Научная статья на тему 'Активизация роли потерпевшего в досудебном производстве: дистанционные формы участия'

Активизация роли потерпевшего в досудебном производстве: дистанционные формы участия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация досудебного производства / потерпевший / видео-конференцсвязь / дистанционные следственные действия / гуманизация уголовного процесса / digitalization of pre-trial proceedings / victim / video conferencing / remote investigative actions / humanization of the criminal process

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинникова О. В.

В статье рассматриваются вопросы активизации роли потерпевшего в досудебном производстве как часть реализации «минимальных стандартных правил обращения с жертвами преступлений и злоупотребления властью». Поскольку активное участие в расследовании уголовного дела повышает уровень удовлетворенности потерпевшего системой правосудия, предлагается расширять соответствующие процессуальные возможности, не перекладывая при этом на него обязанность доказывания. Началом взаимодействия потерпевшего с правоохранительными органами должно стать его участие в осмотре места происшествия. Автор предлагает предоставить потерпевшему возможность участия в данном следственном действии дистанционно, с использованием видео-конференц-связи. Это не только повысит уровень доверия потерпевшего к правоохранительным органам, но и обеспечит моментальную обратную связь между следственно-оперативной группой и жертвой преступления, позволяющею правильно определить направление проводимого расследования. В статье отмечается, что потерпевший приобретает весь комплекс процессуальных прав с момента вынесения соответствующего постановления. Автор полагает, что потерпевший должен иметь возможность незамедлительно ознакомиться с этим документом, а также получить другую информацию по уголовному делу как лично, так и удаленно, с применением информационно-коммуникативных технологий. Отмечается необходимость организации досудебного производства в соответствии с потребностями потерпевшего с предоставлением ему возможности выбора формы участия (лично или дистанционно), а также использования персонального цифрового устройства для участия в следственных действиях посредством видео-конференц-связи. Предлагается внесение изменений в законодательство, разрешающих применение бытовых мессенджеров при производстве дистанционных следственных действий, либо создание на мобильной платформе государственных услуг электронного сервиса для осуществления видео-конференц-связи с государственными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activation of the Victim’s Role in Pre-trial Proceedings: Remote Forms of Participation

The article discusses the issues of activating the role of the victim in pre-trial proceedings as part of the implementation of the “minimum standard rules for the treatment of victims of crimes and abuse of power”. Since active participation in the investigation of a criminal case increases the level of satisfaction of the victim with the justice system, it is proposed to expand the relevant procedural possibilities, while not shifting the burden of proof to him. The beginning of the victim’s interaction with law enforcement agencies should be his participation in the inspection of the scene of the incident. The author proposes to provide the victim with the opportunity to participate in this investigative action remotely, using video conferencing. This will not only increase the level of confidence of the victim in law enforcement agencies, but also provide instant feedback between the investigative task force and the victim of the crime, allowing to correctly determine the direction of the ongoing investigation. The article notes that the victim acquires the full range of procedural rights from the moment the relevant decision is made. The author believes that the victim should be able to immediately familiarize himself with this document, as well as receive other information on the criminal case both personally and remotely, using information and communication technologies. It is noted that it is necessary to organize pre-trial proceedings in accordance with the needs of the victim, giving him the opportunity to choose the form of participation (in person or remotely), as well as the use of a personal digital device to participate in investigative actions through video conferencing. It is proposed to amend the legislation allowing the use of household messengers in the production of remote investigative actions, or the creation of an electronic service on the mobile platform of public services for video conferencing with government agencies.

Текст научной работы на тему «Активизация роли потерпевшего в досудебном производстве: дистанционные формы участия»

ШЖ1

Научная статья УДК 343 .122

DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10-4-442-452

Активизация роли потерпевшего в досудебном производстве: дистанционные формы участия

Оксана Витальевна Овчинникова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия [email protected]

https://orcid.org/0000-0002-8032-2952

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы активизации роли потерпевшего в досудебном производстве как часть реализации «минимальных стандартных правил обращения с жертвами преступлений и злоупотребления властью» . Поскольку активное участие в расследовании уголовного дела повышает уровень удовлетворенности потерпевшего системой правосудия, предлагается расширять соответствующие процессуальные возможности, не перекладывая при этом на него обязанность доказывания . Началом взаимодействия потерпевшего с правоохранительными органами должно стать его участие в осмотре места происшествия . Автор предлагает предоставить потерпевшему возможность участия в данном следственном действии дистанционно, с использованием видео-конференц-связи . Это не только повысит уровень доверия потерпевшего к правоохранительным органам, но и обеспечит моментальную обратную связь между следственно-оперативной группой и жертвой преступления, позволяющею правильно определить направление проводимого расследования . В статье отмечается, что потерпевший приобретает весь комплекс процессуальных прав с момента вынесения соответствующего постановления . Автор полагает, что потерпевший должен иметь возможность незамедлительно ознакомиться с этим документом, а также получить другую информацию по уголовному делу как лично, так и удаленно, с применением информационно-коммуникативных технологий . Отмечается необходимость организации досудебного производства в соответствии с потребностями потерпевшего с предоставлением ему возможности выбора формы участия (лично или дистанционно), а также использования персонального цифрового устройства для участия в следственных действиях посредством видео-конференц-связи . Предлагается внесение изменений в законодательство, разрешающих применение бытовых мессенджеров при производстве дистанционных следственных действий, либо создание на мобильной платформе государственных услуг электронного сервиса для осуществления видео-конференц-связи с государственными органами .

Ключевые слова: цифровизация досудебного производства, потерпевший, видео-конференц-связь, дистанционные следственные действия, гуманизация уголовного процесса

Для цитирования: Овчинникова О . В . Активизация роли потерпевшего в досудебном производстве: дистанционные формы участия // Виктимология . 2023. Т. 10, № 4 . С . 442-452 . DOI: 10.47475/2411-0590-2023-10-4-442-452

© О .В .Овчинникова

V

Research article

Activation of the Victim's Role in Pre-trial Proceedings: Remote Forms of Participation

Oksana V. Ovchinnikova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia [email protected] (g https://orcid.org/0000-0002-8032-2952

Abstract. The article discusses the issues of activating the role of the victim in pre-trial proceedings as part of the implementation of the "minimum standard rules for the treatment of victims of crimes and abuse of power". Since active participation in the investigation of a criminal case increases the level of satisfaction of the victim with the justice system, it is proposed to expand the relevant procedural possibilities, while not shifting the burden of proof to him . The beginning of the victim's interaction with law enforcement agencies should be his participation in the inspection of the scene of the incident . The author proposes to provide the victim with the opportunity to participate in this investigative action remotely, using video conferencing. This will not only increase the level of confidence of the victim in law enforcement agencies, but also provide instant feedback between the investigative task force and the victim of the crime, allowing to correctly determine the direction of the ongoing investigation . The article notes that the victim acquires the full range of procedural rights from the moment the relevant decision is made . The author believes that the victim should be able to immediately familiarize himself with this document, as well as receive other information on the criminal case both personally and remotely, using information and communication technologies . It is noted that it is necessary to organize pre-trial proceedings in accordance with the needs of the victim, giving him the opportunity to choose the form of participation (in person or remotely), as well as the use of a personal digital device to participate in investigative actions through video conferencing. It is proposed to amend the legislation allowing the use of household messengers in the production of remote investigative actions, or the creation of an electronic service on the mobile platform of public services for video conferencing with government agencies

Keywords: digitalization of pre-trial proceedings, victim, video conferencing, remote investigative actions, humanization of the criminal process

For citation: Ovchinnikova OV. Activation of the Victim's Role in Pre-trial Proceedings: Remote Forms of Participation. Viktimologiya [Victimology] . 2023;10(4):442-452 . DOI: 10.47475/24110590-2023-10-4-442-452 (In Russ .)

Введение

В соответствии со ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее—УПК РФ) потерпевший является участником уголовного процесса со стороны обвинения и наделен существенным объёмом процессуальных прав, предоставляющих ему широкие возможности для участия в уголовном судопроизводстве . Однако существующая следственная практика не предусматривает активной роли потерпевшего в расследовании уголовного дела. Его участие, как правило, ограничивается

написанием заявления о преступлении, подписанием постановления о признании потерпевшим и производством допроса . Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что потерпевший крайне редко обращается за юридической помощью к квалифицированному юристу, не имея при этом достаточной правовой грамотности для реализации процессуальных прав самостоятельно .

В этой связи большое значение имеет активное взаимодействие следователя (дознавателя) с жертвой преступления . На основе исследования форм и степени участия

потерпевших в судопроизводстве установлено, что «активное взаимодействие с правоохранительными органами увеличивает удовлетворенность потерпевшего приговором и системой правосудия в целом» [1, с . 47] . Л .А . Воскобитова отмечает, что «действующий УПК РФ демонстрирует функциональное построение уголовного судопроизводства. На первый план выдвигается задача защиты, в том числе защита лиц, потерпевших от преступления» [2, с . 49] .

Одним из путей решения данной проблемы является активизация участия потерпевшего в расследовании уголовного дела посредством применения информационно-коммуникативных технологий . Цифровая трансформация уголовного процесса подразумевает глубокую реорганизацию всех процессов с широким применением цифровых инструментов, приводящую к существенному улучшению их характеристик [3, с . 23] . Соответственно, необходимо использовать все процессуальные возможности для привлечения потерпевшего к участию в расследовании, не перекладывая при этом на него обязанность доказывания

В Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью указано на необходимость содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв1 . Возникает необходимость совершенствования уголовно-процессуальных процедур с целью сведения к минимуму неудобств для жертв

Целью настоящей работы является исследование дистанционных форм участия потерпевшего в досудебном производстве по уголовным делам, обеспечивающих активизацию его роли в расследовании преступления

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1 Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью : принята Генеральной Ассамблеей ООН 26 ноября 1985 г. // ООН : Декларации . URL: https://www. un . org/ ru/documents/decl_conv/declarations/power. shtml (дата обращения: 01.08.2023).

— исследовать возможность производства следственных и процессуальных действий с удаленным участием потерпевшего;

— рассмотреть процессуальный порядок дистанционных следственных действий, максимально отвечающий потребностям потерпевшего;

— определить дистанционные формы участия потерпевшего, обеспечивающие сохранение эффективности досудебных процедур

Методология исследования

В ходе исследования применялись такие научные методы, как выявление эмпирических закономерностей посредством мониторинга уголовных дел, комплексный анализ нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения на стадии досудебного производства, и научной литературы по исследуемой теме, прямой метод оценки соответствия цифровых технологий, применяемых в ходе расследования уголовного дела, интересам потерпевшего, структурно-функциональный метод, позволяющий определить основные требования к порядку функционирования информационно-коммуникационных технологий, метод конкретизации содержания функциональных опций программного обеспечения при осуществлении дистанционных следственных действий

Применение указанных методов позволило определить пути корреляции интересов потерпевшего с расширением применения информационно-коммуникационных технологий в досудебном производстве

1. Дистанционное участие потерпевшего

в осмотре места происшествия

Осмотр места происшествия является основным способом получения первоначальной информации о совершенном преступлении Несмотря на то, что он проводится незамедлительно после получения сообщения о преступлении, заявитель участвует в его производстве далеко не всегда . Проведенный мониторинг уголовных дел показал, что 100 % участие пострадавшего имеет место только в случае совершения хищения имущества с проникновением

в жилище или иное хранилище, 30 % —хищения имущества на открытой местности, 10 % — причинения средней тяжести и тяжкого вреда здоровью (по данным преступлениям жертва на момент осмотра чаще всего находится в медицинском учреждении), 5 %—преступления в сфере компьютерной информации1 .

При этом участие жертвы преступления в осмотре места происшествия обладает значительным потенциалом для получения информации, необходимой для его раскрытия . Кроме того, это имеет большое психологическое значение и может служить началом моральной реабилитации лица, пострадавшего от преступления, формирует атмосферу доверия и сотрудничества в ходе проводимого расследования

Исследованием специалистов по реконструкции преступлений установлено, что некоторые жертвы, желая получить поддержку со стороны правоохранительных органов, а также опасаясь общественной стигматизации за совершение необдуманных действий, сообщают ложные сведения на месте преступления [4, с . 33]. Такая ситуация действительно имеет место, однако негативный эффект можно минимизировать, в том числе грамотным комплектованием состава следственно-оперативной группы в зависимости от вида совершенного преступления . Так, при совершении дорожно-транспортного преступления целесообразно привлечь специалиста-автотехника, преступления, связанного с нарушением правил безопасности работ, — специалиста по соответствующему виду производственного оборудования и технике безопасности . Координация между следователями и специалистами непосредственно на месте преступления создает единый аналитический процесс, позволяя сосредоточиться на ценных доказательствах с меньшим временем отклика и большим влиянием на направление расследования [5] . Однако указанные специалисты, не являясь штатными

1 В июле 2023 года автором проведен мониторинг 150 уголовных дел, находившихся в производстве следственных подразделений органов внутренних дел Челябинской области в 1-м полугодии 2023 года .

сотрудниками правоохранительных органов, не всегда располагают возможностью для прибытия не место происшествия . Полагаем, что решением данной проблемы может стать их дистанционное участие в следственном действии путем использования видео-конференц-связи . Имея возможность визуального восприятия места совершенного преступления, специалист поможет следователю правильно оценить обстановку на месте происшествия, сориентирует по видам и местонахождению возможных следов преступления, укажет способы их фиксации и изъятия, исключающие возможность утраты доказательства . Т. Ф . Моисеева предлагает для обеспечения удаленного участия специалистов производить осмотр места происшествия с применением беспилотных летательных аппаратов, которые имеют возможность работы в опасных и труднодоступных местах, могут делать высококачественные снимки и автоматически передавать их [6, с . 172] . Высококвалифицированный состав следственно-оперативной группы исключит возможность потерпевшего противодействовать расследованию, настроит его на предоставление полной и объективной информации о совершенном преступлении

Полагаем, что дистанционная форма участия в осмотре места происшествия должна быть доступна и для потерпевшего . Действующее законодательное регулирование не предоставляет такой возможности, поскольку в соответствии со ст. 189 .1 УПК РФ использование видео-конференц-связи возможно только для допроса, очной ставки, опознания . Н .Е . Муллахмето-ва полагает, что «перечень следственных действий, при производстве которых разрешено применение систем видео-кон-ференц-связи, определен с учетом пригодности дистанционных технологий для получения достоверной информации» . Указывает, что даже «допрос в дистанционном формате в ряде случаев может оказаться неэффективным в связи со сложностью поддержания психологического контакта» [7, с . 208] . Тем не менее применительно к участию потерпевшего это представляется не совсем верным . Минимальные

стандартные правила обращения с жертвами преступлений рекомендуют предоставление жертвам информации об их роли, объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства; о результатах рассмотрения их дел, обеспечении возможности изложения и рассмотрения мнений и пожеланий жертв на соответствующих этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы; о принятии мер для сведения к минимуму неудобств для жертв1 . А . В . Су-мачев отмечает, что «реализация указанных прав переносится из правовой области в сферу организационной деятельности» [8, с . 186]. Следовательно, при организации следственных действий необходимо обеспечить участие потерпевшего в той форме, которая будет максимально отвечать его потребностям . Учитывая вышеизложенное, законодателю целесообразно предусмотреть возможность использования видео-конференц-связи при производстве любого следственного действия, оставив выбор формы проведения на усмотрение следователя (дознавателя) по согласованию с потерпевшим

2. Дистанционное участие потерпевшего

в производстве процессуальных действий

Рассмотрим дистанционное участие потерпевшего в проводимом расследовании как форму осуществления досудебного производства, сводящую к минимуму причиняемые неудобства В этом случае жертва преступления должна иметь возможность реализации всего комплекса своих прав и обязанностей без посещения следственного органа

Однако действующее законодательство не в полной мере предоставляет следователю (дознавателю) возможность обеспечить право потерпевшего на получение информации по уголовному делу. Предусмотрев возможность дистанционного участия в производстве следственных действий (допрос, очная ставка, опознание), законодатель

1 Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью : принята Генеральной Ассамблеей ООН 26.11.1985.

не указал на возможность удаленного участия в действиях процессуальных

Между тем в соответствии с ч . 1 ст. 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда . Оно предъявляется для ознакомления по личную подпись . Совершение указанного процессуального действия введено в обязанность следователя (дознавателя), так же, как и совершение иных процессуальных действий по предоставлению информации о ходе расследования, указанной в ч .2 ст. 42 УПК РФ.

Данная информация должна быть доступна потерпевшему по мере ее появления в уголовном деле, поскольку ч . 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы . Так, Конституционный суд указывает, что «одновременно с возникновением у потерпевшего права ознакомиться с копиями документов... у лица, осуществляющего предварительное расследование, возникает обязанность обеспечить реализацию данного права»2 .

Т. Ю .Вилкова отмечает, что «с точки зрения обеспечения потерпевшему доступа к правосудию особое значение имеет незамедлительное вынесение постановления о признании потерпевшим . Поскольку именно с этого момента лицо приобретает весь комплекс процессуальных прав и получает возможность влиять на ход уголовного судопроизводства» [9, с . 158] . Представляется целесообразным законодательно урегулировать вопрос ознакомления потерпевшего с этим постановлением, а также

2 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Микитинского Романа Александровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : определение Конституционного суда РФ от 16.07.2015 № 1614-О // СПС «Гарант». URL: https://base . garant, ru/71191796/ (дата обращения: 01.08. 2023).

иными процессуальными документами посредством видео-конференц-связи . Тем более, что действующая редакция ст. 189 .1 УПК РФ предполагает участие в дистанционном следственном действии двух должностных лиц — следователя (дознавателя) в месте производства расследования, и должностного лица того правоохранительного органа, в котором находится потерпевший .

Процессуальный документ может быть направлен должностному лицу по месту нахождения потерпевшего в электронной форме . Потерпевший подписывает его электронной подписью, либо в рукописной форме, после чего графическая копия документа незамедлительно направляется в орган по месту производства расследования . Необходимо отметить, что следует предусмотреть обязательное применение видеозаписи при производстве процессуальных действий, а также приобщение видеозаписи к процессуальному документу, ознакомление с которым производилось удаленно . Это необходимо для сохранения сущности процессуального действия: разъяснения потерпевшему его прав и обязанностей, подтверждения того, что права понятны и обеспечена возможность задать вопросы должностному лицу, сделать заявления и ходатайства

Расширяя возможности дистанционного доступа потерпевших к правосудию, необходимо помнить, что процесс уголовного судопроизводства осуществляется с момента подачи заявления о преступлении до рассмотрения дела судом [10, с . 165] . И здесь важно участие потерпевшего в расследовании и рассмотрении вопросов, касающихся его прав и интересов на всех этапах. При этом в ходе внедрения цифровых форм участия важно «обеспечить и усилить, а не снизить гарантии прав и свобод человека, вовлекаемого в процессуальную деятельность, а также (получить) иные выигрыши, например, ускорение производства, упрощение отдельных процедур, экономия человеческих ресурсов и т. п ., при использовании цифровых технологий» [11, с . 97] .

Учитывая вышеизложенное, не следует злоупотреблять переводом досудебных

процедур в дистанционный формат. Это ограничит доступ к правосудию лицам, имеющим низкий уровень компьютерной грамотности Необходимо обеспечить возможность участия потерпевших в следственных действиях, проводимых в обычном порядке

3. Дистанционное участие

потерпевшего в производстве допроса,

очной ставки, опознания

Возможность производства следователем (дознавателем) допроса, очной ставки, опознания с использованием видео-конференц-связи введена федеральным законом от 30.12 . 2021 № 501-ФЗ. Законодательная формулировка вызывает активные дискуссии в научном сообществе в связи с недостаточной детализацией порядка производства указанных следственных действий [12, с . 76] .

Применительно к участию потерпевшего особенно актуальным является вопрос оснований для выбора дистанционной формы . Из контекста ст . 189 .1 УПК РФ следует, что следователь вправе использовать видео-конференц-связь при необходимости . Между тем представляется целесообразным сформулировать четкий перечень оснований Рассмотрим формулировки соответствующих статей уголовно-процессуального законодательства зарубежных стран . Так, УПК Республики Молдова указывает, что ключевое предназначение дистанционного допроса заключается в обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства. При этом конкретными основаниями для проведения дистанционного допроса являются не только основания полагать, что жизнь, телесная неприкосновенность или свобода свидетеля, либо его близкого родственника находятся в опасности в связи с данными показаниями по делу, но и наличие соответствующих технических средств . Таковому свидетелю разрешается сообщать иную, нежели есть на самом деле, информацию относительно своей личности Подлинная информация о личности в данном случае вносится в отдельный протокол и запечатывается в соответствующий конверт, который хранится с соблюдением требований

секретности В данном случае свидетель допрашивается с использованием средств закрытой телеконференции с изменением внешности и голоса, чтобы его невозможно было идентифицировать [13, с . 129] . Законодатель Эстонской Республики в ст. 69 УПК предусматривает следующие основания проведения дистанционного допроса: непосредственный допрос затруднителен, непосредственный допрос повлечет за собой несоразмерные затраты, возникают предпосылки и реальная необходимость к защите свидетеля1 . Аналогичная позиция сформулирована в ст. 144 УПК Швеции2 . Исследуя опыт Республики Казахстан, отметим, что в ст. 213 УПК законодатель сформулировал более широкий спектр оснований для проведения дистанционного допроса: невозможность прибытия на непосредственный допрос лица, в отношении которого он инициирован, финансовые затраты на прибытие, допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, обеспечение соблюдения сроков досудебного расследования, наличие причин, дающих основания полагать, что допрос будет затруднителен3 .

В этой же связи необходимо уделить внимание инициатору проведения дистанционного следственного действия . Как уже говорилось выше, одной из задач в рамках гуманизации уголовного процесса является его производство с причинением минимальных неудобств потерпевшему Проведенные исследования показали, что население Российской Федерации имеет высокий уровень компьютерной грамотности . В соответствии с рейтингом ООН, наша

1 Уголовно-процессуальный кодекс Эстонской Республики : от 12.02.2003 // JURIST AITAB. URL: https://www. juristaitab . ee/sites/default/files/seaduste-tolked/УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС 01.01.2022. pdf (дата обращения: 15.07.2023) .

2 Процессуальный кодекс Швеции : от 5 октября 2007 года // Платформа публикации федерального законодательства Швеции . URL: https://www. fedlex. admin.ch/eli/cc/2010/267/en (дата обращения: 15.07.2023) .

3 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан : от 4 июля 2014 года № 231-V ЗРК // ИПС

нормативных правовых актов Республики Казахстан . URL: httpsy/adilet. zan . kz/rus/docs/K1400000231#z22 (дата обращения: 03.07.2023).

страна относится к группе стран с высоким уровнем развития электронного правительства, является одним из мировых лидеров по уровню развития человеческого капитала, имея рейтинг 0,88 (максимально— 1) [8, с . 31] . Приведенные данные говорят о потенциальной востребованности у потерпевших дистанционной формы участия в следственных действиях . Следовательно, будет целесообразным предусмотреть возможность удаленной формы участия по мотивированному ходатайству потерпевшего . Тем не менее окончательное решение о проведении дистанционного следственного действия необходимо оставить за должностным лицом

В части активизации участия потерпевшего практический интерес представляет мнение В .А .Лазаревой, которая определяет видео-конференц-связь как «телекоммуникационную технологию передачи информации по гарантированным каналам связи, а веб-конференцию как технологию передачи информации по негарантированным каналам сети Интернет» . При этом она считает возможным «использовать все каналы интернет-коммуникации для расширения возможности взаимодействия между субъектами уголовно-процессуальной деятельности» [15, с . 86] . Аналогичная точка зрения реализована в ст. 69 Уголовно-процессуального кодекса Эстонской Республики, предусматривающей возможность дистанционного допроса с применением любых технических средств, при использовании которых показания допрашиваемого лица непосредственно видны и слышны в прямой трансляции, и допрашиваемому лицу можно задавать вопросы; а также по телефону, в результате чего показания допрашиваемого лица непосредственно слышны, и допрашиваемому лицу можно задавать вопросы4. Однако указанное положение представляется чрезмерно расширительным, поскольку телефонная связь не предоставляет возможности полноценного участия в следственном действии Участвующее лицо не может визуально

4 Уголовно-процессуальный кодекс Эстонской Республики

воспринимать обстановку в месте производства расследования, а у следователя (дознавателя) отсутствует возможность идентификации его личности

Учитывая вышеизложенное, из текста ч . 1 ст. 189 .1 УПК РФ предлагается исключить слова «систем... государственных органов», предусмотрев производство дистанционных следственных действий посредством видео-конференц-связи . Дополнительной процессуальной гарантией в этом случае является требование ч . 4 ст . 189 .1 УПК РФ об обязательности производства видеозаписи дистанционного следственного действия

Альтернативой является разработка на мобильной платформе государственных услуг специального сервиса по осуществлению видео-конференц-связи с государственными органами. Такой сервис обеспечит достоверную верификацию пользователя, а также безопасное хранение и передачу информации . О целесообразности такого подхода говорит тот факт, что активность граждан по использованию цифровых государственных услуг постоянно растет. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в 2022 году гражданам РФ в цифровом виде ежемесячно оказывалось более 18 млн госуслуг, что составляет 200 млн госуслуг в год1 . А предлагаемый сервис может использоваться не только в уголовном судопроизводстве, но и при взаимодействии гражданина с иными государственными органами

Заключение

1. Повышение удовлетворенности потерпевших системой правосудия является неотъемлемым элементом реализации минимальных стандартных правил обращения с жертвами преступлений . В целях его достижения необходимо использовать все процессуальные возможности

1 В России в 2022 году оказывали свыше 18 млн цифровых госуслуг в месяц // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : [сайт]. URL: https://digital. gov. ru/ru/events/42323/?utm_referrer=https%3a%2f%2fya . ru%2f (дата обращения: 16.07.2023).

для привлечения потерпевшего к участию в расследовании, не перекладывая при этом на него обязанность доказывания .

2 . Участие жертвы преступления в осмотре места происшествия имеет большое психологическое значение и может служить началом моральной реабилитации лица, пострадавшего от преступления, повышает уровень доверия к сотрудникам правоохранительных органов, формирует атмосферу сотрудничества в ходе проводимого расследования

3 . Координация между сотрудниками правоохранительного органа, специалистами и потерпевшим непосредственно на месте преступления создает единый аналитический процесс, помогает получению большего объема доказательственной информации, обеспечивает моментальную обратную связь между следователем (дознавателем) и жертвой преступления, позволяющею правильно определить направление проводимого расследования

4 . Позитивный эффект от участия потерпевшего и специалистов в осмотре места происшествия можно достичь не только путем их личного присутствия, но и дистанционно, с использованием технологий видео-конференц-связи

5. Жертва преступления приобретает весь комплекс процессуальных прав и получает возможность влиять на ход уголовного судопроизводства с момента вынесения постановления о признании потерпевшим . В этой связи необходимо незамедлительно, в том числе с помощью дистанционных технологий, ознакомить потерпевшего с указанным постановлением, а также выполнить иные процессуальные действия, реализующие его права, указанные в ч .2 ст. 42 УПК РФ.

6 . Доступ потерпевших к правосудию целесообразно облегчить, предусмотрев возможность проведения дистанционных следственных и процессуальных действий с использованием персональных цифровых устройств . Для этого необходимо внесение изменений в законодательство, разрешающих применение бытовых систем видео-конференц-связи, либо создание на мобильной платформе государственных услуг электронного сервиса для осуществления

видео-конференц-связи с государственными органами

7. Тенденция гуманизации уголовного процесса обуславливает необходимость его организации с причинением минимальных неудобств потерпевшему. В этой связи следует предусмотреть возможность производства следственных и процессуальных действий с использованием видео-конференц-связи по мотивированному ходатайству потерпевшего В то же время

недопустим полный перевод досудебных процедур на дистанционный формат. Это ограничит доступ к правосудию лицам, имеющим низкий уровень компьютерной грамотности Необходимо обеспечить возможность участия потерпевших в следственных действиях, проводимых в обычном порядке . Человеческие потребности должны ставиться на первое место, и под них подстраиваться технологии, которые соответствовали бы потребностям, поведению, ресурсам

Список источников

1 . Erez E . , Bienkowska E . Victim participation in proceedings and satisfaction with justice in the continental systems: The case of Poland // Journal of Criminal Justice .1993. Vol. 21, no . 1 . P. 47-60. DOI: https://doi . org/10.1016/0047-2352(93)90005-8

2 . Воскобитова Л .А . Использование функционального подхода для цифровизации уголовного судопроизводства // Вестник Университета имени О . Е . Кутафина (МГЮА) . 2020. № 10 . С . 34-51 . DOI: https://doi . org/10.17803/2311-5998.2020.74.10.034-051

3 . Смирнова И .Г. Аксиологические риски цифровизации уголовного судопроизводства: постановка проблемы // Всероссийский криминологический журнал . 2023.Т. 17, № 3 . С . 236-242 . DOI: https://doi . org/10.17150/2500-4255 .2023 .17(3) .236-242

4 . Turvey B . E. , Coronado A . Chapter 2 — Victimity: Entering the Criminal Justice System // Forensic Victimology (Third Edition) . Academic Press . 2023. P. 33-76. DOI: https://doi. org/10 . 1016/B978-0-12-821768-9 00002-1

5 . Wickenheiser R . Proactive crime scene response optimizes crime investigation // Forensic Science International: Synergy. 2023 . No. 6 . Art . 100325 DOI: https://doi. org/10 ,1016/j . fsisyn.2023 .100325

6 . Моисеева Т. Ф. Инновационные технологии осмотра места происшествия // Вестник экономической безопасности . 2021 . № 3 . С . 170-173 . DOI: https://doi . org/10.24412/2414-3995-2021-3-170-173

7 . Муллахметова Н .Е . Использование технологий удаленного участия потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Виктимология . 2023 . Т. 10, № 2 . С . 204-212. DOI: https://doi . org/10 47475/2411-0590-2023-10209

8 . Сумачев А . В . К вопросу о минимальных стандартных правилах обращения с жертвами преступлений // Виктимология. 2022 . Т. 9, № 2 . С . 182-187. DOI: https://doi. org/10.47475/2411-0590-2022-19206

9 . Вилкова Т. Ю . Реализация конституционной обязанности государства обеспечить до-ступк правосудию в условиях развития цифровых технологий // Актуальные проблемы российского права . 2020. Т. 15, № 8 . С . 155-163 . DOI: https://doi . org/10.17803/1994-1471 .2020.117.8.155-163

10 . Развитие информационных технологий в уголовном судопроизводстве / [Балакшин В . С . , Вехов В . Б . , Григорьев В . Н . и др . ] ; под ред . С . В . Зуева . Москва : Юрлитинформ, 2018. 244 с .

11 . Воскобитова Л .А . Уголовное судопроизводство и цифровые технологии: проблемы совместимости // Lexrussica (Русский закон) . 2019. № 5 . С . 91-104 . DOI: https://doi . org/10.17803/1729-5920.2019.150. 5.091-104

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 . Победкин А . В . Производство следственных действий с использованием систем видео-конференц-связи на досудебном производстве: рамочность процессуальных гарантий // Вестник Уральского юридического института . 2022. Т. 95, № 1 . С . 75-83 .

13 . Антонович Е .К . Использование цифровых технологий при допросе свидетелей на досудебных стадиях уголовного судопроизводства (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и законодательства некоторых иностранных государств) // Актуальные проблемы российского права . 2019 . Т. 103, № 6 . С . 125-136. DOI: https://doi.org/10.17803/1994-1471 .2019.103.6.125-136

14 . Ovchinnikova O . , Upadhyay N . K . The level of cybersecurity of the BRICS member countries in international ratings: prospects for cooperation // BRICS Law Journal . 2023. Т.10, № 1 . С . 7-34 . DOI: https://doi.org/10.21684/2412-2343-2023-10-1-7-34

15 . Лазарева В . А . Уголовный процесс в условиях пандемии и потом // Юридический вестник Самарского университета . 2020. Т. 6 . № 3 . С . 84-90. DOI: https://doi . org/10.18287/2542-047X-2020-6-3-84-90

1 . Erez E, Bienkowska E . Victim participation in proceedings and satisfaction with justice in the continental systems: The case of Poland. Journal of Criminal Justice. 1993;21(1):47-60. DOI: https://doi . org/10.1016/0047-2352(93)90005-8

2 . Voskobitova LA . Using a functional approach for digitalization of criminal proceedings . Vest-nik universiteta im. O.E.Kutafina [Bulletin of the O . E . Kutafin University (MGUA)]. 2020;(10):34-51 . (In Russ .) DOI: https://doi. org/10.17803/2311-5998.2020.74.10.034-051

3 . Smirnova IG. Axiological risks of digitalization of criminal proceedings: problem statement . Vserossiiskii kriminologicheskiizhyrnal [Russian Criminological Journal]. 2023;17(3):236-242 . (In Russ .) DOI: https://doi . org/10.17150/2500-4255 .2023 .17(3) .236-242

4 . Turvey BE, Coronado A . Chapter 2 — Victimity: Entering the Criminal Justice System . Forensic Victimology (Third Edition). Academic Press . 2023;33-76. DOI: https://doi . org/10 .1016/B978-0-12-821768-9.00002-1

5 . Wickenheiser R . Proactive crime scene response optimizes crime investigation . Forensic Science International: Synergy. 2023;(6):100325 . DOI: https://doi .org/10 ,1016/j .fsisyn.2023.100325

6 . Moiseeva TF. Innovative technologies of inspection of the scene . Vestnik ekonomicheskoj bezopas-nosti [Bulletin of Economic Security], 2021;(3):170-173 . (In Russ .) DOI: https://doi. org/10.24412/2414-3995-2021-3-170-173

7 . Mullahmetova NE. The use of technologies of remote participation of the victim in criminal proceedings . Viktimologia [Victimology] . 2023;10(2):204-212 . (In Russ .) DOI: https://doi . org/10.47475/2411-0590-2023-10209

8 . Sumachev AV. On the issue of minimum standard rules for dealing with victims of crimes . Viktimologia [Victimology], 2022;9(2):182-187. (In Russ .) DOI: https://doi . org/10.47475/2411-0590-2022-19206

9. Vilkova TYu . Implementation of the constitutional duty of the state to ensure access to justice in the context of the development of digital technologies . Actual problems of Russian law [Actual problems of Russian law] 2020;15(8):155-163. (In Russ .) DOI: https://doi . org/10.17803/1994-1471.2020.117.8.155-163

10 . Balakshin VS, Vekhov VB, Grigoriev VN, etc ., Zuev SV ed. by. Development of information technologies in criminal proceedings . Moscow; 2018. 244 p . (In Russ .)

11 . Voskobitova LA . Criminal proceedings and digital technologies: problems of compatibility. Lex Russica (Russian law) . 2019;(5):91-104 . (In Russ .) DOI: https://doi . org/10. 17803/17295920.2019.150.5 .091-104

12 . Pobedkin AV. Production of investigative actions using video conferencing systems in pre-trial proceedings: framework of procedural guarantees . Vestnik Uralskogo yuridicheskogo institute [Bulletin of the Ural Law Institute] . 2022;95(1);75-83 . (In Russ .)

References

13 . Antonovich YeK . The use of digital technologies in the interrogation of witnesses at the pre-trial stages of criminal proceedings (comparative legal analysis of the legislation of the Russian Federation and the legislation of some foreign states) . Aktualnye problem rossijskogo prava [Actual problems of Russian law] . 2019;103(6):125-136 . (In Russ .) DOI: https://doi .org/10.17803/1994-1471 .2019.103.6.125-136

14 . Ovchinnikova O, Upadhyay NK . The level of cybersecurity of the BRICS member countries in international ratings: prospects for cooperation. BRICS Law Journal. 2023;10(1):7-34 . DOI: https://doi . org/10.21684/2412-2343-2023-10-1-7-34

15 . Lazareva VA . Criminal process in the conditions of a pandemic and then . Yuridicheskij vestnik Samarskogo universiteta [Legal Bulletin of Samara University]. 2020;6(3):84-90. (In Russ .) DOI: https:// doi. org/10.18287/2542-047X-2020-6-3-84-90

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Оксана Витальевна Овчинникова

Кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовно-правовых дисциплин, Челябинский государственный университет.

454001, Челябинск, ул . Бр . Кашириных, д . 129 . ovchinnikova-ov@yandex . ги

о^0000-0002-8032-2952

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Oksana V. Ovchinnikova

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Chelyabinsk State University.

129 Bratev Kashirinykh str. , Chelyabinsk 454001, Russia

ovchinnikova-ov@yandex . ru https://orcid . org/0000-0002-8032-2952

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 17.08.2023 .

Дата рецензирования статьи / Revised: 20.10.2023.

Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 30.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.