Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ ЖКХ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ТЕХНОПАРКОВЫХ СТРУКТУР'

АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ ЖКХ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ТЕХНОПАРКОВЫХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕР / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ТЕХНОПАРК / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апарина У.А.

В настоящее время накопился ряд технико-экономических проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), значительно снижающих эффективность предприятий отрасли. Высокая изношенность объектов и коммуникаций теплоэнергетических объектов городов (ТЕЭК) требует привлечения больших объемов инвестиций. Возможным решением накопившихся проблем может стать привлечение внешних частных инвестиций. Но частные инвесторы вкладывают средства в эффективные и перспективные проекты. Значительный рост эффективности можно обеспечить на основе использования инноваций. Важно иметь системное представление о таких инновациях, требованиях к ним и результатах их внедрения в производство. Одним из приоритетных направлений является формирование регионального отраслевого кластера, площадкой для формирования которого может выступить строительный технопарк на базе профильного университета. Изучение опыта реализации инновационных идей в ЖКХ позволяет сформулировать факторы, способствующие успеху в этом направлении, также необходимо сформировать инфраструктуру для инновационного развития предприятий, учитывая специфические черты организации и осуществления инновационной деятельности в отрасли. Работа посвящена исследованию формирования кластерной инфраструктуры на площадке специализированного или отраслевого технопарка, с учетом ее институциональных особенностей и возможностей использования ресурсов технопарковых структур, как ключевого элемента инновационного развития, и формирования на этой базе комплекса услуг для продвижения инноваций в отрасли теплоэнергетики. Научная работа посвящена тематике привлечения частных инвестиций в модернизацию и реконструкцию объектов ТЕЭК ЖКХ на основе применения энергосберегающих и энергоэффективных технологий для повышения качества предоставляемых услуг в городах с хорошо развитой инфраструктурой, таких, как Новосибирск и его агломерация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF INVESTMENTS IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES ON THE BASIS OF INNOVATIONS USING THE RESOURCES OF TECHNOPARK STRUCTURES

The work is devoted to the study of the formation of a cluster infrastructure on the site of a specialized or industrial technopark, taking into account its institutional features and the possibilities of using the resources of technopark structures, as a key element of innovative development, and the formation on this basis of a set of services to promote innovation in the thermal power industry. The scientific work is devoted to attracting private investment in the modernization and reconstruction of housing and communal services based on the use of energy-saving and energy-efficient technologies to improve the quality of services provided in cities with a well-developed infrastructure, such as Novosibirsk and its agglomeration.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ ЖКХ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ ТЕХНОПАРКОВЫХ СТРУКТУР»

Активизация инвестиций в объекты ЖКХ на основе инноваций с использованием ресурсов технопарковых структур

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Апарина Ульяна Александровна

аспирант, кафедра технологии организации строительства, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГаСу (Сибстрин)), uljana6666@mail.ru

В настоящее время накопился ряд технико-экономических проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), значительно снижающих эффективность предприятий отрасли. Высокая изношенность объектов и коммуникаций теплоэнергетических объектов городов (ТЕЭК) требует привлечения больших объемов инвестиций. Возможным решением накопившихся проблем может стать привлечение внешних частных инвестиций. Но частные инвесторы вкладывают средства в эффективные и перспективные проекты. Значительный рост эффективности можно обеспечить на основе использования инноваций. Важно иметь системное представление о таких инновациях, требованиях к ним и результатах их внедрения в производство.

Одним из приоритетных направлений является формирование регионального отраслевого кластера, площадкой для формирования которого может выступить строительный технопарк на базе профильного университета. Изучение опыта реализации инновационных идей в ЖКХ позволяет сформулировать факторы, способствующие успеху в этом направлении, также необходимо сформировать инфраструктуру для инновационного развития предприятий, учитывая специфические черты организации и осуществления инновационной деятельности в отрасли.

Работа посвящена исследованию формирования кластерной инфраструктуры на площадке специализированного или отраслевого технопарка, с учетом ее институциональных особенностей и возможностей использования ресурсов технопарковых структур, как ключевого элемента инновационного развития, и формирования на этой базе комплекса услуг для продвижения инноваций в отрасли теплоэнергетики. Научная работа посвящена тематике привлечения частных инвестиций в модернизацию и реконструкцию объектов ТЕЭК ЖКХ на основе применения энергосберегающих и энергоэффективных технологий для повышения качества предоставляемых услуг в городах с хорошо развитой инфраструктурой, таких, как Новосибирск и его агломерация.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, инфраструктура, кластер, научно-образовательный центр, теплоэнергетический комплекс, технопарк, энергосбережение, энергоэффективность.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства (далее -ЖКХ) и особенно объектов теплоэнергетического комплекса городов (далее - ТЕЭК), как части ее инфраструктуры, затрагивает интересы практически всех слоев населения и бизнеса. Некачественное и несвоевременное оказание услуг в этой сфере может привести и приводит к негативным социальным последствиям и значительным потерям в экономике регионов и страны в целом.

На сегодняшний день в России действует 50 тыс. систем теплоснабжения, которые обслуживает 17 тыс. предприятий. В этой отрасли работает более 1,6 млн человек. Более половины расходуемого в стране топлива тратится на нужды энергетики. В настоящее время только 25% энергетических котлов и 36% турбин тепловых электростанций в стране моложе 30 лет. При этом теплоснабжение сопоставимо с 2,5% ВВП России (1,5 трлн рублей) и составляет более половины суммы в платежке граждан за жилищно-коммунальные услуги [1].

Ключевыми проблемами российского ЖКХ и теплоэнергетического комплекса в частности являются [2]: износ основных производственных фондов, истощение минерально-сырьевой базы, устаревшая инфраструктура, отсутствие новых мощностей, отсутствие теплосберегающих технологий, большие потери при транспортировке, низкая инвестиционная непривлекательность, сокращение геологоразведочных работ, отставание от мирового уровня развития техники и технологии.

В строительстве основные формы воспроизводства представлены как: новое строительство, реконструкция, модернизация и капитальный ремонт.

Новое строительство объектов ТЕЭК в отличие от реконструкции и модернизации требует наибольших финансовых вложений с максимальным периодом окупаемости, кроме того, в больших городах существуют трудности с земельными участками для постройки таких объектов. Высокая изношенность оборудования и теплосетей (физический и моральный износ) предопределяют необходимость их скорейшей модернизации и реконструкции, что требует привлечения больших объемов инвестиций и внедрения инноваций и зеленых технологий. Разрешению отмеченных проблем может помочь развитие инновационной деятельности, реализация инновационных проектов, данное обстоятельство благоприятно отразится на инвестиционной привлекательности отрасли.

Поэтому основными объектами нашего исследования будут проекты по реконструкции и модернизации как наиболее часто реализуемые. В отличие от ремонта и модернизации реконструкция улучшает качество объектов и увеличивает производственные мощности.

При анализе инвестирования в основной капитал в РФ за последние 5 лет можно отметить следующую

структуру направления инвестиций: около 60% - новое строительство, 15% - модернизация и реконструкция, 25% - прочее. Данная статистика подтверждает трудности привлечения инвестиций и финансовые возможности проектов модернизации и реконструкции.

С подобными трудностями сталкивается ТЕЭК сферы ЖКХ, особенностью развития данной сферы являются ограниченные инвестиционные ресурсы - довольно низкие объемы бюджетных капиталовложений, а также высокие риски и сложности в привлечении частных инвесторов. Для успешной модернизации топливно-энергетического комплекса наиболее эффективными объектами инвестиций могут стать инновационные направления и технологии, источниками которых могут служить инновационные структуры. При ограниченных инвестиционных ресурсах нужно финансировать реальные проекты, которые отвечают перспективе эффективной реализации их на практике.

Задача государства состоит в создании условий для развития инноваций - необходимо сделать их востребованными и стимулировать бизнес к их внедрению [3]. В России роль государства традиционно высока. В связи с этим именно государству необходимо определять ключевые потребности общества в инновациях, владеть инициативой и привлекать к участию необходимые элементы. Сочетание «государство-бизнес-общество» полностью отвечает постановке общих целей и задач развития в данном направлении, а также формирует комплексное понимание функций каждой из сторон в реализации инновационной деятельности. Государство определяет, что требуется обществу, бизнес реализует инновации, привлекая частные инвестиции в эту сферу, для ее динамичного и эффективного развития.

Снижение инвестиций в основной капитал отмечено экспертами с 2008 года. Перед Россией стоят цели по повышению темпов роста вВп за счет внедрения инноваций, так как другие факторы не обладают значительным потенциалом. Перспективы восстановления мировой экономики в 2022г. ухудшились, согласно обзору МВФ - WorldEconomicOutlook экономические последствия геополитических конфликтов затрагивают различные сферы жизни. Однако, в целом, по итогам 2022г. ожидается рост глобального ВВП мира на 3,6% и в России с 1,78 трлн долларов (2021г.) до 1,83 трлн долларов (2022г.). [4]

Если обратить внимание на динамику инновационного развития России (в таблице 1 представлены данные инновационного компонента рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума [5]), можно отметить, что страна набирает позиции по этому показателю, однако потенциал роста по сравнению со странами-лидерами все еще сохраняется.

Таблица 1

Инновационный компонент рейтинга глобальной конкурентоспособности

Страна Место в Место в Измене- Место в Измене-

2011- 2017г. ние 2021г. ние

2012г.

США 5 4 +1 10 -5

Израиль 22 22 0 27 -5

Финляндия 4 15 -11 11 -7

Германия 6 13 -7 15 -9

Китай 26 18 +8 16 + 10

Россия 66 46 +20 45 +21

Украина 82 60 +22 54 +28

В России при существенной государственной поддержке была создана инфраструктура для развития инноваций, в том числе для строительной отрасли, однако качественного скачка в развитии инноваций и предпринимательской активности пока не произошло.

Государство обеспечивает среду и условия для развития инноваций в стране, создавая необходимую инфраструктуру. Государство делит с частным сектором финансовую ответственность за успех исследований и стимулирует их развитие, создавая и поддерживая деятельность фондов, софинансируя исследования. Кроме того, государство финансирует инновационные проекты в сотрудничестве с компаниями из разных отраслей, используя модель государственно-частного партнерства и другие формы. Инновационная инфраструктура включает в себя систему образования, инновационные кластеры и особые экономические зоны, агентства и институты развития инноваций, защиту интеллектуальной собственности и правовую систему, систему стандартов, сертификации и аккредитации, а также институциональную среду, в том числе благоприятные условия ведения бизнеса и фискальную политику.

Более чем в 30 регионах зарегистрировано свыше 110 технопарков, еще больше - инновационно-технологических центров, в настоящее время поддерживает информацию о 834 организациях инновационной инфраструктуры. [6]

Для масштабных инноваций нужен принципиально новый уровень взаимодействия крупного бизнеса, государства, науки и технологических предпринимателей. В отличие от операционного ведения бизнеса, инновационная деятельность имеет принципиально иной профиль риска и менее предсказуемую результативность.

При анализе рынка услуг и сервисов для компаний, осуществляющих деятельность в составе строительного комплекса, в том числе в Сибирском регионе, выявлено отсутствие единой многофункциональной площадки.

На основе изучения документации администрации Новосибирской области и других регионов можно отметить активную позицию государства в инновационном процессе, что может сильно ускорить темпы развития отраслей. Государство может определять приоритетные направления, выявлять критические уязвимости в отраслях, а также перспективные ниши, обеспечивая этой значимой поддержкой компании.

При этом именно тесное взаимодействие науки и бизнеса делает возможным масштабирование и внедрение инновационных идей, и дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры страны. Целесообразно создание региональных центров, которыми могут стать специализированные площадки по сотрудничеству производства, образования и науки, например, технопарки на базе отраслевых университетов. Интерес к данным структурам у органов власти и управления определен тем, что технопарки способны достаточно быстро реализовывать стратегическую задачу - формировать «центры роста» в регионе с максимальным использованием местных ресурсов, повышая уровень привлекательности занимаемых и граничащих с ним территорий. Технопарки, интегрированные в структуру высшего образования, главной целью, помимо коммерциализации интеллектуального продукта, имеют образование новых высокотехнологичных компаний и мультидисциплинарных профессионалов.

В настоящее время технопарки, не привязанные ни к каким условиям - это только хорошие офисные площади, оценить их эффективность достаточно сложно,

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

поэтому предлагается создавать технопарки на базе специализированного сектора. Технопарк обязательно следует привязывать к какому-то сегменту, причем, именно, технопарк способствует формированию в регионе научного, технологического и/или производственного кластера, например, проект «Газпром» в Башкирии - технопарк по газовому направлению [7].

В качестве ключевого направления развития, как уже указано выше, технопарк на базе высшего учебного заведения может стать научно-образовательным центром строительного кластера. Реализацией данного направления в Новосибирской области возможно создание технопарка - центра науки и образования в области архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, зона которого будет предназначена для размещения профильных малых и средних технологических и производственных компаний, обеспечения доступа резидентов к консалтинговым услугам, оборудованию и производственной инфраструктуре. Технопарк обеспечит не только рост малых фирм, но и активизирует дополнительную профессиональную работу со студентами и аспирантами. Концепция технопарка может включать в себя, например, проекты: Национальной технологической инициативы (далее - НТИ), «Кванториум» и «Коворкинг» и другие.

Идею создания и развития строительного технопарка поддерживают и представители региональной власти. Об этом в комментарии пресс-службе правительства Новосибирской области заявил замминистра строительства Алексей Колмаков: «В настоящее время есть все условия для создания на базе Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрина) регионального отраслевого научно-исследовательского кластера как полноценного «технопарка» в сфере строительства, который даст возможность объединить усилия всех участников строительной сферы и создать единый комплекс управления строительным процессом Новосибирской области» [8].

Специализированный технопарк строительной отрасли позволит реализовать следующие задачи:

1) оптимизация отношений между строительными предприятиями региона, структурами власти, бизнеса, науки и образования, взаимодействующих в рамках отраслевых (и межотраслевых) цепочек ценностей;

2) поддержка реального сектора строительной отрасли;

3) реализация совместных проектов для развития территориальной и производственной инфраструктуры;

4) реализация совместных проектов в рамках кадровой политики и инновационной деятельности, в том числе, создания современного образовательного комплекса для проведения обучения, переобучения и стажировок специалистов, занятых в сфере строительства.

По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в ближайшее будущее для инновационного развития отрасли и привлечения большего объема частных инвестиций планируется создать на базе министерства [9]: банк концессионных практик; механизм зеленых государственных гарантий, которые будут покрывать риски концессионеров; дополнительные меры субсидирования. Важным аспектом станет принятие Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года [10], которая будет синхронизирована со Стратегией развития строительной отрасли.

Одним из новых способов государственной поддержки инфраструктурных проектов, включая реализуемые на принципах ГЧП, является предложенное в 2021 году инфраструктурное меню - набор мер, способствующих развитию транспортной, социальной и общегородской инфраструктуры регионов. Общий объем мер поддержки 2,4 трлн рублей до 2030 года. Так, рынок частных инвестиций в инфраструктуру России по состоянию на 30.12.2021г. составил 2711 проектов в коммунально-энергетическую инфраструктуру, заключено 39 концессионных соглашения. Общий' объем инвестиций составляет 164,1 млрд рублей, из них частные инвестиции - 158,5 млрд рублей. [11]

Обозначенные мероприятия могут дать синергетиче-ский эффект в организации использования инноваций, в формировании инвестиционного замысла и начальной подготовке инвестиционного проекта. В качестве инициатора выступят государственные и муниципальные органы. Эта особенность относится к социально-значимым сферам, таким как ЖКХ. Государственные и муниципальные организации владеют наиболее полной информацией о первоочередных потребностях, проблемах объекта финансирования и в первую очередь заинтересованы в эффективности функционирования систем жизнеобеспечения.

Именно на основе использования инноваций в сфере ЖКХ, особенно при создании и развитии объектов теплоэнергетики, можно обеспечить привлечение частных инвестиций и внедрение энергоэффективных технологий.

В 2021г. на государственном уровне были закреплены критерии проектов устойчивого развития (таксономия), что стало важным шагом для повышения инвестиционной привлекательности таких проектов. Одним из основных направлений данной таксономии является «Устойчивая инфраструктура». Подтверждением соответствия критериям устойчивости по этому направлению станет прохождение оценки по системе [11]

Отдельный важный тренд - сознательное отношение к вопросам экологии, энерго- и ресурсоэффективно-сти.

Согласно Стратегии инновационного развития РФ [12]: «Первоочередное внимание будет уделено внедрению лучших доступных технологий, экономии ресурсов, повышению экологичности производства и уровня переработки сырья, переходу на современные виды сырья и топлива, а также развитию энергетики, основанной на использовании альтернативных и возобновляемых источников энергии, что должно стать важнейшим фактором инновационного развития в смежных секторах, в том числе электронике и энергомашиностроении, и экономики в целом».

Приоритетные направления инновационного развития предприятий ТЭК России согласно их программам инновационного развития и технологическим платформам сгруппированы и представлены в исследовании Н.Г. Остроуховой [2], а именно создание, развитие и улучшение по следующим направлениям: технологии, АСУ, внешняя среда (рынок), управление.

Для предприятий ТЕЭК в дополнение к данному списку особую актуальность приобретает еще одно направление - формирование условий на уровне государства для создания и выявления инноваций, обеспечивающих модернизацию и эффективное развитие ЖКХ с учетом трендов и перспектив устойчивого развития.

Однако, до настоящего времени не сформирована комплексная система применения мер государственного принуждения для предприятий, не отвечающих требованиям энерго- и ресурсопотребления, экологической безопасности при одновременной государственной поддержке и экономическом стимулировании внедрения инноваций. Отмечается критическая зависимость отрасли строительства от импортных строительных материалов, машин и механизмов, отвечающих возросшим требованиям потребителей [13].

Государственные инвестиции и расходы, стимулирующие «озеленение» секторов экономики и переход к ре-сурсоэффективности должны стать [12] приоритетными. Для реализации задач инновационного развития ТЕЭК на практике необходимо осуществлять работу в трех направлениях: бизнес, коммуникации, образование. Это вполне возможно на базе технопарков. Создание единой платформы позволит продвигать технологии, обеспечивающие энергоэффективность, ресурсосбережение и энергобезопасность на региональном и федеральном уровне, открывая перспективы для повышения качества жизни населения и способствуют эффективному развитиюсовременных систем жизнеобеспечения теплоэнергетического комплекса российских городов.

Одним из ограничений развития инновационной деятельности в ТЕЭк является отсутствие эффективных сетевых институтов и форм кооперации участников инновационного процесса.

Формирование инновационной площадки в Сибирском регионе в форме строительного кластера, заключается в том, что на одной территории будут сосредоточены представители разных квалификаций и компетенций, которые смогут обмениваться идеями и находками в профессиональной сфере. Специализированный технопарк на основе интеграции бизнеса и современной научно-образовательной площадки, привлекательной для инвесторов, станет центром межрегионального и межотраслевого трансфера технологий, акселерации инновационных компаний, желающих создавать и развивать конкурентоспособное производство в области ЖКХ и теплоэнергетики.

Создание Сибирского строительного кластера может дать положительный эффект для инвестиционного развития ЖКХ, теплоэнергетики региона, строительного бизнеса, органов законодательной и исполнительной власти, а также учебно-образовательных и научных организаций, а именно позволит [14]: повысить уровень сбыта продукции; увеличить доступность ресурсов для развития бизнеса внутри кластера; повысить инвестиционную привлекательность отрасли; ускорить развитие строительной отрасли и ЖКХ в регионе; увеличить использование базы профильных организаций в учебном процессе, что позволит создать базовые кафедры на производстве; привлечь наиболее подготовленную и одарённую часть молодежи в строительный вуз.

Формирование и развитие конкурентоспособного кластера и его инфраструктуры невозможно без поддержки органов власти, в том числе, на региональном и федеральном уровне. В результате реализации модели ГЧП, совместно с городом и областью, строительная отрасль может получить передовой научно-технический центр, который обеспечит рост конкурентоспособности местных строительных и эксплуатирующих предприятий, предприятий ЖКХ и теплоэнергетики на перспективу, в том числе, решит вопрос подготовки квалифици-

рованных кадров с заданными компетенциями и решение актуальных научно-технических задач отрасли.

Решением данной организационно-управленческой задачи, обеспечивающей эффективную реализацию инфраструктурного проекта на практике, является создание отраслевого технопарка на базе НГАСУ (Сиб-стрин).Такой объект может выступать ядром строительного кластера, как «Центр науки и образования в области архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства». Так, в НГАСУ (Сибстрин) уже действуют: отраслевой консорциум «Строительство и архитектура», научно-образовательный консорциум строительной отрасли Новосибирской области, консорциум образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ на базе АНО ВО «Университет Иннополис», - что является мощной базой для формирования вокруг себя подобной инфраструктуры.

По словам Министра строительства и ЖКХ РФ И.Э. Файзуллина от 28.05.2021г.: [15] «Отраслевое сотрудничество будет способствовать формированию комфортной и безопасной среды жизнедеятельности, обеспечению условий для достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства в строительной отрасли. В рамках работы консорциума будут также обсуждаться вопросы цифровой трансформации. Участие в соглашении строительных вузов страны окажет поддержку развитию кадрового потенциала стройотрасли».

На указанной территории отсутствуют подобные объекты, ближайшее размещение технопарк Академгородка, но он имеет отличную специализацию от создаваемого объекта. В целом по России отсутствуют аналоги данного проекта, НГАСУ (Сибстрин) будет являться центром подготовки кадров для резидентов технопарка. Они будут являться заказчиками и источниками на профессиональные кадры в сфере строительства и ЖКХ. В то же время компании обеспечат значительный объем заказов на инновационные товары и услуги и дополнительно обеспечат входящий поток проектов и возможности дополнительных источников дохода и освоения новых сегментов рынка и ниш. Кроме того, университет дает возможности получить квалифицированную научную экспертизу и последующее сопровождение инновационных проектов. Научно-техническая поддержка способствует скорейшему прохождению проектами этапа исследований и разработок.

Благодаря межотраслевому принципу технопарк выступит как объединяющий фактор между существующей инновационной инфраструктурой, кадровым и производственным потенциалом региона.

Реализация задач и плана мероприятий энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года [16], Прогноза научно-технологического развития России -2030 («Энергоэффективность и энергосбережение»), Прогноза научно-технического прогресса в энергетике на период до 2035 года - полностью возможна на площадке отраслевого технопарка, т.к. его ресурсы позволяют развивать комплексные системы и сервисы для инновационного развития ЖКХ и ТЕЭК, в том числе, реализация приоритетных проектов и подготовка кадров.

Кроме того, строительный технопарк является инструментом для решения неотложных природоохранных задач и поддержки инновационной деятельности в этой сфере. На его базе возможна эффективная реализация

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

проектов НТИ, а также разработка инвестиционных проектов, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Возможность квалифицированной экспертизы инновационных проектов на базе технопарка по модернизации объектов ЖКХ является важной эффективной составляющей организации процесса квалифицированной оценки предлагаемых проектов НИОКР. Также ресурсы технопарка позволят проводить комплексную диагностику организаций, что особенно важно для теплоэнергетических предприятий, а именно: установление и изучение признаков, показателей, факторов, характеризующих техническое, экологическое, экономическое, социальное, психологическое состояние организации, ее конкурентоспособность, эффективность и устойчивость в текущий момент и в перспективе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная диагностика позволит выявить сильные и слабые стороны, ее возможностей и угрозы для разработки программ развития по ключевым направлениям: системы управления (организацией, качеством, сертификацией и т.д.); конкурентоспособность различных объектов; инновационная политика; стратегический маркетинг; организация процессов; логистика; ресурсосбережение; сервис потребителей.

Заключение

Инвестиционная политика является важнейшей составной частью экономической политики, в рамках которой реализация мероприятий открывает широкие возможности для развития бизнеса, создания новых и расширения действующих производств.

По данным Правительства НСО результатом от реализации государственной программы до 2030 года станет:

- увеличение годового объема инвестиций в основной капитал по Новосибирской области с 193,2 млрд рублей в 2014 году до 679,0 млрд рублей в 2030 году;

- вхождение Новосибирской области в 10 регионов -лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации к 2028 году (27 место по итогам 2016 года) и сохранение данной позиции до 2030 года;

- увеличение количества реализуемых на территории Новосибирской области проектов на принципах государственно-частного партнерства до 59 проектов к концу 2030 года (57 проектов по итогам 2016 года).

Так, в государственной программе [17] целью 1 задачей 1.5. является «Развитие инновационных и промышленных кластеров Новосибирской области». Одним из основных направлений государственной инвестиционной и инновационной политики указывается: «...усиление кооперации между крупными, средними и малыми предприятиями за счет реализации кластерной политики, повышение эффективности их взаимодействия с научными и образовательными учреждениями». Также в рамках мероприятий будут оказаны услуги, направленные на поддержкуи развитие инновационных компаний и резидентов бизнес-инкубаторов, предоставление субсидий управляющим компаниям технопарков на территории Новосибирской области, бизнес-инкубаторам, в том числе бизнес-акселераторам и центрам молодежного инновационного творчества, на компенсацию затрат за предоставленные услуги субъектам инновационной деятельности; формирование условий для эффективного организационного развития кластеров на терри-

тории Новосибирской области, включая выявление потенциальных участников, разработку программ развития кластеров и стимулирование объединения потенциальных участников в целях их создания. Мероприятие направлено на развитие взаимовыгодного сотрудничества между властью, бизнес-сообществом, учебными заведениями, научными организациями и общественностью для развития экономики Новосибирской области и достижение масштабного мультипликативного эффекта.

Повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных секторов экономики области поспособствует увеличению бюджетного и частного финансирования инновационных проектов.

Осуществление проекта создания строительного технопарка обеспечит реализацию задач государственной программы Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области», создаст благоприятные условия для запуска и развития всех видов производств резидентов парка и окажет значительное влияние на дополнительный приток денежных средств в бюджет Новосибирской области, обеспечит решение кадрового вопроса, отраслевое развитие приоритетных кластерных проектов на территории НСО с привлечением бизнес-сообщества и органов власти.

Ограниченные инвестиции должны обеспечивать развитие на основе экологических ресурсоэффективных технологий, внедрения ресурсосберегающих технологий в теплоснабжение, повышения энергоэффективности объектов ТЕЭК. Обеспечить возможность активизации инвестиций в объекты ЖКХ на основе инноваций с использованием ресурсов технопарковых структур становится возможным за счет применения инноваций.

Впервые использование ресурсов такого технопарка позволит обеспечить высокое значение одного из ключевых факторов, характеризующих инвестиционную привлекательность ТЕЭК в регионе, а именно, наличие специалистов и высокое качество подготовки инвестиционных проектов модернизации инфраструктуры ЖКХ. В рамках решения данной задачи будут осуществлены мероприятия:

- использование технопарковых и кластерных структур на базе профильного вуза для поточной непрерывной подготовки специалистов сферы ЖКХ;

- повышение квалификации специалистов строительных и смежных специальностей, а также, их обучение новым технологиям в сфере строительства и ЖКХ (за счет эффективного вовлечения региональных институтов развития и усиления кооперации между крупными, средними и малыми предприятиями строительной отрасли и ЖКХ при реализации кластерной политики, взаимодействия с научными и образовательными учреждениями и органами власти);

- объединенные усилия крупных инвесторов и местных небольших частных компаний, работающих в сфере энергоснабжения, с поддержкой Фонда содействия реформированию ЖКХ, как наилучшая основа для эффективного финансирования и реализации концессионных соглашений.

Для развития инновационной системы ТЕЭК необходим скоординированный механизм последовательной поддержки исследований и разработок на всех стадиях готовности, включая фонды целевого капитала и поддержку венчурного инвестирования.

Отраслевой технопарк для ТЕЭК скоординирует ресурсы для создания эффективных бизнес-моделей для реализации инновационных идей. Для развития сферы теплоснабжения актуальна организация инновационной деятельности через кластерный подход. В конечном итоге применение любых инноваций в ресурсных отраслях подразумевает повышение эффективности деятельности предприятий, снижение издержек, рентабельное освоение ресурсов и повышение качества предоставляемых услуг.

Литература

1. На грани катастрофы. Можно ли помочь российской отрасли теплоснабжения. Lenta.ru 17:12, 29 мая 2019 : [Электронный ресурс] : URL https://lenta.ru/articles/2019/05/29/altkotelnaya/ (дата обращения 19.10.2022 г.).

2. Остроухова Н.Г. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в топливно-энергетическом комплексе России // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = PermUniversityHerald. Economy. 2016 № 2(29). с. 109-119. doi: 10.17072/19949960-2016-2-109-119.

3. Савостова Т. Формирование экономики знаний -это объективная необходимость // Инновационные тренды. 2011. С. 117-119. : [Электронный ресурс] : URL https://lTlgilTlo.ru/files/218755/savostova.pdf#:~:text=За-дача%20 государства%20состоит%20в%20создании,за-купках%2С%20валютном%20контроле %2С%20техни-ческом%20регулировании (дата обращения 21.09.2022 г.).

4. ВВП стран мира - 2022. ВВП на душу населения. Мировые Финансы - экономика, рынки, инвестиции. 22 апреля 2022 : [Электронный ресурс] : URL http://global-finances.ru/vvp-stran-mira-2022/ (дата обращения 20.10.2022 г.).

5. Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира. Гуманитарный портал. Исследование стран и регионов : [Электронный ресурс] : URL https://gtmarket.ru/ratings/imd-world-competitiveness-ranking (дата обращения 05.10.2022 г.).

6. Иващенко Н.П. Экономика инноваций. Курс лекций. 2014. С. 351. : [Электронный ресурс] : URL https://studref.com/resume/525548/eko nomika/ekonomikajnnovatsiy (дата обращения 20.09.2022 г.).

7. Инновационная система в России есть! Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» - научно-образовательный портал IQ : [Электронный ресурс] : URL http://ecsocman.hse.ru/data/2012/ 01/23/1269081516/4.pdf (дата обращения 13.09.2022 г.).

8. На базе новосибирского университета может появиться строительный кластер. Новосибирск Медиа, 22 марта 2019 : [Электронный ресурс] : URL https://infopro54.ru/news/na-baze-novosibirskogo-universiteta-mozhet-poyavitsya-stroitelnyj-klaster/ (дата обращения 15.09.2022 г.).

9. Минстрой РФ разрабатывает программу инвентаризации всех коммунальных сетей и внедрения индекса состояния ЖКХ. Группа ПОЛИПЛАСТИК, 14 мая 2020 : [Электронный ресурс] : URL https://www.polyplastic.ru/press /news/2020/05/14/item17910 (дата обращения 09.10.2022 г.).

10. Приказ Минстрой РФ от 25.04.2019 № 240/пр «О создании межведомственной рабочей группы по разра-

ботке проекта Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года».

11. Основные тренды и статистика рынка ГЧП по итогам 2021 года. Аналитический обзор. Национальный центр государственно-частного партнерства. ВЭБ РФ : [Электронный ресурс] : URL https://rosinfra.ru/files/analytic/496/document/b6a4ea763de d19c57ed2e289642c8fb2.pdf (дата обращения 27.09.2022 г.).

12. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Консультант плюс.

13. Проект стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Минстрой России : [Электронный ресурс] : URL https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/18723/ (дата обращения 15.10.2022 г.).

14. Кадровый и инновационный потенциал строительной отрасли. Доклад ректора НГАСУ (Сибстрин). НОСТРОЙ : [Электронный ресурс] : URL https://nostroy.ru/news_files/2019/11/12/Сколубович.pdf (дата обращения 11.09.2022 г.).

15. Ректор НГАСУ (Сибстрин) принял участие в подписании соглашения о создании Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» и сотрудничестве с Минстроем России. НГАСУ (Сибстрин). 28 мая 2021 : [Электронный ресурс] : URL http://www.sibstrin.ru/news/miscellaneous/7271/ (дата обращения 20.09.2022 г.).

16. Распоряжение Правительства РФ № 1523-р Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года.

17. Постановление Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 № 126-п «О государственной программе Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной активности в Новосибирской области».

Activation of investments in housing and communal services on the basis of innovations using the resources of technopark structures Aparina U.A.

Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering

JEL classification: D24, D20, D61, D80, D92, O11, O12, M20_

The work is devoted to the study of the formation of a cluster infrastructure on the site of a specialized or industrial technopark, taking into account its institutional features and the possibilities of using the resources of technopark structures, as a key element of innovative development, and the formation on this basis of a set of services to promote innovation in the thermal power industry. The scientific work is devoted to attracting private investment in the modernization and reconstruction of housing and communal services based on the use of energy-saving and energy-efficient technologies to improve the quality of services provided in cities with a well-developed infrastructure, such as Novosibirsk and its agglomeration.

Keywords: investor, heat supply, economic efficiency, power supply,

innovations, technopark, energy saving, energy efficiency. References

1. On the brink of disaster. Is it possible to help the Russian heat supply

industry. Lenta.ru May 29, 2019 : [Electronic resource] : URL https://lenta.ru/articles/2019/ 05/29/altkotelnaya/ (19.10.2022).

2. Ostroukhova N.G. Problems and prospects for the development of

innovative activities in the fuel and energy complex of Russia // Bulletin of the Perm University. Ser. «Economics» = PermUniversityHerald. economy. 2016 No. 2(29). pp. 109-119. doi: 10.17072/1994-99602016-2-109-119.

3. Savostova T. Formation of the knowledge economy is an objective

necessity // Innovative trends. 2011, pp. 117-119.

4. GDP of the countries of the world - 2022. GDP per capita. World Finance -

economics, markets, investments. April 22, 2022: [Electronic resource] : URL http://global-finances.ru/vvp-stran-mira-2022/ (20.10.2022).

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

5. Ranking of the global competitiveness of the countries of the world.

Humanitarian portal. Research of countries and regions : [Electronic resource] : URL https://gtmarket.ru/ratings/imd-world-competitiveness-ranking (accessed 10/05/2022). 8. Economics of innovation -Ivashchenko N.P. Lecture course. 2014, p.-351.

6. There is an innovation system in Russia! National Research University

«Higher School of Economics» : [Electronic resource]: URL http://ecsocman.hse.ru/data/2012/01/23/1269081516M.pdf (13.09 .2022).

7. A construction cluster may appear on the basis of the Novosibirsk

University. Novosibirsk Media, March 22, 2019 : [Electronic resource] : URL https://infopro54.ru/news/na-baze-novosibirskogo-universiteta-mozhet-poyavitsya-stroitelnyj-klaster/ (15.09.2022).

8. The Ministry of Construction of the Russian Federation is developing a

program for the inventory of all utility networks and the introduction of an index of the state of housing and communal services. POLYPLASTIC, May 14, 2020 : [Electronic resource] : URL https://www.polyplastic.ru/press/news/2020/05/14/item17910.

9. Order of the Ministry of Construction of Russia dated April 25, 2019 №

240/pr «On the establishment of an interdepartmental working group to develop a draft Strategy for the development of housing and communal services of the Russian Federation for the period up to 2035». Ministry of Construction of Russia.

10. Main trends and statistics of the PPP market in 2021. Analytical review. National Center for Public-Private Partnership. VEB RF : [Electronic resource] : URL https://rosinfra.ru/files/analytic/496/document/ b6a4ea763ded19c57ed2e289642c8fb2.pdf (27.09.2022).

11. Decree of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 № 2227-r (as amended on October 18, 2018) «On approval of the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the period up to 2020».

12. Draft strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation until 2030 with a forecast for the period up to 2035. Ministry of Construction of Russia : [Electronic resource] : URL https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/18723/ (15.10.2022).

13. Personnel and innovative potential of the construction industry. Report of the rector of NGASU (Sibstrin). NOSTROY : [Electronic resource] : URL https://nostroy.ru/news_files/2019/11/12/Skolubovich.pdf (11.09.2022).

14. The rector of NGASU (Sibstrin) took part in the signing of an agreement on the creation of the Industry Consortium "Construction and Architecture" and cooperation with the Ministry of Construction of Russia. NGASU (Sibstrin) : [Electronic resource] : URL http://www.sibstrin.ru/news/miscellaneous/7271/ (20.09.2022).

15. Decree of the Government of the Russian Federation № 1523-r Energy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035 : [Electronic resource] : URL https://energyinnovation.rf/pravitelstvo-rf-utverdilo-energeticheskuyu-strategiyu-strany-do-2035-goda / (09.10.2022).

16. Decree of the Government of the Novosibirsk Region № 126-p dated April

1, 2015 «On the State Program of the Novosibirsk Region «Promoting Investment Activity in the Novosibirsk Region» Consultant plus.

CS CS

o

CS

o

HI

m

X

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.