Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОНТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, СВЯЗАННОГО С РЕПРОДУКТИВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОНТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, СВЯЗАННОГО С РЕПРОДУКТИВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ ПО ЗДОРОВЬЮ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евстифеева Е. А., Филиппченкова С. И.

Цель. Обоснование проблемы репродуктивного здоровья российской молодёжи в контексте с духовно-нравственных ценностей. Разработка рефлексивной модели управления качеством жизни в отношении репродуктивного здоровья российской студенческой молодёжи на основе экспликации их ценностно-смысловых приоритетов, личностного потенциала и для стратегии накопления человеческого капитала и духовно-нравственного воспитания.Процедуры и методы. Основное содержание работы составляет анализ концептов здоровье, репродуктивное здоровье, качество жизни, связанное со здоровьем, личностный потенциал, автономия личности, человеческий капитал, рефлексивность, рефлексивная модель управления качеством жизни в отношении репродуктивного здоровья. С использованием феноменологического, герменевтического, концептуального подходов рассматривается проблема репродуктивного здоровья российской молодёжи в контексте их ценностно-смыслового выбора.Результат. Актуализирована значимость проблемы репродуктивного здоровья российской молодёжи. Показана необходимость концептуальной разработки рефлексивной модели управления качеством жизни по репродуктивному здоровью молодёжи в контексте изменений их ценностных приоритетов в сознании.Теоретическая и/или практическая значимость. В работе проблематизируется репродуктивное здоровье молодёжи. Концептуализируются его составляющие: здоровье, качество жизни по репродуктивному здоровью, личностный потенциал, рефлексивная модель управления качеством жизни по здоровью для стратегии накопления человеческого капитала. Доказывается, что без ориентации на духовно-нравственные и смысложизненные установки в сознании молодёжи не разрешима проблема качества жизни в отношении репродуктивного здоровья. Полученные результаты могут быть использованы в научно-педагогической и учебно-воспитательной деятельности, для разработки образовательных проектов по духовно-нравственному воспитанию студентов, для проектов по демографической, семейной и молодёжной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евстифеева Е. А., Филиппченкова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL CONTEXT OF THE PROBLEM OF QUALITY OF LIFE ASSOCIATED WITH REPRODUCTIVE HEALTH OF RUSSIAN YOUTH

Aim. Substantiation of the problem of reproductive health of Russian youth in the context of spiritual and moral values. Development of a reflexive model of quality-of-life management for the reproductive health of Russian students based on the explication of their value-semantic priorities, personal potential and for the strategy of accumulating human capital and spiritual and moral education.Methodology. The main content of the work is the analysis of the concepts of health, reproductive health, health-related quality of life, personal potential, personal autonomy, human capital, reflexivity, reflexive model of quality of life management in relation to reproductive health. Using phenomenological, hermeneutic, conceptual approaches the problem of reproductive health of Russian youth is considered in the context of their value and semantic choice.Results. The importance of the problem of the reproductive health of Russian youth has been updated. The need for a conceptual development of a reflexive model of quality-of-life management for the reproductive health of young people in the context of changes in their value priorities in the minds is shown.Research implications. The work prolematizes the reproductive health of young people. Its components are conceptualized - health, quality of life in terms of reproductive health, personal potential, a reflexive model of quality-of-life management in terms of health for the strategy of accumulating human capital. The results obtained can be used in scientific and pedagogical and educational activities, for the development of educational projects on the spiritual and moral education of students, for projects on demographic, family and youth policy.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОНТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, СВЯЗАННОГО С РЕПРОДУКТИВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

УДК 17 .177

DOI: 10.18384/2310-7227-2023-2-130-138

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КОНТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, СВЯЗАННОГО С РЕПРОДУКТИВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Евстифеева Е. А, Филиппченкова С. И.

Тверской государственный технический университет

170026, Тверская обл., г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 22, Российская Федерация Аннотация

Цель. Обоснование проблемы репродуктивного здоровья российской молодёжи в контексте с духовно-нравственных ценностей. Разработка рефлексивной модели управления качеством жизни в отношении репродуктивного здоровья российской студенческой молодёжи на основе экспликации их ценностно-смысловых приоритетов, личностного потенциала и для стратегии накопления человеческого капитала и духовно-нравственного воспитания. Процедуры и методы. Основное содержание работы составляет анализ концептов здоровье, репродуктивное здоровье, качество жизни, связанное со здоровьем, личностный потенциал, автономия личности, человеческий капитал, рефлексивность, рефлексивная модель управления качеством жизни в отношении репродуктивного здоровья. С использованием феноменологического, герменевтического, концептуального подходов рассматривается проблема репродуктивного здоровья российской молодёжи в контексте их ценностно-смыслового выбора. Результат. Актуализирована значимость проблемы репродуктивного здоровья российской молодёжи. Показана необходимость концептуальной разработки рефлексивной модели управления качеством жизни по репродуктивному здоровью молодёжи в контексте изменений их ценностных приоритетов в сознании.

Теоретическая и/или практическая значимость. В работе проблематизируется репродуктивное здоровье молодёжи. Концептуализируются его составляющие: здоровье, качество жизни по репродуктивному здоровью, личностный потенциал, рефлексивная модель управления качеством жизни по здоровью для стратегии накопления человеческого капитала. Доказывается, что без ориентации на духовно-нравственные и смысложизненные установки в сознании молодёжи не разрешима проблема качества жизни в отношении репродуктивного здоровья. Полученные результаты могут быть использованы в научно-педагогической и учебно-воспитательной деятельности, для разработки образовательных проектов по духовно-нравственному воспитанию студентов, для проектов по демографической, семейной и молодёжной политике.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, личностный потенциал, модель рефлексивного управления качеством жизни по здоровью, репродуктивное здоровье, студенческая молодёжь, человеческий капитал

SPIRITUAL AND MORAL CONTEXT OF THE PROBLEM OF QUALITY OF LIFE ASSOCIATED WITH REPRODUCTIVE HEALTH OF RUSSIAN YOUTH

E. Evstifeeva1, S. Filippchenkova

Tver State Technical University

nab. Afanasiya Nikitina, Tver 22170026, Tver Region, Russian Federation Abstract

A im. Substantiation of the problem of reproductive health of Russian youth in the context of spiritual and moral values. Development of a reflexive model of quality-of-life management for the reproductive

© CC BY Евстифеева Е . А . , Филиппченкова С. И 2023 .

Viso;

health of Russian students based on the explication of their value-semantic priorities, personal potential and for the strategy of accumulating human capital and spiritual and moral education. Methodology. The main content of the work is the analysis of the concepts of health, reproductive health, health-related quality of life, personal potential, personal autonomy, human capital, reflexivity, reflexive model of quality of life management in relation to reproductive health. Using phenomenological, hermeneutic, conceptual approaches the problem of reproductive health of Russian youth is considered in the context of their value and semantic choice.

Results. The importance of the problem of the reproductive health of Russian youth has been updated. The need for a conceptual development of a reflexive model of quality-of-life management for the reproductive health of young people in the context of changes in their value priorities in the minds is shown. Research implications. The work prolematizes the reproductive health of young people. Its components are conceptualized - health, quality of life in terms of reproductive health, personal potential, a reflexive model of quality-of-life management in terms of health for the strategy of accumulating human capital. The results obtained can be used in scientific and pedagogical and educational activities, for the development of educational projects on the spiritual and moral education of students, for projects on demographic, family and youth policy.

Keywords: spiritual and moral values, personal potential, model of reflexive management of quality of life by health, reproductive health, student youth, human capital

Введение

Последние десятилетия цифры вымирания российского населения пугают. В 2022 г. Россия потеряла более полумиллиона своих жителей . И это катастрофическая ситуация. Почему не удаётся решить национальную демографическую проблему, несмотря на масштабно финансируемые национальные проекты по демографии, здравоохранению, образованию? Одним из ответов на этот вопрос является проблема репродуктивного здоровья молодёжи, значительная часть которой, как показали наши социологические и психологические исследования, не осознаёт бесценный дар жизни [2]. Ведь репродукция -это благо жизни, которое надо беречь как высшую ценность и смысл. Как объяснить тот факт, что часть молодёжи не собирается нести на себе традиционную духовность через смысл и ценность любви, семейных отношений и репродуктивного здоровья? Отметим, что в контексте нашей темы исследований духовность мы различаем вслед за Д . А. Леонтьевым как «такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности,

находящиеся между собой в иерархических взаимоотношениях»1.

Молодёжь ориентируется на прагматическую, утилитаристскую полезность, на мобильность Возникает вопрос - молодёжь заблудилась? Как в цитате из «Божественной комедии» Данте Алигьери: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины»2

Пафос наших исследований - в рефлексии того, что без наличия в сознании молодёжи духовно-нравственных ценностей, среди которых смысл, ценность жизни и стоящее за ней репродуктивное здоровье, невозможно решать проблему сохранения репродуктивного здоровья молодёжи . Смысл нельзя дать, его нужно найти . Смысл нельзя выдумать, его надо открыть Так своей экзистенциальной философией, психологией, психотерапией, логотерапи-ей объясняет В . Франкл [12]. Признание репродукции как высшей ценности сравнимо с духовностью личности человека, с

Леонтьев Д . А . Духовность // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М. : Канон+: Реабилитация, 2009. С. 217.

2 Алигьери Д . Божественная комедия / пер . М. Лозинского . М . : Наука, 1967. С. 9 .

V13V

её ответственностью перед национальным демографическим вызовом .

Рефлексивная модель управления качеством жизни по репродуктивному здоровью

Авторская рефлексивная модель управления качеством жизни в отношении репродуктивного здоровья российской студенческой молодёжи восходит к экспликации духовно-нравственного контекста и ценностно-смысловых установок в сознании студенческой молодёжи, актуализирующих и проблематизирующих отношение к репродуктивному здоровью (РЗ) . Данная цель служит идентификации личностного потенциала молодого человека и стратегии накопления человеческого капитала (ЧК) .

Способом решения указанной проблемы предстаёт следующая последовательность:

- в фокусе стратегии накопления человеческого капитала эксплицировать конфигурацию ценностных установок (духовно-нравственные символы, просо-циальные устремления, ценности мобильности (доверительности) у российской студенческой молодёжи);

- разработать авторскую социологическую анкету, позволяющую распознать детерминации традиционных духовно-нравственных ценностей и демографических экспектаций российской молодёжи;

- выявить ключевые компоненты личностного потенциала (автономия, ответственность, рефлексивность, смысло-жизненные ориентации) студенческой молодёжи как основу её личностного самоопределения для построения модели рефлексивного управления качеством жизни по РЗ;

- на основе сравнительного анализа дескрипторов ценностных установок молодёжи, её личностного потенциала, влияющих на показатели качества жизни (КЖ) по РЗ, и с помощью мониторинга идентифицировать духовно-нравственный, ценностно-смысловой, личностный профили

человека, влияющие на изменение показателей КЖ по здоровью;

- построить модель рефлексивного управления КЖ по репродуктивному здоровью молодёжи, раскрыть её управленческий потенциал для использования в целях накопления ЧК, духовно-нравственного воспитания, раскрытия личностного потенциала, генерирования репродукции;

- апробировать комплексный психодиагностический и социологический инструментарий по оценке КЖ в отношении к РЗ и как источника накопления ЧК и духовно-нравственного воспитания у обучающейся молодёжи;

- разработать программу тренинга раскрытия личностного потенциала (автономности (самодетерминации), ответственности, рефлексивности, смысложиз-ненных ориентаций) для студентов);

- разработать нормативные документы и аналитические материалы для целей воспитательной и психолого-педагогической направлений деятельности вузов и органов государственной власти;

- внедрить результаты исследования в проекты по стратегии накопления ЧК молодёжи, по её духовно-нравственному воспитанию и личностному самоопределению;

- внедрить результаты проекта в образовательную практику, в учебно-воспитательную работу, в мероприятия по молодёжной политике с целью валидизации социологического и психологического диагностического инструментария по оценке КЖ в отношении к репродуктивному здоровью

Ключевые концепты рефлексивной модели управления качеством жизни по репродуктивному здоровью

Логика концептуального обоснования рефлексивной модели управления качеством жизни по репродуктивному здоровью требует объяснения главных концептов Среди них - репродуктивное здоровье [13], качество жизни, связанное со здоровьем [11], личностный потенциал [4], авто-

номия личности [6], человеческий капитал [9], рефлексивность, модель рефлексивного управления качеством жизни в отношении репродуктивного здоровья [5].

Здоровье, в том числе репродуктивное, остаётся не до конца исследованным объектом и открытым для интерпретации концептом Репродуктивное здоровье -важнейший витальный ориентир человека . Его адекватная идентификация, оценка, забота как пропедевтика, терапия - звучат как признание и исповедование дара жизни . Концепт здоровье имеет ценностную окраску, посылом которой предстают ценностно-смысловые структуры сознания наличного человека Персональные ценностные приоритеты в отношении здоровья детерминируют содержательные границы его идентификации

Мы различаем «навигационную» объективацию, объяснение и понимание репродуктивного здоровья, обусловленного ценностно-смысловым выбором и личностным потенциалом человека В таком ракурсе «навигационное» толкование здоровья позволяет увидеть ценностно-смысловую иерархию, личностный ресурс и смыслополагающую деятельность человека на пути к сохранению репродуктивного здоровья Под навигационным аспектом здоровья нами понимается ориентированные на ключевые индикаторы КЖ в отношении здоровья состояние благополучия человека, самовоспроизводство человеком собственного самотождества Здоровье есть одухотворённость и высшая ценность для человека. Нет здоровья, нет полноты жизни, нет смыслополагающего горизонта бытия Репродуктивное здоровье - многомерный феномен, имеющий биомедицинское, генетическое, психофизиологическое, психологическое, социальное, духовное измерения Репродуктивное здоровье заточено на сохранение человеческой жизни, которая бесценна Жизнь -это чудо, то, что полностью не поддаётся структурированию и научному измерению Жизнь неделима, не может быть частичной жизни, есть жизнь как целостное явление и как полнота жизни Полнота

жизни человека манифестирует о его здоровье

Качество жизни, связанное со здоровьем, - составляющая КЖ как интегральной оценки антропокосмоса, или всех составляющих жизни человека В оценке качества жизни «заложены» многоаспектное представление о здоровье, учёт соразмерности объективной и субъективной сторон жизненного благополучия человека, их постоянной изменяемости и трансформации

Концепт качество жизни - исчисляемая переменная, инициируемая желаниями и ожиданиями человека, его ценностно-смысловыми и личностными предпочтениями Оценка качества жизни учитывает соразмерность объективной и субъективной оценки здоровья, их темпоральную изменяемость Состояние субьективного и психологического благополучия, как доказывают психологи, свидетельствует о таких «характеристиках психологического благополучия и личностных ресурсах, как удовлетворённость жизнью, положительные эмоции, диспозиционный и атрибутивный оптимизм, осмысленность жизни, удовлетворённость всех трёх базовых психологических потребностей (согласно модели теории самодетерминации), персональная ответственность, чувствительность к обратной связи» [7, с . 113].

Концепт качество жизни, связанное со здоровьем передаёт состояние субъективного благополучия, или целостного переживания удовлетворённости человека, инициированного ценностно-смысловой мотивацией, личностным опытом Мы отдаём себе отчёт в том, что концептуальное описание феномена «здоровье» и его экс-пликанта «КЖ, связанное со здоровьем» или «КЖ по отношению к здоровью» зависит от социокультурных, лингвистических, семиотических особенностей, языкового сознания и коммуникативного поведения человека Сошлёмся на новейшее исследование, где сравниваются интерпретации концепта здоровье в китайском и русском языках [10, с . 113]. Сюецзяо Ван, Ф . Г. Фаткуллина, ссылаясь на другие ра-

боты, указывают на смысловые различия идентификации здоровья по «признаку качества» в русском культурном коде, где здоровье метафорически звучит через прилагательные добрый, слабый, сильный, хороший, плохой, цветущий железный, пухлый, драгоценный, превосходный, завидный, героический, красивый, могущественный [8]. А в китайском языке «прилагательные редко используются со словом "здоровье", потому что в национальном сознании китайского народа "здоровье" означает "хорошее состояние здоровья", поэтому другие прилагательные не используются для модификации этого слова. В связи с ускорением темпов современной жизни и углублением понимания людьми ценности здоровья в китайском языке активизировалось понятие суб-здоровье. «"Суб-здоровье / означает, что при медицинском обследовании у человека нет никаких заболеваний, но он чувствует себя некомфортно» [10, с. 430].

Заметим, что данное исследование подтверждает важность обращения к концепту «КЖ по отношению к здоровью» и понимания его семантической амбивалентности, диалектики объективной и субъективной его составляющих Как мы полагаем, концепт суб-здоровье указывает на возможные расхождения параметров «КЖ в отношении здоровья», если ориентироваться на методику оценки качества жизни, связанного со здоровьем [3]

Субъективная составляющая КЖ в отношении здоровья «напрямую» зависит от конфигурации ценностных установок, сформированности главных компонентов личностного потенциала студенческой молодёжи. Ценностно-смысловой выбор, ключевые составляющие личностного потенциала влияют на оценку человеком своего личностного и социального положения, они детерминируют уровень притязаний и степень жизненной удовлетворённости человека, повышая или понижая уровень качества жизни в отношении здоровья

В отечественной философии, общественно-политической и социогумани-

тарной науках разрабатывается конструкт личностного потенциала [4]. Он обладает объяснительной возможностью для изучения «корзины» и динамики личностных характеристик будущего специалиста, соизмеримости личностной самодостаточности с активной самостоятельностью, способностью к самоизменению в трансформирующихся средах Личностный потенциал студенческой молодёжи нами рассматривается как генерализованная возможность личностного конституиро-вания и самоопределения, как интенция к самоизменению в рефлексивно-активной среде Конструкту личностного потенциала имплицитны такие взаимозависимые личностные идентификаторы, как автономия, ответственность, развитая рефлексивная активность, которые в комплексе готовят человека к самоменеджменту и смыслополагающей активности Как нам представляется, конструкт «личностный потенциал» имеет методологическую перспективу для объяснения и интерпретации множественных маркёров КЖ, он «заточен» на объяснение личностного и ценностно-смыслового фактора в достижении высшего уровня переживания КЖ как психологического благополучия

Автономия личности нами моделируется как рефлексивная ось личности, самоисполнение закона, личностный модус, который обеспечивает раскрытие индивидуальных способностей, субъектных и личностных качеств, когнитивную активность, реализацию изменяющихся желаний и потребностей, скоординированных с особенностями социальных реалий и практик [6]. В широком смысле автономии личности конгруэнтны феномены жизни и здоровья Автономия соизмеряется со свободой, ответственностью, саморазвитием, самодетерминированным поступком, рефлексивной позицией Как личностная диспозиция, автономность - это имманентная само устремлённость, способность выбирать между альтернативными возможностями с ориентацией на внутреннюю поддержку и ценностно-смысловые структуры сознания . Поэтому автономия

личности - это самозаконодательство морального субъекта Синергия автономии и смысложизненных установок инициирует корректировку самоидентичности и социальных идентификаций у молодого человека

Под человеческим капиталом (ЧК) нами понимаются персонифицированные способности, знания, опыт, активная самостоятельность, детерминированные наличной конфигурацией ценностно-смысловых установок и личностного потенциала, которые влияют на показатели субъективного и психологического благополучия человека, или его КЖ в отношении здоровья [9] Сегодня человеческий капитал (ЧК) студенческой молодёжи недостаточно используется и слабо капитализируется. Это вызвано тем, что отечественная система образования пока инициирует не человеческое и личностное развитие молодёжи, а экономические показатели роста

Духовно-смысловой контекст проблемы репродуктивного здоровья молодёжи

Наличное самосознание немалой части российской молодёжи в отсутствие образа позитивного будущего, который не может предоставить деидеологизированное общество, демонстрирует другую конфигурацию ценностных приоритетов [2]. Студенческая молодёжь по результатам социологического опроса и психологического тестирования выбирает в качестве абсолютной значимости для себя мобильность как ценностную и утилитаристкую модальность и жизненный приоритет, а не духовно-нравственные символы В контексте с традиционной для российского социокультурного кода иерархией ценностей такая с ног на голову поставленная ценностная пирамида формирует клиповое сознание с безличностным началом, с усечённой самоидентичностью, с симуляцией смысложизненных ценностей, среди которых репродуктивное здоровье Глобальная идентичность, которая инициируется значимостью мобильности как абсолютизации безответственной дове-

рительности, формируется не понятийным мышлением как диалогом с Другим, а алгоритмизацией жизни Алгоритм - это процесс без цели и мотивации И в результате -потеря ЧК и его составляющих

Разработка модели рефлексивного управления качеством жизни по репродуктивному здоровью в контексте актуализации духовно-нравственных, ценностно-смысловых детерминант в сознании молодёжи представляется вариантом решения проблемы генерирования репродуктивного здоровья молодёжи В предыдущих статьях мы определились с содержательным контекстом концепта рефлексивности: «Рефлексивность - стержневая личностно-субъектная, когнитивная способность человека Она генерирует любое человеческое действие, субъектный и личностный ресурсы человека Её функционал - это адаптация, регуляция, коммуникация, что задаёт мобилизационный потенциал Интенция рефлексивности -к самопониманию, что отражается на актах понимания Другого, на выстраивании способа и стиля коммуникации Как механизм саморазвития личности, рефлексия говорит о ценностном влечении сознания человека Саморефлексия сознания является имманентным способом ценностно-смыслового развития этого сознания Рефлексивность - это главный кодовый набор, определяющий специфику сопряжённости чувств, эмоций, мышления, воли, бессознательного человека, его духовно-нравственной и смысловой позиции, его самоидентичности и социальных идентификаций Рефлексивность актуализируется на основе культурных кодов, включая культуру конкретной семьи и семейной морали Границы рефлексивности вместе с духовно-нравственными установками, смысложизненными проекциями, детерминируют субъективные, ментальные и психологические показатели качества жизни, связанного с репродуктивным здоровьем» [1, с . 45].

Под рефлексивным управлением КЖ в отношении репродуктивного здоровья понимается целенаправленный процесс

V13V

воздействия на изменяющиеся параметры КЖ по здоровью, инициированный выявлением духовно-нравственных ценностно-смысловых приоритетов, личностного и репродуктивного потенциалов молодёжи Рефлексивное управление КЖ по здоровью осуществляется через управление предикторами КЖ по здоровью, которые постоянно изменяются

Заключение

В итоге для решения проблемы сохранения репродуктивного здоровья молодёжи предлагается модель рефлексивного управления качеством жизни в отношении

здоровья Предложенная концептуальная модель объясняет проблематичность сохранения репродуктивного здоровья молодёжи, показатели которого критичны в нашей демографической ситуации, без изменения наличных ценностных установок в сознании молодёжи С учётом духовно-нравственного выбора, ценностно-смысловых приоритетов, личностного потенциала (автономия, рефлексивность, смысложизненные ориентации) можно влиять на показатели качества жизни по репродуктивному здоровью и накапливать человеческий капитал молодёжи

Статья поступила в редакцию 14.03.2023.

ЛИТЕРАТУРА

I. Евстифеева Е. А . , Филиппченкова С. И . Перспективы разработки модели рефлексивного управления качеством жизни в контексте репродуктивного здоровья российской студенческой молодёжи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования . 2022. № 1. С 44-47.

2 . Евстифеева Е. А . , Филиппченкова С. И . , Удалова Л . В . Традиционные духовно-нравственные

ценности, репродуктивное здоровье российской молодёжи и технологии его генерирования в образовательных практиках: междисциплинарный проект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия . 2021. № 3 (36). С. 21-29 .

3 . Лебедева А . А . Теоретические подходы и методологические проблемы изучения качества жизни

в науках о человеке // Психология . Журнал высшей школы экономики. 2012 . Т. 9 . С. 3-19 . 4. Леонтьев Д . А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М. : Смысл, 2011. 469 с.

5 . Лепский В. Е. Методологический и философский анализ развития проблематики управления .

М. : Когито-Центр, 2019. 340 с.

6 . Майкова Э . Ю . Социально-философская концепция личности: автореф . дис . . . д-ра филос . наук.

М. , 2015.44 с.

7 . Моспан А . Н . , Леонтьев Д . А . Апробация и валидизация методики веры в свободу / детерми-

низм (FAD-Plus) на российской выборке // Психология . Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18 . № 1. С 109-128.

8 . Пенягина Е . Б . Вариативность концепта «здоровье»: лингвокогнитивное исследование // Социо-

и психолингвистические исследования. 2020. № 8 . С. 156-160.

9 Социогуманитарные источники накопления человеческого капитала в цифровом мире: коллективная монография / под ред. А . А . Тягунова. Тверь: Тверской государственный технический университет, 2019 196 с

10 . Сюецзяо Ван, Фаткуллина Ф . Г. Сравнительный анализ концепта «здоровье» в китайском и рус-

ском языках // Российский гуманитарный журнал . 2022. Т. 11. № 6 . С 428-436.

II. Филиппченкова С. И . , Евстифеева Е. А . , Мурашова Л . А . Качество жизни студенческой молодёжи: риски потери репродуктивного здоровья // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования . 2020. № 2 . С. 104-107.

12 . Франкл В .Подсознательный бог: Психотерапия и религия / пер .Д . А. Леонтьевой, Т. В . Куличенко .

М. : Альпина нон-фикшн, 2022. 218 с.

13 . Filippchenkova S . I . , Evstifeeva E . A . , Murashova L. A . Risk Factors for Youth Reproductive Health Loss

[Электронный ресурс] // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). 2020. Vol. 102 . URL: https://www. europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2021.02.02. 33 (дата обращения: 01.02.2023).

REFERENCES

I. Evstifeeva E . A. , Filippchenkova S . I . [Prospects for the Development of a Model of Reflexive Quality of Life Management in the Context of the Reproductive Health of Russian Students]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education], 2022, no. 1, pp. 44-47.

2 . Evstifeeva E . A. , Filippchenkova S . I . , Udalova L. V. [Traditional Spiritual and Moral Values,

Reproductive Health of Russian Youth and Technologies for Its Generation in Educational Practices: An Interdisciplinary Project]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya [Bulletin of Voronezh State University. Series: Philosophy], 2021, no . 3 (36), pp. 21-29 .

3 . Lebedeva A . A . [Theoretical Approaches and Methodological Problems of Studying the Quality of Life

in Human Sciences]. In: Psihologiya. Zhurnal vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of Higher School of Economics], 2012, vol. 9, pp. 3-19 . 4. Leont'ev D. A. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika [Personal Potential: Structure and Diagnostics]. Moscow, Smysl Publ. , 2011. 469 p.

5 . Lepsky V. E . Metodologicheskij ifilosofskij analiz razvitiya problematiki upravleniya [Methodological and

Philosophical Analysis of the Development of Management Problems]. Moscow, Kogito-Centr Publ . , 2019 340 p

6 . Maikova E. Yu. Social'no-filosofskaya koncepciya lichnosti: avtoref. dis.... d-ra filos. nauk [Socio-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Philosophical Concept of Personality: Abstract of Dr. Sci Thesis in Philological Sciences]. Moscow, 2015 . 44 p

7 . Mospan A . N . , Leont'ev D. A . [Approbation and Validation of the Methodology of Belief in

Freedom / Determinism (FAD-Plus) on the Russian Sample]. In: Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2021, vol. 18, no. 1, pp. 109-128.

8 . Penyagina E. B . [Variability of the Concept "Health": Linguo-Cognitive Research]. In: Socio- i

psiholingvisticheskie issledovaniya [Socio- and Psycholinguistic Research], 2020, no. 8, pp. 156-160.

9 . Tyagunov A . A . , ed. Sociogumanitarnye istochniki nakopleniya chelovecheskogo kapitala v cifrovom mire

[Socio-Humanitarian Sources of Human Capital Accumulation in the Digital World]. Tver, Tver State Technical University Publ. , 2019. 196 p.

10 . Xuezziao Wang, Fatkullina F. G . [Comparative Analysis of the Concept of "Health" in Chinese and

Russian]. In: Rossijskij gumanitarnyj zhurnal [Russian Humanitarian Journal], 2022, vol. 11, no . 6, pp 428-436

II. Filippchenkova S . I . , Evstifeeva E . A . , Murashova L . A . [Quality of Life of Student Youth: Risks of Loss of Reproductive Health]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya [Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education], 2020, no. 2, pp. 104-107.

12 . Frankl V Der unbewußte Gott . Psychotherapie und Religion (Rus . ed. : Leont'eva D. A . , Kulichenko T. V. ,

transls. Podsoznatel'nyj bog: Psihoterapiya i religiya. Moscow, Al'pina non-fikshn Publ. , 2022. 218 p. ).

13 . Filippchenkova S . I . , Evstifeeva E. A . , Murashova L. A . Risk Factors for Youth Reproductive Health Loss .

In: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS), 2020, vol. 102 . Available at: https:// www. europeanproceedings . com/article/10.15405/epsbs .2021.02.02.33 (accessed: 01.02.2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Евстифеева Елена Александровна - доктор философских наук, профессор, проректор по развитию персонала, заведующий кафедрой психологии и философии Тверского государственного технического университета; e-mail: pif1997@mail. ru

Филиппченкова Светлана Игоревна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и философии Тверского государственного технического университета; e-mail: sfilippchenkova@mail. ru

V137y

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena A. Evstifeeva - Dr. Sci. (Philosophy), Prof. , Vice-Rector for Personnel Development, Head of the Department, Department of Psychology and Philosophy, Tver State Technical University; e-mail: pif1997@mail.ru

Svetlana I. Filippchenkova - Dr. Sci. (Philosophy), Assoc . Prof. , Prof. , Department of Psychology and Philosophy, Tver State Technical University; e-mail: sfilippchenkova@mail.ru

Евстифеева Е. А . , Филиппченкова С. И . Духовно-нравственный контекст проблемы качества жизни, связанного с репродуктивным здоровьем российской молодёжи // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2023. № 2 . С. 130-138. БОТ: 10.18384/2310-7227-2023-2-130-138

Evstifeeva E. A . , Filippchenkova S . I . Spiritual and Moral Context of the Problem of Quality of Life Associated with Reproductive Health of Russian Youth. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2023, no. 2, pp. 130-138. DOI: 10.18384/2310-7227-2023-2-130-138

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

FOR CITATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.