Научная статья на тему 'Аксиосфера Русского мира: культурное разнообразие подходов и концепций'

Аксиосфера Русского мира: культурное разнообразие подходов и концепций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ МИР / РУССКАЯ ИДЕЯ / АКСИОСФЕРА / RUSSIAN WORLD / THE RUSSIAN IDEA / AXIOSPHERE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефимец М. А.

Рассматриваются трактовки Русского мира, его трансформации и осмысление в разные историко-культурные периоды. Акцент сделан на политическую и социокультурную рефлексии новых сценариев развития Русского мира и России. Отмечается, что среди существующих трактовок выделяются не всегда и не во всем совпадающие светская и церковная (Русской православной церкви РПЦ и других клириков) трактовки Русского мира, а также концепция Всероссийского цивилизационного пространства Российского императорского дома Романовых. Останавливаясь на анализе Русского мира как цивилизации, пространства территориально-географического, социокультурного, уникальной этнокультурной общины, общины наций и народов, объединенных языком общения, русской (российской) культурой, сконцентрированной вокруг православного прихода, а также уникальной цивилизацией надэтнической и надконфессиональной и т. п., мы обращаем особое внимание на Русский мир как концепцию. Автор временнόе измерение Русского мира начинает с IX в., поясняя, что цикличность истории способствовала появлению современных для каждой эпохи версий Русского мира. Только за 500 лет истории государства Российского экспертами выделяется четыре периода крушения власти во время татаро-монгольского нашествия, в период Смутного времени, в 1917 и 1991 гг. Каждый из этих исторических периодов отличается новыми конструкциями Русского мира. Подробно исследован государственно-политический уровень изучения Русского мира, начало развития которого, по В. А. Никонову, связано с появлением фонда «Русский мир», стимулирующего старт обновленных подходов геополитического, геоэкономического и геокультурного. В работе представлены следующие важные аспекты аксиосферы Русского мира: восприятие Российской Федерации за рубежом, укрепление глобального статуса России-государства, исторически закрепившего за собой бренд всемирной культуры. Предложен вариант классификации подходов к осмыслению Русского мира, в котором наряду с концептуально-политической трактовкой речь идет о таких ее вариантах, как транснациональная, культур-философская, культурно-нормативная, этнои поликонфессиональная, лингвокультурологическая, позволяющих более полно и разносторонне раскрыть потенциал Русского мира, вектор его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiosphere of the Russian world: cultural diversity of approaches and concepts

The article considers the interpretation of the Russian world, its transformations and understanding in different historical and cultural periods. The emphasis is made on political and socio-cultural reflection of new scenarios for the development of the Russian world and Russia. The author stresses that among the existing interpretations, the secular and ecclesiastical (the Russian Orthodox Church the ROC and other clerics) interpretations of the Russian world are not always distinguished, as well as the concept of all Russian civilizational space by the Romanovs Russian Imperial house. Analyzing the Russian world as a civilization, territorial-geographical, socio-cultural space, unique ethno-cultural community, the community of Nations and peoples, united by the language of communication, Russian (Russia’s) culture, united around an Orthodox parish, as well as a unique supra-ethnic and supra-confessional civilization, etc., the author of the article pays special attention to the Russian world as a concept. The author starts the Russian world time dimension from the ninth century, explaining that the cyclical nature of history has contributed to the emergence of modern versions of the Russian world for each epoch. Only in the 500 years of the Russian state history, experts have identified four periods of collapse of power during the Tatar-Mongol invasion, during the time of Troubles, in 1917 and 1991. Each of these historical periods is characterized by new constructions of the Russian world. The Russian state political level of study is studied in detail according to V. A. Nikonov, the beginning of its development is connected with the appearance of the Russian World Foundation, which stimulates the launch of updated approaches, such as geopolitical, geo-economic and geo-cultural. The paper presents such important aspects of axiosphere of the Russian world as the perception of the Russian Federation abroad, strengthening the global status of the Russian state that has historically secured the brand of world culture. The author gives his own classification of approaches to the Russian world understanding in which along with the conceptual and political interpretation we speak about transnational, cultural-philosophical, cultural-normative, ethnoand multi-confessional, linguistic and cultural ones, allowing for a more complete and versatile disclosure of the potential of the Russian world and the vector of its development.

Текст научной работы на тему «Аксиосфера Русского мира: культурное разнообразие подходов и концепций»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 930.85

М. А. Ефимец

аспирантка кафедры ЮНЕСКО,

ИГСУ РАНХиГС

E-mail: maryaefimets@gmail.com

АКСИОСФЕРА РУССКОГО МИРА: КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ И КОНЦЕПЦИЙ

Рассматриваются трактовки Русского мира, его трансформации и осмысление в разные историко-культурные периоды. Акцент сделан на политическую и социокультурную рефлексии новых сценариев развития Русского мира и России. Отмечается, что среди существующих трактовок выделяются не всегда и не во всем совпадающие светская и церковная (Русской православной церкви — РПЦ и других клириков) трактовки Русского мира, а также концепция Всероссийского цивилизационного пространства Российского императорского дома Романовых. Останавливаясь на анализе Русского мира как цивилизации, пространства территориально-географического, социокультурного, уникальной этнокультурной общины, общины наций и народов, объединенных языком общения, русской (российской) культурой, сконцентрированной вокруг православного прихода, а также уникальной цивилизацией надэтнической и надконфессиональной и т. п., мы обращаем особое внимание на Русский мир как концепцию.

Автор временное измерение Русского мира начинает с IX в., поясняя, что цикличность истории способствовала появлению современных для каждой эпохи версий Русского мира. Только за 500 лет истории государства Российского экспертами выделяется четыре периода крушения власти — во время татаро-монгольского нашествия, в период Смутного времени, в 1917 и 1991 гг. Каждый из этих исторических периодов отличается новыми конструкциями Русского мира. Подробно исследован государственно-политический уровень изучения Русского мира, начало развития которого, по В. А. Никонову, связано с появлением фонда «Русский мир», стимулирующего старт обновленных подходов — геополитического, геоэкономического и геокультурного.

В работе представлены следующие важные аспекты аксиосферы Русского мира: восприятие Российской Федерации за рубежом, укрепление глобального статуса России-государства, исторически закрепившего за собой бренд всемирной культуры.

Предложен вариант классификации подходов к осмыслению Русского мира, в котором наряду с концептуально-политической трактовкой речь идет о таких ее вариантах, как транснациональная, культур-философская, культурно-нормативная, этно- и поликонфессиональная, лингвокультурологическая, позволяющих более полно и разносторонне раскрыть потенциал Русского мира, вектор его развития.

Ключевые слова: Русский мир, русская идея, аксиосфера

Для цитирования: Ефимец, М. А. Аксиосфера Русского мира: культурное разнообразие подходов и концепций / М. А. Ефимец // Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 1 (61). — С. 73-81.

Полемика вокруг Русского мира периодически актуализируется в научных и общественных кругах. Особенно активны социальная и политическая рефлексия новых сценариев развития Русского мира, русского этноса и российского государства.

Динамика дискуссий вокруг Русского мира стремительно набирает обороты в первой четверти XXI в. Отмечается всплеск диссертационных исследований и моногра-

фических изданий по Русскому миру, усиливается созидательно-активная деятельность культурной дипломатии, институций Русского мира, что стимулирует предпринимаемые исследователями попытки упорядочить систему подходов к осмыслению данного феномена [10; 16 и др.].

Однако можно согласиться с мнением Е. А. Пеньковой, что значимого научного анализа по содержанию и развитию фено-

73

мена Русского мира пока недостаточно. Теоретические основы его находятся в стадии разработки. А по содержанию понятие по-прежнему метафорично, является скорее речевым оборотом, нежели научной категорией, обладающей четким понятийным статусом [16, с. 4].

Суть понятия и трактовок Русского мира видоизменялась в динамике идеологических баталий, географических изменений карты мира, территориальных преобразований, историко-культурных процессов, реконструкций исторической памяти и т. д. Однако нельзя не отметить, что в каждой трактовке оттачивалась система аргументов, обусловленная объективными условиями, политическими приоритетами, субъективными авторскими интерпретациями и предпочтениями.

В первую очередь необходимо отметить, что среди существующих трактовок выделяются не всегда и не во всем совпадающие светская и церковная (Русской православной церкви — РПЦ и других клириков), а также трактовка Всероссийского цивилизационно-го пространства Российским императорским домом Романовых, сохранившимся в качестве структуры с правовым базисом, обеспечивающим ему преемственность как институции, признаваемой королевскими династиями и Русской православной церковью.

В пределах светской трактовки под Русским миром понимается:

1. Цивилизация (российская, русская) — антитеза варварству, цивилизационное пространство, объединенное на основе ряда признаков: самоидентификация носителя культуры, системы ценностей и общенациональных идеалов, духовности и мен-тальности. Еще в 1871 г. Н. Я. Данилевский предложил свое понимание России как ядра славянского культурно-исторического типа, как локальной самобытной российской цивилизации, отличающейся от европейского мира основами существования, национальным характером и способами освоения картины мира [7]. Значительно позднее появились трактовки российской цивилизации в смысле евразийской, которая несет в себе уни-

кальный синтез и западных, и восточных ценностей [1]. В начале XXI в. разрабатывается идея цивилизации Русского мира — самостоятельной живой цивилизации, способной нести свои идеалы, прежде всего вырабатываемые внутри самой России, где «государство воспринимается как становой хребет цивилизации, гарант целостности существования общества, устроитель жизни, в том числе экономической» [15, с. 371]. А объединение интересов сетевого образования (зарубежной части Русского мира) и современного Российского государства создают предпосылки для развития Русского мира как глобального проекта и особой цивилиза-ционной модели [3].

2. Пространственно-территориальная единица (в узком смысле), связанная с границами страны-государства (Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации) в их развитии на каждом историческом этапе, включая его «островки за рубежом». Иными словами, объединение этносов, людей и народов вокруг населяемых ими территорий, историко-культурного центра — России [20, с. 27].

3. Пространство социокультурное, охватывающее систему взаимодействий и межличностных, социокультурных коммуникаций его субьектов, объединенных общими ценностями и нормами [10, с. 26]. Данная трактовка в большей степени отличается от политизированного, равно как и националистического, толкования феномена Русский мир [22; 23]. Поскольку Русский мир является носителем великой культуры, общепризнанной в мировом масштабе и оказавшей влияние на развитие других культур, его все-мирность — в возможности обеспечить духовную основу этого мира.

4. «Вселенная», «мир» в его цивилиза-ционном прочтении, отмечающий глобальный статус Русского мира и в то же время локальный характер социальных объединений. Каждый такой локальный мир подобен всему миру, он также объединяет самые разные общности. «В то же самое время этот мир не тождественен миру-планете, он проявляет ее в конкретно-исторической форме. Локаль-

74

ная часть здесь выражает мировое целое, они находятся в диалектическом равновесии. Историческая миссия Русского мира может заключаться в том, чтобы предложить всему миру гармоничную концепцию глобальных и локальных миров» [1].

5. Примирение, противостоящее войне, другой точке зрения, иной конфессиональной принадлежности и др. Необходимость выстраивания мирной культуры повседневности на основе гуманистических ценностей [2].

6. Община, образующаяся вокруг православного прихода, который содержит в себе потенциал консолидации русского общества на основе православной веры, обретшейся в общей «киевской купели крещения», и общего базового идеала — святости. При этом, если в свое время Патриарх всея Руси Алексий II отмечал русское православие как глубоко национальное, но имеющее вселенское измерение, другие клирики подчеркивают, что Русский мир — это многонациональный мир, который включает не только православное измерение, но и другие веры и мировоззрения, работающие на созидание общего достояния [12, с. 79].

7. Общность нации/народов, разговаривающих на одном языке — русском. В данном случае речь идет о лингвистическом факторе, т. е. владении русским языком. Согласно этому подходу, Русский мир является сетевой структурой больших и малых сообществ, говорящих на одном языке [19]. Язык, как ядро культуры, высвечивает смыслы текстов культуры. В этом плане показательно название романа-эпопеи Л. Н. Толстого, очень точно отражающее суть вопроса и веер культурных интерпретаций самого заглавия. Когда писатель создал свое знаменитое произведение, в слове мир стояла буква 1, что до революции 1917 г. означало 'м1р как община', а не противопоставление войне.

8. Уникальная этнокультурная община людей, объединенных общим языком, историей, нормами, ценностями и проживающих не только в России [14]. Однако одни используют его в значении понятия мир славянский, другие — «евроазиатско-русский мир» и т. п., иные ограничивают круг Рус-

ского мира узко национальной принадлежностью, порой выходящей на уровень антисемитских заключений.

9. Понятие надэтническое, в определенном смысле — охватывающее всех, кто вовлечен в Русский мир и ощущает себя причастным к нему: соотечественники в ближнем и дальнем зарубежье, эмигранты из России и их потомки, иностранные граждане, говорящие на русском языке, а также других языках, но интересующиеся русской культурой, языком, продвигающие идеи Русского мира по всей планете. Русский мир «...шире этносов и наций, территорий, религий, политических систем и идеологических пристрастий» [15, с. 4]. Данный подход выходит за рамки цивилизационного и конфессионального.

Само богатство русского языка и его оттенки дают то глубинное многообразие восприятий, ощущений и подтекста, который может влиять на характер интерпретаций Русского мира.

«Полифоническое контекстуальное поле, безусловно, придает коммуникативную пикантность концепту "русского мира", наполняя его дискурсивной текучестью, но, однако, и затрудняет его непредубежденный научный анализ как исторического феномена» [4, с. 6]. Такая широта использования термина явно мешает его содержательной определенности, усложняет типологию концептов Русского мира, формируемых в разные исторические периоды, разрабатываемых различными политическими идеологами, православными и общественными деятелями, академическими исследователями — социологами, антропологами, экономистами и др.

В ряде работ отмечается начало временного измерения Русского мира с IX в. [20, с. 27]. Ученые фокусируют внимание на том, что феномен Русского мира и само словосочетание использовалось для обозначения периода, когда даже после распада Древней Руси на удельные княжества объективно сохранилось единство земель как культурной, религиозной и языковой общности. В данном случае речь идет в большей степени о

75

российской цивилизации с ее субстратом — восточнославянской общностью (русские, украинцы, белорусы), для которой ядром социальной жизни является община.

Доктором историческим наук, профессором С. В. Перевезенцевым отмечены первые упоминания о Русском мире в «Слове на обновление Десятинной церкви», датированном второй половиной XI в. [17]. Хотя есть версии его более позднего использования, фиксирующего зарождение термина и множества коннотаций вокруг него.

Граф С. С. Уваров в 1833 г. в докладе царю Николаю I назвал «собственными началами России» знаменитую триаду — православие, самодержавие, народность, где Русский мир рассматривается как сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев [13].

В XIX — ХХ вв. появление периодических изданий с названием «Русскш м1ръ» предполагало закономерно и естественно в одном из них — освещение ленты событий о России, роли Российской империи в мире (Русский мир как Российская империя, Российское государство).

В другом издании с аналогичным названием были широко представлены позиции, например, националистически настроенных идеологов Одесского Союза Русских людей (Русский мир как нация и национальная идея) и др. [14, с. 338].

Существует точка зрения, что как научное понятие Русский мир введен в XIX в. известными киевскими историками М. Максимовичем (первым ректором Киевского университета) и В. Антоновичем. В отличие от колонизаторской политики европейских народов, почти полностью уничтоживших коренное население трех континентов (Северной и Южной Америк, Австралии), Россия не была склонна к подобным действиям. В ней доминировали процессы родственного объединения, а не насильственного завоевания.

При этом цикличность истории способствовала появлению новых версий Русского мира. За 500 лет истории государства Российского отмечают лишь четыре периода крушения власти — во время татаро-монгольского

нашествия, в период Смутного времени, в 1917 и 1991 гг. Каждый из этих исторических периодов отличается новыми конструкциями Русского мира и осмысления его миссии.

Глобальное медийное пространство усиливает противоборство различных картин Русского мира. Поиск корректной и обоснованной репрезентации его исторической памяти и концептов зачастую вступает в конфронтацию с официально культивируемыми представлениями о Русском мире и индивидуальными интерпретациями связи его прошлого с настоящим и будущим.

Четвертая волна крушения государственной власти в России и «цивилизацион-ного самоопределения» (период конца ХХ столетия), связанная с распадом Советского Союза, существенно трансформировала Русский мир. В связи с проблемой самоопределения постсоветской России, а также ее стремлением сохранить культурную самобытность и самостоятельность перед лицом геополитической экспансии Запада снова обострилась потребность в самоидентификации Русского мира.

В начале XXI в. все устойчивее стали говорить о Русском мире как концепции, отражающей мир мировоззренческий, диалог или «войну дискурсов», разных как между самими русскими и внутри самой России [20, с. 5], так и за ее пределами. Например, Русский мир в версии украинских и белорусских националистов, в западно-либеральных трактовках по-разному отражается в критическом отношении к идее цивилизации Русского мира как «выражению изоляционизма». Однако схожесть их позиции в объединении против «имперских» амбиций «великорусского оппонента» [4].

В чем суть концепции Русского мира? Для того чтобы его субъекты ощущали и осознавали свою принадлежность к общности, недостаточны связь со своей землей, общий язык и культурные нормы, традиционные верования и уважение к прошлому. Принципиально важно общее понимание идеи, русской идеи, которая задает цель [8], объединяющую всех субъектов Русского мира, и через нее определяет общий проект Русско-

76

го мира, вектор его цивилизационного развития. Поэтому, естественно и закономерно, что реальное существование русского мира и его конструирование на уровне концепта предполагает целостное представление о целях, смыслах и ценностях его бытия, которые проецируются в будущее, отражая уроки истории и поиски себя в настоящем.

На уровне концептуально-политическом впервые словосочетание Русский мир прозвучало в Послании Президента Владимира Путина Федеральному Собранию 2007 г., после чего был создан фонд «Русский мир», стали появляться теоретические школы, разрабатывающие концепции Русского мира.

Русский мир после слома Советского Союза «пробудился» от столкновения конкурирующих идеологических систем. В результате страна, а вместе с ней и российский народ разделились на два Русских мира. Один — это мир уцелевшей Российской Федерации, а второй — это русский мир за ее границами как относительно новый феномен носителей исторической идентичности русских (россиян) и русской культуры в целом [1].

Основной целью нового Русского мира как концепции государственно-политической стало укрепление этой обновленной общероссийской идентичности в современном мире и российского имиджа как бренда, который выступает противовесом внешним и внутренним идеологическим системам, представляющим угрозу его циви-лизационного слома. При этом основными задачами выступили:

а) уточнение его соотношения с такими концептами, как российская цивилизация, российская государственность, «историческая Россия», российская культура, национальная идентичность русских, русская диаспора за рубежом, русские этнические меньшинства, русский языковой ареал и др.;

б) разработка в настоящее время сценариев развития Русского мира, связанного с восстановлением мощи русской цивилизации и преодолением последствий ее распада; отвержение проектов, направленных на возвращение к хаосу 1990-х гг.

Рассматривая Русский мир как самостоятельную открытую миру цивилизацию, способную нести гуманистические идеалы, вырабатываемые внутри страны и транслируемые в мировое сообщество, В. А. Никонов выделяет 3 основных подхода к осмыслению феномена Русского мира [15].

1. Геополитический. Суть подхода заключается в создании альянса постсоветских государств, обеспечивающего суверенитет в Евразии, цивилизационную самобытность Русского мира и тем самым противовес европоцентристской нацеленности слиться с западным миром (А. Дугин и др.). Символическое название проекта «Русский архипелаг», «Острова-России» отражали «убывающую историческую величину» государства Российского. В данном подходе акцент был сделан на строительстве нового единства не на цивилизационном уровне, а на уровне русскоязычной диаспорной общины. Параллельно разрабатывались другие идеи брен-дирования «русскости» за счет культивирования русской провинции, коренных начал русской жизни, но они не были поддержаны государством.

2. Геоэкономический. В центре его внимания — «русский экономический мир», объединенный множеством диаспор и ориентированный на создание мощного сообщества (по аналогии с Британским Содружеством наций, например).

По оценкам Фонда «Русский мир», русскоязычная диаспора (включающая в том числе немцев из Казахстана) больше, чем китайская. А число людей в мире, говорящих по-русски, сопоставимо с населением Российской Федерации — вторая Россия, «остров за рубежом» [21, с. 39]. Хотя статистика Русского мира в начале ХХ в. — это каждый 7-й в мире россиянин, а в начале XXI — каждый 50-й. В количественном измерении происходит сокращение Русского мира. Вместе с тем его голос не стал менее устойчивым. Русский язык до сих пор входит в шесть официальных языков ООН [20, с. 7]. Интерес к нему возрастает на международной арене. Русский язык помогает бизнесу продвигать идеи Русского мира. Сегодня в Польше, на-

77

пример, русский язык выходит на 2-е место после длительного языкового затишья, так как экономические потоки устремлены в восточном направлении и очевидна необходимость встраивания в логику современного рынка. Работа в различных компаниях, в том числе в сфере высоких технологий, открывает возможности для подключения представителей Русского мира к технологическим, финансовым ресурсам Запада и укрепления российской позиции в глобальной экономике и политике.

3. Геокультурный подход обобщен в работах С. Н. Градировского, Б. В. Межуева [6]. По их мнению, цель Русского мира — в интеграции России со странами-источниками миграционных потоков, расположенных в основном в постсоветском пространстве. И в этом смысле Россия должна создавать сообщества по типу Британского Содружества наций или Сообщества франкофонных наций, что позволит устанавливать связи, прежде всего, с теми странами, куда была устремлена эмиграция русских. Известно, что первая, дореволюционная волна эмиграции из России была в основном отъездом из западных областей — польской и еврейской и происходила, как правило, в Соединенные Штаты Америки (только в Нью-Йорке накануне Первой мировой войны жило 1,25 млн евреев из Российской империи). Вторая волна, белая эмиграция, представляющая в значительной степени элиту российского общества, выехала в Европу (Францию, прежде всего). Третья волна — это те, кто остался за пределами СССР после Второй мировой войны. Четвертая проходила в годы Советского Союза (выезд в Израиль, США). Пятая (90-е гг. ХХ в.) — экономическая, интеллектуальная эмиграция.

Но сторонники геокультурного подхода отмечают важность динамики отношений с государствами, откуда люди приезжают в Российскую Федерацию в настоящее время. Именно политика «приюта» мигрантов, по их мнению, позволит России занять особое место в трансформирующемся мире.

По аналогии с понятиями ноосфера и семиосфера в гуманитарном знании прочные позиции занимает понятие аксиосфера, пред-

ставляющая собой интегральную систему ценностных связей и отношений к миру природы и человека. Применительно к Русскому миру аксиосфера задает сущностные границы его пространства, структурную неоднородность, культурное разнообразие, основные структурные компоненты в их синергетиче-ском взаимоотношении и единстве. В контексте аксиосферы Русского мира логично наряду с государственно-политической концепцией выделить культурно-нормативную, которая заключается в способности России структурировать свой «голос» в мире, раскрыть свои возможности для ребрендинга и устойчивого развития полилога культур не только средствами умной силы и гибкой власти, но и культурными творческими практиками, демонстрацией потенциала межкультурного взаимодействия и культурного обмена всех, кто причастен к Русскому миру и формирует его образ.

Поскольку современный мир характеризуется поликультурностью, можно утверждать, что на данном этапе развития цивилизации аксиосфера культуры — это сосредоточение межкультурных ценностей реального мира. Вместе с тем к какой бы культуре ни принадлежали ценности, судить о них можно лишь по факту конкретного проявления в реальной жизни, в многообразных отношениях человека к самому себе, к другим людям, обществу и природе.

Сложности, связанные с таким важным аспектом аксиосферы, как восприятие Российской Федерации за рубежом, зачастую объясняются не враждебными происками, а неготовностью восприятия зарубежной аудиторией позитивной информации о нашей стране [18] и ее ценностных приоритетах, поскольку Россию можно понять прежде всего исходя из собственной сущности самой России. Это самодостаточный культурно-цивилизационный феномен, «...огромный, целостный и уникальный мир со своим генетическим кодом истории, системой архетипов социальности, культуры, духовности, особым способом их проживания в истории и самой истории, со своим типом локально-цивилизационного бытия и развития» [9].

78

Таким образом, анализ подходов и концептов Русского мира позволяет заключить, что четко вырисовывается несколько «культурных слоев» в осмыслении Русского мира.

В рамках светской трактовки государственно-политическая концепция Русского мира отражает приоритеты политической и экономической элиты Российского государства. Транснациональная, культур-философская концепции раскрывают логику формирования и развития общесоциальной системы ценностей и ценностных ориентаций в исторической динамике циви-лизационного развития социума. Культурно-нормативная концепция отчетливо проявляет идентификационный дискурс современного человека, поиски смыслов и идеалов. Этно-и поликонфессиональная трактовка Русского мира фокусирует внимание на том, что вера и идеалы христианства являются духовным ядром Русского мира, в том числе и для тех, кто невоцерковлен. В основе лингвокультуро-логической концепции лежат язык общения и сетевые форматы коммуникаций.

Многонациональная Россия представляет собой символ сплочения и централизации многих культур, мировоззрений, идеологий, она становится местом сплочения Востока и Запада. Вероятно, поэтому концепт Русский мир, в котором современной России отведена исторически важная роль интегратора противоречивых, но стратегически поступательных процессов, созидающих новую социокультурную реальность, в современном мире создает гуманистические формы интегративной политики, смысловые и значимые поля духовности и культуры.

1. Аверьянов, В. и др. Доктрина Русского мира / В. Аверьянов. — URL: https:// narodsobor.ru/2017/09/01/35538-doktrina-russkogo-mira.

2. Ахиезер, А. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Кля-мкин, И. Яковенко. — URL: https:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ ahiez/ index.php.

3. Батанова, О. Н. Русский мир как реальность и глобальный проект / О. Н. Батанова // Право и политика. — 2008. — №12. - С. 3017-3021.

4. Бильченко, Е. В. Концепт «Русский мир» в контексте культурологии / Е. В. Бильченко // Человек. Культура. Образование. - 2012. - № 4 (6). - С. 5-15.

5. Варвус, О. В. Потенциал «Русского мира». Продвижение позитивного имиджа России / О. В. Варвус, М. А. Ефимец // Стратегия России. - 2019. - № 3. - С. 31-35.

6. Градировский, С. Н. Русский мир как объект геокультурного проектирования / С. Н. Градировский, Б. В. Ме-жуев. - URL: http://www.archipelag. ru/ ru_mir/history/histori2003/gradirovsky-russmir.

7. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. - Москва : Книга, 1991. - 574 с.

8. Иванов, В. Н. Русский мир: концепция и реальность : доклад на совместном заседании ученых советов ИСПИ РАН, РГСУ, МИСКИ, 23 мая 2007 г. / В. Н. Иванов; Российская акад. наук, Ин-т социально-политических исследований. -Москва : ИСПИ РАН, 2007. - 26 с.

9. Козин, Н. Россия. Что это? В поисках идентификационных сущностей / Н. Козин. - Москва : Академический проект, 2012. - 526 с.

10. Козловцева, Н. А. Формирование образа Русского мира в современных условиях: потенциал гуманитарного сотрудничества : дис. ... канд. культурологии / Н. А. Козловцева. - Москва, 2018. - 190 с.

11. Кривопусков, В. В. Концепт «Русский мир»: принципы и возможности методологических подходов / В. В. Кривопу-сков // Вестник АГУ. - 2016. - № 1. -С. 111-119.

12. Матвеев, С. И. Возможные формы реализации концепции «Русский мир» как фактора самоидентификации российского народа при формировании социальной политики России / С. И. Матвеев // Ценности и смыслы. - 2017. -№ 4. - С. 76-88.

13. Можегов, В. О русской идее, триаде графа Уварова и универсальности христианства / В. Можегов. - URL: http:// www.apn.ru/publications/print1593.htm.

14. Назарова, Г. Ф. Русский мир: Обновление подходов к концепции / Г. Ф. Назарова, А. В. Фокина // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015. - № 6. - С. 338-343.

15. Никонов, В. А. Современный мир и его истоки / В. А. Никонов. - Москва :

79

Изд-во Московского университета, 2015. - 880 с.

16. Пенькова, Е. А. Русский мир как фактор социальной идентификации российской молодежи: дис. ... канд социологических наук: 22.00.04 [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т] / Е. А. Пенькова. — Москва, 2012. — 164 с.

17. Перевезенцев, С. В Слово на обновление десятинной церкви / С. В. Перевезенцев. — URL: http://www.portal-slovo. ru/history/35613.php.

18. Савинков, В. И. Коммуникативные стратегии в формировании международного имиджа России и продвижении национальной культуры за рубежом / В. И. Савинков. — URL: http://psibооk.cоm/philоsоphy/ kоmmunikativnye-strategii-v-fоrmirоvanii-mezhdunarоdnоgо-imidzha-rоssii-i-prоdvizhenii-natsiоnalnоy-kultury-za-rubezhоm.html.

19. Сметанина, С. Русский мир: культура и цивилизация [Из выступления С. Пантелеева на заседании Зиновьевского клуба] / С. Сметанина. — URL: http:// www.ruvek.ru/?module=articlesp&action =view&id=9711.

20. Смыслы и ценности Русского мира : сб. ст. и материалов круглых столов, организованных Фондом «Русский мир» / под ред. В. А. Никонова. — Москва, 2010. — 112 с.

21. Щедровицкий, П. Русский мир и транснациональное русское / П. Щедровицкий. —URL: http://www.archipelag.ru/ru_ mir/history/history99-00/ shedrovicky — transnatio/.

22. В in^i «русского мира» закладено на-силля: Патрiарх Фтарет. — URL: http://risu.org.ua//ua/index/all_news/ orthodox/uoc_kp/48178.

23. Шкль, С. Критика концепцп «Русько-го свггу» в Украш / С. Шкль // Схщ. — 2015. — №4. — C. 103—108. — URL: http:// nbuv.gov.ua/UJRN/Skhid_ 2015_4_21.

Получено 21.02.2020

M. Efimets

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Post-graduate Student of the UNESCO Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: maryaefimets@gmail.com

Axiosphere of the Russian world: cultural diversity of approaches and concepts

Abstract. The article considers the interpretation of the Russian world, its transformations and understanding in different historical and cultural periods. The emphasis is made on political and socio-cultural reflection of new scenarios for the development of the Russian world and Russia. The author stresses that among the existing interpretations, the secular and ecclesiastical (the Russian Orthodox Church - the ROC and other clerics) interpretations of the Russian world are not always distinguished, as well as the concept of all Russian civilizational space by the Romanovs Russian Imperial house. Analyzing the Russian world as a civilization, territorial-geographical, socio-cultural space, unique ethno-cultural community, the community of Nations and peoples, united by the language of communication, Russian (Russia's) culture, united around an Orthodox parish, as well as a unique supra-ethnic and supra-confessional civilization, etc., the author of the article pays special attention to the Russian world as a concept.

The author starts the Russian world time dimension from the ninth century, explaining that the cyclical nature of history has contributed to the emergence of modern versions of the Russian world for each epoch. Only in the 500 years of the Russian state history, experts have identified four periods of collapse of power - during the Tatar-Mongol invasion, during the time of Troubles, in 1917 and 1991. Each of these historical periods is characterized by new constructions of the Russian world. The Russian state political level of study is studied in detail according to V. A. Nikonov, the beginning of its development is connected with the appearance of the Russian World Foundation, which stimulates the launch of updated approaches, such as geopolitical, geo-economic and geo-cultural.

BO

The paper presents such important aspects of axiosphere of the Russian world as the perception of the Russian Federation abroad, strengthening the global status of the Russian state that has historically secured the brand of world culture.

The author gives his own classification of approaches to the Russian world understanding in which along with the conceptual and political interpretation we speak about transnational, cultural-philosophical, cultural-normative, ethno- and multi-confessional, linguistic and cultural ones, allowing for a more complete and versatile disclosure of the potential of the Russian world and the vector of its development.

Keywords: Russian world, the Russian idea, axiosphere

For citing: Efimets M. 2020. Axiosphere of the Russian world: cultural diversity of approaches and concepts. Culture and Arts Herald. No 1 (61): 73-81.

References

1. Averianov V. and etc. Doctrine of the Russian world. Available from: https://narodsobor. ru/2017/09/01/35538-doktrina-russkogo-mira. (In Russ.).

2. Akhiezer A., Kliamkin I., lakovenko I. History of Russia: the end or a new beginning? Available from: https://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/History/ahiez/index.php. (In Russ.).

3. Batanova O. 2008. Russian world as a reality and global project. Pravo ipolitika [Lawand Politics]. No 12: 3017-3021. (In Russ.).

4. Bilchenko E. 2012. The concept of "Russian World" in the context of cultural studies. Human. Culture. Education. No 4 (6): 5-15. (In Russ.).

5. Varvus O., Efimets M. 2019. The potential of the "Russian world". Promotion of a positive image of Russia. Strategiya Rossii [Russian strategy]. No 3: 31-35. (In Russ.).

6. Gradirovskii S., Mezhuev B. Russian world as an object of geocultural design. Available from: http:// www.archipelag.ru/ru_mir/history/ histori2003/gradirovsky-russmir. (In Russ.).

7. Danilevskii N. 1991. Rossiya i Evropa [Russia and Europe]. Moscow: Kniga. 574 p. (In Russ.).

8. Ivanov V. 2007. Russkiy mir: kontseptsiya i real'nost': doklad [Russian world: concept and reality: report]. Moscow: ISPI RAN. 26 p. (In Russ.).

9. Kozin N. 2012. Rossiya. Chto eto? V poiskakh identifikatsionnykh sushchnostey [Russia. What is it? Searching for Identity Entities]. Moscow: Akademicheskiy proekt. 526 p. (In Russ.).

10. Kozlovtseva N. 2018. Formirovanie obraza Russkogo mira v sovremennykh usloviyakh: potentsial gumanitarnogo sotrudnichestva [Forming the image of the Russian world in modern conditions: the potential for humanitarian cooperation]. Moscow. 190 p. (In Russ.).

11. Krivopuskov V. 2016. The concept of "Russian World": principles and capabilities of methodological approaches. VestnikAGU [Bulletin of the Adygea State University]. No 1: 111-119. (In Russ.).

12. Matveev S. 2017. Possible forms of implementing the concept of "Russian World" as a factor in the self-identification of the Russian people in the formation of Russia's social policy. Values and meanings. No 4: 76-88. (In Russ.).

13. Mozhegov V. On the Russian idea, the triad of Count Uvarov and the universality of Christianity. Available from: http://www.apn.ru/publications/print1593.htm. (In Russ.).

14. Nazarova G., Fokina A. 2015. Russian World: Updating Concept Approaches. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of OryolState University]. No 6: 338-343. (In Russ.).

15. Nikonov V. 2015. Sovremennyy mir i ego istoki [The modern world and its origins]. Moscow: Izd-vo Moskovskogo universiteta. 880 p. (In Russ.).

16. Penkova E. 2012. Russkiy mir kak faktor sotsial'noy identifikatsii rossiyskoy molodezhi [The Russian world as a factor in the social identification of Russian youth]. Moscow. 164 p. (In Russ.).

17. Perevezentsev S. Word on the tithe church renewal. Available from: http://www.portal-slovo.ru/ history/35613.php. (In Russ.).

18. Savinkov V. Communicative strategies in the formation of the international image of Russia and the promotion of national culture abroad. Available from: http://psibook.com/philosophy/kommunikativnye-strategii-v-formirovanN-mezhdunarodnogo-imidzha-rossii-i-prodvizhenii-natsionalnoy-kultury-za-rubezhom.html. (In Russ.).

19. Smetanina S. Russian World: Culture and Civilization [From a speech by S. Panteleev at a meeting of the Zinovievsky Club]. Available from: http://www.ruvek.ru/?module=articlesp&action=view&id=9711. (In Russ.).

20. Smysly i tsennosti Russkogo mira [Meanings and Values of the Russian World]. 2010. Moscow. 112 p. (In Russ.).

21. Shchedrovitskii P. Russian world and transnational Russian. Available from: http://www.archipelag.ru/ ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-transnatio/. (In Russ.).

22. The idea of the "Russian world" is based on violence: Patriarch Filaret. Available from: http://risu.org. ua//ua/index/all_news/orthodox/uoc_kp/48178. (In Ukr.).

23. Shkil S. 2015. Criticism of the concept of "Russian World" in Ukraine. Gathering. No 4: 103-108. Available from: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Skhid_ 2015_4_21. (In Ukr.).

Received 21.02.2020

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.