Научная статья на тему 'Активизация инвестиционно-строительного комплекса на основе государственно-частного партнерства'

Активизация инвестиционно-строительного комплекса на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / БЮДЖЕТНЫЕ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / INVESTMENT-CONSTRUCTION COMPLEX / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / BUDGETARY AND EXTRABUDGETARY FUNDING SOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуханова Наталья Геннадьевна

В статье представлено определение инвестиционно-строительного комплекса. Автор провел анализ объема инвестиций в основной капитал строительной отрасли, а также структуры источников ее финансирования в Российской Федерации и Республики Татарстан в 2014-2015 годах. Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о необходимости применения государственно-частного партнерства к отношениям, формирующим инвестиционно-строительный комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуханова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activization of the investment-construction complex on the basis of public-private partnership

The article presents the notion of the investment-construction complex. The author has analyzed the amount of investments in the main capital of the construction industry, as well as the structure of the sources of its funding in the Russian Federation and in the Republic of Tatarstan in 2014-2015. The performed research has enabled to make a conclusion on the necessity to apply public-private partnership to the relationships that form the investment-construction complex.

Текст научной работы на тему «Активизация инвестиционно-строительного комплекса на основе государственно-частного партнерства»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Абдуханова Н.Г.1

1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Активизация инвестиционно-строительного комплекса на основе государственно-частного партнерства

АННОТАЦИЯ:

В статье представлено определение инвестиционно-строительного комплекса. Автор провел анализ объема инвестиций в основной капитал строительной отрасли, а также структуры источников ее финансирования в Российской Федерации и Республики Татарстан в 2014-2015 годах. Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о необходимости применения государственно-частного партнерства к отношениям, формирующим инвестиционно-строительный комплекс.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиционно-строительный комплекс, государственно-частное партнерство, бюджетные и внебюджетные источники финансирования

JEL: D92, E22, L32, L74

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Абдуханова Н.Г. Активизация инвестиционно-строительного комплекса на основе государственно-частного партнерства // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2903-2910. — doi: 10.18334/rp.17.21.36915

Абдуханова Наталья Геннадьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, Казанский государственный архитектурно-строительный университет (ab-natali@yandex.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 17.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.21.36915

(с) Абдуханова Н.Г. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Приоритетная задача экономической политики, проводимой органами власти всех уровней на современном этапе, заключается в выявлении ключевых отраслей хозяйствования и конкретных организаций, которые являются потенциальными точками роста, и формировании комплекса мероприятий по стимулированию их устойчивого развития. В этой связи одним из ключевых факторов роста региональной экономики рассматривается развитие предприятий инвестиционно-строительного комплекса. В контексте своего функционирования он объединяет множество участников в целях удовлетворения потребностей населения в улучшении качества и уровня жизни, развития соответствующей инфраструктуры, а также поиска источников финансового обеспечения развития территории.

В этой связи ключевая цель данной статьи заключается в рассмотрении инвестиционно-строительного комплекса в разрезе Российской Федерации и Республики Татарстан для выработки практических рекомендаций по совершенствованию текущего положения.

Анализ ситуации в инвестиционно-строительном комплексе

Для настоящего исследования большое значение имеет рассмотрение теоретических основ инвестиционно-строительного комплекса, под которым целесообразно понимать социально-экономическую систему, в которой отраслевые предприятия региона реализуют свои экономические интересы посредством аккумуляции инвестиционных ресурсов и участия в процессе создания и реализации конечной продукции строительства [2, с. 124]. Следует отметить, что подобная деятельность сопряжена с определенными сложностями, одной из которых выступает дифференцированный характер ее участников, начиная от органов государственной власти и органов местного самоуправления и заканчивая рядовыми строителями [6, с. 13]. Такой подход полностью соответствует идее о необходимости применения механизмов государственно-частного партнерства для развития инвестиционно-строительного комплекса всей страны в целом и ее отдельных регионов в частности.

Особый интерес вызывает анализ ситуации в отраслях инвестиционно-строительного комплекса в Российской Федерации и Республике Татарстан [4, с. 2636]. Объем инвестиционной составляющей в основной капитал строительной отрасли представлен в таблице 1.

2905

Таблица 1

Объем инвестиций в основной капиталстроительной отрасли

в Российской Федерации и Республики Татарстан (млрд руб.)

№ Уровень 2014 2015 Разница в абсолютном выражении

1 Российская Федерация 13255,5 13527,7 272,2

2 Республика Татарстан 520,2 542,8 22,6

Источник: данные сайта Федеральной службы государственной статистики

Предпосылки развития государственно-частного партнерства

Мировой финансовый кризис, оказавший негативное влияние на все сферы народного хозяйства, повлек за собой осознание острой необходимости экономии бюджетных средств и активизации механизмов государственно-частного партнерства в инвестиционно-строительном комплексе, под которым действующее законодательство подразумевает сотрудничество двух или более лиц, основанное на объединении ресурсов различного вида (трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и др.) и распределении рисков. Цель взаимодействия между публичным (органы государственной власти и местного самоуправления) и частным (организация, индивидуальный предприниматель, отдельный гражданин) партнерами состоит в необходимости привлечения инвестиций, а также повышении доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Актуализация вопросов применения механизмов государственно -частного партнерства в сфере строительства предопределяет необходимость рассмотрения и детального анализа структурной организации инвестиций в основной капитал в разбивке по источникам финансирования.

Как свидетельствуют аналитические данные таблицы 2, на уровне Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция к применению механизмов государственно-частного партнерства. Соотношение собственных и привлеченных источников финансирования в строительной отрасли в 2015 году распределялось, как 48,1% и 51,9%. Среди внебюджетных источников следует выделить:

—банковские кредиты, в том числе иностранных банков; —заемные средства организаций; —зарубежные инвестиции;

—средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства;

—средства от выпуска корпоративных облигаций;

2906

— средства от эмиссии акций и др.

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал по источникам

финансирования в РФ и Республике Татарстан в 2015 году (%)

В том числе

N Уровень Собственные Привлеченные Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ Местный бюджет Кредиты банков Средства организаций и населения на долевое строительство

1 Российская Федерация 48,1 51,9 8,6 6,3 1,3 9,3 3,3

2 Республика Татарстан 63,0 37,0 4,8 4,6 0,3 14,9 1,5

Источник: [3]

Несмотря на то, что разница между собственными источниками финансирования и привлеченными невелика (всего 3,8%), такая расстановка сил заслуживает положительной оценки.

В то же самое время горизонтальный анализ демонстрирует, что на уровне субъекта Российской Федерации очевидна иная ситуация: собственные средства, вложенные в основной капитал, составляют 63%, а привлеченные 37%.

Большое значение для определения состояния инвестиционно-строительного комплекса имеет рассмотрение основных показателей, характеризующих ввод недвижимости в эксплуатацию, в том числе жилой и нежилой, объем выполненных работ и т.д. Так, в 2015 году в Российской Федерации было введено в действие 293696 единиц общей площадью 131754 тысяч квадратных метров. На уровне Республики Татарстан этот показатель составил 10415 единиц общей площадью 4486 тысяч квадратных метров.

Факторы, сдерживающие активизацию инвестиционно-строительного комплекса

В целом необходимо признать, что на современном этапе реализация инвестиционной политики в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан является недостаточно эффективной, что объясняется следующими причинами [5, с. 174]:

— отсутствие инвестиционного спроса у организаций различных форм собственности и населения;

2907

—отсутствие реально существующей конкурентной среды; —неэффективная ценовая политика, устанавливаемая на конечную строительную продукцию;

—нет доверия между государством и частным сектором; —отсутствие закона, который бы регулировал отношения участников государственно-частного партнерства.

Наличие такого количества факторов, негативно влияющих на региональный инвестиционно-строительный комплекс, порождает необходимость проведения SWOT-анализа (табл. 3) [1, с. 165].

Таблица 3

SWOT-анализ потенциала инвестиционно-строительного комплекса

Республики Татарстан

Сильные стороны Слабые стороны

1. Устойчивый социально-экономический рост - главное условие обеспечения инновационных процессов необходимыми ресурсами и активизации инновационной деятельности инвестиционно-строительного комплекса. 2. Поддержка в Республике Татарстан бизнеса, основанного на инновациях, эффективная поддержка инновационной активности инвестиционно-строительного комплекса со стороны органов государственной власти. 3. Преобладающая доля венчурного капитала, который позволяет переориентировать портфели инвестиций и значительно сократить инновационные риски в инвестиционно-строительном комплексе. 4. Проведение эффективной кадровой политики, использование накопленного позитивного опыта, создание информационного поля для успешной инновационной деятельности инвестиционно-строительного комплекса. 1. Выраженные пробелы в нормативно-правовом обеспечении инновационной деятельности инвестиционно-строительного комплекса, порождающие совмещение критериев инвестиционных и инновационных проектов. 2. Поддержка более поздних стадий инновационного процесса инвестиционно-строительного комплекса. 3. Преобладание целевой установки на получение прибыли над разработкой действенной стратегии финансирования рисковых, радикальных инновационных проектов комплекса. 4. Низкая мотивация бизнес-структур, занятых в инвестиционно-строительном комплексе, на проведение собственных исследований и разработок, отсутствие достаточных ресурсов для полноправного участия в венчурном бизнесе.

Возможности Угрозы

1. Активизация взаимодействия научного, инвестиционного сектора, малого и среднего бизнеса, крупных предприятий инвестиционно-строительного комплекса путем создания кластера. 2. Активное участие в инвестиционных конкурсах, привлечение венчурного капитала в инвестиционно-строительный комплекс. 1. Сокращение конкурентоспособности научного сектора, исчерпание научного потенциала. 2. Повышение зависимости от зарубежных технологий, увеличение разрыва между наукой и производством.

Источник: составлено автором

2908

Рекомендации по активизации инвестиционно-строительного комплекса

Проведенный анализ позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций по активизации регионального инвестиционно-строительного комплекса. В первую очередь необходимо совершенствовать механизм финансирования инвестиционно-строительного комплекса. На наш взгляд, представляется возможным более активно задействовать в финансировании строительства население и предприятия. В этой связи особое внимание должно быть сконцентрировано на формировании организационно-экономического механизма взаимоотношений основных участников комплекса. Целесообразно, чтобы они основывались на применении механизма безотзывного аккредитива, твердых цен, развития страхования строительных рисков. Такой комплексный подход позволит значительно увеличить эффективность функционирования комплекса, снизить сроки строительства, минимизировать риски неплатежей, что положительно отразится на степени доверия всех участников.

Кроме того, активизации инвестиционно-строительного комплекса будет способствовать механизм государственно-частного партнерства, поскольку такое взаимовыгодное сотрудничество приведет для частного сектора к гарантированной защите от рисков неликвидных проектов, а для государства к притоку инвестиций и пополнению бюджета в виде налоговых отчислений. Такое партнерство в отличие от традиционных административных отношений государства и частного бизнеса приведет к становлению базового финансирования инвестиционно-строительного комплекса.

Заключение

Таким образом, формирование инвестиционно-строительного комплекса позволит создать в субъекте федерации инновационную инфраструктуру, которая обеспечит реализацию непрерывной цепочки: «идея - опытный образец - инвестиционный проект - внедрение -коммерциализация», концентрацию различных ресурсов, включая интеллектуальные, финансовые, материальные, трудовые и др., на повышении конкурентоспособности конечной строительной продукции, содействовать развитию сектора исследований и разработок, укреплению материально-технической базы научных и образовательных организаций, значительно повысить экономическую эффективность инвестирования в инновационную деятельность за счет создания достаточных условий качественной подготовки, отбора и сопровождения, развивать научно-

2909

технологическую базу предприятий машиностроения, их поставщиков и обслуживающих предприятий, а также обеспечить региональную экономику квалифицированными кадрами в сфере инновационного бизнеса.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абдуханова Н.Г. Основные направления развития инновационной сферы в Республике

Татарстан // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2010. - № 7-42. - С. 285-287.

2. Асаул А.Н. Направления развития региональных инвестиционно-строительных

комплексов в РФ // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 2. - С. 124127.

3. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской

Федерации [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - 2014. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_100/Main.htm

4. Мухаррамова Э.Р. Оценка эффективности деятельности строительного предприятия с

целью максимального использования имеющихся ресурсов // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - №16. - С. 2635-2650.

5. Сайфуллина Ф.М. Инвестиционно-строительная деятельность в Татарстане //

Российское предпринимательство. - 2009. - № 11-1. - С. 170-176.

6. Школа М.И. Организационно-экономический механизм развития малого

предпринимательства в территориальном инвестиционно-строительном комплексе: Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Волгоград, 2008. - 24 с.

2910

Natalia G. Abdukhanova, Candidate of Science, Economics, Senior Lecturer of the Chair of Expertise and Property Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

Activization of the investment-construction complex on the basis of

public-private partnership

ABSTRACT

The article presents the notion of the investment-construction complex. The author has analyzed the amount of investments in the main capital of the construction industry, as well as the structure of the sources of its funding in the Russian Federation and in the Republic of Tatarstan in 2014-2015. The performed research has enabled to make a conclusion on the necessity to apply public-private partnership to the relationships that form the investment-construction complex.

KEYWORDS: investment-construction complex, public-private partnership, Budgetary and extrabudgetary funding sources

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.