развития общей выносливости у студенток оказалась более эффективной, чем традиционная. Её внедрение в практику физического воспитания позволило не только повысить степень реализации имеющихся возможностей в проявлении выносливости, но и добиться стабильного прироста показателей эффективности деятельности кардиорес-пираторной системы в течение учебного года и на этой основе значительно улучшить результаты в беге на 2000 м - основном тесте, рекомендованном программой по физической культуре.
В заключение необходимо также отметить, что внедрение в практику физического воспитания студенток разработанной методики, направленной на развитие общей выносливости, не оказало негативного воздействия на другие физические качества и способности, контроль которых рекомендован программой по физической культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дуруда, А.Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.04 / Дуруда Алевтина Николаевна ; [Алтайский гос. мед. ун- т]. - Омск, 1997. - 24 с.
2. Козлов, И.С. Об особенностях дыхания при нагрузках на выносливость у студенток / И.С. Козлов // Физическое воспитание и спорт : проблемы и решения : науч. тр. каф. лёгкой атлетики Ин-та физ. культуры и дзюдо Адыгейского гос. ун-та. -Майкоп. 2007. - С. 217-223.
3. Козлов, Р. С. Формирование физической культуры личности студентов вузов на занятиях в секции по общей физической подготовке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Козлов Роман Сергеевич ; [Адыгейский гос. ун-т]. - Майкоп, 2006. - 23 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МВД РОССИИ КАК СРЕДСТВО
АКТИВИЗАЦИИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КУРСАНТОВ И
СЛУШАТЕЛЕЙ
Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук,
Евгений Викторович Мальченков, соискатель,
Барнаульский юридический институт МВД России (ГОУ ВПО БЮИМВД России)
Аннотация
В работе раскрывается сущность и содержание использования метода проблемного обучения в вузах МВД России, обосновываются особенности применения метода проблемного обучения как средства активизации самосовершенствования обучающихся.
Ключевые слова: вузы МВД России, проблемное обучение, самосовершенствование обучающихся.
THE METHOD OF PROBLEM STUDYNG IN HIGHSCHOOLS OF THE INTHERIOR AS A MEAN FOR PROCESS OF CADETS’ SELF-PERFECTION
Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences,
Evgeniy Viktorovich Malchenkov, the competitor,
Barnaul Law Institute of the Ministry of Interior of Russia,
Barnaul
Abstract
This work is devoted to the revealing of essence and contents of the problem method usage in higher schools of the Interior. The author analyses the peculiarities of problem method as one of the means which contributes much to the process of cadets’ self-perfection.
Keywords: higher schools of the Interior, problem study, the process of cadets’ self-perfection.
Главная черта современного мира - стремительные перемены. В настоящее время человечество вступило в эпоху глобальных изменений в экономике, политике, культуре, образовании. В этих условиях обеспечение стабильного экономического роста, устойчивого формирования гражданского общества в России выступает одной из приоритетных задач правоохранительных органов, от компетентности которых во многом зависит конечный результат. В связи с этим организация работы органов внутренних дел, борьбы с преступностью требует принципиально новых подходов [4]. Сама система профессиональной подготовки кадров МВД России для обеспечения эффективности реализации правоохранительных функций тоже не должна находиться в статическом состоянии [5].
На вопрос, чему и как учить в современном вузе, наука отвечает - прежде всего, формировать и развивать профессиональные навыки, воспитывать творческие профессиональные качества [7]. Решая эти задачи, активно работающие педагоги, в практической деятельности ориентируются на основные положения педагогики сотрудничества, на реализацию общепедагогических принципов, инновационных технологий, прогрессивных методик, в т.ч. активно используют технологии проблемного обучения.
Как показывает педагогическая практика, проблемное обучение, наряду с пробуждением у обучающихся подлинной увлеченности самим процессом познания, способствует развитию у них исследовательских склонностей, выработке практических умений и навыков.
Суть проблемного обучения заключается в управлении познавательной активностью личности. В его основе лежит принцип, согласно которому глубокое и прочное усвоение знаний возможно при постановке проблемы, в решении которой непосредственно должен участвовать сам обучаемый. Только при этом условии им активно воспринимается учебная информация, а решение проблемы становится творческим, обеспечивающим формирование подлинного профессионального мастерства [1; 2; 3; 6]. В этом свете под методом проблемного обучения в вузе МВД России следует понимать такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая включает в себя создание на занятиях проблемной (поисковой) ситуации, возбуждающей у обучаемых потребность в решении возникающих проблем, вовлекающей их в самостоятельную познавательную деятельность.
Развивая у обучаемых умственную активность, метод проблемного обучения способствует целенаправленному овладению ими навыками и умениями, прочно опирающимися на глубоко осознанную научную информацию. В условиях вузов МВД России преподаватель может и должен постоянно создавать проблемные ситуации, используя достижения правовой науки и обширные практические материалы по борьбе с правонарушениями и преступлениями. При достаточной методической разработке и наличии необходимого опыта проблемное обучение может эффективно осуществляться в ходе проведения всех видов учебных занятий.
Среди различных форм организации учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России в рамках теоретического обучения одной из ведущих является лекция. В процессе проведения лекций, используя современные технические возможности, наряду с фундаментальными, устоявшимися теоретическими положениями, освещаются новейшие научные достижения, а также проблемные, дискуссионные вопросы.
Большая часть информации, содержащейся в отдельно взятой лекции, раскрывается педагогом путем последовательного изложения учебного материала. Однако, наряду с таким объяснительно-иллюстративным методом преподнесения информации, неотъемлемым элементом хорошей учебной лекции в настоящее время является эффективное использование различных средств вовлечения обучаемых в процесс познания. Для этого весь ход лекции должен создавать атмосферу активного внимания, вызывать глубокий интерес у обучаемых к излагаемому материалу, личную заинтересованность у них в уяснении поставленных вопросов.
Тем не менее, в современном учебно-воспитательном процессе вуза МВД Рос-
сии именно лекция как основа теоретической подготовки имеет существенные резервы повышения эффективности и нуждается в совершенствовании. Метод проблемного обучения раскрывает широкие возможности для педагогов в контексте активизации внутренней мотивации обучаемых на осознанное освоение учебной программы. Однако среди преподавательского состава имеются суждения о том, что применение метода проблемного обучения на лекции неизбежно связано с «нерентабельным» использованием времени, отводимого на изложение программного материала. Делаются также ссылки на неоднородность аудитории, обусловливающую невысокую эффективность использования метода проблемного обучения. Эти и другие трудности внедрения проблемного обучения можно почти полностью преодолеть путем теоретической и практической разработки методики формирования проблемных ситуаций. До настоящего времени, из-за широчайшего разнообразия условий реализации профессионального обучения общая методика создания проблемных ситуаций в учебном процессе, в частности в лекции, глубоко не разрабатывалась, но некоторые исходные установки могут быть определены.
Во-первых, необходимым условием возбуждения познавательной активности должна быть постановка задач достаточно простых, но требующих постоянного роста знаний, умений и навыков обучаемых. Во-вторых, выдвигаемые задачи по содержанию и по форме их преподнесения должны вызывать естественный, прежде всего, профессиональный интерес аудитории. В-третьих, уровень новизны и сложности выдвигаемых задач следует соизмерять с уже достигнутыми знаниями (если уровень новизны и сложности между известным и неизвестным будет неоправданно высок, то возникнет барьер непонимания, а в случае занижения этого уровня новый материал станет восприниматься без интереса, чем будет подорвана сама идея проблемного обучения).
С учетом этих установок может быть создана классификация проблемных ситуаций, возбуждающих познавательную активность обучаемых. Эта классификация должна включать в себя определенные группы (классы) задач различной методической направленности. Педагогическая практика применения метода проблемного обучения в вузах МВД России позволила выявить следующие основные классы таких задач.
1-й класс - теоретических проблем, охватывает ситуации, направленные на активизацию поиска и формулирования законов, закономерностей, тенденций. Эффективность таких задач выражается не в воспроизведении обучаемыми соответствующих явлений, а в установлении присущих им глубинных связей.
2-й класс - способов и средств возможных решений, включает в себя ситуации, обусловливающие поиск обучаемыми наиболее целесообразных приемов решения задач и выполнения необходимых действий.
3-й класс - анализа и моделирования условий деятельности, направлен на формирование и развитие у обучаемых профессиональных качеств творческой направленности, специальных умений и навыков. Задачи этого класса состоят из ситуаций, предполагающих самостоятельную ориентацию в различных нестандартных, сложных условиях, их оценку, преодоление, преобразование.
Названные классы задач, вызывающих познавательную активность обучающихся, применимы и реализуются на различных видах учебных занятий. Кроме того, наибольшего эффекта можно достичь при взаимодействующем использовании на лекциях, семинарах и практических занятиях. Тем не менее, применительно к каждому виду занятий эти задачи должны ставиться и решаться по-разному, в различных сочетаниях.
С учетом их первоначального формирования в ходе учебной лекции, а затем развития и углубления с помощью других форм учебного процесса проблемные ситуации составляют четыре основные группы:
а) ситуации, предполагающие поиск решения задачи в ходе самой лекции;
б) ситуации, предусматривающие постановку проблемы на лекции с последующим решением ее в ходе самостоятельной работы;
в) ситуации, предполагающие их решение на семинарских и практических занятиях;
г) ситуации, решаемые в ходе практик, стажировок, учений.
Создание проблемных ситуаций в ходе лекции может осуществляться различными средствами, которые зависят от различных факторов: учебной дисциплины, темы лекции, обеспеченности ее семинарскими и практическими занятиями, содержания частной методики преподавания и, наконец, от профессионально-педагогической подготовленности лектора. К числу таких средств (приемов) относятся:
а) приведение различных точек зрения, теоретических концепций по одному и тому же вопросу;
б) сопоставление разных решений, принимаемых по сходным вопросам в разных условиях; в одинаковых условиях, но с разными целями; в аналогичных условиях, но специалистами разных классов и т. д.;
в) сравнение научных (теоретических) и практических подходов к решению вопроса;
г) выдвижение задачи по определению практической значимости теоретической конструкции (обобщения);
д) систематизация данных для предполагаемого теоретического обобщения, выведения тенденций и закономерностей.
От характера постановки проблемных ситуаций в ходе лекции во многом зависит их решение во время самостоятельной работы, семинарских и практических занятий и т.д. Но это не значит, что определяющая роль лекции в вузе МВД России исключает самостоятельное значение иных форм учебно-воспитательного процесса. Семинарскому и практическому занятию, а тем более оперативно-тактическим учениям присущи свои специфические способы создания проблемных ситуаций и выхода из них. В то же время необходимо учитывать, что средства проблемного обучения заметно разнятся в зависимости от содержания преподаваемой дисциплины и места, занимаемого ею в системе профессионального обучения, с учетом специализации вуза.
Системой профессионального образования в МВД России накоплен богатый опыт комплексного проблемного обучения, в ходе которого широко используются и конкретизируются теоретические достижения педагогики высшей школы в этой области. При этом в качестве отправных, исходных позиций принимаются следующие положения.
1. Всякая проблемная ситуация и решение обусловленных ею задач должна основываться на диалектической взаимосвязи вовлеченных в нее компонентов. Грубейшей теоретической и дидактической ошибкой является «конструирование» проблемы из лишенных истинного взаимодействия, социальной обусловленности элементов.
2. Метод проблемного обучения наиболее продуктивен при таком построении проблемной ситуации, когда соответствующие вопросы решаются с помощью взаимосвязанных форм учебно-воспитательного процесса и средств его обеспечения.
3. Использование метода проблемного обучения может быть успешным лишь при условии профессионально-педагогической подготовленности преподавателя, всестороннего учета методологического уровня учебной дисциплины, ее места в системе профессионального образования.
Таким образом, успешность профессиональной подготовки курсантов и слушателей в вузе МВД России, безусловно, зависит от множества факторов и в значительной степени от их способностей к самообучению и самовоспитанию, от развитости у них умений и навыков самообразования, направленности в профессиональной деятельности на непрерывное самосовершенствование.
Использование в учебно-воспитательном процессе метода проблемного обучения создает необходимые предпосылки формирования и развития у курсантов и слушателей внутренней мотивации, активной позиции в учении, творчества и исследова-
тельских навыков - необходимых профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел.
В заключение необходимо отметить, что применение метода проблемного обучения в учебно-воспитательном процессе вуза МВД России с учетом обозначенных ориентиров является мощным средством активизации самосовершенствования обучаемых и действительно способствует повышению эффективности профессиональной подготовки курсантов и слушателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буданов, А.В. Профессиональное воспитание в учебном процессе образовательных учреждений МВД России / А.В. Буданов, И.А. Латкова ; Академия управления МВД России. - М. : [б.и.], 1997. - 86 с.
2. Горлинский, И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях системы МВД России / И.В. Горлинский ; Академия управления МВД России. - М. : [б.и.], 1997. - 282 с.
3. Образцов, П.И. Дидактика высшей военной школы / П.И. Образцов, В.М. Косухин ; Академия ФАПСИ. - Орел : [б.и.], 2002. - 94 с.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года // Российская газета. - 2005. - 26 апреля.
5. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на совещании руководства МВД России 29 февраля 2008 года [Электронный ресурс] // http://www.rost.ru.
6. Столяренко, А.М. Юридическая педагогика в МВД : вопросы методологии и теории / А.М. Столяренко ; Академия управления МВД России. - М. : [б.и.], 1999. -296 с.
7. Юридическая педагогика = Juridical pedagogics : учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 021100 "Юриспруденция" / [Кикоть В. Я., Столяренко А.М., Беличева С.А. и др.] ; под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко ; Моск. ун-т МВД России. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2004. - 895 с.
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ И ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК),
Волгоград
Аннотация
В тексте статьи представлены результаты экспериментального апробирования применения средств ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития. Более подробно описано изучение влияния данного средства на развитие координационных и психомоторных способностей у детей.
Ключевые слова: ритмическая гимнастика, дошкольник, задержка психического развития.
DEVELOPMENT OF COORDINATION AND PSYCHOMOTOR ABILITIES OF
PRESCHOOL CHILDREN WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT BY MEANS OF RHYTHMIC GYMNASTICS
Svetlana Jurevna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The Volgograd state academy of physical training,
Volgograd
Abstract
In the text of article results of experimental approbation of means of rhythmic gymnastics in physical training of preschool children with a delay of mental development are presented. Studying of given means for development of coordination and psychomotor abilities of children is in more detail described.