Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в условиях инклюзивного образования'

Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / адаптация / методы / активизация / inclusive education / adaptation / methods / activation инклюзивті білім беру / бейімдеу / әдістер / белсендіру

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Айсина А.Г.

Автором показана актуальность выбранной темы, обусловленная современной образовательной ситуацией в РК. В статье рассматривается использование методов и приемов для активизации познавательной деятельности студентов колледжа в условиях инклюзивного образования. Отмечается важная роль оптимального сочетания, чередования различных видов деятельности в учебном процессе с учетом специфических качеств обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to improve students’ cognitive performance in the conditions of inclusive education Инклюзивті білім беру жағдайында колледж студенттерінің танымдық қызметін жандандыру

The author shows the relevance of the topic, due to the current educational situation in the Republic of Kazakhstan. The article considers the use of methods and techniques to enhance the cognitive activity of college students in the inclusive education. The important role of the optimal combination, alternation of various types of activities in the educational process, taking into account the specific qualities of students, is noted. Автор таңдаған тақырыптың өзектілігін Қазақстан Республикасындағы қазіргі білім беру жағдайына байланысты көрсетеді. Мақалада инклюзивті білім беруде колледж студенттерінің танымдық белсенділігін арттырудың әдіс-тәсілдерін қолдану қарастырылған. Оқыту процесінде оқушылардың ерекше қасиеттерін ескере отырып, әр түрлі іс-әрекет түрлерін оңтайлы үйлестірудің, кезектесіп отырудың маңызды рөлі атап өтіледі.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в условиях инклюзивного образования»

ИД!

УДК 377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Андатпа

Автор тандаган такырыптьщ езектшгш Казахстан Республикасындагы щ^рп бiлiм беру жагдайына байланысты керсетедi. Мацалада инклюзивт бiлiм беруде колледж студенттерiнiн танымдьщ белсендiлiгiн арттырудын эдос-тэсш-дерiн цолдану царастырылган. Оцыту процесiнде оцушылардын ерекше цасиеттерш ескере отырып, эр тYрлi ic-эрекет турлерш онтайлы уйлеструдщ, кезектесiп отырудын мацызды релi атап етiледi.

Аннотация

Автором показана актуальность выбранной темы, обусловленная современной образовательной ситуацией в РК. В статье рассматривается использование методов и приемов для активизации познавательной деятельности студентов колледжа в условиях инклюзивного образования. Отмечается важная роль оптимального сочетания, чередования различных видов деятельности в учебном процессе с учетом специфических качеств обучающихся.

Annotation

The author shows the relevance of the topic, due to the current educational situation in the Republic of Kazakhstan. The article considers the use of methods and techniques to enhance the cognitive activity of college students in the inclusive education. The important role of the optimal combination, alternation of various types of activities in the educational process, taking into account the specific qualities of students, is noted.

Получение обучающимися с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных условий их успешной

Айсина А.Г.,

преподаватель специальных дисциплин,

Костанайский строительный колледж, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: инклюзивт1 6i-л1м беру,бешмдеу, эд^тер, бел-сендiру.

Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптация, методы, активизация.

Keywords: inclusive education, adaptation, methods, activation.

t* s x

<c m о

ro

w О

О О

w ^

о

о. С

ш

X X

о S

<с m О X

X

s

*

К х

<С т о

го

£ РЧ

О

л

о о м

я о

о. С

ш л

X X

о к я <с т О X

X X

социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализацией в различных видах деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права данной категории лиц на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

В Законе РК «Об образовании» говорится, что образовательные организации должны создавать лицам (детям) с особыми образовательными потребностями условия для их самосовершенствования, продолжения обучения в течение всей жизни на всех уровнях образования, свободного развития их способностей, включая предоставление права выбора формы получения образования в пределах, предоставленных системой образования, с учетом их индивидуальных особенностей развития [1,Глава 2, ст.8].

Еще в начале 2021 года на заседании Национального совета общественного доверия президент РК К.Токаев отметил, что в стране растет количество детей с особыми образовательными потребностями, и все действующие нормы по функционированию подобных учебных организаций устарели. Он поручил обновить нормативы в этой сфере с учетом специфики регионов и современных стандартов. И 26 июня 2021 года им был подписан Закон РК от N° 56-УП ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования». Всего внесено изменений и дополнений в четыре закона: "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями"; "Об образовании"; "О правах ребенка"; "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан".

Адаптация образовательных программ - одно из важнейших условий, позволя-

ющих реализовать инклюзивное профессиональное образование, наряду с доступностью зданий образовательных организаций и других условий. Адаптированная образовательная программа должна обеспечивать достижение данным контингентом обучающихся результатов, установленных соответствующими государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

В Костанайском строительном колледже получают профессиональное образование следующие категории обучающихся, объединяемых инклюзией: студенты с ограниченными возможностями здоровья, студенты-инвалиды, студенты, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся

" " __ТЛ

в трудной жизненной ситуации. В нашем учебном заведении такие учащиеся получают квалификации: «Штукатур», «Мастер отделочных строительных работ», «Столяр строительный» и др.

Для формирования познавательных интересов и раскрытия личностных возможностей данных студентов необходимо внедрять новые инновационные технологии обучения в учебный процесс. И в направлении данной работы обязательным условием должна быть ориентация на специфику нарушений в развитии, учет специфических качеств обучающихся [2, с.55].

Из опыта работы в коррекционной группе хотелось бы остановиться на некоторых методах и приемах, которые я использовала в практике преподавания базового модуля «Применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства в профессиональной деятельности».

Начиная работать, важно четко определить, что нужно корректировать. Обычно такие обучающиеся имеют следующие особенности:

• трудности в концентрации внима-

Ш

ния;

• способность к абстрагированию почти отсутствует;

• сложно воспринимают логические связи между понятиями;

• встречаются нарушения речи (искажение звуков, бедный словарный запас);

• не могут пересказать прочитанное, услышанное;

• действия импульсивны, часто развит негативизм и др.

Например, обучающимся бывает сложно, а порой невозможно, усвоить большой объем учебного материала, поэтому целесообразно использовать метод «малых порций», который предполагает дробление учебного материала на несколько смысловых частей, изучение каждой в отдельности и последующее закрепление. Новый материал предлагается в доступных для учащихся формах: с использованием реальных предметов, возможности производить с ними действия, с использованием рисунков, иллюстраций и других наглядных материалов [3, с.98].

Объяснение нового материала для данной категории учащихся рекомендуется с использованием мультимедийных презентаций. Лекция-визуализация является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Наглядность значительно повышает способность студента к запоминанию и воспроизведению полученной информации, а также повышается концентрация внимания в связи с повышением интереса к занятию.

При выполнении практических работ по дисциплине им будет полезна инструкционная карточка с описанием пошаговых действий. Материал в инструкционной карте должен быть изложен структурно (например, в виде схемы или таблицы), кратко, разбит на несколько смысловых частей. Целесообразно предлагаются памятки («Как решать задачу», «Как соста-

вить план» и др.), алгоритмы, опорные таблицы и др.

Например, алгоритм выполнения задания в практической работе № 8 по теме: «Спрос и предложение в механизме рынка».

Алгоритм выполнения задания:

1.Построить кривую спроса^):

1.1.Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (Р), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qd), которые потребители готовы приобрести по данной цене.

1.2.Соединяем точки и получаемкри-вую спроса^).

2. Построить кривую предложения^):

2.1.Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (Р), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qs), которые производители готовы продать по данной цене.

2.2.Соединяем точки и получаем кривую предложения^).

3. Определение точки равновесия (Е):

3.1 Путем наложения кривой спроса на кривую предложения, находим точку пересечения двух кривых. Точка пересечения и естьточка равновесия (Е).

3.2 Координаты (позиции) точки пересечения кривых спроса и предложения: это равновесная цена (Ре) и равновесное количество ^е).

Или работа со схемами:(из задания практической работы №2 по теме «Производство. Блага, потребности, экономические ресурсы»).

Графическая схема - это фактическое разделение изучаемого материала на составные части, взаимосвязь между которыми устанавливается при помощи стрелок.

Работа со схемой облегчает запоминание учебного материала учащимися, помогает правильно отобрать наиболее важные знания, ключевые понятия.

* X

<с т о

го РЧ

О

О О

м

я о

о. X

ш

X X

о X

я

<с т О X

X X

¡ИЙ6

Схема Виды благ

При составлении тестовых заданий я обязательно использую такие приемы выделения текста, как подчеркивание, курсив. Перед выполнением задания обязательно надо проинструктировать учащихся: «Во время выполнения тестового задания вы встретите слова или словосочетания, подчеркнутые и выделенные курсивом. Вам следует обратить на них внимание при выборе правильного ответа». Здесь моя помощь, как преподавателя, представлена не в виде прямой подсказки, а в виде направления (подталкивания к действию) учащихся самостоятельно сделать правильный выбор.

Например, тестовое задание:

Собственником является:

а)дачник, взявший велосипед напрокат;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б)фермер, вырастивший урожай на принадлежащем ему участке;

в)фирма, арендующая жилое помещение под офис;

г)водитель машины, пользующийся по доверенности.

Один из видов активизации мыслительной деятельности - это составление опорной схемы или заполнение таблицы на основе текста параграфа, лекции. Это необходимо для самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации. Такие задания способствуют запоминанию особенностей темы, ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала.

Например, задание по теме: «Характерные черты натурального и товарного производства».

Заполните таблицу:

№ Признаки сравнения Натуральное хозяйство Товарное хозяйство

1 Кто производит?

2 Кто потребляет?

3 Как производит?

<

и о

оо

РЭ О

нн

Л

и и м

я

0 р^

с

ш —'

л

1 I

о к

я

<

и

0

1 I 5

Таблица 1 - Сравнительная характеристика хозяйств

Или упрощенный вариант проведения калькуляции в задании: «Праздничный стол»: Заполните таблицу затрат и определите общую сумму себестоимости праздничного стола.

Таблица 2 - Затраты на проведение праздника

ш

Данное задание можно предложить как совместную работу в малых группах (2-3человека). Коллективная работа раскрепощает обучающихся, позволяет им избавиться от стеснения, подразумевает совместное обсуждение и решение предлагаемого задания.

К каждому заданию могут предлагаться сопроводительные памятки.

Например, памятка по заполнению таблицы.

1.Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий графам таблицы.

2.Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.

При обучении студентов коррекцион-ной группы важно избегать перегрузок. Переутомление может привести к нервным срывам, нарушению поведения, негативизму к занятиям. Поэтому учебную нагрузку необходимо дозировать, своевременно оказывать помощь, чередовать разные виды деятельности. Очень важно создать психологически комфортную среду: атмосферу принятия в группе, ситуацию успеха на занятиях.

Постоянно надо хвалить учащихся за выполнение заданий. Они обязательно должны получать положительные подкрепления своей деятельности.

Очень трудно удержать внимание обучающихся в течение всего занятия. Для разрешения этой проблемы я предлагаю различные виды игровых моментов на уроке. Например, игра - пантомима «Угадай, кто я». Это могут быть простые понятия, особенности, связанные с экономикой (покупатель, производство, рынок, деньги и т.д.). Со стороны преподавателя требуется подготовка карточек с понятиями. Правило игры: бери карточку и объясняй слово с помощью жестов. Получается всегда очень смешно - и тому, кто показывает, и

тем, кто пытается отгадать.

Также на занятиях используются методы рефлексии настроения и эмоционального состояния. Например, «Дерево чувств»: обучающимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зеленого, если ощущают дискомфорт. Или метод рефлексии «Море грусти»

- пусти свой кораблик в море по своему настроению.

Использование различных метод и приемов в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы занятий, что особенно важно при работе со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Закон Республики Казахстан «Об образовании»^ изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.) - Астана, Акорда, 27 июля 2007 , №319-Ш ЗРК.

- Глава 2, ст.8.

2.Дуброва Т.И. Развитие интеграционного потенциала учреждений профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2011. - Выпуск №11. - с. 55.

3.Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения // Педагогическое образование и наука. - 2012. - №11.

- с. 98.

*

х

<с т о

го РЧ

О

О О

м

я о

о. X

ш

X X

о X

я

<с т О X

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.