Научная статья на тему 'Активизация мыслительной деятельности студентов в процессе чтения лекции'

Активизация мыслительной деятельности студентов в процессе чтения лекции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация мыслительной деятельности студентов в процессе чтения лекции»

УДК 004:61

А. К. ЖУМАШЕВА, М.К. ИЗТЛЕУОВ

МЕДИЦИНА САЛАСЫНДАГЫ ДЕРЕКТЕР КОРЫН К¥РУДЫН МАНЫЗЫ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казакстан мемлекеттiк медицина университетi, Актебе

Информатика пэнi окытушыларынык алдында турган келесi бiр Yлкен мiндет - Отандык медицина саласындагы деректер корын куру. K|азiргi такда медицина саласындагы мемлекеттк ™дщ колдану аясын кецейтудщ езектiлiгi бэрiмiзге аян. Галамтордан езне кажетт акпараттарды iздестiрген кез-келгенiмiз ана тiлiмiздегi мэлiметтердiк аз екендiгiн анык бiлемiз. Осы олкылыктардык орнын толтыру эркайсымыздык азаматтык борышымыз.

Мемлекеттiк ттдеп мэлiметтер корын куру -Отандык медицинанык еркендеуiне коскан зор Yлесiмiз болмак. Ек алдымен галамтор жYЙесiндегi барлык акпараттарды казак тiлiне аударып, мол деректер корын жинактау кажет. Сондыктан да мемлекеттiк тiлдегi мол акпараттарды жYЙелi тYPде жинактап, деректер корын куруды барлык окытушылар мен жогары оку орнынык барлык студенттерЫ катыстыра отырып жYзеге асыруымыз керек. Тек орыс тiлiнен аударып кана коймай, шет тiлдерi мамандарын катарымызга тарта отырып, езге де ттдерден де

аударып, элемдiк стандарттарга сай дерек корын куру кезек ^тпрмейтш макызды iс. Бул эр тYрлi оку орындарынык шыгармашылыкпен бiрлесе жумыс iстеп, ортак мYДде тургысынан эрекет етуше жэрдемiн тигiзедi. Ал, бул Yлкен максатта бэрiнiк басын бiрiктiруде информатика пэнi окытушыларынык дэнекерлiк релi зор болуга тиiстi. Алайда, дерек корын куруда жалган акпараттарды, кейбiр мэлiметтердi жан-жакты зерттемей енпзуге жол берiлмеуi кэсiби мамандар тарапынан катак кадагалануы керек. Эрине, катысушылардык кептiгi бул мэселенi тYпкiлiктi шешуге толык себепшi бола алмайды. Нактылы гылыми тургыда зерделенген деректер корын куру сш гылыми зерттеу институттары гана жYзеге асырады. Бiздiк максатымыз келешекте сондай институттарда жумыс ютеуге кабiлеттi мамандарды дайындауга ыкпал ету, студенттердщ iскерлiк дагдыларын калыптастыру. Бул салага бiздiк табиги гылыми пэндер кафедрасынык окытушылары да ез Yлестерiн косуда.

УДК 371.01 - 057.875

М.К. ИЗТЛЕУОВ, А. И. БЕККУЖИНА

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Медицинская и биологическая физика призвана сформулировать у будущих специалистов физический подход к методам диагностики, лечения и лабораторного исследования на основе материалистического миропонимания. Медицинская и биологическая физика - дисциплина трудная для усвоения. Поэтому, мы пришли к выводу, что методика занятий по медбиофи-зике должна обеспечивать максимальную доступность изложения для студентов и вместе с тем высокую эффективность учебного процесса при активном протекании всех элементов процесса познания. Особенно необходимо это на лекциях, где закладываются основы восприятия курса студентами. Лекционная форма преподавания учебного материала должна способствовать развитию у студентов умение анализировать сообщаемые им сведения, быстро выделять в них главное, следить за строгостью и логичностью хода мыслей лектора, обоснованностью его выводов и т.д.

На отдельных лекциях на кафедре используются элементы проблемного обучения. как известно, проблемное обучение находится в прямой зависимости от профессиональной соориентированности студентов.

Для того чтобы привлечь внимание студентов к излагаемому материалу и вовлечь аудиторию в активную мыслительную работу, необходимо готовить студентов к слушанию лекции заранее и постепенно. С этой целью к некоторым лекциям кроме плана лекции, в соответствии с темой и содержанием лекции, студентам задается план, составленный в форме прямых вопросов. В ходе объявления темы эти вопросы зачитываются студентам и они записывают их в тетради не подряд, а пропуская после каждого вопроса несколько строк для записи ответа, который они должны почерпнуть из услышанного. Например, при чтении лекции по теме: «Структурная организация и свойства биологических мембран» мы предлагаем примерный план, составленный из следующих вопросов: Из чего состоят биологические мембраны? Функции биологических мембран? Виды биологических мембран? Толщина биологических мембран? Методы исследования проницаемости мембран и т.п.

Такие вопросы стимулируют студентов к восприятию нового материала. На наш взгляд, это один из методов активизации обучения способствующих привлечению внимания студентов к изучаемой теме.

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.