References
1. Cyhaj. Bol'shoj tolkovyj slovar' kitajskogo yazyka. Shanhaj, 1999: 808.
2. Van Linlin. Sopostavitel'nyj analiz foneticheskih sistem kitajskogo i russkogo yazykov i strategii obucheniya fonetike russkogo i kitajskogo yazykov. Dissertaciya ... magistra filologicheskih nauk. Czilin', 2014.
3. Lyu P'ejf'en. Sopostavlenie foneticheskih sistem kitajskogo i russkogo yazykov i sposoby obucheniya russkih uchaschihsya kitajskomu proiznosheniyu. Dissertaciya ... magistra pedagogicheskih nauk. H'ejlunczyan, 2011.
4. Czin' Syaoda, Lyu Guanhu'ej. Fonetika kitajskogo putunhua. Uchebnoe posobie s risunkami postanovki artikulyacii dlya prepodavatelej. Pekin: Izdatel'stvo Pekinskogo lingvisticheskogo universiteta, 2009.
5. Bernshtejn S.Ya. Voprosy obucheniya proiznosheniya. Voprosy fonetiki i obuchenie proiznosheniyu. Moskva, 1975: 5 - 49.
6. Kaverina V.V. Obuchenie russkomu proiznosheniyu lic, govoryaschih na kitajskom yazyke (na osnove sopostavitel'nogo analiza kitajskoj i russkoj foneticheskih sistem). Yazyk, soznanie, kommunikaciya: Sbornik nauchnyh statej, posvyaschennyj pamyati G.I. Rozhkovoj. 1998; Vypusk 6: 78 - 92.
Статья поступила в редакцию 04.08.16
УДК 378.14
Igropulo I.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
AXIOLOGICAL BASICS OF WORKING ON A PROJECT OF MASTER'S CURRICULUM "MANAGEMENT IN EDUCATION".
The article is a study on a topical scientific problem of axiological foundation in projecting a curriculum on "Management in Education" for master students. The author gives generalized characteristics of changing the educational paradigm and shift to a humanistic management model in education. The article provides an analysis of the views of researchers on the understanding of the essential foundations of modern management in education. Such view would be of interest to specialists in the field of practical management and research. The author analyzes modern requirements for the contents of teachers' education in conditions of realization of humanistic principles. The article describes the mission and strategic goals of the Master's curriculum "Management in Education". Particular attention is paid to problems of training of educational managers, using modern technologies of innovative development of educational institutions in dynamic socio-cultural changes.
Key words: master's educational program, management in education, humanistic principles, educational paradigm, axiological bases, mission of educational curriculum.
И.Ф. Игропуло, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ»
Статья посвящена актуальной научной проблеме аксиологических оснований проектирования магистерской программы «Менеджмент в образовании». Автор даёт обобщённую характеристику смене образовательной парадигмы и переходу к гуманистическим моделям управления в образовании. В статье приведён анализ взглядов исследователей на понимание сущностных основ современного менеджмента в образовании. Такой взгляд будет интересен специалистам в области практического управления и исследователей. Автор анализирует современные требования к содержанию педагогического образования в условиях реализации гуманистических принципов. В статье представлено описание миссии и стратегических целей магистерской программы «Менеджмент в образовании». Особое внимание уделено задачам подготовки менеджеров сферы образования, владеющих современными технологиями инновационного развития образовательных организаций.
Ключевые слова: магистерская программа, менеджмент в образовании, гуманистические принципы, миссия образовательной программы
Современный этап динамичных социокультурных изменений актуализирует необходимость научного обоснования и разработки современных управленческих инструментов перехода образовательных организаций от случайных разрозненных изменений к долговременной инновационной политике, к использованию механизмов самоуправляемого развития образовательных систем и потенциала творческого саморазвития всех субъектов образовательного процесса. В условиях кардинальной смены образовательной модели, перехода от информационно-знаниевой парадигмы к смысло-деятельностной, к личностно развивающей стратегии образования система управления должна также стать развивающей и развивающейся. Управление развивающейся образовательной организацией требует разработки нового содержания и методов управленческой деятельности, характеризующихся гуманистической направленностью, ориентацией на субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.
Анализируя традиционные системы и модели управления в образовании, исследователи отмечают их личностно отчуждённый характер, слабую ориентацию на учёт индивидуальных особенностей педагогов и руководителей, ограниченность методов управленческого воздействия, невнимание к неформальной стороне образовательных взаимодействий, к межличностным отношениям в педагогических коллективах [1, с. 44].
На рубеже XX и XXI века в управленческой теории возникло четкое осознание необходимости формирования новых подходов к пониманию сущностных основ современного управления.
По мнению Е.А. Савелёнок, управление «стало рассматриваться как акт экзистенциального выбора, имеющий «смысложизнен-ный», «смыслополагающий» характер, не поддающийся непосредственному рациональному описанию именно по причине того, что практика остается невосприимчива к такому описанию. Итогом такого подхода стало возникновение идеологии управления, в рамках которой предложено рассматривать управление как специальную деятельность человека по сознательному продуцированию и реализации (полаганию) смысла и назначения в организации» [2].
Е.И. Кудрявцева считает, что «...современное управление представляет собой сферу концептуального осмысления действительности» [3, с. 8] и убедительно доказывает в своих исследованиях, что «...наиболее значимым аспектом ежедневной деятельности руководителей различных организационных уровней выступает управление, заключающееся в создании направленности организационных процессов и определении содержания и смысла деятельности других людей» [3, с. 113].
Личностный, ценностный аспект подготовки будущих руководителей образовательных организаций приобретает сегодня особое значение постольку, поскольку их управленческая деятельность в период системных инноваций основана на «... расширении границ осознания человеком своих возможностей, самостоятельной активности в определение альтернативных и эффективных для конкретной ситуации профессиональных сред и способов самореализации, обретении согласия с самим собой в контексте задач общества» [4, с. 209].
Мы полностью разделяем позицию А.П. Тряпициной и С.А. Писаревой, подчеркивающих, что именно «ориентация на новые качества личности, обусловливающие успешное самоопределение человека в современном мире, выступает общей ценностно-целевой основой модернизации педагогического образования» [5, с. 207].
Особое значение при этом приобретает «переход от парадигмы «развитие и формирование» (социально-педагогическая сообразность) к парадигме «саморазвитие как становление» (культурно-психологическая сообразность) [4, с. 207]. По мнению Э.В. Галажинского и В.Е. Клочко, это означает «...проектирование такой образовательной среды, которая отвечает возможностям человека, но при этом сам факт вхождения в неё обеспечивает переход возможностей в действительность, вызывая прирост инновационных потенций, таких как самостоятельность, вера в собственные силы, жизнестойкость, инициативность, толерантность к неизвестному, готовность включаться в инновационную деятельность» [4, с. 209].
Современные представления о ценностных основаниях подготовки руководителей образовательных организаций были положены нами в основание проектирования содержания и технологии реализации магистерской программы «Менеджмент в образовании» по направлению 44.04.01 - Педагогическое образование. Миссию образовательной программы мы видим в формировании новой образовательной элиты, представители которой способны стать лидерами опережающих инновационных преобразований в системе непрерывного образования в соответствии с современными требованиями.
Стратегическая цель образовательной программы определена нами как формирование открытой, гибкой, способной к устойчивому развитию системы профессионально-педагогического образования, ориентированной на подготовку нового поколения менеджеров сферы образования, владеющих современными технологиями инновационного развития образовательных организаций, готовых к разработке, экспертизе и научно-методическому сопровождению комплексных социально-образовательных и научно-исследовательских проектов различного уровня.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих психолого-педагогических задач:
- обеспечение фундаментальности управленческой и психолого-педагогической подготовки магистрантов к работе в
Библиографический список
условиях вариативной динамичной образовательной среды с ориентацией на ценности процесса личностного и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса;
- внедрение новых образовательных технологий, соответствующих лучшим образцам международной образовательной практики на основе индивидуализированных и гибких образовательных траекторий, модульной организации учебного процесса, создания системы академической мобильности магистрантов и преподавателей;
- научное обоснование комплексных задач опережающего развития образовательных систем в регионе на основе трансфера результатов фундаментальных и прикладных исследований по актуальным направлениям развития педагогической науки и практики;
- развитие партнерских связей и сотрудничества с российскими и зарубежными вузами, исследовательскими центрами, работодателями, федеральными и региональными органами государственного управления, представителями общеобразовательных организаций, ведущими специалистами путём реализации совместных образовательных и исследовательских проектов и их оперативного отражения в содержании и технологиях подготовки менеджеров образования;
- создание системы базовых образовательных организаций как инновационных и ресурсно-методических центров для экспериментальной апробации новых управленческих технологий и ресурсов;
- организация «открытого пространства» для обсуждения актуальных и перспективных задач педагогической науки и практики, совместной разработки и реализации перспективных научно-исследовательских и инновационных проектов, диссе-минации инновационного опыта в образовательное пространство Северо-Кавказского федерального округа и страны в целом.
В ответ на вызовы глобальной экономики, социально-культурной и экономической дифференциации, взрывного развития средств коммуникации только модель ценностно-ориентированной подготовки руководителей образования обеспечит их успешную профессионально-педагогическую деятельность и личностно-профессиональное развитие в ситуации возрастающей неопределенности.
1. Игропуло И.Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология. Москва, 2003.
2. Савелёнок Е.А. Чему и как учить менеджера: очерк к теологии управления. История управленческой мысли и бизнеса: Проблемы подготовки менеджеров: вчера-сегодня-завтра: материалы международной конференции. Москва, 2014: 189 - 201.
3. Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций. Санкт-Петербург, 2012.
4. Галажинский Э.В., Клочко В.Е. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.
5. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования. Человек и образование. 2014; 3 (40): 4 - 12.
References
1. Igropulo I.F. Upravlenie innovacionnymiprocessami v obrazovatel'nom uchrezhdenii: metodologiya, teoriya, tehnologiya. Moskva, 2003.
2. Savelenok E.A. Chemu i kak uchit' menedzhera: ocherk k teologii upravleniya. Istoriya upravlencheskojmysli ibiznesa: Problemy podgotovki menedzherov: vchera-segodnya-zavtra: materialy mezhdunarodnoj konferencii. Moskva, 2014: 189 - 201.
3. Kudryavceva E.I. Kompetencii i menedzhment: kompetencii v menedzhmente, kompetencii menedzherov, menedzhment kompetencij. Sankt-Peterburg, 2012.
4. Galazhinskij 'E.V., Klochko V.E. Psihologiya innovacionnogo povedeniya. Tomsk, 2009.
5. Tryapicyna A.P., Pisareva S.A. Sovremennye metodologicheskie podhody k issledovaniyu pedagogicheskogo obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2014; 3 (40): 4 - 12.
Статья поступила в редакцию 31.07.16
УДК 316.77.
Kolomiets Ya.Yu., postgraduate, New Media and Communication Theory Department, Moscow State University (Moscow,
Russia), E-mail: [email protected]
Vyugina D.M., postgraduate, Department of Media Theory and Economics, Moscow State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
NEW MEDIA IN EDUCATION, FIRST EXPERIENCE BY VERNSKY.RU. The paper discusses basic tools of new media in education in Russia and abroad. The theoretical part of the study is systematization of results of relevant authoritative literature study on the topic and classification of new information and communication technologies (social networking and Internet web-sites) according to optimizing of the educational process. The empirical part of the study is based on the description and analysis of basic working principles and first results of the operation of Vernsky.ru, a regularly updated public database, consisting of most current research. The