Научная статья на тему 'Активизация познавательного интереса на уроках химии'

Активизация познавательного интереса на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савчик Е. А.

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательного интереса на уроках химии»

Список литературы:

1. Daniels C. Lost Fathers: The Politics of Fatherlessness in America / C. Daniels. - NY: Palgrave Macmillan, 2000. - 208 p.

2. Henry M. Parent-School Collaboration: Feminist Organizational Structures and School Leadership / M. Henry. - N.Y.: State University of New York Press, 2006. - 231 p.

3. Liu S., Is My Parent's Divorce to Blame for My Failure in Life / S. Liu. -N.Y. - 2003. - 193 p.

4. Krantzler M. Creative Divorce: A New Opportunity for Personal Growth / M. Krantzler. - NY: Signet, 1975. - 240 p.

5. McLanahan S., Sandefur G. Growing Up with a Single Parent: What Hurts, What Helps / S. McLanahan. - Harward university press, 1994. - 156 p.

6. No child left behind: Text, Interpretation and Changes / D. Olivert (editor). -N.Y.: Nova Science Publishers, 2008. - 93 p.

7. Popenoe D. Life without father / D. Popenoe. - New York: Free Press, 1996. - 288 p.

8. Single Motherhood in the United States - A Snapshot [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: www.legalmomentum.org/our-work/women-and-poverty/resources--publications/single-mothers-snapshot.pdf.

9. Sun Y. Family Environment and Adolescents' Well-being Before and After Parents' Marital Disruption: a longitudinal analysis [Электронный ресурс] // Journal of Marriage and Family. - 2001. - № 63 (3). - P. 697-713.

10. Wolf J. What Does the U.S. Census Tell Us About Single Parent Statistics? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://singleparents.about.com/ od/support/a/US-Census-Single-Parent-Statistics.htm.

11. Zaslow J. Families: Communal Living: Single Moms Unite [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.time.com/time/magazine/article/ 0,9171,1002240,00.html.

12. http://www.spfm.org/store.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ХИМИИ

© Савчик Е.А.

Средняя общеобразовательная школа № 39, г. Тула

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.

Мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там «взорваться», превратившись затем в убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли ученика в работу. Тема, над которой я работала несколько лет «Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии». Термин «познавательные способности» принимаются так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами.

Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

- привлечение учащихся к целям и задачам урока;

- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

- включение учащихся в интересную для них форму работы.

Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда учащиеся сами формируют цель предстоящей работы.

В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных

умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты. Например, учащиеся 8-х классов по теме «Химические свойства кислорода» экспериментально выясняют, «открывают» условия лучшего горения простых и сложных веществ.

Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя.

В химии очень много уроков, связанных с решением задач. Учу ребят решать задачи по алгоритму и самим его составлять. Считаю, что даже в слабых классах виден неплохой результат, особое внимание уделяю решению качественных задач, где ребята учатся мыслить и применять знания на практике. Одним из путей развития познавательного интереса я вижу использование на обобщающем уроке различных видов знаний типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению определенных химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, развития интереса к учению провожу уроки-соревнования. Такие уроки, бесспорно, способствуют повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач. Такие уроки разнообразят процесс обучения.

Для систематизации знаний использую в своей работе «шаталовские» неурочные карты. Они позволяют ребенку, особенно хорошо успевающему, не ждать указаний учителя, а двигаться в получении знаний вперед, а слабому ученику постепенно приводить свои знания в систему.

Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах. Например, конспект по теме «Скорость химических реакций» можно использовать в 9 и 11 классах. Для того, чтобы проверить и скорректировать знания учащихся по какой-либо теме, работаем с карточками-тестами. Они позволяют учителю увидеть степень обученности учащихся, их уровневую подготовку.

Работая в старших классах, не обхожу вниманием лекционно-семинар-скую зачетную систему. Научить школьника всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь

их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько «передать» их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому я читаю лекции и оставляю в них «белые» пятна, которые ученики должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, - они многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз подходит к нему по-новому и глубже. Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее вопросы.

На начальном этапе проведения лекции я обучаю их умению слушать и воспринимать излагаемую информацию, анализировать, обобщать, выделять главные и наиболее существенные моменты в ходе лекции, кратко формулировать их и записывать, составлять конспект; объясняю, что эти умения будут необходимы им в их дальнейшей жизни.

В более подготовленных для восприятия лекций классах предлагаю учащимся в начале урока, чтобы они в ходе изложения материала сами составляли план лекции, а в конце урока проверяем выполнение задания. Иногда учащиеся сверяют свой план смоим (предлагаю им свой план урока через кодо-скоп). При изложении материала слежу за темпом, ритмом своей речи, заранее объясняю учащимся, что если я говорю медленно, подчеркивая, выделяя каждое слово, значит это главная мысль, т.е. это нужно записать.

Развитие познавательной самостоятельности учащихся я считаю важной задачей на любом уроке и особенно при проведении лекции в старших классах. Ведь выпускники должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. Эти лекции должны вызывать у учащихся прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность учащихся на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем.

Как правило, в ходе лекции я создаю проблемные ситуации. Поставленный перед учащимися проблемный вопрос - это прием, при помощи которого мне удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.

Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

На семинарах, химических практикумах широко использую самостоятельный учебный эксперимент, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у учащихся практические умения и умения

рационального использования учебного времени; развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.

Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся - общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников. Кроме того, смотры знаний углубляют знания ребят по предмету, служат закреплением больших тем или наиболее сложных разделов курса химии. Так, в 8-х классах провожу смотры по темам «Основные классы неорганических соединений», «ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева», «Строение атома и химическая связь», в 9-х классах - «ТЭД», «Металлы»; в 10-х - «Углеводы», «Кислородсодержащие органические соединения».

В учебной деятельности школьникам приходится применять как действия, усваиваемые по образцу и даже доведенные в тренировке до большей степени совершенства, так и действия, самостоятельно найденные, т.е. новые, в том или ином отношении творческие. Опыт показывает, что творческие действия учащихся не возникают произвольно, их нужно целенаправленно развивать в процессе обучения. Творческие способности у школьников рождаются в процессе формирования их познавательной активности и самостоятельности. Познавательный интерес к предмету способствует развитию мышления учащихся, не может успешно развиваться при отсутствии определенных знаний.

Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения.

Следовательно, такой подход к учебной деятельности может быть рекомендован педагогам, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания. Все мои действия направлены на создание знаний плюс информация, которую я даю на лекциях, семинарах -все это приводит к развитию познавательного интереса.

Список литературы:

1. Белов П.С. Из опыта формирования химических компетенций учащихся // ХвШ. - 2009. - № 10. - С. 25.

2. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. - Волгоград: Учитель, 2001.

3. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии // ХвШ. - 2007. - № 2. - С. 16.

4. Горбенко Н.В., Тупикин Е.И., Карпов Г.М. Наш подход к формированию химико-экологической компетентности // ХвШ. - 2010. - № 7. - С. 24.

5. Заграничная Н.А. К оценке результатов учебной экспериментальной деятельности // ХвШ. - 2010. - № 7. - С. 13.

6. Каплунович И.Я. Качество обучения: диагностика и оценка//Химия в школе. - 2004. - № 8. - С. 2-7.

МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

© Савчик Е.А.

Средняя общеобразовательная школа № 39, г. Тула

В преподавании естественных наук и, в частности, химии основная задача учителя состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания, научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты и делать выводы. Всё вышеперечисленное можно реализовать при активном использовании в обучении технологий исследовательской направленности.

При включении исследовательской деятельности в процесс обучения, прежде всего, необходимо проанализировать условия её реализации:

- диалогическое взаимодействие ученика и педагога;

- компетентность педагога;

- способности учащихся;

- грамотная организация учебного исследования;

- включение механизмов рефлексии.

Если отсутствует какое-либо условие, то такая деятельность будет неэффективной.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

- Мыслительных умений и навыков.

- Умений и навыков при работе с книгой и другими источниками информации.

- Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

- Специальных исследовательских умений и навыков.

Особое внимание необходимо обратить на взаимодействие ученика и педагога, поскольку процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность этих субъектов. Только при наличии взаимоотношений сотрудничества и сотворчества создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.