АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аксиология, ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение, профессионально-ценностные ориентации, профессиональные ценности.
Феномен ценностного отношения в философии исследуют С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, А.М. Воронина, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, И. Кант, В.А. Малахов, О.М. Панфилов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе; в психологии - Б.С. Братусь, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев; в педагогике - М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова,
Н.В. Коноплина, В.С. Лазарев, Р.М. Рогова, В.А. Сластенин, Т.Н. Таранова, Г.И. Чижакова, Р.М. Чумичева, Н.А. Щуркова и др.
По способам бытия ценностное отношение имеет сложный, многоуровневый характер. Оно существует и функционирует объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознается и переживается как ценность, нормы, цели, идеалы, которые, в свою очередь, через духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. Ценности, влияя на жизненные установки будущего специалиста, превращаются в основной ориентир поведения, мотив общения и взаимодействия. Являясь смысловым полем духовно-практической деятельности, система ценностных отношений определяет своеобразие личности будущего специалиста и его становление.
Ценностное отношение в философии трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Отношение в целом отражает многообразные связи человека с миром. Ценностное отношение, является, субъективным отражением объективной действительности.
Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми (Б.С. Братусь). Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений (А.Н. Леонтьев).
Ценностное отношение рассматривается как позиция, которая возникает в ситуации свободного выбора. Человек в процессе жизнедеятельности стремится к удовлетворению не только биофизиологических, но и социокультурных потребностей как потребностей более высокого уровня. Чем выше уровень духовного развития человека или общества, тем выше регулятивное значение ценностей, тем в большей степени личность и общество в деятельности и поведении руководствуются внутренними регулятивами - ценностями, отраженными сознанием человека и проявляющимися в его отношении к миру [Братусь, 1981]. Наличие ценностного сознания и ценностного отношения позволяет человеку определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное [Сластенин, Чижакова, 2003].
В.Н. Мясищев выделил три основных типа отношений человека: отношение к миру вещей, явлениям природы; отношение к людям, явлениям социума; отношение личности к себе самой [Мясищев, 1995].
Рассматривая динамику отношения, он определил следующие уровни развития личности: условно-рефлекторный, характеризующийся наличием первоначальных (положительных или отрицательных) реакций на различные раздражители; конкретно-эмоциональный, где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т. п.; конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру; собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренними регулятивами поведения личности.
Отношение характеризуется наличием стремления личности, его активностью. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности (В.П. Тугаринов). Отношение будущего специалиста отражает его предпочтение относительно системы ценностей выбранной професии и соотносится с характером структуры личности.
К наиболее значимым ценностям профессиональной деятельности относят ценности высшего порядка, характеризующие отношение специалиста к различным аспектам профессиональной деятельности; ценности, связанные с сущностью профессиональной деятельности, с признанием профессии обществом, а также ценности профессионального роста, самоутверждения, материального вознаграждения за труд [Педагогика, 2002].
Для профессиональной деятельности экономиста, как и для любого другого вида профессиональной деятельности, характерны общечеловеческие ценности, такие как ценности этической ответственности перед профессией и ценности, связанные с потребностью самореализации, самоутверждения и самосовершенствования личности специалиста, достижения высокого профессионализма деятельности. Для профессии экономиста можно выделить две основные особенности, являющиеся базой формирования совокупности моральных норм. Это, во-первых, необходимость действовать в ситуации возникновения конфликта интересов. Во-вторых, публичный характер деятельности экономиста, объективно заключающейся в следовании общественным интересам.
На наш взгляд, весь процесс профессиональной подготовки будущего специалиста можно представить как процесс формирования у него ценностного отношения к предстоящей профессиональной деятельности и к себе как носителю профессиональных ценностей. Действительно, будущий экономист в процессе профессиональной подготовки осваивает профессиональные знания о движении денежных потоков, доходах и расходах, активах и пассивах и их управлении, финансовых результатах деятельности предприятий и др; осуществляет их анализ; применяет их в практической деятельности. Улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействию защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц способствует сформированность у будущего специалиста ценностного отношения к предстоящей профессиональной деятельности, начиная с первого курса его профес-сиональной подготовки [Государственный ..., 2000, с. 2]. В качестве значимых для становления ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности необходимо рассмотреть ценности коммуникации, делового общения, которые проявляются в навыках работы специалиста с людьми и предполагают его способность взаимодействовать с другими лицами, общаться с ними, формулировать и делегировать задачи, поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; трудиться в разнородной культурной среде.
Не менее значимыми для формирования ценностного отношения будущего специалиста к предстоящей профессиональной деятельности являются технологические ценности. Дей-
ствительно, специалист умеет пользоваться информационными технологиями, для чего он должен знать различные типы систем обработки данных (автономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему), а также уметь получать доступ и вести поиск информации в сетевых базах данных, в таких как Интернет и др.; пользоваться электронной почтой, текстопроцессорной программой, программой матричных расчетов, пакетами баз данных,бухгалтерскими (учетными) программами и т. п.
Решение этого сложного вопроса в процессе подготовки будущего специалиста в вузе возможно, если он научится не только решать стандартные задачи, но и выявлять ситуации, требующие нестандартного подхода.
Поскольку вопрос о сформированности ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов различных курсов остается открытым, но в то же время от курса к курсу профессиональная мотивация претерпевает значительные изменения, для нас было важно выяснить, изменяются ли отношения студентов к профессиональной деятельности в процессе их профессиональной подготовки, а также установить, существуют ли отношения между профессиональной мотивацией будущих специалистов и формированием у них ценностного отношения к профессии. С этой целью, используя методику А.М. Булынина «Квадрат ценностей», мы установили, какой тип отношения доминирует в смысловой сфере будущего специалиста на разных этапах его подготовки.
Данные, полученные в результате исследования ценностных ориентаций личности будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки на различных годах обучения, показали, что для студентов первого курса доминирующими являются духовные ценности: 11 человек (64,71 %) тестируемых названные ценности поставили на первое место ранговой таблицы. В то же время на втором месте находятся ценности стимулирования деятельности (8 человек, или 47,06 % тестируемых), ценности содержания профессии у названной группы респондентов оказались на последнем месте.
Для студентов третьего курса большее значение имеют ценности стимулирования деятельности: 10 человек из 21 (47,62 %) первое место отдали материальным ценностям, при этом для них высокое значение имеют ценности, характеризующие их саморазвитие (7 человек (33,33 %) предпочли ценности рефлексивно-аналитического типа и 6 человек (28,57 %) ценности когнитивного типа), но в то же время сохраняется профессиональная неопределенность будущих экономистов, о чем свидетельствует то, что ценности условий труда, содержания (3 человека (14,29 %)) и эстетики профессии поставлены ими на последние места ранговой шкалы (10 человек из 21 (47,62 %)).
У студентов четвертого курса наблюдается одинаковая значимость духовных и материальных ценностей: на 1 место ранговой шкалы из 17 человек 8 поставили духовные ценности (47,06 %), и ровно столько же человек поставили на первое место ценности стимулирования деятельности. Второе место принадлежит ценностям стимулирования деятельности - 6 человек (35,29 %), а третье место ранговой шкалы отведено ценностям рефлексивноаналитического типа (7 человек (41,18 %)). Ценностям содержания профессии определены последние места ранговой шкалы. Это свидетельствует о том, что будущие экономисты, находясь на завершающем этапе профессиональной подготовки, не ориентированы на те профессиональные ценности, которые раскрывают сущность профессиональной деятельности. Они не понимают значимости профессиональной деятельности как для профессионального, так и личностного становления и не рассматривают предстоящую профессиональную деятельность как пространство саморазвития и самоактуализации.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Основной целью профессиональной деятельности студенты видят материальное благополучие. Несмотря на это, для большинства опрошенных студентов духовные ценности и материальное благополучие имеют одинаковую значимость. На наш взгляд, это объясняется тем, что во время обучения в школе они настраивались на то, что, получив професси-
ональные знания и умения, они получат «духовный капитал», который может быть востребован на рынке труда и который позволит им обрести материальное благополучие.
С учетом результатов проведенного исследования мы пришли к выводу, что необходимо в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов ориентировать их на те ценности, которые раскрывают сущностные характеристики предстоящей профессиональной деятельности и формировать ценностное отношение к ней уже на начальном этапе обучения в вузе.
При решении задачи ориентирования будущего специалиста экономической сферы на ценности профессиональной деятельности мы опирались на положение В.В. Игнатовой о том, что ориентирование как педагогическая стратегия раскрывает ценностный смысл познавательной деятельности, являющейся пространством творческого освоения новой информации, формирования новых жизненных умений, осознанного выбора ценностей, путей самореализации будущего специалиста.
Мы также учитывали, что под профессиональными ценностями понимается значимость профессиональной деятельности для общества и личности, а также значимость различных сторон профессиональной деятельности, к которым у субъекта формируется определенное отношение [Оссовский, 1986].
Для нас было значимо, что личность в профессиональной деятельности ориентируется на различные ценности, отражающие содержание профессиональной деятельности (внутренние ценности) и ценности условий, в которых протекает профессиональная деятельность (внешние ценности) (В.А. Сластёнин). В данном исследовании ставилась задача ориентировать будущего специалиста экономической сферы на внутренние ценности как приоритетные, обеспечивающие формирование у будущего специалиста установки на преобразование профес-сиональной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами ее дальнейшего развития и на самореализацию, самосовершенствование специалиста в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Мы предположили, что ориентирование будущего специалиста на ценности когнитивной, коммуникативной, деятельностной и личностной сфер, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности, будет способствовать формированию у них ценностного отношения к профессии.
Процесс формирования ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности связан в первую очередь с формированием ценностных представлений; знаний о ее сущности, структуре, содержании ценностных аспектов, т. е. с формированием когнитивного компонента ценностного отношения. В рамках реализации комплекса определенных нами условий при осуществлении опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения в процессе освоения дисциплины мы включали студентов в различные виды деятельности: поисковую, творческую, рефлексивную.
Занятия были построены следующим образом: при предъявлении студентам плана лекции озвучивались ценностные понятия (в соответствии с содержанием лекции), с которыми студентам предстояло работать при подготовке к семинарским занятиям. На семинарском занятии содержание лекции углублялось, расширялось, кроме того, студенты поясняли смысл обозначенных ценностей и их значимость как для профессиональной деятельности специалиста экономической сферы, так и для специалиста как ее субъекта. По окончании изучения учебной темы организовывалась дискуссия на основе техники «позиционного обучения». Студентам предлагались на выбор позиции: основной тезис, дополнение к тезису, вопросы, антитезис, дополнение к антитезису, обобщение.
Кроме этого, в рамках реализации первого условия студентам давалось задание по структурированию полученных в ходе лекций знаний, составляющих предметное содержание курса, при помощи системы фреймов (схем). В процессе выполнения задания по составлению фреймового (схематического) каркаса лекционного материала происходило ос-
мысление будущим специалистом предметного содержания курса, т. к. составление схем требовало систематизации изучаемого материала, выделения основного, главного. При этом самостоятельная работа студентов усложнялась, они учились в процессе анализа содержания выделять смысловые единицы, являющиеся звеньями схемы, и затем объединять их в общую схему (фрейм).
Более глубокая проработка учебных тем, рассматриваемых на лекциях, осуществлялась на семинарских занятиях, при этом задания для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям формулировались по принципу постепенного усложнения: указать пути решения проблем, обозначенных преподавателем ^ самостоятельно сформулировать проблему и найти способы ее решения ^ определить проблемное поле, представить на основе самостоятельного изучения литературы различные точки зрения относительно подходов к ее решению, аргументировать свою позицию.
В качестве следующего организационно-педагогического условия формирования ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности выступает организация рефлексивно-деловой игры, способствующей принятию ценностей профессиональной деятельности.
Конструирование и организация первой рефлексивно-деловой игры осуществлялись преподавателем, игровые ситуации первой игры также предлагались преподавателем, затем ситуации подбирались студентами из литературных источников или на основании реальных ситуаций из практики. Разработка игрового контекста второй и третьей игр осуществлялась будущими специалистами, которые самостоятельно формулировали игровые правила, определяли обязанности игроков и представляли результаты игры. Функции игроков, возможные вопросы и задания ко второй и третьей играм также составлялись самостоятельно участниками игровой деятельности. Такой подход, при котором будущие специалисты экономической сферы не только становились активными участниками игры, но и включались в практическую деятельность по ее разработке, позволил участникам игры соотнести игровой контекст с реальным, в котором протекает профессиональная деятельность; учесть интеллектуальные коммуникативные, организаторские возможности игроков при распределении ролей; составить прогноз относительно содержания игры, ее коррекции и результатов.
В качестве следующего организационно-педагогического условия формирования ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности выступало включение студентов в проектную деятельность, обеспечивающую формирование направленности поведения и деятельности на профессиональные ценности.
Мы учитывали, что основу проектной деятельности составляет ее направленность на результат, который может получиться при решении поставленной задачи. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в дальнейшем в профессиональной деятельности. Внутренний результат - субъективный опыт работы в команде, совместного принятия решений, становление профессионально ценностной позиции - является достоянием будущего специалиста, так как он соединяет в себе знания, умения, компетенции (трудовые, коммуникативные, социальные, практические), ценности.
В процессе подготовки и презентации проекта перед будущими специалистами стояла задача позиционирвания себя как специалиста экономической сферы. Каждый из студентов, презентуя свою часть работы над проектом, отвечал на вопросы, задаваемые участниками других групп.
При работе над проектами у студентов наблюдалось изменение их поведения. Будущие специалисты обращались друг к другу с просьбами, приказами, они соотносили свое поведение с поведением руководителей и подчиненных, что свидетельствует о принятии ими профессионального поведения, связанного с нормами, отношениями и оценкой себя и других.
В процессе проектной деятельности мы акцентировали внимание студентов на определение путей, ведущих к позитивным результатам. При анализе внимание обращалось на эффективные способы достижения положительных результатов, предложенные участниками проекта в процессе проектной деятельности. Отсюда ценностное поведение, основанием которого являются ценностное сознание, ценностное отношение, - это эмоциональное поведение, формированию которого способствовала проектная деятельность.
В целом реализованные организационно-педагогические условия обеспечили позитивную динамику формирования ценностного отношения будущих специалистов экономической сферы к профессиональной деятельности.
Это позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования ценностного отношения будущего специалиста к предстоящей профессиональной деятельности имеет теоретическое и практическое значение для научного обоснования и реализации аксиологических подходов в сфере высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 46-56.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность: 080109 (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Министерство образования РФ. М., 2000.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1995.350 с.
4. Оссовский ВЛ. Ценности профессиональной деятельности: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Киев, 1986. 47 с.
5. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 4-е изд. М.: Школьная Пресса, 2002. 512 с.
6. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2003. 192 с.