский педагогический журнал 42009
Литература:
1. Бобырев Н.Д. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя физической культуры / Н.Д. Бобырев, В.П. Мерлинкин // Казань, 1989.— 130 с.
2. Имашев А.М. Интенсификация функциональной подготовки будущего учителя физической культуры / А.М. Имашев // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки специалистов физической культуры: межв. сб. науч. трудов / Под ред. проф. А.И. Фу-кина.— Набережные Челны: КамГИФК, 1998.— С.16-20.
3. Имашев А.М. Влияние педагогической практики на функциональную готовность будущего учителя физической культуры / А.М. Имашев, В.И. Батищев // Россия на рубеже XXI века: ретроспектива, настоящее, будущее: сб. науч. трудов.— Воронеж: ВГИФК, МГАФК, 1999.— С. 49 — 57.
, 4. Имашев А.М. Исследование динами-
ки изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре / А.М. Имашев // ТиПФК. — 2001.— № 2.— С. 43-44.
5. Имашев А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры: монография / А.М. Имашев.— Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2008.— 104 с.
6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина.— М., 1985.— С. 29-31.
7. Петунин О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук /
О.В. Петунин. — СПб., 1995.— 22 с.
8. Сластенин В.А. Профессиональнопедагогическая подготовка современного учителя. / В.А. Сластенин // Советская педагогика. — 1991.— № 10.— С. 79-85.
9. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя / А.И. Щербаков. — М., 1972.— С.57.
АКТИВИЗАЦИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Т.С. Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России
Ключевые слова: вузы МВД России, проблемное обучение, проблемные ситуации, самосовершенствование обучающихся.
В настоящее время человечество вступило в эпоху глобальных изменений в экономике, политике, культуре, образовании. Главная черта современного мира — стремительные перемены. В этих условиях обеспечение стабильного экономического роста, устойчивого формирования гражданского общества в России выступает одной из приоритетных задач правоохранительных органов, от компетентности которых во многом зависит конечный
результат. В связи с этим организация работы органов внутренних дел, организация борьбы с преступностью, требует принципиально новых подходов. Сама система профессиональной подготовки кадров МВД России для обеспечения эффективности реализации правоохранительных функций тоже не должна находиться в статическом состоянии [8]. Главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологи-
Педагогика и психология профессионального образования
ей творческого преобразования мира
[6]. На вопрос, чему и как учить в современном вузе, наука отвечает — в первую очередь формировать и развивать профессиональные навыки, воспитывать творческие профессиональные качества [10]. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового и, решая эту задачу, активно работающие педагоги в практической деятельности ориентируются на основные положения педагогики сотрудничества, на реализацию общепедагогических принципов, личностно ориентированных и инновационных технологий, прогрессивных методик, в т.ч. активно используют технологии проблемного обучения.
Суть проблемного обучения заключается в управлении познавательной активностью личности. В его основе лежит принцип, согласно которому глубокое, прочное усвоение знаний возможно при постановке проблемы, в решении которой непосредственно участвует сам обучаемый. Только при этом условии им активно воспринимается учебная информация, а решение проблемы становится творческим, обеспечивающим формирование подлинного профессионального мастерства [5; 9]. В этом свете под методом проблемного обучения в вузе МВД России следует понимать такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая включает в себя создание на занятиях проблемной ситуации, возбуждающей у обучаемых потребность в решении возникающих вопросов, вовлекающей их в самостоятельную познавательную деятельность [3].
Технология проблемного обучения заключается в следующем: перед
обучаемыми ставится проблема, и они при непосредственном участии преподавателя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е. строят гипотезу, намечают способы ее проверки, обосновывают, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, доказывают.
В учебно-воспитательном процессе вуза МВД России педагог выступает «регулировщиком», организующим исследовательский поиск. Применение технологии проблемного обучения позволяет учить курсантов мыслить логично, научно, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в т.ч. чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах, формирует интерес к научному знанию.
В последнее время в системе профессионального образования МВД России все большее отражение находят современные информационные технологии, предоставляющие педагогам мощный инструментарий, позволяющий проектировать и наполнять информационными ресурсами учебную среду. Учебно-воспитательный процесс, построенный на принципах взаимосвязи и взаимодополнения содержания и организации в традиционной и инновационной плоскостях, обеспечивает эффективность профессиональной подготовки курсантов. Проблемное обучение в этих условиях выступает в качестве технологии, обеспечивающей взаимосвязь теоретической и практической подготовки, традиционных и инновационных форм обучения, аудиторной и самостоятельной работы, самовоспитания,
Казанский педагогический журнал 42009
самообразования и самосовершенствования обучаемых.
Проблемное обучение, как инструмент активизации самосовершенствования курсантов, начинается с создания преподавателем проблемной ситуации и разрешения ее в процессе совместной деятельности с обучаемыми под общим направляющим руководством педагога, при максимальной самостоятельности курсантов
[7]. Таким образом, во всех формах учебно-воспитательного процесса необходимо вначале создавать проблемные ситуации, а затем активизировать обучаемых на поиск их решения. Для реализации этой идеи преподавателю необходимо в совершенстве владеть методикой создания проблемных ситуаций, знать их структуру и этапы, характерные для изучаемой учебной дисциплины.
Проблемная ситуация в проблемном обучении несет основную функциональную нагрузку, которая вызывает определенное психологическое состояние обучаемого, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств решения, которая своим содержанием ставит перед обучающимся такой вопрос либо задачу, ответ на которые из имеющихся у него знаний непосредственно не вытекает. Обучаемому необходимо конструировать новые знания, синтезировать их на основе имеющихся, т.е. осуществлять исследование. Иными словами, проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысливания чего-либо или совершения каких-то действий у обучаемого не хватает знаний или известных способов действий, когда имеет место
противоречие между наличным и необходимым уровнями знаний, умений или навыков [2]. Проблемная ситуация представляет основу проблемного обучения, это главное условие эффективности построения учебновоспитательного процесса во всех формах занятий и первый признак ее состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую обучаемый может лишь в результате собственной активной учебной деятельности. Проблемная ситуация должна быть значимой для обучаемого и по возможности связана с его предшествующим опытом.
В учебно-воспитательном процессе вуза МВД России можно выделить несколько признаков проблемных ситуаций: а) когда обнаруживается несоответствие между уже имеющимися системами знаний у обучаемого и новыми требованиями; б) когда есть необходимость многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно верной, использование которой только и может обеспечить правильное решение проблемной задачи; в) когда обучаемые сталкиваются с новыми условиями использования имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей их применения на практике; г) когда имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.
Создание проблемной ситуации в целостном педагогическом процессе вуза МВД России предполагает та-
Педагогика и психология профессионального образования
кое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого обучаемый должен усвоить новые теоретические знания или практические действия. При этом следует соблюдать ряд условий: а) задание должно основываться на знаниях и умениях, которыми уже владеет обучаемый; б) неизвестное, которое нужно открыть, должно составлять общую закономерность, общий способ действия; в) выполнение проблемного задания должно вызвать у обучаемого положительные эмоции, потребность в усваиваемом знании.
В технологии проблемного обучения различают четыре основных звена: а) осознание и анализ проблемной ситуации; б) формулирование проблемы; в) решение проблемы; г) проверка правильности решения проблемы. В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.
Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски курсантов. Второй уровень отличается тем, что у обучаемого воспитывается способность самостоятельно формулировать и решать проблему, а педагог указывает на нее, не формулируя конечного результата. На третьем уровне педагог не указывает на проблему: обучаемый должен увидеть ее самостоятельно, увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность
самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, видеть проблему, находить решение.
Проблемная ситуация должна включать в себя три компонента: а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном способе или условии действия; б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; в) возможности обучаемых в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.
Таким образом, проблемная ситуация — это субъективное отношение обучающегося к информационной обстановке, выражающееся в уверенности решения поставленной задачи. В этой связи нельзя проблемную ситуацию с психологической стороны охарактеризовать только как просто ощущение трудности [4]. Ощущение трудности может быть безвыходным, тогда пропадает всякий интерес к проблеме и поиску путей ее решения. Поэтому проблемная ситуация как отношение субъекта к информационной обстановке предполагает возможность видеть скрытые связи между явлениями и вещами, устанавливать новые функции объектов, находить непознанные реально существующие закономерности. Следовательно, проблемная ситуация, созданная педагогом,— не просто сумма знаний, обстоятельств, а совокупность систематизированных положений, способных вызвать интеллектуальные побуждения. Без субъективной заинтересованности обучаемого не может быть проблемной ситуации как ак-
Казанский педагогический журнал 42009
тивной познавательной деятельности. Главное, чтобы обучаемый принял проблему, стал искать пути ее решения,— чтобы проблема завладела им.
Неумение создать проблемность имеет много причин, главная кроется в недостаточном педагогическом мастерстве, приводящем к сложности формулирования проблемы в задачу для решения. На учебных занятиях нередко ставятся нечеткие проблемы, не ограничиваются условия ее решения. Обучаемый на базе имеющихся знаний не только не может ее решить, но и не видит перспективы ее решения. Такая информационная обстановка не создает проблемной ситуации, поскольку курсант остается сам по себе, а информационная среда воспринимается как необходимое. Непосильная задача редко создает мотив для ее решения, чаще всего просто констатирует факт незнания. Поэтому для осуществления проблемного обучения преподавателю надо самому уметь и учить прежде всего определять степень сложности задачи, т.е. сформулированной проблемы для ее решения [5]. Без этого проблемный подход в обучении теряет свое значение.
Таким образом, проблемная ситуация в учебно-воспитательном процессе характеризуется тремя сторонами: психологической, содержательной и функциональной, образующими структуру проблемной ситуации [1].
Психологическая (мотивационная) сторона проблемной ситуации характеризует отношение обучаемого к информационной среде, его уверенность в решении сформулированной проблемы, овладение и увлечение идеей.
В ситуации обучения существуют три группы мотивов. При традиционном обучении в вузе МВД России у обучаемых формируются две группы побуждающих мотивов: а) непосредственно побуждающие мотивы, возникающие у курсантов за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данной учебной дисциплине; б) перспективно побуждающие мотивы, возникающие как следствие внешнего положительного или отрицательного стимулирования, а познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности.
При активных формах обучения, в т.ч. проблемном обучении, возникает совершенно новая группа мотивов — в) познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поисками и нахождением решения проблемной задачи или группы задач. На этой основе возникает внутренняя заинтересованность.
Таким образом, познавательно-побуждающая мотивация появляется при применении активных методов обучения и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения. Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала. С появлением познавательно-побуждающих мотивов происходит перестройка восприятия,
Педагогика и психология профессионального образования
памяти, мышления, переориентация интересов, активизация способностей человека, создавая предпосылки успешного выполнения той деятельности, к которой он испытывает интерес.
К сожалению, инерция традиционной педагогики в вузах МВД России очень велика и ориентирует она преимущественно на стимуляцию побуждающих мотивов и мотивацию достижения: получить высокие баллы, успешно сдать сессию и т.д. Поэтому выявление психолого-педагогических характеристик, способствующих появлению познавательной мотивации с последующей ее трансформацией в мотивацию профессиональную, представляет собой одно из стратегических направлений развития педагогики высшей школы и инновационных технологий обучения в вузах МВД России.
Сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние на эффективность обучения. Педагог должен так организовать педагогическое и межличностное общение, так направить учебную деятельность курсантов, чтобы мотивация достижения не препятствовала возникновению познавательной мотивации и их корреляция порождала развитие познавательно-побуждающих мотивов.
Формирование мотивов — одна из задач проблемного обучения. Его успешность определяется логикой и содержанием деятельности обучаемых.
Содержательная сторона отражает информационную сущность проблемной ситуации. В этой связи
последние могут быть построены, например, на противоречии между имеющимися знаниями у курсантов и необходимыми для решения задачи, либо на принципе избыточности информации, требующей поискового сознательного отбора ее нужной части, и т.д.
Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного познания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере. В связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, т.к. его цель — формирование знания, гипотез, их разработки и решения.
Функциональная (динамическая) сторона проблемной ситуации позволяет интерпретировать ее как прием обучения, развивающий творческие способности обучаемого, воспитывающий навыки самостоятельного исследования. Занимающийся проблемным обучением преподаватель должен знать структуру и типологию проблемных ситуаций, способы их разрешения, педагогические приемы, определяющие тактику проблемного подхода.
Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу, которая ставит вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Таким образом, проблемный метод предпо-
Казанский педагогический журнал 42009
лагает следующие шаги: проблемная ситуация — проблемная задача — модель поисков решения — решение.
Для достижения цели активизации самосовершенствования курсантов в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России преподаватель, занимающийся проблемным обучением, должен уметь планировать проблему, управлять процессом поисков и подводить обучаемых к ее разрешению. Это требует не только знания теории проблемного обучения, но и овладения технологией создания проблемных ситуаций, специфическими приемами проблемного метода.
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что успешность профессиональной подготовки в вузе МВД России, безусловно, зависит от множества факторов, но в значительной степени от способностей курсантов к самообучению и самовоспитанию, от развитости у них умений и навыков самообразования, направленности в профессиональной деятельности на непрерывное самосовершенствование. Использование в учебно-воспитательном процессе метода проблемного обучения создает необходимые предпосылки формирования и развития у курсантов внутренней мотивации, активной позиции в учении, творчества и исследовательских навыков — необходимых профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел.
В заключение необходимо отметить: создание проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России с учетом обозначенных ориентиров является мощным
средством активизации самосовершенствования обучаемых, выраженно способствует повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов.
Литература:
1. Закирова С.К. К вопросу о проблемном и непроблемном обучении / С.К. Закирова // Среднее профессиональное образование.— 2007.— № 4.— С. 58—60.
2. Ильина Т.А. Проблемное обучение — понятие и содержание / Т.А. Ильина // Вестник высшей школы. — 1976.— № 2.— С. 40-44.
3. Купавцев Т.С., Мальченков Е.В. Использование метода проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России как средство активизации самосовершенствования курсантов и слушателей / Т.С. Купавцев, Е.В. Мальченков// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.— 2008.— №9 (43).— С. 34-37.
4. Лернер И.Я. Главная функция проблемного обучения / И.Я. Лернер // Вестник высшей школы. — 1976.— № 7.— С. 20-26.
5. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы / П.И. Образцов, В.М. Косухин. — Орел, 2002.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года [Электронный ресурс] — электрон. дан.— Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/ 11/05/ро81аше-кгет1ш-апош.Мт1
7. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко // Школьные технологии.— 2006.— № 2.— С. 61—65.
8. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании руководства МВД России 29 февраля 2008 года [Электронный ресурс] — электрон. дан.— Режим доступа: http://www.rost.ru
9. Столяренко А.М. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории / А.М. Столяренко. — М., 1999.
10. Юридическая педагогика / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. — М., 2004.