Научная статья на тему 'Аксиологический подход к исследованию идентификации современной личности'

Аксиологический подход к исследованию идентификации современной личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
395
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА / PERSONALITY / AXIOLOGICAL IDENTIFICATION / VALUES / SPIRITUAL HUMAN POWER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожина Наталья Георгиевна

В статье в рамках социально-философского анализа рассматривается вопрос, связанный с ценностным восприятием и ценностными приоритетами современной личности, которые выступают в качестве регулятора процесса аксиологической идентификации. Аксиологическая идентификация личности представляет собой конкретно-духовную силу человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH TO RESEARCH OF MODERN PERSONALITY IDENTIFICATION

The article considers the problem of axiological appreciation and axiological priorities of a modern person from the social and political analysis point of view. Axiological appreciation and axiological priorities condition the axiological identification which is a specific spiritual power of a person.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход к исследованию идентификации современной личности»

философские науки

УДК 17.022.1

Кожина Наталья Георгиевна

ассистент кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета [email protected]

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

В статье в рамках социально-философского анализа рассматривается вопрос, связанный с ценностным восприятием и ценностными приоритетами современной личности, которые выступают в качестве регулятора процесса аксиологической идентификации. Аксиологическая идентификация личности представляет собой конкретно-духовную силу человека.

Ключевые слова: личность, аксиологическая идентификация, ценности, духовные силы человека.

Этническое многообразие России, ее огромные пространства, особенности устройства социальной жизни усиливают в настоящее время значимость аксиологической консолидации российского народа. Определенная аксиологическая идентификация личности является фактором, связывающим нацию в единое духовное и социокультурное пространство. В связи с этим нами рассматривается проблема аксиологической идентификации современной личности.

В процессе личностного становления современного человека все большее значение приобретают внутренние движущие силы, позволяющие ему по мере социализации определять задачи и направление собственного развития. Личность в течение своей жизни находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Аксиологическую идентификацию можно трактовать как: 1) процесс и результат самоото-ждествления с другим человеком, группой, образом, включение их в свой внутренний мир; 2) процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака, в результате чего устанавливается их сходство или различие; 3) видение другого человека как продолжение себя самого, приписывание своих черт характера, своих чувств и желаний другому; 4) механизм взаимопонимания понимания, интерпретации другого человека путем отождествления себя с ним.

Процесс аксиологической идентификации предполагается тогда, когда происходит сознательное подражание, а не просто имитация, которая имеет бессознательный характер. Аксиологическая идентификация личности выступает как индивидуализация в духовной деятельности. О проблеме тождества Гегель писал: «...субстанция есть это единое тождество с со-

Kozhina Natalia Georgievna

Assistant of the Department of Philosophy and Law of Perm National Research Polytechnic University

[email protected]

AXIOLOGICAL APPROACH TO RESEARCH OF MODERN PERSONALITY

IDENTIFICATION

The article considers the problem of axiological appreciation and axiological priorities of a modern person from the social and political analysis point of view. Axiological appreciation and axiological priorities condition the axio-logical identification which is a specific spiritual power of a person.

Key words: personality, axiological identification, values, spiritual human power.

бой, но таковым является дух. В конечном итоге все есть тождество, единство с самим собой. Однако когда говорят о философии тождества, имеют в виду тождество абстрактное, единство вообще и забывают о самом главном, об определении этого единства в себе, о том, определяется ли оно в качестве субстанции или в качестве духа» [1, с. 280]. Слово «дух» представляет собой совершенно общее обозначение, которое может употребляться по отношению к людям различных сфер деятельности. Основой для аксиологической идентификации человека и его деятельности является дух как конкретная внутренняя сила.

Аксиологическая идентификация представляет собой персонификацию определенных ценностей и формируется в процессе социализации личности, реализующейся в процессе жизнедеятельности каждого человека. Аксиологическая идентификация является тем базовым процессом, который определяет условия социального взаимодействия личности с другими людьми и социальными группами. Система ценностного восприятия и ценностных приоритетов личности выступает в качестве регулятора процесса идентификации, определяя намеченные субъектом цели, при утрате этих целей возможен противоположный процесс - процесс деидентификации личности. Аксиологическая идентификация личности представляет собой субъективный мир человека, из которого личность направляет свою активность с целью изменить внешний мир и последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования своей личности.

В русской философской мысли сущность личности трактуется как до конца «непостижимое», тайна личного креста, творческое искание

смысла своей жизни в Боге, которое составляет одновременно и «тайну исторического существования» [2, с. 38] человечества. Человек не может стать личностью без свободной веры в личного Бога. Человеку необязательно разрешение общества стать личностью, потому как ценность каждого человека уже первоначально заложена в его образе. Функциональная, социальная позиция человека может меняться в течение его жизни, но выбранная свободно ценностно-смысловая позиция сохраняется. Человеческая личность в течение своей жизни постоянно транслирует определенные ценности и смыслы.

К. Дюбар ввел понятие «идентификационная форма». В процессе развертывания жизненного цикла личности предполагается возможный переход от одной идентификационной формы к другой. Так согласно К. Дюбару данный переход назван «идентификационная конверсия». В представлении К. Дюбара возникновение и функционирование идентификационных форм определяется действием двух параллельных механизмов:

1) индивидуально-биографических механизмов, посредством которых индивиды выстраивают «идентичности для себя» (самоидентификация в нашем представлении);

2) социоструктурных механизмов, легитимирующих «идентичности для другого» (внешняя идентификация).

Согласно нашим исследовательским интересам считаем, что идентификационное ядро личности представляет собой некую матрицу, которая закладывается и формируется благодаря духовно-нравственному и религиозному воспитанию и образованию личности, и может означать преемственность, тождественность традиционным ценностям России.

Порожденная постмодернизмом множественность аксиологических систем привносит разрушение, диффузию современной личности. Особенно ярко кризис аксиологической идентификации переживают молодые люди, воспитание и социализация которых осуществлялись в период российской перестройки и реформ 1990х гг. Ситуация кризиса аксиологической идентификации личности - это пространство неопределенности истинной духовности, «вакуума ценностей». Процесс деидентификации современного человека - это процесс, когда личность и некоторые социальные группы не отождествляют себя приемниками базовых традиционных ценностей России. Проблема аксиологической идентификации современной российской личности, в особенности, когда преобладает «техногенный императив», а не категорический императив Канта, раскрывается здесь через понятие «неукорененный индивид» [3, с. 23], то есть

человек, не имеющий прошлого, своих корней. Опасность данной тенденции заключается в том, что личность, не идентифицируемая с традицией и духом своего народа, оторванная от духовно-нравственных, религиозных корней, не способна полностью реализовать свои природные, социальные и духовные способности, такая личностная «неукорененость» находится в ситуации, называемой: «я здесь и теперь». Возникает проблема диалога и понимания между разными возрастными и социальными группами, сложность для присвоения ценностных смыслов.

Постмодернистская реальность (релятивизм), постулирующая относительность и равноправность ценностей, является опасной и пагубной для современной личности. Познавательно-оценочная позиция человека постмодерна не может определяться как онтологически событийная и наполненная большим смыслом. Данная позиция с приоритетом плюрализма всех религий и духовно-нравственных ценностей, практически означает, что становится невозможной тождественность личной судьбы человека и жизненных ценностей с судьбой своей Отчизны, своего народа. Постмодернистская реальность произвольна, ситуативна и эгоистична.

Молодости всегда свойствен напряженный поиск определенной системы ценностей, ценностей духовных, ради которых стоит жить и если нужно жертвовать собой. Многие молодые люди России оказались деидентифицированы и аксиологически дезориентированы, они оказались не способны отождествить свою личность с теми духовно-нравственными ценностями, которые являются вечными и непреходящими для бытия России.

Сейчас очевидным фактом является то, что отсутствие четко сформулированной государственно-национальной идеи сформировало аксиологическую пустоту в сознании многих россиян, которую пытаются заполнить вседозволенность, распущенность, наркотики, алкоголизм - все то, что именуют социальными духовными проблемами российского общества. Состояние современной российской культуры, которая на современном этапе характеризуется гедонистической приоритетностью в осуществлении поведенческой стратегии, навязываемой СМИ (особенно интернетом) человеку, констатирует кризис аксиологической идентификации современной личности.

Исследования польского ученого Петра Штомпки показывают процесс «травмирующей трансформации», который характерен для государств постсоциалистического лагеря. В своей работе «Культурная травма и коллективная идентичность» П. Штомпка говорит о том, что

посткоммунистические общества переживают «культурную травму», шок от происходящих изменений, с вытекающей отсюда дезориентацией, утратой аксиологических ориентиров, деидентификацией и неуверенностью людей в своем будущем. Девальвация ценностей культуры, резкое ухудшение экологической и демографической ситуации, порабощение людей созданными ими техническими средствами и артефактами, усиливающееся отчуждение личности и другие тревожные симптомы ставят под вопрос само существование человека, его экономико-политическое, социальное и духовно-нравственое выживание.

Мировоззренческие искания современных молодых людей сопровождаются переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений. Очевидный факт, что в сравнении с советским периодом в нашей стране резко ослаблена роль социализации молодежи: семьи, школы, системы профессионального образования. В последние десятилетия резко возросла роль влияния средств массовой информации на факторы, влияющие и определяющие аксиологическую идентификацию личности и влияющую на модель поведения людей. Содержание, форма и частота сообщений, передаваемых СМИ, оказывает заметное влияние на их духовно-нравственное состояние и взаимоотношения между собой. Современная социально-экономическая и политическая ситуация способствует формированию у личности повышенной тревожности и агрессивности.

Перед современной личностью встает вопрос о выборе тех ценностей, которые будет иметь для нее решающее значение. Ситуация осложняется тем, что решать эти вопросы приходится в условиях неопределенности, порождаемой, в частности, процессом глобализации. Происходит согласование различных систем ценностей, осваиваемых каждой личностью, что

можно определить как процесс формирования аксиологической идентификации личности. С другой стороны, происходит расширение представлений о своеобразной иерархии ценностей - отнесение личностью себя не только с традиционными социальными группами, но и вопрос отношения к глобальному обществу. Степень неопределенности для принятия решения еще выше, что связано с такой стороной глобализации как соотношение глобальных и локальных процессов и стоящих за ними социальных групп («глокализация» - взаимовлияние глобальных и локальных изменений разного уровня, термин Р. Робертсона). Разные направления формирования аксиологической идентификации личности способствуют усложнению всеобщего социального самочувствия, что подкрепляется и объективными трудностями существования. Современная личность оказывается в новой социальной реалии, в состоянии необходимости выбора ею как своего собственного образа, так и образа социального мира в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема аксиологической идентификации получает социально-философское осмысление именно сегодня, когда происходят серьезные социальные изменения не только в России, но и во всем мире, когда изменяются формы социальной жизни и ценностные приоритеты, а значит, и характер социальных связей, что неизбежно приводит к трансформации аксиологической идентификации современной личности. Данная проблема является предметом анализа в аксиологической парадигме социальной философии и одним из ее новых направлений. Исследование специфики становления аксиологической идентификации современной личности в социально-философском аспекте представляет собой актуальную научную проблему, которая до сих пор не рассматривалась в философии в качестве самостоятельного предмета исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гзгель Г.В. Ф. Философия религии: в 2-х т. М., 1975. Т. 1.

2. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.

3. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. 2005. № 11.

4. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социологические исследования. 2001. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.