Научная статья на тему 'Аксиология и культурология'

Аксиология и культурология Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бронский М. Б.

В статье рассматривается культурология как комплексная наука и ее аксиологический аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGY AND CULTUROLOGY

The article touches upon the subject of culture studies as a multi-science and its aspect.

Текст научной работы на тему «Аксиология и культурология»

речи, бедность фантазии, плохая коммуникабельность, примитивность мышления, малая игровая активность. Появился даже термин «телецдиот» (Баландин Р. Телеидиот // Наш современник. - 1994. - № 4. - С. 130).

Сегодня, когда вредное воздействие СМИ на психику и сознание человека не вызывает сомнений, призыв к введению цензуры информационной среды не означает возвращения государства к авторитарным моделям управления обществом. Подобная цензура должна быть направлена прежде всего на сохранение этического здоровья нации, на борьбу с загрязнением и деградацией интеллектуальной среды, осуществляться демократическими методами. Унификацию, упрощение интеллектуальной среды при наличии управляемых СМИ проводить несложно. Однако непредвиденные последствия подобных манипуляций общественным сознанием неизбежно разрушительные. Эго должны осознать и сами СМИ. Этот сравнительно недавно сформировавшийся социальный институт общества недаром получил титул «четвертая власть». По силе воздействия на человека см) нет равных.

MASS MEDIA AS A SOCIAL INSTITUTION:

THE "FOURTH POWER” PHENOMENON

I.N. Borisov

The article studies the slate of mass media communications cf the present stage of their development. Mass media characteristic features are given and their influence on the society and social consciousness.

УДК 008 .. •

' » ’ * •« '* ■

М.Б. Бро некий, к. ф. н., доцент, МИЭПМ.

603091, Нижний Новгород, ул. Артельная, 10. . ' "

АКСИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

В статье рассматривается культурология как комплексная наука и ее аксиологический аспект.

Современная науковедческая ситуация характеризуется усилением междисциплинарных связей. Эго характерно как для горизонтальных отношений наук (педагогика и социология, космонавтика и медицина, эстетика и социология и т.д), так и для вертикальных связей: философия и антропология, культурология и антропология, социология и теория маркетинга и др.

Для нас важно подчеркнуть факт усиления междисциплинарных связей в комплексе исторически сложившихся наук. Но горизонтальные и вертикальные связи не исчерпывают всех возможных отношений, потому что происходит и процесс обобщения частнонаучных исследований в границах некого интегрального образования. Классический пример здесь - социальная экология, культурология, ресурсология, ва-леология и др. Все это - междисциплинарные комплексы, включающие в себя теоретические и эмпирические достижения соответствующих областей знания.

Субстратный подход при анализе интеграции наук оказывается недостаточным (один объект и разные грани его анализа). Необходим и функциональный подход в понимании общего процесса интеграции научных знаний. Аксиология в данном от-

ношении представляет собой наиболее яркий пример именно такого функционального подхода к любому социальному объекту.

Если в традиционном понимании аксиологию можно представить как науку о ценностях, то сразу же возникает вопрос об онтологическом статусе ценностей: существуют ли они рядом с нормами, идеалами, стандартами, установками, образами, традициями, обычаями и пр. и пр.? Л.Н. Стсшович даже вводит специальное понятие ак-сиосферы для обозначения мира ценностей, который и призвана изучать аксиология. Но ценности - это такой объект, который задан не субстратно, а функционально. Например, произведение искусства - это субстратное образование, но сказать, что оно ценность или антиценность еще нельзя, поскольку требуется функциональный подход, устанавливающий значение (позитивное или негативное) данного произведения для человека. В эстетической области существует поляризация произведений на прекрасные и безобразные. Аналогично обстоит дело и в сфере морали: добрый или злой человек, добродетельный или порочный поступок и т.п. Подобное можно сказать о науке (истинное - ложное), о медицине (больной - здоровый), о праве (законное -незаконное) и т.д.

Хота ценности и нуждаются в своем носителе, в субстрате, они существуют функционально, т.е. как определенные свойства, значения, функции данного субстрата (человек, поступок, вещь и пр.).

Главная проблема здесь заключается в определении того критерия, который функционально конкретизирует позитивное или негативное значение данного субстратного образования. Таким критерием, на наш взгляд, является человек, его мера. Иротагоровскую ферму «человек есть мера всех вещей» мы используем для определения ценности или анпщенносш того или иного явления. Как известно, все явления имеют отношения не только друг к другу (универсальная связь), но и к человеку, поскольку он онтологически включен в универсум. Эго отношение в аксиологическом плане предстает как значение, как значимость. Понятие «значение» или «значимость» является общим для ценности (позитивная значимость) и антиценности (негативная значимость). Говорить об «отрицательной ценности» (В.А Василенко) нелогично, а об отрицательной значимости — уместно.

Итак, все явления (естественные и искусственные, природно данные и человеко-творные) имеют значение для человека. Эго значение поляризуется на позитивное, положительное и негативное, отрицательное. 'Те явления, которые обладают позитивным значением для человека и способствуют его сохранению и развитию, совершенствованию, объективно являются ценностями. Те же явления, которые обладают негативными, отрицательным значением для человека, приводят к его гибели, деградации, разрушению, тоже являются объективно антиценностями.

Ценности, даже так называемые «духовные» (мысли, идеи, нормы, идеалы и пр.) существуют объективно. Они могут быть субъективными по происхождению и по существованию в сознании человека, но они являются объективными в аксиологическом отношении, т.е. по их значимости для человека. Аксиология является функциональной наукой о ценностных отношениях и ценностном сознании. Два ее базовых понятия - ценность и антицснность - концентрируют вокруг себя всю проблематику аксиологии.

Если сравнивать культурологию и аксиологию, то прежде всего следует заметить, что предметная область аксиологии шире, потому что она рассматривает не только социальные, человекотворные, искусственные явления, образования, но и природные естественные. Культурология же по самому своему определению исследует только искусственные, социальные, человекотворные, надприродные явления. Отсюда и широко распространенное определение культуры как всего того, что создано человеком

человеческим обществом. Ценностью же для человека обладают и явления литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы, а не только ноосфсрныс, по В.И. Вернадскому, образования.

№ следует забывать и о том, что в ходе цивилизационного развития человек создает не только позитивное но и негативное (фашизм, наркомания, терроризм, преступность и пр.), т.е. ценное и антицснное а значит культура - это не все, созданное людьми, а только то, что обладает позитивным значением для человеческого общества. Антикультура - это совокупность ангицснностей, тех явлений, которые функционально негативно значимы для человечества, для его сохранения и развития. В социуме и происходит историческое противостояние культуры и антикультуры с переменным доминированием или той, или другой.

Культурология - это комплексная наука о возникновении, функционировании и развитии культуры. Она является комплексной, поскольку опирается на теоретический и эмпирический материал ряда наук: истории, этнографии, археологии, юриспруденции, религиоведения, искусствоведения, социологии, политологии, педагогики, социальной психологии и др. Она изучает все три времени бытия культуры: прошлое (возникновение), настоящее (функционирование) и будущее (развитие).

Структурно современное состояние культурологии может быть представлено четырьмя ее разделами:

1) теория культуры;

2) история мировой культуры;

3) история отечественной культуры; • ‘ ? - >

... 4) прикладная культурология; - - у л1" ■'

Такое широкое понимание позволяет преодолеть опасность сведения культуры только к одному ее виду - художественной культуре (искусство со всеми его видами)г а культурологию по существу, к искусствоведению или к теории и истории искусства. Не надо доказывать, что существуют и другие виды и формы культуры: политическая, правовая, нравственная, экологическая, физическая, культура общения, культура речи, культура труда, культура поведения и пр. и пр.

Аксиология с самого начала своего возникновения всегда рассматривала и рассматривает ценности, ценностные отношения во всем их богатстве, а не только в искусстве. Неопределенность существования аксиологии делает актуальным исследование ее научного статуса - как раздела философии, как особой философской науки или самостоятельного наличного образования. Учитывая современное состояние аксиологии, т.е. изучение ею ценностей, ценностных отношений и ценностного сознаггия в сфере социума, ее можно рассматривать как раздел социальной философии с тенденцией превращения в особою научную область по аналогии с социальной психологией, социальной экологией, социальной педагогикой, социальной антропологией и т.п.

Углубление анализа требует специального исследования предмета, метода, кате-гхэрий, законов и практического значения аксиологии. По мере решения всех этих задач эта наука может со времеггем обрести и свой педагогический эквивалент' как учебная дисциплина «социальная аксиология».

AXIOLOGY AND CULTUROLOGY

M.B. Bronsky

The article touches upon the subject of culture studies as a multi-science and its aspect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.