Научная статья на тему 'Активизация родительского труда: реалии и возможности'

Активизация родительского труда: реалии и возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРУД / СТИМУЛИРОВАНИЕ / СТИМУЛ / ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ / МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багирова А.П., Абилова М.Г.

В статье актуализируется проблема необходимости стимулирования родительского труда в современной России. Проводится анализ предпринимаемых государством мер в этом вопросе. Предлагается набор инструментов, направленных на активизацию родительского труда. Дается характеристика мотивов родительского труда и спектра возможных методов его стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация родительского труда: реалии и возможности»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

10 (103) - 2011

УДК 331.101.38

АКТИВИЗАЦИЯ родительского труда:

РЕАЛИИ И ВОЗМОЖНОсТИ*

А. П. БАГИРОВА,

доктор экономических наук,

профессор кафедры социологии

и социальных технологий управления

E-mail: dekan2003@mail. ru

Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург

М. Г. АБИЛОВА,

старший преподаватель кафедры экономики и коммерции E-mail: abilovmalik@rambler. ru Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, г. Магнитогорск

В статье актуализируется проблема необходимости стимулирования родительского труда в современной России. Проводится анализ предпринимаемых государством мер в этом вопросе. Предлагается набор инструментов, направленных на активизацию родительского труда. Дается характеристика мотивов родительского труда и спектра возможных методов его стимулирования.

Ключевые слова: родительский труд, стимулирование, стимул, инструмент стимулирования, метод стимулирования, человеческий капитал.

Наблюдаемый в нашей стране демографический кризис, одним из проявлений которого является длительное и резкое сокращение численности населения, крайне опасен своими негативными последствиями. Сокращается число лиц, вступающих в трудоспособный возраст, ухудшается их структура; в ближайшие двадцать лет проблема быстрого сокращения численности трудоспособного населения

* Исследование выполнено в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры современной России» на 2009—2013 гг., ГК №14.740.11.0224. Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

2 -

может сказаться на всех сферах жизни российского общества. Резкий демографический кризис может повлечь за собой необходимость пересмотра места России на мировой экономической арене.

В последнее время острота этой проблемы стала осознаваться российскими политиками и учеными. Значительная часть Послания Президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию была посвящена вопросам детства и родительства. В настоящее время в стране реализуются меры, направленные на стимулирование рождаемости. Стало очевидным, что для решения задач демографического развития страны усилий исключительно демографической науки недостаточно, здесь необходим междисциплинарный подход, сочетающий в себе положения экономики, демографии, социологии, психологии и др. Практически общепризнанным стало и то, что деятельность по рождению и воспитанию детей необходимо рассматривать в качестве специфического вида трудовой деятельности — родительского труда. Следовательно, в отношении родительского труда можно говорить о механизмах его стимулирования, мотивации, организации, активизации.

Стимулирование родительского труда (как

один из важнейших факторов его активизации), представляя собой внешнее воздействие на репро-дуктивно-трудовое поведение, должно действовать на уровне всех его «заказчиков», к которым относятся государство, общество, регионы, работодатели и семьи. Целью многоуровневого стимулирования родительского труда выступает формирование ситуации репродуктивной активности населения, а одной из важнейших задач — формирование репродуктивных потребностей и интереса к этому виду труда, которые, в свою очередь, вместе с реально действующими стимулами станут основой для развития непосредственных мотивов репродуктивно-трудовых действий.

В настоящее время в России родительский труд частично уже является оплачиваемым (его своеобразной оплатой можно считать начисление и выплату материнского (семейного) капитала из средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию мер государственной поддержки рождаемости, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») (далее — Закон № 256-ФЗ) [3]. Данная мера масштабна по своей сути, а попытка ее рассмотрения в качестве оплаты родительского труда позволяет выделить следующие особенности:

■ оплате подлежит только один конкретный результат родительского труда (появление в семье второго ребенка). В то же время двух-детная семья для нашей страны не должна выступать приоритетной. Несмотря на статистику относительного демографического благополучия в последнее время (превышение числа рожденных детей над соответствующими показателями за предыдущие годы), нельзя исключать дальнейшее влияние на демографическую ситуацию экономического кризиса. Это влияние имеет отложенный эффект, и эти проблемы не могут не сказаться на демографической ситуации. Ситуация усугубляется еще и возрастной структурой: через 10 лет в России молодых женщин будет на 25 % меньше, чем в настоящее время, через 20 лет — на 40 %. В таких условиях должна усиливаться роль государственной политики в этих процессах (с ее ориентацией на увеличение числа трехдетных семей);

■ данный результат является исключительно количественным результатом родительского труда. Поощрение количественного результата родительского труда без учета его качественных

результатов приведет к ухудшению качества населения: ухудшению его здоровья, снижению показателей образованности и уровня культуры;

■ оплачиваемый результат означает реализацию труда только на его первой (перинатальной) стадии, окончанием которой является рождение ребенка. Это, по сути, исключает рассмотрение родительского труда в качестве сложного многостадиального процесса, имеющего в качестве своего результата человеческий капитал.

В основе механизма стимулирования активности в сфере родительского труда должна лежать теория человеческих ресурсов и соответствующий ей новейший подход в управлении персоналом. Концепция стимулирования человеческих ресурсов исходит из того, что удовлетворение работникам приносит сам процесс трудовой деятельности (а не, например, карьерный рост и повышение оплаты труда). В качестве центрального понятия здесь рассматриваются потребности работников. Задачей стимулирования в этом случае выступает повышение эффективности индивидуального труда и одновременно удовлетворение потребностей работников, способствующие улучшению качества их жизни. Соответственно, на удовлетворение потребностей настоящих и будущих работников родительского труда должны быть ориентированы и используемые стимулы. Ответственность за социальное благосостояние работников берет на себя общество, которое выступает в качестве своего рода гаранта, выполняющего ряд обязательств перед работниками родительского труда. Выполнение этих обязательств рассматривается в качестве одного из элементов системы стимулирования этого вида труда.

В целом стимулирование репродуктивно-тру-довой деятельности предполагает создание механизма, при котором репродуктивная активность, дающая необходимые обществу количественные и качественные результаты, становится нормальной, привычной характеристикой репродуктивной деятельности населения. Стимулирование выступает необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работников и формирует у них мотивацию родительского труда.

Характеристики стимулов по их содержанию, величине и времени должны вызывать положительный отклик на их воздействие, формируя соответствующий мотив. Для этого необходимо, чтобы эти характеристики были выше определенных

- 3

пороговых значений. На поведение оказывают воздействие только те стимулы, которые преодолели «порог безразличия». Некоторые стимулы и сами могут формировать новые мотивы, и усиливать их влияние для преодоления уровня безразличия к мотивам репродуктивно-трудовой деятельности.

Разработка системы стимулирования родительского труда предполагает анализ его мотивов. Отметим, что мотивы этой разновидности труда имеют как общие черты трудовой мотивации, связанные с трудовым поведением в целом, так и особые, свойственные только им характеристики, обусловленные специфичностью репродуктивной сферы. В качестве ключевых мотивов родительского труда (которые следует учитывать при разработке системы его стимулирования), на взгляд авторов, следует рассматривать следующие:

1) мотивы, побуждающие к начальным стадиям репродуктивно-трудовой деятельности. Эти мотивы органически присущи человеку, поскольку в их основе лежит удовлетворение важной для всего живого потребности в продолжении рода;

2) альтруистические мотивы, которые занимают в структуре мотивов родительского труда значительное место. Эти мотивы предопределяют самоотверженное, помогающее, а иногда и жертвенное поведение. Вопросам родительского альтруизма посвящены работы психологов, педагогов, социологов. Экономическая наука — в частности теория человеческого капитала — также уделяет внимание этой проблеме. Например, Г. Беккер и К. Мерфи по этому поводу пишут: «Большинство родителей альтруистичны по отношению к своим детям... Предположение об альтруизме подтверждается многочисленными жертвами, на которые родители часто идут ради своих детей. Родители тратят деньги, время и усилия на детей, ухаживая за ними, расходуя средства на их образование и здоровье, делая дарения и оставляя им наследства» [1, с. 439—440]. Экономические аспекты проблемы родительского альтруизма связаны с изучением в рамках теории человеческого капитала степени его постоянства, влияющих на него факторов, его размера, места альтруизма в системе других мотивов родительского поведения по отношению к детям. По справедливому замечанию Г. С. Беккера, «альтруизм как исходная посылка применим к подавляющему большинству семей, хотя отношения детей и родителей определяются и другими мотивами» [1, с. 469].

Помимо специфических, существуют и такие аспекты мотивации родительского труда, которые одинаковы для трудовой деятельности и в репродуктивной, и в продуктивной сферах. К ним, в

частности, относятся следующие традиционные черты общетрудовой мотивации:

1) совокупность функций, выполняемых мотивами трудового родительского поведения: ориентирующей (мотив направляет поведение в ситуации выбора его вариантов); смыслообразующей (наличие мотива обозначает субъективную значимость определенного поведения для человека); опосредующей (мотив рождается на стыке внешних стимулов и внутренних потребностей, опосредуя их влияние на поведение); мобилизующей (мотив мобилизует силы человека, необходимые для реализации репродуктивной деятельности); оправдательной (в мотиве заложено отношение человека к должному, принятому в обществе образцу поведения, социальной и нравственной норме);

2) относительность и субъективность мотивов родительского труда. При этом индивидуальным может быть как сам набор мотивов, так и их доля в мотивационной структуре. Конкретный мотив репродуктивного поведения, играя заметную роль для одной группы населения, может оказаться малозначимым для другой;

3) возможность выделения и воздействия на субъектов труда двух групп мотивов репродуктивного труда, ориентированных на его процесс и на результат. В сфере родительского труда в настоящее время в основном проявляется группа мотивов, обусловленных содержанием труда, его условиями, характером взаимоотношений между субъектом и предметом труда. В то же время мотивы результатов родительского труда, связанные с особенностями его характера (признание его значимости, различные формы стимулирования), в настоящее время в нашем обществе практически не реализуются.

В качестве элементов мотивационного ядра, влияющих на репродуктивное трудовое поведение, в настоящее время представляется целесообразным рассматривать три группы мотивов:

1) мотивы продолжения рода — связаны с желанием родителей продолжить себя в детях, сохранить преемственность после собственной жизни;

2) мотивы самореализации — заключаются в стремлении родителей через репродуктивный труд реализовать свое родительское предназначение, передать жизненный опыт и стать наставником собственных детей;

3) мотивы престижа — выражаются в почти не действующей в настоящее время, но необходимой общественной оценке деятельности по рождению и воспитанию детей и ее признанию в качестве деятельности по формированию и развитию будущего человеческого капитала страны.

Известно, что среди всех проявлений мотивации труда специалистами рассматриваются (как наиболее важные) три ее составляющие: физиологическая, психологическая и социальная. Физиологическая составляющая обусловливает способность человека активно действовать в соответствии с принципами существования организма, среды обитания и общества. Психологическая составляющая мотивации предопределяет выбор направления деятельности, она лежит в основе выбора действий и поступков личности. Социальная составляющая связана с социальным поведением и проявляется в социально-трудовых отношениях, в оказании воздействия на других людей. Выделение авторами трех мотивов репродуктивно-трудовой деятельности позволяет соотнести их со всеми составляющими трудовой мотивации: физиологической (мотив продолжения рода), психологической (мотив самореализации) и социальной (мотив престижа).

Стимулы родительского труда — это возможные внешние воздействия на будущих и уже существующих субъектов этого труда, имеющие потенциал своего влияния в целях достижения в стране и регионах активности в этом виде труда. Инструментами стимулирования родительского труда могут выступать:

1) признание обществом и государством деятельности по рождению и воспитанию детей в качестве трудовой деятельности;

2) заработная плата за родительский труд;

3) различные льготы при достижении определенных результатов родительского труда;

4) пенсионная система, включающая в себя в качестве обязательного элемента пенсию за реализованный родительский труд;

5) юридические условия реализации родительского труда, действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

6) социально-экономические условия реализации родительского труда, действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

7) морально-психологические инструменты.

Необходимо отметить, что, для того чтобы

быть эффективным, воздействие того или иного инструмента стимулирования должно соответствовать как минимум двум условиям: во-первых, инструмент стимулирования должен отвечать определенной потребности (мотиву), на удовлетворение которой он ориентирован; во-вторых, он должен преодолеть определенный «порог безразличия». Следовательно, необходим такой стимул

(по содержанию, величине и времени), чтобы он вызывал положительный отклик на свое воздействие и формировал планируемую репродуктивно-трудовую деятельность.

Возможные методы стимулированияродитель-ского труда представляется целесообразным классифицировать по следующим признакам:

1) по направленности действия стимулов. По данному основанию можно выделить поощряющие и наказующие (порицающие) стимулы. Действующим в настоящее время поощряющим стимулом родительского труда (для определенной части населения) является, например, введение с 2007 г. Закона № 256-ФЗ, предусматривающего при выполнении ряда условий выплату материнского (семейного) капитала [3]. В качестве примера наказующих стимулов можно привести действовавший в СССР в период с 1941 по 1991 г. налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, предусматривающий налоговую выплату в размере 6 % от заработной платы с соответствующих категорий граждан;

2) по характеру ресурсов стимулирования. Специалисты выделяют три возможных их вида: экономические, административные и общественные [2, с. 185]. Все они могут быть использованы при стимулировании родительского труда. Так, в качестве экономических ресурсов могут выступать средства Пенсионного фонда РФ; в качестве административных — законодательство, признающее семью, воспитывающую детей, в качестве полноправного субъекта российской экономики; в качестве общественных — устойчивый общественный стереотип, ментальность населения, идентифицирующая родительскую деятельность со специфическим видом труда. Отметим, что механизм стимулирования активности в сфере родительского труда должен предусматривать комплексное применение разнохарактерных ресурсов;

3) по содержанию стимулов. По данному основанию стимулы и методы стимулирования традиционно классифицируются на материальные (денежные и неденежные) и нематериальные. Материальные денежные стимулы родительского труда должны включать в себя все формы оплаты этого труда. При этом существующие в настоящее время пособия на детей нельзя рассматривать в качестве эффективного стимула трудовой активности, что связано как с их низкими размерами, так и с тем, что под термином «пособие» обычно понимается денежная помощь, оказываемая государством лицам, находящимся в тяжелом экономическом положении. Это является формой социального обеспечения, т. е.

- 5

обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Существующие в настоящее время пособия воспринимаются обществом как помощь, а не как оплата за реально осуществляемый труд, что не позволяет рассматривать их в качестве элементов оплаты родительского труда.

Материальные неденежные стимулы родительского труда — это методы стимулирования, которые могут быть включены в систему пенсионного обеспечения, государственного кредитования, в систему страхования (например предусмотренные федеральным законодательством возможности использования материнского (семейного) капитала при достижении ребенком 3-летнего возраста, не предполагающие непосредственного получения и расходования соответствующих сумм).

Нематериальные стимулы родительского труда могут быть разнообразными: социальными, моральными, психологическими. Их основа — это понимание значимости такого труда для его субъекта, понимание моральной и эмоциональной вовлеченности в процесс труда, понимание роли труда в удовлетворении потребностей в продолжении рода и самореализации через детей. В связи с этим социальные методы стимулирования могут быть связаны с потребностями работников в самоутверждении, моральные и психологические методы стимулирования — с признанием в обществе не меньшей значимости родительского труда в сравнении с трудом профессиональным и с рассмотрением достижений в данном виде труда в качестве значимых для экономики страны и регионов.

Материальные и нематериальные методы стимулирования родительского труда должны быть связаны между собой, они могут дополнять и обогащать друг друга, поскольку наличие и размеры материального стимулирования влияют на оценку и самооценку работника, удовлетворяя, в свою очередь, его потребности в признании, уважении окружающих. Кроме того, применение исключительно материальных методов стимулирования без использования социальных, моральных и психологических не позволяет стимулированию комплексно выполнять все свои функции и чревато преобладанием экономической мотивации родительского труда;

4) по способу оказания стимулирующего воздействия. Здесь возможно выделение прямых (непосредственных) и косвенных (опосредованных) стимулов родительского труда. Прямые методы стимулирования подразумевают воздействия с целью вызвать планируемый результат в виде

6 -

качественного человеческого капитала в необходимом стране объеме и к определенному сроку. Применение прямых методов стимулирования направлено на получение непосредственных (но учитывающих временной лаг между первыми и последующими стадиями родительского труда), адекватных и эффективных действий, формирующих целостное, результативное репродуктивное поведение населения.

В основе косвенного стимулирования родительского труда лежит изменение условий и обстоятельств труда. Например, это может быть улучшение бытовых условий жизнедеятельности семей, меры, направленные на преодоление в обществе стереотипа малодетного поведения и т. п.;

5) по порядку действия стимулов труда (различают методы с опережающими и отсроченными стимулами). Однако в сфере родительского труда, в первую очередь, на взгляд авторов, применимы отсроченные методы стимулирования (в сочетании с рассмотренными ранее материальными неденежными методами стимулирования). Причем период между реализацией труда и получением оплаты за него может быть достаточно существенным (например включение в размер трудовой пенсии какой-либо составляющей за достигнутые количественные и качественные результаты родительского труда). Опережающие же методы стимулирования этого вида труда могут применяться, например, при авансировании, кредитовании потенциальных субъектов этого труда с одновременным наложением на них определенных обязательств;

6) по уровню воздействия методы стимулирования родительского труда (внешние и внутренние). Для формирования активности в этом виде труда крайне важно комплексное использование и тех, и других. Внутренние методы направлены на достижение субъектами родительского труда ощущения его значимости, содержательности, чувства ответственности за результаты и, в конечном счете, — чувства самореализации в процессе труда. Внешние методы стимулирования также играют немаловажную роль, поскольку при грамотном и адекватном их применении могут выполнять роль символов статуса и престижа, формировать у его субъектов понимание необходимости и важности этого труда для общества;

7) по признаку повторяемости. Все методы стимулирования репродуктивного труда по этому признаку могут быть сгруппированы в разовые и многоразовые. Например, в соответствии с Законом № 256 ФЗ [3] право на получение и использование материнского (семейного) капитала женщинам

дается один раз в жизни — либо родившим или усыновившим второго ребенка (начиная с 01.01.2007), либо же женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка или последующих детей (начиная с 01.01.2007), если ранее они не воспользовались правом на его получение. Следовательно, этот метод стимулирования родительского труда можно идентифицировать как разовый;

8) по периоду действия стимулов — временное и постоянное стимулирование родительского труда. Согласно Закону № 256-ФЗ, право на получение и использование материнского (семейного) капитала возникает в связи с рождением (усыновлением) ребенка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016. Таким образом, это является методом временного (хоть и достаточно длительного 10-летнего периода) стимулирования количественных результатов родительского труда;

9) по интенсивности воздействия. По данному признаку методы стимулирования родительского труда делятся на методы со слабым, средним и сильным воздействием. При этом сила воздействия сравнивается с пороговым значением стимула и зависит от того, преодолевает она его или нет. Рост рождаемости вторых детей, последовавший за законодательным введением выплат материнского (семейного) капитала, свидетельствует о том, что в процессе использования данного метода стимулирования был преодолен «порог безразличия», в результате чего активность на начальной стадии репродуктивного труда в определенной мере возросла. Причина этого авторами видится в использовании достаточно сильных (по интенсивности воздействия на определенные слои населения) стимулов активизации родительского труда на его начальной стадии. Однако отсутствие стимулирования активности на последующих стадиях этого

труда может быть чревато дальнейшим ухудшением качества человеческого капитала. Для преодоления возможной негативной тенденции человеческий капитал должен рассматриваться как результат полного процесса его формирования и развития в семье (как базовом социальном институте) и в сфере социальной репродукции.

Применение перечисленных методов стимулирования активности в сфере родительского труда может быть и комплексным (идеальная, но высокозатратная модель), и локальным (дифференцированным по регионам). Прогноз эффективности того или иного метода стимулирования в конкретных условиях места и времени может быть построен по результатам социально-экономических исследований (в том числе с использованием методик качественного анализа). В целом же ключевыми условиями формирования активности населения в сфере родительского труда в нашей стране выступают: обоснованная система ее стимулирования, эффективная с точки зрения субъектов труда система ее мотивации и наличие условий для качественной реализации трудового процесса.

Список литературы

1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ. 2003. 672 с.

2. Кибанов А. Я., Баткаева И. А, Митрофанова Е. А, Ловчева М. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / под ред. А. Я. Ки-банова. М.: ИНФРА-М. 2009. 524 с.

3. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2006).

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.