Научная статья на тему 'Аксиология детства в родословном дискурсе'

Аксиология детства в родословном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОАКСИОЛОГИЯ / LINGUISTIC AXIOLOGY / СЕМЕЙНЫЕ РОДОСЛОВНЫЕ / FAMILY GENEALOGY / АКСИОСФЕРА / ЦЕННОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КАРТИНА МИРА / AXIOLOGICAL SPHERE / VALUE / LANGUAGE PERSONALITY / WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якимова Екатерина Михайловна

В статье рассматривается аксиосфера родословного дискурса на основе контекстов, представляющих собой детские воспоминания. В этой связи используется лингвоаксиологический анализ, позволяющий выявить особенности языкового выражения ценностей. Автор обосновывает положение о том, что вербальная репрезентация аксиосферы ребёнка отличается детальностью описания, предметностью, образностью, полисенсорностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDHOOD AXIOLOGY IN THE GENEALOGICAL DISCOURSE

The article discusses the axiological sphere of genealogical discourse on the basis of contexts, which are childhood memories. In this connection the author uses linguistic-axiological analysis, which allows revealing the features of linguistic expression of values. The author substantiates the position that the verbal representation of a child's axiological sphere is characterized by detailed description, objectness, imagery, polysensitivity.

Текст научной работы на тему «Аксиология детства в родословном дискурсе»

Якимова Екатерина Михайловна

АКСИОЛОГИЯ ДЕТСТВА В РОДОСЛОВНОМ ДИСКУРСЕ

В статье рассматривается аксиосфера родословного дискурса на основе контекстов, представляющих собой детские воспоминания. В этой связи используется лингвоаксиологический анализ, позволяющий выявить особенности языкового выражения ценностей. Автор обосновывает положение о том, что вербальная репрезентация аксиосферы ребенка отличается детальностью описания, предметностью, образностью, полисенсорностью. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/12-2/52.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 2. C. 191-193. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

УДК 8142

В статье рассматривается аксиосфера родословного дискурса на основе контекстов, представляющих собой детские воспоминания. В этой связи используется лингвоаксиологический анализ, позволяющий выявить особенности языкового выражения ценностей. Автор обосновывает положение о том, что вербальная репрезентация аксиосферы ребёнка отличается детальностью описания, предметностью, образностью, полисенсорностью.

Ключевые слова и фразы: лингвоаксиология; семейные родословные; аксиосфера; ценность; языковая личность; картина мира.

Якимова Екатерина Михайловна, к. филол. н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Chernikova@bsu.edu.ru

АКСИОЛОГИЯ ДЕТСТВА В РОДОСЛОВНОМ ДИСКУРСЕ

Анализ языковых явлений с позиций лингвоаксиологии довольно широко представлен в современных работах, для которых характерно разнообразие изучаемых объектов: фразеологизмы [25], паремии [3], тексты мас-смедиа [14], библейские тексты [1; 4], художественные произведения [10] и др. В таком жанре, как семейные родословные, были проанализированы аксиологические характеристики человека [18]. На наш взгляд, лингвоаксиологический анализ может быть использован с целью выявления особенностей языковой репрезентации ценностей в контекстах, представляющих собой детские воспоминания и отражающих аксиосферу ребёнка. Во-первых, для жанра семейных родословных характерна языковая экспликация феномена импринтинга (термин В. Р. Дольника), т.е. запечатления значимого события, картинки в сознании рассказчика. Во-вторых, родословный дискурс насыщен контекстами, которые репрезентируют ценности посредством запомнившихся образов, фактов, предметов и т.д. «Вычленение из потока впечатлений наиболее важных в соответствии с определенными качествами и функциями свидетельствует об онтологической значимости» [23, с. 39]. В-третьих, запоминание и воспроизведение впечатлений, отражающих детскую картину мира, сопряжено с оценкой, значимостью, ценностью на ментальном уровне. Исследователи отмечают, что «рассмотрение особенностей формирования языковой картины мира ребёнка позволяет выявить направления развития не только языка, но и сознания» [19, с. 1301].

В аксиосферу ценности включаются в процессе внутрисемейной коммуникации. Многократное проговари-вание отточенных, передающихся из поколения в поколение семейных историй, которые содержат оценочные суждения, способствует не только дальнейшей трансляции наиболее значимых сведений семье, но и формированию ценностного сознания. «Языковая личность определённым образом интерпретирует элементы коммуникативной ситуации, следовательно, ценностные ориентации языковой личности уместно считать компонентами речевой ситуации» [13, с. 437]. Отбор и письменная фиксация воспоминаний детства обусловлены ценностными установками как автора родословной, так и других родственников: Дедушка и бабушка помогали нам осознать важные истины: нельзя делать то, что осуждают старшие, не делать то, что они не велят, нельзя бездельничать, когда старшие трудятся, нельзя требовать от родителей того, чего они дать не могут [2, с. 14]; Папа говорит, что очень любил туда ездить, в семье бабушки и дедушки царил свой мир, его бабушка (наша прабабушка) любила собирать лекарственные травы, и этот запах наполнял весь деревянный дом. Казалось, вспоминает папа, что лето даже зимой находилось в этом доме [16, с. 4]. Анализ фрагментов родословного дискурса показывает, что аксиосфера, которую формируют «ценностное сознание человека (представления, оценки, вкусы, идеалы, нормы) и мир ценностей» [14, с. 8], включает довольно обширный ряд ценностей. Опираясь на классификацию ценностей и антиценностей Л. К. Байрамовой [1, с. 25], рассмотрим особенности репрезентации аксиосферы на основе детского восприятия действительности.

Витальные ценности (жизнь, здоровье) в воспоминаниях взрослого носителя языка представлены более обобщённо, что связано с осмысленным отношением к жизни: На войне ей оторвало большой палец на ноге, но она сейчас про это говорит: «Главное жить осталась, а остальное - мелочи жизни!» [15, с. 2]. Сознательное транслирование ценностей происходит посредством таких языковых форм, как наставления, максимы поведения, генерализованные высказывания. Для репрезентации ценностной картины мира ребёнка характерны точность и подробность описания, что проявляется как на текстовом уровне, так и на лексическом (использование диалектных и региональных слов, внутрисемейных номинаций): Бабушка навсегда полюбила те калачики, как она называла эту траву, которые не дали ей умереть [2, с. 11]; Оклунки проса пополам с гречкой, другим зерном и пылью везли на санках. Когда добрались домой, в землянке застали обессиленную от голода мать [27, с. 5-6]. Витальные ценности связаны с конкретными образами (кусок хлеба, лепёшки из травы, зерно), что обусловлено предметным восприятием мира в раннем возрасте. Детальное воспроизведение действительности военного времени представлено также в контекстах, которые фиксируют факт возвращения живого родственника с войны: Очень ярко в памяти: по одну сторону зелёный лес, по другую -жёлтое пшеничное поле, вверху голубое небо, и на этом фоне фигура мужчины в гимнастёрке. Женщины бросили серпы, замерли. Чей? И вдруг среди этой звенящей тишины раздался крик мамы: «Михайло!». Это был мой отец» [11, с. 6]. Воспроизведение значимого события сопровождается подробным описанием ситуации и отражает зрительное восприятие действительности.

192

^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 2

Репрезентация религиозных ценностей в родословном дискурсе связана, прежде всего, с таким образом, как икона, однако для детских впечатлений характерно зрительное восприятие в динамике: В её комнате висела огромная икона, которую семье передали из монастыря. Каждый год в канун Рождества лики на иконе светлели, риза обновлялась [5, с. 12]; В углу висела икона Смоленской Божьей Матери, перед которой всегда горел тёплый огонёк лампады, и в его таинственном свете мне всегда казалось, что Богородица чуть заметно улыбается, и от этого в моей детской наивной душе было так тепло и хорошо [20, с. 4]. Церковь в воспоминаниях ребёнка, как и дом детства [24, с. 67], представлена на основе полисенсорного восприятия действительности: По воспоминаниям мамы, в церкви было всегда темно, прохладно, пахло воском и чем-то ещё необъяснимым. Со стен строго и вопрошающе взирали лики святых [17, с. 4]. Кроме того, детское восприятие религиозной сферы связано с некоторыми атрибутами церковных праздников (одежда, пища, убранство дома и т.д.): Бабушка мне рассказывала, что, когда была маленькой, очень любила, когда бабуля давала ей из сундука какой-нибудь из своих красивых платков для этого похода в церковь [8, с. 3]; Каждый год перед Великим постом семья на больших ярмарках обязательно покупала бочонок с рыбой и бочонок с квашеной капустой, и за большим столом соблюдали рамки строгого поста [21, с. 5]. Религиозные ценности находят отражение в тех фрагментах, которые включают подробное описание обрядовых действий и внутрисемейных традиций.

Гедонистические ценности репрезентируются контекстами-описаниями зрительных, вкусовых, обонятельных, тактильных ощущений: Я вспоминаю своё детство. Чистый деревенский воздух, зеленые луга, на которых пасутся «стаи» коров (для нас маленьких казалось именно так), завораживающие детское воображение холмы-великаны, которые лучше всего проглядывались с огорода. <... > Какое было счастливое время! Прибегая домой после очередного «путешествия», мы хватали со стола ещё горячие пампушки, испечённые специально для нас бабушкой, разрывая посередине, засыпали туда сахар и с этим ароматным лакомством бежали к дедушке [12, с. 3-4]. В силу субъективного восприятия счастья (радости, удовольствия) репрезентация гедонистических ценностей влечёт за собой разнообразие включаемых и описываемых объектов. Изучая культурные доминанты в языке, В. И. Карасик утверждает, что «ценностная картина мира в языке представляет собой проявление семантического закона, согласно которому наиболее важные предметы и явления жизни народа получают разнообразную и подробную номинацию» [9, с. 205]. Принимая во внимание вывод исследователя, отметим, что языковое выражение гедонистических ценностей в родословном дискурсе предполагает также многомерное описание фиксируемых ощущений (зрительных, вкусовых, тактильных и т.д.), сопровождающих эмоциональное состояние человека.

Являясь в целом позитивным жанром, семейные родословные, наряду с материальными ценностями (богатство), включают антиценности (бедность), что обусловлено такой жанровой характеристикой, как объективность повествования. Родословный дискурс насыщен фрагментами, которые содержат, кроме наименования ценности или антиценности, аргументативную часть: Детство ее было бедным, да и времена такие были, что денег на все не хватало, кушать было нечего, а одежду носили по очереди [22, с. 9]. Детальность описания, обусловленная ретроспективностью жанра, представлена в конкретизирующих контекстах: Детство моей бабушки было не бедным. Павел и София были очень обеспеченными людьми. У них был большой и красивый дом с надворными постройками, мельница. В хозяйстве было три лошади, две коровы, теленок, поросята, много птицы [Там же, с. 5]. В аксиосфере ребёнка статус материальных ценностей обусловлен в большей степени феноменом импринтинга, т.е. фиксацией конкретного предмета быта, особенно памятного для ребёнка: «Из детства только и помню красное одеяльце. Как я его любила! И на печке с ним лежала, и на сене летом спала», - говорит бабушка [29, с. 4]; Бабушка вспоминает, что в семье не было даже лишнего одеяла. Иногда приходилось укрываться ряднинами - самоткаными грубыми покрывалами [28, с. 6]. Детальное описание материального состояния семьи предполагает достоверность информации и точность речи, что обусловливает необходимость обращения к лексемам пассивного словарного запаса (ряднины, сенцы, полати, мамалыга).

Для русского менталитета характерна взаимосвязь между понятиями «богатство», «бедность» и «грех», что отражено в пословичном фонде русского языка, например: Гол, да не вор; беден, да честен [6, с. 174]. Богатый совести не купит, а свою погубляет [Там же, с. 153]. Гол да наг - перед Богом прав [Там же, с. 161]. Лучше нищий праведный, чем богач ябедный [Там же, с. 174]. В связи с этим авторы родословных, описывая материальное благополучие семьи, не только указывают на ценность, но и включают пояснительную часть, в которой представлено сопряжение материальных (богатство) и социально-утилитарных ценностей (труд): Семья никогда не пользовалась рабочей силой - работали сами от темна до темна. Дети пасли скот, ходили в лес, заготавливали грибы, орехи, жёлуди, дикий чеснок, лекарственные травы, ходили на рыбалку, нянчили маленьких. <... > Построили большой двухэтажный дом [26, с. 3].

Для родословного дискурса характерны полиаксиогенные контексты, которые одновременно репрезентируют разного рода ценности. Анализ детской аксиосферы свидетельствует, во-первых, о нивелировании материальных ценностей за счёт ценностей духовного характера: Вспоминая свое детство и юность, мама отмечает то, что жили они не очень богато, но зато веселья и доброты у них в семье было с избытком. Здесь ценной была не купленная вещь, хотя это тоже ценилось и береглось, а внимание, забота и любовь к ним, своим детям, их родителей [16, с. 4-5]; во-вторых, о трансформации материальных ценностей в этические (семейные реликвии): Ещё в детстве заметила, что дома у нас есть старая шкатулка. Никакой ценности для меня она не имела, только привлекала тем, что была закрыта. Только сейчас понимаю, насколько эта шкатулка бесценна и почему бабушка так дорожила ею. С трепетом сворачиваю уже

дорогие сердцу фотографии. Здесь хранятся целые судьбы, наследие моих предков... [5, с. 2]. Вышеприведённые контексты отражают преобразование ценностей, осознание их значимости, расширение аксиосфе-ры, т.е. динамику становления ценностной картины ребёнка.

Репрезентация ценностей/антиценностей в детских воспоминаниях связана с предметностью описания как материальных, так и витальных, религиозных, этических, гедонистических ценностей. Наряду с подробностью описания, которая проявляется на лексическом и синтаксическом уровне, имеет место детальное отображение действительности в многообразии сенсорного восприятия. Несмотря на то, что языковое выражение аксиосферы ребёнка в семейных родословных обусловлено особенностями детского познания действительности, нельзя исключать влияние постепенно формируемых стереотипов русского менталитета.

Список литературы

1. Байрамова Л. К. Отражение в библейских текстах ценностей и антиценностей и отсутствие некоторых их корреляций с эпизодами современной жизни // Филология и культура. Philology and culture. 2014. № 4 (38). С. 25-28.

2. Бочарников Д. Е. Моя родословная. Белгород, 2007. 15 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

3. Бочина Т. Г., Сян Ц. Аксиология возраста в русской паремике // Филология и культура. 2013. № 3 (33). С. 44-48.

4. Воркачёв С. Г. Аксиология интеллекта в библейском тексте: ум и глупость // Современная парадигма гуманитарных исследований: проблемы филологии и культурологии: сборник научных статей. М.: МИТРО, 2015. С. 107-114.

5. Генец А. В. Моя семья. Белгород, 2007. 13 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

6. Даль В. И. Пословицы русского народа: сборник: в 3-х т. / оформ. А. Ф. Сергеева. М.: Русская книга, 1998. Т. 1. 640 с.

7. Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 206 с.

8. Дудник И. С. Моя семья. Белгород, 2007. 7 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

9. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. С. 166-205.

10. Карпухина В. Н. Аксиологические стратегии текстопорождения и интерпретации текста (на материале стихотворений Р. Киплинга и их переводов на русский язык): дисс. ... к. филол. н. Барнаул, 2001. 382 с.

11. Кобзарева М. В. Моя семья. Белгород, 2008. 11 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

12. Колесникова А. Г. Семья - сокровищница любви. Белгород, 2007. 7 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

13. Лаврентьева А. И. Онтогенез языковой способности как объект междисциплинарного исследования: антропологический и аксиологический аспекты // Онтолингвистика - наука XXI века: материалы Международной научной конференции, посвященной 20-летию кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена. СПб.: Златоуст, 2011. С. 437-440.

14. Марьянчик В. А. Аксиологическая структура медиа-политического текста (лингвостилистический аспект): автореф. дисс. ... д. филол. н. Архангельск, 2013. 36 с.

15. Мироненко А. А. Моя родословная. Белгород, 2008. 11 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

16. Панасенко Н. А. Моя семья. Белгород, 2008. 7 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

17. Перминова Л. В. Моя семья. Белгород, 2007. 11 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

18. Рухленко Н. Н. Концепт СЕМЬЯ в жанре семейных родословных: дисс. ... к. филол. н. Белгород, 2005. 225 с.

19. Сальникова В. В. Репрезентация языковой картины мира ребёнка в автобиографических произведениях русских писателей (на материале повести С. Т. Аксакова «Детские года Багрова-внука» // Вестник Башкирского университета. 2011. Т. 16. № 4. С. 1301-1306.

20. Сошенко М. В. Моя семья. Белгород, 2007. 12 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

21. Сырицына К. С. Мой домашний очаг. Белгород, 2008. 12 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

22. Ткаченко И. И. Моя семья. Белгород, 2007. 15 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

23. Угрюмова М. М. Ребёнок и детство в сибирских старожильческих говорах (лингвокультурологический портрет) // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 369. С. 38-40.

24. Харченко В. К. Перцепция в родословном дискурсе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2011. № 6 (101). С. 65-72.

25. Чекулай И. В., Прохорова О. Н. Аксиологическая специфика концепта ВЛАСТЬ в семантической структуре фразеологических единиц русского и английского языков // Научный результат. Серия «Вопросы теоретической и прикладной лингвистики». 2014. № 1. С. 72-79.

26. Черменёва Н. С. История семьи Черменёвых. Белгород, 2008. 7 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

27. Шемякина С. А. Моя семья. Белгород, 2007. 9 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

28. Шепеленко Е. В. Моя родословная. Белгород, 2008. 14 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

29. Шеховцова О. В. Моя родословная. Белгород, 2008. 7 с. // Якимова Е. М. Личный архив автора.

CHILDHOOD AXIOLOGY IN THE GENEALOGICAL DISCOURSE

Yakimova Ekaterina Mikhailovna, Ph. D. in Philology Belgorod National Research University Chernikova@bsu.edu.ru

The article discusses the axiological sphere of genealogical discourse on the basis of contexts, which are childhood memories. In this connection the author uses linguistic-axiological analysis, which allows revealing the features of linguistic expression of values. The author substantiates the position that the verbal representation of a child's axiological sphere is characterized by detailed description, objectness, imagery, polysensitivity.

Key words and phrases: linguistic axiology; family genealogy; axiological sphere; value; language personality; world view.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.