Научная статья на тему 'Аксиологический и идеологический статус сетевого общества в информационном социальном пространстве: постановка проблемы'

Аксиологический и идеологический статус сетевого общества в информационном социальном пространстве: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукина Н.П., Нургалеева Л.В.

Данная статья ставит своей задачей найти определенные закономерности между развитием коммуникационных систем и формированием идеологических и аксиологических установок информационного общества. Прелагаемый подход направлен на диагностику новых социальных явлений, реализованных в опыте становления и регулирования коммуникационных отношений сетевой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUEGICAL AND IDEOLOGICAL STATUS OF A NETWORK COMMUNITY IN INFORMATION SOCIAL SPACE: STATEMENT OF A PROBLEM

Given clause puts by the task to find the certain laws between development of communication systems and formation ideological and valuegical of installations of an information community. Offered the approach is directed on diagnostics of the new social phenomena realized in experience становления and regulation of the communication relations of network environment.

Текст научной работы на тему «Аксиологический и идеологический статус сетевого общества в информационном социальном пространстве: постановка проблемы»

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА В ИНФОРМАЦИОННОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Н.П. Лукина, Л.В. Нургалеева

Данная статья ставит своей задачей найти определенные закономерности между развитием коммуникационных систем и формированием идеологических и аксиологических установок информационного общества. Прелагаемый подход направлен на диагностику новых социальных явлений, реализованных в опыте становления и регулирования коммуникационных отношений сетевой среды.

VALUEGICAL AND IDEOLOGICAL STATUS OF A NETWORK COMMUNITY IN INFORMATION SOCIAL SPACE: STATEMENT OF A PROBLEM

N.P. Lukina, L.V. Nurgaleeva

Given clause puts by the task to find the certain laws between development of communication systems and formation ideological and valuegical of installations of an information community. Offered the approach is directed on diagnostics of the new social phenomena realized in experience становления and regulation of the communication relations of network environment.

Изучение идеологических и аксиологических оснований сетевого общества направлено на расширение представлений о детерминирующих факторах развития современного мира, трансформации и динамике доминирования жизненных ценностей в условиях формирования мировой системы коммуникаций. Такой универсальный подход открывает простор для решения не только теоретических, но и практических задач в анализе проблем современной культуры, включая и влияния опыта сетевых коммуникаций на идеологию и традиционную систему ценностей.

Предлагаемое исследование развернуто как область философской рефлексии с учетом междисциплинарного контекста. Именно междисциплинарное взаимодействие как естественное состояние современных социально-гуманитарных наук позволяет дать более

точную и разностороннюю картину процессов аксиологического и идеологического конституирования информационного общества.

Идеологические и аксиологические системы сами по себе являются базисными информационными структурами и составляют динамическую основу формирования социальной реальности. Наряду с другими элементами общественного организма они выполняют роль своеобразных «посредников». Им принадлежат организационные, управленческие, нормативные функции, обеспечивающие процесс адаптации индивидуального и коллективного сознания к происходящим переменам. По существу технология - это воплощение идеологии и аксиологии общества. Она отражает тенденции видения будущего и оценки прошлого.

Выбранный исследовательский подход заключается в том, что новая волна реформаций социального опыта, воплощенная в виде идеологических и аксиологических программ, может изучаться как феномен, обладающий собственными смыслообразующими тенденциями. Коммуникационная среда рассматривается как основной детерминирующий фактор формирования социальной реальности. Она может изучаться как результат интериоризации эволюционных форм социальной структурности и обмена.

Необходимо исследовать следующие вопросы, связанные с трансформацией идеологических и аксиологических оснований современной культуры:

1. Является ли идеология сетевого общества новой концептуальной средой?

2. Какое влияние оказывает идеология сетевого общества на формирование

аксиологического фундамента современного общества?

3. Возможно ли представление о сетевой структуре современного общества как о

закономерном итоге развития мировой системы логико-культурных доминант?

Одной из причин обращения к данной проблематике оказалось то обстоятельство,

что, несмотря на огромный научно-информационный потенциал, информационное общество находится в глубоком духовном кризисе, который был спровоцирован размыванием онтологических, аксиологических, мировоззренческих ориентиров, потеря которых угрожает обществу информационным хаосом. Для формирования государственной политики в информационной сфере необходим комплексный междисциплинарный анализ и оценка информационного общества с позиции и аксиологического и идеологического векторов его развития.

Междисциплинарная поддержка со стороны конкретных социально-гуманитарных наук, выдвигающих в качестве предмета исследования отношения между обществом в целом и особо значимыми явлениями, является одной из гарантий обеспечения принципа комплексности в исследовании идеологических и аксиологических оснований сетевого

общества. Междисциплинарное взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах рассматривается не как простое заимствование дисциплинарных результатов социологии, культурологии, этики, эстетики, информатики, но как возможность их философской ассимиляции и фундаментальной проблематизации.

Любое общество формируется на базе коммуникационных информационных связей, но лишь в двадцатом столетии этот вопрос стал предметом серьезных научных междисциплинарных исследований. Возникла острая необходимость в изучении информации как инновационного ресурса в сфере коммуникации и в качестве одного из основных факторов развития человеческого общества в целом. С внедрением электронных технологий в коммуникационной сфере информация обрела особый статус, а адаптировавшееся к ним общество стало называться информационным.

Стало очевидным, что информационные технологии формируют базовые функциональные зависимости в системе социальных связей и отношений. Однако процесс внедрения гибких информационных технологий долгие годы рассматривался лишь как сфера технического обеспечения. Создание на их основе новой системы социального взаимодействия повлекло за собой возникновение собственного идеологического фундамента, содержащего определенный набор ценностей и установок. Здесь уместно сказать о формировании особой картины мира, в основе которой лежит идея ценности свободного обмена информацией.

С середины 90-х годов ХХ века этап разработки и совершенствования форм электронного обмена информацией сменился этапом освоения сетевых коммуникаций на базе глобальной системы информационного взаимодействия. Сетевое общество явилось более динамичной организационной моделью социальной реальности. Интенсификация обмена информацией позволила осваивать новые формы социальной дифференциации, конструирования, кооперирования и сотрудничества. Эти процессы тесно связаны с трансформированием идеологических и аксиологических оснований современного общества.

Проблема изучения природы этих изменений встала со всей остротой. В связи с этим возникла задача создания целостного представления о структуре сетевого пространства как сферы человеческих взаимодействий в её философско-мировоззренческой, а, следовательно, антропологической, аксиологической и идеологической специфике. Сетевая культура может рассматриваться как структура связей, возникающих на основе собственной системы воспроизводства программ ценностного взаимодействия и идеологических средств управления.

Повышение статуса концептуальных исследований идеологических и

аксиологических установок сетевого связано с разрешением вопроса о перераспределении

экономических, культурных или символических капиталов между различными социальными группами. Сетевое общество является примером децентрированного способа организации структурных связей в обществе. Оно является внесистемной средой, однако принцип системности для многих его звеньев является основополагающим. Широкое распространение получили исследования трансформации идеологических и аксиологических оснований общества с позиций децентрации социальных связей и отношений, хотя по оценкам отдельных исследователей правильнее было бы ставить вопрос о децентрации индивидуума и социума [3]. Можно согласится с тем, что эта проблема должна рассматриваться как базовая в ходе анализа явлений, сопутствующих становлению мировой коммуникационной среды. Структурная децентрация социальных отношений исподволь провоцирует трансформацию исторически сложившейся системы властвования и взаимодействия, что не может не оказывать своего влияния на идеологический и аксиологический фундамент современного общества.

На фоне акселерации социального времени и усиления динамики коммуникационных форм происходит изменение в процессе общественного воспроизводства. При этом устойчивые отношения уступают место постоянному изменению схемы социальных связей. Это явление обусловливает трансформацию структурно-функциональных связей социального пространства. Современные коммуникационные технологии позволяют создавать социальные сообщества (Интернет-комьюнити) с практически любыми заданными характеристиками - образовательными, профессиональными, возрастными и т.д. Они взаимодействуют на основе кратких временных консенсусов. Эти динамичные коммуникационные альянсы включают в свою структуру аксиологические и идеологические установки как атрибут идентификации, организации и кооперирования. Размытость их форматов предзадана логикой сетевых отношений, предполагающих взаимодействие на основе принципов свободной коммуникации.

Социокультурными контекстами сетевых сообществ результативно занимается социология виртуальных сетевых сообществ. Предметом новой дисциплины, как его трактует С.В. Бондаренко, является изучение символических интеракций, осуществляемых авторами в киберпространстве как формы социального действия [2]. Это исследовательское направление ставит перед собой задачи, в числе которых: анализ форм проявления социальных законов, оказывающих влияние, но поведение участников виртуальных взаимодействий, выявление взаимосвязи технологического и социального аспектов функционирования социума в киберпространстве. Эволюция символических отношений является одной из функций всеобщей системы взаимодействий в сфере идей и источником виртуализации.

Для исследования особенностей развития современной системы социальных связей остается актуальным изучение функций символьного обмена в обществе. Назовем некоторые из них:

1. символьный обмен обеспечивает способность к расширению границ реальности человеческого сознания;

2. является процессом, обеспечивающим формирование ориентационных и ценностных представлений человека;

3. выступает первичной рефлективной формой, поддерживающей структуру ассоциативных полей сознания;

4. обеспечивает развитие форм пространственно-временных отношений;

5. обладает инвариантностью.

Как мы видим, символьный способ структурирования мышления вписан в контекстные отношения, обеспечивающие актуальность идеологических и аксиологических связей. Как отмечает П.Бурдье, восприятие социального мира возникает в результате двойного структурирования: на объективном уровне оно социально структурировано, на субъективном уровне само восприятие социального мира структурировано через преломление к различным моделям восприятия и оценки [5]. Этот процесс обеспечивает разнообразие способов и форм групповой кооперации, на основе которых социальное пространство функционирует как символическая реальность жизненных стилей и статусных групп. Аксиологические и идеологические нормы составляют векторы этой идентификационной системы.

Сетевые отношения киберпространства можно рассматривать как социальную реальность, объединяющую в себе разнообразные символические системы, обладающие собственными видами интеграции и устойчивости. На базе анализа особенностей функционирования идеологических и аксиологических стандартов в сетевом обществе возможен анализ того, каким образом функционирует и воспроизводит себя социальная среда как символическая система. Поскольку мировая информационная сеть является концентрированной символической средой, то её изучение может служить фундаментом для понимания значимости интегративных тенденций в современном обществе, проистекающих из универсальных законов управления символическими процессами.

Итак, исследование идеологических и аксиологических оснований сетевого общества является частным вопросом в изучении способов символизации современной культуры. Сетевая культура является своеобразной системой мифов, норм, верований, где обострены процессы доминирования и конкуренции символических форм.

Интервенция новых форм символизма оказывает влияние не только на динамику социальных процессов, но и на способы формирования идеологических доктрин и

аксиологических подходов, ориентированных на различные системы коллективных и индивидуальных ценностей.

Соотношение виртуального и реального - это один из центральных вопросов в развитии всей человеческой культуры. Эта одна из наиболее фундаментальных программ в развитии человеческого общества и системы цивилизационных связей. Виртуализация социальных институтов и связей на основе электронной коммуникационной среды должно рассматриваться как определённый этап формирования идеального манипуляционного пространства со специфическим ритмом символических действий, направленностью обменных процессов и форм социализации. Новая волна исследований опыта развития социальной реальности порождена эволюцией процесса виртуализации.

Но сводить понятие виртуальности к миру электронных взаимодействий было бы неоправданным упрощением проблемы виртуального.

С развитием сетевых отношений ресурсный подход к изучению информации сменился коммуникационным. Исследование самого феномена информационного взаимодействия как универсального явления позволило рассматривать современное общество не только как результат технологического прорыва в пространство гибких коммуникационных отношений, объединивших различные системы хозяйствования, наука, образования, культуры в единую информационную среду, но и как один из итогов развития системы причинных связей в обществе. Важное место в этом сложном процессе занимают системы, базирующиеся на разработке идеологических и аксиологических нормативов.

Одной из актуальных проблем видится разрешение противоречия между глобализационно-интеграционными тенденциями современного общества и попытками сохранения идентичности конкретных сообществ с их культурными традициями, ценностными ориентациями, идеологическим доминантами. Существует историческая закономерность: смена ведущего типа коммуникаций приводит к революционным изменениями в системе социального обмена и связей, которая может проявиться как на локальном, так и на глобальном уровнях. Понятие национальной самобытности на протяжении тысячелетий считалось источником творческого разнообразия и потенциалом культурного развития общества в целом. Сегодня практика повседневного взаимодействия людей вне пространственных и временных ограничений нивелирует отточенные веками «грани» национальных нормативных систем и не обеспечивает устойчивость национальных норм общения [6].

К чему приводит снижение статуса национальных стандартов общения к деловой, художественной, политической жизни? К пороговым изменениям в структуре человеческого опыта и восприятия. Теперь многие проблемы межличностного и межгруппового общения

оцениваются не только с позиции национальной логики сознания и традиции, но и через призму нормативных стандартов развивающейся мировой системы коммуникаций.

Информационное пространство современного социального мира представлено двумя уровнями коммуникации - массовой и сетевой. Первая ассоциируется с национальными культурами, трансформированными модернизацией, и отсылает нас к одностороннему процессу пассивного потребления информации. Вторая - концентрируется вокруг транснациональных потоков капиталов, организационного взаимодействия, информации, технологии, образов и символов, доминирующих в социальных процессах. Сетевая коммуникация обеспечивает двусторонний процесс, в котором генератор и получатель информации обладают активными, формирующими эту коммуникацию ролями. Таким образом, для каждого уровня коммуникации характерны собственные стратегии включения в социальное, культурное и информационное пространство.

Философский анализ призван ответить на вопросы: в чем сущность, куда и зачем развивается нынешняя общественная ситуация и какова онтологическая социально-аксиологическая направленность этого процесса.

Разработка соответствующей методологии изучения локальных сообществ требует корреляции с идеями традиционного социально-философского анализа, обращенного к системообразующим факторам социальной организации и делающего акцент на её нормативных принципах, властных стратегиях. Подобная методология с её неизбежностью должна строиться по перекрестному межотраслевому и кросс-дисциплинарному принципу, что вполне успешно реализуется сегодня в рамках гуманитарной информатики и теории информационного общества.

Снижение статуса идей системного анализа и логического упорядочения данных представляется серьезной проблемой для исследования проблем развития современного общества. Структуралистский подход был методологической основой в проведении междисциплинарных исследований. Он строился на признании двух основополагающих моментов. Первый связан с существованием объективных структур во всякой социальной системе. Второй - с управленческим характером их динамики, независимой от сознания и воли субъектов. Элементы аксиологических и идеологических систем входят в состав названной системы объективных структур, обеспечивающих динамические процессы в формировании социальной реальности. Их отличает способность к стимулированию или сдерживанию социальных действий, то есть к поддержанию системных связей внутри сообществ.

С точки зрения системного подхода сеть - это определенный тип сложной саморазвивающейся системы, состоящей их взаимосвязанных подсистем и элементов,

свойств и отношений, созданной людьми и действующей в определенных границах. Элементами сети являются технические, информационные, программные ресурсы, технологии, квалифицированные специалисты пользователи и т.д. Однако это определение сети как элемента более сложного образования - техносферы.

Вслед за М. Кастельсом мы будем трактовать сеть расширительно как особый тип социальной организации [1]. Он обеспечивает структурирование неструктурированного при сохранении гибкости отношений в социуме, при этом неструктурированное является движущей силой новаций в человеческой деятельности.

Дискутируемый в научной литературе феномен сетевого общества является историческим и теоретическим ответом на складывающуюся ситуацию новой информационно-коммуникационной реальности. Оно представляет собой систему, развивающуюся вокруг нового коммуникационного ядра, обладающего определенными стандартами устойчивости и принципами ассимиляции коллективных и индивидуальных действий, мнений, ценностей. Социальная теория своевременно должна перейти от известных концепций индустриального, постиндустриального обществ, с целью исследования природы информационного социального пространства, комплексная и дисперсная природа которого требует новых подходов.

Известный исследователь Э. Лакло указывает, что рефлексия об «идеологии» находится в центре теоретических подходов традиционной науки. Но в то же время самостоятельной методологической проблемой выступает размытость границ и идентичности «идеологического». Это вынуждает к дополнению контекстного анализа идеологических оснований информационного общества аксиологическими методами изучения феноменов современной культуры. Аспект ценностной ориентации в современных условиях приобретает особую важность, поскольку ценность является не только элементом той или иной символической системы. Но и критерием для выбора из имеющихся альтернатив развития.

Кроме того, изучение идеологических и аксиологических оснований сетевого общества предполагает проведение анализа тенденций к установлению нормативного порядка в современном обществе и содержанием самих стандартов выбора. Использование понятия нормы обеспечивает разработку такой концептуальной схемы, благодаря которой может быть найдено место исследуемых компонентов современной системы коммуникаций в том обществе, частью которого они являются.

Этот подход представляется оправданным в теоретическом отношении, поскольку научная традиция, заложенная такими известными социологами как М. Вебер, Э. Дюркгейм, позволяет рассматривать идеологию как ценностную форму определенного социального

порядка в системе властных отношений.

В западной литературе отмечается определенное беспокойство по поводу функциональной несостоятельности современной культуры, её неспособности формировать общественное самосознание, направлять поведение человека, быть мотивирующей и объединяющей силой. Лейтмотивом работ З.Бжезинского, Б.Брюса-Бриггса, Э.Виннера, Д.Белла, Т.Кана является интенция к созданию новой эффективной идеологической доктрины, способной обеспечить духовное единство и сплоченность западного общества.

Опровержением устоявшихся представлений о том, что современность сопряжена с «концом идеологии» занята ведущие интеллектуалы Запада - С.Жижек, П.Слоттердайк и др. Их внимание приковано к современным модификациям идеологии - цинизму, тоталитаризму, неустойчивости демократии. Решение этих проблем лежит в русле формирования оригинальной методологии, синтезирующей структуралистские исследования языка Ж.Лакана, теорию интерпелляции Л.Альтюссера, психоанализ З.Фрейда.

Под влиянием постмодернисткого дискурса произошла утрата доверия к базовым онтологическим понятиям, сказавшись на понятийной обоснованности социальной реальности, образования, индивидуализм. Однако необходимо отметить, что теоретики постмодернизма одними из первых указали на опасности, подстерегающие человека в информационном обществе. Ими осмыслены парадоксы работы с компьютером (феномен компьютерного отчуждения), понятия «виртуальной реальности», симулирующей действительность и превращающей человека в объект манипулирования (Ж. Бодрийяр).

Критика информационного общества является свидетельством сдвига традиционной социогуманитарной парадигмы, обнаружившей свое теоретическое бессилие в объяснении новой цивилизации, требующей изменений в духовном опыте, мировоззрении, метафизике, политических, научных, практических, художественных практиках, аксиологических и идеологических ориентациях.

Критические интенции в рамках новой парадигмы не должны быть связаны со стремлением только отрицать, деконструировать социальную реальность, что присуще постмодернистской социально-философской традиции. Но давать осмысление нового опыта с позицией возможности достижения философской целостности бытии, то есть придать технико-технологическим проекциям информационного общества социокультурные и мировоззренческие измерения. В постмодернистской философии, которую можно квалифицировать как специфическую идеологию информационного общества, технологические перемены сопряжены с характеристиками плюрализма, фрагментарности, симулятивности.

Под влиянием постмодернистского дискурса произошла утрата доверия к базовым

онтологическим понятиям, сказавшись на понятийной обоснованности социальной реальности, ориентированной на идеологические опоры массовой культуры, специализированного образования, индивидуализм. Высокие технологии информационного общества затрагивают практически все стороны жизни современного человека, меняя способ его бытия, именно поэтому они требуют пристального изучения и критической философской рефлексии, необходимой для осмысления новейших технологий сквозь призму мировоззренческих векторов.

В основу исследований идеологических и аксиологических аспектов развития современного общества должен быть положен макроуровневый анализ семиозиса идеологии сетевой культуры, который предполагает выяснение взаимоотношений идеологической знаковой системы, формирующейся под влиянием гибких коммуникационных технологий, с внесистемным окружением.

Идеология рассматривается в данном исследовании как органическая составляющая коммуникационной матрицы современной культуры. Поскольку её основной функцией выступает вторичное кодирование и моделирование реальности, то одной из задач исследования выступает поиск ответов на вопрос: изменяются ли под влиянием сетевых коммуникационных практик способы символизации культурных миров? Решение этой задачи возможно, исходя из понимания идеологии не столько во властно-политическом ключе, сколько как семиотического процесса ретрансляции культурных кодов той или иной исторической эпохи. Этот подход обусловлен тем, что информационное общество является яркой демонстрацией разворачивающегося процесса замены социального культурным. При этом устойчивые отношения уступают место постоянному изменению, а общество становится похожим на рефлексивные и коммуникационные сообщества. Организация заменяется квазиорганизацией, неорганизацией. Социальные объекты при таком подходе рассматриваются не как жесткая система, а как мягкое поле взаимодействий, синтеза.

Важно подчеркнуть, что идеология как специфическая форма социальной организации основывается на нормативизме как регулирующем факторе развития, присущем миру осознанных и признанных идей. Методология квазиорганизации основана на индивидуальных ценностях и выступает новым качественным этапом по отношению к развитым формам коллективной организации.

Новизна предлагаемого подхода заключается в избранном векторе исследования проблем сетевого общества. Анализ сознательно и подсознательно формируемых идеологем позволит определить основные параметры формирующейся системы коллективных и индивидуальных ценностей, увидеть управляющие и организационные стратегии в формировании социальной реальности на базе приоритетов и ценностей свободного обмена

информацией.

Сегодня ведётся многосторонний коллективный поиск стратегий дальнейшего социального развития. Изучение идеологических и аксиологических оснований сетевой культуры позволит дополнить теоретические и практические знания в области исследования современных проблем социального управления и проектирования. Изучение поставленных проблем открывает перспективы для анализа форм становления коллективного и индивидуального сознания.

Полученные данные позволят пополнить багаж теоретического и практического опыта по анализу проблем информационного общества, включая аспекты онтологического, гносеологического, экономического, политического характера.

Сопоставление научных данных, опубликованных в открытой печати, с реальными фактами бытования сетевого социума позволит точнее оценить достоверность полученных результатов, увидеть симптоматику настоящего момента и перспективу дальнейших исследований. Знание сильных и слабых сторон развития сетевого общества позволит правильно трактовать наличные явления действительности и видеть реальную перспективу процессов формирования социальной реальности, где сосуществуют и находятся в режиме непрерывной адаптации несколько моделей модернизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: В1аскдае11, 2000. - 608с.

2. Бондаренко С. О социологии виртуальных сетевых сообществ // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. - СПб.: Изд-во филолог. ф-та СПбГУ, 2004. - С.7.

3. Митрофанова А. Субъект в эпоху тотальной коммуникации. -http://www. yandex.ru/yandsearch/Mitrofhtm1

4. Исаев А.Н., Шишко О.В. Медиа культура, политика и социум: материалы международного симпозиума Тго&СопПа" // Электронные библиотеки. - 2001. - Т.4 -Вып.3.

5. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. -www.soc.pu.ru/materia1s/go1ovin/reader/brandes/derj_pr.htm1

6. Шрадер Х. Глобализация, (де)цивилизация и мораль. -http://www.soc.pu. ru:8101/pub1ications/jssa/1998/2/6schrad.htm1

7. Лукьянов В.Г. Изучение проблемы ценностей в современной философии // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С.221-224.

8. Лукина Н.П. Идеология информационного общества. Попытка теоретической идентификации // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. - СПб.: Изд-во филолог. ф-та СПбГУ, 2004. - С. 19-21.

9. Лукина Н.П. Идеология информационного общества: векторы исследовательской программы // Гуманитарная информатика: Сб. статей. -

Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Вып. 1. - С. 4-19.

10. Нургалеева Л.В. Аксиологический ракурс в изучении проблем этики и эстетики сетевой культуры // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VI Всероссийской объединенной конференции. - СПб.: Изд-во филолог. ф-та СПбГУ, 2003. - С.26-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.