Научная статья на тему 'К проблеме макросоциологического осмысления категории «Социализация личности»'

К проблеме макросоциологического осмысления категории «Социализация личности» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
535
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / МИКРОСИСТЕМА / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / PRIMARY SOCIALIZATION / SECONDARY SOCIALIZATION / VALUES / SOCIAL GROUPS / MICROSYSTEM / PERSONALITY AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич

Статья посвящена теоретическому осмыслению понятия «социализация личности». Рассматриваются как первичная, так и вторичная социализации, приводятся их основные факторы. Особое место уделено влиянию ценностей в процессе социализации ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF MACROSOCIOLOGICAL UNDERSTANDING CATEGORY OF SOCIALIZATION OF PERSONALITY

The article is devoted to the theoretical understanding the concept of socialization of the personality. Both primary and secondary socialization are considered, their key factors are given. The particular attention is paid to the influence of values in the process of socialization of the child.

Текст научной работы на тему «К проблеме макросоциологического осмысления категории «Социализация личности»»

УДК 316.614

Касьянов Валерий Васильевич

Kasyanov Valeriy Vasilyevich

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и культурологии Кубанского государственного университета [email protected]

Doctor of Sociology, Doctor of History, professor, head of the chair of history and culturology, Kuban State University [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ»

TO THE PROBLEM OF MACROSOCIOLOGICAL UNDERSTANDING CATEGORY OF “SOCIALIZATION OF PERSONALITY”

Аннотация:

The summary:

Статья посвящена теоретическому осмыслению понятия «социализация личности». Рассматриваются как первичная, так и вторичная социализации, приводятся их основные факторы. Особое место уделено влиянию ценностей в процессе социализации ребенка.

The article is devoted to the theoretical understanding the concept of "socialization of the personalityBoth primary and secondary socialization are considered, their key factors are given. The particular attention is paid to the influence of values in the process of socialization of the child.

Ключевые слова:

первичная социализация, вторичная социализация, ценности, социальные группы, микросистема, личность, общество.

Keywords:

primary socialization, secondary socialization, values, social groups, microsystem, personality and society.

Подавляющее большинство специалистов согласны с тем, что социализация - это, прежде всего, освоение человеком различных аспектов культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания). Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Один из столпов классической социологии - Э. Дюркгейм всегда увязывал понятие «социализация» с проблемами функционирования коллективного сознания, и прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. М. Вебер выделял в рамках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социализацию институциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и принуждения. Т. Парсонс понимал социализацию как процесс функциональной адаптации индивида.

Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Так, Г. Роше, например, определяет социализацию как «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить» [1, р. 149].

Социализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. С этой целью, в частности, индивид должен научиться правилам поведения, присущим его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Для того чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, ему необходимо органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид осуществляет социальную самоидентификацию, то есть обретает возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Социализация, в сущности, представляет собой процесс развития способности индивида к нормативному сознанию и поведению, к ограничению своего произвола, уважительному отношению к другим, короче говоря, процесс развития морали.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и, достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям -при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям - при вступлении в брак, рождении детей, занятии должностей и т.п. Например, именно поэтому П. Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества [2, с. 212-213].

Принципиально важен вопрос о том, как именно осуществляется процесс социализации? В работе социологов Р. Клутье и А. Рено предлагается выделить четыре иерархически расположенные структуры, осуществляющие социализацию [3, р. 24]. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга. Первая из этих структур - это микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, школа или детский сад, круг друзей. Вторая структура - мезосистема - это отношения между элементами микросистемы, например, между семьей и школой. Третья структура - это экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. Это, например, работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играет важную роль в формировании представлений о мире взрослых у ребенка. Наконец, четвертая структура - это макросистема, культурное окружение. Речь идет о социальных ценностях и идеологиях, не только прямо внушаемых ребенку, но и косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т. д.

Поскольку в обществе вступают во взаимодействие различные по принадлежности группы - семья, школа, круг сверстников и т.д. - ребенок сталкивается с противоречиями. Например, в семье ценится взаимопомощь, тогда как в школе ребенок попадает в систему, где преобладает дух соперничества. Ему приходится испытывать на себе влияние разных людей, и он пытается вписаться в это окружение. По мере взросления и интеллектуального созревания он приобретает способность видеть эти противоречия и анализировать их. Пытаясь их разрешить, он создает собственную шкалу ценностей. Это позволяет индивиду более точно определить свою личность, наметить некий план жизни и стать активным членом общества. Процесс формирования ценностей может оказаться важным источником социальных перемен, превращая индивида в социального актора.

Особо следует сказать, о таком агенте социализации как средства массовой информации, и в первую очередь телевидение. Их влияние на все группы населения, и в особенности на детей и подростков, огромно. Все мы помним, какой переворот в массовом сознании произошел в эпоху горбачевской «гласности», когда за считанные годы рухнули идеологические стереотипы, внедрявшиеся десятилетиями воспитания и пропаганды. Но, сегодня еще более мощным агентом социализации начинает себя проявлять интернет-сообщество.

Серьезные исследования социологов и психологов посвящены воздействию на сознание и подсознание масс людей рекламы. Многочисленные фильмы, и в особенности сериалы, активно формируют у детей и подростков стереотипы поведения, которых они не могут видеть в семье и непосредственном окружении. Это в первую очередь относится к сценам «красивой жизни» богатых и праздных, физически привлекательных людей, а также к сценам насилия, которыми так изобилует современное телевидение. Конечно, следует отметить и то, что массовая телевизионная продукция внедряет в сознание стереотипы западной, точнее американской, массовой культуры, которые постепенно вытесняют традиционные стереотипы.

Те же Р. Клутье и А. Рено, например, показывают, что клипы дают молодежи очень стереотипное представление о любовных отношениях и способствуют распространению образа действительности, имеющего мало общего с реальностью [4, р. 186]. При всем этом не следует забывать об огромной позитивной воспитательной роли средств массовой информации, выходящих за рамки массовой культуры. Ведь именно благодаря им в значительной мере компенсируется пропасть в возможностях расширения кругозора, отделяющая людей из обеспеченных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

В индустриальных обществах важным фактором социализации является работа. Именно работа обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей. Однако идеология труда интернализируется задолго до этого. В значительной мере это обусловлено профессиями родителей. Сын или дочь врача смотрит на мир социальных отношений иначе, чем сын или дочь булочника. Кроме того, многие люди начинают подрабатывать еще в детстве, тем самым включаясь в мир трудовых отношений. Для многих профессия является главным средством самоидентификации. Работа помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд индивид приобретает опыт общения с работодателями и коллегами. Он знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой среде. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа.

Отметим все же, что для многих работа - это ежедневное нахождение у конвейера, тысячекратное повторение одних и тех же движений, это недопустимость личной инициативы, унижение и подчинение начальнику, порой злоупотребляющему своей властью, напряжение сил и труд в опасных для здоровья условиях. Наконец, для многих рабочих это постоянное ощущение шаткости своего положения из-за угрозы безработицы.

Особенностью социализации на работе является то, что это преимущественно вторичная социализация, поскольку затрагивает взрослых, уже сформировавшихся людей. Она несет в себе свои трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризиро-ванными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители часто страдают безынициативностью. Обычно взрослый человек критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. Э. Шайн указывает, что существует три типа реакции индивида на производственную социализацию: 1) протест, то есть отказ от всех ценностей и норм;

2) творческий индивидуализм, то есть принятие только основных ценностей и норм; 3) конформизм, то есть безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творческий потенциал индивида и может сделать из него бесплодного бюрократа) [5, р. 677].

Взгляды, ценности и интересы человека несколько раз в течение его карьеры подвергаются пересмотру. Зрелый возраст является важным периодом социализации, который может быть для индивида дестабилизирующим, поскольку по-новому высвечивает первичную социализацию и ставит под сомнение фундаментальные ценности семейного наследия.

Ссылки:

1. Цит. по: Sirois M., Eheault К, Dufort N. Individu et societe.

Introduction a la sociologie / 2 ed. Montreal-ParisCasablanca, 1998.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

3. См.: CloutierR., RenaudA. Psychologic de Fenfant Boucher-ville. 1990.

4. Ibid.

5. Schein E.H. Organisational socialisation and the profession of management // Les fondements de la psychologic sociale,

RJ.Vallerand. Boucherville, 1994.

References (transliterated):

1. Cit. by: Sirois M., Eheault K, Dufort N. Individu et societe. Introduction a la sociologie / 2 ed. Montreal-ParisCasablanca, 1998.

2. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. M., 1995.

3. See: CloutierR., RenaudA. Psychologic de Fenfant Boucher-ville. 1990.

4. Ibid.

5. Schein E.H. Organisational socialisation and the profession of management // Les fondements de la psychologic sociale, RJ.Vallerand. Boucherville, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.