5. Issers O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi [Communicative strategies and tactics of the Russian speech]. M.: Izdatel'stvo LKI, 2012, P. 142, 202.
6. Issers O. S. Lyudi govoryat... Diskursivnyepraktiki nashego vremeni [People are talking... Modern discourse types]. Omsk: Izd-vo Om. gos. un-ta, 2012, 276 p.
7. Klyuev E. V. Rechevaya kommunikaciya: uspeshnost' rechevogo vzaimodejstviya [Oral communication: successful speech interaction]. M., 2002, 317 p.
8. Sternin I. A. O ponyatii kommunikativnogo povedeniya // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung [Meaning of the term «communicative behaviour»]. - Halle, 1989. - P. 279-282.
9. Suhih S. A. Rechevye interakcii i strategii [Speech interactions and strategies]. Kalinin: KGU, 1986, P. 71-76.
10. Arutyunova N. D. Teoriya metafory: sbornikstatej [The theory of metaphor]. Moscow, Progress, 1990. - 512 s.
11. Fedosyuk M.Yu. Kompleksnye zhanry razgovornoj rechi: «uteshenie», «ubezhdenie» i «ugovory» // Russkaya razgovornaya rech' kakyavlenie gorodskoj kul'tury [Complex speech genres: «consolidation», «persuasion» and «remonstrance». Russian speech as a city cultural phenomenon]. Ekaterinburg, 1996, P. 73-94.
12. Yanko T. E. Kommunikativnye strategii russkoj rechi [Communicative strategies of the Russian speech]. Moscow, Yazyki slavyan. kul'tury, 2001, 384 p.
13. Mustajoki A. Risks of miscommunication in various speech genres // Borisova E., Souleimanova O. (eds). Understanding by communication. Cambridge Scholars Publishing, 2013, P. 33-53.
14. Olsina E. C. Managing understanding in intercultural talk: An empirical approach to miscommunication // Atlantis. 2002. Vol. XXIV (2). P. 37-57.
15. Verdonik D. Between understanding and misunderstanding // Journal of Pragmatics. 2010. Vol. 42 (5). P. 1364-1379.
© А. С. Герасимова, О. С. Иссерс, 2016
Авторы статьи:
Анастасия Сергеевна Герасимова, аспирантка, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. Оксана Сергеевна Иссерс, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Рецензенты:
Н. В. Орлова, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
Н. Д. Федяева, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет.
УДК 070 (091) Б01 10.17238/188П1998-5320.2016.23.36
А. В. Ляпина,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
АКСИОСФЕРА ФРОНТАЛЬНОГО МЕДИАТЕКСТА ЖУРНАЛА «КОСТЁР» ЗА 1941-1945 гг.
В статье рассматривается аксиосфера пионерского журнала «Костёр» за 1941-1945 годы. Несмотря на общий исследовательский интерес к ценностным аспектам средств массовой информации, аксиосфера художественной периодики для детей на сегодняшний день в науке представлена фрагментарно. По итогам изучения обложки журнала делаются выводы о том, что медиатекст демонстрирует базовые ценности российского общества, среди которых ведущее место занимает патриотизм с присущими ему признаками: «преданность отечеству», «готовность к любым жертвам в интересах родины и её граждан». Визуальный ряд утверждает значимость семейно-родового союза. Ключевые слова: аксиосфера, аксиология, журналистика, журнал «Костёр», Великая Отечественная война.
Аксиологический подход - один из ведущих в современной гуманитарной науке. Интерес к этому исследовательскому направлению, в том числе в журналистике, обусловлен тем, что средства массовой информации как явление культуры изначально соотносятся с миром ценностей, обладают ценностной значимостью.
Детские журналы, неразрывно связанные с интеллектуальной и духовной жизнью общества, аккумулируют и передают традиционные ценности, множественные модели бытового поведения и «жизнестроения», помогают юному читателю вовлекаться в социальные связи с миром, становиться творчески сопричастным культурно-историческому опыту человечества.
Годы Великой Отечественной войны - особое время в истории русских детских журналов. С одной стороны, заметен стиль авторитарной эпохи, усилены классовые позиции, роль руководителей коммунистической партии в процессе воспитания молодёжи. С другой - не игнорировались и те духовные ценности, которыми Россия жила в течение столетий и которые передавались от поколения к поколению: дом, семья, природа, вера, традиции, культура предков, отечество и др.
В этом аспекте интерес представляет содержание журнала «Костёр» в самую институциональную эпоху, а в рамках статьи - его обложка. Общеизвестно, что обложка журнала репрезентирует контент периодических изданий и является одним из читаемых мест [1-3 и др.], однако фронтальный медиа-текст детского журнала не становился предметом специальных филологических исследований. Специалисты по истории советской журналистики для детей изучили содержательную сторону издания, типологию, его структурное наполнение [4-6]. Нам представляется важным подчеркнуть, что обложка журнала также является существенным компонентом аксиологической стратегии печатных СМИ.
Предметом изучения в данной статье становится ценностное содержание вербальных и невербальных компонентов фронтального медиатекста журнала «Костёр» за 1941-1945 гг., художественные способы его реализации.
С. Я. Маршак, идейный вдохновитель журнала, большое значение придавал иллюстрации и считал её важным компонентом детского издания. Художники ставили своей задачей не «украшение книги иллюстрациями, а органичное соединение рисунков и текста» [7, с. 90]. «Никогда, кажется, великое значение искусства рисования не становится яснее, нежели при виде того влияния, какое оказывает оно на детскую душу, того глубокого внимания и живого интереса, которое оно в них возбуждает. Вот почему развитие художественного вкуса в детях должно быть поставлено журналом в основу его влияния, в его главнейшую воспитательную задачу», - писал М. Н. Васильевский в книге «Нужен ли детям детский журнал» [8, с. 21].
С журналом сотрудничали известные художники-иллюстраторы детской книги: В. М. Конашевич, Н. А. Тырса, А. Ф. Пахомов, О. А. Зуев, В. В. Лебедев и др., которые создавали летопись ленинградского блокадного детства, проходившего под знаком журнала «Костёр».
«Костёр» - один из немногих журналов, издававшихся в годы Великой Отечественной войны, в годы блокады Ленинграда (с сентября 1941 по январь 1944 гг.). В 1941 году было издано 8 номеров; в 1942 году - 10 номеров; в 1943 году - 8 номеров; в 1944 году - 12 номеров; в 1945 году -12 номеров. В годы войны существенно снизился тираж (в № 1-3 за 1941 год тираж насчитывал 60 000 экземпляров; в период блокады - 7 000 экземпляров; к концу войны - 15 000 экземпляров), но сотрудники редакции не прекращали своей деятельности. В самое трудное для города время содержание журнала передавалось по радио.
Фронтальный медиатекст включает вербальные и невербальные компоненты.
Количество вербальных компонентов минимально. К ним традиционно относятся название журнала, наименование учредителя, номер и год выпуска.
Все перечисленные компоненты, а также размер шрифта информативны и репрезентативны. Читатель получает общее представление об издании. Заглавие идеологически маркировано («Костёр»); наименование учредителя (ЦК ВЛКСМ) включает этот журнал в контекст идеологических установок. Обозначение номера и года выпуска свидетельствует о его периодичности и приучает детей к регулярному получению информации. Так шло формирование устойчивой привычки к чтению, а обзор событий и беллетристика с « продолжением» создавали ситуации ожидания.
К невербальным компонентам обложки относят изображение (предметно-тематическое), цветовое оформление, оптико-кинетические составляющие (позу, выражение лица, мимику). Рисунок репрезентирует содержание номера, чаще - его ведущую тему. Символика деталей, атрибутов, представленная обстановка, орудия труда, одежда отражают культурные реалии эпохи, знакомят с историческим контекстом, позиционируют ведущие идеологемы и аксиологемы времени. Тем, кто изучает визуальное искусство, могут быть интересны техника исполнения рисунка, стилистические находки графиков и художественные приёмы.
Содержание фронтального медиатекста журнала «Костёр» за 1941-1945 годы, как и журнальных публикаций, направлено в первую очередь на реализацию патриотической идеи с присущей ей мотивно-образным комплексом. Анализ лексикографических источников помог нам выделить важные смысловые
составляющие этой константы: «нравственный принцип», «социальное чувство», «любовь к родине», «гордость за родину», «подчинение интересов родине», «защита родины и её граждан».
1. Мотив «гордости за родину» - один из ведущих в идее патриотизма. Он реализуется в сюжетах рисунков обложки. Названия иллюстраций («Взрыв дота», рис. В. Тамби (1941, № 2); «Проводы коммунара», рис. К. Рудакова (1941, № 3); «Смерть врагу», рис. В. Лебедева (1941, № 7); «Крейсер в походе» (рис. 2), рис. В. Тамби (1941, № 8); «Боевая вахта», рис. Г. Петрова (1942, № 7-8); «Танковый десант», рис. И. Астаповой (1943, № 2); «Огонь по фашизму», рис. В. Николаева (1943, № 4); «За родину», рис. В. Серова (1943, № 7); «Атака Красной Конницы», рис. Т. Ксенофонтова (1944, № 1); «Битва при Гангуте», рис. Ю. Мезерницкого (1944, № 4); «Нахимовцы», рис. Ю. Мезерницкого (1944, № 7-8); «Автоматчики наступают», рис. М. Таранова (1945, № 2)) расширяют временные границы и вводят события Великой Отечественной войны в более широкий культурно-исторический контекст. Подача материала в синхронном и диахронном аспектах усиливает патриотическую направленность публикаций. На рисунке «Проводы коммунара» родные (жена, дети) провожают главу семьи на баррикады сражаться за свободу и независимость Франции. Отдельные рубрики этого номера (1941, № 3) посвящены героям Парижской Коммуны как своеобразный упрек правительству Франции, принявшему в 1940 году решение о капитуляции.
Исторические параллели знакомили с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов, борющихся за свою независимость в интересах Отечества, повышали статус государственного деятеля и формировали образ идеального государства. «Всё, о чем мечтали коммунары, осуществляется в нашей стране», - так завершается статья о героях Парижской Коммуны.
Например, содержание обложки «Битва при Гангуте» отражает знаменитое морское сражение во время Северной войны 1714 года. Известно, что дата 9 августа 1714 года - первая в истории России победа русского флота над шведами.
Таким образом, исторический контекст наглядно демонстрирует сходную судьбу всех завоевателей, пришедших покорять русскую землю - их бесславный конец. Державная мощь и величие рассматривались как доказательство правильности государственного устройства и государственной идеологии.
Обложка журнала изображала людей, прославивших страну и город. Так, например, майский номер журнала за 1943 год открывал рисунок В. М. Конашевича «Ленинград - город славы», на котором изображён памятник А. В. Суворову на Марсовом поле. Как видим, в военно-исторической парадигме центральное место занимает «другой» памятник. Это первый в России памятник некоронованной особе, символ воинской славы. На заднем плане рисунка - Михайловский замок. Именно Павел I был инициатором установления памятника генералиссимусу. Открытие произошло в мае 1800 года, в годовщину смерти великого воина.
С образом великих исторических деятелей России и великих событий связан мотив памяти. Именно в памяти заключается залог бессмертия. Память о предшествующих событиях помогает потомкам созидать новый духовный идеал.
Обложка журнала «Костёр» рассказывала о подвигах подводников, корабельных зенитчиков, танкистов, лётчиков и героических действиях пехоты, конницы, но самыми многочисленными стали рисунки, посвящённые подвигам моряков Краснознаменного Балтийского флота, сыгравшего серьёзную роль в судьбах России. Благодаря победе над шведами и выходу к рубежам Европы Россия стала Империей.
Идея патриотизма включает и семейную сферу. Многие рисунки демонстрируют тесную связь ребёнка и взрослого. Система взаимоотношений строится по модели «отец-сын», актуализирующей семейно-родственные связи. Например, на рисунке Ю. Мезерницкого «Нахимовцы» (1944, № 7-8) курсанты на боевом корабле изучают комплектацию боевой единицы под руководством своего наставника, морского офицера. Эта иллюстрация, с одной стороны, оперативно информирует об открытии в июне 1944 года Нахимовского училища для обучения и воспитания сыновей воинов Военно-Морского Флота, Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны. С другой - дуалистическая модель «взрослый - ребёнок», реализованная посредством визуальных образов, восходит к традиции представления о месте человека в семейно-родовом союзе, где ведущая роль отводится отцу как хранителю нравственной атмосферы в семье, защитнику, ответственному за передачу ценностей от поколения к поколению и сохранение семьи в её культурном предназначении.
Связь между взрослыми и детьми поддерживали письма. Жители блокадного города с волнением ждали вестей с фронта. На рисунке А. Пахомова «Письмо с фронта» (1943 год, № 3) трогательный сюжет: пионерка-школьница открыла почтовый ящик, откуда показался уголок конверта. Все замерли в ожидании, в надежде получить весточку от своих близких. Эта «детская» картинка военной
поры вызывает чувство сопереживания. Тяжело было тогда всем - и взрослым, и детям, и на фронте, и в тылу. И отправляли письма на фронт, надеясь получить долгожданный ответ (рис. Н. Петровой «Письмо папе на фронт», 1944, № 3).
Аксиологически маркированная модель «взрослый - ребёнок» репрезентирует идею культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим, а значит, и крепости нации. У читателя формируется устойчивое чувство гордости за свою страну, свой народ и уверенность в непобедимости русского человека.
Поддержанию патриотических настроений способствовало и изображение на обложках журнала значимых для страны и города событий. Мотив «гордости за родину» прочитывается в рисунке «Салют в честь освобождённого города» (1944, № 2). Главным радостным событием для ленинградцев стала дата 27 января 1944 года. Был опубликован Указ Верховного Главнокомандующего о полном освобождении города. На рисунке запечатлено это значимое для всех событие. Салют в годы Великой Отечественной войны - исключительное явление. Горожане пришли на стрелку Васильевского острова праздновать победу. Салют оказал огромное моральное воздействие на ленинградцев. Под его впечатлением А. А. Ахматова написала стихотворение «27 января 1944 года».
2. Во фронтальном медиатексте журнала «Костёр» реализуется мотив «подчинение интересам родины», раскрывающий концептуальные признаки аксиологической константы. Этот мотив активнее всего проявляется в сфере повседневных занятий ленинградцев в годы войны и блокады.
Жители города оказывали посильную помощь фронту: трудились на совхозных полях (В. Бо-маш «В совхозе осенью», 1942, № 9-10), занимались заготовкой лекарственных трав («На огороде», рис. Н. Петровой, 1944 год, № 9-10). В марте 1942 года было издано Положение «О личных потребительских огородах трудящихся». Перед трудящимися ленинградцами была поставлена задача обеспечить себя собственными овощами. Огороды разбивали на пустырях, стадионах, в парках и скверах. На Исаакиевской площади выращивали капусту, а на площади Декабристов - картошку. В Летнем саду на грядках росли белокочанная и цветная капуста, морковь, свёкла, картофель и укроп.
В. М. Конашевич на рисунке «Ленинградские дружинницы» (1942 год, № 3-4) (рис. 1) запечатлел реальные события: в апреле 1942 года так называемые «бытовые отряды» и дееспособные ленинградцы вышли очищать город от мусора. На примере благородной деятельности отрядов журнал призывал проявить заботу друг о друге. Общими усилиями ленинградцам удалось предотвратить опасность эпидемических заболеваний в осаждённом городе. По контрасту с постоянным громом и ужасом - тишина и мир городской жизни, включённые в более простое и спокойное внешнее обрамление. Живой взгляд девочек-дружинниц, пастельные краски, вопреки драматизму ситуации, передают веру художника в скорую победу. Труд на благо родины развивает у детей понимание необходимости органического сочетания общественного интереса с личным, укрепляет чувство долга перед людьми и обществом.
В течение 1942 года печать пропагандировала и всячески способствовала развёртыванию всеобщего обучения. Активно работали тимуровские бригады; школьники вязали рукавицы, шили кисеты для табака и отправляли бойцам на фронт (рисунок Н. Петровой «Готовим подарки бойцам», 1943 год, № 9).
С 1944 года в журнале стала доминировать тема мирного, созидательного труда, о чём свидетельствует содержание журнальных обложек: «В освобождённом городе», рис. Н. Муратова (1944 год № 5-6); «На каникулах», рис. А. Пахомова (1945, № 1); «В библиотеке», рис. Н. Петровой, 1945, № 3-4 (в городе были открыты библиотеки, во Дворце пионеров работали кружки и секции), «За уроками», рис. К. Рудакова (1945, № 9); «Юный строитель», рис. А. Пахомова (1945, № 10). Дети возобновляют учебные занятия в школах, ремесленных училищах. На страницах журналов активно пропагандировались занятия спортом и физической культурой (А. Бесперстов «Лыжник», 1941, № 1; «На катке», рис. Б. Семёнова, 1944, № 11-12). Стране нужны были люди, готовые к труду и обороне, готовые восстанавливать город, разрушенный в годы войны.
3. Мотив «защиты родины и её граждан» реализуется посредством визуального оформления рисунков, подчеркнуто аскетичного, вполне отвечающего требованиям времени. В центре внимания художника - человек или группа лиц, чаще в движении («В атаку», «Огонь по фашизму», «Танковый десант»). Так создаётся ощущение реальности происходящего и пропагандируется дух коллективизма. И во всём: в цвете, свете, внешнем облике героев войны - минимализм. Крупным планом - лицо солдата, суровое, сосредоточенное. Психологами замечено, что ребёнку свойственно фиксировать внимание на человеческих лицах. Здесь важен контакт глаз. Иллюстраторы продумывали изобразительные элементы с учётом возрастных особенностей читателя, тщательно прорабатывали детали сюжета. Герои всех рисунков - молодые люди, активные деятели, защитники Отечества, земли своих предков.
Мотив «защиты родины и её граждан» проявляется и в заглавиях («За родину!», «В атаку!»), которые носят лозунговый, призывный характер и рассматриваются как руководство к действию. Как отмечает В. В. Корнилова, «характерным признаком журналов этого времени было новое конструктивное решение обложек, когда соединялись различные техники, например, фотомонтаж и рисунок, сообщавшие изображению плакатную броскость, а подчас, и рекламный характер» [3, с. 23].
Особое аксиологическое значение придаётся изображению на обложках журнала главного атрибута рассматриваемой константы - красного флага как символа движения пролетариата, продолжения дела великой революции, как символа государства, как союза рабочих и крестьян.
Мотив «защиты родины и её граждан» реализуется в сфере христианской аксиологии. Советские люди, причастные к православным традициям, защищали не только православные святыни, но и сами жили благодаря сохранившейся в душах вере. На обложке журнала за 1942 год (№ 11-12, рисунок С. Молчанова «Возвращайся с победой») изображён работающий у станка юноша. На заднем плане рисунка, в окне, отчётливо просматривается купол Исаакиевского собора. В годы тяжелейших утрат вера в небесных покровителей города, вера в мужество и стойкость людей питали и поддерживали дух ленинградцев и всех русских людей.
Мотив «защита родины и её граждан» связан с идеей защиты детства, которое в данном контексте рассматривается как будущее семьи, рода, нации. Обложка журнала раскрывает тему несовместимости войны и детства (рисунок Н. Петровой «Изучай винтовку», 1942 год, № 5-6). Война заставляет ребёнка вместо игрушки держать автомат.
Визуальный контент журнала активно пропагандировал ценности дружбы между братскими народами. На рисунке А. Якобсона «Слава Победителям» (1945, № 5) победе радуются русские, украинцы, грузины, узбеки, ненцы. Победа в Великой Отечественной войне стала возможной благодаря усилиям всех наций и народов, населявших СССР. Рисунок Н. Петровой «Праздник» (1945, № 11) приурочен к празднованию годовщины Великой Октябрьской революции. Украинский танец гопак исполняют ленинградские школьники.
Заключительный номер журнала за 1945 год посвящён самому счастливому и мирному празднику -Новому году. На обложке изображена ёлка со всеми атрибутами: игрушками, гирляндами, красной пятиконечной звездой. Вокруг ёлки хоровод водят счастливые дети в маскарадных костюмах.
Обзор фронтального медиатекста журнала «Костёр» за 1941-1945 гг. позволил сделать ряд наблюдений:
1) обложка журнала является важным компонентом аксиологической стратегии издания;
2) фронтальный медиатекст демонстрирует базовые ценности российского общества, среди которых ведущее место занимает патриотизм с присущим ему мотивно-образным комплексом: «готовность к любым жертвам в интересах родины и её граждан», «гордость за своё отечество», «подчинение интересам родины»;
3) художники используют различные вербальные и невербальные средства репрезентации патриотических мотивов: подача визуального ряда в синхронном и диахронном аспектах; изображение людей, прославивших страну; изображение значимых событий и разновидностей повседневного труда на благо родины; цвето-световое оформление рисунка; заглавия лозунгового, призывного характера; визуализация аксиологически маркированной модели «взрослый - ребёнок»; изображение православных святынь и атрибутов, раскрывающих концептуальные признаки патриотизма;
4) тема патриотизма в художественном оформлении обложки журнала «Костёр» имеет свои особенности: во-первых, совершенно очевидно, что, несмотря на масштаб исторических событий, она реализуется прежде всего в пространстве культурных традиций Петербурга; во-вторых, актуализируется роль ребёнка в культурно-исторической парадигме, его место в так называемом семейно-родовом союзе, символизирующем крепость нации;
5) невербальные компоненты обложки позиционируют идею братства народов, дух коллективизма, уважительное отношение к культурным ценностям своей страны и других народов, христианским православным святыням;
6) рисунки замечательных художников представляют не только художественную ценность, но и ценность документальную. Авторы рисунков создавали хронику героической борьбы ленинградцев, повседневной жизни осаждённого города. Кроме достоверности и объективности, все изображения демонстрируют глубокую личную привязанность художников к различным уголкам родного города, что придаёт рисункам подлинную одухотворённость. Художники любят город за красоту, мужество,
«единственность» [9, с. 287]; это не только память, это и послание потомкам. Ленинградское блокадное детство многих формировалось и проходило под знаком журнала «Костёр»;
7) техника исполнения, художественное оформление обложек соответствуют духу времени и возрастным особенностям читательской аудитории;
8) визуальные высказывания дают возможность ощутить ту горечь, которую чувствовали жители осаждённого Ленинграда, и ту радость, которую испытали они в день Победы.
Рис. 1. В. Конашевич. «Ленинградские Рис. 2. В. Лебедев. «Смерть врагу», 1941, № 7
дружинницы», 1942, № 3-4
Особо отметим, что визуальный контент обложки журнала не только идеологически детерме-нирован (известно, что потребности пионерской организации определяли характер и структуру журналов), но и ориентирован на сохранение, познание, популяризацию культуры как «негенетической памяти народа» (Ю. М. Лотман).
Фронтальный медиатекст создавал условия для нравственного, духовного, эстетического, интеллектуального развития читателя и являлся эффективным проводником патриотических идей.
Таким образом, изучение ценностных конструктов средств массовой информации позволит целостно представить историко-культурный и литературный контекст, расширить представления о динамике духовно-нравственного, эстетического, идеологического воспитания посредством художественной и научно-популярной литературы для детей, определить место каждого издания в общем процессе развития отечественной журналистики и духовной жизни общества, в процессе формирования национальной самобытности русского народа.
Библиографический список
1. Кайгородова, М. Е. Фронтальный медиатекст гендерно-ориентированного издания как особый тип когнитивной структуры / М. Е. Кайгородова // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 36-40.
2. Шевченко, В. Е. Визуальный контент как тенденция современной журналистики / В. Е. Шевченко // Медиаскоп. - 2014. - № 4. - С. 19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru.
3. Корнилова, В. В. Детские иллюстрированные журналы в художественной жизни Петербурга XIX -первой половины XX века: типология и эволюция: автореф. дис. ... канд. искусствоведения/ В. В. Корнилова. -СПб., 2002. - 30 с.
4. Колесова, Л. Н. Детские журналы России. XX век : монография / Л. Н. Колесова - Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009. - 372 с.
5. Колесова, Л. Н. Этапы большого пути (из истории журнала «Костёр» 1936-1972) / Л. Н. Колесова // Проблемы детской литературы. - Петрозаводск : ПГУ, 1976. - С. 213-227.
6. Холмов, М. И. Становление советской журналистики для детей / М. И. Холмов - Л. : Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова, 1983. - 209 с.
7. Петров, В. Н. Владимир Васильевич Лебедев, 1891-1967 / В. Н. Петров - Л. : Художник РСФСР, 1972. - 304 с.
8. Васильевский, М. Н. Нужен ли детям детский журнал / М. Н. Василевский - СПб. - М. : Тов-во М. О. Вольф, 1911. - 42 с.
9. Город глазами художников. Петербург-Петроград-Ленинград в произведениях живописи и графики / А. М. Гордин [и др.]. - Л. : Художник РСФСР, 1978. - 394 с.
A. V. Liapina, Omsk state University n.a. F.M. Dostoevskiy AXIOSPHERE OF THE FRONTAL MEDIA TEXT OF THE MAGAZINE «BONFIRE» DURING THE PERIOD OF 1941-1945
The article introduces the axiosphere of the pioneer magazine "Bonfire" during the period of 19411945. Despite the general research interest to value aspects of mass media , axiosphere of fiction periodicals for children nowadays is presented in fragments in science. As the results of the magazine cover research the conclusion are the following. Media text shows basic values of the Russian society, g which patriotism with its features: "devotion to motherland", "responsibility to the people", "willingness to sacrifice whatever in the interests of homeland and its citizens" takes the first place. The visual range claims the family generic union significance.
Keywords: axiosphere, axiology, journalism, magazine "Bonfire" , topic of the Great Patriotic War.
References
1. Kaygorodova M. E. Front media text of gender-oriented Publication as a special type of cognitive structure. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2010, Vol. 5, pp. 36-40.
2. Shevchenko V. E. Visual content as a tendency of modern journalism. Mediaskop. 2014, Vol. 4, p. 19. Available at http://www.mediascope.ru.
3. Kornilova V. V. Detskie illyustrirovannye zhurnaly v khudozhestvennoy zhizni Peterburga XIX - pervoy poloviny XX veka: tipologiya i evolyutsiya [Children's picture magazines in the artistic life of St. Petersburg of XIX -first half of XX century: typology and evolution] Extended abstract of PhD dissertation. Saint Petersburg, 2002, 30 p.
4. Kolesova L. N. Detskie zhurnaly Rossii. XX vek [Russian children's magazines. The twentieth century]. A monograph. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2009, 372 p.
5. Kolesova L. N. Milestones (from the history of the "Fire" magazine 1936-1972). Problemy detskoy literatury. Petrozavodsk, PGU Publ., 1976, pp. 213-227.
6. Kholmov M. I. Stanovlenie sovetskoy zhurnalistiki dlya detey [The establishment of the Soviet journalism for children]. Leningrad, Leningrad state University named after. A. A. Zhdanov, 1983. 209 p.
7. Petrov V. N. Vladimir Vasil'evich Lebedev, 1891-1967 [Vladimir V. Lebedev, 1891-1967]. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1972, 304 p.
8. Vasil'evskiy M. N. Нужен ли детям детский журнал [Do children need children's magazine]. Saint Petersburg. Moscow, Tovarishchestvo M. O. Vol'f, 1911, 42 p.
9. Gordin A. M. Gorod glazami khudozhnikov. Peterburg-Petrograd-Leningrad v proizvedeniyakh zhivopisi i grafiki [The city through the eyes of the artists. Petersburg-Petrograd-Leningrad in the paintings and graphics] Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1978, 394 p.
© А. В. Ляпина, 2016
Автор статьи - Алина Викторовна Ляпина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Л. О. Бутакова, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.
С. А. Демченков, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.