Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФЕНОМЕНА ПРИМИРЕНИЯ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФЕНОМЕНА ПРИМИРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиологическое измерение примирения / многомирие / примирение / размирие / смирение / axiological dimension of reconciliation / poly-worlds / reconciliation / discord / humility

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евстифеева Елена Александровна, Филиппченкова Светлана Игоревна

Цель. Провести дескриптивный анализ феномена примирения в границах релевантных понятий, выделить и обосновать его аксиологическую составляющую. Процедуры и методы. Основное содержание исследования составляет дескриптивный анализ феноменов примирения, многомирия, размирия, примиренчества, смирения. Методологическим инструментарием стали феноменологический и герменевтический подходы, с помощью которых раскрываются коннотации феномена примирения. Результаты. Актуализирована значимость примирения как феномена духовного порядка. Проведённый дескриптивный анализ феномена примирения указал на его релевантность миру, размирию, многомирию, смирению. С помощью философской рефлексии показана значимость аксиологического ресурса акта примирения. Теоретическая и/или практическая значимость. В работе даётся дескрипция феномена примирения. Доказывается, что все релевантные перемирию понятия имеют аксиологическую, духовнонравственную составляющую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Евстифеева Елена Александровна, Филиппченкова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL RESOURCE OF THE PHENOMENON OF RECONCILIATION

Aim. To conduct a descriptive analysis of the reconciliation phenomenon within the boundaries of relevant concepts, identify and substantiate its axiological component. Methodology. The main content of the study is a descriptive analysis of the phenomena of reconciliation, poly-worlds, discord, conciliation, humility. Phenomenological and hermeneutical approaches have become the methodological tools, with the help of which the connotations of the reconciliation phenomenon are revealed. Results. The significance of reconciliation as a phenomenon of spiritual order has been updated. The conducted descriptive analysis of the reconciliation phenomenon highlighted its relevance to peace, discord, poly-worlds, humility. With the help of philosophical reflection, the significance of the axiological resource of the reconciliation act is shown. Research implications. The paper gives a description of the phenomenon of reconciliation. It is proved that all concepts relevant to the truce have an axiological, spiritual and moral component.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФЕНОМЕНА ПРИМИРЕНИЯ»

УДК 371.011

DOI: 10.18384/2949-5148-2023-4-84-90

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФЕНОМЕНА ПРИМИРЕНИЯ

Евстифеева Е. А, Филиппченкова С. И., Токарчук Е. Г.

Тверской государственный технический университет

170026, Тверская обл., г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 22, Российская Федерация Аннотация

Цель. Провести дескриптивный анализ феномена примирения в границах релевантных понятий, выделить и обосновать его аксиологическую составляющую.

Процедуры и методы. Основное содержание исследования составляет дескриптивный анализ феноменов примирения, многомирия, размирия, примиренчества, смирения. Методологическим инструментарием стали феноменологический и герменевтический подходы, с помощью которых раскрываются коннотации феномена примирения.

Результаты. Актуализирована значимость примирения как феномена духовного порядка. Проведённый дескриптивный анализ феномена примирения указал на его релевантность миру, размирию, многомирию, смирению. С помощью философской рефлексии показана значимость аксиологического ресурса акта примирения.

Теоретическая и/или практическая значимость. В работе даётся дескрипция феномена примирения. Доказывается, что все релевантные перемирию понятия имеют аксиологическую, духовно-нравственную составляющую.

Ключевые слова: аксиологическое измерение примирения, многомирие, примирение, размирие, смирение

AXIOLOGICAL RESOURCE OF THE PHENOMENON OF RECONCILIATION

E. Evstifeeva, S. Filippchenkova, E. Tokarchuk

Tver State Technical University

nab. Afanasiya Nikitina 22, Tver 170026, Tver Region, Russian Federation Abstract

Aim. To conduct a descriptive analysis of the reconciliation phenomenon within the boundaries of relevant concepts, identify and substantiate its axiological component.

Methodology. The main content of the study is a descriptive analysis of the phenomena of reconciliation, poly-worlds, discord, conciliation, humility. Phenomenological and hermeneutical approaches have become the methodological tools, with the help of which the connotations of the reconciliation phenomenon are revealed.

Results. The significance of reconciliation as a phenomenon of spiritual order has been updated. The conducted descriptive analysis of the reconciliation phenomenon highlighted its relevance to peace, discord, poly-worlds, humility. With the help of philosophical reflection, the significance of the axiologi-cal resource of the reconciliation act is shown.

Research implications. The paper gives a description of the phenomenon of reconciliation. It is proved that all concepts relevant to the truce have an axiological, spiritual and moral component.

Keywords: axiological dimension of reconciliation, poly-worlds, reconciliation, discord, humility

© CC BY Евстифеева Е. А., Филиппченкова С. И., Токарчук Е. Г., 2023.

2023 / № 4

Введение

В наши дни планетарная жизнь балансирует между войной и миром. Антропологическая катастрофа стучится в дверь. В глобализованном мире вопрос существования становится вопросом о немирном сосуществовании. Изменилась геополитическая ситуация, налицо негативные ближайшие и отдалённые последствия тотальной цифровизации, ин-фодемии, пандемии, гибридной мировой войны, СВО, вызывающие у большинства людей в «лучшем случае» немотивированный страх, посттраматическое стрессовое расстройство, влекущие дальнейшую патологию. В худшем - социально-психологические и медицинские патологические симптомы - агрессию, насилие, одиночество, суицидальность и т. д. Что делать? Можно ли надеяться на саму идею примирения в современных реалиях? Каков аксиологический, ценностно-смысловой потенциал эффекта от акта примирения? Ответ на эти вопросы взывает в первую очередь к очерчиванию терминологических и концептуальных возможностей феномена примирения.

Дескрипция феномена примирения

В русском языке термин примирить синонимичен слову мирить, означающему «восстанавливать согласие, мирные отношения между кем-либо», «заставлять терпимо относится к кому-нибудь»1, и происходит от слова мир. Примирение является синонимом просторечному слову лад, означающим «согласие, мир, порядок»2, и употребляется в сочетаниях «взаимное примирение, примирение противоположных взглядов, примирение сторон (прекращение на суде спора между сторонами по добровольному соглашению сторон),

мир, согласие после устранения причин ссоры, вражды»3. Благодаря этому слову вспоминается падший ангел, восставший против Всевышнего и озабоченный желанием «с небом примириться»4.

В широком смысле под примирением понимается восстановление отношений, взаимосогласованность идей, теорий, нар-ративов. Акт примирения относится как к процессу, так и к результату отношений между субъектами и объектами. Как сообщают нам эксперты по проблеме примирения, «две стороны будут считаться примирёнными только в том случае, если их будущие отношения улучшатся в результате того, что они удовлетворительно разобрались с эмоциональным, эпистемологическим и/или материальным наследием прошлого. В то время как результат примирения ориентирован на будущее, отмеченное мирными и справедливыми отношениями, процессы примирения, как правило, ориентированы на сохраняющиеся дурные чувства, подозрения или вред, которые были вызваны конфликтами и несправедливостью прошлого»5.

Возникает вопрос о примирении как ценности. Примирение как восстановление нарушенных отношений предусматривает предотвращение в дальнейшем ущерба интересам разных сторон. Речь идёт и об обиде как психологическом состоянии, и о благе, которое связано с продолжающимся взаимодействием, например, о материальной прибыли за счёт продолжающейся торговли. Примирение исправляет ущербность в отношениях сторон, аскрипцирует их существование как морально мотивированных на основе взаимного уважения, определённой степени доверительности. Для обоснования

Мирить // Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., испр. и доп. М.: А-Темп, 2006. С. 358.

2 Лад // Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., испр. и доп. М.: А-Темп, 2006. С. 317.

Примирение // Ушаков Д. Н. Толковый словарь

русского языка: в 4 т. Т. 3 / под ред. Д. Н. Ушакова.

М.: Русские словари, 1994. С. 819-820.

4 Лермонтов М. Ю. Демон // Культура.рф: [сайт]. URL: https://www.culture.ru/poems/36747/demon (дата обращения: 10.08.2023).

5 Radzik L., Murphy C. Reconciliation // The Stanford Encyclopedia of Philosophy: [сайт]. URL: https://plato. stanford.edu/archives/fall2021/entries/reconciliation (дата обращения: 10.08.2023).

2023 / № 4

аксиологического контекста акта примирения проведём мини-дескриптивный анализ термина примирение.

Перимирение укоренено словом мир. Различая многомерность понятия мир и его множество концептуальных версий, мы обсуждаем феномен мира в его широком смысле как образ жизни, позитивный и в аксиологическом, и в духовном контек-сте1. Мир - это высшее благо, утверждает Августин Блаженный в «Граде Божьем» [1]. В философском измерении речь идёт

0 результате акта примирения как согласования личностной воли в процессе выхода из спорной ситуации.

Термин размирие семантически противоположен термину примирение. В Толковом словаре В. И. Даля находим: «размиряться, размириться - прервать мир, нарушить согласие, поссориться, разбраниться, стать недругами, начать враждовать. Не успели помириться, опять раз-мирились! Француз с англичанином подбили турка, он и размирился, и стал воевать с ними заодно. Размиренье ср. действие по гл. размирье, ссора, несогласия; разрыв мира, объявленье войны; военное время, пора, состояние. Размирица Стар_военное время....»2. Размирие - это точка невозврата к акту примирения. Это предел, за которым невозможен мир, а только конфликт, разлом, война, военное время. Как противостояние эпохе размирия, в которой жил Андрей Рублёв, символически, как акт прмирения, согласия, гармонии предстаёт его икона «Троица». Иконописец творит свой шедевр в эпоху татаро-монгольского ига. Это время размирия, ненависти, убийств, а также предательств не только между князьями, но и простыми людьми. Как противостояние такой эпохи преподобный Сергий Радонежский конституировал Святую Троицу как образ любви, как символ противостояния вражды мира.

1 Fiala A. Pacifism // The Stanford Encyclopedia of Philosophy: [сайт]. URL: https://plato.stanford.edu/ archives/sum2023/entries/pacifism (дата обращения: 10.08.2023).

2 Размиряться, размириться // Даль В. И. Толковый

словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. М.; СПб.: Издание М. О. Вольфа, 1882. С. 34.

Он изрёк: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». Размирие, распри, грязь, бедствия, жестокость властей, т. е. серая реальность, сопровождавшая повседневную жизнь Андрея Рублёва, инициировали его прозрение, создание божественной гармонии, прекрасного, мира и тем самым возможности перемирия.

Размирие - это та ситуация, когда понять (другого, иное) уже не представляется возможным. Дадим объяснение. Понимание возможно при наличии единого символа веры, который обусловливает акт понимания: «Понимание во многих существенных отношениях предопределяется веровательной установкой. Механизм понимания - это способ установления соответствия различных эмпирических данных, фактов, языковых сообщений некой веровательной структуре. Само соответствие такого рода нередко весьма неопределённо. Поскольку веровательная установка санкционирует разнообразный материал, она тем самым задаёт границы его интерпретации» [3]. Вспомним мудрость автора «Степного волка» Германа Гессе о том, что чтобы понять других, нужно прежде всего понять самого себя. А понять - значит простить! Прощение как морально-психологический акт - это результативное средство примирения. Преодоление плохих, недоброжелательных отношений прощением влияет на устранение негативных установок по отношению к другой стороне. Случай примирения, который не включает прощения, не преодолевает обиды и недоброжелательности.

Концептуализация феномена примирения отсылает нас к онтологии и метафизике многомирия, которое означает «свойство бытия образовывать множество миров, универсумов, соположенных или совозможных друг другу»3. Идея и парадигма многомирия XXI в. становятся частью мироощущения и миропонимания

3 Многомирие (multiversality) // Эпштейн М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 134.

2023 / № 4

человечества. Различение в философии логики и семантики возможных миров, а в физике многомировая интерпретация квантовой механики приводят к заключению: «квантирование мультиверсума ... и смысловое квантование нашей реальности, возникновение всё новых единиц смысла в жизни сознательных существ, можно рассматривать как две стороны одного явления. Образование параллельных миров и образование смыслов нашего мира - это не просто синхронные процессы, но единый процесс, на основе которого естественные науки, с одной стороны, и гуманитарные -с другой, могут достичь общности в понимании мира и места человека в нём»1. Из такого объяснения многомирия следует сама возможность «быть миру» на основе общего его понимания. А также раскрывается потенциал перемирия. Онтология многомирия перекликается с бытием перемирия как совозможности друг другу, как согласования свободного воления, как понимания другого.

Метафизика многомирия обозначена в «Братьях Карамазовых», в предсмертной речи старца Зосимы сказано: «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло всё, что могло взойти, но взращённое живёт и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным, если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращённое в тебе»2. Транслируя эти размышления на тему перемирия, важно понимать, что каждая из сторон процесса перемирия представ-

1 Многомирие (multiversality) // Эпштейн М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 135.

2 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Часть 2 //

Lib.ru: [сайт]. URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/ text_0110.shtml (дата обращения: 10.08.2023).

ляет собой особый мир (личность, народ, цивилизация и т. д.), который не может быть полностью дескриптирован, описан и расшифрован, декодирован, понят извне. Речь также о том, что акт перемирия укоренён целым, единым, миром. Миром как многомирием. Здесь добавим аргументацию об омировлении, означающем «превращение отдельного явления в целый мир; становление в качестве мира. Мир - предельно ёмкая категория для обозначения системной связи всех элементов бытия в качестве самосущего, жизнеспособного целого»3.

Вспомним, что в философии примирения Вл. Соловьёва очевидна диалектическая взаимосвязь между примирением людей и примирением идей. Согласование личностных воли личности со свободой воли другой личности возможно лишь на основе достижения взаимопонимания в их представлениях. Иначе говоря, понимание возможно через символ веры.

Ещё одной семантической гранью примирения предстаёт слово примиренчество, которое несёт негативную коннотацию. Речь идёт о желании всеми правдами уйти от конфликтов, которые являются константами социальной жизни, они неизбежны, не всегда деструктивны, они могут разрешаться с целью дальнейшего развития. Интенция к неразумному согласию всех сторон выливается в такие характеристики, как беспринципная уступчивость, соглашательство. А положительный потенциал примирения состоит в другом -в достижении взаимоприемлемого и оптимального решения в наличной ситуации или сложившихся условиях для выхода из конфликтной ситуации. Идею примирения находим у таких философов, как Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, В. С. Соловьёв, М. Вебер и др. Основным назначением примирения признаётся согласование свободных воль (лиц) в процессе выхода из спорной, конфликтной ситуации. Философия всеединства русско-

3 Омировление (worlddization) // Эпштейн М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 143.

го мыслителя В. С. Соловьёва видится как логическое примирение и синтез различных идей, концепций, доктрин, культур. В. С. Соловьёв рассматривает примирение в глобальном масштабе как необходимую ступень культурного и нравственного развития [4; 5].

Духовно-нравственная составляющая примирения

Примирение - явление как социального, так и духовно-нравственного порядков. Акт примирения влечёт мирное сосуществование. Это способ воздействия на общественную жизнь и межличностные отношения, один из вариантов разрешения социальных конфликтов. Примирение означает достижение, восстановление согласия различных и даже противоположных взглядов, позиций, а также разрешение спорных вопросов мирным путём, включая путь смирения. Раскроем соразмерность явлений примирения и смирения. В «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова даётся толкование смирению с рефлексивной позиции человека как «осознания своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия»1. Многомерность феномена смирения говорит о том, что оно различается по отношению к окружающим людям, к самому себе и к трансцендентности (Творцу). Акт смирения по отношению к окружающим людям манифестирует об отсутствии агрессии, гнева, насилия, вражды, неприязни, озлобленности. Это уход от любого противостояния, соперничества.

Русский философ Н. А. Бердяев различал смирение как явление духовного уровня человека, как проявление духовной силы в победе над самоличностью. Смирение - это пробуждение души для действительности: «считать себя самым страшным грешником - есть такое же самомнение, как считать себя святым. Смирение есть не самоуничтожение чело-

веческой воли, а просветление и свободное подчинение её истине ... Смирение не только не противоположно свободе, оно есть акт свободы. Никто и ничто на свете не может принудить меня к смирению, кроме меня самого, лишь через акт свободы оно приходит. Оно всегда есть приобретение большей свободы. Смирение есть глубоко внутреннее, сокровенное явление. И одним из самых страшных извращений христианства было внешнее и рабье понимание смирения.» [2, с. 178, 183].

Такая же интерпретация смирения следует из переписки величайших деятелей русской литературы - писателя Н. В. Гоголя и критика В. Г. Белинского, в которой последний, критикуя проповеди христианского смирения Н. В. Гоголя, писал, что желание стать совершенным и выше всех смирением не есть просветление, оно ведёт к лицемерию и невеже-ству2.

В христианском миропонимании смирение - это духовный акт, добродетель, одно из самых значимых духовно-нравственных становлений человека. Смирение - явление многомерное. Можно понимать смирение, как самоумаление, основанное на признании собственной греховности. В морально-психологическом контексте о смирении размышляет митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Смирение - это пребывание в истине и правде, это не депрессия и не тоска. Он полагает, что без смирения напрасными становятся все добродетели. Истинное смирение не может быть препятствием хорошему, а от всего плохого оно верная защита. Смиренный человек способен быстро исправляться, меняться в лучшую сторону, легко признавать свои ошибки. Когда произносят ежедневную молитву св. Ефрема Сирина в Великий пост, просят у Бога подарить дух смиренномудрия3.

Смирение // Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 3 / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. С. 304.

Белинский В. Г. Письмо к Н. В. Гоголю от 15/3 июля 1847 г. // Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений:

в 14 т. Т. 8: Статьи. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 500-510.

3 Амвросий (Ермаков), митр. Таинство прекрасных дел. 2-е изд., испр. и доп. Тверь: Тверская и Кашинская епархия, 2021. С. 40-42.

Vssy

¡$$N2949-5121 ^

Имея один корень, коннотацию, смысл с примирением как выражением упорядоченности социальных, юридических связей для сбалансированности разных социальных интересов, смирение всё же различается своей направленностью на внутреннее духовно-нравственное и психологическое состояние человека, его рефлексивность. Мы видим, что в духовной жизни смирение проявляется в том, что человек независимо от обстоятельств пребывает в равновесии и согласии с самим собой, не возвышается ни над кем. Можно повторить, что смирение - это добродетель, противоположная гордыне, но не-

^ 2023/№ 4

отъемлемая составляющая самодостаточной личности, стремящейся к духовному росту.

Заключение

В итоге возникает понимание того, что дескрипция примирения в ряду релевантных понятий - многомирия, размирия, смирения - указывает на аксиологическую, духовно-нравственную составляющую этого феномена. Понимание, прощение, смирение предписывают акт примирения.

Статья поступила в редакцию 02.10.2023.

Современные философские исследования

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин Блаженный. Книга девятнадцатая // Августин Блаженный. О граде Божием: в 2 кн. Кн. 2. М.: Т8 Rugram, 2020. С. 349-414.

2. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.

3. Евстифеева Е., Филиппченкова С. Психологическая модель врачевания: философские основания [Электронный ресурс] // Философия и психотерапия: сборник научных статей и рабочих материалов к докладам участников II Международной конференции, Санкт-Петербург, 31 мая -1 июня 2014 г. / под ред. С. М. Бабина, В. В. Андрюшина, И. Г. Глуховой. URL: http://hpsy.ru/public/ x6389.htm (дата обращения: 10.08.2023).

4. Роцинский С. Б. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства В. Соловьёва. М.: Российская академия государственной службы, 1999. 220 с.

5. Соловьёв B. C. Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1988-1989.

REFERENCES

1. Augustinus A. Book XIX (Rus. ed.: Kniga devyatnadcataya. In: Augustinus A. OgradeBozhiem [De civi-tate Dei contra paganos]. Moscow, T8 Rugram Publ., 2020, pp. 349-414).

2. Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka [On the Purpose of a Person]. Moscow, Respublika Publ., 1993. 383 p.

3. Evstifeeva E., Filippchenkova S. [Psychological Model of Healing: Philosophical Foundations]. In: Filosofiya i psihoterapiya: sbornik nauchnyh statej i rabochih materialov k dokladam uchastnikov IIMezhdunarodnoj konferencii, Sankt-Peterburg, 31 maya - 1 iyunya 2014g. [Philosophy and Psychotherapy: A Collection of Scientific Articles and Working Materials for the Reports of Participants of the II International Conference, St. Petersburg, May 31 - June 1, 2014]. Available at: http://hpsy.ru/ public/x6389.htm (accessed: 10.08.2023).

4. Rocinsky S. B. Primirenie idej i ideya primireniya v filosofii vseedinstva V. Solov'yova [Reconciliation of Ideas and the Idea of Reconciliation in the Philosophy of Unity of V Solovyov]. Moscow, Russian Academy of Public Administration Publ., 1999. 220 p.

5. Solov'yov B. C. Sochineniya [Essays]. Moscow, Pravda Publ., 1988-1989.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Евстифеева Елена Александровна - доктор философских наук, профессор, проректор по развитию персонала, заведующий кафедрой психологии и философии Тверского государственного технического университета; е-таП: pif1997@mail.ru

Филиппченкова Светлана Игоревна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и философии Тверского государственного технического университета; е-таП:таШ:о: sfilippchenkova@mail.ru

Токарчук Елена Григорьевна - аспирант кафедры психологии и философии Тверского государственного технического университета; е-таП: mglenchik@mail.ru

Elena A. Evstifeeva - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Vice-Rector for Personnel Development, Head of the Department, Department of Psychology and Philosophy, Tver State Technical University; e-mail: pif1997@mail.ru

Svetlana I. Filippchenkova - Dr. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Prof., Department of Psychology and Philosophy, Tver State Technical University; e-mail: sfilippchenkova@mail.ru

Elena G. Tokarchuk - Postgraduate Student, Department of Psychology and Philosophy, Tver State Technical University;

e-mail: mglenchik@mail.ru

Евстифеева Е. А., Филиппченкова С. И., Токарчук Е. Г. Аксиологический ресурс феномена примирения // Современные философские исследования. 2023. № 4. С. 84-90. DOI: 10.18384/2949-5148-2023-4-84-90

FOR CITATION

Evstifeeva E. A., Filippchenkova S. I., Tokarchuk E. G. Axiological Resource of the Phenomenon of Reconciliation. In: Contemporary Philosophical Research, 2023, no. 4, pp. 84-90. DOI: 10.18384/2949-5148-2023-4-84-90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.