Научная статья на тему 'ЛАТЕНТНЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УДМУРТСКИХ И КОМИ-ПЕРМЯЦКИХ СЕМЬЯХ'

ЛАТЕНТНЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УДМУРТСКИХ И КОМИ-ПЕРМЯЦКИХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ТРАНЗИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ТРАНСМИССИИ / УДМУРТСКАЯ И КОМИ-ПЕРМЯЦКАЯ СЕМЬИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / УДМУРТЫ / КОМИ-ПЕРМЯКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хотинец Вера Юрьевна

В работе обсуждается проблема изучения «поколенного движения» у народов, не утративших своих культурных ценностей в эпоху транзитивности (переходных состояний в культурно-историческом процессе), и стремящихся самоопределиться в новой этнокультурной реальности. Исследование проведено с позиций современной социально-культурной антропологии, этнологии, синергетического историзма, отвечающих современным требованиям постнеклассической рациональности. Были использованы возможности математического моделирования с целью выявления латентных тенденций изучаемых процессов. В исследовании (конец 2019 -начало 2020 гг.) приняли участие современные удмуртские и коми-пермяцкие семьи в сравнении с релевантными выборками татар и русских, проживающих на территории Прикамья (всего матерей 138, подростков 186). По результатам проведения опросов и применения методик, измеряющих культурные ценности (Ш. Шварц), особенности межпоколенного взаимодействия в семье (мать - ребенок) (И.М. Марковская), а также использования методов математической статистики и моделирования структурными уравнениями (Structural Equation Modeling) выявлены латентные этнокультурные тенденции современной межпоколенной трансмиссии в удмуртских и коми-пермяцких семьях. Установлено, что в синергетическом эффекте на межпоколенные взаимоотношения оказывают влияние как групповые ценности сохранения традиций, так и индивидуальные ценности независимости взглядов и действий. На основании полученных данных можно сделать вывод о потенциальной ресурсной готовности молодого поколения и к социальным изменениям, и к сохранению status quo в современном социокультурном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хотинец Вера Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LATENT ETHNO-CULTURAL TRENDS AND TRANSFORMATIONS OF INTERGENERATIONAL RELATIONS IN UDMURT AND KOMI-PERMIAN FAMILIES

The paper discusses the problem of studying intergenerational transmission among peoples who have not lost their cultural values in the era of transitivity and seek to self-determine in a new ethno-cultural reality. The study was carried out from the standpoint of modern ethno-cultural anthropology, ethnology, synergetic historicism, which meet the modern requirements of post-nonclassical rationality. The possibilities of mathematical modeling were used in order to identify the latent tendencies of the studied processes. The study (late 2019 - early 2020) involved modern Finno-Ugric families (Udmurts, Komi-Permyaks) in comparison with relevant samples of Tatars and Russians who live in the Kama region (total of 138 mothers, 186 adolescents). The latent ethno-cultural tendencies of the modern intergenerational transmission in the Finno-Ugric families of the Kama region were revealed as a result of the use of surveys and methods for measuring cultural values (Sh. Schwartz), the peculiarities of intergenerational interaction in a family (I.M. Markovskaya), as well as the methods of mathematical statistics and Structural Equation Modeling. It was found that the relationship between generations is influenced in a synergistic effect by both group values of preserving traditions and individual values of independence of views and actions. Based on the data obtained, we can draw a conclusion about the potential resource readiness of the younger generation both for social changes and for maintaining the status quo in modern sociocultural society.

Текст научной работы на тему «ЛАТЕНТНЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УДМУРТСКИХ И КОМИ-ПЕРМЯЦКИХ СЕМЬЯХ»

УДК 392.3(=511.13)(045)

В. Ю. Хотинец

ЛАТЕНТНЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УДМУРТСКИХ И КОМИ-ПЕРМЯЦКИХСЕМЬЯХ

В работе обсуждается проблема изучения «поколенного движения» у народов, не утративших своих культурных ценностей в эпоху транзитивности (переходных состояний в культурно-историческом процессе), и стремящихся самоопределиться в новой этнокультурной реальности. Исследование проведено с позиций современной социально-культурной антропологии, этнологии, синергетического историзма, отвечающих современным требованиям постнеклассической рациональности. Были использованы возможности математического моделирования с целью выявления латентных тенденций изучаемых процессов. В исследовании (конец 2019 -начало 2020 гг.) приняли участие современные удмуртские и коми-пермяцкие семьи в сравнении с релевантными выборками татар и русских, проживающих на территории Прикамья (всего матерей 138, подростков 186). По результатам проведения опросов и применения методик, измеряющих культурные ценности (Ш. Шварц), особенности межпоколенного взаимодействия в семье (мать - ребенок) (И.М. Марковская), а также использования методов математической статистики и моделирования структурными уравнениями (Structural Equation Modeling) выявлены латентные этнокультурные тенденции современной межпоколенной трансмиссии в удмуртских и коми-пермяцких семьях. Установлено, что в синергетическом эффекте на межпоколенные взаимоотношения оказывают влияние как групповые ценности сохранения традиций, так и индивидуальные ценности независимости взглядов и действий. На основании полученных данных можно сделать вывод о потенциальной ресурсной готовности молодого поколения и к социальным изменениям, и к сохранению status quo в современном социокультурном обществе.

Ключевые слова: современное транзитивное общество, культурные ценности, трансформация межпоколенной трансмиссии, удмуртская и коми-пермяцкая семьи, детско-родительские отношения, удмурты, коми-пермяки.

DOI: 10.35634/2224-9443-2022-16-3-519-527

Проблема и ее теоретическое обоснование

Проблема межпоколенных отношений с нарастающей напряженностью в деструктировании всей системы культурно-исторического наследования человеческого сообщества в новой социокультурной ситуации приобретает принципиально новые грани своей актуальности [Сайко 2017, 7]. Возникает необходимость разработки новых подходов к решению этой проблемы с целью сохранения молодого поколения в эпоху глобальных социокультурных трансформаций, понимания усилившейся функциональной нагрузки на человека как реального, действующего субъекта в решении конкретных и сложных задач будущего, изучения новой социальной ситуации, развития человека в сетевой организации общества стран с формирующимся межпоколенным и внутрипоколенным взаимодействием, осознания субъектного потенциала человека будущего с учетом эпохальных трендов физиологического и психического развития.

Современная Россия представляет собой смешение различных типов культур, задающее разные принципы жизненного пространства. В российском обществе можно встретить каждый из типов культур, перечисленных Маргарет Мид: (1) традиционную постфигуративную; (2) индустриальную кофигуративную; (3) постиндустриальную префигуративную [Мид 1988].Если первая отличается стабильностью своего существования и вертикальной формой трансмиссии культурного опыта (от старшего поколения к младшему), вторая - смешением культурных стилей в границах единого пространства (мультикультурализм) с включением горизонтальной формы освоения культурных практик (внутрипоколенная трансмиссия), то третья - транзитивностью и текучестью реальности с неоднородным поколением в синхроническом и диахроническом срезах и разнонаправленной межпоколенной трансмиссией с весомой прерогативой у социализирующегося визмененной реальности поколения [Гусельцева 2017, 45].

Согласно Т.Д. Марцинковской и др.[Марцинковская, Полева 2017], современная социокультурная ситуация для всех поколений является принципиально новой, отличающейся транзитивно-

стью, т. е.множественностью, изменчивостью и неопределенностью социальных контекстов. Ситуация транзитивности обусловлена всепоглощающими процессами глобализации мира с переходом в цифровую эру и появлением нового технологического и информационного пространства, усилением неопределенности в связи с изменением социокультурного порядка, а именно, преобразованием ценностей и норм, сменой идеалов и эталонов, трансформацией времени и расширением пространства организации общества.

Множественность понимается как одновременное существование различных вариантов социального мира в одном временном и пространственном континууме. Изменчивость - постоянная трансформация этих вариантов в непредсказуемом направлении с неопределенностью содержания. В связи с трансформированной социокультурной ситуацией развития современного общества в методологическое поле анализа проблемы поколений и межпоколенного взаимодействия Т. Д. Марцинков-ская считает целесообразным включить конструкт хронотопа, который содержит четыре измерения: время объективное/субъективное и пространство социальное/личностное [Там же, 28-30]. Феноменология хронотопа является человеку через его переживание своего места в объективном пространстве и времени, через отношение-переживание отдельных составляющих хронотопа в единицу времени жизни на определенном этапе жизненного пути. По мнению Н.Д. Маровой [Марова 2006, 69], мир, упорядоченный в соответствии с внешними и внутренними параметрами и согласующийся с пониманием классического хронотопа М.М.Бахтина, становится «ноохронотопом» с приобретением иного измерения, зависящего от ментальности и духовности человека. Другими словами, «ноохронотоп» представляет обогащенное ментальностью и духовностью единство времени и пространства в объективном и субъективном измерениях.

Т.Д. Марцинковская и др. указывают [Марцинковская, Полева 2017, 29] на то, что объективное и субъективное время и пространство могут значительно не совпадать и даже с трудом связываться друг с другом. Более того, может происходить субъективный разрыв времени и пространства, а именно:(1) я вне времени;(2) я в другом пространстве;(3) я в этом времени, но в другом пространстве, (4) я вне времени, но в этом пространстве, что обусловливает гетерогенность между личностными и социальными составляющими хронотопа, характерную для транзитивного общества. Именно духовные и ментальные составляющие (культурные ценности и социальные нормы, мировоззренческие убеждения и религиозные воззрения) в системе ноохронотопа стремятся придать ей целостность и упорядоченность, связывая объективные и субъективные параметры, тем самым наделяя конкретные поколения определенными характеристиками и особенностями.

В условиях многомерности и сложности познания человеческого сообщества, его сотворения на постнеклассической стадии развития современной науки полипарадигмальность, объединяющая различные эталоны научности, и трансдициплинарность с открытостью дисциплинарных границ позволяют субъекту познания разрабатывать новые методологические стратегии постижения современности. Так, предлагаемый с позиций синергетического историзма подход [Бранский, Пожарский 2004] к изучению самоорганизующихся процессов дифференциации и интеграции мировоззренческой системы дает возможность не только воссоздавать историческую панораму самоорганизующихся в процессе динамической смены поколений ценностей и идеалов, но и выявлять их роль и значение в актуальном воспроизводстве социокультурных и человеческих отношений в современном обществе.

Актуальной становится проблема изучения «поколенногодвижения»у народов, не утративших своих культурных ценностей в эпоху транзитивности, и стремящихся самоопределиться в новой социокультурной реальности, удержаться в переходе социума на исторически новый виток своего функционирования. Сегодня нередко можно услышать суждения, что народы с устойчивыми культурными доменами могут не войти в ворота нового мира, якобы по причине того, что в культуре и ментальности этих народов не заложен потенциал возможностей транзитивности и текучести современной реальности. В данной статье осуществлена попытка развеять сомнения.

Исследование проводилось в рамках проекта РФФИ «Этнические особенности семейного воспитания коренных народов Западного Урала в современных условиях социокультурных трансформаций» и получило продолжение в изучении динамики межпоколенной трансмисии. В статье представлены результаты проведенного в конце 2019 г. - начале 2020 г. исследования, целью которого являлось изучение латентных социокультурных тенденций в межпоколенных отношениях (взаимодействии матери и подростка) в современных удмуртских и коми-пермяцких семьях.В исследовании приняли участие матери (N=138) и подростки (N=186). Среди них идентифицирующие себя с удмуртами (сельское поселение Можгинского района Удмуртской Республики): матери -47 человек,

средний возраст 43 года, подростки -50 человек, средний возраст 14,9 лет; с коми-пермяками (сельские поселения Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа Пермского края): матери -44 человека, средний возраст 40,7 лет, подростки-48 человек, средний возраст 14,2 лет. В качестве сравнительных выступили группы татар(гайнинские)(сельские поселения Бардымского и Лобановского районов Пермского края): матери -20 человек, средний возраст 39,2 лет, подростки -38 человек, средний возраст 14,1 лет; русских (сельские поселения Пермского края, Усть-Качка): матери -27 человек, средний возраст 39,6 лет, подростки - 50 человек, средний возраст 14,8 лет.

Задачи исследования:

1. Выявить предпочитаемые культурные ценности в выборках матерей и подростков из удмуртских и коми-пермяцких семей.

2. Выявить латентные тенденции в межпоколенных отношениях в современных удмуртских и коми-пермяцких семьях.

3. Установить особенности отношений между матерью и подростком в современных удмуртских семьях.

4. Выявить латентные тенденции в межпоколенных отношениях в современных удмуртских семьях.

Методология и методы исследования

Методологической основой проведенного исследования являются: современная социокультурная антропология, рассматривающая культуру как «фрагментированное и пронизанное нитями исторических процессов, связывающих глобальное и локальное» [Маркус2005]; синергетический историзм, объясняющий изменения социальной реальности по законам дифференциации и интеграции общезначимых идеалов и определяемых ими ценностей [Бранский, Пожарский 2004]; современная психологическая антропология, объясняющая функционирование этноса как подвижной, постоянно меняющейся социокультурной системы, способной реструктурировать жизненные сценарии в соответствии с вызовами современности [Лурье 2020].

Методики. Для установления этнической идентичности матерей был использован опросник, разработанный В.Ю. Хотинец [Хотинец 2000], определяющий идентификационные параметры и этнический статус респондентов, позволяющий причислять / не причислять их к той или иной этнической общности. Этническая самоидентификация подростков устанавливалась в ходе проведения стандартизированной индивидуальной беседы (с письменного разрешения матерей).По результатам опроса и беседы были организованы выборки для проведения дальнейшего исследования.

С помощью опросника Ш. Шварца [Schwartz, Cieciuch 2021] измерялись культурные ценности как руководящие принципы жизни: (1)Самостоятельность,(2)Стимуляция, (3) Гедонизм, (4) Достижение, (5) Власть, (6) Безопасность, (7) Конформность, (8) Традиции, (9) Доброта, (10) Универсализм. Ценности определяют направленность конкретных действий индивида и всей его жизненной активности. Каждому типу мотивации соответствует своя ведущая мотивационная цель, в соответствии с которой ценности подразделяются на:1) ценности сохранения: Безопасность, Конформность, Традиции (в противовес ценностям «открытости изменениям»), Самостоятельность, Стимуляция; 2) ценности самоопределения/выхода за пределы Я: Доброта, Универсализм-в дихотомии с ценностями самоутверждения: Гедонизмом, Достижением, Властью.

Ценности дифференцируются на две группы: 1) выражающие интересы индивида (ценности ин-дивидуализма):Власть, Достижение, Гедонизм, Стимуляция, Самостоятельность; 2) выражающие интересы группы (ценности коллективизма): Доброта, Традиции, Конформность. Ценности ранжировались от -1 до 7.

Для изучения особенностей межпоколенного взаимодействия в семье (мать - ребенок) был использован опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И.М. Марковской [Марковская 2007], представленный двумя вариантами - для подростков и матерей с включением шкал: (1) Нетребовательность - требовательность родителя, (2) Мягкость - строгость родителя, (3) Автономность - контроль по отношению к ребенку, (4) Эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю,(5) Отвержение - принятие ребенка родителем, (6) Отсутствие сотрудничества- сотрудничество, (7) Несогласие - согласие между ребенком и родителем, (8) Непоследовательность - последовательность родителя, (9) Авторитетность родителя, (10) Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. Степень согласия с предложенными утверждениями осуществлялась по 5-балльной шкале от 1 до 5, где 1 - абсолютное несогласие, 5 - высокая степень согласия.

Для выявления латентных социокультурных тенденций трансформации межпоколенных отношений был использован математико-статистический анализ данных, который включал: частотный анализ (выявление средних значений показателей), непараметрический тест (критерий Манна-Уитни) для выявления значимых различий между показателями, структурное моделирование (моделирование структурными уравнениями - Structural Equation Modeling) с применением специализированного программного обеспечения IBM SPSS Statistics V22.0 for Windows со встроенным модулем IBM SPSS AMOS V22.0.

Результаты исследования и их обсуждение

Для решения первой задачи были ранжированы культурные ценности в удмуртской и коми-пермяцкой выборке, полученные с помощью методики Ш. Шварца «Культурные ценностные ориентации» (см. табл.):

Ранжированные культурные ценности в удмуртской и коми-пермяцкой группе

Показатели Угро-финны (удмурты, коми-пермяки)

Безопасность 4,927

Конформность 4,898

Доброта 4,677

Самостоятельность 4,374

Достижения 4,252

Гедонизм 4,122

Универсализм 4,115

Стимуляция 3,933

Традиции 3,752

Власть 3,555

Примечание. Полужирным шрифтом выделены предпочитаемые культурные ценности

Полученные данные свидетельствуют о том, что к предпочитаемым ценностям в выборочной совокупности удмуртских и коми-пермяцких матерей и подростков в первую очередь относятся коллективистские ценности: ценности поддержания стабильности общества и Мы-идентичности (Безопасность, Конформность); ценности позитивного взаимодействия (Доброта) и ценности индивидуализма, которые включают в себя ценности автономности и независимости (Самостоятельность), ценности достижения и успешности (Достижение).

Обратимся к результатам ранее проведенных исследований на материале этнографических источников, а также литературы по финно-угроведению, религиозным воззрениям и верованию удмуртов, народного и художественного творчества [Хотинец 1999] и отметим, что религиозно-мифологическая картина мира удмуртов представлена традиционными ценностями, тонко отражающимися в менталь-ности народа: Воршуд и культ предков (почитание и уважение старших), Единение с природой (конформизм), Представление об идеальном мире (гармония и безопасность), Сдержанность и самообладание (скромность, терпимость),.Вечность жизни (единение природного и сакрального времени). Очевидно, что данный ряд ценностно-смысловых характеристик включается в блок ценностей коллективистской направленности, служащих установлению и поддержанию группового единения, сущностной гармонии с внешним миром, духовности в религиозном и экзистенциальном аспектах.

Обращают на себя внимание размышления А.А. Гагаева и др. [Гагаев, Гагаев, Леткина 2017, 41] о космологическом принципе удмуртов, в частности, «мир прост и сложен; мир одного и разного рода и есть процесс; мир самосогласован и не самосогласован; мир системен, локален и уникален; мир -процесс, который неизменен и изменяется, эволюционирует, историчен в формах сразу регресса, прогресса, трансгресса». Авторы наполнили постмодернистскими характеристиками картину Мира-Вселенной удмуртского народа, которые легко помогут вписаться в современную реальность транзитивного общества с его «неодновременностью современности» (Э. Блох), дающей возможность функционировать в ситуации нелинейности, неопределенности и неоднозначности взаимодействия с окружающей реальностью [Гусельцева 2017, 40].

Наряду с коллективистскими ценностями, к предпочитаемым в удмуртской и коми-пермяцкой группах относятся ценности субъектной активности и открытости к изменениям. Заметим, что в изменяющемся социокультурном контексте представители подрастающего поколения сталкиваются с новыми вызовами и новыми ценностными ориентациями, и, принимая их, самоопределяются в новом цифровом мире. Согласно G. Trommsdorff, полная передача ценностей от одного поколения другому без каких-либо модификаций не считается рациональной, так как на новом историческом цикле развития транзитивного общества молодому поколению нужны новые инструментальные возможности взаимодействия с измененным миром [Trommsdorff 2016].Без сомнения, полезным будет принятие традиционных ценностей коллективизма в семейном микромире, а целесообразным -ценностей индивидуализма в социальном и профессиональном контексте [Ramiz, Vakil 2020;Tam2015;Triandis 2001].

Для решения второй задачи была построена модель культурной трансмиссии в удмуртской и коми-пермяцкой группе матерей и подростков, где культурные ценности выступили независимыми переменными, а показатели взаимоотношений между матерями и подростками - зависимыми.

Рис. Модель культурной трансмиссии в выборке удмуртских и коми-пермяцких матерей

и подростков

Модель (см. рис.) иллюстрирует влияние ценности Конформностьна такие параметры взаимодействия родителя с ребенком, как Требовательность родителя, Эмоциональная близость ребенка к родителю, Принятие ребенка родителем, Авторитетность родителя в удмуртских и коми-пермяцких семьях. Как мы видим, коллективистская ценность сохранения социокультурного устройства является предиктором эмоциональной близости и принимающего поведения родителей, их влиятельности и требовательности к детям [Хотинец, Кожевникова и др. 2019]. Для объяснения полученных данных следует обратиться к этнопедагогике финно-угорских (уральских) народов, в которой утверждается, что сдержанное отношение родителей к ребенку, уважительно-внимательное отношение детей к старшим, почитание родителей, умение отплатить добром за их ласку, «обиходить» в старости до сих пор считаются ценнейшими качествами [Назмутдинова 2013;Никитина 1997, 51].

Вместе с тем ценность самоутверждения Достижение личного успеха связана с показателями Эмоциональная близость ребенка к родителю, Принятие ребенка родителем, что обеспечивает подростков автономией, самостоятельностью в принятии внешних вызовов и ответственностью за свои поступки.

Здесь необходимо заметить, что в настоящее время ценности индивидуализма нелегко приживаются в культуре малочисленных народов Прикамья. В повседневной практике и сегодня нередко слышим из уст старшего поколения удмуртского народа: «Будь как все» (Калык рад лу), «Прилично, неприлично» (Зеч, урод), «Терпи» (Чида) и т.д. [Никитина 1997, 54]. Как было отмечено, Сдержанность и самообладание (скромность, терпимость) остаются идеальными качествами и образцами поведения малочисленных финно-угорских народов, которые культивируются и передаются молодому поколению старшими [Никитина 1997, 102; Хотинец 2020].

Важно учитывать, что в сельских регионах традиционная форма трансмиссии ценностей начинает претерпевать изменения по причине обостряющегося межпоколеннческого конфликта ценностей - конфликта между групповыми ценностями сохранения традиций и ценностями независимости взглядов и действий индивида[Ramiz, Vakil 2020] .Аксиологическую неоднородность межпоколенной трансмиссии можно трактовать как потенциал готовности поколения и к социальным изменениям, и к сохранению status quo [Гусельцева 2017]. По мнению А.А. Гагаева и др.[Гагаев, Гагаев, Леткина 2017, 41], удмуртское мышление способно моделировать«локально-общее пространство-время как лестницу редукции онтологических уровней».

В ходе решения третьей задачи, направленной на выявление особенностей отношений в современных удмуртских семьяхв сравнении с показателями других релевантных этногрупп (татары, русские) установлено, что матери тонко и осторожно удовлетворяют возрастную потребность своих детей в поведенческой и эмоциональной автономии. Заметим,что достижение автономии в подростковом возрасте дает детям характеризующую процесс взросления возможность оценивать последствия самостоятельно принятых решений и нести ответственность за свои действия перед собой и другими. Подростки в удмуртских семьях легче и без травмирующих последствий уходят от эмоциональной зависимости от матерей. Отсутствие жесткого контроля связано с проявлением доверия к ребенку и стремлением родителя привить ему самостоятельность. По мнению Г.А. Никитиной, родители-удмурты, не допуская гиперопеки, довольно безболезненно отпускают своих детей в мир, прививая им, таким образом, опыт самостоятельной жизни[Никитина 1997, 94].

Для достижения результатов при решении четвертой задачи был проведен регрессионный анализ искомых показателей в группе удмуртских матерей и подростков. По результатам анализа установлено: если ценностная ориентация Самостоятельность для удмуртских подростков не является предпочтительной, а значит и регулятором их поведения и деятельности, то, по оценке подростков, матери становятся более последовательны и решительны в воспитательных приемах и средствах. Практически вся удмуртская народная педагогика [Никитина 1997, 78-102] прежде всего основывалась на трудовом воспитании, которое не ограничивалось только периодом детства-юношества; оно продолжалось всю жизнь. Для удмуртов самостоятельность во всем есть основа формирования энергичных деятельных людей будущего. Прививая детям общепринятые нормы поведения, родители строго относились к непослушным, оберегая от нежелательных поступков. Вместе с тем отношение взрослого населения к детям испокон веков отличалось добротой, любовью и терпимостью [Там же, с. 99].

По результатам проведенного исследования зафиксировано, что предпочитаемая ценность Доброта (доброжелательное, благосклонное отношение к своим детям) явно привносит большой вклад в становление авторитета матери в современной удмуртской семье. В представлении удмуртов, хорошая жена - настоящая хранительница домашнего очага - неизменно являлась залогом счастья и благополучия семьи. Высокий авторитет женщины в удмуртском обществе утверждался с рождением и воспитанием ребенка, поскольку дети всегда считались главной ценностью семьи [Петров2002, 76]. Удмуртские матери издавна относились к своим детям с трепетной любовью и вниманием («Земля любит навоз, а ребенок ласку»), но при этом от детей ожидалось уважительное отношение к родителям, четкое выполнение постоянных поручений и закрепленных обязанностей. [Никитина, 1997, 14]. Матери-удмуртки, несмотря ни на что, стремились реализовать свой родительский потенциал, потому что от этого зависел статус ребенка в его окружении, социальное признание со стороны других. Значительная часть родительских наставлений была направлена на формирование добрых взаимоотношений с людьми, основанных на согласии и миролюбии. Культивирование таких качеств как доброта, способность жить в согласии, исключало противостояние и противоречия во взаимодействии с миром, определяло важность гармоничных отношений с людьми [Петров2002, 79-90].

Выводы

1. Установлена своеобразная интеграция ценностей коллективистской и индивидуалистической направленности, в частности, коллективистских ценностей-целей, служащих установлению и поддержанию группового единения, сущностной гармонии с внешним миром, духовности в религиозном и экзистенциальном аспектах, а также индивидуалистических ценностей-средств субъектной активности и открытости к изменениям, матерей и подростков, причисляющих себя к удмуртской и коми-пермяцкой этногруппам.

2. Выявлены латентные социокультурные тенденции межпоколенной трансмиссии в удмуртской и коми-пермяцкой группе матерей и подростков. На взаимоотношения между двумя поколениями в синергетическом эффекте оказывают влияние групповые ценности сохранения традиций и индивидуальные ценности независимости взглядов и действий. С одной стороны, фиксируемый факт можно трактовать как аксиологическую неоднородность современного транзитивного общества, с другой, как потенциальный ресурс готовности молодого поколения и к социальным изменениям, и к сохранению status quo в современном социокультурном обществе.

3. Можно утверждать, что межпоколенная трансмиссия в удмуртских семьях отвечает вызовам современного транзитивного общества с особой «цифровой» ситуацией развития молодого поколения и новыми социокультурными условиями его социализации. Современные подростки в ситуации цифровой инкультурации вынуждены самостоятельно развертывать свою субъектность, проявляя активность, мобильность, самостоятельность и др.Как показали результаты исследования, с поддержкой со стороны матерей подростковая потребность в автономии реализуется успешнее. Матери становятся более последовательными и решительными в воспитательных приемах и средствах, когда мотивационная цель подростков в повседневной практике не отвечает свободе выбора, обусловленной потребностью быть автономными и самостоятельными. Выявленная модель поведения современных матерей во взаимодействии с детьми является самым эффективным психолого-педагогическим способом снятия проблемы «разрыва»между поколениями в современном удмуртском обществе, а значит, согласования в соответствии с внешними и внутренними параметрами жизненного порядка.

4. Доброта и благожелательность в отношениях между матерью и ребенком в удмуртской семье - актуальный аксиологический принцип взаимодействия между поколениями в современном культурном сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

Бранский В. П. Глобализация и синергетический историзм. Синергетическая теория глобализации. СПб.: Политехника, 2004. 395 с.

Гагаев А. А., Гагаев П. А., Леткина Н. В. Удмуртский космо-психо-логос в антропологическом сравнении мокши, эрзи, удмурта // Социосфера, 2017. № 4. C. 40-47.

Гусельцева М. С. Особенности межпоколенных отношений в условиях транзитивного общества // Мир психологии, 2017. № 1 (89). С. 38-51.

Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2020. 624 с.

Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 91 с.

Маркус Д. О социокультурной антропологии США, ее проблемах и перспективах // Этнографическое обозрение, 2005. № 2. С. 43-55.

Марова Н. Д. Парадигмы интерпретации текста. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т: Ин-т иностр. яз., 2006. Ч. 1. 209 с.

Марцинковская Т. Д. Поколения эпохи транзитивности: ценности, идентичность, общение // Мир психо-логии,2017. № 1 (89). С. 24-37.

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука.- 1988.-429 с.

Назмутдинова И. К. Семейный этикет в системе традиционной и современной культуры удмуртов: авто-реф. дис. ... канд. историч. наук. Ижевск, 2013. 23 с.

Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997. 136 с.

Петров А. Н. Удмуртский этнос: проблемы ментальности. - Ижевск: Удмуртия. 2002. 141 с.

Сайко Э.В. Поколение будущего в построении будущего и будущее в формировании нового поколения // Мир психологии, 2017. № 1 (89). С. 3-10.

Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования, 1999. №9. С. 67-73.

Хотинец В. Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.

Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность. М.: Юрайт, 2020. сер. 76. 121 с.

Хотинец В. Ю. Ценностные предикторы особенностей взаимодействия родителей с детьми в финно-угорских и русских семьях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 2019. Т. 16. № 1. С.7-19.

Ramiz A. K. Socio-psychological issues of changing valúes in adolescents-youth in education // Práxis Educacional, 2020. Vol. 16. № 37. P. 578-590.

Schwartz S. H. Measuring the refined theory of individual values in 49 cultural groups: psychometrics of the revised portrait value questionnaire // Assessment. 2021. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/ 1073191121998760 (дата обращения: 18.08.2021).

Tam K.-P. Understanding intergenerational cultural transmission through the role of perceived norms // Journal of Cross-Cultural Psychology, 2015. Vol. 46. № 10. P. 1260 - 1266.

Triandis H. C. Individualism-Collectivism and personality // Journal of Personality, 2001. Vol. 69, № 6. Р. 907924.

Trommsdorff G. Intergenerational relations in cultural context and in socio-economic change // Youth in education: The necessity of valuing ethnocultural diversity. London: Routledge, 2016. P. 11-26.

Поступила в редакцию 22.09.2021

Хотинец Вера Юрьевна,

доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: khotinets@mail.ru

V. Yu. Khotinets

LATENT ETHNO-CULTURAL TRENDS AND TRANSFORMATIONS OF INTERGENERATIONAL RELATIONS IN UDMURT AND KOMI-PERMIAN FAMILIES

DOI: 10.35634/2224-9443-2022-16-3-519-527

The paper discusses the problem of studying intergenerational transmission among peoples who have not lost their cultural values in the era of transitivity and seek to self-determine in a new ethno-cultural reality. The study was carried out from the standpoint of modern ethno-cultural anthropology, ethnology, synergetic historicism, which meet the modern requirements of post-nonclassical rationality. The possibilities of mathematical modeling were used in order to identify the latent tendencies of the studied processes. The study (late 2019 - early 2020) involved modern Finno-Ugric families (Udmurts, Komi-Permyaks) in comparison with relevant samples of Tatars and Russians who live in the Kama region (total of 138 mothers, 186 adolescents). The latent ethno-cultural tendencies of the modern intergenerational transmission in the Finno-Ugric families of the Kama region were revealed as a result of the use of surveys and methods for measuring cultural values (Sh. Schwartz), the peculiarities of intergenerational interaction in a family (I.M. Markovskaya), as well as the methods of mathematical statistics and Structural Equation Modeling. It was found that the relationship between generations is influenced in a synergistic effect by both group values of preserving traditions and individual values of independence of views and actions. Based on the data obtained, we can draw a conclusion about the potential resource readiness of the younger generation both for social changes and for maintaining the status quo in modern sociocultural society.

Keywords: modern transitive society, cultural values, transformation of intergenerational transmission, Udmurt and Komi-Permian families, parent-child relations, Udmurts, Komi-Permyaks.

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2022, vol. 16, issue 3, pp. 519-527. In Russian.

REFERENCES

Branskij V. P. Globalizacija i sinergeticheskij istorizm. Sinergeticheskaja teorija globalizacii [Globalization and synergistic historicism. Synergistic theory of globalization]. St. Petersburg, Politehnika Publ., 2004. 395 p. In Russian.

Gagaev A. A., Gagaev P. A., Letkina N. V. Udmurtskij kosmo-psiho-logos v antropologicheskom sravnenii mokshi, jerzi, udmurta [Udmurt cosmo-psycho-logos in anthropological comparison of moksha, erzi, udmurt]. Soci-osfera [Sociosphere], 2017, no. 4, pp. 40-47. In Russian.

Gusel'ceva M. S. Osobennosti mezhpokolennyh otnoshenij v uslovijah tranzitivnogo obshhestva [Features of intergenerational relations in a transitive society] // Mir psihologii [The world of psychology], 2017, no. 1 (89), pp. 3851. In Russian.

Khotinets V. Ju. Cennostnye prediktory osobennostej vzaimodejstvija roditelej s det'mi v finno-ugorskih i russ-kih sem'jah [Value predictors of the peculiarities of the interaction of parents with children in Finno-Ugric and Russian families] // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika [Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: Psychology and Pedagogy], 2019, no. 1, pp.7-19. In Russian.

Khotinets V. Ju. Jetnicheskaja identichnost' i tolerantnost' [Ethnic identity and tolerance]. Moscow, Jurajt Publ., 2020. 121 p. In Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khotinets V. Ju. Jetnicheskoe samosoznanie [Ethnic identity]. St. Petersburg, Aletejja Publ., 2000. 235 p. In Russian.

Khotinets V. Ju. O soderzhanii i sootnoshenii ponjatij jetnicheskaja samoidentifikacija i jetnicheskoe samosoznanie [On the content and relation of the concepts of ethnic self-identification and ethnic self-awareness] // Sociolog-icheskie issledovanija [Sociological research], 1999, no. 9, pp. 67-73. In Russian.

Lur'e S. V. Psihologicheskaja antropologija: istorija, sovremennoe sostojanie, perspektivy: uchebnoe posobie dlja vuzov [Psychological anthropology: history, modern state, prospects: a textbook for universities]. Moscow, Akad-emicheskij Proekt Publ., 2020. 624 p. In Russian.

Marcinkovskaja T. D. Pokolenija jepohi tranzitivnosti: cennosti, identichnost', obshhenie [Generations of the Transitivity Era: Values, Identity, Communication] // Mir psihologii [The world of psychology], 2017, no. 1 (89), pp. 24-37. In Russian.

Markovskaja I. M. Psihologija detsko-roditel'skih otnoshenij [Psychology of child-parental relations]. Chel-jabinsk, JuUrGU Publ., 2007. 91 p. In Russian.

Markus D. O sociokul'turnoj antropologii SShA, ee problemah i perspektivah [On US sociocultural anthropology, its problems and prospects] // Jetnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review], 2005, no. 2, pp. 43-55. In Russian.

Marova N. D. Paradigmy interpretacii teksta [Paradigms of text interpretation]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical Institute Publ., 2006. 209 p. In Russian.

Mead M. Kul'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 429 p. In Russian.

Nazmutdinova I. K. Semejnyj jetiket v sisteme tradicionnoj i sovremennoj kul'tury udmurtov Avtoref. dis. kand. ist. nauk. [Family etiquette in the system of traditional and modern culture of the Udmurts. Extended abstract of Cand. hist. sci. diss.]. Izhevsk, 2013. 23 p. In Russian.

Nikitina G. A. Narodnajapedagogika udmurtov [People's pedagogy of the Udmurts]. Izhevsk, Udmurtija Publ., 1997. 136 p. In Russian.

Petrov A. N. Udmurtskij jetnos: problemy mental'nosti [Udmurt ethnic group: problems of mentality]. Izhevsk, Udmurtija Publ., 2002. 141 p. In Russian.

Ramiz A. K., Vakil C. R. Socio-psychological issues of changing values in adolescents - youth in education. Práxis Educacional, 2020, no. 16 (37), pp. 578-590.

Sajko Je.V. Pokolenie budushhego v postroenii budushhego i budushhee v formirovanii novogo pokolenija [Generation of the future in building the future and the future in forming a new generation] // Mir psihologii [The world of psychology], 2017, no. 1 (89), pp. 3-10. In Russian.

Schwartz S. H., Cieciuch J. Measuring the refined theory of individual values in 49 cultural groups: Psycho-metrics of the revised Portrait Value Questionnaire. Assessment, 2021. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/ 10.1177/1073191121998760 (accessed 18 August 2021).

Tam K.-P. Understanding intergenerational cultural transmission through the role of perceived norms. Journal of Cross-Cultural Psychology, 2015, no. 46 (10), pp. 1260-1266.

Triandis H. C. Individualism-collectivism and personality. Journal of Personality, 2001, no. 69 (6), pp. 907-924.

Trommsdorff G. Intergenerational relations in cultural context and in socio-economic change. In: Timmerman C. (eds.). Youth in education: The necessity of valuing ethnocultural diversity. London, Routledge, 2016. pp. 11-26.

Received 22.09.2021

Khotinets Vera Yuryevna,

Professor, Doctor of Sciences (Psychology), Udmurt State University, 1, Universitetskaya st., Izhevsk, 426034, Russia, E-mail: khotinets@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.