Научная статья на тему 'Аксиологические и мотивационные аспекты формирования культуры здорового образа жизни молодежи'

Аксиологические и мотивационные аспекты формирования культуры здорового образа жизни молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологические и мотивационные аспекты формирования культуры здорового образа жизни молодежи»

Таблица 3

Диагностика весомости стилевого и ситуационного компонентов инструментальной сферы учащегося, эффективности деятельности и темпа стилеразвития, балл

Испытуе- мый Стилевой компонент Ситуационный компонент Эффективность деятельности Темп стабилизации

1 6,00 4,00 5,00 3,00

2 2,00 8,00 1,00 5,00

3 5,00 5,00 4,00 3,00

4 8,00 2,00 5,00 2,00

5 3,00 7,00 2,00 4,00

6 5,00 5,00 4,00 3,00

7 4,00 6,00 3,00 3,00

8 6,00 4,00 5,00 3,00

9 2,00 8,00 1,00 5,00

10 8,00 2,00 5,00 2,00

11 5,00 5,00 4,00 1,00

12 4,00 6,00 3,00 3,00

13 5,00 5,00 4,00 3,00

14 6,00 4,00 5,00 2,00

15 9,00 1,00 5,00 2,00

16 2,00 8,00 1,00 5,00

17 3,00 7,00 1,00 5,00

18 5,00 5,00 3,00 4,00

18 2,00 8,00 2,00 5,00

20 6,00 4,00 4,00 3,00

21 1,00 9,00 1,00 4,00

Таблица 4

Корреляции весомости стилевого и ситуационного компонентов инструментальной сферы учащегося, эффективности деятельности и темпа стилеразвития

Компонент Стилевой Ситуационный Эффективность Темп

Стилевой - -0,313 (р = 0,05) 0,408 (р=0,05) -0,803 (р = 0,01)

Ситуационный -0,313 (р = 0,05) - -0,228 0,803 (р = 0,01)

Эффективность 0,408 (р = 0,05) -0,228 - -0,864 (р = 0,01)

Темп -0,803 (р = 0,01) 0,803 (р = 0,01) -0,864 (р=0,01) -

Таким образом, в результате проведенного исследования были получены следующие выводы.

Соотношение устойчивого (стилевого) и ситуационного компонентов инструментальной сферы учащегося не является стабильным и зависит, с одной стороны, от общего уровня развития индивидуального стиля данного учащегося, с другой стороны - от степени новизны задачи и условий выполнения учебной деятельности.

Стилевые и ситуационные компоненты выполняют различные функции в процессе взаимодействия: стилевые определяют преимущественно эффективность учебной деятельности вне непосредственного учета новизны ситуации; ситуационные обеспечивают учет новых условий, соответственно, гибкость и вариативность инструментальной системы без акцентирования эффективности деятельности.

Ситуационные компоненты инструментальной сферы обеспечивают динамику стилевых проявлений за счет отбора ситуационных способов и приемов, их постепенного замещения и преобразования и последующей стабилизации - включения в состав индивидуального стиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов Е. А. Психология профессионала. - Москва-Во-ронеж, 1996.

2. Леонтьев Д. А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. - М., 1998.

3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности / под ред. Е. А. Климова. - Москва-Воронеж, 1996.

4. Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - М., 2002.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ

И. В. Новоселова, ст. преподаватель

Омский государственный педагогический университет

В современных социально-экономических условиях самым значимым феноменом, характеризующим развитость и благополучие общества, становится здоровье. Оно отражает право каждого человека на физическое, духовное, психическое и социальное благополучие, обеспечивается здоровым образом жизни (ЗОЖ) и культурологической направленностью обучения и воспитания.

Ценности здоровья и ЗОЖ не являются врожденными -они приобретаются в течение многих лет под влиянием семьи, ближайшего окружения, общественных ориентиров и др. Важнейшим условием становится создание валеологически обусловленной здоровьеформирующей образовательной среды, где появляется реальная возможность через совместную деятельность со взрослыми и сверстниками формировать картину мира, обеспечивающую ориентацию личности в жизненных ситуациях и дающую каждому средства для профессионального, культурного, духовного и социального определения.

Кардинальные перемены, охватившие социальную и экономическую сферы, повлекли за собой существенные изменения в жизни взрослых и детей. Особенно уязвимыми оказались подростки. Кризис общества разрушил старые идеалы и ценности, не дав четких нравственных ориентиров, в том числе в вопросах здоровьесберегающего поведения. Подростковый кризис, содержание которого составляет остро протекающий переход от детства к взрослости, сам по себе является фактором риска для здоровья, усугубляя подростковые проблемы. Здоровье даже у взрослого человека занимает далеко не всегда первое место, он отводит его материальным благам, карьере, жизненному успеху. Подросток, для которого важнейшими являются общение со сверстниками и интериориза-ция ценностей молодежной субкультуры, определяющие все остальные стороны его поведения и деятельности, мало ценит такие категории, как здоровье и культура ЗОЖ. Вместе с тем возраст от 10-12 лет наиболее благоприятен для формирования культуры ЗОЖ, что обусловлено доминированием базовой потребности в самопознании и самосовершенствовании. Этот период характеризуется как наиболее сенситивный для развития двигательных навыков, приобщения к систематическим занятиям физической культурой, а также формирования ценностных ориентаций и мотивации на ЗОЖ. Все сказанное представляется особенно актуальным в отношении девочек-под-ростков, чье здоровье - залог здоровья будущих поколений. Смысл формирования культуры здорового образа жизни заключается в том, чтобы здоровье из разряда жизненно необхо-

димой потребности становилось условием социализации и духовности девочки-школьницы. Связать в сознании подростка такие понятия, как культура здоровья, жизненное и профессиональное самоопределение, сформировать навыки здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью - важнейшая воспитательная задача гуманистической педагогики.

Наши исследования свидетельствуют, что формирование культуры здорового образа жизни молодежи - это не только физкультурно-оздоровительные и профилактические медицинские мероприятия. Это система социально-педагогических воздействий, формирующих сознание, духовность, культуру, образ жизни, поведенческий стиль личности. Именно культура ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению личностных, профессиональных, общественных функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности в направлении формирования, сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья.

Культурные человеческие потребности не даны, а только заданы природой, они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформирован-ности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях.

К числу наиболее общих социальных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной личности.

Степень сформированности этих потребностей зависит прежде всего от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности.

Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные качества человека, его жизненные ориентиры и ценности. А. Г. Щедрина отмечает: «Главное в формировании образа жизни - сам человек, мотивы его поступков, образ мыслей».

В своих исследованиях мы определяем содержание понятия «культура здорового образа жизни школьниц» как системно-структурное образование, отражающее личностные и социально значимые потребности в здоровье, интегрированные в знаниях, практической деятельности и включающее духовные, психические и социальные детерминанты поведения при освоении ценностей здорового образа жизни.

Основными содержательными компонентами культуры ЗОЖ молодежи являются:

1. Валеологическая грамотность как степень усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья.

2. Мотивационные ориентации и социально-духовные ценности как степень сформированности установки на ЗОЖ, выражающейся в мотивах, интересах, убеждениях, ценностях, потребностях и менталитете здорового образа жизни.

3. Физическое самосовершенствование как признание физической культуры частью общей культуры человека; стремление к физическому совершенству, освоение ценностного потенциала физической культуры.

4. Оздоровительная деятельность как субъектная позиция в здравотворческой деятельности; умение самостоятельно следовать индивидуальному оздоровительному маршруту; активная включенность в оздоровительную деятельность.

Ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности и являются элементом мировоззрения, поэтому можно предположить, что их формирование как целостной психологической структуры начинается в период между подростковым и началом юношеского возраста.

Для ценностного отношения к здоровью подростку необходимы ориентации на идеалы здорового образа жизни, которые должны стать для него важными, ценными и, закрепившись в сознании, регулировать его поведение.

Социальные процессы последних 10-15 лет в нашей стране сказались как на уровне общественного сознания, так и на индивидуальной системе ценностных ориентаций. Поэтому и видение мира подростком отражает самые острые, болезненные проблемы общества (безработица, бедность, право силы и денег, алкоголизм, наркомания). В подростковом возрасте важным и значимым является общение со сверстниками, идет активный поиск группы как образца для сравнения. Группа становится ведущим фактором развития личности, и именно она служит для подростка носителем социальных норм и ценностей.

Поэтому одним из главных в формировании ценностного отношения к ЗОЖ у подростка становится ближайшее окружение, формирующее социальную и образовательную среду.

Здесь можно выделить два аспекта: объективно-содержательный (т. е. содержание, которое является для субъекта наиболее значимым) и субъективно-личностный аспект (осознание себя в отношении к этому содержанию или через него). Первый аспект в нашем исследовании определен как здоровый образ жизни. Второй, т. е. осознание себя в отношении к здоровому образу жизни или через него, формируется в процессе становления самосознания подростка. Вопросы, задаваемые подростком в ходе развития самосознания: поиска идентичности, реального Я - «это не только вопросы “сущего”, но и вопросы “должного”», - утверждает А. Маслоу (7). Ответы на эти вопросы и определяют образ жизни подростка.

Следовательно, проблема ценностного отношения к ЗОЖ для подростка заключается в осознании и понимании ценности и важности для него и здоровья, и ЗОЖ как условий жизненной самореализации.

Опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, тогда как двигательная активность, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека формируется мотивация, т. е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем большего он может добиться в будущем, ибо, как заметил Сократ, «здоровье - не все, но все без здоровья - ничто».

Другая проблема ценностного отношения к здоровому образу жизни для подростка рождается из противоречия между знанием правил, положений, идеалов здорового образа жизни и действительностью жизни, т. е. между «словом и делом». Телевидение, радио, школа пропагандируют положения ЗОЖ, но сами взрослые редко придерживаются этих правил в повседневной жизни. «Двойной стандарт» разрушает и без того еще не сложившееся ценностное отношение к здоровому образу жизни подростка.

Проблему ценностного отношения к здоровому образу жизни создает и сама пропаганда знаний о ЗОЖ. Чаще всего это происходит в назидательной и категоричной форме, без учета возрастных особенностей подростка, не дает яркой эмоциональной окраски и не касается чувств, а следовательно, не привлекает подростка. Подросток, как правило, получает знание о ЗОЖ в словесной форме, не усваивая их через действия и поведение, он не получает, таким образом, необходимого опыта как в сфере сознания, так и в сфере деятельности.

Между тем, чем больше он знает о своей собственной природе, своих глубинных желаниях, своем темпераменте, своей конституции, своем здоровье, о том, что он ищет, к чему стремится и что в действительности доставляет ему удовлетворение, - тем более непринужденными, автоматическими становятся его ценностные выборы (7, 46-71).

Классифицируя мотивы, следует различать их по разным признакам. Например, в голоде, жажде, половом влечении, материнстве усматривается физиологическая основа развития, которая характеризует психофизиологические механизмы функционирования всего организма. Наряду с этим возникают мотивы приобретенные - потребность в информированности, образовании, которые формируют интересы, взгляды, убеждения, складывающиеся в систему ми-

ровоззренческих понятий. Эти мотивы не наследуются, а формируются.

При формировании мотивации и совершенствовании мотивационно-волевых и ценностных установок на сохранение и укрепление индивидуального здоровья следует ориентироваться на две группы мотивов:

1. Смыслообразующие мотивы (внутренние) придают деятельности субъективный, личностный смысл, переводят общественно значимые ценности ЗОЖ на личный уровень и опосредуют интересы, увлечения, отношения и мировоззрение.

2. Мотивы-стимулы (внешние) побуждают и направляют деятельность по сохранению и укреплению здоровья.

Формирование мотивации стиля здоровой жизнедеятельности - важнейшая педагогическая проблема, и нужно понимать, что приказы и назидания не могут заставить подростков вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если они сознательно не будут следовать этим правилам.

Мы считаем, что в основе формирования здоровьесберегающей мотивации девочки-подростка могут быть следующие мотивы:

1. Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие прямо угрожает жизни, он его не совершает. Формулировка личной мотивации может быть такой: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моей жизни и моему здоровью».

2. Долженствование (внутренний аспект). Человек живет в обществе, которое на протяжении столетий создавало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть полноправным членом общества, в котором живу. От моих действий и образа жизни зависят здоровье и благополучие других».

3. Самосовершенствование. Этот мотив формулируется так: «Если я буду здорова, то смогу выбрать для себя любой жизненный путь. Мое здоровье будет способствовать осуществлению моих жизненных планов».

4. Гедонизм. Эта простая положительная установка может быть сформулирована следующим образом: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать эту чувство». Наши исследования показывают, что этот мотив является доминирующим для приобщения к здоровьесберегающей деятельности: девочки-подростки получают удовольствие и от эмоционально окрашенного процесса занятий, и от изменений, происходящих с ними в результате этих занятий.

5. Доминирование может быть выражено следующим образом: «Если я буду здорова, то смогу все то, что могут мои сверстники. Я смогу быть равной среди них. Я смогу по своему желанию изменять свою роль в человеческом сообществе и свое местонахождение; смогу выбрать любую профессию, совершенствоваться в ней и достигать намеченных целей; здоровье будет этому благоприятствовать».

6. Половая самореализация. Этот мотив чрезвычайно значим, так как способствует базовой потребности самоидентификации и сочетает в себе как органическую, так и приобретенную в процессе жизнедеятельности мотивацию. Формулировка: «Здоровье дает мне возможность выполнять свою жизненную стратегию, обусловленную полом; я смогу продолжить род и достичь сексуальной гармонии». Этот мотив особенно значим для девочки-подростка, у которой сексуальная активность может значительно опережать сексуальную зрелость и потребность.

7. Оценка окружающих (внутренняя стимуляция). Этот мотив может быть сформулирован так: «Я здорова. Меня не беспокоит физическое состояние. Я не испытываю физический дискомфорт. Я востребована в сообществе людей и любима близкими. У меня есть любимое дело. Мне все удается. Я счастлива, и это ощущение дает мне мое здоровье».

Примечательно, что эта формулировка включает в себя все компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное. Это обусловлено реализацией базовой потребности в общении, игрой и развлечением, соперничеством с другими.

8. Физическое саморазвитие выражается в приобретении практических навыков оздоровительной деятельности, двигательной активности, развитии физкультурно-спортивных интересов (получение удовольствия от движений и управление своим телом).

Сформированность здоровьесберегающих мотивов характеризует уровень сформированности культуры ЗОЖ в целом. Современная система образования представляет собой культурное пространство, направленное на обучение и воспитание, на «выращивание» культурных норм поведения, интериоризируя которые, ребенок расширяет возможности своего мышления, формирует свой образ жизни и стиль поведения.

Построенная преимущественно в рамках традиционной, «социоцентрической» модели образования, массовая школа ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, в том числе и в области ЗОЖ. Однако знания, передаваемые в назидательной форме, зачастую остаются невостребованными в повседневной жизни; особенно это касается знаний о здоровье при относительно благополучном (при субъективной оценке) состоянии здоровья школьников.

Формирование культуры ЗОЖ - процесс не только комплексный, но и длительный. В условиях разработанной нами педагогической системы оздоровительного центра для девочек «Расти здоровой!» он осуществляется в три этапа: на мотивационно-диагностическом этапе преобладают личностно значимые мотивы здоровьесбережения, однако их проявления ситуативны; на втором этапе - проектировочно-практическом - эти мотивы укрепляются, становятся устойчивыми, что заключается в активном участии школьниц во всех видах деятельности оздоровительного центра; третий этап - социально-деятельностный - характеризуется преобладанием социально значимых мотивов. Приобретая валеологические знания, совершенствуясь в физкультурно-оздоровительной деятельности, накапливая духовный потенциал, школьница от доминирования личностно значимых мотивов приходит к миссионерской деятельности, транслируя идеи здоровьесбере-жения и физкультурно-оздоровительной деятельности в молодежной среде.

Таким образом, логика образовательного процесса создает определенный алгоритм формирования здоровьесберегающих мотивов: сформированность личностно значимых мотивов и освоение программы первого уровня «Я и мое здоровье» - фиксирование проблем здоровьесбережения в молодежной среде; обучение навыкам ведения диалога, укрепление социально значимых мотивов и переход на программу второго уровня «Я помогу тебе стать здоровым».

Результаты исследования подтверждают, что разработанная нами педагогическая система не только создает благоприятные условия для формирования культуры ЗОЖ и укрепления индивидуального здоровья, но и имеет социальную направленность, позволяя подросткам выстраивать свою модель ЗОЖ и определиться профессионально, опираясь на социально значимые мотивы оздоровительной деятельности. Занятия в оздоровительном центре, работа в миссионерских проектах, обучение гуманитарным специальностям - таков путь многих подростков. Сегодня становится очевидным, что валеологический компонент является важнейшим в профессиональной области «человек - человек». Он важен для педагога, вне зависимости от того, какой предмет он преподает; медицинского работника, юриста, менеджера. Его значимость - в укреплении индивидуального общественного здоровья, что нашло свое отражение в национальных проектах «Образование» и «Здравоохранение». Ценностные ориентации педагогов и родителей на здоровьесбережение способствуют формированию положительного образа «Я» каждого

ребенка, включающего твердую убежденность в импонировании другим людям, чувство значимости. Такой образ «Я» делает его субъектом общения и здоровья и создает ситуацию успеха.

Таким образом, в разработанной нами педагогической системе оздоровительного центра подросток выступает не только объектом целенаправленных педагогических воздействий, но и субъектом своего становления как гармоничной личности, с высоким уровнем культуры здорового образа жизни и индивидуального здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.

2. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. - М., 1986.

3. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.

4. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека. - М., 2001.

5. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.

6. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.

7. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М., 1999.

8. Тихомандрицкая О. А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и потребностно-мотивационной сферы // Мир психологии. - 1999. - № 3.

ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю. Б. Дроботенко, преподаватель

Омский государственный университет

Некоторые аналитики считают, что вслед за Европой Россия вступила в фазу «новой экономики»1, основанной на знаниях, или информационной экономики. Известно, что знания бывают трех видов: know how - практическое (знаю, как делать), know way - теоретическое (знаю путь, чтобы делать), know what for - стратегическое (знаю, зачем делать). Задачей является превращение этих знаний в товар. Проблема состоит в том, что все эти знания связаны между собой, но в товар быстрее всего превращается только знание первого вида путем коммерциализации технологий. Государственной задачей является гармоничное развитие всех типов знаний, сохранение в обществе интеллектуальных российских традиций, недопущение изменения приоритетов в образовании и науке ради сиюминутной выгоды. Если не добиться этого, Россия может превратиться в сырьевую или «сборочную» (реализующую чужие технологии в конечном продукте) периферию цивилизации. Современные цифровые, био-, нано- и т. д. технологии, развитие информационно-коммуникационных сетей, расширение торговли - это потенциальные возможности реализации личности и, как следствие, возможности государства преодолеть кризис. Но современные технологии требуют высокого образовательного уровня. Предполагается, что

в обществе с «новой экономикой» люди сами ответственны за качество своей жизни. Мировой опыт показывает, что наиболее адаптивными являются экономики тех стран, в которых средний уровень образования населения выше, т. е. именно творческая активность и самостоятельность граждан способствуют развитию новых секторов экономики, модернизации ее структуры. Поэтому дефицитным ресурсом общества с «новой экономикой» являются творческие работники, способные самостоятельно поддерживать уровень своей квалификации (12, 37-38).

Правительством выделены основные направления деятельности государства на период до 2008 г. в области образования:

- приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда;

- внедрение и развитие информационно-образовательных технологий;

- формирование эффективного рынка образовательных услуг;

- обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля.

И все же сегодня невозможно говорить об образовании вообще и профессионально-педагогическом в частности, не учитывая нарастающих процессов глобализации, контекста международного образовательного пространства. 19 июня 1999 г. произошло знаковое для Европы событие - подписание Болонской декларации. Министры, отвечающие за высшее образование в 29 странах Европы, поставили перед собой общую цель о создании объединенного и гармоничного европейского пространства высшего образования к 2010 г. В настоящее время Болонский процесс, представляющий общеевропейский процесс реформирования государственных систем высшего образования для достижения совместимости и сопоставимости, охватывает 40 стран, включая Россию с сентября 2003 г.

Участие России в Болонском процессе расценивается неоднозначно. Одни говорят, что для российской высшей школы наступит сезон «золотых дождей»: мобильность студентов, преподавателей и вузовских исследователей; академическое и профессиональное признание отечественных дипломов на всем европейском пространстве рынка труда; свободное трудоустройство выпускников наших вузов в любой европейской стране и др. Другие, напротив, предупреждают о «роковых» последствиях для России, особенно о снижении традиционно высоких качественных параметров высшего образования, утрате его главного достоинства - фундаментальности, ослаблении конкурентоспособности наших вузов на европейском и мировом образовательных рынках (1; 2).

На наш взгляд, участие в Болонском процессе чрезвычайно важно для России, так как прозрачная и качественная система образования, построенная на «болонских» принципах, поможет России утвердить статус европейской державы, снять долю настороженности в ее восприятии со стороны европейцев как страны непонятной и непредсказуемой. Укрепление авторитета страны через качественное высшее образование может представлять собой немаловажный политический ресурс (5).

Образовательные реформы, проводимые Советом Европы - это, прежде всего, процесс усиления гармонизации национальных образовательных систем и их постепенной, целенаправленной конвергенции. Речь идет об «упорядоченном многообразии», и в этом ракурсе Болонская декларация -это декларация понимания общих проблем.

1 «Новая экономика» - синоним понятия «общество, основанное на знаниях», экономика, характеризующаяся большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами (6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.