Научная статья на тему 'Активационная терапия школьников биостимулятором, как способ повышения резистентности детской популяции'

Активационная терапия школьников биостимулятором, как способ повышения резистентности детской популяции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
269
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активационная терапия школьников биостимулятором, как способ повышения резистентности детской популяции»

АКТИВАЦИОННАЯ ТЕРАПИЯ ШКОЛЬНИКОВ БИОСТИМУЛЯТОРОМ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ДЕТСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ

Михайличенко К.Ю., Назаров В.А., Чижов А.Я.

Российский университет дружбы народов, экологический факультет, кафедра судебной экологии

В статье приводятся результаты сравнительного анализа состояния здоровья школьников старших классов в зависимости от характера их адаптационных реакций до и после проведения активационной терапии природным адаптогеном. Выявлено достоверное увеличение числа учащихся с реакциями повышенной активации, что соответствует особенностям адаптационных реакций редко болеющих детей.

Изучение адаптационных реакций детского организма в условиях влияния факторов внешней среды является одной из актуальных задач современной экологии и медицины. Неблагоприятные факторы окружающей среды постепенно истощают резервные возможности детского организма, особенно при увеличении нагрузки на функциональные системы, которое наиболее выражено во время обучения в школе.

В условиях чрезмерных или длительных воздействий неблагоприятных для организма факторов могут наступать значительные отклонения констант за пределы допустимых границ, что приводит к нарушению нормального течения физиологических функций и развитию патологического процесса. При возникновении патологических состояний адаптация играет существенную роль в развитии различных компенсаторных изменений в организме, защитных механизмов, противодействующих развитию болезни [5].

В связи с тем, что большинство исследований выявляют отрицательные тенденции в структуре здоровья детского населения (наблюдается рост и распространенность хронических заболеваний, функциональных нарушений органов и систем организма) [4], что подтверждается результатами проведенных авторами исследований [2], видится целесообразным провести оценку адаптационных реакций детей школьного возраста и, в случае необходимости, провести их коррекцию с помощью адаптогенов.

Целью настоящего исследования явился сравнительный анализ характера адаптационных реакций школьников и оценка эффективности действия адаптогенов на резистентность их организма.

Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи: проведение тестирования в программе «Антистресс» для получения информации о характере адаптационных реакций учащихся; сопоставление результатов состояния здоровья до и после проведения активационной профилактики фитоадаптогеном; анализ результатов адаптационных реакций и, в случае необходимости, разработка рекомендаций по улучшению состояния здоровья.

У детей, так же, как и у взрослых, было выявлено пять основных типов адаптационных реакций: стресс, переактивация и антистрессорные реакции тренировки, спокойной активации и повышенной активации. Каждая из этих реакций соответствовала определенному функциональному состоянию организма ребенка и уровню его здоровья. В остром периоде заболевания (бронхит, бронхопневмония) наблюдался стресс; при обострении экссудативно-катаррального диатеза - переактивация. У часто болеющих детей в периоды здоровья наблюдались главным образом напряженные реакции тренировки и спокойной активации. «Идеальному здоровью» (очень редко болеющие или почти не болеющие дети) соответствовала реакция повышенной активации. Эта же реакция сопровождает заключительные этапы выздоровления.

Целью активационной терапии у детей является вызов реакций повышенной и спокойной активации, наиболее значительно повышающих неспецифическую резистентность организма.

Для активационного оздоровления, профилактики и лечения разных болезней у детей следует принимать природные биостимуляторы. Наиболее эффективное действие оказывает экстракт элеутерококка [1].

Материалы и методы исследования. Изучение адаптационных реакций учащихся школы №21 г. Люберцы Московской области проводилось в 2010-2011 гг.

Город Люберцы Московской области характеризуется неблагоприятной экологической обстановкой и ростом заболеваемости детского населения [3].

Обследование школьников проводилось с помощью программы «Антистресс», разработанной Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной, Т.С. Кузьменко, Г.Н. Толмачев, А.Б. Горстко. Авторы программы являются ведущими специалистами в мире в области исследования адаптационных реакций.

В исследовании приняли участие школьники старшей возрастной группы: 15-17 лет (9, 10, 11 классы). Выборка составляла 75 человек. Опросник самооценки, лежащий в основе программы «Антистресс» и созданный в результате накопления значительных данных о корреляции самочувствия людей с разными адаптационными реакциями различных уровней реактивности, является высокоинформативным и довольно точным (94% попадания).

В результате тестирования были получены данные о характере адаптационных реакций, на основе которых были отобраны школьники с различной степенью нарушения здоровья. После чего учащимся, у которых наблюдалось нарушение здоровья, была проведена активационная терапия с помощью природного биостимулятора - экстракт элеутерококка. Школьники должны были принимать его ежедневно в течение одного месяца в дозах, рассчитанных в зависимости от типа наблюдаемой адаптационной реакции.

Результаты и их анализ. Проведя сравнительный анализ адаптационных реакций и соответствующих им показателей состояния здоровья школьников старших классов до и после активационной профилактики фитоадаптогеном, были получены следующие результаты (табл. 1):

Таблица 1

Состояние здоровья и типы адаптационных реакций учащихся до и после приема биостимулятора

Тип реакции Состояние здоровья до профилактики после профилактики t Р

% от общего кол-ва т: % от общего кол-ва т2

Актива ция повышен ная хорошее 14,0 3,5 34,8 4,8 3,5 < 0,001

спокойна я удовлетвори- тельное 42,0 4,9 47,9 5,0 0,8 >0,05

Тренировка удовлетвори- тельное 2,0 1,4 5,4 2,3 1,2 < 0,05

Переактивация нарушение здоровья 40,0 4,9 1,3 1,1 7,7 < 0,001

Стресс значительное нарушение здоровья 2,0 1,4 10,6 3,0 2,2 >0,05

В результате анализа адаптационных реакций школьников старших классов до и после приема адаптогена было выявлено, что количество учащихся старших классов, имеющих адаптационные реакции соответствующие хорошему и удовлетворительному состоянию здоровья, значительно возросло (+ 30,1%) после активационной терапии экстрактом элеутерококка. При этом количество учащихся, у которых стали преобладать реакции повышенной активации, возросло на 20,8%, что соответствует особенностям адаптационных реакций редко болеющих детей. При этом число школьников с реакциями переактивации, противоположными стрессу, но также являющимися неспецифической основой патологии, достоверно уменьшилось (- 39,1%).

Проведенное исследование показало, что для активационного оздоровления, профилактики и лечения различных болезней у детей, несомненно, следует принимать природные биостимуляторы.

Облегчает активационную терапию у детей то, что повышенная активация - это свойственная этому возрасту реакция, и она легко у них развивается [1]. Кроме того, в детском возрасте крайне редко развиваются стойкие состояния, состояния ареактивности, и дети довольно легко меняют тип адаптационной реакции, причем стремятся в сторону реакций активации.

В качестве рекомендаций, хотелось бы подчеркнуть необходимость активационной профилактики учащихся, резервные возможности организма которых особенно уязвимы при увеличении нагрузки на функциональные системы во время обучения в школе.

Литература

1. Гаркави Л.Х. Активационная терапия. Антистрессорные реакции активации и тренировки и их использование для оздоровления, профилактики и лечения. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 256 с.

2. Михайличенко К.Ю., Назаров В.А., Кондрашова А.С., Чижов А.Я. Параметры школьной среды как фактор, негативно влияющий на здоровье учащихся // Вестник РУДН. Сер. Медицина. - М.: изд-во РУДН, 2010. - №4. - С. 342-348

3. Статистический отчет Департамента здравоохранения г. Люберцы за 2000-2005 гг. - Люберцы, 2006. -68 с.

4. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Беренков Л.Ф. и др. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2009. - №2. - С. 57-81.

5. ЧижовА.Я. Современные проблемы экологической патологии человека. Учебное пособие. - М.: изд-

во РУДН, 2008. - 611 с.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье

и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г. и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

SCHOOLBOYS ACTIVATION THEROPY BY BIOSTIMULANT AS A WAY OF CHILDREN’S POPULATION RESISTANCE INCREAS

K.Yu. Mikhaylichenko, A. V. Nazarov, A.Ya. Chizhov

Department of Judicial Ecology RPFU. Moscow. 115093. Podolskoye shosse 8/5.

Ecological faculty

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.