УДК 36(1400)
Фурсова К.М. студент Муромский институт ВлГУ им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых научный руководитель: Романова Н.В., кандидат культурологии
доцент
кафедра социально-гуманитарных и правовых дисциплин
РФ, г. Муром
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Аннотация: в статье рассматривается понятие аксиологии, ее значение как философской дисциплины в рамках гуманитарных знаний. Раскрывается взаимосвязь понятий «ценность» и «культура» и типология ценностей, существующих в сфере культурной деятельности социального работника.
Ключевые слова: аксиология, ценность, культура, философия ценностей, научное знание.
Fursova K.M.
student of Murom Institute of VlGU named after Alexander Grigoryevich
and Nickolay Grigoryevich Stoletovs
Murom, RU
Scientific adviser: candidate of cultural studies, associate Professor of the Department of Social-humanitarian and legal disciplines
Romanova N. V.
AXIOLOGICAL VALUES IN THE ACTIVITIES OF A SOCIAL
WORKER
Annotation: The article considers the concept of axiology and its importance as a philosophical discipline in the framework of humanitarian knowledge. The interconnection of the concepts of "value" and "culture " and the typology of values existing in the field of cultural activity of a social worker are revealed.
Key words: axiology, value, the culture, philosophy of values, scientific knowledge.
В XIX веке появляется особая философская дисциплина - аксиология, под которой принято понимать учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Аксиология дает представление об основных ценностях общества и фундаментальных принципах поведения человека. Данная дисциплина является комплексной и базируется на материале таких гуманитарных областей знания, как история зарубежной философии, этика, социология, культурология и т.д. По своей
значимости она сопоставима с философской теорией познания, гносеологией, так как и в теории, и в практике ценностное отношение человека к явлениям действительности не менее важно, чем познавательное отношение, установление истины, познание их объективных свойств и законов.
В свою очередь центральное понятие аксиологии, то есть ценность -это «фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту». 138 Ценностью для человека обладают предметы, при помощи которых он испытывает положительные эмоции (удовольствие, радость, наслаждение), и поэтому он стремится к их получению. Ценности могут носить как материальный, так и духовный характер.
На современном этапе ценностные исследования составляют специальную область социально-гуманитарного знания, что подчеркивает актуальность изучения аксиологии как научной дисциплины. Существуют точки зрения, по которым вся философия сводится к аксиологии, и потому появляется возможность истолковать ее в качестве теоретической науки об общих ценностях, регулирующих различные виды отношений между людьми.
Если обратиться к вопросу о нравственной составляющей аксиологии, то здесь актуальной становится проблема создания теории, которая могла бы анализировать нравственно-ценностные феномены социальной, природной и личностной сферы без логических противоречий. Остаётся серьёзной проблемой содержательный анализ конкретных ценностей и противоречий объективной реальности с нравственно-аксиологической точки зрения.
Задачей аксиологии как науки является раскрытие общего понятия ценности, вне зависимости от его отношения к научному знанию, моральным нормам и повседневной жизни. На основе общих понятий «добро», «зло» и «ценностная нейтральность» философия ценностей пытается проанализировать наиболее интересные и социально значимые их разновидности, проследить исторический путь формирования конкретных ценностей, выделить главные ценности современной жизни, указать наиболее вероятные пути их развития в будущем.
Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Среди типов ценностей, которые привлекают наибольшее внимание аксиологии, можно выделить «моральные и правовые ценности, ценности научного познания и человеческой истории, ценности, связанные с природой человека и смыслом его жизни, и т. д.» 139
В рамках классической аксиологии «ценностная ситуация» предполагает наличие трех необходимых элементов: «оценивающего» субъекта, «оцениваемого» объекта и некоторого отношения между ними, то есть «оценивания». Онтологический статус ценности зависит от того, какая
138 Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2007. — С.44
139 Барышков В.П. Аксиология: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - С. 4.
функция отводится одному из вышеперечисленных элементов в «ценностной ситуации». То есть, можно определить следующую локализацию ценностей: преимущественно в оценивающем субъекте; в оцениваемом объекте; в том и другом; за пределами и того, и другого.
Ценность демонстрирует человеческое измерение культуры, является воплощением отношения к формам человеческого бытия и существования. Можно сказать, что ценность приближает все духовное многообразие к человеческому разуму, чувствам и воле. Таким образом, ценность — это не только «осознанное», но и жизненно прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку «пропущена через личность и ее внутренний мир». 140 Если под идеей можно понимать прорыв к постижению отдельных сторон бытия, то ценность скорее выражает отношение конкретной личности к миру, которое проявляется не только на основе полученных знаний, но и собственного жизненного опыта человека.
Использованные источники:
1. Барышков В.П. Аксиология: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - С. 4.
2. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2003. - С. 151.
3. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2007. — С. 44.
140 Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Проект, 2003.- С. 151.