НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 342.41
Арутюнян Аветик Гамлетович
кандидат юридических наук Арцахский государственный университет, г. Степанакерт, Республика Арцах
Петикян Сирануш Гарниковна
кандидат юридических наук Нижегородский институт управления Российская академия народного хозяйства государственной службы
при Президенте Российской Федерации [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (РЕСПУБЛИКИ АРЦАХ) И ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
В статье представлено описание монографии «Аксиологические особенности Конституции Нагорно-Карабах-ской Республики (Республики Арцах) и проблемы дальнейшего развития конституционализма» и приведен ряд важных выводов, содержащихся в книге.
Ключевые слова: Конституция, аксиология, конституционализм, принципы, республика, конституционные решения, конституционное правосудие.
В настоящее время в правовой системе На-горно-Карабахской Республики (далее по тексту - НКР), в частности в конституционной плоскости, существуют проблемы относительно осмысления роли и функции 10-летней Конституции [1], исследования содержания Конституции, аксиологического и гносеологического анализа, что подтверждается принятым Президентом НКР Указом от 21 марта 2016 г. «О создании профессиональной комиссии по конституционным преобразованиям при Президенте НКР» [5].
Результатом работы Комиссии стал проект новой Конституции, который был вынесен на всенародное голосование 20 февраля 2017 г. [6]. По итогам референдума новая Конституция Республики Арцах была принята 87,6% голосов избирателей. Руководствуясь ч. 1 ст. 166 новой Конституции Республики Арцах, отметим, что с 10 марта 2017 года на территории Республики действуют положения глав 1-3 и 12 новой Конституции [2].
Следует отметить, что указанные в монографии предложения по совершенствованию положений действующей Конституции НКР учтены при подготовке проекта новой Конституции НКР, в связи с чем выбранная тема исследования характеризуется как актуальная и представляет теоретический и практический интерес.
Отмечая основные тезисы монографии, заметим, что в первой главе изучены существующие в научной литературе определения понятия «ценность», «конституционная аксиология». Предлагаются следующие определения:
- ценности - это те существующие в обществе значимые явления, которые имеют для человека незаменимое и фундаментальное значение и обретают жизненность в случае закрепления в правовой системе и проявления со стороны человека соответствующего отношения к ним.
- конституционная аксиология - научная дисциплина, которая призвана выявлять содержащиеся в Конституции (или в конституционных законах) ценности и устанавливать посредством закрепления в законодательстве механизмы по их реализации в правоприменительной практике, превращению их в неотъемлемую часть образа жизни людей, а также пути утверждения в стране конституционализма через реализацию этих ценностей.
При этом одной из главных миссий конституционной аксиологии является утверждение в стране конституционализма и его дальнейшее развитие.
Уместно упомянуть утверждение М. Преснякова [7, с. 14] о том, что ценность - прежде всего идеал, который показывает не «как делать», а «к чему стремиться». Закреплённые в Конституции нормы-принципы и нормы-цели составляют те столпы и ориентиры, которые представляют собой ценность. Опираясь на них, государство должно определённо проектировать концепцию своего дальнейшего развития. Именно в данном контексте придаётся важность роли конституционной аксиологии. А последняя может достичь своей конечной цели лишь тогда, когда конституционные ценности сознательно воспринимаются и последовательно реализуются как со стороны представителей органов государственной власти, так и со стороны граждан.
Заметим, что основы аксиологического восприятия Конституции НКР были заложены ещё накануне принятия Основного закона, когда со стороны автора монографии было представлено предложение председателю Национального собрания НКР провести перед принятием Конституции НКР разъяснительные, агитационные работы в наиболее густонаселённых пунктах Республики с целью комментирования и пояснения важных положений Основного закона страны посредством непосредственных встреч и общения с населением. Глав-
Вестник КГУ ^ № 2. 2017
© Арутюнян А.Г., Петикян С.Г., 2017
204
Аксиологические особенности Конституции Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах)..
ный смысл осуществления подобной программы заключался в том, чтобы Основной закон был принят со стороны граждан осознанно и осмысленно.
Поскольку каждая страна руководствуется своей доктриной конституционной аксиологии, перед раскрытием ценностной системы Конституции НКР необходимо учесть, что большая часть тех ценностей, которые закреплены в Конституции НКР, укоренилась в стране и народе ещё в годы формирования НКР, в частности, в Декларации «О провозглашении НКР», принятой 2 сентября 1991 года [3], в Декларации «О государственной независимости НКР», принятой 6 января 1992 года [4], а также в принятых после этого конституционных законах и, пройдя 15-летний «испытательный срок», они нашли «пристанище» в Конституции НКР, что свидетельствует не только об их необходимости и жизнеспособности, но и о том, что эти ценности не заимствованы из международных документов, конституций других стран, и в течение лет стали неотделимой частью образа жизни людей.
В монографии были проведены сравнительные параллели с конституционно-правовыми регулированиями непризнанных государств, что позволило выявить ряд аксиологических особенностей Конституции НКР, в частности:
1. Несмотря на непризнанность, Республика Арцах не уступает по своей ценностной системе не только непризнанным государствам, но и странам, являющимся полноправными субъектами международного права.
2. НКР на конституционном уровне выразила готовность и в добровольном порядке взяла на себя обязательства по соблюдению международных договоров и норм международного права, несмотря на то, что пока не признана на международном уровне. Примечательно, что ряд важнейших положений международных документов закреплён в законодательстве НКР, а в последний период Республика Арцах присоединилась к ряду международных документов и добровольно признала их юрисдикцию на территории НКР.
3. Республика Арцах - единственная на постсоветском пространстве из непризнанных стран республика, которая провозгласила себя также как социальное государство, где гарантируется право на жизнь и однозначно отменена смертная казнь.
4. Республика Арцах отличается от других непризнанных республик также тем, что основные права и свободы человека провозглашены в Конституции как высшая ценность (аналогичное положение можно встретить в Конституции Приднестровской Молдавской Республики). Примечательно, что согласно ст. 3 новой Конституции Республики Арцах, «в Республике Арцах человек -высшая ценность» [2].
5. Несмотря на то обстоятельство, что из рассматриваемых непризнанных государств первой
провозгласила независимость и приняла Конституцию Приднестровская Молдавская Республика, тем не менее, аксиологической нагруженностью выделяется Конституция Республики Арцах, а осуществляемые на её основе демократические процессы в стране, в особенности выборы и референдумы различных уровней, удостаиваются высоких оценок международных наблюдателей и считаются образцовыми, то есть конституционные ценности в НКР носят не декларативный характер, а являются живой реальностью.
Кроме сказанного, отметим, что Конституции большинства упомянутых стран были приняты в первые годы их провозглашения, закрепив такие конституционные ценности, которые не были закреплены в каком-либо правовом документе. В Республике Арцах подошли к вопросу в ином ракурсе: конституционные ценности вначале были закреплены в декларациях, законах, которые в течение лет доказали свою жизнеспособность и лишь после этого нашли отражение в Конституции НКР.
Обобщая анализируемые в монографии разные научные материалы, автор приходит к выводу, что Нагорно-Карабахская Республика не только не может существовать в составе Азербайджана, но и исповедуемые ими системы ценностей являются антиподами при подчёркнутом преимуществе Республики Арцах, строящей демократическое и правовое государство.
Анализируя вопрос закреплённости в конституционной и законодательной плоскостях принципа верховенства права, предлагается идея о том, что, с опорой на конституционную культуру государства необходимо разработать концепцию верховенства права в правовой жизни Республики Арцах, учитывая современные достижения конституционной науки, которые в состоянии содействовать полноценной реализации данной ценности и на основании этого строить общественную жизнь на основе верховенства права.
С целью формирования однозначного подхода и представления относительно верховенства права и с учётом того, что последнее не закреплено в Основном законе НКР, предлагается текстуально закрепить в Конституции НКР верховенство права и установить механизмы его реализации.
Подытоживая рассуждения относительно верховенства права с позиций конституционной аксиологии, мы приходим к выводу о том, что конституционная ценность - это данное Богом естественное право в границах государства, что предполагает также соответствие законов его содержанию, ограниченность пределов усмотрения индивида и органов публичной власти, что содействует обеспечению сбалансированности и соразмерного развития каждого звена цепи «личность -общество - государство».
Вестник КГУ ^ № 2. 2017
205
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В процессе правотворческой и правоприменительной деятельности часто возникает необходимость чётко разделять право и закон. В монографии представлены критерии, на основании которых последние различаются друг от друга. В качестве таких критериев были выбраны источник права/ закона, воля, заложенная в основу формирования, возможность ограничения, их взаимосвязанность, наличие правового элемента в праве/законе, воля, выраженная посредством права/закона, а также круг тех субъектов, на которые распространяется право/закон.
Рассматривая народовластие как фундаментальный принцип организации современных государств, в работе обосновывается, что упомянутый принцип был закреплён в основополагающих документах и законах со дня формирования На-горно-Карабахской Республики, результатом чего является проведение ряда общегосударственных референдумов и выборов.
Но учитывая существующие на практике проблемы, связанные с реализацией данного принципа, в работе предлагается внести определённые изменения в соответствующие статьи Конституции Республики Арцах, в частности, признать субъектом конституционных, законодательных и иных имеющих важное значение для государства референдумов народ, с требованием наличия минимум 10% подписей от общего числа лиц, имеющих право голосования на референдуме, а к субъектам законодательного референдума отнести также Президента, учитывая то обстоятельство, что он наделён правом законодательной инициативы в законодательном органе. Данное предложение учтено при разработке новой Конституции Республики Арцах [2].
Анализируя вопрос о системах управления НКР, в работе выражается мнение, что с 1994 года и до принятия Конституции НКР страна выбрала президентскую модель правления, за которой последовала нынешняя полупрезидентская форма правления, которая не лишена недостатков.
Изучив осуществление принципа разделения властей в конституционных решениях НКР, мы приходим к выводу, что в условиях дуализма исполнительной власти, равно как и нечёткости ме-
ханизма сдержек и противовесов между ветвями власти, полупрезидентская модель правления не столь оправдана. Учитывая нежизнеспособность модели парламентского правления в Республике Арцах и множество вопросов, порождаемых полупрезидентской моделью, также принимая во внимание факт неурегулированности карабахо-азер-байджанского конфликта и необходимость иметь в данном контексте сильную и централизованную власть, мы полагаем, что в Республике Арцах предпочтение должно отдаваться президентской форме правления, что и получило свое закрепление в гл. 4 новой Конституции Республики Арцах.
Библиографический список
1. Конституция Нагорно-Карабахской Республики от 10 декабря 2006 г. // Официальные ведомости НКР. - 15.12.20016. - №32 (41).
2. Конституция Республики Арцах от 20 февраля 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nankr.am/ru/1977 (дата обращения: 15.03.2017).
3. Декларация «О провозглашении Нагорно-Карабахской Республики» от 2 сентября 1991 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.president.nkr.am/ru/nkr/nkr1 (дата обращения: 07.03.2017).
4. Декларации «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики» от 6 января 1992 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.nkr.am/ru/nkr/nkr2 (дата обращения: 07.03.2017).
5. Указ Президента НКР «О создании профессиональной комиссии по конституционным преобразованиям при Президенте НКР» от 21 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.president.nkr.am/ru/news/archive/page36/3123/ (дата обращения: 07.03.2017).
6. Указ Президента НКР «О проведении референдума по проекту Конституции Республики Арцах» от 19.01.2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.president.nkr.am/ru/news/ lawsOrders/3456/(дата обращения: 07.03.2017).
7. Пресняков М. Конституционная аксиология: к вопросу о сущности конституционных ценностей // Современное право. - 2009. - № 10. - С. 14.
Вестник КГУ .J № 2. 2017
206