Научная статья на тему 'Детская периодическая печать в годы Великой Отечественной войны (на примере журнала «Мурзилка»)'

Детская периодическая печать в годы Великой Отечественной войны (на примере журнала «Мурзилка») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2560
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детская периодическая печать в годы Великой Отечественной войны (на примере журнала «Мурзилка»)»

ЛИТЕРАТУРА И МУЗЕИ ВОЙНЫ - О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

С.В. Иванова

ДЕТСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «МУРЗИЛКА»)

Горестно, что уходят из жизни живые свидетели героических военных лет, а мы всё менее интересуемся книгами писателей-участников Великой Отечественной войны и совсем слабо занимаемся задачей ознакомления с этими книгами молодежи и подростков. За дымкой памяти хорошо известный лозунг военных лет «Все для фронта, все - для Победы» производит такое впечатление, что жизнь в стране в те годы замерла, что ничего, кроме фронта и производства самых насущных, самых необходимых вещей для победы не было. Да, это так, но только отчасти. То, что вело к Победе: солдаты с оружием на фронтах, рабочие в цехах у станков на заводах, поставляющих оружие фронту, - это было главным.

Однако обращение к историческим страницам показывает, что жизнь кипела, она была достаточно многообразной. Работали не только фронтовые концертные площадки, но и шли спектакли в эвакуированных театрах, создавались прекрасные художественные произведения в самых разных областях искусства. Наряду с политической, общественно-политической печатью, сотнями военных газет, издавались научно-популярные, литературно-художественные, искусствоведческие, исторические журналы. И этот список поразительно обширен: «Наука и жизнь», «Природа», «Техника молодежи», «Шахматы в СССР», «Огонек», «Октябрь», «Новый

мир», «Звезда», «Знамя», «Литературное образование», «Молодая гвардия», «Искусство», «Искусство кино», «Советская музыка», «Театр», «Вестник древней истории», «Вопросы истории», «Исторический журнал» и мн. др.

Шла научная работа, в том числе и в гуманитарной сфере, в частности, активнейшим образом развивалась педагогика, публиковались теоретические и научно-методические труды ученых-педагогов. Академия педагогических наук РСФСР, как известно, родилась в огневом 1943 году, а институт теории и истории педагогики - в 1944 году. По разным источникам, в годы Великой Отечественной войны не прекращался выпуск таких сугубо педагогических журналов, как: «Советская педагогика», «Вожатый», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «География в школе», «Иностранный язык в школе», «Литература в школе», «Русский язык в школе», «Физика в школе», «Химия в школе».

Научное сообщество в долгу перед теми, кто решал насущные педагогические задачи в военные годы, кто работал для Победы, формируя нравственные качества, волю и стремление к Победе художественно-изобразительными средствами, кто заботился о поддержании морального духа с редкие минуты отдыха солдат и тружеников тыла. Почему в долгу? Самый беглый взгляд на темы диссертаций по педагогическим дисциплинам показывает, что только несколько десятков работ посвящено военному периоду. Важно отметить при этом, что после некоторого внимания в 1970-1980-е гг. к педагогической тематике военных лет, в 1990-е годы это внимание иссякло полностью (невнимание к героическим страницам Отечества - яркая черта того времени!) и вновь возродилось в двухтысячные годы. Причем в любые годы проблематика научных исследований достаточно широка: патриотическое, нравственное, трудовое, физическое воспитание, военное и педагогическое образование. Встречаются такие редкие темы, как музыкальное образование школьников в годы Великой Отечественной войны, культурно-досуговая деятельность школьников в годы войны, подготовка курсантов к воспитательной работе офицеров с верующими, отражение войны в историческом образовании, профессиональное воспитание женщин-военнослужащих, педагогическая деятельность офицера в годы войны, подготовка студентов к патриотическому воспитанию учащихся, идеологические основы воспитания в Германии и СССР.

Эта палитра педагогических исследований и советской периодики военных лет представлена здесь для того, чтобы отдельно на этом фоне показать масштаб и роль детской периодической печати.

В довоенное время выходило примерно15 детских, детско-юношеских,

так называемых пионерских, журналов. В период Великой Отечественной войны издание многих из этих журналов было приостановлено, ряд из них так и не смог открыться позднее. В 1941-1945гг. выходили журналы «Пионер», «Дружные ребята», «Мурзилка».

Разумеется, что значительно изменились тональность и тематика этих журналов в военные годы. Причем, что также существенно, эта тональность стала меняться уже в два предвоенных года. Мы это хорошо знаем по художественным фильмам, но и в детской печати наблюдается всплеск внимания к патриотизму, к военным профессиям, к защите Родины, к формированию таких нравственных качеств, как взаимопомощь, коллективизм, обсуждение высоких понятий о человеческом достоинстве, чести, честности, любви к правде. К примеру, в номере 11 за 1940-й год в «Мурзилке» напечатаны подробные рисунки артиллерийских пушек художника П.Кирпичёва. Однако это не проявляется так ярко, как в военные годы, когда именно эти темы стали главными, наряду с темами из страшной реальной жизни военных лет.

Рассмотрим этот факт подробнее на примере публикаций журнала «Мурзилка», продолжающего выходить в 1941-1945 годах.

Так, в шестом номере за 1941-й год опубликовано стихотворение Н.Кончаловской с иллюстрациями художника И.Кеша «Мечта Мурзилки»:

Я буду снайпером... И вот...

Я вижу в небе самолет.

Прыжок с крыла аэроплана.

Но парашют раскрылся рано...

Я вижу, целюсь, попадаю...

И человеку жизнь спасаю.

Учиться долго, но зато

Стрелять я буду, как никто.

Судя по иллюстрациям, малыш целится и попадает в трос, зацепившийся за аэроплан и мешающий раскрыться парашюту. Нереальная задачка, но ведь и маленький рыжий герой Мурзилка из простенького стихотворения - хорошо обученный лучший стрелок. Шестой номер - июньский. Можно предположить, что это последний номер, вышедший до объявления войны (ведь в советское время выпуски журналов никогда не запаздывали). В предшествующих номерах года и ранее в 1938-1940 годах почти не было

материалов собственно о войне или военных профессиях, особо отмечается тема дружбы, честности, поездки в столицу нашей Родины Москву, красота столицы. Иногда времяпрепровождение связано с близкими к военным занятиями. Так, в стихотворении С.Маршака «Хороший день» и в иллюстрациях к нему художника Е.Афанасьевой рассказывается о разнообразном досуге двух москвичей - мальчика с папой - в воскресный день в красивой Москве, среди их занятий - стрельба в тире. Это в первом номере журнала «Мурзилка» за 1941-й год. А во втором номере в рубрике «Займись чем-нибудь» автор под псевдонимом «генерал армии» (!) рекомендует склеить синий и красный планеры со звездами на крыльях из деталей, которые следует вырезать ножницами из журнальной страницы, и разместить на аэродроме, который автор советует нарисовать на листе бумаги вместе с изображением леса и болота. Приклеенная к планеру резинка позволяет запускать его с катапульты. Автор рекомендует запуски планеров организовать как войну с противником.

Идет грозное время. Нарастает военная тема на журнальных страницах, но сохраняется позитив и спокойствие, присутствуют деловитость и твердое убеждение, что надо уверенно и спокойно готовиться к испытаниям - защищаться, помогать друг другу в это трудное время. В сдвоенном номере восьмом-девятом (такой номер впервые!) за 1941-й год (это первая военная осень) под броской ярко-красной рубрикой «ВРЕМЯ ВОЕННОЕ! ЗА РАБОТУ, РЕБЯТА!» такие советы: «Плотно завесьте окна. Чтобы ни щёлочки не осталось! Чтоб ни искорки света на улицу не попало! Помни, что на огонёк может прилететь враг.

Поработайте на огороде. Помогите собрать картошку. Принесите еду тем, кто работает в поле. Зорко сторожите хлеб нового урожая. Ни зёрнышка врагу, ни картофелинки...

Ребята постарше могут быть дежурными связистами, ходить с поручениями. Быть связистом - почётное дело. В Красной Армии уважают связистов.

Дружно, ведро за ведром, наноси с товарищами воды в бочку. Пригодится на случай пожара. Помни, время военное!

Сам узнай хорошенько и больному укажи дорогу в ближний медпункт. Там окажут первую лечебную помощь раненым, пострадавшим, больным, ушибленным. Помоги и ты: если надо, сбегай за доктором, за медицинской сестрой.

Научись быстро надевать противогаз, правильно дышать в нем.

Накопай и привези побольше песку к дому. Песком хорошо тушить зажигательные бомбы. В песке они не опасны.

Помоги взрослым вырыть траншею - щель в земле. Это будет укрытие, легкое бомбоубежище. Если начнется воздушная тревога, спрячься в нём. Там и бомбы не страшны. Вот видишь, сколько полезных военных дел ты можешь сделать сам!»

Нельзя было не привести полностью этот военный текст, который сопровождался иллюстрациями художника А. Брея, имеющими также вид инструкций. Обложка этого номера художника В. Константинова весьма схожа с этими иллюстрациями: бочка, лопаты, мешки с песком, огнетушитель у крыльца школы, указатель «Убежище», на боку у пионера противогаз в специальной сумке, за раскрытым окном на фоне сидящих за партами школьников на стене виднеется плакат об устройстве противогаза. В том же номере дальше вполне мирные произведения: «Горячий камень» А.Гайдара с иллюстрациями К.Кузнецова, «Котельная» А.Барто с иллюстрациями Е. Афанасьевой.

Все военные годы журнал освещал участие детей в грозных военных событиях, их неприметный героизм, их патриотизм в поступках, а не на словах. Например, «Алексей Андреевич» Л.Кассиля - рассказ о мальчишке, возглавившем организацию переправы на плотах раненых красноармейцев под носом у занявших деревню фашистов (№ 1-2, 1942); рассказ И. Василенко «Приказ командира» о бесстрашном разведчике Гришутке (№7, 1943) и мн. др.

Были рассказы о жизни детей-сирот в занятых фашистами населенных пунктах, жизнеутверждающих поступках людей в самых трудных жизненных обстоятельствах: «Сестренка из Клина» А Горобовой (об усыновлении оставшегося сиротой малыша Светика с обмороженными ножками) - №3-4, 1942г.; «Отметки Риммы Лебедевой» Л.Кассиля (о помощи раненого лейтенанта в учебе девочке Римме, пережившей оккупацию) - №8-9, 1942г., о голодающих детях блокадного Ленинграда, с трудом донесших кашу домой в «Рассказе о долге» К.Федина - №11-12, 1942г., «Старый сад» К.Паустовского ( о радостном возвращении бойцов Красной Армии на оккупированную землю) - №7, 1944г. Вызывают острое чувство боли публикации погибших на войне писателей и поэтов, к примеру, «Записки из Заполярья» Евгения Петрова, о котором сообщается, что он погиб 2 июля 1942 года (№10, 1942г.).

Номера 1945 года становятся иллюстрацией Победы, памятью о грозных годах и о возврате к мирной жизни, безоблачному детству, о возвращении детям - детства через красивые, такие родные рассказы и сказки, которые надо слушать и читать детям.

Памяти о пережитом, нечеловечески страшном посвящено стихотворение К.Чуковского «Ленинградским детям» (№5-6, 1945):

Промчатся над вами Года за годами, И станете вы старичками.

Теперь белобрысые вы, Молодые,

А будете лысые вы И седые.

И даже у маленькой Татки Когда-нибудь будут внучатки, И Татка наденет большие очки И будет вязать своим внукам перчатки,

И даже двухлетнему Пете Будет когда-нибудь семьдесят лет, И дети, все дети на свете Называть его будут: дед. И до пояса будет тогда Седая его борода.

Так вот, когда станете вы старичками С такими большими очками, И чтоб размять свои старые кости, Пойдете куда-нибудь в гости, -(Ну, скажем, возьмете внучонка Николку И поведете на елку),

Или тогда же, - в две тысячи двадцать четвертом году -

- На лавочку сядете в Летнем саду.

Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь маленьком скверике В Новой Зеландии или в Америке,

- Всюду, куда б ни заехали вы, всюду, везде, одинаково, Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго и Кракова -На вас молчаливо укажут

И тихо, почтительно скажут:

«Он был в Ленинграде... во время осады...

В те годы... вы знаете... в годы... блокады» И снимут пред вами шляпы...

Впервые это стихотворение было опубликовано в "Литературной газете" 25 ноября 1944 года.

Для детского журнала очень важны иллюстрации, ведь «Мурзилку» читали не только младшие школьники, но журнал читали и детям дошкольного возраста. И стоит чрезвычайно высоко оценить работу издателей журнала по подбору иллюстративного материала, огромный талант художников-иллюстраторов. Обложки номеров военных лет, в основном, несли на себе печать войны. На них изображались военные будни в тылу и на фронте: дети-пионеры, работающие в поле, приметная деталь - чучело в фашистском мундире и каске; летчик, поднявший руку в приветственном жесте, в самолете, на борту которого множество звезд, а ведь каждый ребенок военного времени знал, что эти звезды означают число сбитых вражеских самолетов; детский театр в госпитале; офицер Красной Армии с детьми на улицах озаренного яркими солнечными лучами города. Журнал нес оптимистичную веру в Победу, уверенность в жизнеспособности Великой страны, чего стоит картинка вечернего салюта над Кремлем в октябре 1943 года!

Редколлегия журнала помнила, что это - детский журнал, в особые праздники по обложкам журнала и нельзя было определить, что это журнал военных лет: изображение новогодней елки на обложке двенадцатого номера за 1944 год (и там же стихи «Елка» К.Чуковского) и изображение чудесного катка П.Алякринского на обложке первого номера 1945 года.

С пятого номера журнала в 1945 году освещается тема Победы, а далее - в последующие годы в журнале удивительно быстро происходит возвращение к обычной детской тематике, будто и не было войны. Страна хотела быстрее выйти из потерь, залечить раны, нанесенные войной, и в первую очередь это было необходимо детям. Вся их окружающая жизнь с болью от потерь близких, увечьями, ранами, бедностью, недостатком во всем насущном не давала забыть о только что отгремевшей войне, а любимый журнал нес улыбку, отдохновение от забот, безоблачность.

Да, он стал снова родным, человечным «Мурзилкой», лучшим другом детворы. В годы войны «Мурзилка» был не по годам взрослым и защищающим, а потом стал вновь веселым и жизнерадостным.

1. Архив Мурзилки. Том 1: История страны глазами детского журнала. 1924-1954. М.: ТриМаг, 2014. - С.119-171.

2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ Ьзе/120557/. Дата обращения 10.04.2015.

3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/1941-1945-gg#ixzz3Wg5scGFt. Даты обращения - апрель 2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.