PROBLEMS RELATION OF THE MORALITY AND RIGHT: AXIOLOGICAL ASPECT
Berkovskiy Vyacheslav Aleksandrovich, PhD of sociology, Associate Professor, Department of Philosophy and Culturology, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
Bragina Elena Anatolievna, Undergraduate student, North- Caucasus Federal University, Stavropol
The article substantiates the dialectical unity and interrelation of morality and law, their common axiological foundations, which are to protect life, freedom, property and attach absolute significance to the human personality. The value-content features of the social phenomena under consideration and the degree of their impact on the personality are shown.
Keywords: morality; law; values; justice; equality; freedom; property.
ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ А СПЕКТ
В статье обосновано диалектическое единство и взаимосвязь морали и права, их общие аксиологические основы, заключающиеся в защите жизни, свободы, собственности и придающие абсолютную значимость человеческой личности. Показаны ценностно-содержательные особенности рассматриваемых социальных явлений и степень их воздействия на личность.
Ключевые слова: мораль; право; ценности; справедливость; равенство; свобода; собственность.
УДК 17.022.1 ВАК РФ 09.00.05
© Берковский В.А., 2018 © Брагина Е.А., 2018
Проблемы морально-правовых устоев общества, этических добродетелей гражданина имеют глубокие исторические корни и являются предметом философского, правового, этического анализа на протяжении всей эволюции государства и общества. Теоретические концепции "человеколюбия", "политического животного", "согласия сословий" восходят к временам античности и находят свое отражение в трудах великих мыслителей прошлого Конфуция, Аристотеля, Цицерона и др.
С развитием философско-правовой мысли особое значение приобретают вопросы, затрагивающие проблемы соотношения морали и права. Данная традиция была заложена в начале XIX века и связана с именем И. Канта в немецкой классической философии и B.C. Соловьева в русской философии права, выдвинувшим концепцию моральной обусловленности правовых норм.
Духовное значение морали состоит в формировании высоких нравственных ценностей и идеалов. Право утверждается моралью, при этом мораль "не заменяет право, не становится более высоким и более значимым, чем право, критерием, при оценке поведения людей, а действуя как духовный фактор, возвышает объективное право, придает ему не только регулятивную, но и самую высокую значимость"[1,287].
В то же время мораль и право есть самостоятельные независящие друг от друга социальные явления, "ценности морали и права занимают самостоятельное и равновеликое положение в составе социальных механизмов, опосредующих общественные отношения, однако правовые начала играют в ряде случаев передовую роль, нередко более соответствуя требованиям общественного прогрес-са"[1,285].
Русский правовед Б.Н. Чичерин отстаивал идею дифференциации нравственности и права, рассматривая их в качестве двух независимых начал имеющих один общий источник - человеческую личность. "Право - не есть только низшая ступень нравственности, как утверждают морализирующие юристы и философы, а самостоятельное начало, имеющие свои собственные корни в духовной природе человека. Эти корни лежат в потребности человеческого обще-
БЕРКОВСКИИ Вячеслав Александрович, кандидат социологических наук, доцент, кафедра Философии и культурологии, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
БРАГИНА Елена Анатольевна, магистрант, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
ния"[13,89]. Исключение может составить обстоятельство, когда одного закона недостаточно и тогда нравственность может выступить дополнением к праву. "Нравственность может требовать совершения действий по внутреннему побуждению, например, при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы"[13,91].
B.C. Нерсесянц считал мораль и право абсолютно разными социальными явлениями. "Мораль представляет собой способ автономной самореализации личностью отношения к себе и к миру, своего поведения. Закон (позитивное право) должен быть правовым, но не моральным. Морализация же закону вред-на"[3,116].
Большинство современных исследователей считают, что "мораль и право порождается единой системой общественных отношений, имеют общие исторические корни, являются духовными, культурными ценностями и достижениями человечества и представляют собой средства воздействия на поведение людей"[6].
"Право создает нормативно-организованную сферу деятельности для осуществления моральных притязаний человека, а мораль ориентирует общество на уважительное отношение к правовым ценностям. И право, и мораль обеспечивают стабильное функционирование общественной системы, вступая во взаимодействие для обеспечения и защиты базовых ценностей современного обще-ства"[2,25]. Е.А. Лукашева в этой связи отмечает "мораль и право не имеют специфических или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют в едином поле социальных связей"[8,11 ].
Естественное право - явление, где наиболее тесно переплетаются мораль и право. Естественное право есть основополагающая мера морали. Теории естественного права, органично сочетают моральные и правовые ценности. Естественные теории права, признающие несовпадение права и закона, предоставляют возможность, обсуждения проблем морально-этических ценностных установок общества и права, степень воздействия права на мораль, соотношение нравственных и правовых ценностей.
Право, выражающее идеалы справедливости, равенства, свободы, сближается с моралью, поскольку имеют общую ценностную основу придающей абсолютную значимость человеческой личности, способствуют социальной регуляции и социальной интеракции индивидов, социальных групп и общностей. В то же
время мораль и право опираются на разные содержательные оценки социальных явлений. Право ориентировано на систему формального равенства,справедливости, свободы применительно к правовой системе общества, конкретной правовой ситуации, а мораль - на идеалы добра и зла, свободы и необходимости, чести и достоинства как альтернатив морального выбора индивида.
Общей основой морали и права выступает интерпретация прав человека, заключающаяся в защите жизни, свободы, собственности. Так, античные мыслители провозглашали законопослушность граждан, как наиважнейшую добродетель, что свидетельствует о неразделенное™ и взаимообусловленности морали и права в эпоху древности. Сложившееся единство морали и права было во многом определено наличием у них общего категориального аппарата.
В праве велико значение базовых моральных ценностей "справедливость", "правда", "истина". Если же право либо мораль умаляют их значимость, то позитивная степень воздействия на формирование нравственного и правового сознания индивида снижается. Значение морали особенно возрастает в периоды аномии, когда общество перестает верить в правовые нормы, а общественное сознание в большей степени ориентируется на этические ценности и выражает исключительно их.
Мораль и право, осуществляя функции социализации и воспитания подрастающего поколения, создают необходимые предпосылки восприятия субъектом морально-правовых ценностей общества. Мораль и право, будучи элементами воспитательного процесса, "являются важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей. Возможно, направить основное внимание на правовую совесть, силу убеждения, благодаря которой индивид воздерживается от совершения преступлений'^ 2,34].
Означении единства морали и права в воспитании детей писал Л.И. Петражицкий, отмечая, что "родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии, им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и пра-ва"[9,149].
Ключевая роль в данном процессе должна принадлежать именно семье, от нравственного здоровья которой будет зависеть степень усвоения ребенком базовых морально-правовых ценностей и установок. При этом необхо-
димо отметить первичность моральных установок по отношению к правовым нормам. В процессе первичной социализации с первых лет жизни, ребенок непроизвольно усваивает от своего ближайшего окружения первые морально-нравственные нормы и ценности, у него складывается некий базисный мир, с первыми конструктами которого будет согласовывать свое поведение индивид. В дальнейшем на последующих стадиях социализации качество интериоризации правовых норм будет во многом зависеть от первоначальных моральных установок личности, иерархии этических ценностей и норм, усвоенных в детском возрасте. В этой связи Д. Истон и Дж. Деннис, по аналогии с 3. Фрейдом, утверждали, что "базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, что были приобретены позже в жизни"[5,306].
Граждане относятся к окружающей действительности, дают оценку социальным явлениям и процессам сквозь призму системы этических норм. Однако состояние права не всегда соответствуют морально-нравственным воззрениям общества. Как отмечал классик отечественной истории права Ф.В. Тарановский, "правовое творчество не всегда поспевает за поступательным движением жизни, нередко отступает от него, и, таким образом возникают коллизии между повышенным нравственным уровнем общества и его отсталым правом. Эти коллизии дают толчок изменениям и содействуют возведению его на уровень нравственных воззрений общества"[11,106].
Таким образом,только "правового государства реально придает праву то высокое значение, которое вытекает из нравственной сути общества, социальной справедливости, позволяет избавиться от системы запретов, которая во многом определяет характер взаимодействия между личностью и обществом, растворяет индивида в обществе, что рождает дух самоотречения и самопожертвования"[4,22].
Только развитое гражданское общество с высоким уровнем правовой культуры способно обеспечить конструктивное взаимодействие общества с государственными институтами, способствовать росту осознания гражданами своих прав и обязанностей, выступая тем самым залогом поступательной эволюции социума на пути к гражданским ценностям равенства, свободы, справедливости.
Необходимо отметить, что справедливость представляет ценность более высокого порядка, где мораль и право находят общие точки взаимодействия и выражают свою социальную
значимость. Справедливость находит свое полное выражение в законности, равенстве, открытости, честности, ответственности за свои действия. Таким образом, категория "справедливость" в морали и праве выступает важнейшей в силу своей универсальности и особой социально-правовой значимости.
Р.В. Кравцов в исследовании роли правовых и нравственных ценностей отмечает, что "вера в справедливый мир обычно сопровождается доверием государству и не сопровождается собственной социальной и правовой активностью. Это приводит к важному выводу о том, что такая нравственно-правовая ценность, как справедливость, может непосредственно эффективно использоваться в правовом воспитании детей, а для подростков и взрослых более правильно использовать правовые ценности более низкого ранга производных от справедливости"^,51 ].
Мораль и право сближает стремление учитывать традиции и обычаи народа. Поскольку "содержание правовой нормы вытекает, прежде всего, из моральных устоев общества, истории народа, его традиций, нравственных принципов его жизни"[10,18]. Здесь находят свое выражение уникальная система этических и правовых знаний и ценностей народа, транслирующихся из поколения в поколение, формируя нравственно-правовую культуру общества.
Ценностные основы морали и права особенно актуальны для российской национальной традиции. В 90-е годы XX века в период коренной социально-экономической, политической, духовной трансформации данная проблема проявилась с особой остротой и драматичностью. Граждане перестали верить в ценности права, юридическую силу законов, их справедливость. Одновременно среди моральных ценностей в общественном сознании возрастало значение категории "правда", содержащей в себе стремления к справедливости, добру, законности и правопорядку.
Исторически мораль и право в нашей стране находились в тесном взаимодействии, частично воплощая взаимные требования, выступая, с одной стороны, общечеловеческими ценностями, а с другой - регуляторами социальных отношений. В то же время мораль имела всеобъемлющий характер, охватывая все стороны социального бытия. Мораль ориентировала субъекта на идеальную модель социального поведения, учила не только соблюдать правовые нормы, но и переводить их во внутриличностные убеждения.
Таким образом, единство морали и права состоит в органичном формировании ценностной основы общественного сознания, что находит отражение в единстве их общей цели - формировании уважения к закону, повышении нравственной культуры общества, глубоком осознании личностью ценностей свободы, справедливости и гуманизма.
Примечания:
1. Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на Земле: Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху/ С.С. Алексеев. - М.: Статут, 1998.
- 495 с.
2. Головкин Р.Б. Право в системе нормативного регулирования современного общества / Р.Б. Головкин. - Владимир : Владимир.гос.пед.ун-т, 1999.
- 124 с.
3. Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. - 1998. - № 8. - С.114-119.
4. Гусев А.Н. Требование общечеловеческой морали - необходимый компонент любой правовой системы // Органы внутренних дел на пути к правовому государству. - СПб., - 1993.- Вып. 1. -С. 22-25.
5. Истон Д., Денис Дж. Теория "политической поддержки" / Р.Т. Мухаев Политология. - М. : Проспект, 2010.-640 с.
6. Костин Ю.В. Проблема соотношения государства, права, и нравственности в юридической науке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. sovremennoepravo.ru.
7. Кравцов Р.В. Правовые и нравственные ценности в воспитании личности // Вестник ЮУрГУ. -2006,-№5.-с. 47-55.
8. Лукашева Е.А. Право. Мораль. Личность / Е.А. Лу-кашева. - М.: Наука, 1989. - 264 с.
9. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. - СПб.: Слово, 1910. - Т. 2. - 656 с.
10. Стручков H.A. Нужна новая концепция исполнения наказания // Правовые и организационные основы исполнения уголовных наказаний: Труды Академии МВД СССР. - М„ 1991. - С. 13-24.
11. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права / Ф.В. Тарановский - Юрьев : Типография К. Мат-тисена, 1917.-534 с.
12. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек /В.П. Тугаринов. - Л.: ЛГУ, 1978. - 128 с.
13. Чичерин Б.Н. Философия права / Б.Н. Чичерин. -М.: Мысль, 1990. -334 с.
KNOWLEDGE AS A CONDITION OF EXTERNAL AND INTERNAL HUMAN FREEDOM
Bikmetov Evgeniy Yurevich, DSc of Sociology, Professor, Ufa State Aviation Technical University, Ufa
Lukyanov Arkadiy Viktorovich, DSc of Philosophy, Professor, Department of Philosophy and Political science
Pushkareva Marina Alekseevna, DSc of Philosophy, Professor, Department of Ethics, Cultural studies and Public
Relations
Bashkir State University, Ufa
The article studies knowledge as a condition of external and internal freedom of a person. On the historical-philosophical and historical-cultural material the idea is substantiated that heuristic potential of knowledge is enhanced on the basis of in-depth analysis of its philosophical foundations. The authors analyze knowledge in different philosophical traditions come to the active concept of knowledge, which includes freedom as a prerequisite for external and internal human activity. The knowledge does not coincide with the absolute dimension of freedom and at the same time it does not coincide with the factual nature of phenomenal existence. The knowledge realizes itself at the point of unity of these considerations. The authors analyze the sensory, empirical and theoretical dimension of knowledge and conclude that knowledge, its structure should be considered in a broad methodological key, including the dialectics of knowledge and lack of knowledge.
Keywords: knowledge; human freedom; absolute and phenomenal existence; dimension of knowledge; knowledge and lack of knowledge; heuristic potential of knowledge.
ЗНАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
В статье исследуется знание как условие внешней и внутренней свободы человека. На историко-философском и историко-культурном материале обоснована мысль, согласно которой эвристический потенциал знания усиливается на базе углубленного анализа его философских оснований. Авторы в процессе анализа знания в различных философских традициях приходят к деятельной концепции знания, которая включает в себя свободу как предпосылку внешней и внутренней активности человека. Знание не совпадает с абсолютным измерением свободы и в то же время с фактичностью феноменального бытия. Оно реализует себя в точке единства этих рассмотрений. Анализируя чувственное, эмпирическое и теоретическое измерение знания, авторы делают вывод о том, что знание, его структура должны быть рассмотрены в широком методологическом ключе, включая диалектику знания и незнания.
УДК 165.12 ВАК РФ 09.00.11
© Бикметов Е.Ю., 2018 © Лукьянов A.B., 2018 © Пушкарева М.А., 2018