УДК 37.01
Игнатова Валентина Александровна
доктор педагогических наук,
профессор кафедры моделирования физических
процессов и систем
Тюменского государственного университета
Игнатов Сергей Борисович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии Института менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового университета
АКТИВИЗАЦИЯ ЭКОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУМАНИТАРИЯ
Ignatovа Valentina Aleksandrovna
D. Phil. in Education Science, Professor, Physical Processes and Systems Simulation Department, Tyumen State Oil and Gas University
Ignatov Sergey Borisovich
PhD in Education Science, Assistant Professor, Sociology Department, Institute of Management and Business, Tyumen State Oil and Gas University
REINFORCEMENT OF ECO-CULTURAL POTENTIAL OF THE NATURAL SCIENCE TRAINING OF STUDENTS MAJORING IN LIBERAL ARTS
Аннотация:
В статье раскрыты возможности и средства активизации экокультурного потенциала естественно-научного образования вузе за счет студентов гуманитарных направлений подготовки в реализации содержания системно-синергетиче-ского подхода. Представлен построенный на основе этого подхода авторский учебный курс «Современная научная картина мира». Отмечено, что использование разработанного курса в образовательном процессе оказывает позитивное влияние на формирование элементов экологической культуры обучающихся.
Ключевые слова:
естественно-научное образование, системно-синер-гетический подход, содержание образования, экологическая культура, экокультурный потенциал.
Summary:
The article deals with the resources and means of reinforcement of the eco-cultural potential of the natural science training of higher school students majoring in liberal arts by introducing the system-synergetic approach in its content. The authors present an original course "The modern scientific picture of the world" based on this approach. It is noted that the use of the developed course in the educational process has a positive influence on the formation of students' ecological culture.
Keywords:
natural science education, system-synergetic approach, content of education, ecological culture, eco-cultural potential.
Формирование экологической культуры личности является одной из приоритетных задач образования в интересах общества, устремленного к устойчивому развитию. В связи с этим разработка средств активизации экокультурного потенциала содержания образования становится актуальной проблемой теории и методики профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений.
В научной литературе дефиниция «потенциал» рассматривается как внутренний ресурс системы, совокупность ее скрытых возможностей и резервов, которые при определенных условиях могут быть приведены в действие и использованы для решения большого числа задач. Исходя из этих позиций экокультурный потенциал образования - это те источники, возможности и средства образования, которые могут быть приведены в действие и использованы для обеспечения успешности процесса формирования экологической культуры обучающихся.
В зарубежной и отечественной научно-педагогической литературе в последней трети ХХ в. появился термин «экокультурный потенциал образовательной среды». Он характеризует возможности формального и неформального образования, отдельных образовательных областей, методических систем и средств в формировании экологической культуры личности. В качестве таких средств выступают содержание образования, методики и технологии обучения и воспитания, формы организации образовательно-воспитательного процесса, программы, учебно-методические комплексы, учебники, техническое обеспечение и другие.
Базовым источником экокультурного потенциала является содержание образования. Это тот полигон, на котором создаются условия для взращивания личности. На его информационном поле разрабатываются методики и технологии обучения. Оно является теоретической основой организации продуктивной деятельности обучающихся, формирования у них умений и навыков
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
практической экологически обоснованной деятельности. Основную тяжесть нагрузки в их становлении несет естественно-научная составляющая профессионального образования.
Особую актуальность приобретает проблема повышения экокультурного потенциала содержания естественно-научного образования будущих работников социально-гуманитарной сферы, которые в процессе своей профессиональной деятельности призваны осуществлять образовательные, воспитательные и просвещенческие функции в работе с разными слоями населения. Однако анализ сложившейся естественно-научной подготовки выпускников этой категории указывает на недостаточную разработанность методических средств активизации имеющегося в ее содержании экокультурного потенциала.
В силу сложившихся традиций с повышением экокультурного потенциала образования связывают наполнение его содержания фактическим материалом, информирующим о частных проблемах экологии и охраны природы. Однако в условиях такого подхода существенно повлиять на эффективность процесса развития экологической культуры обучающихся не удается. Как показали наши исследования [1], остается низким уровень ее базовой компоненты - экологического мировоззрения и таких его важнейших составляющих, как понимание экоцентризма и универсального эволюционизма, природы механизмов регулирования деятельности человека в социо-природной среде.
Один из возможных способов снижения остроты этой проблемы ряд исследователей связывает с реализацией в содержании естественно-научного образования идей и познавательных моделей системно-синергетического подхода, основания которого составляет теория самоорганизации и эволюции сложных систем, далеких от равновесия (синергетика) [2; 3]. Эта трансдисциплинарная научная теория раскрывает общие механизмы развития систем разной природы, выявляет роль коллективных взаимодействий отдельных элементов и интеграции их состояний на пути к самоорганизации и самосовершенствованию, дает полное развернутое представление о том, как из хаоса рождается упорядоченная сложность, подводит к пониманию универсального эволюционизма и осознанию всеобщего единения мира. Ее основные понятия - система, процесс, обратная связь, кооперативное взаимодействие, самоорганизация, организация и другие -могут стать инвариантами интеграции естественно-научного и социально-гуманитарного знания в содержание образования [4].
Выявленные синергетикой общие механизмы и закономерности протекания процессов самоорганизации позволяют построить единую процессуальную модель мира. Благодаря этому окружающий мир предстает перед студентом как иерархия взаимодействующих развивающихся систем, в которой все - жизнь неживой и живой природы, жизнь и творчество человека, жизнь общества и культура - связано со всем, вплетено в единую ткань мироздания и подчинено единым вселенским законам. Реализация ее идей в содержании образования создает базу для формирования представлений об экоцентризме, понимания идеи универсального эволюционизма и механизмов поддержания устойчивости социоприродных систем, осознания необходимости регулирования деятельности человека в биосфере.
С опорой на эти позиции для студентов гуманитарных направлений подготовки нами был разработан авторский курс «Современная научная картина мира» [5]. Его содержательное поле состоит из трех основных модулей, общих для всех гуманитарных специальностей, и вариативного (прикладного), раскрывающего возможности использования приобретенных знаний в той области, с которой связана будущая профессия студента. Содержание прикладного модуля может стать основой для моделирования профессионально ориентированных элективных поддерживающих курсов и междисциплинарных мобильных модулей экокультурной направленности.
Каждый модуль сопровождается системой заданий мировоззренческого характера. Их решение связано с коллективным осмыслением проблемы, дискуссией, обсуждением позиции каждого участника, доводов «за» и «против», нахождением точек соприкосновения разных мнений, выработкой оптимальных решений. Выполнение таких заданий требует творческого подхода. Использование на практических занятиях всей доступной студенту информации из самых разнообразных источников, технологий работы в малых группах сотрудничества, мозгового штурма, методов эвристики и синектики активизирует познавательную деятельность обучаемых и развивает их творческие способности. Компьютерные симуляции расширяют возможности обучающихся, позволяют им в виртуальном пространстве рассматривать развитие процессов, моделирование которых в реальных условиях затруднено.
Для оценки влияния нового курса на достижения студентов были разработаны критериально-оценочный аппарат и система диагностических заданий. Количественно достижения оценивались с помощью расчетов «выборочных средних» распределений обучающихся (статистических весов) по уровням. Использовались также суммарные приращения статистических весов по всем диагностируемым показателям, характеризующих накопительный эффект измеряемых
признаков. Как показывает наш опыт, использование структурированного таким образом естественно-научного курса способствует гармонизации познавательной сферы студентов, динамичному развитию их социально-личностных качеств и мировоззренческих установок. В качестве примера приведем изменения средневзвешенных значений (АС) отдельных показателей, характеризующих развитие экологического мировоззрения у студентов контрольной группы (КГ), изучавших курс «Концепции современного естествознания», и студентов экспериментальной группы (ЭГ), изучавших курс «Современная научная картина мира». К их числу мы отнесли сформиро-ванность целостной картины мира (1) и представлений об экоцентризме (2), понимание идеи универсального эволюционизма (3), сходства и различия механизмов поддержания устойчивости в природных и социальных системах (4), осознанность необходимости регулирования деятельности человека в биосфере (5) (табл. 1).
Таблица 1 - Изменение средневзвешенных значений показателей экологического
мировоззрения
Показатель 1 2 3 4 5
Группа AG
КГ 1,7 2,0 3,4 1,4 0,6
ЭГ 5,7 6,4 7,0 3,4 3,3
Аналогичная динамика наблюдается и по таким показателям, как объем естественно-научных знаний, умение оперировать ими в других сферах познания и использовать для описания поведения систем разной природы; развитие экологического мышления, понимание идеалов устойчивого развития и своей социальной миссии в его реализации, следование нормам и требованиям экологического императива, умение использовать полученные теоретические знания и практические навыки экосообразной деятельности в окружающей среде, которые характеризуют студента как экокультурную личность.
Полученные нами результаты являются важными для теории и практики естественно-научного образования в контексте устойчивого развития. Однако следует отметить, что введение в учебные планы представленного в статье курса не может полностью решить проблемы успешности формирования экологической культуры выпускников. Наряду с ним необходимы более эффективное использование того экокультурного потенциала, который заложен в содержании дисциплин общекультурного и профессионального циклов их подготовки, а также поддержка со стороны интегрированных курсов экокультурной направленности по выбору студента.
Ссылки:
1. Игнатов С.Б. Социологический анализ экологической культуры студентов // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2011. № 1 (28). С. 84-87.
2. Аршинов В., Буданов В., Суханов А. Естественно-научное образование гуманитариев: на пути к единой культуре // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 113—1l7.
3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. М., 2009. 240 с.
4. Игнатов С.Б. Отбор и структурирование содержания интегрированных учебных курсов экокультурной направленности // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. С. 167—170.
5. Игнатов С.Б., Игнатова В.А. Современная научная картина мира : учебник. Тюмень, 2010. 240 с.