Научная статья на тему 'Аксиоматика агонистического поведения молодежи'

Аксиоматика агонистического поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
АКСИОМАТИКА / АГОНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клейберг Юрий Александрович

Автор использует аксиоматику как способ анализа агонистического поведения в субкультурном пространстве молодежи с психолого-девиантологической точки зрения. Утверждается, что агонистические отношения в подростково-молодежных субкультурах многообразны, и в плане поведенческих взаимодействий между людьми (социальными группами) неизбежны, что агонистическое поведение является следствием деструктивной социализации молодежи, связанной с неадекватной социальной ситуацией. Делается акцент на том, что познание внутренних и внешних регуляторных механизмов проявления и реализации «Я» в индивидуальном поведении позволит прогнозировать его характер, направленность и внутреннее содержание и будет стимулировать превентивно-профилактический и коррекционный процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиоматика агонистического поведения молодежи»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 159.9; 316.6

Клейберг Юрий Александрович

докт. психол. наук, докт. пед. наук, профессор МГОУ,

г. Москва, РФ klab03@rambler.ru

АКСИОМАТИКА АГОНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

Автор использует аксиоматику как способ анализа агонистического поведения в субкультурном пространстве молодежи с психолого-девиантологической точки зрения. Утверждается, что агонистические отношения в подростково-молодежных субкультурах многообразны, и в плане поведенческих взаимодействий между людьми (социальными группами) неизбежны, что агонистическое поведение является следствием деструктивной социализации молодежи, связанной с неадекватной социальной ситуацией. Делается акцент на том, что познание внутренних и внешних регуляторных механизмов проявления и реализации «Я» в индивидуальном поведении позволит прогнозировать его характер, направленность и внутреннее содержание и будет стимулировать превентивно-профилактический и коррекционный процессы.

Ключевые слова

Аксиоматика, агонистическое поведение, молодежная субкультура.

Согласно девиантологическому словарю Ю.А.Клейберга (авт. -сост., 2014), агонистическое поведение (греч. agonia - борьба, англ. agonistic behavior) - это поведение конфликтное в своей основе, воинственное, демонстративно-агрессивное, и во многих контекстах является синонимом термина «агрессивное поведение» [5]. Результатом агонистического поведения в среде современной молодежи является выяснение и установление статусных отношений в субкультурном пространстве как деструктивная форма демонстрации силы, власти и других ресурсов личности.

Использование аксиоматики как способа построения какой-либо науки (или ее раздела) путем построения логических умозаключений о генезе феномена «агонистическое поведение», является актуальной и востребованной в научном и практическом смыслах.

Мы должны отдавать себе отчет в том, что агонистические отношения в подростково-молодежных субкультурах и в обществе многообразны, и в плане поведенческих взаимодействий между людьми (социальными группами) неизбежны. С девиантологической точки зрения это может означать, что психологическая природа человека «хранит» в себе множество различных по своей интенсивности, продолжительности и постоянности негативных явлений, которые, проявляясь в конкретных жизненных ситуациях, выступают своеобразным социальным и психологическим маркером поведения личности. Это в полной мере относится и к анализируемому нами феномену. Как справедливо указывают некоторые ученые (З.А.Зорина, И.И.Полетаева, Ж.И.Резникова, 2013), мир человеческих отношений наполнен всевозможными формами реализации агонистических реакций. Поэтому чрезвычайно важным сегодня, как мне думается, является создание своеобразного социально-психологического агонистического буфера (agonistic buffer), который, безусловно, может стать для общества «подушкой» социально-психологической безопасности, снизить «градус» социально-психологического накала, смикшировать проявление многих агрессивных форм девиантного поведения молодежи, в том числе и аверсивно-агонистического.

Полагаю, что имеются все основания утверждать, что агонистическое поведение является следствием социализации молодежи, где ценностные, нормативные и ролевые структуры формируются по определенному в какой-либо субкультуре типу, принимая девиантогенный контекст. Подобные явления не единожды обнаруживались в различных обществах. Несмотря на то, что многие девиантные проявления не являются возрастной закономерностью подростков и во многом ситуативны, в современном обществе именно эти проявления несут в себе сформированную в молодежной субкультуре интолерантность, агрессивное поведение, жестокость и насилие, выступающие неотъемлемой частью агонистического поведения. Процесс социализации современных подростков и молодежи, таким образом, выглядит неэффективеным в силу неадекватности сформированных поведенческих стратегий [3; 4].

Речь идет, по моему мнению, о создании (сознательно или неосознанно) некоего девиантного (криминального) офшора - территории, зоны, где происходит социализация личности на основе девиантных (криминальных) традиций конкретной субкультуры. Именно он и является эффективным методом девиантогенной социализации рекрутированных подростков и молодежи, «наученных» агонистическим техникам поведения.

Динамика жизни с ее ситуативной непредсказуемостью, перестроечными и модернизирующими процессами, часто оказывает негативно стимулирующее воздействие на систему межличностных отношений и взаимодействий в социуме. В таких условиях личность (особенно в подростково-молодежном возрасте) вынуждена находиться в состоянии напряженности и готовности к «сюрпризам» бытия. Особенно ярко это проявляется у тех подростков, у которых отсутствует (или он слабый) социально -психологический иммунитет, кто в силу различных обстоятельств остро переживает переходные состояния и кризисы - психофизиологические, психогормональные, возрастные, идентичности и т.п. Однако специально отмечу, что не каждая личность, сталкиваясь с неадекватной социальной ситуацией, испытывает деструкции и проявляет агонистическое поведение. В ряде случаев неадекватная социальная ситуация создает уникальные условия для позитивной активности личности и, следовательно, ориентирована на достижение, культивирование в себе созидательного смысла, а, значит, выступает стабилизатором социальной и психологической ситуации.

Тем самым усваивается личностью не только социальный опыт (в широком смысле), но и формируется субъектный опыт функционирования в подростково-молодежной субкультуре, в культуре общества. Субъектность личности в данном случае делает ее менее уязвимой в обществе и подверженной современным соблазнам, может быть средством преодоления компенсации в виде агонистического поведения, сопровождающегося самодовольством, гордостью, удовлетворением, похвалой лидера и референтного окружения.

Агонистическое поведение часто «несет» в себе самопрезентирующий эффект: в подростково -молодежной среде первое впечатление о другом человеке весьма устойчиво и очень медленно меняется под воздействием дополнительной, порой исчерпывающей и значимой для субъекта восприятия (перципиента) информации, обусловленной жизненным опытом, интеллектом, самопониманием и самооценкой. Согласно А.А.Бодалеву (1996), первое впечатление включает чувственный, логический и эмоциональный компоненты, эмоциональное отношение, а также более или менее обобщенные оценочные суждения. Все это в немалой степени предопределяет характер последующего отношения к объекту восприятия и, памятуя об обоюдности формируемого впечатления, - взаимодействия в общем социально-перцептивном поле [1].

Самопрезентация связана также и с имиджем, однако не сводится к нему. Молодому человеку важно создать и продемонстрировать свой уникальный имидж - более или менее устойчивый конструкт, в отличие от самопрезентации, которая является переменным и ситуативным явлением, ему важно реализовать свой наиболее важный архетип - Самость (нем. das Selbst). Самость - это последняя остановка на пути к индивидуации или, как ее еще называет К.Юнг - самореализации, активизации творческих сил, самоосуществления. И единственная известная нам важная составная часть самости, как утверждает Юнг, -это собственное «Я».

Ранее мы отмечали, что социальная деятельность и поведение человека осуществляется как сложное взаимодействие внешних и внутренних факторов человеческого поведения [6]. В этой связи, одной из актуальнейших задач современной социальной психологии личности и психологии девиантного поведения является познание внутренних и внешних регуляторных механизмов проявления и реализации «Я», индивидуального поведения; это в немалой степени позволит прогнозировать его характер, направленность и внутреннее содержание.

Индивидуальное поведение (агностическое, девиантное, криминальное и т.п.) формируется на стыке между доминирующей роли объективных (социальных) и субъективных (личностных, в том числе -фрустрационных и депривационных) факторов. Первые создают потенциальную возможность конфликта, вторые - особенности его реализации. Весьма важным является и тот момент, что некоторые черты личности могут выступать на разных стадиях развития ситуации и как способствующие проявлению агрессии, насилию и депривации, и как подавляющие их структуры.

Социально-психологический и психолого-девиантологический анализ агонистического поведения в подростково-молодежных субкультурах и, в целом, - обществе, имеет большое практическое значение в плане профилактики, превенции и регулировании этнических, межконфессиональных, межпоколенных, межгосударственных, межличностных и других форм конфликтов. Разработка социально-психологических технологий на основе этого анализа, может быть направлена на минимизацию или преодоление деструкций в сознании и поведении современной молодежи, неопределенности самоидентичности, а также на разработку вектора конструктивного разрешения аверсивного (враждебного) взаимодействия, культивирование толерантных форм жизнедеятельности людей, лояльное поведение в социуме [2; 7].

В заключении отмечу, что пока государству и обществу нечего противопоставить неорганизованным процессам социализации и повлиять на развитие событий в сфере молодежных движений, предложить такую альтернативу в масштабе государства, благодаря которой субкультуры будут завоевывать души подростков. Поэтому наиболее действенным представляется подход, анализирующий конструктивный потенциал подростково-молодежных субкультур, рассматривающий их как источник новых идей и ценностей, от понимания как интерпретации к пониманию как коммуникации. Список использованной литературы:

1. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1996. 246 с.

2. Клейберг Ю.А. Неопределенность самоидентичности: девиантологический конструкт // Пензенский психологический вестник. 2015. № 1(4). doi 10.17689/psy-2015.1.11. С.166-180.

3. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения. Монография. СПб: ИД «Алеф-Пресс», 2014. 233 с.

4. Клейберг Ю.А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии. Учебное пособие. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. 152 с.

5. Клейберг Ю.А. Девиантология: Словарь. Учебное пособие. М.: ООО «Тверской печатник», 2014. 86 с.

6. Клейберг Ю.А. Пространство досуга как фактор формирования и развития нормативного и девиантного поведения детей и молодежи // Дети и общество: социальная реальность и новации / Всерос. науч. -практ.конф. с междунар.участием 23-24 октября 2014. SD. М.: Российское социологическое общество, 2014. С. 1305-1313.

7. Клейберг Ю.А. Криминальная девиантность подростково-молодежных субкультур // Общество и право. 2013. № 3 (45). С.281-287.

© Ю.А.Клейберг , 2015

УДК 159.99

Науменко Марина Владимировна

канд. соц. наук, доцент ЮФУ, г.Ростов -на-Дону, РФ E-mail: marina-naumenko@list.ru Панкратова Ирина Анатольевна канд. псих. наук, доцент ЮФУ, г.Ростов -на-Дону, РФ Скубина Татьяна Сергеевна студент 4 курса АПП ЮФУ, г.Ростов -на-Дону, РФ

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА

ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Аннотация

В статье раскрывается понятие профессиональных представлений, освещаются проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.