Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурный социум / межпоколенная трансмиссия / ценности / детско-родительские отношения / этнические семьи / азербайджанцы / русские / multicultural society / intergenerational transmission / values / child-parent relations / ethnic families / Azerbaijanis / Russians

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хотинец Вера Юрьевна, Самбикина Оксана Семенова

Семья является первичным агентом социализации, выступая посредником между культурными ценностями и результатом межпоколенной трансмиссии. Ставится проблема о «вкладе» традиционных культурных и современных социальных ценностей в отношения между родителями и детьми в этнических семьях поликультурного социума. В исследовании участвовали 40 полных моноэтнических семей: 20 азербайджанских семей из сельских районов (Пермский край), 20 русских семей из городской среды (г. Пермь) (всего 120 чел.), из них дети (всего 40 чел.) подросткового возраста 11–12 лет (M=11,6), родители (40 матерей и 40 отцов) в возрасте от 29 до 47 лет (M=38,7), постоянно проживающие в Пермском крае Российской Федерации. По результатам применения методов математической статистики устанавливается вертикальное межпоколенное взаимодействие от родителей к детям в семьях. Обнаружены межпоколенные различия ценностей в семьях с разной локацией проживания: в диаспоральных азербайджанских семьях из сельского региона – культурные ценности как значимые жизненные цели; в русских семьях, проживающих в урбанизированной среде, – ценности информационного общества, глобального информационного пространства. Полученные данные об аксиологических основаниях отношений между подростками и родителями в современных этнических семьях могут использоваться практическими психологами в работе по проблемам семейной миграции, касающимся аккультурации и социальной адаптации членов семьи к социокультурной среде, для интеграции их в новое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хотинец Вера Юрьевна, Самбикина Оксана Семенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF CHILD-PARENT RELATIONS IN ETHNIC FAMILIES OF A MULTICULTURAL SOCIETY

Family is the primary agent of socialization, acting as an intermediator between cultural values and the result of intergenerational transmission. The problem of the "contribution" of traditional cultural and modern social values to the relationships between parents and children in ethnic families of a multicultural society is defined. The study involved 40 complete mono-ethnic families: 20 Azerbaijani families from rural areas (Perm region), 20 Russian families from urban environment (Perm city) (120 people in total), among them there were children (40 people in total) aged 11-12 years (M=11.6), parents (40 mothers and 40 fathers) aged 29-47 years (M=38.7), permanently residing in the Perm region of the Russian Federation. According to the results of mathematical statistics methods, vertical intergenerational interaction from parents to children was established. Intergenerational differences in values were found in families with different locations of residence: in diasporic Azerbaijani families from a rural region, cultural values were defined as significant life goals; in Russian families living in an urbanized environment, the values of the information society and global information space were defined. The obtained data on the axiological foundations of the relationships between adolescents and parents in modern ethnic families can be used by practical psychologists in their work on family migration issues related to acculturation and social adaptation of family members to the socio-cultural environment, for their integration into a new community.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА»

356

2023. Т. 33, вып. 4

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9.072.43(045)

В.Ю. Хотинец, О. С. Самбикина

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА

Семья является первичным агентом социализации, выступая посредником между культурными ценностями и результатом межпоколенной трансмиссии. Ставится проблема о «вкладе» традиционных культурных и современных социальных ценностей в отношения между родителями и детьми в этнических семьях поликультурного социума. В исследовании участвовали 40 полных моноэтнических семей: 20 азербайджанских семей из сельских районов (Пермский край), 20 русских семей из городской среды (г. Пермь) (всего 120 чел.), из них дети (всего 40 чел.) подросткового возраста 11-12 лет (М=11,6), родители (40 матерей и 40 отцов) в возрасте от 29 до 47 лет (М=38,7), постоянно проживающие в Пермском крае Российской Федерации. По результатам применения методов математической статистики устанавливается вертикальное межпоколенное взаимодействие от родителей к детям в семьях. Обнаружены межпоколенные различия ценностей в семьях с разной локацией проживания: в диаспоральных азербайджанских семьях из сельского региона - культурные ценности как значимые жизненные цели; в русских семьях, проживающих в урбанизированной среде, - ценности информационного общества, глобального информационного пространства. Полученные данные об аксиологических основаниях отношений между подростками и родителями в современных этнических семьях могут использоваться практическими психологами в работе по проблемам семейной миграции, касающимся аккультурации и социальной адаптации членов семьи к социокультурной среде, для интеграции их в новое сообщество.

Ключевые слова: поликультурный социум, межпоколенная трансмиссия, ценности, детско-родительские отношения, этнические семьи, азербайджанцы, русские.

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-4-356-363

Введение

Современная семья претерпевает значительные изменения в связи с антропологическим поворотом в культурном развитии общества [10]. Формируется иная структура семьи с тенденцией к нуклеаризации с автономностью и самостоятельностью каждого из членов семьи, что связано с удовлетворенностью жизнью [5]. Иерархическую систему ролевых предписаний в семье, в которой муж (отец) является главой, сменили эгалитарные отношения между супругами с одинаковой долей ответственности, что в свою очередь отразилось на взаимодействии с детьми, которые тоже претендуют на равноправные отношения с родителями. Сегодня наблюдается слабая фиксированность ролей и функций в семье, прослеживаются взаимозаменяемость, перераспределение обязанностей между членами семьи, сменившие взаимодополняемость с закреплением за каждым определенных функций. Речь уже не идет об эгалитаризме в семейных отношениях, в свое время ставшем альтернативой традиционным гендерным отношениям, а отмечается синтез традиционного и современного, обозначаемый как «модернизированный семейный традиционализм» [7; 20].

В современный период известные варианты межпоколенной трансмиссии [4], определяющие вектор социализации, воспитания и обучения с освоением социальных норм, правил, культурных ценностей и моделей поведения [1], не могут в полной мере отразить специфику взаимодействия между представителями разных поколений [3]. Межпоколенные взаимодействия отличаются как жесткой, так и слишком мягкой трансляцией [12; 22; 24] в разных вариациях и сочетаниях: по вертикали (от родителей к детям) и горизонтали (от сверстника к сверстнику), по глубине (внешние и внутренние регуляторы) и времени (длительность взаимодействий). Устанавливаются сложные, зигзагообразные пути передачи опыта без однонаправленных линеарных устремлений (см. [12]). Согласно Т.Д. Марцинковской [3], это объясняется тем, что межпоколенная трансмиссия, например, в крупных городах, существенно отличается и по содержанию, и по формам с аналогичными процессами в сельской местности. Очевидно, что в больших городах процессы обмена опытом, переходы от одной формы трансмиссии к другой существенно ускоряются по сравнению с традиционными сельскими регионами с гомогенным этническим составом населения (см. [16]).

Социализация детей в больших поликультурных городах и регионах претерпевает определенного рода сложности, когда дети сопротивляются ценностям, не совместимым с культивируемыми в их се-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

мье. И наоборот, когда предписанные ценности доминантной культуры, вторгаясь в структуру мотивации обучающихся, становятся личностными ценностями, минуя необходимые процессы трансформации. В меньшей степени эти проблемы возникают в монокультурной среде, поскольку ценности, транслируемые детям в социальных институтах, согласуются с семейными ценностями [9; 11; 13; 19; 23]. В исследованиях [2; 18; 19] показано, что эффективнее передаются ценности, отражающие культурную специфику среды и имеющие значение для семьи и ее членов. Установлено, что значимые личностные ценности родителей и ценности, транслируемые ребенку, коррелируют друг с другом.

Пермский край является одним из крупнейших полиэтнических регионов Российской Федерации. По данным Росстата 2023 года, на территории Пермского края проживает 2 508 352 человека, представляющих 125 этнокультурных групп с разным вероисповедованием. Среди мусульманских народов, исповедующих ислам, выделяется азербайджанская диаспора. Отмечается [6], что в поликультурном регионе Пермского края этнокультурное взаимодействие строится по принципу интеграции [см. 14], когда каждая группа поддерживает и сохраняет собственную культуру и одновременно стремится поддерживать контакты с другой культурой, воспитывая и образовывая подрастающее поколение в едином культурно-образовательном пространстве.

Нами была поставлена проблема: Каков «вклад» традиционных культурных и современных социальных ценностей в отношения между родителями и детьми в современных этнических семьях поликультурного сообщества?

Цель работы: изучение аксиологического основания взаимоотношений подростков и родителей в азербайджанских и русских семьях Пермского края.

Задачи:

1. Выявить значимые различия по показателям детско-родительских отношений в русских и азербайджанских семьях.

2. Установить связь между показателями ценностей и взаимоотношений между родителями и подростками в русских и азербайджанских семьях.

Исследовательские вопросы:

1. Различаются ли детско-родительские отношения в городских русских семьях и азербайджанских семьях из диаспорального сельского поселения одного региона?

2. Отличается ли закономерности межпоколенной трансмиссии в городских семьях доминантного народа и сельских семьях диаспорального поселения?

Новизна и теоретическая значимость исследования. Объяснены особенности межпоколенной трансмиссии в моноэтнических семьях из сельского диаспорального поселения и русских семьях, проживающих в городской среде.

Методология исследования

Теоретико-методологической основой исследования является теория культурной трансмиссии [12; 13; 21; 24; 25].

1. Организационные - сравнительный.

2. Теоретические - анализ проблемы исследования, обобщение полученных данных.

3. Эмпирические - психодиагностический (Методика «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) Марковской И.М. (вариант для подростков и родителей (матерей и отцов отдельно)); Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) П. Трояновской; Измерение ценностей на индивидуальном уровне Ш. Шварца).

4. Методы обработки данных: методы математической статистики (описательная статистка, T-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирсону) c применением программного обеспечения IBM SPSS Statistics V22.0 for Windows.

В исследовании на добровольной основе участвовали 40 полных моноэтнических семей: 20 азербайджанских семей из сельских районов (Пермский край), 20 русских семей из городской среды (г. Пермь) (всего 120 чел.), из них дети (всего 40 чел.) подросткового возраста 11-12 лет, обучающиеся в пятых классах в МАОУ СОШ № 136 им. Я.А. Вагина, МАОУ Култаевской СОШ, МАОУ Кон-дратовской СОШ Пермского края; родители (40 матерей и 40 отцов) в возрасте от 29 до 47 лет. Постоянное место жительства детей и родителей - Пермский край Российской Федерации; предпочитаемые языки в общении: русский (всего 113 чел.), азербайджанский (всего 7 чел.). Этническая идентичность определялась с учетом языка первичной социализации.

358_В.Ю. Хотинец, О.С. Самбикина_

2023. Т. 33, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Результаты и их обсуждение

Особенности взаимоотношений между родителями и подростками в русских и азербайджанских семьях

Для выявления значимых различий по показателям детско-родительских отношений был применен Т-критерий Стьюдента (см. табл. 1).

Таблица 1

Статистически значимые различия по показателям детско-родительских отношений

в группах русских и азербайджанцев

Показатели Среднее значение P-

Рч в М 3 Русская группа Азербайджанская группа критерии Стьюдента уровень значимости

« Н а и в ° Нетребовательность-требовательность (М) 12,15 15,3 -2,72 0,001

о ^ и С Е Нетребовательность-требовательность (О) 12,6 15,90 -2,83 0,001

Автономность-контроль (О) 27,4 32,0 -2,69 0,01

Автономность-контроль (М) 32,95 36,2 -2,54 0,01

Рч еь м в Сотрудничество-отсутствие сотрудничества (М) 20,35 18,05 2,13 0,03

2 & В 8 Нетребовательность-требовательность (О) 14,2 15,95 -2,30 0,01

£ ® £ & £ Автономность-контроль (О) 33,0 37,75 -2,82 0,001

Сотрудничество-отсутствие сотрудничества (О) 19,05 15,55 3,26 0,001

я в « нн ^ вСн ¡50 о Конфликтность (М) 19,65 22,95 -2,48 0,01

и ИД Ч 8 § Авторитарность (О) 14,4 18,4 2,38 0,02

Примечание. Приводятся только значимые результаты по показателям взаимоотношений с отцом (О), матерью (М).

Установлены значимые различия по показателям <(Автономность-контроль» (=-2,54; р=0,01) и «Сотрудничество-отсутствие сотрудничества» (=2,13; р=0,03) в группах матерей и «Нетребовательность-требовательность» (=-2,30; р=0,001), <(Автономность-контроль» (=-2,82; р=0,001), «Сотрудничество-отсутствие сотрудничества» (=3,26; р=0,001) в группах отцов, где данные показатели значимо выше в азербайджанских семьях.

При этом выявлены аналогичные значимые различия в группах подростков по показателям «Нетребовательность-требовательность» в отношениях с матерью (=-2,72; р=0,001) и в отношениях с отцами (=-2,83; р=0,001), «Автономность-контроль» (=-2,72; р=0,001) в отношениях с отцами в сторону повышения показателей у азербайджанских родителей. К тому же значимо отличились показатели «Конфликтность» (=-2,48; р=0,01) в отношениях с матерью и «Авторитарность» (=-2,38; р=0,02) в отношениях с отцами.

Принципиально роль матери в азербайджанских семьях заключается в воспитании детей, формировании культурных ценностей, что эффективнее всего достигается в сотрудничестве с детьми при высоком контроле со стороны главенствующего в семье отца. Для азербайджанского отца строгость, сдержанность, требовательность во взаимодействии с ребенком является важным в воспитательном процессе. Азербайджанские родители склонны к чрезмерному вниманию к интересам и потребностям ребенка, вплоть до вмешательства в жизнь ребенка под предлогом заботы, с высоким стремлением к ограничению влияния деструктивных факторов на жизнедеятельность семьи [см. 15].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Тем самым, решена первая эмпирическая задача и получен ответ на первый исследовательский вопрос.

Связи между показателями ценностей и взаимоотношений подростков с матерями в азербайджанских семьях

На рис. 1 схематично отражены статистически значимые связи показателей ценностей с показателями отношений подростков с матерями в азербайджанских семьях.

Рис. 1. Схема связей показателей ценностей и взаимоотношений между подростками и матерями

в азербайджанских семьях

Связи между показателями ценностей и взаимоотношений между подростками и отцами в азербайджанских семьях

На рис. 2 схематично отражены статистически значимые связи показателей ценностей и взаимоотношений между подростками и отцами в азербайджанских семьях.

Рис. 2. Схема связей показателей ценностей и взаимоотношений между подростками и отцами

в азербайджанских семьях

По результатам анализа корреляционных связей ценностей с отношениями подростков с родителями в азербайджанских семьях установлено, что азербайджанские матери воспитывают своих детей в большей мере с опорой на ценности Конформизма и Безопасности, азербайджанские

360

В.Ю. Хотинец, О С. Самбикина

2023. Т. 33, вып. 4

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

отцы - Власти и Достижения. Мать, отвечающая за воспитание детей в семье, удовлетворена отношениями с ними только тогда, когда в семье избегают действий, разрушающих гармонию и порядок. Отец как глава семьи ориентирует детей на достижение социального статуса и успеха в рамках разделяемых культурных стандартов [см. 17].

Связь между показателями ценностей и взаимоотношений подростков с матерями в русских семьях

На рис. 3 схематично изображены значимые связи между показателями ценностей и взаимоотношений подростков с матерями в русских семьях.

Рис. 3. Схема связей показателей ценностей и взаимоотношений между подростками и матерями

в русских семьях

Рис. 4. Схема связей показателей ценностей и взаимоотношений между подростками и отцами

в русских семьях

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Связи между показателями ценностей и взаимоотношений между подростками и отцами в русских семьях

На рис. 4 схематично отражены статистически значимые связи показателей ценностей с показателями взаимоотношений между подростками и отцами в русских семьях.

По результатам анализа корреляционных связей показателей ценностей с показателями отношений подростков с родителями в русских семьях установлено, что взаимодействие подростков с матерями строятся в большей мере на основе ценностей Универсализма, Безопасности и Доброты, тогда как в отношениях с отцами - ценностей Гедонизма, Универсализма, Стимуляции. Если для русской матери главное во взаимодействии с детьми - это благожелательное и терпимое отношение к ним с высоким стремлением к достижению их безопасности [см. 8], то для русского отца удовлетворенность детско-родительскими отношениями проявляется через удовлетворение потребностей детей и достижение полноты их жизни.

Таким образом, решена вторая эмпирическая задача и получен ответ на второй исследовательский вопрос.

Заключение

По результатам применения и-критерия Манна-Уитни установлены отличительные особенности во взаимоотношениях родителей с подростками в азербайджанских и русских семьях, проживающих на территории Пермского края. Главной функцией матери в азербайджанских семьях является воспитательная, направленная на формирование культурных ценностей и поддержание этнического менталитета, что эффективнее всего достигается в сотрудничестве с детьми при высоком контроле со стороны отца. Строгость, сдержанность и требовательность азербайджанского отца во взаимодействии с ребенком является значимым аспектом в воспитательном процессе. Азербайджанские родители склонны учитывать интересы и потребности своих детей, вплоть до активной включенности в жизнь ребенка под предлогом заботы, с высоким стремлением к ограничению влияния деструктивных факторов на жизнедеятельность семьи.

По результатам корреляционного анализа установлено, что азербайджанские матери воспитывают своих детей с опорой на ценности Конформизма и Безопасности, азербайджанские отцы - Власти и Достижения. Матери удовлетворены детско-родительскими отношениями тогда, когда в семье установлены гармония и порядок, стабильность и безопасность. Отцы ориентируют детей на достижение социального положения и успеха в рамках разделяемых культурных норм. В русских семьях взаимоотношения подростков с матерями строятся в большей мере на ценностях Универсализма, Безопасности и Доброты, тогда как в отношениях с отцами - на ценностях Гедонизма, Универсализма и Стимуляции. Если для русской матери главное во взаимодействии с детьми - это благожелательное и терпимое отношение с высоким стремлением к достижению их безопасности, то для русского отца -это удовлетворение потребностей детей и достижение полноты их жизни.

Таким образом, установлены межпоколенные различия ценностей в семьях с разной локацией проживания в одном поликультурном регионе. Если в диаспоральных азербайджанских семьях из сельского региона детям транслируются культурные ценности как значимые жизненные цели, то в русских семьях, проживающих в урбанизированной среде, - ценности информационного общества, глобального информационного пространства [см. 1; 8; 9].

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные могут использоваться практическими психологами в работе по проблемам семейной миграции, касающимся аккультурации и социальной адаптации членов семьи к социокультурной среде, для интеграции их в новое сообщество.

Благодарности и финансирование

Исследование выполнено в рамках государственного задания № 1023012400003-8-5.1.1 (регистрационный номер) Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Современная семья как объект психолого-педагогического сопровождения: с учетом культурных, национальных, религиозных, исторических особенностей».

362_В.Ю. Хотинец, О.С. Самбикина_

2023. Т. 33, вып. 4 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В. Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире // Образование и наука. 2022. Т.24, № 1. С. 135-162. doi: 10.17853/1994-5639-2022-1-135-162

2. Галяпина В.Н. Межпоколенная трансмиссия ценностей в семье и психологическое благополучие подростков: кросс-культурный анализ: Дисс. ... докт. психол. наук. Москва, 2022. 540 с.

3. Марцинковская Т.Д., Юрченко Н.И. Проблема совладания в транзитивном обществе // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 27.11.2023).

4. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 430 с.

5. Самбикина О.С. Семья как фактор психологического здоровья младшего школьника // Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе. Сборник статей по материалам XII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Часть 1. Пермь, 2021. С. 131-134.

6. Хачатрян Л.А., Коробкина Е.М. Управленческие практики по укреплению межнационального согласия на региональном уровне (на примере Пермского края) // Вестник Пермского университета. 2018. № 4. С. 583593. doi: 10.17072/2078-7898/2018-4-583-593

7. Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В., Вяткин Б.А., Вологдина В.А. Ценностные предикторы особенностей взаимодействия родителей с детьми в финно-угорских и русских семьях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 1. С. 7-19. doi:10.22363/2313-1683-2019-16-1-7-19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Хотинец В.Ю. Латентные этнокультурные тенденции трансформации межпоколенных отношений в удмуртских и коми-пермяцких семьях // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. Т. 16. № 3. С. 519-527. doi: 10.35634/2224-9443-2022-16-3-519-527

9. Хотинец В.Ю., Плетников А.И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде // Психологический журнал, 2018. Т. 39, №4. С. 7285. doi: 10.31857/S020595920000072-5

10. Этнопсихологические особенности семейного воспитания коренных народов Западного Урала: моногр. / Б.А. Вяткин, А.Ю. Калугин, В.В. Попова, О.С. Самбикина, В.Ю. Хотинец; под ред. Б.А. Вяткина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2018. 150 с.

11. Albert I., Ferring D. Intergenerational value transmission within the family and the role of emotional relationship quality // Family Science. 2012. Vol. 3. No.1. P. 4-12.

12. Albert I., Trommsdorff G., Wisnubrata L. Intergenerational Transmission of Values in Different Cultural Contexts: A Study in Germany and Indonesia // A. Gari (Ed.). Quod erat demonstrandum: From Herodotus' ethnographic journeys to cross-cultural research. Athens: Pedio, 2009. P. 221-230.

13. Barni D., Ranieri S., Scabini E., Rosnatiet R. Value transmission in the family: do adolescents accept the values their parents want to transmit? //Journal of Moral Education. 2011. Vol. 40, No. 1. P. 105-121

14. Berry J. W., Poortinga,Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-cultural psychology: research and applications (Second edition)). Cambridge: Cambridge University Press. 2002. doi: 10.1017/CB09780511974274

15. Qali§kan H. islamda Evlilik va Ails hayati. istanbul: Haziran, 2011.

16. Dubrov D., Tatarko A. Intergenerational Transmission of Values in Urban and Rural Areas of Russia: The Role of Perceived Psychological Closeness // Lebedeva N., Dimitrova R., Berry J. (eds) Changing Values and Identities in the Post-Communist World. Societies and Political Orders in Transition. Springer, Cham., 2018. P. 117-130. doi: 10.1007/978-3-319-72616-8_7

17. Qlizada Э. Э. Azarbaycan etnopsixologiyasina giri§. Baki : «RENESSANS» m§riyyati, 2003.

18. Greenfield P. M., Keller H., Fuligni A., Maynard A. Cultural pathways through universal development. // Annual Review of Psychology. 2003.Vol. 54. P. 461-490. doi: 10.1146/annurev.psych.54.101601.145221

19. Knafo A., Schwartz S.H. Parenting and adolescents' accuracy in perceivingparental values // Child Development. 2003. Vol.74. P.595-611. doi: 10.1111/1467-8624.7402018

20. Levy R., Widmer E., Kellerhals J. Modern Family or Modernized Family Traditionalism? Master Status and the Gender Order in Switzerland. 2002. URL: https://www.researchgate.net/publication/223068014_Modern_family_ or_modernized_family_traditionalism_Master_status_and_the_gender_order_in_Switzerland (Accessed 26.11.2023).

21. Phalet K., Schönpflug U. Intergenerational transmission of collectivism and achievement values in two acculturation contexts the case of Turkish families in Germany and Turkish and Moroccan families in the Netherlands/Journal of CrossCultural Psychology. 2001. Vol. 32. P. 186-201.

22. Pratt M. W., Norris J. E., Hebblethwaite S., ArnoldM. L. Intergenerational transmission of values: Family genera-tivity and adolescents' narratives of parent and grandparent value teaching // Journal of Personality. 2008. 76. P. 171-198. doi:10.1111/j.1467-6494.2007.00483.x

23. Roest A. M. C., Dubas J. S., Gerris J. R. M. Value transmissions between fathers, mothers, and adolescent and emerging adult children: The role of the family climate // Journal of Family Psychology, 2009.Vol.23. P. 146-155. doi: 10.1037/a0015075

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

24. Schdnpflug U. Intergenerational transmission of values: The role of transmission belts // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. 32. P. 174-185. doi:10.1177/0022022101032002005

25. Trommsdorff G. Intergenerational relations and cultural transmission. U. Schonpflug (Ed.), Cultural transmission. Psychological, developmental, social, and methodological aspects, Cambridge University Press. New York. NY. 2009. P. 126-160.

Поступила в редакцию 27.11.2023

Хотинец Вера Юрьевна, доктор психологических наук, профессор,

заведующая кафедрой общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: khotinets@mail.ru

Самбикина Оксана Семенова, кандидат психологических наук, Доцент кафедры теоретической и прикладной психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» 614990, Россия, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 E-mail: sambikina-oksana@yandex.ru

V.Yu. Khotinets, O.S. Sambikina

AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF CHILD-PARENT RELATIONS IN ETHNIC FAMILIES OF A MULTICULTURAL SOCIETY

DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-4-356-363

Family is the primary agent of socialization, acting as an intermediator between cultural values and the result of intergenerational transmission. The problem of the "contribution" of traditional cultural and modern social values to the relationships between parents and children in ethnic families of a multicultural society is defined. The study involved 40 complete mono-ethnic families: 20 Azerbaijani families from rural areas (Perm region), 20 Russian families from urban environment (Perm city) (120 people in total), among them there were children (40 people in total) aged 11-12 years (M=11.6), parents (40 mothers and 40 fathers) aged 29-47 years (M=38.7), permanently residing in the Perm region of the Russian Federation. According to the results of mathematical statistics methods, vertical intergenerational interaction from parents to children was established. Intergenerational differences in values were found in families with different locations of residence: in diasporic Azerbaijani families from a rural region, cultural values were defined as significant life goals; in Russian families living in an urbanized environment, the values of the information society and global information space were defined. The obtained data on the axiological foundations of the relationships between adolescents and parents in modern ethnic families can be used by practical psychologists in their work on family migration issues related to acculturation and social adaptation of family members to the socio-cultural environment, for their integration into a new community.

Keywords: multicultural society, intergenerational transmission, values, child-parent relations, ethnic families, Azerbai-janis, Russians.

Received 27.11.2023

Khotinets V.Yu., Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of general psychology

of the Institute of Pedagogics, Psychology and Social technologies

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

E-mail: khotinets@mail.ru

Sambikina O.S., Candidate of Psychology, Associate Professor at Department of Theoretical and Applied Psychology Perm State University of Humanities and Pedagogy Sibirskaya st., 24, Perm, Russia, 614990

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.