Р. Р. Девлетов
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КРЫМСКОГО ТАТАРИНА
В статье описывается проблема создания положительного образа крымского татарина в украинской литературе конца XIX — нач. XX в. Проанализированы произведения Г.Квитки-Основьяненка, С.Руданского, М. Старицкого, О. Сторожен-ка, А. Чайковского.
Ключевые слова: позитивный образ, сюжет, литературные связи, имиджевый стереотип, крымскотатарская литература.
У статтi описуеться проблема створення позитивного образу кримського татарина в укратськш лiтературi ктця XIX - поч. XX в. Проанал1зовано твори Г.Квтки-Основ'яненка, С.Руданського, М.Старицького, О. Стороженка, А.Чай-ковського.
Ключовi слова: позитивний образ, сюжет, лтературт зв'язки, iмiджевий стереотип, кримськотатарська лтература.
This paper describes the problem of creating a positive image of the Crimean Tatars in Ukrainian literature of the late XIX - early. XX centuryes. The works of G.Kvitka-Osnovyanenko, S.Rudanskiy, M.Staritskiy, O. Storozhenko A.Chaykovskiy are analyzed as well.
Keywords: positive image, plot, literary connections, fashion stereotype Crimean Tatar literature.
Актуальность исследования. Тесное контактирование носителей крымскотатарского, русского и украинского языков позволяет констатировать архиактуальность исследования литературных контактов. Предметом исследования таких контактов занимается компаративистская литературная дисциплина - имагология - литературное этно - крае (страно)ведение.
© Р. Р. Девлетов, 2013
Исследование этой проблемы в украинском литературоведении только началось: в советскую эпоху все реальные связи и «встречи», например, христианского и исламского миров, которые не покрывались историческими идеологемами периода, не отражались «в русско-московской культуре, - были подозрительными, маргинализиро-ванными и de facto запрещенными» [1, с.256].
Целью статьи является описание крымскотатарской темы в украинской беллетристике XIX - нач. ХХ в., что методологически можно трактовать как проявление традиции литературы, художественной конвенции, как формы культурного общения народов и их культур, высшую интертекстуальность и иную экзистенциональную модальность [4, с. 174].
Теоретические разработки по сопоставительной характеристике русско-крымскотатарских и украинско-крымскотатарских литературных связей связаны с именами С.Самойловича, В.Гуменюка, В.Пог-ребенника, Н.Мирошниченко, В.Басырова, Ю. Кандыма и др.
Тема Крыма и крымских татар неоднозначно отражена в творчестве Г.Квитки-Основьяненка, а именно в повести «Татарские набеги». В ней воспроизведены наезды на украинские селенья, их сжигание, уничтожение, пленение жителей.
Историчность и правдивость описанных украинским писателем коллизий подтверждается в прозе Л.Алядиновой «Тюркан - дочь великого кагана». Г. Квитка-Основьяненко объективно представил воинственность татар, несостоятельность жителей украинских сел ей противостоять: «Довольно было одного слова «Орда!» - и все цепенело, все мертвело от страха» [2, с.526 ].
Сюжет «татарских набегов» воспроизвел приключения брата Никиты в Крыму при освобождении сестры Олеси. В.Ф. Погребен-ник реалиями местного колорита произведения считает: 1) традиционный этос татар, в частности запрет вина и игры в карты, 2) развлечения местных молодцов: «едят жирных баранов, ездят на лошадях, кидают джырит» ( «джереп», игра в кости ) и - 3) уважение мусульманами Крыма святынь ислама [4, с.174].
Финальный монолог полон интонаций безысходности: «Где девался грозный хан крымский и Орда его страшная? ...И где он? И что теперь Крым?» [4, с.579]. Писатель акцентирует в своей повести непо-
№ 25(82)_ВРЛ г '
стоянство славы правителей и империй, вобрав нотки симпатии, которому не импонирует и изменение цивилизаций, которая приводит к полному подчинению коренного народа соседнему. В повести показан отход от негативного изображения крымских татар.
В конце XIX - нач. XX в. и украинская и крымскотатарская литературы стали приходить к определенному знаменателю - видению положительного во взаимоотношениях украинцев и крымских татар. По словам Н.Ткачука, «субстанционный дух народов «выстоял под сильным бременем неблагоприятных исторических обстоятельств» [8, с. 127]. Начало изображения позитивно-исторического образа крымских татар положено в поэме Т Шевченко «Иржавец». Преемником Кобзаря, был О. Стороженко. Так, в рассказе «Дорош» автор изобразил не только традиционную в литературе романтизма казацкую непримиримость к татарам, но и толерантное, дружеское отношение старого казака к бывшим врагам.
В произведении Пантелеймона Кулиша «Дума о татарине и Ора-пе» переосмысливается прошлое двух народов и подтверждается единство наций в созидании общечеловеческой культуры: «Все переплавляет большая жизни сила: /... Татарин и Орап между нами переродились, / сделались честью нам и славой вовек...» [3, с.251].
На наш взгляд, эта мысль является своеобразной предисловием культурного взаимопознания и единения двух миров. Автор - «культурник» определенно симпатизирует восточным народам, потомки которых в его видении обогатили и другие этносы новым благородством [3, с.174]. П.Кулиш нашел в святых книгах ислама высокие нравственные истины, приемлемые для человечества во все времена, - милосердие, терпимость и любовь. Поэма «Маруся Богуслав-ка» - исповедь гуманиста перед Богом, синтезированным из разных вер, ибо «татарин, турок / Это все наше братья» [3, с.471]. Эпилог «Маруся Богуславка», опередившая время идеей мира как одной семьи народов, обогащен размышлением о релятивности славы : «Татары! Где делись, / В каких улусах темных исчезли? / Одни мои песни о вас остались» [3, с.531].
Кулиш изображал не столько взаимную враждебность казаков и ордынцев, но и благотворность дружественного сосуществования украинцев с восточным соседом. В пьесе «Байда, князь Вишневец-
кий» реализована мечта: «Чабан татарский с чабаном казацким / В свирель играют, сидя на могиле», чумак свободно едет за солью к лиману «Мурзаки везут свои сапьяны, / Бакалею, габу, шелка турецкие» [3, с. 442], водят лошадей на продажу в Киев. Для Кулиша мир и добрососедская торговля несут толерантность вместо вражды, щедрая добыча превращает степной край в настоящую землю обетованную.
Степан Руданский, который жил в «славном Крыму», изучал в Ялте крымскотатарский язык и исследовал фольклор. В поэме-сказке «Царь Соловей» аллегорически воспроизвел отношения трех сыновей мифического царя-отца славян, в частности Причепы (Московия) и его сестры Золотокрилой (Украина). Речь идет и о вражде «царевича сильного Канчука» с царем, после смерти которого войско Канчука ( «исправного такого / В мире не бывало») стало на пороге царства Причепы, выиграло кровавую битву, «пушками железными» разбило его столицу, получило и разграбило ее. Здесь, вероятно, имеется в виду взятие Москвы Тохтамышем в 1382 г. или же поход на Москву Мехмед-Гирея или Девлет-Гирея [5, с.243].
Михаил Старицкий, хотя порой и соглашается с устоявшейся негативный имидж татар как тех, что «продадут и отца за дукаты», но трактовал тему более конструктивно в драме «Богдан Хмельницкий» (1895). Идея украинско-крымскотатарской дружбы становится сквозной в эпопее «Богдан Хмельницкий» М. Старицкого (1895-1897 гг.) [6, с.356].
В романе «Буря» тема взаимопонимания Украины и Крыма отражена в массовой сцене, в которой М.Старицкий устами Сулимы отстаивает мир с соседями. На благосклонный ответ «гаш-галды» татар рассчитывает и Хмельницкий, который не считает бесчестием дружбу с ними: «Татарин хоть и нехристь, а слово держит почище католиков и поможет свергнуть нам заклятого врага ...» [6, с.350] .
Немалый интерес представляет произведение Андрея Чайковского «За сестрой» (1907). Он построил приключенческий сюжет путешествия в Крым пленником юноши Павла Судака для освобождения из гарема сестры Анны. Все произведение пронизано идеей гуманизма и взаимопонимания между народами: орда плохая не потому, что татарская, а потому, что, непрошенная, убивающая и берущая в плен мирных земледельцев на их землях, оказывающаяся страшной в разбойничьей работе. К чести писателя, он не придерживался
во всем имиджевого стереотипа татарина как хищника. Так, Мустафа изображен молодым и красивым татарином, который в казацком плену держится гордо, с достоинством реагирует на пренебрежение [9].
Влиятельный Девлет-Гирей, человек «сильный, но уже старший, с длинной седой бородой», продолжил галерею положительных татар. Он обнаружил расположение к Павлику, хорошо его одел, предоставил свободу передвижения. Девлет сумел забрать Анну из рук турецкого паши, даровал брату и сестре свободу, и был готов отдать даже половину своего состояния. И это не результат идеализации крымского татарина: Чайковский мотивировал это удивлением перед мужеством казацкого народа. Автор наталкивает нас на мысль о том, что если в сознании людей будет брать верх желание мести, им будут приносить горе немирные встречи, таким образом, будет нарушаться гармоничное сосуществование Украины и Крыма.
Выводы. Таким образом, к началу описания позитивного образа крымского татарина и Крыма можно отнести литературные произведения Х1Х-ХХ в.
Позитивный образ создавался в работах Г. Квитки-Основьянен-ко, Е. Гребинки, С. Руданского, П. Кулиша, О. Стороженка, М. Ста-рицкого и А. Чайковского. Значимость изучения произведений данных авторов заключается, на наш взгляд, в том, что они создают добрую почву в толерантных, гармоничных взаимоотношениях в межнациональном общении.
В перспективе наше исследование будет посвящено изучению творчества В. Леонтовича и отражение темы крымских татар в исторической фантазии «Абдул Газис».
1. Грабович Григорш. До юторп украшсько! лггератури: Дослщ-ження, есе!, полемша / Г. Грабович. - К.: Критика, 2003.-631 с.
2. Квггка-Основуяненко Григорш. Зiбрання творiв: У 7 т. / Г. Квггка-Основуяненко. - К.: Наук. думка, 1981.Т.6.- 638 с.
3. Кулш Пантелеймон. Твори: У 2 т. / Пантелеймон К.- К. :Дншро, 1989.-Т.1.-654 с.
4. Погребенник В.Ф. Лггературна iмагологiя для розвитку мiжет-шчно! толерантносп (на матерiалi рецепцп кримськотатарсько! теми
Список использованных источников
украшською художньою лггературою Х1Х - поч. ХХ СТ.) / В.Ф. По-гребенник // Материалы Международной научно-практической конференции „Проблемы модернизации образовательного процесса в школе и вузе. Традиции и инновации в педагогике начальной школы". - С. 173-175.
5.Руданський Степан. Ус твори в одному тсм / С. Руданський. -К. : - 1ртнь: Перун, 2005.-519 с.
6. Старицький Михайло. Твори: У 8 т. / М. Старицький. - К.: Дншро, 1964. - Т .4. - 701 с.
7. Стороженко Олекса. Твори: В 2 т. / О. Стороженко. - К.: Держ-.вид-во худ. лгг., 1957.-Т.1.- 437 с.
8. Ткачук Микола, Ткачук Олександр. Марюян Шашкевич / Ми-кола Ткачук, Олександр Ткачук. - Тернотль, 2009.-167 с.
9. Чайковський Андрш. Повют / А. Чайковський. - Львiв: Каме-няр, 1989.-335 с.