Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТА / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / НАУЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аришина Э.С., Лешер О.В.

Введение. В статье обоснована актуальность проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов и его реализации в цифровой образовательной среде технического вуза; представлены теоретико-методологические основания развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза. Цель статьи - уточнить научные и прикладные особенности реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также педагогического опыта работы авторов в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова и его филиале в г. Белорецк; обобщение педагогического опыта в разработанном научно-методическом комплексе, развивающем аксиологический потенциал студентов в цифровой образовательной среде на основе проектного подхода, его внедрение, реализация и апробация в образовательном процессе технического вуза. Результаты. Описан и теоретически обоснован процесс развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза на основе проектного подхода. Рассмотрены сущностные характеристики, механизм и процессуальные особенности развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза на основе проектного подхода. Обсуждение. Отмечаются теоретическая и практическая значимость результатов проведенного исследования: научное и прикладное уточнение особенностей развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза на основе проектного подхода. Результаты исследования имеют значение для разработки и реализации авторской технологии в условиях современной высшей технической школы. Заключение. Делается вывод о том, что эффективность развития аксиологического потенциала студентов на основе проектного подхода в цифровой образовательной среде технического вуза повышается с учетом закономерности развития познавательной активности студентов в научно-исследовательской деятельности и соблюдении отражающих её принципов научности и развивающего обучения, а также сущностных характеристик развития аксиологического потенциала студентов. - обоснованы принципы, обеспечивающие эффективность развития аксиологического потенциала студентов, отражающие закономерность развития познавательной активности в цифровой образовательной среде технического вуза: научности и развивающего обучения; - раскрыт механизм реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза, включающий ряд этапов (проектирование, технологический и рефлексивный); - определены процессуальные особенности развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза на основе проектного подхода: педагогическое проектирование цифровой образовательной среды технического вуза, организация проектной деятельности студентов и педагогический мониторинг развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL POTENTIAL OF STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A TECHNICAL UNIVERSITY

Introduction. The article substantiates the relevance of the project approach in the development of students' axiological potential and its implementation in the digital educational environment of a technical university; presents theoretical and methodological foundations for the development of students' axiological potential in the digital educational environment of a technical university. The aim of the article is to clarify the scientific and applied features of the project approach implementation in the development of students' axiological potential in the digital educational environment of technical higher education institution. Materials and methods. The main methods of research are the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, as well as pedagogical experience of the authors in Nosov Magnitogorsk State Technical University and its branch in Beloretsk. Generalization of pedagogical experience in the developed scientific and methodological complex, which develops students' axiological potential in digital educational environment on the basis of project approach. Its introduction, implementation and testing in the educational process of a technical university. Results. The article describes and theoretically substantiates the process of development of students' axiological potential in the digital educational environment of a technical university on the basis of the project approach. The authors describe the essence characteristics, mechanism and procedural features of students' axiological potential development in the digital educational environment of a technical university based on the project approach. Discussion . The theoretical and practical significance of the results of the study is noted: scientific and applied clarification of the features of development of students' axiological potential in the digital educational environment of a technical university on the basis of the project approach. The results of the study are important for the development and implementation of the author's technology in the conditions of a modern technical higher school. Conclusion. The conclusion is made that the efficiency of development of students' axiological potential on the basis of project approach in digital educational environment of technical university increases taking into account the regularity of development of students' cognitive activity in research activity and observance of scientific and developmental teaching principles reflecting it, as well as the essential characteristics of development of students' axiological potential. Highlights: The principles ensuring the efficiency of development of students' axiological potential, reflecting the regularity of cognitive activity development in the digital educational environment of a technical university: scientific and developmental teaching, are substantiated; The mechanism of project approach implementation in development of students' axiological potential in digital educational environment of technical university, including a number of stages (design, technological and reflective), is revealed; The process features of students' axiological potential development in digital educational environment of technical university based on the project approach are determined: pedagogical designing of digital educational environment of technical university, organization of students' project activities and pedagogical monitoring of students' axiological potential development in digital educational environment of technical university.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 378 ББК 74.48

DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.001

Э. С. Аришина1, О. В. Лешер2 |

1ORCID № 0000-0001-7995-3792 |

л

л

о *

к к а о

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры металлургии и стандартизации, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, филиал в г. Белорецк,

л

х

г. Белорецк, Республика Башкортостан, Российская Федерация. к

§

E-mail: arishina-elina@mail. ru

2ORCID № 0000-0002-6900-489X Ц

ж

Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и документоведения, Магнитогорский государственный

0 № № -К

технический университет им. Г. И. Носова, ^

г. Магнитогорск, Российская Федерация. о

к

E-mail: vlesher@rambler.ru о

а

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ |

а

В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К

1

Аннотация 1

Введение. В статье обоснована актуальность проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов и его реализации в цифровой обра-

ж к л

о

зовательной среде технического вуза; представлены теоретико-методологические о

г о

Is

а

основания развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза. Цель статьи — уточнить научные и прикладные

© Аришина Э. С., Лешер О. В., 2022

особенности реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также педагогического опыта работы авторов в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова и его филиале в г. Белорецк; обобщение педагогического опыта в разработанном научно-методическом комплексе, развивающем аксиологический потенциал студентов в цифровой образовательной среде на основе проектного подхода, его внедрение, реализация и апробация в образовательном процессе технического вуза.

Результаты. Описан и теоретически обоснован процесс развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза на основе проектного подхода. Рассмотрены сущностные характеристики, механизм и процессуальные особенности развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза на основе проектного подхода.

Обсуждение. Отмечаются теоретическая и практическая значимость результатов проведенного исследования: научное и прикладное уточнение особенностей развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза на основе проектного подхода. Результаты исследования имеют значение для разработки и реализации авторской технологии в условиях современной высшей технической школы.

Заключение. Делается вывод о том, что эффективность развития аксиологического потенциала студентов на основе проектного подхода в цифровой образовательной среде технического вуза повышается с учетом закономерности развития познавательной активности студентов в научно-исследовательской деятельности и соблюдении отражающих её принципов научности и развивающего обучения, а также сущностных характеристик развития аксиологического потенциала студентов.

Ключевые слова: аксиологический потенциал студента; цифровая обра-О. зовательная среда; проектный подход; закономерности; познавательная актив § ность; принципы, научность; развивающее обучение; технический вуз.

| Основные положения:

ир

^ - обоснованы принципы, обеспечивающие эффективность развития ак-

р е

3

е

и

о

сиологического потенциала студентов, отражающие закономерность развития поз-

навательной активности в цифровой образовательной среде технического вуза: научности и развивающего обучения;

- раскрыт механизм реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза, включающий ряд этапов (проектирование, технологический и рефлексивный);

- определены процессуальные особенности развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза на основе проектного подхода: педагогическое проектирование цифровой образовательной среды технического вуза, организация проектной деятельности студентов

и педагогический мониторинг развития аксиологического потенциала студентов ^

кс

в цифровой образовательной среде технического вуза. и

ол о

г и ч

ес

Стремительные темпы развития информационного общества и

Й

ведут к активному использованию цифровых технологий в высшем §

те

техническом образовании. Современному выпускнику технического н

вуза необходимо обладать как развитым аксиологическим потенциа- л лом, раскрывающим ценности профессиональной деятельности, так и готовностью к самореализации в условиях современного развития российского общества. В педагогической науке и практике высшего тех-

1 Введение (Introduction)

д

е н

о в

в и

нического образования возникает необходимость разработки и обосно- ^

ро

вания методологических подходов, способствующих эффективному о

о

развитию аксиологического потенциала студентов в цифровой образо- б

ра

вательной среде технического вуза. о

в

а

В современной педагогической науке, исследующей вопросы

развития аксиологического потенциала студентов, описываются мно- н

о

гообразные теоретико-методологические подходы: философско-антро- р

ед

пологический (Ш. А. Амонашвили, Е. Г. Ильяшенко и др.), деятель- е ностный (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.), праксеологический (Т. Котарбинский, И. А. Колесникова, Е. В. Титова и др.), акмеологический (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач и др.), дискурсив-

ный (М. М. Бахтин, О. В. Лешер, А. В. Казикин и др.). 3

а

Необходимость исследования проектного подхода и механизма его реализации в процессе развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза обусловлена:

- использованием дистанционных и цифровых технологий в педагогическом процессе как ресурсов информационно-образовательной среды;

- значимостью педагогического проектирования для организации и управления педагогическим процессом, обеспечивающим эффективность развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза.

Историю зарождения и становления проектирования исследователи связывают с развитием градостроительства, архитектуры, инженерной деятельности и распространением влияния метода проектов на развитие всех сфер жизнедеятельности [1]. Со временем проектная деятельность трансформируется в технологию обучения, обеспечивающую эффективное решение учебных и профессиональных задач. Становление проектной деятельности в образовании связывают с разработками американского педагога В. Х. Килпатрика. В современной педагогической науке разработаны методологические основы проектирования в системе профессионального образования, проектирования образовательных систем, развития методологии образования (В. В. Кра-евский, А. М. Новиков и др.). Проектный подход рассматривается как проектная исследовательская методология и методология педагогического дизайна, прогнозирующая развитие образования с целью выявле-^ ния воздействия новых образовательных продуктов и технологий на <3 процессы обучения в различных институтах образования (Е. С. Заир-| Бек) [2]. Отмечается необходимость конструирования новой среды обу-^ чения с помощью педагогического дизайна, поддерживающего гумани-

^ стическую и эмоциональную составляющие образовательной среды [3].

О

е

Метод проектов является методологической категорией, ориентирован на самостоятельную деятельность студентов, как индивидуальную, так и групповую, в течение определенного времени: месяц, семестр, учебный год. Для проводимого исследования имеет значение тот факт, что проектный подход как технология инновационного образования ориентирует студентов на планирование результатов деятельности и прогнозирование эффективности проекта (С. А. Домрачева, Е. Ю. Никитина и др.) [4; 5].

Цель статьи: научное и прикладное уточнение особенностей реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

к

§

о

Задачи статьи: ч

л

о *

к

Й

- уточнить закономерности и принципы реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифро- §

вой образовательной среде технического вуза; ж

»К

к

- рассмотреть сущностные характеристики развития аксиологи- §

ческого потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза и механизма реализации проектного подхода;

- раскрыть процессуальные особенности реализации проект-

д

л н

о № № к

ного подхода в решении проблемы исследования. ^

3

о № о Й о

а

8 о

№ а

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Реализация проектного подхода в решении проблемы исследования обусловлена уточнением закономерностей развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза и определением принципов, обеспечивающих Н эффективность данного процесса.

Развитие аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза — специально организованный педагогический процесс. Существенные для организации педаго-

о

Й с

л д

л

ж к

Л

о §

гического процесса связи между компонентами ученые-педагоги отно- § сят к закономерностям. Ученые-философы трактуют закономерности

а

как существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие развитие, отличающиеся объективностью существования, устойчивостью, повторением и необходимостью. В дидактике закономерности рассматриваются как связи между условиями и результатом обучения. Мы разделяем точку зрения В. В. Краевского и рассматриваем педагогические закономерности как инвариантные связи, специфические для развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза. При этом закономерности развития аксиологического потенциала определяются как связями, так и существенными признаками его структурных компонентов: потребностей, ценностей и способностей.

Экспериментальной площадкой для проведения исследования является ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» и его филиал в г. Белорецк. Для решения поставленных задач использовались анализ педагогического опыта развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза на основе проектного подхода, его систематизация и обобщение в разработанном и апробированном научно-методическом комплексе. Данный комплекс включает рабочие программы дисциплин («Личностно-профессиональное саморазвитие», «Технология командообразования и саморазвития», «Социальное партнерство», «Продвижение научной продукции», «Проектная деятельность»), электронный образовательный ресурс «Профессионально-личностное саморазвитие студентов технического университета: ценностный аспект» (2020 г.), учебно-методическое пособие «Развитие аксиологического потенциала студентов университета: теория и методика» (2020 г.), монографию «Развитие аксиологического потенциала на студентов в информационно-образовательной среде университета» ^ (2021 г.) и ряд научных публикаций, раскрывающих особенности ре-

^ шения проблемы исследования.

О

р е

3

е

^ сц

<3

3 Результаты (Results)

Необходимость обоснования закономерности развития познавательной активности в цифровой образовательной среде технического вуза, обеспечивающей эффективность развития аксиологического потенциала студентов на основе проектного подхода, требует рассмотрения сущностных характеристик исследуемого процесса. Цифровая образовательная среда технического вуза может рассматриваться как ресурс его развития; является видовым понятием по отношению к понятию информационно-образовательной среды технического вуза и образовательной среды в целом; представлена нормативно-правовой базой высшего образования, образовательным порталом технического вуза с личным пространством участников (преподавателей и студентов), дисциплинами и курсами, системой учета контингента студентов,

s

электронными журналами, системой сбора статистической отчетности, ж

облачным хранилищем и средствами обработки информации, а также §

о

доступом к электронным библиотекам, онлайн-курсам на различных

Аксиологический потенциал студентов — взаимодействие

ристик личности. Его содержание определяется потребностями, ценностями, ценностным отношением к профессиональной деятельности и способностями. Развитие аксиологического потенциала студентов характеризуется количественными, качественными и функциональными из-

платформах вузов нашей страны. |

о

№ №

внутренних сил, проявляющееся в деятельности как единство характе-

о № о Й о

а

8 о

№ а

менениями, ведущими к его актуализации и реализации в деятельности О студентов в процессе обучения. Цифровая образовательная среда тех-

л

нического вуза обеспечивает информационно-образовательную среду ^ развития аксиологического потенциала студентов цифровыми техноло-

к

гиями, цифровыми ресурсами и позволяет регулировать образователь- £

О

ный процесс студентов с помощью цифровых следов. Следовательно, О

имеет значение закономерность развития познавательной активности 8

а

студентов в научно-исследовательской деятельности. Цифровая образовательная среда технического вуза поддерживает познавательную активность студентов, способствует реализации способностей в проектной деятельности, самореализации в научно-исследовательской деятельности в процессе обучения. Целенаправленный поиск и отбор необ-ходимой информации, её верификация в процессе решения задач проектной деятельности обеспечивает результативность проектной деятельности и самореализацию студентов как субъектов деятельности. Мы разделяем точку зрения А. З. Рахимова и полагаем, что принцип научности наиболее полно отражает закономерность развития познавательной активности студентов в научно-исследовательской деятельности и соответствует реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза. Принцип научности проявляется во всестороннем анализе проблемной ситуации, в решении проблемы на основе знаний. Исследование источника возникновения проблем, генезиса явлений и процессов позволяет студенту погружаться в предмет изучения, познавать причинно-следственные связи на более глубоком уровне осознанности, развивает критическое и творческое мышление, исследовательские способности, направленные на решение проблемы как трудной, но решаемой задачи разными способами. Своевременное разрешение возникающих критических ситуаций, обращение за помощью к экспертам в конкретной области, извлечение опыта из ошибок, совершаемых в процессе проектной деятельности, способствуют решению поставленных задач студентами и продвижению в научно-исследовательской деятельности,

^ повышению успеваемости в обучении. Преподаватель использует воз-

аз

<3 можности цифровой образовательной среды технического вуза и при-

| открывает завесу поиска и нахождения многообразия возможных вари-

^ антов решения задач проектной деятельности, предоставляет студенту

^ самостоятельный выбор. Креативность и целеустремленность в нахожен

дении решения, активизация мышления как необходимого процесса для проектной деятельности раскрывают принцип развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. З. Рахимов), формирующий теоретическое мышление, в содержательном анализе, содержательном планировании и содержательной рефлексии. Данные процессы являются необходимыми для проектной деятельности. Развивающее обучение как процесс ориентирует содержание, формы и методы организации на закономерности развития. Данный принцип в развитии аксиологического потенциала студентов предъявляет требования к организации цифровой образовательной среды технического вуза как ресурсу, поддерживающему познавательную активность студентов. Задача преподавательского состава — поддержание ресурсности цифровой образовательной среды технического вуза с помощью педагогического

е

проектирования в соответствии с рабочими программами дисциплин. н

иа

Механизм реализации проектного подхода в развитии аксиоло- л

с

гического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза раскрывается в поэтапной реализации проектной деятельности: проектировании, технологическом и рефлексивном этапах.

в процессе обучения с использованием цифровой образовательной среды технического вуза. В процессе разработки проектирования как этапа развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образо-

делирования, конструирования и технологической подготовки. Проектирование ориентировано на организацию преподавателем учебной, научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в цифровой образовательной среде технического вуза. В проектировании ис-

у д е н

о в

в -к

Проектирование — предварительная разработка основных дета-

ро

лей совместной деятельности студентов и преподавателя, реализуемой во

о

вательной среде технического вуза мы опирались на положения А. М. Но- н викова и включили в качестве основных стадии: концептуальную, мо- ср

р

е д е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пользуется календарно-тематическое планирование, обеспечивающее ^

а

реализацию рабочей программы дисциплины с использованием ресурсов цифровой образовательной среды технического вуза, учебно-методического обеспечения, вариативности методов и способов обучения и мотивации студентов для достижения продуктивного результата. Проектирование обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию в обучении студентов.

Технологический этап представлен реализацией авторской педагогической технологии, в основу которой положен комплекс педагогических условий развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза: обеспечение ценностной направленности обучения студентов технического вуза; включение студентов в профессионально-ценностную деятельность; организация профессионально-ценностного содержания цифровой образовательной среды технического вуза. Реализация данного комплекса педагогических условий осуществляется с помощью подобранных форм, методов и средств обучения. Технологические особенности раскрывают методическую и организационную функции педагогической технологии, определяют формы, методы и средства организации деятельности студентов в цифровой образовательной среде технического вуза: научно -исследовательской и проектной.

Рефлексивный этап обеспечивает осмысление процесса развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза и продвижение результатов. Особенностью проектного подхода на данном этапе является сравнительный анализ исходных и конечных данных контрольных и экспериментальных групп, оценка реализации исследовательского замысла, подтверждения гипо-<3 тезы, решения поставленных задач и достижения цели исследования. | Процессуальные особенности реализации проектного подхода в

решении проблемы исследования представлены в функционировании

^ цифровой образовательной среды технического вуза, а именно: в педагогу

гическом проектировании цифровой образовательной среды технического вуза, в организации проектной деятельности студентов с использованием цифровой образовательной среды технического вуза, в педагогическом мониторинге развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза.

4 Обсуждение (Discussion)

Результатом исследования является определение особенностей реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза, теоретико-методологических оснований, сущностных характеристик, механизма реализации проектного подхода в решении проблемы исследования и процессуальных особенностей.

Теоретическая и практическая значимость статьи определяется §

значением для организации содержания цифровой образовательной

результатом проведенного исследования — его научным и прикладным ж

s §

среды технического вуза, развивающей аксиологический потенциал у

д

е

студентов, для разработки и реализации авторской технологии в усло- | виях современной высшей технической школы.

о № № s

5 Заключение (Conclusion)

о № о Kl о

а

8 о

№ а

В проведенном исследовании уточнены теоретико-методологические основания реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза: закономерности развития познавательной активности студентов в научно-исследовательской деятельности и принципы её ре- о

ализации — научности и развивающего обучения. Данные принципы ср

ед

определяют содержание методов и форм развития аксиологического по- е тенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза.

ич

Рассмотрены сущностные характеристики развития аксиологи- ес

ко

ческого потенциала студентов в цифровой образовательной среде тех- го

нического вуза: уточнены понятия «аксиологический потенциал студена

тов», «цифровая образовательная среда технического вуза», «развитие аксиологического потенциала».

Раскрыт механизм реализации проектного подхода в развитии аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза, включающий поэтапную реализацию проектной деятельности: проектирование, технологический и рефлексивный этапы; определены процессуальные особенности.

Проектный подход повышает эффективность развития аксиологического потенциала студентов в цифровой образовательной среде технического вуза с учетом выявленных особенностей его реализации.

Библиографический список

1. Татаринцева Н. Е. Педагогическое проектирование: история, методология, организационно-методическая система : монография. Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. С. 6-21. URL: https://znanium.com/catalog/product/1039784 (дата обращения: 12.04.2022).

2. Заир-Бек Е. С. Современная методология проектных исследований инноваций в образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2017. № 185. С. 15-23.

3. Заир-Бек Е. С. Подготовка педагогов к конструированию образовательной среды методами педагогического дизайна // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2018. № 2. С. 2581.

4. Домрачева С. А. Экспертиза проектов как инновационный метод оценивания профессиональных компетенций студентов // Преподаватель XXI век. 2020. № 2 (1). С. 66-73. DOI 10.31862/2073-9613-2020-2-66-73.

5. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Реализация контекстно-проектной деятельности как фактор формирования методической компе-

J; тенции будущего учителя иностранного языка // Вестник Южно-Уральского гос-

^ ударственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 2 (155). С.

^ 131-144. DOI 10.25588/CSPU.2020.155.2.008.

J E. S. Arishina1, O. V. Lesher2

£ 1ORCID No. 0000-0001-7995-3792

^ Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,

hq

Associate Professor at the Department of Metallurgy and Standardization, Nosov Magnitogorsk State Technical University, The branch in Beloretsk, Beloretsk, Republic of Bashkortostan, Russia. E-mail: arishina-elina@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-6900-489X Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Pedagogical Education and Records Management, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia. E-mail: vlesher@rambler.ru

AXIOLOGICAL POTENTIAL OF STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A TECHNICAL UNIVERSITY

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the project ap- ^

e

proach in the development of students' axiological potential and its implemen- n

ts

tation in the digital educational environment of a technical university; presents n theoretical and methodological foundations for the development of students'

i

axiological potential in the digital educational environment of a technical uni- eg'

versity. The aim of the article is to clarify the scientific and applied features

d

of the project approach implementation in the development of students' axio- c logical potential in the digital educational environment of technical higher ed- o

ucation institution. l

en

Materials and methods. The main methods of research are the analysis i

iro

of psychological and pedagogical literature on the problem of research, as well n

m

as pedagogical experience of the authors in Nosov Magnitogorsk State Tech- n

t

nical University and its branch in Beloretsk. ^

Generalization of pedagogical experience in the developed scientific

X

i o

lo

i c

a

te n

t

a

and methodological complex, which develops students' axiological potential s in digital educational environment on the basis of project approach. Its intro- ~ duction, implementation and testing in the educational process of a technical university. S

IS

50

0 «

s;

1

Results. The article describes and theoretically substantiates the process of development of students' axiological potential in the digital educational environment of a technical university on the basis of the project approach. The authors describe the essence characteristics, mechanism and procedural features of students' axiological potential development in the digital educational environment of a technical university based on the proj ect approach.

Discussion. The theoretical and practical significance of the results of the study is noted: scientific and applied clarification of the features of development of students' axiological potential in the digital educational environment of a technical university on the basis of the project approach. The results of the study are important for the development and implementation of the author's technology in the conditions of a modern technical higher school.

Conclusion. The conclusion is made that the efficiency of development of students' axiological potential on the basis of project approach in digital educational environment of technical university increases taking into account the regularity of development of students' cognitive activity in research activity and observance of scientific and developmental teaching principles reflecting it, as well as the essential characteristics of development of students' axi-ological potential.

Keywords: Student's axiological potential; Digital educational environment; Project approach; Patterns; Cognitive activity; Principles, Scientific character; Developmental education; Technical university.

Highlights:

The principles ensuring the efficiency of development of students' ax-iological potential, reflecting the regularity of cognitive activity development in the digital educational environment of a technical university: scientific and developmental teaching, are substantiated;

The mechanism of project approach implementation in development of students' axiological potential in digital educational environment of technical university, including a number of stages (design, technological and reflective), is revealed;

The process features of students' axiological potential development in digital educational environment of technical university based on the project

^ approach are determined: pedagogical designing of digital educational envi-^ ronment of technical university, organization of students' project activities and

pedagogical monitoring of students' axiological potential development in digital educational environment of technical university.

References

1. Tatarintseva N.E. (2019), Pedagogicheskoye proyektirovaniye: is-toriya, metodologiya, organizatsionno-metodicheskaya sistema [Pedagogical design: history, methodology, organizational and methodological system], Monografiya, Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, Taganrog, pp. 6-21. Available at: https://znanium.com/catalog/product/1039784 (Accessed: 12.04.2022). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zair-Bek E.S. (2017), Sovremennaya metodologiya proyektnykh is- ^

sledovaniy innovatsiy v obrazovanii [Modern methodology of project research o'

lo

innovation in education], Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagog- °C. icheskogo universiteta imeni A. I. Gertsena, 185, 15-23. (In Russian). pp

3. Zair-Bek E.S. (2018), Podgotovka pedagogov k konstruirovaniyu e

n

obrazovatel'noy sredy metodami pedagogicheskogo dizayna [Preparation of

teachers for the design of the educational environment by methods of peda- ^

t

gogical design], Pis'ma v Emissiya.Offlayn, 2, 2581. (In Russian). d

e

4. Domracheva S.A. (2020), Ekspertiza proyektov kak innovatsionnyy g-metod otsenivaniya professional'nykh kompetentsiy studentov [Expertise of projects as an innovative method of evaluating professional competences of students], Prepodavatel' XXI vek, 2 (1), 66-73. DOI 10.31862/2073-96132020-2-66-73. (In Russian).

5. Nikitina Ye.Yu, Afanas'yeva O.Yu. & Fedotova M.G. (2020), Real-izatsiya kontekstno-proyektnoy deyatel'nosti kak faktor formirovaniya metodicheskoy kompetentsii budushchego uchitelya inostrannogo yazyka [The realization of context and project-based activity as a factor of development of methodological competence of future foreign language teacher], Vestnik Yu-zhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2 (155), pp. 131 -144. DOI 10.25588/CSPU.2020.155.2.008. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.

The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.

л

i g'

Л a

c

h

ni c

a

i i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.