Научная статья на тему 'Аксиологические основания профессиональной социальной работы в России'

Аксиологические основания профессиональной социальной работы в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1293
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Никитина Т. Н.

In this artikle it is considered the system of valuable orientatians of social work specialists as the base of professional skill. There is discussed the problem of effective social work in morden conditions of the reformation of the system of social peoples defence. It is shown the value knauledge in the process of trainning for specialists of social work in the academy of social education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основания профессиональной социальной работы в России»

общ. ред. Г.Н. Кареловой. - Саратов: ИППОЛиТ, 2003. - С. 201-213.

6 Концепция образования взрослых. Институт образования взрослых РАО. http://www.iov.ru/about/sloyar.shtml.

7 Мухаметзянова, Г. В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г. В. Мухаметзянова. - Казань: Магариф, 2005. - 319 с.

8 Плюснина, Г. Н. Сборник методических материалов и опыта работы по организации образовательной и досуговой деятельности с гражданами пожилого возраста. / Г. Н. Плюснина, В. И. Коробанов - Киров: Департамент социального развития Кировской области, 2004. - 256 с.

9 Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Сделать полнокровной жизнь людей преклонного возраста:

приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1991 года / Возраст мудрости - возраст созидания: к международному году пожилых людей / Программа развития ООН в Российской Федерации // Новая занятость. - М., 1999. С. 8-9.

10 Салиева, Г. И. Педагогические основы социальной работы с пожилыми людьми / Г. И. Салиева // Социальная работа. - 2007. - > 1. -С.26-30.

11 Словарь терминов по социальной геронтологии / отв. ред. О.Г. Яковлев // научно-исследовательский институт «Международный центр по проблемам пожилых» главного управления здравоохранения администрации Самарской области. - М. - Самара: 1999. - 176 с.

12 Тшге, Ь. Andragogika / Ь. Тшге. - Warszawa, 1978.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Т.Н.Никитина, ст. преподаватель кафедры социальной работы ACO (КСЮИ)

Происходящие в социальной сфере изменения, появление категорий населения, особенно нуждающихся в социальной защите и поддержке со стороны государства, требуют проведения научных исследований в области социальной работы. Складывающаяся в России многогранная, целостная модель социальной работы, соответствующая конкретным нуждам населения, социально-экономическим условиям развития страны, национальному менталитету, базируется на научных исследованиях, теоретических положениях научных школ в области социальной работы.

Наиболее актуальны теоретические и методологические аспекты социальной работы, представленные в трудах Л.Г.Гусляковой, Е.И.Комарова,

В.А.Никитина, П.Д.Павленка, В.Н.Ярской. В последнее время появляются научные исследования в области управления системой социальной защиты, оценке эффективности работы учреждений социальной сферы. Этими вопросами занимаются В.А.Луков,

Л.В.Топчий, Е.И.Холостова. Вопросы эффективности социальной работы представлены в трудах Ж.Л.Магнабоско, Х.Ламперта, Л.Эрхарда и других.

Научные изыскания направлены на реализацию цели современной социальной работы, которая заключается в улучшении социального благополучия людей. Практическая социальная работа решает проблемы, связанные с бедностью и ухудшением состояния здоровья, психологическими травмами и трудными жизненными ситуациями. В настоящее время в связи с введением национальных проектов в социальной политике актуальны вопросы, связанные с обеспеченностью жильем, с решением социальных проблем молодой семьи. Всегда актуальны вопросы благополучной старости.

Социальная работа анализирует накопленный опыт не только России, где сильны традиции благотворительности, но и мирового сообщества. Введение инновационных технологий, развитие теории социальной работы, приход на социальную службу ди-

пломированных специалистов, все это положительным образом влияет на социальное благополучие, как отдельного клиента социальной службы, так и всего общества, претворяя в жизнь основные общечеловеческие принципы и ценности.

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников. Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля — это адекватная реакция на сложившуюся в России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующий реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны [1].

Г.В.Мухаметзянова, анализируя региональную систему социальной работы, определяет социальную работу как особый вид профессиональной деятельности в социальной сфере, выражающийся в оперативном реагировании и компетентном решении социальных проблем личности на всех уровнях общественно-государственных структур [2].

Авторы монографии Г.В.Мухаметзянова и Ф.Ш.Мухаметзянова отмечают, что использование системного подхода при проектировании региональной модели социальной работы позволят изучать каждый компонент системы в ее связи и взаимодействии с другими компонентами, спрогнозировать закономерности развития и выявить дисфункции, нарушающие оптимальный режим ее функционирования.

Выявление и прогнозирование дисфункций, нарушающих равновесие в социальной системе является необходимым компонентом научных исследований в области социальной работы. Проведенное интервьюирование специалистов позволило выявить проблемные области в практической деятельности, а также показало положительные

результаты в сегодняшнем реформировании социальной системы. Приведем некоторые примеры ответов (необходимо заметить, что введение в учебные занятия правовой тематики и проведение научных исследований в проблемном поле будет благоприятным образом способствовать повышению качества образования).

Интервьюеры констатируют: в России создана система мер социальной поддержки населения, которая, в целом, соответствует требованиям экономической, социальной и политической ситуации в России и нашем регионе, в частности. Социальный работник видит свою миссию в социальной поддержке граждан, заключающуюся, главным образом, в выплате субсидий, компенсационных выплат, пособий.

По мнению специалистов, необходимо повысить эффективность существующих механизмов предоставления мер социальной поддержки, основанных на принципах адресности, доступности и эффективности.

В настоящее время совершенствуется законодательная база, разрабатываются научно-методические основы деятельности специалистов социальной работы. Активно привлекается негосударственный сектор экономики. В Татарстане 2007 год объявлен Годом благотворительности. За счет привлечения социально ответственного бизнеса в мероприятия социальной защиты повышается благосостояние нуждающихся в помощи граждан. Необходимо также более эффективно использовать ресурсы социальных организаций.

Самое большое затруднение в работе специалисты испытывают в реализации нового законодательства в области социальной защиты, которое заключается в наличии большого объема информации, требующей времени на обработку и введение в деятельность социальных учреждений. Изменений требует и размер заработной платы. Повышение заработной платы - это не только мотивация социальных работников в материальном плане, но и стимул для привлечения студентов на работу в социальные учреждения.

Изменения, проводимые государством в социальной сфере, требуют более пристального внимание к личности специалиста осуществляющего государственные планы на местах. Ведь только прочтение огромного количества инструкций, дополнений и изменений в законодательно-правовой базе социальной работы требует огромных усилий.

Нужно изменить отношение государства к профессии. В свете последних событий должно быть новое понимание миссии социальной работы в обществе. Отдельные личности, семьи должны действительно ощутить поддержку.

Опрос мнения профессиональных социальных работников обнажил проблемы социальной практики. По мнению специалистов необходимо менять виды оказываемой помощи. Необходимо открыть достаточное количество Центров социального обслуживания населения.

Главное вовремя или заблаговременно выявлять семьи, которые могут в дальнейшем, при неблагоприятном стечении обстоятельств, попасть в группу риска. Поэтому особый упор должен быть сделан на профилактической работе. Необходимо также повысить консультативную помощь населению.

Только в том случае, если в правительстве прислушаются к мнению рядового специалиста, будет ликвидирован пробел между законодательно-правовой базой и применением ее на практике. Тогда осуществиться основная задача социальной работы, которая заключается в социальной, экономической и правовой защищенности каждого человека.

Социальная работа должна создать условия, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности. Необходимо помнить, что духовно-интеллектуальной основой социальной работы являются ценности, служащие гуманизму и формированию активного и свободного, социально активного гражданина.

Профессиональная социальная работа определяется системой ценностей, в кото-

рую входят как ценности социального работника, социальной службы и общества в целом, так и ценностные ориентиры клиента социальной службы. Человек, как высшая ценность, его потребности определяют основной смысл и содержание социальной работы в целом. Социальная работа не только наделяет человека новыми высшими ценностями, но и призвана преобразовывать как отдельного индивида, так и все общество в целом.

Эффективность социальной работы на индивидуальном уровне зависит от многих факторов. Приоритетное значение имеет структура ценностных ориентаций специалистов. Ценностные ориентации специалистов социальной сферы изучаются с позиций философии, психологии, социологии. Несмотря на ценность исследований в области социальной работы, необходимо подчеркнуть, что в современной социологической литературе недостаточно рассматриваются вопросы определения социальных работников как конкретной профессиональной группы, их социального статуса, а также вопросы, связанные с определением системы профессиональных ценностей.

Значимость исследований в этой области объясняется наличием социальных последствий реформ, проводимых в последние годы правительством РФ. Активное преобразование социальной сферы, направленное на преодоление последствий политики начала 90-х годов, несомненно, затронуло и систему ценностных ориентаций специалистов.

С.Абишева в своей работе «О ценностях» отмечает, что ценность, являющаяся смыслом жизни, даже реализованная, не теряет должного качества, она все равно оказывается впереди, так как даже реализованная, она должна находиться в процессе реализации, реализовываться в каждом новом акте жизни, всегда утверждаться как сама жизнь. Принятые человеком ценности пронизывают весь духовный мир человека, придают смысл всей его жизни. Даже в обыденном употреблении понятия ценностей имеется в виду нечто такое, что относится к определяющим основаниям челове-

ческой жизни. Ценность - это то, во имя чего проживается жизнь, то, чего люди хотят ради себя, а не ради кого-то другого. Ценности определяют, изменяют и совершенствуют всю деятельность человека.

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории.

Прежде всего, это благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

Структура ценностей специалистов зависит от их личностных особенностей, от ценностей социальной группы, в данном случае социальной службы. Изменение социального статуса специалиста, в ответ на изменение подходов к практике социальной работы и в связи с задачами современной социальной политики влияет на систему профессиональных ценностей.

В теории социальной работы описаны факторы, влияющие на становление ценностных оснований профессии. Это:

- система ценностей современного российского общества: переход к рыночным отношениям напрямую повлиял на этот компонент. Двойная мораль, депрессии и стрессы сопровождают процесс перехода к рыночным ценностям.

- тем не менее, российский народ сохранил

М.Фирсов выделяет следующие ценности социальной работы: преимущества индивида по отношению к обществу; уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом; готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных

свои традиционные ценности, связанные с оказанием помощи и взаимопомощью;

- это система общечеловеческих ценностей: свобода, доброта, любовь, совершенство, простота, справедливость;

- это индивидуальные иерархии ценностей специалистов.

В современной профессиональной социальной работе выделяются различные группы ценностей. Существуют терминальные и инструментальные, духовно-

интеллектуальные, этические, эстетические, абсолютные и относительные, субъективные и объективные, обыденные и профессиональные, индивидуальные, групповые, этнонациональные, общечеловеческие, со-цилизационные и смысложизненные, материально-вещные и другие группы ценностей. Ценности, как правило, выступают в виде целей, мотивов, средств, и условий, как процесс, и конечный результат деятельности.

По мнению проф. Е.Р.Ярской-Смирновой иерархия ценностей социальной работы содержит четыре «главные ценности». Это доступ к ресурсам; человек, его достоинство и индивидуальность; свобода, самостоятельность и способность к самоопределению; ответственность за реализацию указанных ценностей [3].

Ценности социальной работы образуют своеобразную систему, «мировоззренческий концепт профессиональной субкультуры, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы практического взаимодействия клиента и профессионала». Ценности находят отражение в профессиональных нормах, они определяют цели и направления деятельности. Ценности находят свое обоснование в конкретной деятельности специалиста социальной работы, определяют его ответственность перед клиентом, коллегами, профессией. отношений; стремление к социальным изменениям, соответствующим социальным познанным потребностям: оказание помощи исходит от истинных мотивов запроса клиента о поддержке и помощи, цель специалиста - гармонизация общественных отноше-

ний, деятельность по изменению среды; готовность к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание; стремление к развитию самопомощи клиента: развитие самоопределения со стороны клиента, клиент должен научиться оказывать себе помощь в сложной ситуации; готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации: подавленное настроение, неуверенность в своих силах не должны стать причиной неисполнения свих профессиональных обязанностей; стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию всех членов общества; стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, он ответственен за престиж профессии и должен способствовать ее развитию

[4].

Ценностные ориентации специалистов социальной работы являются предметом социологического знания. Наиболее продуктивное изучение этой темы представляется возможным в свете структурно-функционального подхода. Исходя из структурно-функционального подхода, который базируется на выявлении механизмов поддержания равновесия в социальной системе, можно выявить ценностные ориентации, отвечающие за стабильность системы. Согласно этому подходу ценностные ориентации дают возможность человеку соблюдать определённые правила при отборе из наличных альтернатив. Тем самым, образуется система ценностных ориентации, которая представляет индивиду некоторый организованный набор правил и норм поведения. Социальная система представляет собой единство. Ценностные ориентации специалистов лежат в основе профессионального поведения и способствуют сохранению системы как целого. Высшим регулятором социального процесса являются профессиональные ценности специалистов. Безуслов-

но, тематика ценностных ориентаций и ценностей социальной работы на современном этапе нуждается в дальнейшем изучении и требует серьезных размышлений.

Подготовка специалистов социальной работы осуществляется в Академии социального образования (Казанском социально-юридическом институте). Процесс профессионального становления будущего специалиста социальной сферы содержит инновационные образовательные технологии. В основе проектирования процесса обучения Г.В.Мухаметзяновой системный, рефлек-сивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы. Совокупность вышеперечисленных подходов обеспечивает целостность процесса. Процесс подготовки специалиста социальной сферы к профессиональной деятельности может быть представлен как некоторая стратегия, которая реализуется на основе следующих принципов: ориентация на личность и творческая деятельность, обеспечение дифференцированного и индивидуально-творческого подхода к подготовке, смежность преподаваемых дисциплин, инновационная информированность, открытость системы, демократизация профессионального образования, предполагающего развитие творческой активности, инициативы всех участников педагогического процесса [2]. Необходимо также обратить внимание на формирование профессиональной системы ценностей. Формирование этического сознания начинается с процесса приобретения аксиологических знаний. Задача обучения перевести этическое знание в потребность применять эти знания на практике, в каждой жизненной и профессиональной ситуации. Предмет «Профессионально-этические основы социальной работы» содержит целый блок тем, включающих понятия гуманизма, нравственности, духовности, познание духовного смысла профессии, что является основой будущей профессиональной деятельности. Аксиологические основания социальной работы должны изучаться не только на специализированных курсах. Необходимо проводить анализ любой темы любого курса с

Допрофессионалъное образование

позиции соответствия нравственным нормам и правилам. Понимание важности аксиологических знаний и внедрение их в обучающий процесс будет способствовать становлению профессии специалист социальной работы.

Литерятуря:

1 Медведева Г.П. Аксиологические аспекты социальной работы.- Н.Новгород: Издательство НИСОЦ, 2004.

2 Мухаметзянова Г.В., Мухаметзянова Ф.Ш. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект.- Казань: Издательство Ка-

занского университета, 2004.

3 Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы.- М.: 1999.

4 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы.- М.: Академия, 2005.

5 Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социального исследования. - М., 1996.

6 Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. - T.3.

7 Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. Учебное пособие / Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова - М.: 1997.

8 Павленок П.Д. Введение в профессию «социальный работник» / П.Д. Павленок - Курс лекций. — М.: ИНФРА. - 2001.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Р.Мядьяров, тренер ДЮСШ, г.Казань

Новая концепция здоровья, обсуждаемая во всем мире и в России, существенно усиливает его социальную составляющую, что акцентирует внимание на распределении ответственности за сохранение здоровья между обществом, его социальными институтами и индивидом.

Сегодня в науке разрабатывается современный подход к определению здоровья. Согласно А.Г.Щедриной, «здоровье -это целостное многомерное динамическое состояние (включающее позитивные и негативные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции». Большинство людей не обладает достаточными знаниями о критериях здоровья, путях и методах их достижения. В современных условиях существует еще недостаточно ценностное отношение к здоровью человека на общест-

венном уровне, что является серьезным препятствием для повышения мотивации к сохранению и укреплению индивидуального здоровья.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить факторы риска нарушения здоровья подрастающего поколения, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. С большим отрывом первые два места занимают стрессовая ситуация оценивания и интенсификация учебного процесса. Как отмечают М.М.Безруких и В.Д.Сонькин, здоровь-есбережение в образовательном процессе не должно ограничиваться представлениями об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья обучающихся.

Большое значение имеет сохранение и укрепление социально-психологического здоровья подростков. Именно нарушение социально-психологического здоровья приводит к патологическим изменениям в психике и личности подростка в виде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.