Научная статья на тему 'Активизация самосовершенствования курсантов вуза МВД России на основе создания проблемных ситуаций'

Активизация самосовершенствования курсантов вуза МВД России на основе создания проблемных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ МВД РОССИИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / TRAINEES' SELF-MASTERING / HIGHER SCHOOLS OF THE INTERIOR / THE PROBLEM STUDY / PROBLEM SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купавцев Т. С.

The essence and contents of the problem method usage in higher schools of the Interior is revealed in this article. Some peculiarities of problem situations technologies are stated. The problem situations are considered to be the mean of trainees' self-mastering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Купавцев Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация самосовершенствования курсантов вуза МВД России на основе создания проблемных ситуаций»

Казанский педагогический журнал 42009

Литература:

1. Бобырев Н.Д. Особенности структурирования функциональных компонентов в деятельности учителя физической культуры / Н.Д. Бобырев, В.П. Мерлинкин // Казань, 1989.— 130 с.

2. Имашев А.М. Интенсификация функциональной подготовки будущего учителя физической культуры / А.М. Имашев // Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки специалистов физической культуры: межв. сб. науч. трудов / Под ред. проф. А.И. Фу-кина.— Набережные Челны: КамГИФК, 1998.— С.16-20.

3. Имашев А.М. Влияние педагогической практики на функциональную готовность будущего учителя физической культуры / А.М. Имашев, В.И. Батищев // Россия на рубеже XXI века: ретроспектива, настоящее, будущее: сб. науч. трудов.— Воронеж: ВГИФК, МГАФК, 1999.— С. 49 — 57.

, 4. Имашев А.М. Исследование динами-

ки изменения структуры функциональной готовности специалиста по физической культуре / А.М. Имашев // ТиПФК. — 2001.— № 2.— С. 43-44.

5. Имашев А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры: монография / А.М. Имашев.— Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2008.— 104 с.

6. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина.— М., 1985.— С. 29-31.

7. Петунин О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук /

О.В. Петунин. — СПб., 1995.— 22 с.

8. Сластенин В.А. Профессиональнопедагогическая подготовка современного учителя. / В.А. Сластенин // Советская педагогика. — 1991.— № 10.— С. 79-85.

9. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя / А.И. Щербаков. — М., 1972.— С.57.

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Т.С. Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки, Барнаульский юридический институт МВД России

Ключевые слова: вузы МВД России, проблемное обучение, проблемные ситуации, самосовершенствование обучающихся.

В настоящее время человечество вступило в эпоху глобальных изменений в экономике, политике, культуре, образовании. Главная черта современного мира — стремительные перемены. В этих условиях обеспечение стабильного экономического роста, устойчивого формирования гражданского общества в России выступает одной из приоритетных задач правоохранительных органов, от компетентности которых во многом зависит конечный

результат. В связи с этим организация работы органов внутренних дел, организация борьбы с преступностью, требует принципиально новых подходов. Сама система профессиональной подготовки кадров МВД России для обеспечения эффективности реализации правоохранительных функций тоже не должна находиться в статическом состоянии [8]. Главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологи-

Педагогика и психология профессионального образования

ей творческого преобразования мира

[6]. На вопрос, чему и как учить в современном вузе, наука отвечает — в первую очередь формировать и развивать профессиональные навыки, воспитывать творческие профессиональные качества [10]. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового и, решая эту задачу, активно работающие педагоги в практической деятельности ориентируются на основные положения педагогики сотрудничества, на реализацию общепедагогических принципов, личностно ориентированных и инновационных технологий, прогрессивных методик, в т.ч. активно используют технологии проблемного обучения.

Суть проблемного обучения заключается в управлении познавательной активностью личности. В его основе лежит принцип, согласно которому глубокое, прочное усвоение знаний возможно при постановке проблемы, в решении которой непосредственно участвует сам обучаемый. Только при этом условии им активно воспринимается учебная информация, а решение проблемы становится творческим, обеспечивающим формирование подлинного профессионального мастерства [5; 9]. В этом свете под методом проблемного обучения в вузе МВД России следует понимать такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая включает в себя создание на занятиях проблемной ситуации, возбуждающей у обучаемых потребность в решении возникающих вопросов, вовлекающей их в самостоятельную познавательную деятельность [3].

Технология проблемного обучения заключается в следующем: перед

обучаемыми ставится проблема, и они при непосредственном участии преподавателя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е. строят гипотезу, намечают способы ее проверки, обосновывают, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, доказывают.

В учебно-воспитательном процессе вуза МВД России педагог выступает «регулировщиком», организующим исследовательский поиск. Применение технологии проблемного обучения позволяет учить курсантов мыслить логично, научно, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в т.ч. чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах, формирует интерес к научному знанию.

В последнее время в системе профессионального образования МВД России все большее отражение находят современные информационные технологии, предоставляющие педагогам мощный инструментарий, позволяющий проектировать и наполнять информационными ресурсами учебную среду. Учебно-воспитательный процесс, построенный на принципах взаимосвязи и взаимодополнения содержания и организации в традиционной и инновационной плоскостях, обеспечивает эффективность профессиональной подготовки курсантов. Проблемное обучение в этих условиях выступает в качестве технологии, обеспечивающей взаимосвязь теоретической и практической подготовки, традиционных и инновационных форм обучения, аудиторной и самостоятельной работы, самовоспитания,

Казанский педагогический журнал 42009

самообразования и самосовершенствования обучаемых.

Проблемное обучение, как инструмент активизации самосовершенствования курсантов, начинается с создания преподавателем проблемной ситуации и разрешения ее в процессе совместной деятельности с обучаемыми под общим направляющим руководством педагога, при максимальной самостоятельности курсантов

[7]. Таким образом, во всех формах учебно-воспитательного процесса необходимо вначале создавать проблемные ситуации, а затем активизировать обучаемых на поиск их решения. Для реализации этой идеи преподавателю необходимо в совершенстве владеть методикой создания проблемных ситуаций, знать их структуру и этапы, характерные для изучаемой учебной дисциплины.

Проблемная ситуация в проблемном обучении несет основную функциональную нагрузку, которая вызывает определенное психологическое состояние обучаемого, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств решения, которая своим содержанием ставит перед обучающимся такой вопрос либо задачу, ответ на которые из имеющихся у него знаний непосредственно не вытекает. Обучаемому необходимо конструировать новые знания, синтезировать их на основе имеющихся, т.е. осуществлять исследование. Иными словами, проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысливания чего-либо или совершения каких-то действий у обучаемого не хватает знаний или известных способов действий, когда имеет место

противоречие между наличным и необходимым уровнями знаний, умений или навыков [2]. Проблемная ситуация представляет основу проблемного обучения, это главное условие эффективности построения учебновоспитательного процесса во всех формах занятий и первый признак ее состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую обучаемый может лишь в результате собственной активной учебной деятельности. Проблемная ситуация должна быть значимой для обучаемого и по возможности связана с его предшествующим опытом.

В учебно-воспитательном процессе вуза МВД России можно выделить несколько признаков проблемных ситуаций: а) когда обнаруживается несоответствие между уже имеющимися системами знаний у обучаемого и новыми требованиями; б) когда есть необходимость многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно верной, использование которой только и может обеспечить правильное решение проблемной задачи; в) когда обучаемые сталкиваются с новыми условиями использования имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей их применения на практике; г) когда имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

Создание проблемной ситуации в целостном педагогическом процессе вуза МВД России предполагает та-

Педагогика и психология профессионального образования

кое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого обучаемый должен усвоить новые теоретические знания или практические действия. При этом следует соблюдать ряд условий: а) задание должно основываться на знаниях и умениях, которыми уже владеет обучаемый; б) неизвестное, которое нужно открыть, должно составлять общую закономерность, общий способ действия; в) выполнение проблемного задания должно вызвать у обучаемого положительные эмоции, потребность в усваиваемом знании.

В технологии проблемного обучения различают четыре основных звена: а) осознание и анализ проблемной ситуации; б) формулирование проблемы; в) решение проблемы; г) проверка правильности решения проблемы. В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.

Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски курсантов. Второй уровень отличается тем, что у обучаемого воспитывается способность самостоятельно формулировать и решать проблему, а педагог указывает на нее, не формулируя конечного результата. На третьем уровне педагог не указывает на проблему: обучаемый должен увидеть ее самостоятельно, увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность

самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, видеть проблему, находить решение.

Проблемная ситуация должна включать в себя три компонента: а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном способе или условии действия; б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; в) возможности обучаемых в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

Таким образом, проблемная ситуация — это субъективное отношение обучающегося к информационной обстановке, выражающееся в уверенности решения поставленной задачи. В этой связи нельзя проблемную ситуацию с психологической стороны охарактеризовать только как просто ощущение трудности [4]. Ощущение трудности может быть безвыходным, тогда пропадает всякий интерес к проблеме и поиску путей ее решения. Поэтому проблемная ситуация как отношение субъекта к информационной обстановке предполагает возможность видеть скрытые связи между явлениями и вещами, устанавливать новые функции объектов, находить непознанные реально существующие закономерности. Следовательно, проблемная ситуация, созданная педагогом,— не просто сумма знаний, обстоятельств, а совокупность систематизированных положений, способных вызвать интеллектуальные побуждения. Без субъективной заинтересованности обучаемого не может быть проблемной ситуации как ак-

Казанский педагогический журнал 42009

тивной познавательной деятельности. Главное, чтобы обучаемый принял проблему, стал искать пути ее решения,— чтобы проблема завладела им.

Неумение создать проблемность имеет много причин, главная кроется в недостаточном педагогическом мастерстве, приводящем к сложности формулирования проблемы в задачу для решения. На учебных занятиях нередко ставятся нечеткие проблемы, не ограничиваются условия ее решения. Обучаемый на базе имеющихся знаний не только не может ее решить, но и не видит перспективы ее решения. Такая информационная обстановка не создает проблемной ситуации, поскольку курсант остается сам по себе, а информационная среда воспринимается как необходимое. Непосильная задача редко создает мотив для ее решения, чаще всего просто констатирует факт незнания. Поэтому для осуществления проблемного обучения преподавателю надо самому уметь и учить прежде всего определять степень сложности задачи, т.е. сформулированной проблемы для ее решения [5]. Без этого проблемный подход в обучении теряет свое значение.

Таким образом, проблемная ситуация в учебно-воспитательном процессе характеризуется тремя сторонами: психологической, содержательной и функциональной, образующими структуру проблемной ситуации [1].

Психологическая (мотивационная) сторона проблемной ситуации характеризует отношение обучаемого к информационной среде, его уверенность в решении сформулированной проблемы, овладение и увлечение идеей.

В ситуации обучения существуют три группы мотивов. При традиционном обучении в вузе МВД России у обучаемых формируются две группы побуждающих мотивов: а) непосредственно побуждающие мотивы, возникающие у курсантов за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя интерес к данной учебной дисциплине; б) перспективно побуждающие мотивы, возникающие как следствие внешнего положительного или отрицательного стимулирования, а познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне самой познавательной деятельности.

При активных формах обучения, в т.ч. проблемном обучении, возникает совершенно новая группа мотивов — в) познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поисками и нахождением решения проблемной задачи или группы задач. На этой основе возникает внутренняя заинтересованность.

Таким образом, познавательно-побуждающая мотивация появляется при применении активных методов обучения и, возникнув, превращается в фактор активизации учебного процесса и эффективности обучения. Познавательная мотивация побуждает человека развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала. С появлением познавательно-побуждающих мотивов происходит перестройка восприятия,

Педагогика и психология профессионального образования

памяти, мышления, переориентация интересов, активизация способностей человека, создавая предпосылки успешного выполнения той деятельности, к которой он испытывает интерес.

К сожалению, инерция традиционной педагогики в вузах МВД России очень велика и ориентирует она преимущественно на стимуляцию побуждающих мотивов и мотивацию достижения: получить высокие баллы, успешно сдать сессию и т.д. Поэтому выявление психолого-педагогических характеристик, способствующих появлению познавательной мотивации с последующей ее трансформацией в мотивацию профессиональную, представляет собой одно из стратегических направлений развития педагогики высшей школы и инновационных технологий обучения в вузах МВД России.

Сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние на эффективность обучения. Педагог должен так организовать педагогическое и межличностное общение, так направить учебную деятельность курсантов, чтобы мотивация достижения не препятствовала возникновению познавательной мотивации и их корреляция порождала развитие познавательно-побуждающих мотивов.

Формирование мотивов — одна из задач проблемного обучения. Его успешность определяется логикой и содержанием деятельности обучаемых.

Содержательная сторона отражает информационную сущность проблемной ситуации. В этой связи

последние могут быть построены, например, на противоречии между имеющимися знаниями у курсантов и необходимыми для решения задачи, либо на принципе избыточности информации, требующей поискового сознательного отбора ее нужной части, и т.д.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного познания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере. В связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, т.к. его цель — формирование знания, гипотез, их разработки и решения.

Функциональная (динамическая) сторона проблемной ситуации позволяет интерпретировать ее как прием обучения, развивающий творческие способности обучаемого, воспитывающий навыки самостоятельного исследования. Занимающийся проблемным обучением преподаватель должен знать структуру и типологию проблемных ситуаций, способы их разрешения, педагогические приемы, определяющие тактику проблемного подхода.

Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу, которая ставит вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решения, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. Таким образом, проблемный метод предпо-

Казанский педагогический журнал 42009

лагает следующие шаги: проблемная ситуация — проблемная задача — модель поисков решения — решение.

Для достижения цели активизации самосовершенствования курсантов в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России преподаватель, занимающийся проблемным обучением, должен уметь планировать проблему, управлять процессом поисков и подводить обучаемых к ее разрешению. Это требует не только знания теории проблемного обучения, но и овладения технологией создания проблемных ситуаций, специфическими приемами проблемного метода.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что успешность профессиональной подготовки в вузе МВД России, безусловно, зависит от множества факторов, но в значительной степени от способностей курсантов к самообучению и самовоспитанию, от развитости у них умений и навыков самообразования, направленности в профессиональной деятельности на непрерывное самосовершенствование. Использование в учебно-воспитательном процессе метода проблемного обучения создает необходимые предпосылки формирования и развития у курсантов внутренней мотивации, активной позиции в учении, творчества и исследовательских навыков — необходимых профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел.

В заключение необходимо отметить: создание проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России с учетом обозначенных ориентиров является мощным

средством активизации самосовершенствования обучаемых, выраженно способствует повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов.

Литература:

1. Закирова С.К. К вопросу о проблемном и непроблемном обучении / С.К. Закирова // Среднее профессиональное образование.— 2007.— № 4.— С. 58—60.

2. Ильина Т.А. Проблемное обучение — понятие и содержание / Т.А. Ильина // Вестник высшей школы. — 1976.— № 2.— С. 40-44.

3. Купавцев Т.С., Мальченков Е.В. Использование метода проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России как средство активизации самосовершенствования курсантов и слушателей / Т.С. Купавцев, Е.В. Мальченков// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.— 2008.— №9 (43).— С. 34-37.

4. Лернер И.Я. Главная функция проблемного обучения / И.Я. Лернер // Вестник высшей школы. — 1976.— № 7.— С. 20-26.

5. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы / П.И. Образцов, В.М. Косухин. — Орел, 2002.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года [Электронный ресурс] — электрон. дан.— Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/ 11/05/ро81аше-кгет1ш-апош.Мт1

7. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко // Школьные технологии.— 2006.— № 2.— С. 61—65.

8. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании руководства МВД России 29 февраля 2008 года [Электронный ресурс] — электрон. дан.— Режим доступа: http://www.rost.ru

9. Столяренко А.М. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории / А.М. Столяренко. — М., 1999.

10. Юридическая педагогика / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. — М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.