стимулирование
гена инноваций
активизация инновационной функции
малого предпринимательства
_Аннотация
На основе анализа функций малых предприятий в инновационной системе автором выделены основные типы малых инновационных компаний. Рассмотрены ограничители развития, замедляющие реализацию инновационного потенциала малого бизнеса. Для формирования инновационной экономики в России требуется не только значительный организационно-управленческий и правовой импульс, но и оздоровление среды, в которой могут быть реализованы частные инициативы и
активизированы экономические агенты. _
Ключевые слова: инновационная система, типы малых инновационных компаний, функции малых инновационных компаний, инновационно-восприимчивая среда, конкурентоспособность малых предприятий, инновационный бизнес, венчурное финансирование _
Малое инновационное предпринимательство (МИП) является системообразующим элементом национальной инновационной системы (НИС). Основными функциями МИП является повышение инновационной активности всех звеньев бизнеса, а значит - эффективности и устойчивости НИС в целом. Причем эти функции предопределяются самими свойствами малого бизнеса, а именно: его мобильностью, гибкостью, риско-востью, высокой адаптивностью. Исходя из функций малого бизнеса, в инновационной системе можно выделить несколько типов малых инновационных компаний [1, С. 46]: 1. Инфраструктурные компании, основанные на удовлетворении спроса промышленных предприятий
Возникающую потребность переноса некоторых функций за пределы крупных компаний
Дубинин А.С.
аспирант кафедры
экономической
теории
Института
экономики
и управления,
Новгородский
государственный
университет
им. Ярослава Мудрого
малый
инновационный 1знес находится _в кризисном состоянии, _год от года личество малых инновационных
_компаний
сокращается,
_и качество
ШОКР, которые :>ни производят, _сснижается
удовлетворяют малые специализированные фирмы. Их специализацией является инновационная деятельность как особый вид коммерческой деятельности, а целью - выполнение определенного этапа инновационного процесса, с последующей передачей результатов для реализации их крупной компанией.
2. Компании, созданные для коммерциализации конкретных разработок (или, другими словами, малый внедренческий бизнес).
В зависимости от качества инновационной идеи, а также ее воплощения малая компания, проходя несколько этапов инновационного процесса, производит новые продукты и технологии. Основной функцией таких компаний шлется отбор эффективных инновационных идей.
3. Устойчивые малые компании, реализ инновационные проекты. Инновационная деятельность в данном случае является составляющей предпринимательски го ресурса, повышающей конкурентоспособ
ния инно-ернизация занятие
ь предп ионной деятельности -кции, расширение до. новой рыночной ниши.
Малый инновационный бизнес находится в кризисном состоянии. Год от года количество малых инновационных компаний сокращается и качество НИОКР, которые они производят, снижается. Всему причиной - низкая предпринимательская активность в сфере генерации инноваций.
Крупный и средний бизнес, являющийся основным заказчиком инноваций, пока не предъявляет большого спроса на технологические решения. Можно сколько угодно инвестировать в стартап, в малые инновационные компании, но если их потом никто не купит, то теряется весь смысл инвестирования [2, С. 19]. По некоторым оценкам половина российских компаний в обрабатывающем производстве вообще не тратятся на НИОКР и только у 20% эти расходы превышают 1 млн руб. в год. В среднем на инновации уходит 0,4% выручки обрабатывающих предприятий. Более нау-
коемкие отрасли - машиностроение (2,4% выручки расходуется на инновации), металлургия (2,2%) и химическая промышленность (1,94%). В ведущих мировых компаниях эта доля составляет 7-12% [3, С. 44]. Российское предпринимательство не мотивировано на вложения в инновации, а то немногое, что все-таки делается, неоднородно, некомплексно, оно не дает ожидаемой отдачи. Следовательно, перед российским правительством не просто стоит задача преодолеть отставание в инновационной сфере, а гораздо более сложный и тонкий процесс - создать инновационно восприимчивую среду для предпринимательства. Мировой опыт показывает, что наиболее революционные, новаторские инновации осуществляются малым и средним бизнесом. Однако они становятся движущей силой экономики тогда, когда их внедрением начинает заниматься крупный бизнес, который концентрирует в своих руках и преобладающую долю частных расходов на НИОКР. Ученые, практики и депутаты предлагают вниманию Государственной Думы законопроекты, предусматривающие серьезные меры по стимулированию научных исследований, инновационной деятельности, а также спроса на инновации и результаты научных исследований. Ряд мер направлен на стимулирование малых инновационных предприятий и малых научных организаций.
Российскими исследователями выявлена характерная особенность: в 80% случаев решение об инвестициях в инновационный бизнес зависит от наличия высокопрофессиональной команды, способной реализовать тот или иной проект. Даже отсутствие хороших производственных показателей в 30-40% случаев на решение инвестора не влияет [4, С. 8]. Вопрос обеспеченности необходимыми кадрами можно решить двумя путями - брать на работу подготовленных специалистов или повышать квалификацию имеющихся сотрудников. Однако оба варианта требуют денег и времени, которых подчас у фирмы нет. Поэтому государство должно взять на себя:
наиболее революционные, новаторские инновации осуществляются малым и средним бизнесом,
но они становятся движущей силой экономики тогда, когда их внедрением начинает заниматься крупный бизнес
шюшт
1Ш Ш/ Ш i
НИИ к
прини базы п имен» ниченн
Ш = к ШЪ
ов
• оплату бизнес-образования для стартующих предпринимателей;
• дотирование расходов малого инновационного бизнеса на подготовку специалистов в размере: 100% для молодежи, начинающих предпринимателей, инвалидов, увольняемых в запас военнослужащих, а во всех остальных случаях - до 70%.;
• проведение конкурсов среди вузов, способных качественно организовать соответствующие бизнес-дисциплины и открытие в них соответствующих направлений подготовки. Одним из главных внутренних ограничителей развития, замедляющий реализацию инновационного потенциала малого пред-
инимательства, является узость финансовой базы при высокой стоимости нововведений, а именно: нехватка собственных средств; ограниченность бюджетного финансирования, в том числе недостаток заемных и привлеченных средств. Основным источником финансирования пока остаются доходы от собственной деятельности.
Банковское кредитование в настоящий момент не решает проблем развития малого инновационного предпринимательства. А ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность малых предприятий на рынке труда, оборудования и недвижимости. Выход видится в венчурном финансировании малого инновационного предпринимательства. Преимущества венчурного финансирования перед другими его формами состоят в следующем.
Во-первых, оно создает финансовую базу для будущего роста компании. Во-вторых, средства предоставляются новой компании, планирующей производство наукоемкой продукции, на долгосрочную перспективу.
В-третьих, в течение всего периода развития венчурные капиталисты не требуют выплаты процентов по вложенным средствам, а тем более - возмещения капитала. В-четвертых, венчурное финансирование подразумевает вложение не только капитала,
но и управленческих умений, необходимых для старта, налаживания деятельности и управления.
В-пятых, наличие широкого спектра источников, типов и видов венчурного капитала позволяет новым высокотехнологичным компаниям получить необходимые инвестиции практически на любом этапе своего развития, в том числе и на самом раннем.
Прочно встав на ноги, нарастив свою капитализацию, малое инновационное предприятие может выкупить долю, ранее уступленную венчурному фонду [4, С.6-7].
Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что для формирования инновационной экономики в России требуется не только значительный организационно-управленческий и правовой импульс, но и оздоровление среды, в которой могут быть реализованы частные инициативы и активизированы экономические агенты. Поэтому стимулирование инновационной активности компаний со стороны государства должно включать в себя:
• создание благоприятных условий для формирования инновационно восприимчивой среды с соответствующим климатом преобразовательной деятельности;
• снижение инновационных и предпринимательских рисков на этапах реализации инновационного проекта, т.е. создание благоприятного инновационного климата в стране и в регионе;
• развитие интеграционных связей между крупными, средними и малыми компаниями;
• содействие формированию высокотехнологичных, наукоемких малых фирм не только в инфраструктуре промышленного сектора, но и во всех секторах экономики;
• создание и поддержку высокотехнологичных компаний и стимулирование инновационной активности малых компаний.
В заключение подчеркнем, что инновационное развитие экономики возможно лишь при условии наличия высокого инновационного потенциала у предприятий, государственной
поддержки инновационно-активных предприятий, а также четкой законодательной базы, регулирующей и стимулирующей инновационную деятельность предпринимательства в целом.
Литература
1. Степанова Н. А. Актуализация инновационной функции малого предпринимательства в республике Саха (Якутия) // Региональная экономика. - 2008. - № 12. - С. 46.
2. Стенограмма парламентских слушаний на тему «Приоритеты поддержки отечественной науки и механизмы стимулирования инновационной деятельности» // Инновации. - 2008. - № 3. - С. 19.
3.Тарутин А. «Узкие места» инновационного процесса // Экономист. - 2008. - № 10. - С. 44.
4. Костров А. Новые технологии можно и нужно тиражировать через развитие предпринимательства // Человек и труд. - 2009. - № 3.
Dubinin A.S.
Post-graduate, department of Economic Theory, Institute of Economics and Management, Novgorod Yaroslav the Wise State University
Activation of innovation functions of small business
_Abstract
Based on the analysis of functions of small enterprises in the innovation system, the author highlights the main types of small innovative companies. Considered constraints of development, slowing down the implementation of the innovative capacity of small businesses. To create an innovative economy in Russia it requires not only significant organizational, management and the Legal momentum, but also the improvement of the environment, in which private initiatives can be implemented and economic agents revitalized.
Keywords: innovation system, types of small innovative companies, functions of small innovative companies, innovative and receptive environment, the competitiveness of small enterprises, innovative business, venture financing
инновационному
_развитию
экономики будут способствовать
_высокий инно-
_вационный
_потенциал
_предприятий,
государственная
_поддержка
_инновационно_активных
_предприятий,
_а также
_формирование
_четкой
законодательной базы