DOI 10.24411/1813-145X-2018-20004 УДК 378:316.6
Н. А. Попованова
https://orcid.org/0000-0001-6732-0461 Л. А. Бартновская
https://orcid.org/0000-0003-0480-2257 Г. Н. Казакова
https://orcid.org/0000-0002-2657-0883 В. М. Кравченко
https://orcid.org/0000-0002-7227-9296
Условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза
В статье рассматриваются условия формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности. Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают эффективность разработанных и реализованных условий в процессе преподавания спецкурса «Педагогическая аксиология» и организации проектной деятельности студентов в период прохождения ими педагогической практики. Данные, полученные по методике А. М. Булынина «Квадрат ценностей», говорят о сформированности у студентов ценностного отношения, характеризующегося осознанием и принятием ценностей профессионально-педагогической деятельности на когнитивном и эмоциональном уровнях. Из шестнадцати духовных ценностей, представленных в методике, по окончании занятий студентами отмечены четырнадцать. Если до проведения дискуссий и ролевых игр основными стимулирующими ценностями студенты называли ценности утилитарно-прагматического характера (отпуск в удобное время, служебная карьера, денежные премии и др.), то после проведения дискуссий и ролевых игр ими был сделан акцент на морально-нравственные ценности (признание коллег, состояние эмоционального подъема, уважение учеников и др.). Как видно из полученных данных, ценностные приоритеты студентов изменились, что свидетельствует об изменении характера их отношения к профессиональной деятельности.
На начало экспериментально--опытной работы у студентов экспериментальной и контрольной групп преобладал средний уровень сформированности профессиональной компетентности, что подтвердилось количественным анализом данной методики, обработанной с помощью расчетного значения коэффициента Стьюдента. После проведения экспериментально-опытной работы сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов в экспериментальной группе показало, что различия по всем видам готовности к профессиональной деятельности, кроме личностной в экспертной оценке преподавателей, достоверны с вероятностью 0,999. Расчетный коэффициент Стьюдента превышает табличный (3,5) по всем измерявшимся параметрам. По личностной готовности в экспертной оценке преподавателей различия достоверны с вероятностью 0,99.
Данные свидетельствуют о том, что по окончании экспериментально-опытной работы у студентов экспериментальной группы профессиональная компетентность достоверно повысилась при всех формах оценки (самооценка, экспертная оценка учителей и преподавателей).
Ключевые слова: ценности, цели, ценностные ориентации, студенты, готовность, компетентность, ценностное знание, ценностное отношение, ценностное поведение, опыт, спецкурс, проектная деятельность.
N. A. Popovanova, V. M. Kravchenko, G. N. Kazakova, L. A. Bartnovskaya
Conditions to Form Evaluative Orientations of Pedagogical University Bachelors
The article considers the conditions to form evaluative orientations of pedagogical university bachelors as the basis of their professional competence. The results of the experimental work confirm the effectiveness of the conditions designed and realized in the process of teaching the special course «Pedagogical axiology» and organizing the project activity of the students during their teaching practice. Data obtained by the method of A. M. Bulynin's «Square of Values», prove the formation of a student's value attitude, characterized by the recognition and acceptance of the values of professional and educational activities on the cognitive and emotional levels. Fourteen from the sixteen spiritual values, presented in the methodology, were marked by students at the end of the classes. If before the discussion and role-playing games appeared students called values of a utilitarian and pragmatic nature (vacation at convenient time, career careers, cash bonuses, etc.) as the main stimulating values, after discussions and role plays, they focused on moral values(recognition of colleagues, a state of emotional uplift, respect for students, etc.). As it can be seen from the
© Попованова Н. А., Кравченко В. М., Казакова Г. Н., Бартновская Л. А., 2018
data obtained, the students' value priorities have changed, and that indicates a change in the nature of their attitude to the professional activity.
At the beginning of the experimental work, the average level of the formation of professional competence prevailed among the students of the experimental and control groups, which was confirmed by a quantitative analysis of this technique, processed with the help of the calculated value of the student's coefficient. After the experimental work, a comparison of the results of the detecting and control sections in the experimental group showed that the differences in all types of readiness for the professional activity, except for personal ones in the expert assessment of teachers, are reliable with a probability of 0.999. The student's calculated coefficient exceeds the tabulated (3.5) for all measured parameters. According to personal readiness in the expert assessment of teachers, the differences are reliable with a probability of 0.99. The data show that at the end of the experimental work of the students of the experimental group, the professional competence significantly increased with all forms of evaluation (self-assessment, peer review of teachers and teachers).
Keywords: values, aims, evaluative orientations, students, willingness, evaluative knowledge, evaluative attitude, evaluative behavior, experience, special course, project activity.
Актуальность. Одной из ведущих задач высшего образования является развитие ценностного профессионального потенциала личности будущего бакалавра профессионального обучения на основе приобщения к гуманитарным ценностям. Ценностные ориентации отражают направленность бакалавров на профессиональные ценности, которые лежат в основе профессиональной компетентности педагога.
Условиями формирования ценностных ориен-таций студента как основы его профессиональной компетентности мы считаем ориентацию на ценностное знание как аксиологическую составляющую профессиональной компетентности; актуализацию ценностного отношения; включение студента в проектную деятельность, способствующую формированию ценностных ориентиров поведения.
Первое условие - «Ориентация бакалавра на ценностное знание как аксиологическую составляющую профессиональной компетентности» -связано с разработкой структурно-функциональной модели профессиональной компетентности студента, основанием которой являются его ценностные ориентации [8].
Цель: проверить экспериментально-опытным путем эффективность условий формирования ценностных ориентаций бакалавров как основы их профессиональной компетентности.
Взаимосвязь и единство условий формирования ценностных ориентаций студентов как основы их профессиональной компетентности содержательно раскрывают предметная, профессиональная, личностная составляющие, обеспечивающие теоретическую, практическую, личностную готовность студента к осуществлению профессиональной деятельности и характеризующие его как компетентного педагога. Изучение профессиональной компетентности педагога на вузовском этапе его становления обозначено в исследовани-
ях В. А. Адольфа, Ю. В. Варданян, Л. А. Петровской, Л. В. Шкериной и др.
Значимым компонентом профессиональной компетентности, отражающим ее содержание, являются знания, умения, навыки студента, его личностный опыт, цели, ценности, раскрывающие качественные связи и отношения в динамике при формировании ценностных ориентаций студента как основы его профессиональной компетентности.
Обучающихся необходимо сориентировать на осознание значимости данного предмета в системе педагогических дисциплин, его взаимосвязи с другими областями философского, аксиологического, педагогического знания, в теоретическом и прикладном значении предмета. Эта информация предоставлялась студентам на лекциях. Учитывая, что педагогическая аксиология оперирует интегрированным знанием, ряд тем («Формирование ценностного сознания», «Формирование ценностного отношения», «Формирование ценностного поведения» и др.) раскрывался в лекциях-диалогах, которые проводились преподавателями различных дисциплин (педагогики и психологии; педагогики и философии образования и психологии). Ценность таких лекций заключалась в диа-логичности материала, его многозначности, глубине, высокой эмоциональной насыщенности. Студенты включались в диалог, задавали вопросы и высказывали свое мнение. Диалогичность содержания лекций предполагала отбор такого материала, который вызывал у студента эмоциональный отклик, формировал определенное отношение, вынуждал соотнести его с личностными смыслами, опытом, логикой [8].
Темами семинаров-диалогов стали проблемные вопросы, касающиеся различных подходов зарубежных и отечественных философов, педагогов, психологов к изучению образовательных ценностей. Студенты, готовясь к диалогу, подбирали материал, определяли свои позиции, вносили
предложения, предусматривали пути компромисса. Такая форма организации семинарских занятий позволила обеспечить субъект-субъектное взаимодействие всех участников. Студенты находились в ситуации выбора, понимали и принимали другие логики, смыслы и в то же время не утрачивали, сохраняли свои, личностно значимые.
Лекционные и семинарские занятия, проведенные как диалоги, в которых студенты оппонировали, сомневались, опровергали или защищали идеи, обосновывали их, ориентировали бакалавров на осознание значимости ценностного знания как аксиологической составляющей профессиональной компетентности.
Второе условие - «Актуализация ценностного отношения в процессе формирования ценностных ориентаций бакалавра как базовой основы его профессиональной компетентности» - раскрывает содержание актуализирующего этапа формирования ценностных ориентаций. Основной задачей являлась реализация эмоционального компонента профессиональной компетентности, характеризующегося направленностью студента на профессиональную деятельность, наличием его активности.
Психологическую составляющую отношения мы определяли как эмоционально-оценочную, как сознательно-избирательное отношение человека к окружающей действительности. Отношение содержит эмоциональный знак, оно всегда ценностно и определяет поведение, в котором присутствует эмоциональный компонент. При этом чем больше значение, тем богаче отношения и тем ценностнее поведение.
При изучении спецкурса «Педагогическая аксиология» использовались такие активные формы организации познавательной деятельности студентов, как дискуссия и ролевая игра, позволяющие актуализировать ценностное отношение обучающихся. Сочетания данных активных методов обучения позволило обеспечить более высокий эмоциональный уровень сформированно-сти ценностных ориентаций студентов, где результативным показателем являлось ценностное отношение.
Дискуссии предусматривали формирование у студентов коммуникативных умений: организовывать и вести свободную дискуссию, не навязывая свою точку зрения аудитории; устанавливать и поддерживать в группе устойчивый положительный эмоциональный настрой. В процессе дискуссии возросла заинтересованность обучающихся в предмете общения, уважение к личности партнера, формировались нравственные качества буду-
щего педагога. Дискуссии, в которых студенты оперировали знаниями теории ценностей и личностным опытом, способствовали формированию ценностного отношения.
В ходе ролевых игр («Философский стол», «Этический тренинг», «Принятие решений» и др.) студенты моделировали профессиональную деятельность педагога, использовали интегрированные знания, совершенствовали профессиональные умения и навыки, руководствуясь личностными ценностными приоритетами.
Педагогическая рефлексия дискуссий и ролевых игр показала, что подобное проведение семинарских занятий способствовало развитию эмоциональной сферы личности студентов. Они приобретали опыт эмоционально-ценностного отношения к себе, другим субъектам взаимодействия; научились решать проблемы в нестандартных профессиональных ситуациях, сформировав тем самым профессиональную толерантность и ответственность как важные качества личности профессионально компетентного специалиста. Дискуссии и ролевые игры позволили актуализировать ценностное отношение в процессе формирования ценностных ориентаций студентов как базовую основу их профессиональной компетентности.
Третье условие - «Включение бакалавра в проектную деятельность, способствующую формированию ценностных ориентиров поведения». Включая студентов в проектную деятельность в процессе прохождения ими педагогической практики, мы исходили из того, что знания и рефлексия дополняют друг друга в едином непрерывном процессе деятельности. Процесс обучения в вузе построен так, что между усвоением профессионально-ценностной информации и ее применением существует большой временной разрыв. В результате на практике студент при решении педагогических задач не опирается на теоретические знания и личностный опыт. Причин тому много, но одна из главных, на наш взгляд, состоит в разрыве личностной и профессиональной составляющих компетентности. Преодолению этого противоречия способствовала реализация проектной деятельности в процессе педагогической практики, где основным критерием являлась сформиро-ванность ценностного поведения как целенаправленного действия, определяемого эмоциями, чувствами, эмоциональным отношением.
Проектная деятельность не исчерпывается знанием фактического материала и умением его применять при решении педагогических задач.
Она включает и личностный опыт, приобретенный студентом во всех областях жизни: способность к коммуникации, умение адаптироваться к новым ситуациям, готовность к восприятию новой информации, умение реагировать на требования партнеров в процессе деятельности и т. п. В проектной деятельности студенты осуществляли рефлексию - как внешнюю (по поводу проекта), так и внутреннюю (по поводу происходящего в процессе работы над проектом и самого себя как участника проектной деятельности). Они выступали с позиции авторов содержания проектов «Школа будущего», «Учитель будущего», «Факультет в XXI в.», экспертов, осуществляли мониторинг и управление проектами [7].
Кроме того, организуемая проектная деятельность отражала соотношение различных механизмов управления поведением ее субъектов: нормативных и ценностных. В ее условиях студенту недостаточно сознательно ориентироваться на общепринятые нормы. Необходимо руководствоваться в поведении ценностными ориентациями как осознанными субъектом основаниями оценивания объектов. Поэтому поведение обучающихся в процессе реализации проектной деятельности анализировалось на занятиях проблемных групп с позиции теории ценности.
В процессе проектной деятельности акцентировалось внимание студентов на определении путей, ведущих к позитивным результатам. При этом внимание обращалось на эффективные способы достижения положительных результатов, предложенные студентами в процессе проектной деятельности на основе переживания ими различных педагогических ситуаций, так как регуляторами ценностного поведения являются общезначимые ценности, основанные на эмоциях. Поэтому на начальном этапе организации исследования был выявлен исходный уровень сформированности профессиональной компетентности бакалавра.
Материалы и методы. Экспериментально-опытная работа проводилась на базе факультета начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева. Экспериментальную группу составили 70 студентов четвертого и пятого курсов (соответственно 2013-2014 и 2014-2015 гг. обучения); контрольную - 60 студентов четвертого и пятого курсов (соответственно 2012-2013 и 2013-2014 гг. обучения).
Для определения уровня сформированности профессиональной компетентности бакалавров использовалась методика К. М. Левитана. На начало исследования у обучающихся преобладал
средний уровень сформированности профессиональной компетентности, что подтвердилось данными количественного анализа с помощью расчетного коэффициента Стьюдента.
Профессиональная компетентность определялась не только названными видами готовности, содержательными характеристиками, которые раскрывались единством знаний, умений, навыков, опыта, целями, ценностями, отраженными в системе ценностных ориентаций, поэтому учитывался и исходный уровень ценностных ориента-ций у бакалавров.
Для выявления уровня сформированности профессионально-ценностных ориентаций у студентов контрольной и экспериментальной групп, использовалась методика А. М. Булынина «Квадрат ценностей» [3]. Проводилась выборка 64-х ценностей из 128, а затем их ранжирование, что позволило выявить место по значимости восьми групп фундаментальных ценностей, являющихся своеобразной основой профессиональной деятельности учителя. Это ценностные ориентации, связанные с содержанием профессии, условиями труда, стимуляцией профессиональной деятельности, когнитивным развитием личности учителя, управлением педагогическим процессом, эстетикой профессии, ценностями духовными и ре-флексно-аналитическими.
Обсуждение результатов. В целом, экспериментально-опытная работа выявила положительную динамику сформированности ценностных ориентаций как основы профессиональной компетентности бакалавров экспериментальной группы. В экспериментальной группе духовные ценности, занимающие в начале экспериментально-опытной работы вторую ранговую ступень (86 баллов), переместились на первую (115 баллов); ценности аналитико-рефлексивного развития стали занимать не третье (73 балла), а второе место (94 балла); ценности когнитивного развития и содержания профессии с пятого (66 баллов) и шестого (65 баллов) мест поднялись на третье с одинаковым количеством баллов (80 баллов) (во всех случаях различия, по сравнению с констатирующим срезом, достоверны с вероятностью 0,99).
В контрольной группе значительной динамики не наблюдается.
При определении направленности ценностных ориентаций (профессиональных и личностных) использовались шкалы порядка (ранговые), поэтому для обработки полученных результатов мы применили непараметрические методы: вычисление медианы (среднее значение) и статистику
Манна - Уитни. Данные свидетельствовали о незначительном различии в ранжировании профессиональных ценностей студентами экспериментальной и контрольной групп и о небольших раз-
Если в начале экспериментально-опытной работы к поведенческому уровню сформированно-сти ценностных ориентаций не было отнесено ни одного студента, то к окончанию экспериментально-опытной работы в экспериментальной группе их стало 14,3 % (10 человек), в контрольной результат не изменился. С эмоциональным уровнем сформированности ценностных ориентаций в экспериментальной группе стало 55,7 % (39 человек), в контрольной - 36,7 % (22 человека). С когнитивным уровнем сформированности ценностных ориентаций в экспериментальной группе осталось 30 % (21 человек), а в контрольной -63,3 % (38 человек).
Выявление взаимосвязи между ценностными ориентациями и профессиональной компетентностью бакалавров мы производили с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмэна. Статистическая обработка данных показала, что коэффициент Спирмэна между всеми исследованными ценностными ориентациями и профессиональной компетентностью по всем видам оценок (самооценка, экспертная оценка учителя, экспертная оценка преподавателя) близок к 1, (Якрит = 0,339 при N = 55 и Якрит = 0,325 при N = 60 для р = 0,01). Полученные данные позволили утверждать, что между исследованными нами ценностными ориентациями и профессиональной компетентностью существует прямая взаимосвязь. В связи с этим наше предположение о том, что ценностные ориентации бакалавров являются основой их профессиональной компетентности, подтверждается статистическими данными. Поэтому при реализации аксиологического подхода в процессе изучения бакалаврами спецкурса «Педагогическая аксиология» изначально учитывалось, что традиционной для учителя -выпускника педвуза является высокая теоретическая подготовка
Заключение. Данные, полученные по методике А. М. Булынина «Квадрат ценностей», говорят о
личиях в распределении студентов по уровню сформированности у них ценностных ориентаций (Таблица 1).
Таблица 1
сформированности у студентов ценностного отношения, характеризующегося осознанием и принятием ценностей профессионально-педагогической деятельности на когнитивном и эмоциональном уровнях. Из шестнадцати духовных ценностей, представленных в методике, по окончании занятий студентами отмечены четырнадцать. Если до проведения дискуссий и ролевых игр основными стимулирующими ценностями студенты называли ценности утилитарно-прагматического характера (отпуск в удобное время, служебная карьера, денежные премии и др.), то после проведения дискуссий и ролевых игр ими был сделан акцент на морально-нравственные ценности (признание коллег, состояние эмоционального подъема, уважение учеников и др.). Как видно из полученных данных, ценностные приоритеты студентов изменились, что свидетельствует об изменении характера их отношения к профессиональной деятельности.
На начало экспериментально-опытной работы у студентов экспериментальной и контрольной групп преобладал средний уровень сформирован-ности профессиональной компетентности, что подтвердилось количественным анализом данной методики, обработанной с помощью расчетного значения коэффициента Стьюдента. После проведения экспериментально-опытной работы сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов в экспериментальной группе показало, что различия по всем видам готовности к профессиональной деятельности, кроме личностной в экспертной оценке преподавателей, достоверны с вероятностью 0,999. Расчетный коэффициент Стью-дента превышает табличный (3,5) по всем измерявшимся параметрам. По личностной готовности в экспертной оценке преподавателей различия достоверны с вероятностью 0,99.
Данные свидетельствуют о том, что по окончании экспериментально-опытной работы у студентов экспериментальной группы профессиональная
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
Начало эксперимента Окончание эксперимента Начало эксперимента Окончание эксперемента
% Чел. % Чел. % Чел. % Чел.
Поведенческий - - 14,3 10 - - - -
Эмоциональный 15.7 11 55,7 39 16,7 10 36,7 22
Когнитивный 84,3 59 30 21 83,3 50 63,3 38
компетентность достоверно повысилась при всех формах оценки (самооценка, экспертная оценка учителей и преподавателей).
Сравнение результатов констатирующего и контрольного срезов в контрольной группе показало, что достоверные различия получены только в нескольких видах готовности: в практической готовности по самооценке и экспертной оценке преподавателей (с вероятностью 0,99), а также в практической готовности и в профессиональной компетентности в целом по экспертной оценке учителей (с вероятностью 0,99). Из чего следует, что у студентов контрольной группы профессиональная компетентность повысилась незначительно, а у студентов экспериментальной группы она достоверно выше по всем показателям.
Полученные данные доказывают эффективность разработанных и реализованных условий формирования ценностных ориентаций бакалавров педагогического вуза как основы их профессиональной компетентности.
Библиографический список
1. Адольф, В. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта [Текст] /
B. А. Адольф // Вестник КГПУ - 2015. - № 1. -
C. 5-11.
2. Адольф, В. А., Лукьяненко, М. В., Чурляева, Н. П. Количественная оценка компетентности выпускников интегрированной системы обучения и возможности ее повышения [Текст] / В. А. Адольф, М. В. Лукьяненко, Н. П. Чурляева // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 11. - С. 22-31.
3. Булынин, А. М. Формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов педагогического вуза [Текст] : методические рекомендации для преподавателей пед. вузов / А. М. Булынин. - Комсомольск-на-Амуре : Изд-во Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ин-та, 1995. - 16 с.
4. Варданян, Ю. В., Лежнева, Е. А. Дополнительная образовательная программа как источник развития профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического направления [Текст] / Ю. В. Варданян, Е. А. Лежнева // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. - С. 145-150.
5. Долгушина, Н. А., Чижакова, Г. А. Аксиологическая направленность профессиональной подготовки будущих бакалавров профессионального обучения: теория и практика [Текст] / Н. А. Долгушина, Г. А. Чижакова // Вестник КГПУ. - 2011. - № 4. -С. 24-29.
6. Петровская, Л. А. Общение - компетентность -тренинг: избранные труды [Текст] / Л. А. Петровская // Смысл. - М., 2007. - С. 387.
7. Попованова, Н. А., Логинов, Д. В. Включение студентов - будущих учителей в проектную деятель-
ность по формированию ценностных ориентиров поведения [Текст] / Н. А. Попованова, Д. В. Логинов // Вестник КГПУ. - 2014. - № 3. - С. 96-100.
8. Попованова, Н. А., Логинов, Д. В. К вопросу формирования ценностных ориентаций студентов педагогического вуза [Текст] / Н. А. Попованова, Д. В. Логинов // Вестник КГПУ. - 2015. - № 1. - С. 114-119.
9. Попованова Н. А., Шадрина М. А. Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности будущего педагога [Текст] / Н. А. Попованова, Д. В. Логинов // Вестник КГПУ. - 2015. - № 2. -С. 82-87.
10. Craig, A. P. How cultural differences shape the reception of knowledge: a psychology of learning and teaching for democratic societies//Lewiston, N. Y.: Edwin Mellen Press, 2007. Р. 159.
11. Schwartz, S. H. Are the universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. - 1994. - V. 50. - P. 19-45.
Bibliograficheskij spisok
1. Adol'f, V A. Podgotovka budushhego pedagoga k professional'noj dejatel'nosti v uslovijah vnedrenija pro-fessional'nogo standarta [Tekst] / V. A. Adol'f // Vestnik KGPU. - 2015. - № 1. - S. 5-11.
2. Adol'f, V A., Luk'janenko, M. V, Churljaeva, N. P. Kolichestvennaja ocenka kompetentnosti vypuskni-kov integrirovannoj sistemy obuchenija i vozmozhnosti ee povyshenija [Tekst] / V A. Adol'f, M. V Luk'janenko, N. P. Churljaeva // Pedagogicheskoe obrazovanie i nau-ka. - 2011. - № 11. - S. 22-31.
3. Bulynin, A. M. Formirovanie professional'nyh cen-nostnyh orientacij studentov pedagogicheskogo vuza [Tekst] : metodicheskie rekomendacii dlja prepodavatelej ped. vuzov / A. M. Bulynin. - Komsomol'sk-na-Amure : Izd-vo Komsomol'skogo-na-Amure gos. ped. in-ta, 1995. - 16 s.
4. Vardanjan, Ju. V, Lezhneva, E. A. Dopolnitel'naja obrazovatel'naja programma kak istochnik razvitija professional'nyh kompetencij bakalavra psihologo-pedagogicheskogo napravlenija [Tekst] / Ju. V Vardanjan, E. A. Lezhneva // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2012. - № 8. - S. 145-150.
5. Dolgushina, N. A., Chizhakova, G. A. Aksiologicheskaja napravlennost' professional'noj podgotovki budushhih bakalavrov professional'nogo obuchenija: teorija i praktika [Tekst] / N. A. Dolgushina, G. A. Chizhakova // Vestnik KGPU. - 2011. - № 4. -S. 24-29.
6. Petrovskaja, L. A. Obshhenie - kompetentnost' -trening: izbrannye trudy [Tekst] / L. A. Petrovskaja // Smysl. - M., 2007. - S. 387.
7. Popovanova, N. A., Loginov, D. V. Vkljuchenie studentov - budushhih uchitelej v proektnuju dejatel'nost' po formirovaniju cennostnyh orientirov povedenija [Tekst] / N. A. Popovanova, D. V Loginov // Vestnik KGPU. - 2014. - № 3. - S. 96-100.
8. Popovanova, N. A., Loginov, D. V. K voprosu formirovanija cennostnyh orientacij studentov pedagog-
icheskogo vuza [Tekst] / N. A. Popovanova, D. V. Loginov // Vestnik KGPU. - 2015. - № 1. -S. 114-119.
9. Popovanova N. A., Shadrina M. A. Strukturno-funkcional'naja model' professional'noj kompetentnosti budushhego pedagoga [Tekst] / N. A. Popovanova, D. V. Loginov // Vestnik KGPU. - 2015. - № 2. -S. 82-87.
10. Craig, A. P. How cultural differences shape the reception of knowledge: a psychology of learning and teaching for democratic societies//Lewiston, N. Y.: Edwin Mellen Press, 2007. R. 159.
11. Schwartz, S. H. Are the universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. - 1994. - V. 50. - P. 19-45.
Reference List
1. Adolf V A. Training of future teacher for professional activity in the conditions of introduction of the professional standard / V. A. Adolf // Bulletin of KSPU. -2015. - № 1. - Page 5-11.
2. Adolf V. A., Lukyanenko M. V., Churlyaeva N. P. Quantitative assessment of competence of graduates of the integrated system of training and an opportunity to increase it / V A. Adolf, M. V. Lukyanenko, N. P. Churlyaeva // Pedagogical education and science. -2011. - № 11. - Page 22-31.
3. Bulynin A. M. Formation of vocational valuable guidances of students of pedagogical higher education institution : methodical recommendations for teachers of pedagogical higher education institutions / A. M. Bulynin. - Komsomolsk-on-Amur : Publishing House of Komsomolsk-on-Amur State Pedagogical University, 1995. - 16 pages.
4. Vardanyan Yu. V, Lezhneva E. A. Additional educational programme as a source of development of profes-
sional competences of the bachelor of the psychology and pedagogical direction / Yu. V. Vardanyan,
E. A. Lezhneva // Siberian pedagogical magazine. -2012. - № 8. - Page 145-150.
5. Dolgushina N. A., Chizhakova G. A. Axiological orientation of vocational training of future bachelors of vocational education: theory and practice / N. A. Dolgushina, G. A. Chizhakova // Bulletin of KSPU. - 2011. - № 4. - Page 24-29.
6.
7. Petrovsky L. A. Communication - competence - a training: selected works / L. A. Petrovskaya // Sense. -M., 2007. - Page 387.
8. Popovanova N. A., Loginov D. V Inclusion of students - future teachers in design activities for formation of valuable reference points of behavior / N. A. Popovanova, D. V. Logins // Bulletin of KSPU. -2014. - № 3. - Page 96-100.
9. Popovanova N. A., Loginov D. V. K To a question of formation of valuable orientations of students of pedagogical higher education institution / N. A. Popovanova, D. V. Logins // Bulletin of KSPU. - 2015. - № 1. - Page 114-119.
10. Popovanova N. A., Shadrina M. A. Structurally functional model of professional competence of future teacher / N. A. Popovanova, D. V Logins // Bulletin of KSPU. - 2015. - № 2. - Page 82-87.
11. Craig A. P. How cultural differences shape the reception of knowledge: a psychology of learning and teaching for democratic societies // Lewiston, N. Y.: Edwin Mellen Press, 2007. P. 159.
12. Schwartz S. H. Are the universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. - 1994. - V. 50. - P. 19-45.