Научная статья на тему 'Аксиологические основы развития благотворительности в России как фактор профессиональной подготовки будущих социальных работников в условиях вуза'

Аксиологические основы развития благотворительности в России как фактор профессиональной подготовки будущих социальных работников в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / БУДУЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / МИЛОСЕРДИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булынин А. М.

В условиях рыночных отношений, углубляющегося социального неравенства обращение к традиционным формам оказания милосердной помощи нуждающимся становится все более актуальным. В статье показывается важность исследования аксиологического генезиса феномена благотворительности, подчеркивается необходимость включения в ценностное сознание будущих социальных работников ориентиров, способствующих эффективной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основы развития благотворительности в России как фактор профессиональной подготовки будущих социальных работников в условиях вуза»

УДК 37.01

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

© 2017 А. М. Булынин

докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности e-mail: ahulininammail. ru

Ульяновский государственный университет

В условиях рыночных отношений, углубляющегося социального неравенства обращение к традиционным формам оказания милосердной помощи нуждающимся становится все более актуальным. В статье показывается важность исследования аксиологического генезиса феномена благотворительности, подчеркивается необходимость включения в ценностное сознание будущих социальных работников ориентиров, способствующих эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: благотворительность, аксиологические основы благотворительности, будущие социальные работники, милосердие, высшее профессиональное образование

Теория и практика благотворительной деятельности в современных условиях тесно переплетена с историческими ценностями и традициями. Обращение к глубинным истокам показывает, что они характеризуются прежде всего отношением личности к трудной ситуации, физическим и умственным недостаткам, слабостям другого человека, бескорыстной готовностью ему помочь. Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятий «нищепитательство», «милосердие», «благотворительность», которые исторически менялись в масштабах и формах практики социальной помощи. Но при этом неизменным было понимание того обстоятельства, что порою такие беды и немощи постигают человека, каким не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому нуждающимся людям необходимо милосердное содействие со стороны тех, кто в состоянии добровольно позаботиться о ближнем, оказавшемся в беде.

На протяжении всей истории становления и развития российского государства в народном сознании сохранялись понятия, характеризующие высшее проявление человеческого сострадания, объединяющие жалость и сопереживание с активной, деятельной любовью к нуждающемуся индивиду. Выдающийся русский ученый П. А. Кропоткин обосновал «закон общественной солидарности». Закон этот трактовался как своего рода выработанная в ходе эволюции человеческого общества генетическая программа, подчиненная решению задач выживания, развития и процветания людей, объединенных в различного рода общности. Как бы ни относились современные исследователи к данному закону, бесспорным остается вывод о том, что без определенных форм взаимной поддержки и согласованности люди не могли бы наладить общественное производство, любые виды деятельности и общения. Стало быть, и социальный прогресс был бы попросту невозможен.

По утверждению М. Ридли, «мы должны поощрять социальный и материальный обмены между равными, ибо это - сырье для доверия, а доверие есть

основа для добродетели» [Ридли 2016: 388]. Следует отметить, что ни одно действие не начинается на пустом месте, а возникает на определенной аксиологической основе, которая формирует предуготовленность к последующим поступкам. Иначе говоря, устойчивая система ценностей мотивирует работу внутренних механизмов динамики милосердной направленности личности. Мотивационный фон помогает создать в сознании человека некие аксиологические значения, опираясь на которые он способен к интериоризации личностных смыслов, необходимых для эффективного решения актуальных проблем. В то же время личность является и субъектом этих отношений и потому должна иметь автономную, относительно устойчивую целостность, которая дает ей возможность сохранить в жизни свою самость. Иными словами, человек не только в какой-то мере зависит от внешних обстоятельств, но, несомненно, и сам их создает, а также оказывает формирующее влияние на общество и его основные ценностно-ориентированные установки.

В ходе анализа общеметодологической, научной и специальной литературы удалось установить, что в отечественной филантропии накоплен необходимый исторический опыт, значительные практические наработки, которые могут стать важным фактором функционирования и развития системы профессиональной подготовки будущих социальных работников в условиях вуза. В первую очередь они связаны с выявлением ценностных ориентиров, ведущих к принципиально иному онтогенетическому состоянию, гуманистически ориентированной образовательной идеологии, в которой отчужденность, равнодушие к людям уступили бы место содействию, пониманию, сопереживанию. Однако богатое аксиологическое наследие, содержащее в себе мощные исторические пласты человеческих взаимосвязей, образующих ценностные предпочтения самых различных социальных слоев, остается невостребованным в полной мере до настоящего времени.

Актуальным на сегодняшний день представляется изучение обычаев, традиций оказания благотворительной помощи нуждающимся, ценностей, цементирующих российское общество на всех этапах исторического развития. При этом концептуальным является положение об историко-образовательной детерминации идей и принципов реформирования социальных систем, преобразование которых должно происходить не через разрушение или полное отрицание старого, а на основе тщательного изучения прежнего реформаторского опыта. Обращение к истокам благотворительной деятельности показывает, что все выдающиеся и скромные милосердные поступки прошлого имели в качестве важнейшего элемента довольно четкие представления о целях, нормах и ценностях человеческого бытия.

Примечательно, что философско-педагогические концепции, стремясь познать духовно-нравственные основы благотворительной деятельности человека, проникнуть в сущность милосердия, как правило, опирались на фундаментальные религиозные устои. В частности, русский философ Н.А. Бердяев говорил о том, что «христианство утверждает свободу добра. Добро есть продукт свободы духа.. .только то добро, которое есть результат свободы духа, обладает истинной ценностью и является настоящим добром. Принудительную разумную необходимость добра христианство отвергает» (цит по: [Гуманистические ценности. 1992: 28]. В.С. Соловьев, размышляя о внутреннем мире человека, видел «совершенство человека не в нем самом,. а лишь Божество как совершенное Добро спасет человека от духовного зла через внутреннее соединение с нравственную силою самого человека» [Соловьев 1989: 84]. В.В. Розанов, считавший Симбирск своей духовной родиной, оценивая ценностные основы благотворительности, полагал, что «если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие, кто знает - может быть,

древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость...» (цит. по: [Костина 2004: 21]). Любить ближнего значило накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Человеколюбие на практике трактовалось как нищелюбие. Причем это нищелюбие было более важным для самого подающего, это своеобразный пропуск в рай, а «в рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается» [Там же: 10].

Подаяние считалось показателем нравственности человека. Соответственно, нищие не воспринимались нашими предками как экономическая и социальная угроза обществу, так как они служили своеобразным критерием уровня религиозного, нравственного воспитания окружающих. Благотворительность как явление берет свое начало не от нуждающихся, а от жертвователей и по-настоящему начинается лишь только тогда, когда появляются не единицы, а массы желающих внести свой вклад пусть небольшим, но реальным пожертвованием на доброе дело. Прошлое, выступающее в качестве предтечи будущего, ярко высвечивает ценности, на которые может ориентироваться профессиональная подготовка будущих социальных работников в условиях современного вуза. Среди них необходимо выделить такую ценность, как следование народной традиции, потому что отказ кому-либо в милосердии означал вызов общепринятому, окружающим.

В дореволюционной России на благотворительность смотрели как на выполнение своего рода миссии, возложенной Богом или судьбой. Жертвовать значило выполнять свои общественные функции. Моральные ценности, тесно связанные с любовью к человеку, уважением его достоинства, обеспечивали готовность в содействии его возвышению. Они мотивировали многих людей к занятиям благотворительной деятельностью, которая в этом случае часто была более необходима самим оказывающим ее, а не получающим. Элементом нравственных ценностей называют чувство вины, которое трактуется как осознание социальной несправедливости, как попытка искупить вину за совершенные в прошлом несправедливые поступки. История России знает немало примеров, когда богатые люди, представители знатных родов уходили в монастырь, шли в «народ» замаливать свои грехи, не сумев примирить свою совесть с тем глубоким контрастом, который существовал между «роскошью дворцов» и «нищетой хижин».

Велика роль ценностей сострадания, проявляющихся в ситуации, когда человеку бывает необходимо посочувствовать чужой беде, разделить с бедствующими их горе. Весьма значимыми в благодетельных поступках являются ценности религии. Если благотворение вызвано искренним душевным порывом и исполняется с любовью, оно становится мощным средством, очищающим душу, средством религиозного самовоспитания личности. В частности, это психологическое очищение от сомнительных сделок как способ избавления от грехов широко было распространено среди купцов и мещан. Ценности престижа, высокого социального статуса были весьма значимыми среди элиты российского общества, представители которой активно занимались социальным призрением, подавая пример окружающим, вовлекая в создание благотворительных организаций все более широкий круг состоятельных людей. Это способствовало утверждению в сознании людей ценностей благотворительности как нравственной нормы общественной жизни. Надо отметить, что служение идеалам добра, любви, милосердия, жертвенности и сострадания считалось государственным делом и часто открывало представителям бизнеса возможность повышения социального статуса. Таким путем власть старалась стимулировать развитие общественных институтов, не делая при этом финансовых вложений.

Следует обратить внимание на стремление заслужить похвалу современников,

остаться в памяти потомков. Порой гордость и тщеславие построили больше больниц, чем все добродетели, вместе взятые. Ценности осознания гражданской солидарности мотивировали владельцев промышленных или торговых предприятий к повышению уровня образования персонала, способного овладеть новым оборудованием, современными технологиями ведения рыночного хозяйства в условиях жестокой конкуренции. Отсюда инвестирование в развитие общего и профессионального образования, во многих компаниях подобные расходы становятся обязательными уже с конца Х1Х в. Рост самосознания приводил к изменению «корпоративной психологии» и способствовал тому, что представители делового мира начинали ощущать свою неразрывную связь с будущим народа, которое было немыслимо без развития просвещения и культуры. В рамках реализации общественного договора помимо помощи социально обездоленным государство берет на себя обязательство не допустить социального взрыва в стране, а предприниматели, как люди наиболее заинтересованные в стабильности, обещают делиться с ним немалой частью доходов для качественного решения социальных задач. Таким образом, государство и бизнес совместно обеспечивают гражданскую солидарность.

По мнению И.В. Бестужева-Лады, если XIX в. можно назвать веком крестьян, XX в. - веком рабочих, то XXI в. станет веком социального работника. Технологии социальной работы естественным образом решают проблемы бытия индивида, ибо социальные потребности относятся к категории естественных и их необходимо усвоить с определенной степенью упорядоченности, рациональности в виде некоторых стандартов, норм и ценностей. Ценности, которые сформировались в процессе становления и развития благотворительной деятельности могут быть положены в основу профессиональной подготовки будущих социальных работников в условиях вуза. Неагрессивное восприятие другого, терпимое отношение к его ценностным ориентациям и установкам, совестливость, сострадание, ответственность, милосердие, стремление к оказанию помощи нуждающемуся во многом предопределяет стратегию и тактику такого образования.

Данные междисциплинарного анализа проблемы ценностей позволяют утверждать, что структура ценностного сознания у всех людей практически однотипна, а жизненные ценности как некие доминанты поведения социальных групп в определенной культурной среде устойчивы в течение длительного времени. Следовательно, в ситуации, требующей целенаправленного развития ценностных ориентаций, присущих студенту вуза, логично приобщение к историко-культурному опыту, когда человек находит уже готовую, традиционно сложившуюся систему ценностей и, оценив ее, принимает как данность, как руководство к дальнейшему действию. В таком случае происходит как бы развертывание ценностных форм из социальной памяти в социальную программу. Сначала осуществляется фиксация ценностного опыта, то есть охватывается простейшая суть оценки, затем он включается в сферу сознания. После такого ценностного осмысления аксиологический опыт актуализируется и переводится из объективированной человеческой деятельности в живую работу. При этом необходимо соблюдение условия, в рамках которого формирование ценностных ориентаций отвечает самым важным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении в конкретных, исторически обусловленных формах деятельности, характерных для образа жизни общества и социальной группы, с которой индивид себя идентифицирует.

Согласно концептуальным положениям «школы диалога культур», процесс активизации аксиологического ресурса должен быть организован таким образом, чтобы происходило эффективное развитие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов личности, а также обеспечивалось понимание сущности

формируемого понятия. Поэтому нужно говорить о включении благотворительных ценностей в учебно-методический контент для обеспечения усвоения студентами их значений, например, посредством решения проблемных задач на основе реальных сценариев при изучении программных курсов. Студентам предлагается сделать ответственный выбор, опираясь в ходе рефлексии на ценности будущей профессиональной деятельности, и впоследствии обосновать их.

Следует иметь в виду, что в процессе реализации частных методик и технологий развития ценностных ориентаций отмечается определенная доминанта, обращенная к когнитивной, аффективной и поведенческой сторонам сознания будущих специалистов. Когнитивный компонент формируется с помощью такого средства воздействия, как слово. Именно оно способствует приобщению обучаемых к знаниям через умелое владение им, является средством выражения интеллектуального потенциала. Развитие аффективного компонента происходит в результате духовного обогащения эмоционально-чувственной сферы личности, стремящейся к добру, сопереживанию, человеколюбию. Уровень сформированности поведенческого компонента демонстрирует практический поступок человека, утверждающего себя в новом качестве.

При этом необходимо помнить о соответствии процесса развития ценностных основ профессии внутренним потребностям молодежи. Воспитательные воздействия не должны вызывать у нее отторжения, желания ухода от организуемых влияний, а, наоборот, мотивировать искреннее стремление к профессиональному и нравственному самосовершенствованию. Опыт педагогических исследований показывает стремление студентов к конструктивному освоению предлагаемых ценностей, что, в свою очередь, диктует необходимость проведения систематической работы для получения позитивного сдвига в ценностном сознании молодых людей.

Библиографический список

Булынин А.М. Становление и развитие ценностной парадигмы педагогического образования: историко-педагогический аспект. Ульяновск, 2010.

Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира. М., 1992.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

Костина Е.Ю. История социальной работы. Владивосток, 2004.

Риддли Мэтт. Происхождение альтруизма и добродетели / пер. с англ. А. Чечиной. - М.: Изд-во «Э», 2016.

СоловьевВ.С. Великий спор и христианская политика. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.