Научная статья на тему 'Применение природных адаптагенов у студентов'

Применение природных адаптагенов у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
340
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / КОРРЕКЦИЯ АДАПТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маркин В. В., Маркина Л. Д.

Уровень индивидуального здоровья студентов оценивался методами активационной профилактики и терапии (АПТ) и кардиоинтервалографии. Сопоставлены объективные и субъективные показатели здоровья. Проведена коррекция адаптационного состояния студентов с помощью адаптогенов растительного происхождения, назначаемых по компьютерной программе «Антистресс». Наиболее эффективными в этом плане оказались настойка аралии манчжурской и экстракт родиолы розовой, применение которых способствовало значительному улучшению психофизиологического состояния студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF NATURAL ADAPTOGENS FOR STUDENTS

The level of personal student health was evaluated by the method of activated prophylaxis and therapy (APT) and cardiointervalgraphy. Objective and subjective health indices were compared. Correction of adaptive state of students was done with the help of plant adaptogens, which were prescribed in accordance with computer program Antistress. The most effective were tincture of aralia manchzhurskaya and extract of pink radiola. The use of this means contributed to significant improvement of psycho-physiological state of students.

Текст научной работы на тему «Применение природных адаптагенов у студентов»

ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЭКОЛОГИЯ

© МАРКИН В В., МАРКИНА Л.Д.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ АДАПТАГЕНОВ У СТУДЕНТОВ

В.В. Маркин, Л.Д. Маркина Владивостокский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф.

Ю.В. Каминский; кафедра нормальной физиологии с курсом психофизиологии, зав. -

д.м.н., проф. Л.Д. Маркина.

Резюме. Уровень индивидуального здоровья студентов оценивался методами активационной профилактики и терапии (АПТ) и кардиоинтервалографии. Сопоставлены объективные и субъективные показатели здоровья. Проведена коррекция адаптационного состояния студентов с помощью адаптогенов растительного происхождения, назначаемых по компьютерной программе «Антистресс». Наиболее эффективными в этом плане оказались настойка аралии манчжурской и экстракт родиолы розовой, применение которых способствовало значительному улучшению психофизиологического состояния студентов.

Ключевые слова: показатели здоровья, коррекция адаптационного состояния.

Показатели состояния здоровья и его градаций традиционно подразделяются на две категории: субъективные и объективные. Известно, что болезнь и здоровье разделяет так называемое «третье состояние» (донозологические формы адаптации). Существуют различные градации здоровья здорового человека. Они анализируются через степень адаптации организма или его отдельных систем [1,3,4,5]. При данном подходе имеется возможность сопоставления объективных и субъективных показателей состояния здоровья. Согласно данным Е.Д. Хомской и др. [6], студенты с низкой степенью адаптации имеют адекватную субъективную оценку своего здоровья, в то время как у лиц с удовлетворительной адаптацией наблюдается несовпадение субъективных и объективных характеристик образа «телесного Я». Оценка адаптационного статуса студентов в динамике обучения (от 1 до 6 курсов) в ВГМУ показала, что на всех курсах преобладают лица, находящиеся в «третьем состоянии». Самой малочисленной является группа студентов с нормальной адаптацией. Они уже к концу второго года обучения адаптируются к учебе, на протяжении 3, 4, 5-го курсов их состояние относительно стабильно, а к 6-му - отмечается его улучшение. Число студентов с неудовлетворительной адаптацией практически не меняется от 1 к 6-му курсу [4]. Недостаточный уровень методических разработок для достоверной оценки и эффективной коррекции адаптационных возможностей человека препятствует активному внедрению

новых технологий в практическое здравоохранение. С целью компенсации существующего пробела было предпринято настоящее исследование.

Материалы и методы

Проведена оценка уровня здоровья (УЗ) 107 девушек - волонтеров второго курса ВГМУ и Морского государственного университета в возрасте 18-20 лет методом активационной профилактики и терапии (АПТ) с помощью компьютерной программы «Антистресс», разработанной на основе психологического опросника [2]. Исследование началось с комплексной оценки исходного состояния, после чего были сформированы контрольная (25 человек) и экспериментальная группы, члены которой употребляли настойку аралии, экстракт родиолы розовой (по 27 соответственно) и настойку лимонника (28) в течение 8 (с октября по май) месяцев. По результатам тестирования составлялся паттерн психофизиологического статуса человека, соответствующий тому или иному типу адаптационной реакции (АР) на определенном уровне реактивности (УР) [2]. Выделяли 18 вариантов состояния: (РТ-Л,Б,С,Б; РСА-Л,Б,С,Б; РПА-Л,Б,С,Б; РС-Л,Б,С,Б и РП-С,Б), где РТ - реакция тренировки, РСА - реакция спокойной активации, РПА - реакция повышенной активации, РС - реакция стресса, РП - реакция переактивации; А - высокий УР, В - средний, С - низкий, Б - очень низкий. По результатам опроса наряду с типом адаптационной реакции делалось заключение об общем состоянии человека на момент обследования и о принадлежности его к тому или иному уровню здоровья (УЗ) (табл. 1). Динамическое тестирование студентов проводилось каждые 14 - 15 дней в одно и то же время суток (с 9-30 до 11-00); при необходимости программой подбиралась и корректировалась доза употребляемых растительных адаптогенов, которые принимались однократно утром (до 9-00) натощак.

Среди объективных показателей использовался индекс напряжения (ИН) Р.М. Баевского [1]. Качество вегетативной регуляции по ИН определялось с учетом рекомендаций А.Д. Ноздрачева и Ю.В. Щербатых [7]: ваготонии соответствовало значение ИН менее 30 у.е., эйтонии - 31-120 у.е., симпатикотонии - 121-300 у.е., сверхсимпатикотонии - 301-600 у.е., дезадаптации - более 600 у.е. В зависимости от значения ИН выделено 4 группы адаптации: нормальная (ИН=46-148 у.е.); напряжение механизмов адаптации (ИН=149-564 или 20-45 у.е.); неудовлетворительная адаптация (ИН=565-1170 или 11-19 у.е.); срыв механизмов (ИН>1170 или <11 у.е.) [8]. Количественный анализ результатов осуществлялся с применением критерия Стьюдента и непараметрического критерия знаков (2). Легитимность проведения исследования подтверждена решением независимого междисциплинарного комитета Владивостокского государственного медицинского университета (протокол № 8/12 от 16. 06. 2005).

Результаты и обсуждение

1. Анализ динамики адаптационного состояния студентов Диагностика адаптационного состояния методом АПТ выявила динамику соотношения УЗ в контрольной и экспериментальной группах. В контроле имело место изменение соотношения лиц в промежуточных состояниях (II и III УЗ) при сохранении количества девушек в I и IV УЗ. Употребление растительных адаптогенов способствовало росту доли студентов в I УЗ и суммарного показателя I и II УЗ за счет сокращения числа неблагоприятных состояний (III и IV УЗ). Применение критерия знаков (ъ) показало, что в группе лиц, употреблявших настойку аралии, ъф = ъ для а = 5 % и п = 21; среди принимавших настойку лимонника ъф = ъ для а = 1 % и п = 19; в группе употребления экстракта родиолы розовой ъф = ъ для а = 1 % и п = 22. В контрольной группе ъф < ъ для а = 5 % и п = 16. Таким образом, гипотеза об улучшении адаптационного состояния организма путем употребления адаптогенов растительного происхождения подтверждается статистически с достоверностью 95 % при приеме аралии и 99 % при употреблении лимонника и родиолы розовой.

В экспериментальных группах у людей с позитивной динамикой были выявлены три наиболее ярких периода улучшения адаптационного состояния и последующего удержания достигнутого уровня до окончания наблюдения. Первый отмечен через один -два месяца от начала употребления адаптогенов, второй - через три - четыре месяца, третий - через шесть - семь месяцев.

Достигнутый уровень считался стабилизированным при троекратном подтверждении методом АПТ с интервалом 14-15 суток. Распределение студентов, употреблявших настойку аралии, лимонника и экстракт родиолы розовой, по указанным периодам было следующим: восемь (44,44 %) человек - три (18,75 %) - семь (38,89 %) достигли улучшения в первый период и удержали статус без существенных колебаний до конца исследования; семь (38,89 %) - пять (31,25 %) - шесть (33,33 %) студентов - во второй и три (16,67 %) - восемь (50 %) - пять (27,78 %) соответственно - в третий.

Приведенные цифры показывают высокую эффективность малых доз настойки аралии в течение 1-4 месяцев употребления (позитивная динамика в эти сроки у 83,33 % из всех людей, добившихся улучшения состояния), сходная тенденция отмечена и при приеме экстракта родиолы. Эффект малых доз настойки лимонника нарастал при длительном (6-7 месяцев) употреблении.

2. Соотнесение субъективных и объективных показателей УЗ

При определении ИН было выявлено, что среди лиц с I УЗ его среднее значение составляет 86,12 ± 11,50 у. е.; среди студентов со II УЗ - 130,58 ± 14,17 у. е.; с III - 119,25 ± 14,23, а с IV - 141,10 ± 42,40 у. е. Таким образом, уровень ИН у девушек с I УЗ соответствует нормотонии, а в группах II, III и IV УЗ имеет место тенденция смещения ИН в сторону симпатикотонии, наиболее ярко выраженной в последней группе. Уровень ИН среди обследуемых с I УЗ достоверно отличается от такового у лиц со II, III и IV уровнями (р < 0,05). С целью сопоставления диагностической эффективности методов кардиоинтервалографии и АПТ были проанализированы результаты исследования каждого участника двумя методами (табл. 2). Прослеживается тенденция сдвига вегетативного гомеостаза в сторону напряжения и срыва механизмов адаптации по мере ухудшения типа АР и УР. Очень четкая разница отмечается в распределении ИН по категориям среди лиц в I и IV УЗ, в то время как среди девушек во II и III уровнях процентное соотношение разных градаций ИН весьма сходное. Это позволяет высказать предположение о большей чувствительности метода АПТ в дифференциации промежуточных состояний (II и III УЗ), в то время как состояния напряжения механизмов адаптации и неудовлетворительной адаптации по ИН объединяются в категорию донозологических состояний [1, 8].

Сопоставление динамических изменений адаптационного статуса по методу АПТ и ИН дало следующую картину: среднее значение ИН у 23 студентов, сохранивших исходное состояние I и II УЗ сместилось в коридор нормотонии (со 136,69 ± 32,66 до 98,88 ± 19,96 у.

е.); при удержании исходного III и IV уровня, у 12 девушек, напротив, имела место тенденция роста симпатикотонии (с 83 ± 20,53 до 134 ± 32,99 у. е.). Уровень ИН у 25 участниц, добившихся улучшения адаптационного состояния от II и III УЗ к I, достоверно уменьшился ( р < 0,05) со 111,88 ± 21,52 до 75,38 ± 8,59 у. е.; у 29 человек, достигших II и III УЗ от III и IV, ИН возрос со 118,33 ± 19,67 до 167,10 ± 32,52 у. е., что говорит о повышении степени симпатикотонии, сопровождавшем и негативную динамику УЗ 16 лиц: рост ИН со 121,68 ± 23,87 до 129,51 ± 32,62 у. е.

Оценка изменений ИН по группам употребления различных адаптогенов показала, что при приеме настойки аралии и лимонника имел место недостоверный рост симпатикотонии: со 110,02 ± 15,11 до 144,44 ± 34,39 и со 107,75 ± 21,33 до 136,99 ± 24,40 у. е. соответственно. Употребление экстракта родиолы розовой способствовало снижению среднего группового уровня ИН со 111,88 ± 22,25 до 91,03 ± 17,43 у. е.; недостоверное снижение симпатикотонии наблюдалось в группе контроля: со 138,95 ± 30,13 до 108,28 ± 14,81 у.е. Статистическая обработка динамики ИН с использованием критерия знаков обнаружила улучшение его значений при употреблении аралии и родиолы розовой на 5 % уровне значимости. В группе употребления лимонника и в контроле изменения ИН в

динамике по критерию ъ оказались недостоверными. Это связано с ростом уровня симпатикотонии у лиц, употреблявших лимонник.

Употребление растительных адаптогенов позволило удержать ИН в коридоре нормы 21 из 38 (55,26 %) человек, причем в группе приема аралии и родиолы эти цифры составили 72,73 и 73,33 %, а при приеме лимонника - лишь 16,67 % (подавляющее большинство перешло в категорию напряжения механизмов адаптации). Из исходного статуса напряжения к норме пришли 13 из 38 (34,21 %) обследуемых, что у 11 (84,62 %) -сопровождалось гармонизацией состояния по АР. Это было также характерно для 16 из 21 (76,19 %) сохранивших ИН в зоне нормы и для 11 из 15 (73,33 %) девушек, перешедших от нормы к напряжению механизмов адаптации. Двадцать (52,63 %) человек удержали статус напряжения механизмов адаптации, причем доля позитивной, устойчивой и негативной динамик по АР среди них составила восемь (40 %), семь (35 %), пять (25 %) учащихся. Сдвиг из коридора напряжения ИН к неудовлетворительному уровню в трех случаях из пяти сочетался с удержанием II УЗ, по одному человеку смогли улучшить и ухудшить статус, определяемый методом АПТ. Всем пяти студентам удалось гармонизировать исходно неудовлетворительный уровень ИН до напряжения (три человека) и нормы, что у четырех - сопровождалось ростом адаптационных возможностей, выявляемых методом АПТ, а в одной ситуации - удержанием исходного II УЗ.

Одним из фундаментальных свойств живых открытых неравновесных систем, к которым относится организм человека, является их колебательная природа. Биоритмы адаптационных реакций подчинены циркадианному ритму. Каждой АР свойственны определенные частотные характеристики на разных иерархических уровнях, которые подстраиваются к более длинным - околосуточным ритмам [2]. Возможность варьирования околосуточного ритма в зависимости от характера АР разных УР повышает адаптивность организма, увеличивая его связь с внешней средой, и делает ее менее жесткой. Целенаправленный вызов АР может реализоваться благодаря резонансному взаимодействию, когда частота внешнего фактора («принудителя») является близкой или кратной частоте, свойственной данной реакции, то есть, в первую очередь, частотам ЦНС и всего организма как единого колебательного контура.

Суть примененного в работе варианта метода АПТ состоит в использовании малых доз адаптогенов растительного происхождения в качестве такого экзогенного фактора синхронизации нейро - эндокринного аппарата управления и, как следствие, организма в целом. Наиболее чувствительным, восприимчивым к внешним стимулам организм бывает в ранние утренние часы (с 5 до 9 часов), поэтому воздействие адаптогенами именно в это время бывает максимально эффективным. Длительное отслеживание адаптационного

состояния с многократным его тестированием и уточнением дозы (частоты) воздействующего фактора позволяет организму сонастраиваться на АР высоких УР. Этому способствует колебательно - резонансное дозирование адаптогенов: доза

ежедневно меняется на 1-2 капли (в зависимости от вида адаптогена) в течение 3-4 дней, после чего возвращается к начальному уровню (например: 14-13-11-10-14-13-11-10 капель с трех-четырех кратным повторением ступенчатого цикла). Каждые 14-15 дней проведение исследования типа АР и УР позволяет корректировать дозу воздействия, вызывая и стабилизируя гармоничные реакции. Наличие разных АР и их закономерное повторение при увеличении действующего фактора на определенную величину (коэффициент реакции) также говорит о резонансном механизме их развития. При функциональных состояниях организма, являющихся основой нормы, наблюдается хорошая синхронизация. Так, по степени синхронизации понятиям «норма», «здоровье» -соответствуют антистрессорные РПА, РСА и РТ, развивающиеся на высоких УР. Это и понятно, так как синхронизация является энергетически оптимальным режимом функционирования динамической системы и обеспечивает ей свойства целостности и устойчивости. При РС, а также РП наблюдается десинхронизация, которая усиливается по мере снижения УР [2], поэтому данные реакции являются неспецифической основой патологии. РТ, РСА и РПА по уровню синхронизации бывают негармоничными, когда развиваются на низких УР. В этих случаях они являются основой донозологических состояний или предболезни. Проявляется десинхронизация снижением физической и умственной работоспособности, активности, нарушением сна и аппетита, утратой оптимизма, нарастанием тревожности, угнетенности и раздражительности.

Таким образом, установлена изменяемость адаптационных реакций. В контрольной группе их динамика носит разнонаправленный характер; при целенаправленном воздействии адаптогенами возможно корригирующее управление состоянием организма. По объективным показателям (ИН) не удавалось дифференцировать лиц с II и III УЗ, диагностируемых методом АПТ по психологическому опроснику. Студенты, имеющие напряжение или неудовлетворительную адаптацию, выявленные по ИН, объединялись в категорию II УЗ по методу АПТ (донозологические состояния). У лиц, сохранивших на протяжении 8 месяцев исходный I и II УЗ, ИН сместился от симпатикотонии к нормотонии, в то время как удержание исходного III и IV УЗ сопровождалось ростом симпатикотонии. Улучшение УЗ от II и III к I сочеталось с достоверным уменьшением ИН в пределах эйтонии. Повышение степени симпатикотонии сопровождалось негативной динамикой УЗ и имело место при переходе от III и IV к II и III УЗ. Употребление настойки

лимонника сопровождалось ростом симпатикотонии, а экстракт родиолы розовой способствовал снижению среднего группового уровня ИН в пределах эйтонии. Прием настойки аралии и экстракта родиолы розовой способствуют статистически достоверному (р < 0.05) улучшению ИН.

USE OF NATURAL ADAPTOGENS FOR STUDENTS V.V. Markin, L.D. Markina Vladivostok state medical university

The level of personal student health was evaluated by the method of activated prophylaxis and therapy (APT) and cardiointervalgraphy. Objective and subjective health indices were compared. Correction of adaptive state of students was done with the help of plant adaptogens, which were prescribed in accordance with computer program “Antistress”. The most effective were tincture of aralia manchzhurskaya and extract of pink radiola. The use of this means contributed to significant improvement of psycho-physiological state of students.

Литература

1. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вестн. АМН СССР. - 1989. - №8. - С.73.

2. Гаркави Л.Х. Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к здоровью через процессы самоорганизации. - М.: Имедис, 1998. - 656с.

3. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. - Л.: Наука, 1980. - 260с.

4. Маркин В.В., Маркина Л.Д. Индивидуальный подход к оценке и коррекции функционального состояния организма студентов адаптогенами растительного происхождения // Изв. межд. АН высш. школы. - 2001. - №4 (18). - С. 163-170.

5. Михайлова Л. А. Здоровый подросток Сибири. Физиологические и экологические аспекты становления кислород - транспортной функции. - Новосибирск: Наука, 2006. -191 с.

6. Нейропсихология индивидуальных различий: учебное пособие / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка и др. - М., 1997. - 281с.

7. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы // Физиол. человека. - 2001. - Т. 27, №6. - С. 95-101.

8. Практикум по валеологии / В.Б. Войнов, Л.А. Бугаев, С.Н. Кульба и др. / Под ред. Г.А. Кураева. - Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 1999. - 194с.

Таблица 1

Категории состояния адаптационных механизмов соответственно типам

АР и УР организма [2]

Категория Уровня здоровья (УЗ) Адаптационные реакции, входящие в данную категорию Общее состояние

I РТ-А, РСА-А, РПА-А,В Отличное, хорошее

II РТ-В, РСА-В, РПА-С Удовлетворительное

III РС-А,В, РП-С, РТ-С, РСА-С,Б РПА-Б Легкое или умеренное нарушение здоровья

IV РС-С ,Б, РП-Б, РТ-Б Значительное нарушение здоровья или плохое

Таблица 2

Сопоставление состояний организма (%), выявленных методом активационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.