Научная статья на тему 'Использование технологиий новых медиа в образовании на примере портала vernsky. Ru'

Использование технологиий новых медиа в образовании на примере портала vernsky. Ru Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
515
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ICT / НОВЫЕ МЕДИА / NEW MEDIA / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коломиец Я.Ю., Вьюгина Д.М.

В данной статье рассматриваются основные технологии использования новых медиа в образовании в России и за рубежом. Первая часть исследования теоретическая представляет собой результаты анализа актуальной авторитетной литературы по теме, а также классификацию новых информационно-коммуникационных технологий (социальных сетей и Интернет-порталов) для оптимизации образовательного процесса. Вторая часть исследования эмпирическая основана на описании ключевых принципов работы и анализе первых результатов функционирования портала vernsky.ru как регулярно пополняющейся базы открытых данных, состоящей из актуальных научных исследований. Также во второй части приводится история создания портала, а также рассматривается теоретический аспект использования порталов подобного формата в глобальном контексте медиакоммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Коломиец Я.Ю., Вьюгина Д.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEDIA IN EDUCATION, FIRST EXPERIENCE BY VERNSKY.RU

The paper dlscusses baslc tools of new medla ln educatlon ln Russla and abroad. The theoretlcal part of the study ls systematlzatlon of results of relevant authorltatlve llterature study on the toplc and classlficatlon of new lnformatlon and communlcatlon technologles (soclal networklng and Internet web-sltes) accordlng to optlmlzlng of the educatlonal process. The emplrlcal part of the study ls based on the descrlptlon and analysls of baslc worklng prlnclples and first results of the operatlon of Vernsky.ru, a regularly updated publlc database, conslstlng of most current research. The second part of the study also provides some ideas on history of creation of the web-site and theoretical aspects of the use of Vernsky. ru in the global context of media communications.

Текст научной работы на тему «Использование технологиий новых медиа в образовании на примере портала vernsky. Ru»

Мы полностью разделяем позицию А.П. Тряпициной и С.А. Писаревой, подчеркивающих, что именно «ориентация на новые качества личности, обусловливающие успешное самоопределение человека в современном мире, выступает общей ценностно-целевой основой модернизации педагогического образования» [5, с. 207].

Особое значение при этом приобретает «переход от парадигмы «развитие и формирование» (социально-педагогическая сообразность) к парадигме «саморазвитие как становление» (культурно-психологическая сообразность) [4, с. 207]. По мнению Э.В. Галажинского и В.Е. Клочко, это означает «...проектирование такой образовательной среды, которая отвечает возможностям человека, но при этом сам факт вхождения в неё обеспечивает переход возможностей в действительность, вызывая прирост инновационных потенций, таких как самостоятельность, вера в собственные силы, жизнестойкость, инициативность, толерантность к неизвестному, готовность включаться в инновационную деятельность» [4, с. 209].

Современные представления о ценностных основаниях подготовки руководителей образовательных организаций были положены нами в основание проектирования содержания и технологии реализации магистерской программы «Менеджмент в образовании» по направлению 44.04.01 - Педагогическое образование. Миссию образовательной программы мы видим в формировании новой образовательной элиты, представители которой способны стать лидерами опережающих инновационных преобразований в системе непрерывного образования в соответствии с современными требованиями.

Стратегическая цель образовательной программы определена нами как формирование открытой, гибкой, способной к устойчивому развитию системы профессионально-педагогического образования, ориентированной на подготовку нового поколения менеджеров сферы образования, владеющих современными технологиями инновационного развития образовательных организаций, готовых к разработке, экспертизе и научно-методическому сопровождению комплексных социально-образовательных и научно-исследовательских проектов различного уровня.

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих психолого-педагогических задач:

- обеспечение фундаментальности управленческой и психолого-педагогической подготовки магистрантов к работе в

Библиографический список

условиях вариативной динамичной образовательной среды с ориентацией на ценности процесса личностного и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса;

- внедрение новых образовательных технологий, соответствующих лучшим образцам международной образовательной практики на основе индивидуализированных и гибких образовательных траекторий, модульной организации учебного процесса, создания системы академической мобильности магистрантов и преподавателей;

- научное обоснование комплексных задач опережающего развития образовательных систем в регионе на основе трансфера результатов фундаментальных и прикладных исследований по актуальным направлениям развития педагогической науки и практики;

- развитие партнерских связей и сотрудничества с российскими и зарубежными вузами, исследовательскими центрами, работодателями, федеральными и региональными органами государственного управления, представителями общеобразовательных организаций, ведущими специалистами путём реализации совместных образовательных и исследовательских проектов и их оперативного отражения в содержании и технологиях подготовки менеджеров образования;

- создание системы базовых образовательных организаций как инновационных и ресурсно-методических центров для экспериментальной апробации новых управленческих технологий и ресурсов;

- организация «открытого пространства» для обсуждения актуальных и перспективных задач педагогической науки и практики, совместной разработки и реализации перспективных научно-исследовательских и инновационных проектов, диссе-минации инновационного опыта в образовательное пространство Северо-Кавказского федерального округа и страны в целом.

В ответ на вызовы глобальной экономики, социально-культурной и экономической дифференциации, взрывного развития средств коммуникации только модель ценностно-ориентированной подготовки руководителей образования обеспечит их успешную профессионально-педагогическую деятельность и личностно-профессиональное развитие в ситуации возрастающей неопределенности.

1. Игропуло И.Ф. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении: методология, теория, технология. Москва, 2003.

2. Савелёнок Е.А. Чему и как учить менеджера: очерк к теологии управления. История управленческой мысли и бизнеса: Проблемы подготовки менеджеров: вчера-сегодня-завтра: материалы международной конференции. Москва, 2014: 189 - 201.

3. Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций. Санкт-Петербург, 2012.

4. Галажинский Э.В., Клочко В.Е. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.

5. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования. Человек и образование. 2014; 3 (40): 4 - 12.

References

1. Igropulo I.F. Upravlenie innovacionnymiprocessami v obrazovatel'nom uchrezhdenii: metodologiya, teoriya, tehnologiya. Moskva, 2003.

2. Savelenok E.A. Chemu i kak uchit' menedzhera: ocherk k teologii upravleniya. Istoriya upravlencheskojmysli ibiznesa: Problemy podgotovki menedzherov: vchera-segodnya-zavtra: materialy mezhdunarodnoj konferencii. Moskva, 2014: 189 - 201.

3. Kudryavceva E.I. Kompetencii i menedzhment: kompetencii v menedzhmente, kompetencii menedzherov, menedzhment kompetencij. Sankt-Peterburg, 2012.

4. Galazhinskij 'E.V., Klochko V.E. Psihologiya innovacionnogo povedeniya. Tomsk, 2009.

5. Tryapicyna A.P., Pisareva S.A. Sovremennye metodologicheskie podhody k issledovaniyu pedagogicheskogo obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2014; 3 (40): 4 - 12.

Статья поступила в редакцию 31.07.16

УДК 316.77.

Kolomiets Ya.Yu., postgraduate, New Media and Communication Theory Department, Moscow State University (Moscow,

Russia), E-mail: kolomiets_yana@mail.ru

Vyugina D.M., postgraduate, Department of Media Theory and Economics, Moscow State University (Moscow, Russia),

E-mail: danya_vyugina@mail.ru

NEW MEDIA IN EDUCATION, FIRST EXPERIENCE BY VERNSKY.RU. The paper discusses basic tools of new media in education in Russia and abroad. The theoretical part of the study is systematization of results of relevant authoritative literature study on the topic and classification of new information and communication technologies (social networking and Internet web-sites) according to optimizing of the educational process. The empirical part of the study is based on the description and analysis of basic working principles and first results of the operation of Vernsky.ru, a regularly updated public database, consisting of most current research. The

second part of the study also provides some ideas on history of creation of the web-site and theoretical aspects of the use of Vernsky. ru in the global context of media communications. Key words: ICT, new media, educational process.

Я.Ю. Коломиец, аспирантка каф. новых медиа и теории коммуникации, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Е-mail: kolomiets_yana@mail.ru

Д.М. Вьюгина, аспирантка каф. теории и экономики СМИ, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Е-mail: danya_vyugina@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИЙ НОВЫХ МЕДИА В ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА VERNSKY.RU

В данной статье рассматриваются основные технологии использования новых медиа в образовании в России и за рубежом. Первая часть исследования - теоретическая - представляет собой результаты анализа актуальной авторитетной литературы по теме, а также классификацию новых информационно-коммуникационных технологий (социальных сетей и Интернет-порталов) для оптимизации образовательного процесса. Вторая часть исследования - эмпирическая - основана на описании ключевых принципов работы и анализе первых результатов функционирования портала vernsky.ru как регулярно пополняющейся базы открытых данных, состоящей из актуальных научных исследований. Также во второй части приводится история создания портала, а также рассматривается теоретический аспект использования порталов подобного формата в глобальном контексте медиакоммуникации.

Ключевые слова: ИКТ, новые медиа, образовательный процесс, открытые данные, общество знаний.

Сегодня новые медиа являются не только привычными спутниками повседневной жизни и главными каналами межличностной коммуникации, но и становятся эффективным инструментом в различных социально значимых процессах. Развитие информационно-коммуникационных технологий меняет привычный уклад жизни, а при правильном использовании и управлении делает большинство процессов более эффективными, в первую очередь, в социальной сфере.

К примеру, исследование американского «Красного креста» показало, что в экстренном случае сразу после звонка по номеру 911 жители США обратятся за помощью в специальные сервисы, размещённые в Интернете. Основатель компании «G&H International», консультирующей экстренные службы по всему миру, объясняет это так: «Технологии Веб 2.0 стали ключом к решению множества задач, так как они изначально были созданы для того, чтобы быть социально ориентированными и используемыми для взаимодействия» [1].

Обзор литературы

Исследование взаимодействия новых медиа и участников образовательного процесса - это один из важнейших междисциплинарных вопросов, который представляет интерес как с практической, так и с теоретической точки зрения. Практический, в том числе и рекомендательный характер носят научные труды в сфере педагогических наук, проведенные в полевых условиях - в образовательных учреждениях и сообществах. Например, исследование М. Бута и А. Эспозито в рамках высшей школы «Фостер», исследование Университета Массачусетс об интеграции студентов в общественные процессы учебного заведения или пятилетнее исследование С. Смита и Дж. Карузо о пользе использования социальных медиа в классной комнате, проведенное среди 30 тысяч преподавателей и студентов различных учебных заведений [2; 3; 4].

Теоретические труды, посвящённые теме образования и новых технологий, представляют в первую очередь исследователи медиа [5]. Они рассматривают новые виды коммуникации между различными группами и участниками этих групп, появившихся благодаря новым информационным возможностям.

Важно отметить, что исследований, посвящённых новым медиа как цельному явлению в рамках образовательных процессов, немного. Большая часть исследований посвящена отдельным сферам, таким, как «социальные сети», «социальные медиа», «игровая реальность», «онлайн базы данных», а также технические вопросы в образовании [6; 7; 8; 9]. Одну из ключевых работ представляет совместная работа американских учёных «Социальные медиа в высшем образовании» [10]. Она представляет собой подробное систематическое исследование различных аспектов социализации всех участников образовательных процессов благодаря технологиям медиа.

Результатом взаимодействия практиков и теоретиков становятся сборники тезисов и результаты пленарных заседаний конференций, посвящённых данным вопросам, например, круглого стола, прошедшего на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаграмотность школьников. Новые медиа как

современная образовательная среда» или конференции «Теория и практика образования в современном мире», прошедшей в СПБГУ, а также «Новые медиа в гуманитарном образовании», прошедшей в НИУ «Высшая школа экономики» [11]. Такой формат имеет очень большое значение, так как позволяет не только собрать и распространить самую актуальную информацию, связанную с темой образования и новых медиа, но и помогает развить диалог, обмен опытом между педагогами разных специальностей и теоретиками медиа.

Инструментарий новых медиа позволяет распространять информацию среди более широкой аудитории, получать ответ и активно взаимодействовать с ней, поэтому все больше социальных служб переходит на выстраивание коммуникации в он-лайн-сфере. Сегодня большое участие в этом переходе принимают образовательные учреждения.

Уникальные возможности, которые Интернет предоставляет своим пользователям, помогают вывести образовательный процесс и коммуникацию на новый уровень.

Глобальность, или глобальный доступ пользователей к сети Интернет, даёт возможность делать огромное количество данных открытыми, а их обмен - беспрепятственным. Доступ к знанию - одно из важнейших условий развития информационного общества.

Гипертекстуальность позволяет создавать «трехмерные» базы данных, поиск и индексацию в которых можно проводить не только по автору, названию, произведению или интересующей теме, но и по всему тексту, углубляясь в его содержание посредством гиперссылок, что позволяет намного подробнее и полноценнее рассмотреть любое письменное произведение.

Интерактивность подразумевает взаимодействие и формирование сообщества, а также даёт возможность не только давать и получать, узнавать информацию, но и вступать в коллабо-рацию в процессе её создания.

Благодаря мультимедийности образовательный процесс становится более ярким, интересным, иллюстративным, в его основу закладывается эмоциональная основа, а также появляется возможность полноценно раскрывать суть сообщения: будь то будничная новость или лекционный материал.

Рассмотрим, в каких сферах образования технологии новых медиа могут быть использованы наиболее эффективно.

Для того чтобы обозначить рамки исследования, сформулируем направления использования технологий новых медиа в образовании. Для этого обратимся к классификации видов социальной коммуникации в Интернете исследователя М.М. Лукиной (Таблица 1) [12]. Во-первых, они могут различаться по степени открытости - быть публичными и непубличными, что зависит от политики учебного заведения и задач, которые стоят перед конкретным сервисом.

Некоторые учебные заведения предпочитают закрывать большую часть данных и коммуникации как между студентами, так и преподавателями, и формируют для этого систему закрытых аккаунтов, доступ к которым появляется только в случае зачисления в университет или поступлении на научную или

административную должность. В его рамках складываются все виды коммуникаций, кроме общественной, и обмен различными данными внутри закрытого сообщества. Такая политика объясняется привилегированностью и уникальностью содержания, но, к сожалению, корпоративный формат нивелирует такое свойство онлайн-коммуникации, как глобальность.

Например, электронные библиотеки предлагают онлайн-по-иск по тэгам, имени автора и названию произведения, возможность доступа в различных местах, но часто доступ ограничен, таким образом учебное заведение устанавливает привилегии для своих студентов. Но существуют и исключения: например, учебный центр Братьев Гримм Гумбольдсткого университета в Берлине доступен всем.

Во-вторых, они могут различаться по социально-структурному контуру: они могут работать как на уровне общества в целом, так и внутри академических групп или на межгрупповом уровне, а также могут иметь возможность формировать межличностные коммуникации.

В-третьих, они могут быть различными по составу участвующих субъектов, по направленности и масштабу распространения информации. По доступу к интерактивным возможностям - с обратной связью или без.

сетей, так и от тех задач, которые учебное заведение ставит перед собой.

Исследование Университета Массачусетс показало, что уровень использования социальных сетей в рамках университетов вырос в среднем с 61% до 98% в течение последних пяти лет.

Социальная сеть Facebook - это самый популярный и используемый медиаинструмент в высшем образовании, его основная функция - налаживание неформального общения и обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.

Сервисы блогов, в том числе и видеоблогов, позволяют учебным заведениям как распространять информацию в рамках учебного процесса (например, снимать и публиковать видеолекции различных преподавателей), так и рассказывать о жизни и работе университета, например, транслируя контент, созданный студентами.

Микроблог Twitter позволяет публиковать срочные обновления и последние новости в кратком и емком формате.

Сеть LinkedIn позволяет налаживать связь между студентами и потенциальными работодателями, размещать резюме с верификацией настоящего статуса образования.

Таблица 1

Классификация видов коммуникации в рамках образования в новых медиа (Источник: классификации видов социальной коммуникации в Интернете исследователя М.М. Лукиной)

Степень открытости Публичные Непубличные

По виду связи С обратной связью Без обратной связи

По широте тематики Многотемные Специализированные Универсальные

По структуре общающихся субъектов От одного к многим От многих ко многим От многих к одному

Социально-Структурный контур Социетальные Внутри- / Межгрупповые Межличностные

По территориальному охвату Глобальные Общенациональные Локальные

Таким образом, рассмотрим, в каких сферах образования технологии новых медиа могут быть использованы наиболее эффективно.

В первую очередь, это популяризация учебного заведения, продуктов деятельности его студентов и сотрудников, а также результатов различных исследований и кампаний. Отсюда следует прямая связь с потенциальными студентами: учебные заведения предлагают также полную информацию об образовательном процессе, его особенностях, представляют информацию с помощью новейших мультимедийных инструментов, например, фото- и видеопанорамы. Также они могут найти потенциальных студентов по упоминаниям в социальных сетях, а заинтересованная аудитория может задать любые вопросы. Следующий уровень - коммуникация с действующим преподавательским и учебным составом. Профессиональное развитие становится возможным благодаря коммуникации между учеными как одного, так и многих университетов и исследовательских центров, а также благодаря возможности получать обратную связь от учащихся. Учащиеся получают различные материалы, доступ к информации и возможность делиться своими впечатлениями, данными как друг с другом, так и с наставниками. На последнем, самом ограниченном, этапе выпускники могут образовывать группы и формировать межгрупповую коммуникацию, а также делиться новым профессиональным и научным опытом.

Социальные сети в процессе оптимизации учебного процесса

Социальные сети являются не только ретрансляторами информации других медиа, но и открывают доступ ко всем возможностям, предлагаемым другими онлайн-источниками. Сегодня создание и ведение аккаунтов от имени учебного заведения - это один из уже привычных способов налаживания как внутренней, так и внешней коммуникации, однако масштаб их функционирования, сфера применения и уровень вовлеченности Интернет-пользователей значительно отличаются. Это зависит как от штата сотрудников, занимающихся менеджментом социальных

Не стоит забывать о том, что функционирование всех социальных сетей так или иначе взаимосвязано, поэтому многочисленные репосты и взаимовыгодное размещение аналогичной информации приводит к более вероятному охвату всей целевой аудитории и привлечению ее внимания.

Но существуют примеры уникального использования возможностей Интернета в образовательном процессе, включающие в себя несколько видов социальной коммуникации сразу и отличающиеся многозадачностью. Они ставят перед собой цель - создать определённое поле для взаимодействия участников научного сообщества. Один из них - научный портал «Вернский» - заметно выделяется на общем фоне и объединяет в себе все опции, предлагаемые социальными сетями и другими новыми медиа.

История создания и задача портала «Вернский»

«Вернский» представляет собой архив и депозитарий учебных работ и научных исследований с проверкой на уровень заимствований [13]. Он был разработан компанией «Новые медиа» для осуществления проекта «Прозрачная система образования» Агентства стратегических инициатив, предложенного Ассоциацией интернет-издателей в 2013 году. Пилотные версии депозитария были внедрены на факультете Журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и в его Крымском филиале.

По словам идейного вдохновителя и главного лоббиста такого формата информационных банков, заведующего кафедрой Новых медиа и теории коммуникации факультета Журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, Ивана Засурского, «Вернский» -это «Верн(ад)ский» без «ада», то есть чистые знания без плагиата» [14].

Название «Вернский» апеллирует к концепции В.И. Вернадского о Ноосфере и, в частности, главному её тезису о том, что в процессе эволюции будет создана новая геологическая сила, представляющая собой научную мысль всего человечества, которая сможет обеспечить переход человеческой цивилизации (Биосферы) в новое состояние - Ноосферу [15].

Бесспорно, назвать Интернет Ноосферой пока нельзя. Однако структура коммуникации в этом новом информационном пространстве перспективна и имеет для этого все возможности. По словам Засурского, современный Интернет является прототипом «коллективного сознания», но чтобы стать «коллективным разумом», ему не хватает «процессора» и «памяти» [14]. Проблему отсутствия «памяти» как раз и должны решить депозитарии знаний, в то время как проблему отсутствия «процессора» смогут решить социальные сети нового поколения. В данном случае «Вернский» представляет собой и то, и другое, а главной его задачей можно условно обозначить стремление использовать эволюционный потенциал Интернета на полной мощности.

Структура портала «Вернский»

Портал представляет собой условно социальную сеть. Любая информация, опубликованная на сайте является общедоступной. Однако, для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и пополнять / редактировать своё портфолио работ, необходима авторизация через одну из популярных социальных сетей: Facebook или Вконтакте.

Авторизовавшись, пользователь имеет доступ к опции «Мой кабинет», где в агрегированном виде содержится информация о нём: количество загруженных работ, количество подписчиков, количество пользователей, за обновлениями которых он следит, а также история проверок загруженных им работ на предмет заимствований.

Поскольку одной из главных задач, которую ставили перед собой создатели «Вернского», было формирование не просто базы учебных и научных работ, а полноценной социальной сети, призванной существенно упростить процесс академической коммуникации, «личный кабинет» также имеет опции «ленты», где отображаются последние исследовательские работы тех, на кого подписан пользователь (данная опция дает возможность своевременно получать свежую информацию о том, что происходит в научной области, который интересуется пользователь), «избранные» и «просмотренные», чтобы иметь возможность возвращаться к определенным материалам по прошествии времени, а также «мои работы», где пользователь может отслеживать реакцию сообщества на собственные материалы.

Также на «Вернском» доступны опции комментирования, выставления оценок, которые составляют рейтинг работы, а также индикатор количества просмотров. Данные функции портала позволяют пользователю в кратчайшие сроки оценить актуальность своего исследования, а также получить обратную связь от старших и более опытных коллег.

По словам создателей, «Вернский» также может служить прототипом электронного кафедрального журнала, в котором бы публиковались свежие результаты исследований отдельной кафедры. Ведь формирование «научной школы» возможно только посредством постоянного обновления и пополнения научной базы отдельного сегмента науки, а также при условии обеспечения своевременной связи между исследователями области.

Помимо усовершенствования процесса научной коммуникации, будучи подключенным к самой крупной базе первоисточников в России «Антиплагиат», «Вернский» также предоставляет опцию проверки загруженных работ на наличие заимствований, которая включает в себя не только отчёт по использованным в работе материалам, но и показывает количество орфографических ошибок, а также дает представления о читабельности текста. Таким образом, загрузка результатов исследования существенно упрощает процесс проверки, как академических, так и научных работ. С другой стороны наличие всех вышеперечисленных функций также создаёт определенную мотивационную базу для студентов и научных сотрудников более обстоятельно подходить к исследованиям, так как их результаты будут выставлены на общее обозрение в Сети.

Следующим уровнем усовершенствования академической коммуникации, который «Вернский» предоставляет в кооперации с различными организациями, является возможность участия в конкурсах на получение грантов, стажировок или даже работы посредством своего виртуального портфолио.

Медиаметрический анализ данных портала «Вернский»

Для того чтобы оценить работу научного портала «Вернский», обратимся к отчетам медиаметрических исследований в период с 14 декабря 2013 года - официального запуска проекта до 1 июня 2016 года и рассмотрим следующие показатели: источники трафика, поисковые фразы, посещаемость, характеристики аудитории, а также оценим карту ссылок и карту кликов на главной странице сайта [16].

Дня начала рассмотрим данные о посещении сайта. География посещений включает в себя 94 страны, но основная страна трафика - Россия (81,9%). Далее следуют страны постсоветского пространства (Украина, Беларусь, Казахстан), а пятую строчку занимают США.

Основным источником перехода на веб-сайт vernsky.ru являются поисковые системы (Google, Яндекс и Поиск Mail.ru - в сумме 51,7%, соответственно), далее следуют прямые заходы на сайт (24,9%) и переходы из социальных сетей (18%). Если обратиться к истории поисковых фраз, которые приводят посетителей на сайт, то запрос "вернский", "vemsky" и "vernsky.ru" находятся лишь на 3, 5 и 6 месте по популярности, в то время как различные научные термины и имена авторов составляют основной пласт запросов, что говорит о том, что Вернский функционирует как настоящая база научных работ и первоисточников, чтение работ в которой осуществляется по тэгам на интересующие актуальные темы.

Таблица 2

Источник трафика портала vernsky.ru и самые популярные поисковые запросы (Источник: Яндекс.Метрика)

Источник трафика Самые популярные поисковые запросы

Переход из поисковых систем - 51,7% Социальное предпринимательство

Прямые заходы - 24,9% Элиза Таян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переходы из социальных сетей - 18% Вернский

Переходы по ссылкам на сайтах - 3,65% Медиаконвергенция

Внутренние переходы -1,67% Мультимедийная журналистика

Далее рассмотрим тип устройств, с которых чаще всего осуществляется вход на сайт. Абсолютное большинство обращений (79,4%) происходит с персональных компьютеров. Из этого можно сделать вывод, сайт «Вернский» посещают, в основном, во время работы, публикации и сбора материалов, то есть активной научной работы, в то время как смартфоны и планшеты представляют меньшую долю посещений (17,2% и 3,41 соответственно).

Средний возраст активного посетителя сайта - 18-24 года, а значит, большая часть сообщества «Вернский» - это студенты высших учебных заведений, которые проверяют на плагиат, публикуют и читают различные научные работы. Это доказывает и общая статистика посещаемости сайта, показывающая, что пик посещений приходится на конец учебных семестров, в декабре и в мае, а значит, в то время, когда студенты сдают письменные работы и обращаются к различным научным источникам при подготовке к сессии. Например, 28 мая 2014 года зафиксирован максимум - почти 15 тысяч уникальных посетителей.

Таблица 3

Возраст посетителей и география посещений портала Vernsky.ru (Источник: Яндекс.Метрика)

Возраст посетителей География посещений, визиты

18-24 года - 43,7% Россия - 81,9%

25-34 года - 29,6% Украина - 7,2%

45 лет и старше - 9,69% Беларусь - 2,65%

Младше 18 лет - 9,66% Казахстан - 1,96%

35-44 года - 7,31% США - 0,7%

Карта ссылок показывает, ссылки на какие страницы аудитория выбирает чаще всего. Согласно данным медиаметрии

(Рисунок1.),чаще всего полытвателиобращаются к рубрикам «Проверь и подтверди», «Читай и изучай» и «Работы» (то есть библиутокенаучзыхрабоо).Тот фокт, чттокциу преветаи рабу-ты на плагиат появляется уже во всплывающем окне на главной стракице,векояонеквсе го, ипос^^б^^^вкет тому,чтодоля переходов по ссылке «Проверь и подтверди» является максимальной и составляет 34,3%.

но и побликовсть кобсякенные, пееевтриоальпо пеиперяя их на оригинальность, а также формировать новое научное сообще-итвр.

Ожидаемые результаты внедрения «Вернского» в российскую систему образования

• возможность обеспечения своевременной научной коммуникации

Рис. 1. Карта ссылок главнойстраницыпортала«Вернский»,Исрочник: Яндекс. Метрика

Теаловея картоклиеяв показывает, на какие элементы страницы пользователи нажимают чаще всего (Рис. 2.). Во всплывающем окне самым популярным запросом остается проверка работы на оригинальность («Проверь и подтверди»). Аудитория, которая обращаеусокеяко внойстранице,кликаетеазразакза-крытия окна быстрого просмотра. На главной странице самыми востребованными являются «Авторизация», то есть вход для за-региюрюроваяныо пользопатеией,«Работы» (библйотекеуу°ор), «Проверить работу» и, что важно, поисковая строка, которая по-зволтеи наеодикь уабтеыпо тэгам.нтзчрниям и

• возможность составления профиля и отслеживания «продвижения» научной мысли пользователя во времени посредством публикации и хранения в удобном формате всех его научных работ

• предектеялори еокзнюмнорти дoотйптпяаезoоaтелям Сети к качественному научному контенту, проверенному авторитетными представителями научного сектора

Tккимoаеaзиб. мы можтм видкть.рто на яегоднишкий день портал «Вернский» представляет собой прототип научного де-позитарикзеаний, l<oтoутlйоЗлaдйот всеми □^[^со^к^к^^кми усо-

Проверить работу

Вернадск

»Банк знаний и базайёрволсточ! учебных работ и науШых исслэ/

ХХУ

V

Vern^sky

Сохрани и опу бликуй

Проверь и подтверди

свое исследование оригинальность работы* в конкурсе учебных работ актуальные исследования

' Автоматическая проверка на уровень заимствований выводится в виде отчйта по работе, с указанием % заимствований и их источников (видно только вам са»»|м и пользователям с осой*« статусом 'Преподаватель"). Документы хранятся на серверах Уеггаку на условия СС-ВУ-МС 4.0 (пол-соттегсаП. их публикация является свидетельством авторства разместившего их лица пока не доказало обратное.

Рис. 2. Карта кликов главнойстран ицы портала«Ве рнский»,Исто чн ик: Яндекс.Метрика

Таким образом, можно сказать, что портал «Вернский» представляет собой полноценную базу научных данных, которая позволяет не тольконаходитьновые актуальные исследования,

вершенствования современной системы научной коммуникации, необходимого для полноценного развития научной мысли в XXI векь.

Библиографический список

1. Yasin R. 5 ways to use social media for better emergency response. Available at: https://gcn.com/articles/2010/09/06/social-media-emergency-management.aspx

2. Booth M. & Esposito A. Mentoring 2.0 - High tech/high touch approaches to Foster student support and development in higher education. 2011.

3. Mattson E., & Barnes N.G. 2009. Social Media and College Admissions: The First Longitudinal Study. Retrieved January 12, 2010, from University of Massachusetts Dartmouth. Available at: http://www.umassd.edu/cmr/studiesresearch/mediaandadmissions.cfm

4. Smith S.D., Salaway G., & Caruso J.B. The ECAR Study of Undergraduate Students and Information Technology, 2009. Retrieved December

2009, from EDUCAUSE Center for Applied Research. Available at: http://www.educause.edu/ecar

5. Коханова Л.А., Штепа В.И. Медиа в учебном процессе как инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/media-v-uchebnom-protsesse-kak-innovatsionnye-tehnologii-v-vysshem-i-professionalnom-obrazovanii

6. Rinaldo, Shannon B.; Tapp, Suzanne; Laverie, Debra A. Learning by Tweeting: Using Twitter as a Pedagogical Tool. Journal of Marketing Education. 33, 2011: 193 - 203.

7. Shen J., & Eder L.B. Intentions to Use Virtual Worlds for Education. Journal of Information Systems Education.

8. Ras E., & Rech J. (2009). Using Wikis to support the Net Generation in improving knowledge acquisition incapstone projects. The Journal of Systems and Software. 2009.

9. Setzer V. Electronic media and education: television, video game and computer, University of Sao Paulo, Brazil, 2001. Available at: https:// www.ime.usp.br/~vwsetzer/electr-media.html

10. Davis C., Deil-Amen R., Rios-Aguilar C., Canche M: Social Media in Higher Education: A literature review and research directions. 2010. Available at: https://works.bepress.com/hfdavis/

11. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Санкт-Петербург: Реноме, 2012.

12. Интернет СМИ: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией М.М. Лукиной. Москва: Аспект Пресс,

2010.

13. Available at: http://vernsky.ru

14. Засурский И. Мы имеем дело с непознанным - интервью порталу «Media crowd». Available at: http://mediacrowd.org/text/interview-ivan-zasurskiy/

15. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Москва: Академический проект; Киров: Константа, 2013.

16. Сводка медиаметрических данных о портале Vernsky.ru. Available at: https://metrika.yandex.ru/dashboard?group=day&period=2013-12-14%3A2016-06-01&id=23337748

References

1. Yasin R. 5 ways to use social media for better emergency response. Available at: https://gcn.com/articles/2010/09/06/social-media-emergency-management.aspx

2. Booth M. & Esposito A. Mentoring 2.0 - High tech/high touch approaches to Foster student support and development in higher education. 2011.

3. Mattson E., & Barnes N.G. 2009. Social Media and College Admissions: The First Longitudinal Study. Retrieved January 12, 2010, from University of Massachusetts Dartmouth. Available at: http://www.umassd.edu/cmr/studiesresearch/mediaandadmissions.cfm

4. Smith S.D., Salaway G., & Caruso J.B. The ECAR Study of Undergraduate Students and Information Technology, 2009. Retrieved December 2009, from EDUCAUSE Center for Applied Research. Available at: http://www.educause.edu/ecar

5. Kohanova L.A., Shtepa V.I. Media v uchebnom processe kak innovacionnye tehnologii v vysshem i professional'nom obrazovanii. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2010. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/media-v-uchebnom-protsesse-kak-innovatsionnye-tehnologii-v-vysshem-i-professionalnom-obrazovanii

6. Rinaldo, Shannon B.; Tapp, Suzanne; Laverie, Debra A. Learning by Tweeting: Using Twitter as a Pedagogical Tool. Journal of Marketing Education. 33, 2011: 193 - 203.

7. Shen J., & Eder L.B. Intentions to Use Virtual Worlds for Education. Journal of Information Systems Education.

8. Ras E., & Rech J. (2009). Using Wikis to support the Net Generation in improving knowledge acquisition incapstone projects. The Journal of Systems and Software. 2009.

9. Setzer V. Electronic media and education: television, video game and computer, University of Sao Paulo, Brazil, 2001. Available at: https:// www.ime.usp.br/~vwsetzer/electr-media.html

10. Davis C., Deil-Amen R., Rios-Aguilar C., Canche M: Social Media in Higher Education: A literature review and research directions. 2010. Available at: https://works.bepress.com/hfdavis/

11. Teoriya ipraktika obrazovaniya vsovremennom mire: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Sankt-Peterburg, fevral' 2012 g.). Sankt-Peterburg: Renome, 2012.

12. Internet SMI: Teoriya ipraktika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Pod redakciej M.M. Lukinoi. Moskva: Aspekt Press, 2010.

13. Available at: http://vernsky.ru

14. Zasurskij I. My imeem delo s nepoznannym - interv'yu portalu «Media crowd». Available at: http://mediacrowd.org/text/interview-ivan-zasurskiy/

15. Vernadskij V.I. Filosofskie mysli naturalista. Moskva: Akademicheskij proekt; Kirov: Konstanta, 2013.

16. Svodka mediametricheskih dannyh o portale Vernsky.ru. Available at: https://metrika.yandex.ru/dashboard?group=day&period=2013-12-14%3A2016-06-01&id=23337748

Статья поступила в редакцию 18.07.16

УДК 378

Akavova A.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, English Philology Department, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: gereiva_aida@mail.ru

Ismailov Sh.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), Dean of Faculty of Physical Education and Life Safety, Department of Combat

Sports, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

Magomedov M.G., postgraduate, Department of Theory and Methods of Professional Education, senior teacher, Department of

Combat Sports, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru

A STUDENT-CENTERED APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING SAFETY IN EXTREME SITUATIONS TO FUTURE TEACHERS. The article deals with the main approaches, principles and conditions of vocational training health and safety in extreme situations to future teachers and settles a student-centered approach of future teachers of safety and life. The article reveals problems in organization of an educational process on the basis of a student-centered approach, which involves personal, professional and social development of the immediate environment of life. The researchers also consider the educational environment as an opportunity to free choice of activity, which would enable a student to achieve greater success.

Key words: extreme situation, safe behavior, personality-oriented approach, training teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.