УДК 378.1+316.614
Троцкая Алла Ивановна
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета технологии и предпринимательства Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: В статье обосновывается актуальность взаимообусловленности ценностей и социализации личности. На основе анализа различных подходов в определении понятия «социализация», автором обосновывается актуальность использования социокультурного подхода, которой отражает ценность триединства личности, общества и культуры. Показано значение ценностных трансформаций современного общества и их влияние на процесс социализации. Опираясь на ценностную относительность в интерпретации многообразия мировоззренческих, рациональных и культурных идентичностей, в статье представлена «новая» модель социализации. Особое значение в которой, отводится действию специализированных институтов социализации - семье и образованию. Учитывая закономерности возрастного развития личности, становится возможным выделить раннюю социализацию (периоды детства и юности) и зрелую (периоды зрелости и старости). На примере эмпирического исследования ценностных ориента-ций студентов факультета технологии и предпринимательства НГПУ, выявляется и исследуется влияние первичной социализации личности в семье на вторичную социализацию в системе образования.
Ключевые слова: ценности, социализация, индивидуализация, профессиональное образование, социальная самоидентификация, модернизация системы ценностей.
Trotskaya Alla Ivanovna
Senior Teacher of the Department of Pedagogics and Psychology of Vocational Education of the Faculty of Technology and Business at the Novosibirsk state Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
THE AxIOLOGICAL ASPECT OF A PERSON'S SOCIALIZATION
Abstract: The article substantiates the relevance of the interdependence of the values and the personality socialization. Based on the analysis of different approaches to the definition of " socialization», the author justifies the relevance of social and cultural approach. Shows the importance of holistic transformation of modern society and their influence on the process of socialization. Based on the value relevance in the interpretation of ideological diversity, rational and cultural identities, is presented in the article «new» model of socialization. Of particular importance which is given to the action of specialized institutions of socialization - the family and education.
Keywords: values, socialization, individualization, professional education, and social self-identification modernization of the system of values
Существуют разные подходы в определении понятия «социализация». Доминирующее большинство исследователей солидарны с тем, что социализация - это процесс социально-ролевого взаимодействия личности в социуме, при котором происходит освоение различных сторон культуры (ценностей, идей, норм, правил, стереотипов поведения и деятельности). Влияние культуры, безусловно, определяет развитие человека и его духовное содержание, вырабатывая четко различаемые и прогнозируемые со-
циальные рефлексы и формы активности. Формирование социальных способностей, знаний и навыков индивида - это подготовка к непосредственному проживанию в социуме и обеспечению взаимодействия и взаимопонимания между людьми.
Э. Дюркгейм, связывал процесс социализации с вопросами функций коллективного сознания, передающего от поколения к поколению, опыт в виде социальных норм и традиций. М. Вебер, под определением социализации личности, рассматривал процесс
насаждения общественных норм с помощью социального поощрения и принуждения. Т. Парсонс видел в качестве социализации процесс функционального приспособления индивида в обществе.
Русско-американский социолог П. А. Сорокин, рассуждая о вопросе социализации личности, отмечал, что личность, общество, культура представляют собой единое целое, где личность выступает как субъект взаимодействия, общество как общность взаимодействующих личностей, культура как свод ценностей, норм которыми руководствуются взаимодействующие субъекты. В результате выше обозначенного, общество представляет собой гармонию культуры и социальности.
Социокультурный подход в трактовке понятия «социализация» состоит в том, что три равнозначных и взаимовлияющих друг на друга составляющих: взаимодействие личности и общества, культура и обусловленный вид социальности определяют развитие человеческого общества.
Социализация как процесс определяет типологию отношений между людьми и обществом, объединяя при этом приоритет личных и общественных интересов, формируемых в процессе становления индивида.
История жизни человека представляет траекторию становления и развития его личности в конкретном обществе, вместе с тем жизненный путь отмечается историческими коллизиями, что, безусловно, приводит к смене целей, ценностей, методов воспитания, форм и механизмов системы отношений и жизнедеятельности, которыми определенная личность обладает.
Российские социологи (В. Н. Шубкин, Г. А. Чередниченко) отмечают, что социализация это процесс взаимодействия между людьми подчиненный общепринятым нормам и ценностям, а также формирование под влиянием данного процесса собственных стратегий поведения в обществе.
Благодаря социализации личность находясь в обществе, которое ее формирует, приобретает опыт эффективного функционирования. Индивид, являясь членом определенной социальной группы, усваивает порядок и правила поведения присуще данной группе, вплоть до бытовых навыков и пищевых привычек. Для комфортного сосуществования среди членов своей группы,
индивиду необходимо соответствовать принятым группой нормам, ценностям, образцу поведения, обычаям и идеологии.
Понятие «норма» и понятие «ценность» коррелируют друг с другом. Регуляция социального поведения регламентируется ценностно-нормативной системой, являясь основой социализации личности.
В рамках социализации личность реализует социальную самоидентификацию, благодаря которой, приобретается способность дифференцировать ценности, традиции и образцы поведения своей группы и не разделять сторонние.
Опираясь на сущность социализации в гуманистической психологии (А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), И. С. Кон определяет социализацию, как процесс становления личности в результате усвоения социального опыта. Процесс социализации осуществляет социальную дифференциацию личности, адаптирует и соединяет человека с социумом на основе усвоения им общественного опыта, ценностей, норм и установок, характерных как обществу в целом, так и отдельным группам людей. Вместе с тем, природная автономность личности стремится к независимости, развитию индивидуальности. В итоге социализации происходит как преобразование самой личности, так и социума в целом [5, с. 21-24].
Социокультурную обусловленность данного процесса отмечали Б. Г. Ананьев, Е. А. Аркин, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Ю. М. Орлов, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, Д. И. Фельдштейн и др.. Социальная среда создает ту психологическую основу, в которой личность посредством механизма интериоризации «шлифует» собственные качества, свойства, моральные нормы. Поэтому усвоение социального опыта имеет субъективный, личностный характер. Социальные нормы входят в индивидуальное пространство личности и там или укрепляются, или преобразуются в соответствии с собственными устремлениями, представлениями, предпочтениями, личностными смыслами и осознанными возможностями самого человека [3, с.7-8].
При этом социализацию не следует рассматривать как противоположность индивидуализации; процесс социализации по своей
сути не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека [1, с. 42]. Скорее наоборот, процесс социализации взаимодействует с процессом индивидуализации, отражающим личностный аспект психологической адаптации. Это означает, что человек адаптируется к жизни в обществе в соответствии не только с требованиями этого общества, но и со своими представлениями, позициями, переживаниями, с собственным видением происходящего в окружающем мире и себя в нем [3, с. 8-9]. Все это имеет непосредственное отношение к личностному самоопределению (А. Ф. Малы-шевский, В. А. Петровский, С. Т. Посохова, А. А. Реан, Т. В. Снегирева, Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский и др.). Процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте, он продолжается непрерывно на протяжении всего жизненного пути, а значит, как отмечают П. Бергер и Т. Лукман, социализация не только никогда не завершается, но и «никогда не бывает полной» [12, с. 165].
Согласно А. В. Петровскому, вхождение ребенка как социального существа в жизнь той или иной общности предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации» и интеграции личности в этой общности [7]. Если индивидуализация характеризуется «поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности», с тем чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации («стал такой же, как все в общности»), то интеграция «детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности и т. д.» [7, с. 36].
По сути, социализация это процесс приобщения человека к коллективному сознанию и поведению, формирование уважительного отношения к другим людям, наряду с этим
ограничение своеволия, в сущности, процесс формирования морали и нравственности.
Социализация личности, наряду с сознательным усвоением социальных норм, способами взаимодействия с материальной и духовной культурой общества и приспособление к ней, также предусматривает формирование собственного социального опыта, ценностных ориентаций, индивидуального стиля жизни. Опираясь на закономерности возрастного развития личности, становится возможным выделить раннюю социализацию (периоды детства и юности) и зрелую (периоды зрелости и старости). Эмпирической границей между ранней и зрелой социализацией является приобретение индивидом политической, экономической и социальной самостоятельности [9]. Социальное формирование личности предполагает одномоментное развитие личностных качеств и овладение социальными ролями в разнообразных сферах жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что в процессе социализации принято выделять раннюю и зрелую стадии социализации. Ранняя социализация определяет систему мировоззрения личности в результате приобретения социального опыта поколений, оказывая существенное влияние на дальнейший жизненный путь. Зрелая социализация представляет процесс приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды.
Однако, существенные институциональные изменения российского общества, в течение только последних лет, привели к возникновению проблем в процессе самоидентификации личности и формированию иерархии в системе ее ценностей. Кардинально меняется и модель социализации в модифицированном обществе. Происходящие ныне в России преобразования Н.И. Лапин вначале характеризовал как «социокультурную реформацию», затем расширил их понимание до «социокультурных трансформаций», солидаризируясь с Т.И. Заславской в том, что, в отличие от реформации, социальная трансформация - это «радикальное и относительно быстрое изменение социальной природы или социетального типа общества», имеющее несколько слоев, наиболее «глубинным и в то же время наиболее надежным критерием направленности трансформационного процесса, показателем того,
ведет ли он к модернизации или, напротив, к деградации общества, служит генеральное направление социокультурных сдвигов» [10, с. 149-151].
В условиях перемены мировоззрения, обусловленной рефлексией, происходят перемены в ценностных ориентациях, а пространство возможного дрейфа ценностей в секуляризованном обществе «очерчивается, по большому счету, границами аксиологической дихотомии - коммунитарное редистрибутивное идеократическое общество, базирующееся на традиционной системе ценностей (коллективизм, этатизм и государственный патернализм, родственные узы, межличностное доверительное общение, аффективность, открытость, особое понимание и приоритет духовности и др.), и современное субсидиарное рыночное западное общество, опирающееся на синтез либерально-консервативных ценностей (индивидуализм, рационализм, богатство, успех, социальный престиж и др.)» [6, с. 167].
Модель социализации в развитом и устойчивом обществе, представляет собой следующую композицию: традиции - объединение - приспособление. Ценностная относительность в интерпретации многообразия мировоззренческих, рациональных и культурных идентичностей является определяющим фактором «новой» социализации. В современной социальной ситуации, российский человек сталкивается с проявлением широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. Таким образом, интенсификация институциональной динамики приводит к созданию ситуации, когда культурные формы еще не сформированы, а культурный стиль не определен. В данных условиях, процесс социализации реализуется по принципу: традиции - распад - нововведения [4, с. 67].
В условиях интенсификации институциональной динамики социальные институты, традиционно призванные участвовать в процессе социализации также оказываются неспособными создать ситуацию стабильности.
Так, семья как важнейший социальный институт инкультурации индивида, исторически была доминантной в процессе социализации индивида. Но в условиях модерни-
зации современного российского общества, трансформируются и семейно-брачные отношения. Брак как форма, официально закрепляющая отношения партнеров, также находится в стадии изменения.
В результате процесс трансформации общественных отношений обуславливает расширение спектра действия специализированных институтов социализации [8]. Часть ответственности за социализацию индивида берет на себя система образования. Но при этом, семья, обеспечивающая первичную социализацию, сохраняет решающее значение судьбы личности и общества в целом. По мнению П. Бергера и Т. Лукмана первичная социализация позволяет в большей мере, решать вопросы идентификации ребенка. Формируемый образ мира, интернализируемый в процессе семейной социализации, оказывает огромное влияние на сознание личности, в отличие миров интернализируемых в процессе вторичной социализации [2, с. 219].
В результате психолого-педагогического исследования студентов первого и второго курсов, факультета технологии и предпринимательства НГПУ (по методикам изучения ценностных ориентаций М. Рокича; морфологического теста жизненных ценностей -МТЖЦ; опросника ценностей Ш. Шварца; анализа анкетных данных о составе, социальном положении и уровне материального благополучия семей; наблюдение в процессе их адаптации на первом курсе и анализ их успеваемости) была выделена четкая зависимость, что те респонденты, которые выбрали, в качестве основных ценностей-целей: «Здоровье», «Любовь», «Счастливую семейную жизнь», «Наличие хороших и верных друзей», «Материально обеспеченная жизнь», « Традиции», изначально воспитывались в полных семьях, с достаточным материальным уровнем, где оба родителей имеют специальное профессиональное образование и работают по специальности. Такие студенты, как правило, уверенные в себе, часто обладают лидерскими качествами, общительны, хорошо учатся и легко адаптируются к условиям образовательной среды вуза. Однако исследование показало, что в процентном соотношении, к общему числу опрошенных студентов таковых оказалось немного [11].
Таким образом, в настоящее время мож-
но сделать вывод, что семья как социальный институт все-таки играет первую роль в процессе формирования сферы межличностных отношений индивида и, как следствие является институтом, обеспечивающим первичную социализацию, а система образования имеет большое значение, но лишь во вторичной социализации - формировании социальных отношений.
Библиографический список
1. Абрамова М. А., Гончарова Г. С., Костюк В. Г. Социокультурная адаптация молодежи Севера к условиям современных трансформаций (на материалах исследований в Республике Саха (Якутия)). - Новосибирск: Нонпарель, 2011. - 320 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. - М.: Моск. филос. фонд, 1995. - 322 с.
3. Дубровин Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2005. -С. 7-8. Общее число стр
4. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. - М.: Интрада, 1998. - С. 67.
5. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - С. 21-24.
6. Корель Л. В. Адаптация в меняющемся мире: от традиции к рациональности // Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития: Исследования Новосибирской эконом-социолог.школы. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 748 с.
7. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Инфа- М, 1984. - 180 с.
8. Ромм М. В., Ромм Т. А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - 2010. - №12. -C. 104-114
9. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 108 с.
10. Социальная траектория реформируемой России / отв. ред. Т.И. Заславская. - Новосибирск.: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. -С.149-151
11. Троцкая А. И. Теоретические основы формирования социально-профессиональных ценностей студентов: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 89 с.
12 Berger, P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995.; Цит. по Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 384 с.