Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАТЕКСТ / ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ОЦЕНОЧНОСТЬ / ОЦЕНКА / РОССИЙСКИЕ СМИ / ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Асмус Н.Г.

Данная статья посвящена изучению аксиологической составляющей интернет-комментария как результата формирования ценностных ориентиров современного горожанина. Материалом для исследования послужили информационные и аналитические медиатексты политической, экономической, социальной тематики, отражающие актуальные проблемы городской среды Челябинской области. Возникновение нового коммуникативного пространства определяет и особенности построения текста. Медиатекст характеризуется следующими параметрами: актуальность новости, неожиданность происшествий, включенность автора в событие, апелляция к популярным концептам и составляющим актуальных на данный момент тем, экспрессия, публичная адресованность, обратная связь. Объектом нашего исследования выступает интернет-комментарий, предметом - лингвопрагматические особенности интернет-комментария. Целью нашей статьи является выявление оценочного потенциала и анализ лингвопрагматических особенностей интернет-комментария на примере русскоязычных новостных сайтов и информационных медиапорталов. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что интернет-комментарий представляет собой вторичный жанр виртуальной коммуникации, который совмещает в себе черты институционального и личностно-ориентированного типов дискурса и направлен на получение правдивой информации и оценивание чужого мнения. Структура медиатекста изменяется за счет того, что адресат становится соавтором произведения, комментируя и добавляя оценочные высказывания в авторский текст. Мы выделяем 5 основных типов оценочных комментариев, которые демонстрируют активную гражданскую позицию современного человека и желание участвовать в выборе политических и социальных программ по улучшению качества жизни города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AXIOLOGICAL POTENTIAL OF INTERNET COMMENTS AS A REFLECTION OF SOCIAL VALUES

The article is devoted to the study of the axiological component of the Internet comments as a result of the formation of values of the modern city dweller. The material for the research was taken from analytical media texts concerning political, economic, social issues, reflecting the urgent problems of the urban environment of the Chelyabinsk region. The appearance of a new communicative environment determines the new dimensions of the text. Media text is characterized by the following features: relevance of news, unexpectedness of the incident, author's involvement in the event, appeal to popular concepts and current topics, emotional component, public addressing, feedback. The object of our research is the Internet comment, and the subject is the linguopragmatic features of the Internet commentary. The purpose of our article is to assess the evaluative potential and analyze the linguapragmatic features of Internet comments on the example of Russian news sites and information media portals. As a result of our research we came to the conclusion that Internet comment is a secondary genre of virtual communication, which combines the features of institutional and personality-oriented types of discourse and is aimed at obtaining truthful information and evaluating someone else's opinion. The structure of the media text changes due to the fact that the addressee becomes a coauthor of the work, commenting and adding evaluative statements to the author's text. We distinguish 5 main types of evaluative comments that demonstrate an active civic position of a modern person and a desire to participate in political and social programs to improve the quality of life in the city.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

УДК 81

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Н. Г. Асмус

nasmus@74.ru

Челябинский государственный университет г. Челябинск, Россия

Аннотация. Данная статья посвящена изучению аксиологической составляющей интернет-комментария как результата формирования ценностных ориентиров современного горожанина. Материалом для исследования послужили информационные и аналитические медиатексты политической, экономической, социальной тематики, отражающие актуальные проблемы городской среды Челябинской области. Возникновение нового коммуникативного пространства определяет и особенности построения текста. Медиатекст характеризуется следующими параметрами: актуальность новости, неожиданность происшествий, включенность автора в событие, апелляция к популярным концептам и составляющим актуальных на данный момент тем, экспрессия, публичная адресованность, обратная связь. Объектом нашего исследования выступает интернет-комментарий, предметом -лингвопрагматические особенности интернет-комментария. Целью нашей статьи является выявление оценочного потенциала и анализ лингвопрагматических особенностей интернет-комментария на примере русскоязычных новостных сайтов и информационных медиапорталов.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что интернет-комментарий представляет собой вторичный жанр виртуальной коммуникации, который совмещает в себе черты институционального и личност-но-ориентированного типов дискурса и направлен на получение правдивой информации и оценивание чужого мнения. Структура медиатекста изменяется за счет того, что адресат становится соавтором произведения, комментируя и добавляя оценочные высказывания в авторский текст. Мы выделяем 5 основных типов оценочных комментариев, которые демонстрируют активную гражданскую позицию современного человека и желание участвовать в выборе политических и социальных программ по улучшению качества жизни города.

Ключевые слова: виртуальная коммуникация, медиатекст, интернет-комментарий, аксиологическая составляющая, оценочность, оценка, российские СМИ, проблемы городской среды.

Для цитирования: Асмус Н. Г. Аксиологический потенциал интернет-комментария как отражение социальных ценностей. Российские исследования. 2021;2(2):22—32.

В процессе кардинальных изменений способов обработки и хранения информации, технологических и культурных преобразований возникают и новые формы представления знаний. Текст как результат рефлексии и трансформации известных смыслов усложняется и приобретает новые качества за счет внесения в него мнений, оценок и рассуждений коллективного автора.

Современный человек очень избирательно относится к выбору источника, форме представления и типу публикуемой информации. С одной стороны, традиционные СМИ уходят от формальных, шаблонных способов организации контента, с другой стороны, социальные сети и независимые медиапорталы предлагают альтернативные способы, где каждое рядовое происшествие или новость презентуется как событие с привлечением дополнительных фактов, интерактивным участием свидетелей и очевидцев и возможностью всех заинтересованных читателей участвовать в коллективном творчестве.

Современные коммуникативные процессы, протекающие в медиапространстве, характеризуются наличием обратной связи и вовлеченностью человека в решение актуальных проблем города, страны, предприятия, вуза. В связи с этим меняются и требования к построению медиатекста. Новое направление в лингвистике, ме-диалингвистика, занимается изучением функционирования текста в средствах массовой информации. Т. Г. Добросклонская отмечает, что «уровень массовой коммуникации придаёт понятию текст новые смысловые оттенки, обусловленные медийными свойствами того или иного средства массовой информации»Я. Н. Засурский называет медиатекст «новым коммуникативным продуктом», который реализуется в разнообразных медийных сферах: газета, радио, телевидение, Интернет2. Мы выделяем следующие признаки медийности: актуальность новости, неожиданность происшествий, включенность автора в событие, апелляция к популярным концептам и составляющим актуальных на данный момент тем, экспрессия, публичная адресованность, обратная связь3.

1 Добросклонская Т. Г. Моделирование информационных процессов в современном ме-диапространстве // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2015. № 4. С 9.

2 Засурский Я. Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. № 2. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 6.

3 Асмус Н. Г. Структурные особенности и прагматический потенциал заголовков блогов // МЕ-Р1АОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство: материалы IV межд. науч. конф. Челябинск, 2019. С. 402.

Интернет-комментарий как новая форма организации контента и сравнительно недавно сформировавшийся исконно-сетевой жанр позволяет всем заинтересованным участникам общения открыто выражать собственное мнение, своевременно реагировать на предпринимаемые кем-то действия и активно участвовать в решении насущных проблем. Оперативность информации и обратной связи является ключевым параметром во всестороннем освещении событий и проводимой политике с целью смоделировать коллективное общественное сознание и выявить новые приоритеты. Рассмотрение интернет-комментария как эмоционально-экспрессивной единицы текста, обладающей богатым аксиологическим потенциалом, представляется актуальной проблемой исследования.

В качестве объекта нашего исследования выбран интернет-комментарий, а предметом - лингвопрагматические особенности интернет-комментария, оставленного русскоязычными пользователями. Целью статьи является анализ особенностей интернет-комментария на примере новостных сайтов и информационных медиапорталов. Мы использовали следующие методы исследования: описательный метод, стилистический анализ, метод контекстуального анализа, методы сопоставления и обобщения.

Для нашего анализа мы отобрали комментарии к информационным и аналитическим медиатекстам в социальной сети Ин-стаграм, посвященным актуальным проблемам городской среды Челябинска в период с января по март 2021 года общим объемом 400 единиц. Сайты 74live, chelyabiskii_urbanist, chelyab_news, chelbreathe, nash_chelybinsk доступны, пользуются популярностью у читателей и работают в режиме обратной связи.

Мы определяем интернет-комментарий как вторичный исконно-сетевой жанр, возникший в результате воздействия медиатехно-логий. Он совмещает в себе черты институционального и личностно-ориентированного типов дискурса и близок к публицистическому дискурсу по функциональности, так как призван информировать, воздействовать и убеждать. В конечном итоге пользователь, оставляющий комментарий, пытается путем убеждений добиться изменений в мировосприятии партнера по коммуникации.

Этот жанр речевого общения направлен на получение информации, выражение собственной точки зрения, интерпретацию и оценивание чужого мнения. Комментарий неразрывно связан с исходной статьей, которая ориентирована на получение ответной

реакции и служит стимулом для продолжения диалога. В зависимости от типа исходной статьи, темы и серьезности общения, а также целей коммуникантов интернет-комментарий может быть двух типов: информативный и познавательно-развлекательный. Ему свойственны субъективность, эмоциональная окрашенность, оценочность, компрессия языковых средств, имитация разговорной речи, пренебрежение нормами орфографии и пунктуации.

Характеризуя направленность комментария, мы выделяем следующие его особенности: идеологизированность коммуникации в рамках жанра в целом, определенная адресность мнения и оценки, преобладание негативной или положительной тональности текста, конструктивный или неконструктивный настрой коммуникантов. Для выражения своей точки зрения автор интернет-комментария принимает или не принимает высказанное мнение и занимает определенную позицию. Поэтому мы считаем, что оценочность является основной системообразующей категорией данного жанра.

Оценка и оценочность являются ключевыми понятиями сравнительно молодого направления в лингвистике, лингвоак-сиологии. Работы Н. Д. Арутюновой, Е. М. Вольф, Т. В. Маркеловой заложили основы аксиологической проблематики в языке. Оценку мы определяем как когнитивное действие, заключающееся в приписывании отрицательных или положительных свойств предмету и направленное на определение ценности для субъекта. Оценоч-ность - это свойство языковой единицы или лингвистическая категория, при помощи которой человек демонстрирует результат когнитивных процессов по восприятию и моделированию окружающей действительности и выражает свое отношение к миру. Оценочность в интернет-комментарии реализуется на всех уровнях языка: лексическом, грамматическом, морфологическом и синтаксическом.

Мы выделили 5 типов мнений, которые демонстрируют интересы, потребности и ценности современного человека, интересующегося проблемами городской среды и занимающего активную гражданскую позицию. Это недовольство, провокация, директивное указание, убедительная аргументация своей точки зрения и эмоциональная реакция. Комментарии в социальной сети Инстаграм отличаются имитацией разговорной речи, мгновенностью реакции, краткостью, оценочностью и повышенной эмоциональностью.

Выбранные для анализа медиапорталы публикуют новости как национального, так и регионального назначения. Мы отбира-

ли посты, посвященные вопросам благоустройства городской среды и отражающие приоритеты жителей Челябинской области. Наибольший резонанс вызвали темы ухудшения экологической ситуации в Челябинске (36%), действия властей и различных служб по наведению порядка в хозяйственной деятельности региона (29%), планирования бюджета области на ближайшую перспективу (19%), организации мероприятий, акций, флэшмобов различными службами и объединениями (9%), контроля качества оказания всевозможных услуг населению (7%).

Самым частотным типом мнения за данный период является недовольство (38% от общего числа комментариев). В данных примерах преобладает несогласие с мнением оппонента и негативная оценка описываемого действия или события. Сообщения пользователей, как правило, содержат множество вопросов, большинство из которых риторические. Адресуя свои вопросы как автору исходной статьи, так и другим пользователям, коммуникант импульсивно выражает наболевшее, четко разделяя аудиторию на «своих» и «чужих». «Мы» - это простые граждане с проблемами, «они» - власть, наживающаяся на них.

Yulichka_konstantin_shubert: «Зла нет.....каждый год одно и тоже!!!!

Летом интересно чем они занимаются при опресовке (для галочки видимо отключают, и делают вид работы своей). Когда всё будет по человечески, когда начнут наказывать за такую халатность виновных ?!? Мыс детьми до сих пор мёрзнем, спасают обогреватели ...Как не малые суммы за квартиру выставлять так мастера своего дела,а как услуги предоставлять - ушли видимо в туман». Неопределенно-личные предложения, содержащие обвинения в адрес отопительных служб, оставивших жителей мерзнуть зимой в собственной квартире, безличное предложение с инфинитивом, направленное на описание халатности в осуществлении государственных услуг дополнены графическим способом выражения неодобрительного отношения к происходящему. Многоточие делит предложение на смысловые куски, важные для автора, дублирование восклицательного знака повышает эмоциональный накал недовольства, дублирование вопросительного знака актуализирует риторический вопрос, на который невозможно дать ответ. Безответственность чиновников передана жаргонным выражением «уйти в туман». Пользователь уакоГГ74 адресует свой риторический вопрос всем читателям не для того, чтобы найти на него ответ, а показать, что данная экологическая ситуация не находит

решения, хотя и бюджетные средства регулярно выделяются, и конкретные действия проводятся.yakoff74: «Мне вот интересно, а дым и химикаты заполонили город - а это ответит кто нибудь?».

Вторым по частотности типом мнения выступает директивное указание (26% от общего числа). После выражения собственного мнения или прогнозирования возможного результата описываемого явления пользователь призывает к каким-то определенным действия, давая рекомендации и настраивая на решительные действия в поддержку или против выбранных мер. Побуждение к действию выражается при помощи глагола в форме повелительного наклонения, модальных безлично-предикативных слов надо, можно, нельзя, стыдно, жаль, нужно, формообразующей частицы пусть, модальных глаголов. Так, например, коммуникант miskamvomuan предлагает комплекс мер по нормализации работы городского транспорта: «Так и будет, пока гортранс не начнет работать. Маршрутки надо убирать с дорог, запускать хорошие автобусы (которые были, кстати, закуплены, после чего АТП продали, а автобусы стояли долго на стоянке в районе свердловского проспекта с открытыми дверьми и полными снега, дальше их судьба не известна), а профессия водитель автобуса должна быть высокооплачиваемая. Тогда местные жители пойдут работать на автобусы и будет порядок на дорогах». Несмотря на то, что преобладает негативная тональность, автор соглашается с мнением собеседника, проявляет дружелюбие и конструктивный настрой на открытое обсуждение возникших проблем. Комментарий valeriiu56 отличается категоричностью и ультимативностью за счет использования глагола перестать в повелительном наклонении и параллельной конструкции с инверсией для указания на того, кто это организует. Valeriiu56•. «Перестаньте покупать живые ёлки и не будет ёлочных базаров сами спрос делаете на ёлки сами и губите лес ради недели». Автор намеренно не использует знаки препинания, следуя традиции имитации разговорной речи на письме и экономии усилий говорящего. Сравним следующие два сообщения, оставленные к посту об окончательном решении суда в отношении вырубки городского бора для строительства детского онкологического центра. Челябинцы очень болезненно относятся к проектам, затрагивающим уничтожение лесного массива, который находится почти в самом центре города и является одним из факторов, усугубляющих плачевное состояние экологической ситуации в регионе. Пользователь pablo_good37 настроен недружелюбно по отношению к властям и правоохранительным органам и выражает свое неодобрение при

помощи отрицательной частицы не и глагола в повелительном наклонении и краткого прилагательного, а также отрицательного местоимения. Преимущественно простые нераспространенные предложения, оформленные восклицательным знаком, делят высказывание на смысловые части и акцентируют внимание на конкретных проблемах. Авторский неологизм, образованный путем присоединения приставки недо к нарицательному существительному, придает значение недостаточности и неполноты качества предмета, подразумевая несостоятельность и некомпетентность указанных служб. «Не трогайте Бор! Дышать нечем! Нам такой суд не нужен! Как же горит от такого недоправительства». Комментарий ivan_happy_man констатирует сущность проблемы и содержит конкретное предложение по улучшению экологии в городе. Аналогичные синтаксические и морфологические средства выражения оце-ночности помогают выстроить комментарий в конструктивной форме, направленной на диалог и предполагающей дружелюбие к оппоненту и настрой на поиск возможных решений. Ivan_happy_man: «Город задыхается от вони. Не трогайте бор, и не надо прикрываться детками, им здесь жить и дышать ужасным воздухом? Лучше больше озеленения в городе, парков, да просто мест для прогулок».

Третий по частотности тип мнения - провокация (19% от общего числа). Для выражения подтекста и скрытых смыслов авторы используют сарказм и иронию. Пользователь margarita_usoltseva45 в ответ на пост о том, что синоптики связывают причину появления густого тумана, окутавшего весь город, с усилением морозов, в ироничной форме высказывает другую причину данного природного, а скорее, антропогенного катаклизма. Margarita_usoltseva45: «Ну что возмущаемся? Синоптики просто не пишут, что с усилением морозов густеет не только туман, но и смог». В посте о результатах рабочей поездки полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе в Челябинскую область дается положительная оценка работе правительства региона по реализации экологических мероприятий. Коммуникант vovatarik имплицитно в саркастической манере демонстрирует несогласие с официальным представлением ситуации и деструктивный настрой на возможность дальнейшего разрешения данной проблемы. Сообщение выстроено в нейтральной тональности и направлено на выражение твердой авторской позиции в отношении слухов, подтасовки фактов и фейков, которые не меняют реальное положение дел. Косвенная речь, параллельные

конструкции и прием капитализации усиливают подтекст: показать несостоятельность проводимых мер, на которые тратятся бюджетные средства. Vovatarik: «Сказали, что все хорошо, значит ХОРОШО! Не смог - а туман, не выбросы - а фейк».

Четвертый тип - аргументация своего мнения - встречается в 12% проанализированных примеров. Пользователи одновременно дают оценку описанному и высказывают свое мнение, аргументируя его примерами из жизни или доводами в пользу собственной точки зрения. Также автор может предложить собеседникам комплекс мер или определенную стратегию по улучшению сложившейся ситуации или выходу из кризиса. В ответ на пост, что 19 февраля в Челябинске на глазах у пассажиров произошла драка водителей двух маршруток, пользователь ulia_rrr написала: «В интернете столько недовольства высказывают люди, а когда едут в маршрутке все молчат. Однажды я сделала замечание водителю, что он едет и разговаривает по телефону держа телефон в руке, водитель высадил меня. Никто даже слова не сказал, все сидели и молчали. Я не грубила и это было даже не замечание, а просьба. Причём водитель рулил так, что нас мотало на поворотах. И это было не утро, чтобы были пробки и кто-то куда-то опаздывал. Так было неприятно. После этого, если меня не устраивает поездка, я молча выхожу и пересаживаюсь по возможности конечно. Но когда утром время подпирает, еду и трясусь». Сообщение автора имеет позитивную тональность, демонстрирует несогласие с предыдущим мнением, но дружелюбие и настрой на поиск возможных решений. Здесь мы наблюдаем разделение на «свой» -«чужой» по линии «я» и «толпа людей», которые могут много говорить, но когда вопрос касается дела, не вступаются за оскорбленного, а равнодушно молчат.

Пользователь alyona_lyapicheva четко разграничивает «своих» и «чужих». За «своих» она принимает всех людей, умеющих вести себя в обществе, следующих закону и правилам мирного сосуществования. Она употребляет слова с положительной коннотацией адекватный, хороший, все в порядке для описания «своих». Противопоставление осуществляется при помощи слов с отрицательной коннотацией (под чем-то, запрещённые, выпендриваться, тянуть время, не до конца понятными). Пост был посвящен описанию инцидента с участием челябинского инспектора ГИБДД, который выбил стекло в машине у водителя после того, как водитель остановленного Hyundai Solaris отказался предъявить ему свои доку-

менты и выйти из машины. Вот как прокомментировал свою позицию коммуникант alyona_lyapicheva: «Ни один адекватный человек, у которого все в порядке с документами, и не под чем-то (будь то алкоголь или прочие запрещённые вещи), не станет тянуть время и выпендриваться, оперируя какими-то услышанными, но не до конца понятными правами. Гораздо проще и быстрее подать документы, услышать в ответ "все в порядке, хорошей дороги" и продолжить свой путь. Вот и все, вот и все».

Наименее частотным типом мнения в наших примерах выступает чисто эмоциональная реакция (5% от общего числа). Преобладающими формами данного типа являются осуждение, дискредитация или похвала. Краткая оценка пользователя выражается при помощи оценочного прилагательного или наречия, разговорных слов различных частей речи, односоставного предложения, междометия, аббревиатуры, вопроса или эмотикона. Например, Молодец, Красавчик, Россия Матушка!!!, Кошмар, Показушники, Ага, так и поверили, фотошоп, Зачем всё это?, Лучшая новость за сегодня, и, Всех обожаю. Знаки препинания, эмотиконы и пиктограммы усиливают эффект воздействия на читателя в ситуации отсутствия непосредственного контакта.

Итак, основной целью жанра интернет-комментария к информационным медиапорталам и новостным сайтам является стремление получить правдивую информацию и выразить своё мнение. Жители Челябинска обеспокоены проблемами благоустройства города, уборки снега и вывоза мусора, состоянием загазованности и загрязнения воздуха в регионе, решениями по вырубке или сохранению городского бора и других массивов на территории края, работой муниципальных служб и государственных органов, распределения городского бюджета. К выбору новости в социальной сети предъявляются такие критерии: правдивость, объективность, всестороннее освещение и адекватность предложенного способа решения. Людям не интересны фейки и надуманные репортажи с места события, они оценивают и интерпретируют только то, что видят своими глазами. Большинство комментариев выстроено в негативной тональности с преобладанием несогласия с официальным представлением реального положения дел. Пользователи демонстрируют конструктивный настрой на диалог с властями, внимание к комментариям остальных участников общения и признание другого мнения. Автор комментария занимает позицию равного участника диалога, оперирует личным опытом,

представляет дополнительную информацию и аргументирует собственное мнение. Принадлежность к группе «свой-чужой» осуществляется сменой позиции автора на роль эксперта через использование оппозиции «мы-они».

Литература

1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. Москва: Наука, 1988. 341 с.

2. Асмус Н. Г. Структурные особенности и прагматический потенциал заголовков блогов // МЕШАОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство: материалы IV межд. науч. конф. Челябинск, 2019. С. 401-405.

3. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. Москва: URSS, 2005. 280 с.

4. Добросклонская Т. Г. Моделирование информационных процессов в современном медиапространстве // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2015. № 4. С. 3-16.

5. ЗасурскийЯ. Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. № 2. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2005. С. 3-6.

6. Маркелова Т. В. Прагматика и семантика средств выражения оценки в русском языке. Москва, 2013. 297 с.

THE AXIOLOGICAL POTENTIAL OF INTERNET COMMENTS AS A REFLECTION OF

SOCIAL VALUES

N. G. Asmus

Chelyabinsk State University Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of the axiological component of the Internet comments as a result of the formation of values of the modern city dweller. The material for the research was taken from analytical media texts concerning political, economic, social issues, reflecting the urgent problems of the urban environment of the Chelyabinsk region. The appearance of a new communicative environment determines the new dimensions of the text. Media text is characterized by the following features: relevance of news, unexpectedness of the incident, author's involvement in the event, appeal to popular concepts and current topics, emotional component, public addressing, feedback. The object of our research is the Internet comment, and the subject is the lin-guopragmatic features of the Internet commentary. The purpose of our article is to assess the evaluative potential and analyze the linguapragmatic features of Internet comments on the example of Russian news sites and information media portals. As a result of our research we came to the conclusion that Internet comment is a secondary genre of virtual communication, which combines the features of institutional and personality-oriented types of discourse and is aimed at obtaining truthful information and evaluating someone else's opinion. The structure of the media text changes due to the fact that

31

the addressee becomes a coauthor of the work, commenting and adding evaluative statements to the author's text. We distinguish 5 main types of evaluative comments that demonstrate an active civic position of a modern person and a desire to participate in political and social programs to improve the quality of life in the city.

Key words: virtual communication, media text, Internet comment, axiological component, evaluation, Russian media, problems of the urban environment.

For citation: Asmus N. G. The axiological potential of internet comments as a reflection of social values. Journal of Russian Studies. 2021;2(2):22-32. (In Russian)

References

1. Arutjunova, N. D. (1988). Tipy iazykovykh znachenii: Otsenka. Sobytie. Fakt [Types of linguistic values: Assessment. Event. Fact]. Moscow, Nauka. 341 p. (In Russian).

2. Asmus, N. G. (2019). Strukturnye osobennosti i pragmaticheskii potentsial zagolovkov blogov [Structural features and pragmatic potential of blog titles] // ME-DIAObrazovanie: vektory integracii v cifTovoe prostranstvo: materialy IV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk. Pp. 401-405. (In Russian).

3. Vol'f, E. M (2005). Funktsional'naia semantika otsenki [Functional semantics of evaluation]. Moscow, URSS. 280 p. (In Russian).

4. Dobrosklonskaja, T. G. (2015). Modelirovanie informatsionnykh protsessov v sovremennom mediaprostranstve [Modeling information processes in modern media space] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10: Zhurnalistika. № 4. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. Pp. 3-16. (In Russian).

5. Zasurskij, Ja. N (2005). Mediatekst v kontekste konvergentsii [Media text in the context of convergence] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 10: Zhurnalistika. № 2. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. Pp. 3-6. (In Russian).

6. Markelova, T. V (2013). Pragmatika i semantika sredstv vyrazheniia otsenki v russkom iazyke [Pragmatics and semantics of means of expressing evaluation in Russian]. Moscow. 341 p. (In Russian).

Автор публикации

Асмус Нина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики английского языка Челябинского государственного университета, г. Челябинск, Россия. E-mail: nasmus@74.ru

Author of the publication

Asmus Nina Gennadievna - associate Professor, faculty of linguistics and translation, Department of theory and practice of the English language, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: nasmus@74.ru

Поступила в редакцию / Received 14.03.2021 Принята к публикации / Accepted 22.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.